Научная статья на тему 'Реализация теории свободного воспитания в процессе формирования нравственности и развития психической устойчивости ребенка'

Реализация теории свободного воспитания в процессе формирования нравственности и развития психической устойчивости ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
252
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Валеев А. А.

Автором раскрываются некоторые важные аспекты теории свободного воспитания, получившие воплощение в конкретном педагогическом опыте в практике школы А. Нейлла. Анализируется, как в созданном известным английским педагогом воспитательном пространстве решались сложные педагогические задачи воспитания без принуждения, предоставления детям права самостоятельной организации своей жизни, обеспечения условий для развития психической устойчивости ребенка и формирования его нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of Free Education Theory in the Process of Morality Building and Mental Development of a Child

The author reveals some important aspects in the process of free education, that were realized in a definite pedagogical experience of A. Neyll's school. The article contains the analyses of solution of difficult pedagogical tasks of unforced education, giving children the right of self-organization, creating the conditions for psychic on the material of famous English pedagogue.

Текст научной работы на тему «Реализация теории свободного воспитания в процессе формирования нравственности и развития психической устойчивости ребенка»

№ 3/4, 2007

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

РЕБЕНКА

А. А. Валеев, доцент кафедры английского языка Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

Автором раскрываются некоторые важные аспекты теории свободного воспитания, получившие воплощение в конкретном педагогическом опыте в практике школы А. Нейлла. Анализируется, как в созданном известным английским педагогом воспитательном пространстве решались сложные педагогические задачи воспитания без принуждения, предоставления детям права самостоятельной организации своей жизни, обеспечения условий для развития психической устойчивости ребенка и формирования его нравственности.

Педагогика знает множество традиций и подходов в понимании нравственного воспитания, которые воплощались в разнообразных концепциях, имевших как теоретическое обоснование, так и практическое воплощение в деятельности лучших умов педагогической мысли. К когорте замечательных педагогов-прак-тиков можно отнести и одного из апологетов свободного воспитания Александра Нейлла. В созданной им в Англии школе Саммерхилл (1923 г.) он воплотил основную идею этой воспитательной системы — самоценность человеческой личности, в основе которой лежит нравственная мотивация.

Цементирующим началом успешной реализации ведущих принципов своей педагогической теории Нейлл всегда считал психическую устойчивость ребенка и его духовное развитие, основанные, в свою очередь, на неформальном педагогическом общении. Именно в этом общении, в котором ребенок участвует в качестве субъекта, развиваются лич-ностно и социально значимые качества личности, вырабатывается активная жизненная позиция, происходит постепенное накопление нравственных ценностей. Нравственное становление личности ребенка Нейлл не мыслил без его эмоциональной устойчивости.

Мнение, согласно которому нравственного развития личности можно достичь путем просвещения, Нейлл считал

неверным, так как обучать нравственности нельзя. Нравственное просвещение есть сознательное влияние на предельно индивидуализированный и в целом протекающий стихийно процесс. «Большинство родителей полагают, что они погубят ребенка, если не сформируют у него нравственные ценности, не будут постоянно указывать, что хорошо и что плохо. Практически каждые мать и отец считают, что их главный долг — внедрить в него нравственные ценности. Они думают, что без такого обучения ребенок вырастет дикарем, с неуправляемым поведением и не умеющим заботиться о других»1. Подобная точка зрения, по Нейллу, исходит из идеи об изначальной греховности человека, о его дурной природе, которую надо непременно исправлять. В этом процессе соединяются усилия церкви и родителей. Вместе они стараются «возвысить» ребенка, одновременно вселяя в него страх — перед Божьим наказанием или наказанием взрослых. Страх же, по убеждению Нейлла, является не средством формирования нравственности, а началом психических расстройств.

Разрабатывая далее столь непростую проблему, Нейлл безапелляционно заявляет, что именно нравственное наставление делает ребенка плохим; более того, ребенок всегда будет нравственно изуродованным, если его принуждать быть хорошим. «Родители редко понима-

© А. А. Валеев, 2007

ют, какое ужасное влияние оказал на их ребенка непрерывный поток запретов, наставлений, нравоучений и навязывания ему всей системы нравственного поведения, до которой ребенок еще не дорос, которую он не мог понять, а поэтому не мог и с желанием принять» (р. 218). От них же требуется лишь проявление терпения и сохранение в душе уверенности, что их ребенок рожден изначально хорошим; и он неизбежно превратится в хорошего человека, если только его не подгонять и не устрашать, не искажать его естественное развитие внешними воздействиями. Нейлл был убежден в том, что учение — это процесс приобретения ценностей из своего окружения.

Очень часто педагог наблюдал, как нравственное воспитание в школах приобретает непродуктивную форму морализаторства и морального террора, которым не дано оценить по-настоящему добрую волю человека. Их удел — насильственное осчастливливание людей путем навязывания им через жесткую регламентацию определенных внешних форм поведения, нравственная значимость которых сама по себе не вызывает сомнения. По Нейллу, нравственность никак не может быть усвоена чисто внешним образом, ибо она основывается прежде всего на личностной автономии. Свою воспитательную систему в Саммерхилле он строил на принципах теории свободного воспитания, направленного на формирование одухотворенной, психически уравновешенной и созидающей себя личности.

В основу воспитания Нейлл положил поступок ребенка как фундамент его духовного развития. Взяв на вооружение слова Аристотеля: «Каковы поступки, таковы и нравственные качества человека», — английский педагог писал: «Поступок пробивается к бессознательному там, где словам это не под силу. Вот почему любовь и принятие так часто избавляют ребенка от проблем... Я на практике доказал, что свобода и отсутствие моральной дисциплины излечили

многих детей, чье будущее виделось как сплошная тюрьма. Подлинная свобода, существующая в совместной жизни, похоже, делает в Саммерхилле для многих то, что психоанализ делает для отдельного человека. Она высвобождает скрытое. Она, как дуновение свежего воздуха, проветривает душу, чтобы очистить ее от ненависти к себе и к другим. Мы, педагоги, должны принять ту или иную сторону: власть или свобода, дисциплина или самоуправление. Никакие половинчатые меры не годятся — положение слишком критическое» (р. 252). Идеалом педагога, способного формировать нравственность ребенка, для Нейлла были люди, умеющие быть на равных с учениками, не ставить себя выше их; избавившиеся от ложного чувства собственного превосходства; исключившие из методов воздействия на учеников сарказм, запугивание; люди, наделенные бесконечным терпением, способные видеть далеко вперед и готовые верить в конечный результат.

Из всего вышеизложенного становится абсолютно ясным отношение Нейлла к наказаниям: он был против использования наказаний для принуждения ребенка принять те или иные нравственные нормы. Надо отметить, что дискуссии о соотношении свободы и принуждения в воспитании показательны для начала XX в. Сторонники свободного воспитания выступали с резкой критикой использования наказаний в воспитании, поскольку те вызывают у детей лишь страшную горечь и жажду мщения, пресмыкающееся раболепство и льстивость. Педагоги-гуманисты тоже использовали в своей практике различные наказания, однако в их воспитательных системах наказание принимало характер правового акта, который осуществлялся органами детского самоуправления. Так, например, общее собрание в Саммерхилле разбирало различные жалобы, которые возникали вследствие нарушения детьми законов общежития, установленных самими детьми.

Причем дети обходились с нарушителями с замечательной беспристрастностью и мудростью, отличались удивительным чувством справедливости. Вся эта процедура имела несомненное воспитательное значение.

Существует мнение, что дети в роли судей могут быть очень суровы. Опыт Саммерхилла утверждает обратное. За всю его историю дети не приняли ни одного слишком жесткого наказания. Более того, взыскание даже было связано с характером провинности. Не подозревая о существовании «метода естественных последствий», дети поступали в соответствии с ним. Например, по делу четырех мальчиков, которые забрались на лестницу, принадлежавшую строителям, собрание решило, что в качестве наказания они должны подниматься и опускаться по лестнице в течение десяти минут без перерыва. В другом случае двух мальчиков, которые кидались комьями земли, обязали привозить тачками землю и разравнивать площадку для игр.

За некоторые проступки следовали автоматические наказания в виде штрафа, лишения карманных денег, запрещения пойти в кино. К таким нарушениям относились езда на чьем-либо велосипеде без разрешения хозяина, плохое поведение в кино, хождение по крыше, разбрасывание еды в столовой. Обычно вердикт собрания принимался виновным как должное. Если же этого не происходило, он мог отказаться от постановления собрания и председатель еще раз выносил вопрос на обсуждение.

Интересно, что провинившиеся никогда не испытывали гнева или ненависти по поводу наказания, прежде всего потому, что наказания не унижали детей морально. В результате дети осознавали свою вину и то, что должны понести наказание. Важно отметить, что собрание от начала до конца организовывалось и проводилось детьми. Лишь в очень редких случаях дети обращались ко взрослым с просьбой о совете.

Педагог, психолог и психотерапевт А. Нейлл не забывал о том, что нрав-

ственное формирование личности тесно связано с социализацией, межличностный механизм которой реализуется в процессе общения ребенка с субъективно значимыми для него лицами — родителями, друзьями, взрослыми и т. д. Действие всех механизмов социализации в большей или меньшей мере опосредуется внутренним диалогом. В нем ребенок либо отвергает, либо принимает те ценности, что свойственны сообществу и всем значимым для него лицам. Иначе говоря, ребенок формируется и изменяется в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в ней и самого себя. В процессе незаметной, не видимой ребенком воспитательной работы Нейлл исподволь взращивал в воспитанниках способность к изменению ценностных ориентаций и умению находить баланс между своими ценностями и требованиями детского сообщества. Например, на вопрос о том, что делает педагогический коллектив с ребенком, который огрызается, Нейлл с уверенностью отвечал: «Ни один ребенок в Саммерхилле никогда не огрызается. Ребенок огрызается только тогда, когда кто-то, страдающий повышенным чувством собственного достоинства, обращается с ним как с неполноценным. В Саммерхилле мы говорим на языке детей. Если бы учитель пожаловался мне, что дети огрызаются, я бы решил, что он никуда не годится» (р. 306).

Между тем Нейлл понимал, что у растущего человека должны развиваться компенсирующие качества, способные стать опорой в его дальнейшей жизнедеятельности. Об их недостаточной развитости свидетельствуют чувства неполноценности и амбициозности, которые проявляются у ребенка во взаимоотношениях с другими людьми. Критерием полноценного развития человека выступает его способность к полезной деятельности в обществе, а также к примирению разума с реалиями жизни. Как известно, этот критерий австрийский психолог А. Адлер называл социальным чув-

ством, видя в нем важнеишии и решающий фактор нормального развития человека, с чем полностью был согласен и английский педагог.

Как уже отмечалось, своим главным детищем Нейлл считал создание в Сам-мерхилле истинного самоуправления, одной из главных функций которого была выработка норм и правил общежития. Принятие и модификация основных правил общего поведения происходили на собрании в начале каждого семестра общим голосованием. Собрание рассматривало самые разнообразные вопросы, касающиеся правил общежития, организации жизни школы, нравственных проблем. Оно проходило в атмосфере серьезности, откровенности и доверия. Не игнорировалось ни одно мнение. Все присутствовавшие ощущали значимость ситуации, понимая, что только так можно выработать те нравственные нормы, которым они могут и хотят следовать. С этого дня совместно выработанные правила жизни становились руководством к действию. Таким образом, формирование нравственности как совокупности нравственного сознания, навыков и привычек в Саммерхилле было связано с соблюдением норм, правил и требований, выработанных самими детьми.

Организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления стимулировала в каждом ребенке стремление к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Нейлл отмечал: «Образование призвано готовить детей к жизни в обществе и одновременно помогать им стать независимыми личностями, и самоуправление, без сомнения, делает и то, и другое» (р. 11). И далее: «Саммер-хилл — бесклассовое общество, значима лишь личность человека. Самым важным становится его социальная установка, т. е. способность быть хорошим членом сообщества» (р. 174).

Когда человек обретает свободу, он начинает заниматься поиском смыслов: «Что есть добро? Что есть зло? Какой смысл имеет мой данный поступок? В

чем смысл моего такого отношения к людям?» и т. д. Нейлл считал, что личность, способная к поиску ответов на эти вопросы, способна к обретению свободы, а следовательно, и к обретению силы.

Наблюдая за жизнью своих воспитанников, Нейлл замечал, что дети обладают богатыми психофизиологическими возможностями. На каждой ступени их развития обнаруживается избирательная восприимчивость к внешним воздействиям: дети наиболее эффективно овладевают не любыми, а лишь определенными способами деятельности. Для многих воспитанников характерны неравномерность детского развития, наличие особых сложных моментов становления личности. Как известно, 3. Фрейд рассматривал такие моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Данное явление в психологии называется возрастным кризисом. Он заключается в закономерных и необходимых этапах развития ребенка и связан с тем, что у развивающейся личности возникает новый тип отношений со взрослыми и детьми, а также со сменой одного вида ведущей деятельности другим.

В определенном контексте понятие «возрастной кризис» не несет на себе негативной окраски. Однако нередко кризис сопровождается проявлениями отрицательного поведения (конфликтностью в общении, упрямством и др.). Источник такого явления — противоречия между возросшими духовными возможностями ребенка (свобода выбора, реальная самостоятельность, ответственность и т. д.) и ранее сложившимися видами деятельности (обязательность учебных занятий, послушание, запреты и т. д.). И это Нейлл всегда имел в виду, когда организовывал демократические формы взаимоотношений ребенка с окружающими, а также осуществлял приемы педагогического взаимодействия — с одной лишь целью: ослабить остроту противоречий,

которые порождают сильные эмоциональные переживания и нарушают взаимопонимание ребенка и сообщества.

В создании нравственной атмосферы защищенности ребенка в школе Саммер-хилл со дня его основания первостепенную роль играл гуманистический принцип уважения личности и прав воспитанника в сочетании с требованием к нему. Этот принцип способствует, с одной стороны, воспитанию у детей человечности, доброты, отзывчивости, что составляет важную предпосылку гуманизации внут-риколлективных отношений. С другой стороны, он содействует повышению у ребенка чувства собственного достоинства, которое является своеобразной мерой его самочувствия в детском коллективе.

Чтобы воспитать в формирующемся человеке самоуважение, воспитатель сам должен глубоко уважать в своем питомце человеческую личность. Ребенок с развитым чувством собственного достоинства отличается уверенностью в своих силах, у него нет той особой душевной надломленности, которая часто ведет к конфликтам в отношениях с товарищами. Принцип уважения личности и прав ребенка определяет стиль отношений не только между взрослыми и детьми, но и в среде детей, приводит к улучшению микроклимата. Во взаимодействии ребенка и сообщества проявляется главная сущность человеческого — гуманность как стремление утвердить собственную индивидуальность в виде абсолютной ценности и уважение к суверенности каждой личности. Даннное качество Нейлл постоянно отстаивал в своей практике и считал одним из основных условий духовного развития ребенка в школе. И это не проходило мимо внимания тех, кто посещал Саммерхилл. Приведем краткую выдержку из доклада инспектора, сделанного полвека тому назад, но не потерявшего своей свежести и сегодня: «Всю школу пронизывает атмосфера удовлетворенности жизнью и терпимости всех членов сообщества по

отношению друг к другу... Поведение детей просто восхитительно. В соблюдении некоторых условностей им, возможно, и недостает каких-то навыков, но дружелюбие, легкость, естественность, полное отсутствие как застенчивости, так и самолюбования делают их очень легкими и приятными в общении людьми» (р. 85).

Очень много внимания и времени А. Нейлл посвящал вопросу психической устойчивости ребенка, часто обращаясь к теоретическому и практическому наследию психоанализа. Из множества классических направлений психотерапии и их методов он использовал прежде всего те, которые давали возможность освободить ребенка от нерациональной зависимости, поскольку именно она создает фрустрацию (напряжение, неудовлетворенность, страдание). Находясь в роли психотерапевта, Нейлл помогал ребенку расширить сознание — как бы показать ему с высоты пути выхода из того тупика, в котором он оказался, и почувствовать в себе способность самостоятельного (хотя на первом этапе и с помощью взрослого) выхода из тупиковой ситуации. Это была настоящая психоло-го-педагогическая психотерапия.

Один из наиболее известных методов 3. Фрейда проведения психоаналитической беседы — метод свободных ассоциаций — у Нейлла применялся в форме индивидуальных уроков. Индивидуальные уроки представляли собой неформальные разговоры у камина, которые Нейлл ориентировал обычно на вновь поступивших в школу воспитанников с целью ускорения их адаптации к свободе, так как внутренняя зажатость не давала им возможности самим приспособиться к новому.

Индивидуальные уроки директора были нужны многим, а не только новичкам, с которыми, разумеется, было намного труднее. Главное, чего постоянно придерживался Нейлл, — желание самих детей; именно в этом он видел идеальное условие для проведения своих инди-

видуальных уроков, а в последующем и их успех.

Осуществляя курс психотерапии, Нейлл пришел к выводу, что ни одна, даже самая лучшая, психиатрическая концепция не способна излечить детский невроз; единственное, что при этом необходимо, — высвобождение чувств ребенка в атмосфере любви, принятия и свободы быть самим собой. Говоря об освобождении чувств, он имел в виду то, что важно избавить ребенка от ощущения угнетенности, задавленности, униженности; если же ребенок ненавидит математику или не может читать, то прибегать к психоанализу нет необходимости.

Основой психической устойчивости ребенка, как, впрочем, и взрослого, Нейлл считал прежде всего внутреннее чувство благополучия, равновесия и удовлетворенности жизнью, а все это может существовать только в том случае, если человек чувствует себя свободным.

Личностный рост ребенка Нейлл не отделял от счастья, на этом, по сути, и строилась его педагогика. Для ребенка лучше не иметь никакого представления о том, что такое десятичная дробь, но быть свободным и довольным. На вопрос посетителей, почему при возможности выбора между каким-нибудь престижным учебным заведением и Сам-мерхиллом они бы выбрали последнее, дети неизменно отвечали: потому что их школа дает чувство полной уверенности в себе.

Таким образом, формирование нравственности у ребенка в свободной школе неразрывно связывается со свободой его внутреннего мира, с неограниченной

жаждои познания окружающего мира, понимания смысла жизни. Посредством совместной выработки социальных норм, социально значимых качеств личности создается образ счастливой жизни сообщества, в котором превыше всего ценятся свобода и любовь, терпимость и взаимопонимание. С другоИ стороны, чистота и ясность взаимоотношении между взрослым и ребенком возможны только при наличии у них собственнои психи-ческоИ устойчивости, не отягощенноИ страхом и ненавистью, неуверенностью и душевноИ апатиеИ. Иначе говоря, духовность и психическая уравновешенность личности суть его жизнеустоИчи-вость, исходным условием котороИ является способность человека видеть себя и окружающиИ мир в нерасторжимоИ связи. Это видение и есть понимание своеИ личностноИ сущности, нравственное становление. А оно требует, в свою очередь, внутреннеИ гармонии нашего внешнего и внутреннего «Я».

Вышеизложенное позволяет утверждать, что формирование нравственности и развитие психическоИ устоИчивос-ти детеИ составляют важнеИшее, если не главное, направление воспитания в сво-бодноИ школе. Процессы самопознания ребенка и рационального самоуправления детского сообщества могут стать не просто стержнем нравственного воспитания в воспитательно-образовательном пространстве, но первотолчком к последу-ющеИ самоактуализации личности.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Neill A. S. Summerhill. Penguin Books / A. S. Neill. Harmondsworth, 1980. Р. 218. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием номера страницы в скобках.

Поступила 18.10.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.