Научная статья на тему 'Специфика воспитания и обучения в педагогике свободы'

Специфика воспитания и обучения в педагогике свободы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА СВОБОДЫ / ВОСПИТАНИЕ / "СВОБОДНЫЕ ШКОЛЫ" / LIBERTY / UP-BRINGING / FREE SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минибаева Альфия Рафаиловна

В статье раскрывается специфика воспитания и обучения, нашедшая свое воплощение в "свобод-ных школах".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC CHARACTER OF EDUCATION WITHIN THE "PEDAGOGICS OF LIBERTY"

This article discloses the specific character of up-bringing and education, given in the so called free schools. It is closely connected with the teachers belief in the childs creative abilities, and is focused on each childs acquiring his own experience which leads to the harmonious development of the personality. The author of the article also points out that the role of the teacher should be regarded as the role of a sen-ior companion in the process of organization of the life of the group where the child is the real master but not the passive object of up-bringing.

Текст научной работы на тему «Специфика воспитания и обучения в педагогике свободы»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №2(20)

УДК 371.4

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ СВОБОДЫ

© А.Р.Минибаева

В статье раскрывается специфика воспитания и обучения, нашедшая свое воплощение в "свободных школах".

Ключевые слова: педагогика свободы, воспитание, "свободные школы".

Представителей педагогики свободы объединяют общие черты и подходы к педагогической деятельности, основой которых служат идеи педоцентризма, утверждающие уникальную природу детей и ставящие в центр педагогической деятельности их спонтанные интересы и потребности. В целом все сторонники свободного воспитания видят в естественной природе ребенка огромные неисчерпаемые возможности, которые могут проявиться лишь в соответствующих условиях, однако есть, естественно, и исключительные моменты. Сторонники свободного воспитания считают, что в ребенке нет дурных задатков, кажущиеся недостатки - это лишь обратная сторона положительных качеств, надо только уметь из каждого извлечь скрытое в нем действительное достоинство. Педоцентристы ставят ребенка в центр педагогической вселенной, они уверены в том, что взгляды на ребенка должны быть коренным образом изменены. Самой грубой ошибкой с точки зрения последователей свободного воспитания является шаблонное отношение взрослых к ребенку, игнорирование его индивидуальных особенностей.

Таким образом, всех представителей педагогики свободы объединяет вера в ребенка и общая цель - создание условий для свободного развития каждого воспитанника в соответствии с его природой.

Если взглянуть со стороны на формы "свободных школ", то мы можем найти среди них школьные общины, детские колонии и приюты, школы интернаты, "Дома Ребенка" и т.д. Однако всех их объединяют отсутствие прямой зависимости от органов государственной власти (аполитичность), отказ от традиционных форм школьной дисциплины, учебных программ, учебников, посильный физический труд и самообслуживание, устранение авторитета старших, свобода для проявления творческой индивидуальности ребенка.

Для "свободных школ" не имеют значение пол, социальное положение, политические и религиозные взгляды учеников. Педагогический

процесс в них строится в соответствии с развитием детской природы и учетом индивидуального жизненного ритма каждого ребенка. Отсутствуют оценочная система и практика домашних задания; учеников не мучает страх перед зачетами и экзаменами, которые если и проводятся, то в непринужденной, свободной форме, позволяющей им чувствовать себя полностью раскрепощенными. Обучение осуществляется, особенно в начальных классах, через образное восприятие изучаемого предмета. Различные виды ручного труда занимают важное место в "свободных школах", как правило, это свободный творческий труд. Отвергая традиционное для своего времени образование с его чрезмерным интеллектуализмом, педагоги свободного обучения и воспитания сами стараются дать ученикам полноценные знания, и поэтому и содержание образования в своих учебно-воспитательных заведениях стремятся ориентировать на реальные достижения современной науки в различных областях знания.

Чувственно-эмоциональное развитие детей не остается вне интересов деятелей данных учебно-воспитательных учреждений, и потому неотъемлемой частью "свободных школ" стали такие предметы художественно-эстетического цикла, как музыка, рисование, лепка, театр, художественный труд и т.д. Так, основанное Рудольфом Штейнером (создатель вальдорфской школы) искусство под названием "эвритмия" имело и имеет большое значение для вальдорф-ской школы (1919-1936). В основе эвритмии, которая означает "зримую речь", лежит исполнение стихов или музыки, которые становятся видимыми в жесте. Причем это, по мысли создателя данного педагогического приема, не мимика, не пантомима и даже не танец в обычном смысле слова. Это, по сути, слово, ставшее видимым в жесте. Сущность эвритмии заключается в движении (перемещении тела с жестикуляцией), эмоциональной окраске (проявлении чувства во время представления) и волевого элемента (концентрации волевых усилий). Таким образом, че-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕНАУКИ: ПЕДАГОГИКА

ловек вживается в звуки языка и музыки, выражая их в виде гармоничных движений тела и рук, при этом создаваемое настроение переходит в деятельность. Это как раз то, что пытается реализовать вальдорфская педагогика - "одушевленную культуру тела". Иначе говоря, эвритмия - это искусство художественного движения, благодаря которому ребенок осваивает пространство.

Александр Нейлл также был горячим сторонником искусства в воспитательных целях. Во все годы существования Саммерхилла (с 1921 года) там действовал детский театр. Обычно зимой каждое воскресенье было театральным днем. Традиционно на саммерхилльской сцене ставились только спектакли, сочиненные самими детьми. Пьесы, написанные учителями, ставились лишь в том случае, если в данный момент не было готового детского текста. По мнению Нейлла, пьесы для детей должны опираться на их мироощущение, и он считал, что нельзя заставлять детей играть классические пьесы, содержание которых так далеко от детской жизни, их восприятия и фантазии. Костюмы и декорации также готовились самими детьми.

В "Свободной школьной общине" (19061933) в Виккерсдорфе Густава Винекена воспитанию тонкого художественного вкуса в немалой степени служили занятия изобразительным искусством. Детей знакомили с произведениями выдающихся художников. Параллельно с этим дети в Виккерсдорфе много времени отдавали рисованию с натуры, которое было тесно связано с лепкой, вышиванием, росписью тарелок, подставок и подносов, работой по дереву и металлу и другими видами ручного труда. Ведь только тот, кто сам писал, рисовал или лепил с натуры, сумеет лучше оценить работу художника. В Вик-керсдорфе часто устраивались тематические выставки работ членов общины, игравшие большую роль в самоутверждении воспитанников в детской среде.

В деятельности "свободных школ" важное место отводится самоуправлению, которое обеспечивает реализацию принципа "справедливого сообщества" и дает детям ощущение независимости, собственной значимости, а также вырабатывает чувство ответственности за свои решения, действия и поступки.

Особый интерес привлекает к себе отношения "свободных школ" и родителей учеников, которые, как правило, являются единомышленниками учителей. В большинстве школ родители не только поддерживают ее материально, но и на равных правах участвуют в управлении, включаются в учебно-воспитательный процесс и ор-

ганизацию досуговой деятельности. Родители и учителя много раз встречаются в течение школьного года на классных родительских вечерах. Здесь учителя рассказывают о классе и процессе обучения, чтобы родители имели представление о содержании преподавания, взглядах педагогов, а также об отдельных учениках. Наряду с посещениями семей классным учителем, классные родительские вечера являются местом встреч родителей и учителей, объединенных общей заинтересованностью в воспитании детей. Большинство "свободных школ" (в особенности валь-дорфских школ) устраивают для родителей общешкольные вечера и доклады по самым разным темам - от специфических задач школы (новое строительство, расширение учебного плана и пр.) до общих вопросов педагогики. При этом почти во всех школах предлагаются разнообразные курсы для родителей: курс по специальным педагогическим вопросам, курс по искусству (например, живопись, лепка), курс по практическому рукоделию и ремеслу. Таким образом, школы становятся центрами образования.

Часть инициатив в жизни свободной школы исходит от родителей или совместного совета родителей и учителей. Так, например, в валь-дорфских школах существуют органы консультаций и инициатив ("Родительско-учительский совет", "Родительско-учительский круг", "Круг доверия родителей"), в которых обсуждаются наиболее важные вопросы жизни и развития школы. Интерес родителей к жизни школы сильно возрос за последние десять лет. Во многих местах образование вальдорфских школ связано с активной и поистине жертвенной деятельностью родительских групп.

"Свободные школы" всегда являются плодами сотрудничества учителей и родителей. Такое сотрудничество возможно, только если коллектив учителей свободен от ограничений бюрократической школьной администрации и способен принимать независимые решения. И как каждое отдельное школьное сообщество создает свои индивидуальные формы сотрудничества между родителями и учителями, так же оно развивает и соответствующие формы участия учеников старших классов в жизни школы, реализуя тем самым принцип гармонизации отношений личности и общества.

Необходимо отметить, что все "свободные школы" в различных формах раскрепощают ребенка, создают среду, помогающую его всестороннему развитию, укрепляют веру детей в собственные силы и содействуют проявлению самостоятельности в суждениях и поступках. Так, "свободные школы" предоставляют детям воз-

А.Р.МИНИБАЕВА

можность непосредственно жить в таком сообществе, которое стоит на их стороне и за которое они несут ответственность, сообществе, в котором они в полной мере могут быть самими собой, а также иметь право вносить изменения в его жизнь демократическим путем. В Сэндс Скул (Sands School) ученики и учителя равны, каждый в этой школе имеет право высказаться и имеет право выбора на еженедельном школьном собрании.

Таким образом, какую организацию педагогики свободы мы бы ни взяли, в них можно вы-

делить следующие общие черты, составляющие специфику воспитания и обучения педагогики свободы: движение от авторитаризма к самостоятельному развитию личности, выделение в качестве основной идеи изменения воспитания интересов самого ребенка, тенденция к установлению субъект - субъектных отношений, творческого делового сотрудничества в процессах обучения и воспитания, ориентация на разрешение противоречия между личностью ребенка и детским сообществом.

SPECIFIC CHARACTER OF EDUCATION WITHIN THE "PEDAGOGICS OF LIBERTY”

A.R.Minibaeva

This article discloses the specific character of up-bringing and education, given in the so called free schools. It is closely connected with the teacher’s belief in the child’s creative abilities, and is focused on each child’s acquiring his own experience which leads to the harmonious development of the personality.

The author of the article also points out that the role of the teacher should be regarded as the role of a senior companion in the process of organization of the life of the group where the child is the real master but not the passive object of up-bringing.

Key words: liberty, up-bringing, free schools.

Минибаева Альфия Рафаиловна - старший преподаватель кафедры иностранных языков факультетов естественно-математического цикла Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.