Научная статья на тему 'Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга'

Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ценностные ориентации / студенты / юристы / нормативные идеалы / индивидуальные приоритеты / высшее образование / value orientations / students / lawyers / normative ideals / individual priorities / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябчиков Вадим Владимирович

Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа ценностных ориентаций различных групп студенческой молодежи, результаты которого в дальнейшем могут быть использованы для разработки научно-методических рекомендаций психолого-педагогического характера и совершенствования воспитательной работы в высших учебных заведениях. Цель данной работы проанализировать ценностные ориентации студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей. В ходе исследования выявлено, что наиболее значимыми ценностями для респондентов являются «Самостоятельность», «Гедонизм», «Достижения» и «Доброта». Статистически значимые различия между группами юношей и девушек зафиксированы на уровне нормативных идеалов по ценности «Универсализм», на уровне индивидуальных приоритетов по ценностям «Универсализм» и «Традиции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations of future lawyers studying at higher educational institutions of St. Petersburg

The relevance of the study is due to the need of analysis of value orientations of various groups of student youth, the results of which can later be used to develop scientific and methodological recommendations of a psychological and pedagogical nature and improve educational work in higher educational institutions. The purpose of this work is to analyze value orientations of students studying at higher educational institutions of St. Petersburg in the area of training “Jurisprudence” of various profiles. The study revealed that the most significant values for respondents are “Self-Direction”, “Hedonism”, “Achievement” and “Benevolence”. Statistically significant differences between groups of male and female students were recorded at the level of normative ideals for the value “Universalism”, at the level of individual priorities for the values “Universalism” and “Tradition”.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рябчиков В. В. Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 03 (март). - 0,5 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2024/242006. htm.

ART 242006 DOI 10.24412/2304-120X-2024-12006 УДК 159.9.072.43

Рябчиков Вадим Владимирович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, русского и иностранных языков ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации», г. Санкт-Петербург pbb06vadim@yandex.ru

Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа ценностных ориентаций различных групп студенческой молодежи, результаты которого в дальнейшем могут быть использованы для разработки научно-методических рекомендаций психолого-педагогического характера и совершенствования воспитательной работы в высших учебных заведениях. Цель данной работы - проанализировать ценностные ориентации студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «(Юриспруденция» различных профилей. В ходе исследования выявлено, что наиболее значимыми ценностями для респондентов являются «(Самостоятельность», «(Гедонизм», «(Достижения» и «Доброта». Статистически значимые различия между группами юношей и девушек зафиксированы на уровне нормативных идеалов по ценности «Универсализм», на уровне индивидуальных приоритетов - по ценностям «(Универсализм» и «Традиции».

Ключевые слова: ценностные ориентации, студенты, юристы, нормативные идеалы, индивидуальные приоритеты, высшее образование. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Актуальность систематического изучения ценностных ориентаций представителей различных социальных групп обусловлена тем, что такие исследования позволяют выявить особенности их отношений к себе, к социальным субъектам и общественным институтам, с которыми они взаимодействуют. Ценностные ориентации в своей совокупности образуют базис мировоззрения и стиля жизни, поэтому их изучение в контексте той или иной социальной группы позволяет анализировать социокультурные изменения, происходящие в обществе, и адекватно реагировать на них, разрабатывая научно-методические рекомендации психолого-педагогического характера.

Значительный интерес представляет изучение системы ценностей студентов, поскольку для них характерен тот уровень развития ценностных ориентаций, который оказывает определяющее воздействие на направленность личности и ее социальную активность. Для студенчества как социальной группы характерен период высокой сен-зитивности, интенсивного формирования мировоззрения и целостной «картины мира», самоопределения и осуществления жизненных выборов в профессиональной и других сферах деятельности.

В последние годы зарубежными учеными выполнен целый ряд исследований, посвященных изучению ценностных ориентаций студенчества. В частности, группой

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рябчиков В. В. Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 03 (март). - 0,5 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2024/242006. htm.

исследователей под руководством П. Бахрами проанализированы ценностные ориентации студентов, обучающихся в области информационных технологий, и их влияние на командное взаимодействие [1]. А. Т. Бозкуртом осуществлено исследование ценностных ориентаций будущих учителей, по результатам которого в качестве наиболее значимых для данной группы студенчества выявлены такие ценности, как «Универсализм», «Самостоятельность» и «Безопасность» [2]. В исследовании М. Четин и Б. С. Эрдогана представлен сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов, обучающихся на факультетах спортивных наук и изобразительного искусства [3]. Китайскими исследователями выполнен латентный профильный анализ личностных ценностей среди студентов колледжей во взаимосвязи с психическим здоровьем и удовлетворенностью жизнью [4].

Российские исследователи также значительное внимание в своих работах уделяют изучению ценностных ориентаций различных групп студенчества. В работе Г. С. Кожухарь, А. К. Белоусовой и Е. Д. Бреус рассмотрены ценности студентов-психологов во взаимосвязи с эмоциональным интеллектом [5]. В рамках выполнения научного проекта, поддержанного Российским научным фондом, исследовательским коллективом под руководством С. М. Ашкинази проанализированы ценностные ориентации российских спортсменов, в том числе студентов, обучающихся в образовательных учреждениях спортивной направленности [6, 7]. В статье С. А. Володиной представлены результаты эмпирического исследования связи ценностных ориентаций и копинг-стратегий совладающего поведения у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» гуманитарных профилей [8]. Значительный интерес представляет исследование И. М. Ильинского и В. А. Лукова, посвященное анализу трансформаций ценностных ориентаций московских студентов [9]. В статье А. В. Саль-кова и А. К. Щипановой рассматриваются результаты мониторинга ценностных ориентаций студентов среднего профессионального образования [10].

Цель данной работы - проанализировать ценностные ориентации студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей.

Методология и результаты исследования

В качестве методологической основы исследования использовалась теория базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца, в соответствии с которой в основе любой ценностной ориентации лежат желаемые и внеситуативные цели, различающиеся по степени значимости и стимулирующие индивида к определенным действиям. В соответствии с теорией Ш. Шварца выделенные им мотивационные цели в совокупности образуют тот или иной ценностный тип. Обобщив результаты целого ряда социально-психологических исследований, Ш. Шварц выделил 10 ценностных типов, составляющих иерархию в зависимости от личностной значимости. Детальная характеристика динамических отношений между выделенными ценностными типами послужила в качестве основы для разработки Ш. Шварцем ценностного опросника, который позволяет анализировать нормативные идеалы и ценности личности как на уровне убеждений, так и на уровне поведения в качестве индивидуальных приоритетов, наиболее проявляющихся в реальном социальном взаимодействии [11, 12]. В ходе исследования ценностный опросник Ш. Шварца, состоящий из двух частей («Обзор ценностей» и «Профиль личности»), использовался для исследования ценностных ориентаций студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рябчиков В. В. Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 03 (март). - 0,5 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2024/242006. htm.

Необходимо отметить высокую степень валидности и надежности методики, разработанной Ш. Шварцем, обусловленную наличием четкой, глубоко проработанной и теоретически обоснованной концепции, содержащей операционализированные характеристики целого ряда ценностей. Кроме того, при разработке теории базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварцем были использованы данные, полученные по результатам исследований, проведенных в 54 странах, что свидетельствует о возможности универсального использования соответствующего ценностного опросника при анализе ценностных ориентаций различных социальных групп, в том числе студенчества. Для сравнительного анализа ценностных ориентаций по полу респондентов статистическая обработка и интерпретация полученных данных осуществлялись с помощью и-критерия Манна - Уитни.

В опросе приняли участие 203 российских студента (возраст 18-25 лет), обучающихся в семи высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей. В числе респондентов - 106 девушек (52,2%) и 97 юношей (47,8%).

В ходе исследования выявлено, что наиболее значимыми ценностями для респондентов являются «Самостоятельность», «Гедонизм», «Достижения» и «Доброта», о чем свидетельствуют результаты математико-статистической обработки данных, представленные в табл. 1. Определяющая цель ценности «Самостоятельность» заключена в возможности выбора способов достижения значимых профессиональных результатов и обусловлена интеракционными потребностями в автономности и независимости. Мотивационная цель ценности «Гедонизм» детерминируется стремлением респондентов к наслаждению жизнью и получению различных удовольствий. Ценность «Достижения» базируется на стремлении респондентов к личному успеху и социально одобряемой реализации своего интеллектуального потенциала в рамках юридической деятельности. Ценность «Доброта» фокусируется на стремлении к позитивному межличностному взаимодействию в окружающем социуме, а ее мотивационная цель - сохранение благополучия людей, с которыми индивид контактирует в силу тех или иных обстоятельств.

Таблица 1

Результаты исследования ценностных ориентаций респондентов с помощью ценностного опросника Ш. Шварца

Уровень нормативных Уровень индивидуальных

Ценность идеалов приоритетов

M SD Ранг M SD Ранг

Конформность 4,11 1,07 6 1,36 0,77 9

Традиции 2,81 1,33 10 0,50 0,70 10

Доброта 4,74 0,77 3 1,95 0,77 4

Универсализм 4,04 1,18 7 1,72 0,88 5

Самостоятельность 4,78 1,10 2 2,41 0,82 1

Стимуляция 3,97 1,38 8 1,50 0,99 7

Гедонизм 5,10 1,33 1 2,29 1,19 2

Достижения 4,55 0,97 4 2,10 0,96 3

Власть 3,56 1,23 9 1,40 1,01 8

Безопасность 4,39 0,88 5 1,67 0,70 6

Средние показатели значимости ценностей будущих юристов на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов несколько различаются. Визуально результаты обработки данных исследования с применением приведенных значений продемонстрированы на рисунке ниже. В частности, на уровне нормативных

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рябчиков В. В. Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 03 (март). - 0,5 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2024/242006. htm.

идеалов ценность «Гедонизм» имеет самый высокий ранг, в то время как на уровне индивидуальных приоритетов данная ценность находится на втором месте. Аналогичная ситуация наблюдается по ценности «Самостоятельность», где на уровне индивидуальных приоритетов она имеет первый ранг, а на уровне нормативных идеалов - второй. Данные различия обусловлены тем, что вышеперечисленные ценности на уровне нормативных идеалов отражают определенные жизненные принципы респондентов, которые под влиянием социума, в частности групповых норм и правил поведения, претерпевают определенные изменения и на уровне индивидуальных приоритетов влияют на их конкретные поступки и действия.

Характеризуя средние показатели значимости ценностей «Достижения» и «Доброта», следует отметить, что на уровне нормативных идеалов они находятся на 3-м и 4-м местах соответственно, а на уровне индивидуальных приоритетов - наоборот. Снижение ранга ценности «Достижения» на уровне индивидуальных приоритетов, по-видимому, связано с тем, что под влиянием конкретных жизненных обстоятельств и проблем респонденты в той или иной мере осознают трудности, связанные с достижением личного успеха через проявление профессиональной компетентности в соответствии с существующими социальными стандартами. При этом значение ценности «Доброта» на уровне индивидуальных приоритетов усиливается за счет осознания значимости межличностного взаимодействия и его возможных последствий.

Лепестковая диаграмма приведенных средних значений на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов респондентов

Необходимо отметить, что результаты исследования соотносятся с положениями теоретической модели отношений между десятью мотивационными типами ценностей, предложенной Ш. Шварцем. В соответствии с этой моделью ценностные типы скомпонованы в две биполярные оси измерения: «Открытость изменениям - Консерватизм» и «Самовозвышение - Самотрансцендентность». Ценность «Гедонизм», имеющая по результатам исследования первый и второй ранги, в соответствии с моделью Ш. Шварца включает элементы как открытости изменениям, так и самовозвышения и, соответственно, имеет тенденцию к интеграции с ценностями, близкими в рамках биполярных осей. «Открытость к изменениям» включает ценность «Самосто-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рябчиков В. В. Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 03 (март). - 0,5 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2024/242006. htm.

ятельность», имеющую по результатам исследования второй и первый ранги, а «Самовозвышение» - ценность «Достижения», имеющую третий и четвертый ранги. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о тенденции к связи «Гедонизма» со сходными ценностными типами, находящимися в структуре ценностей по соседству и близкими по занимаемому рангу.

В то же время ценность «Доброта», относящаяся к «Самотрансцендентности» и противопоставленная ценности «Достижения» по биполярной оси измерения, имеет достаточно высокие четвертый и третий ранги. Это свидетельствует о наличии психологических предпосылок для внутреннего напряжения между стремлением к личному успеху в профессиональной и другой деятельности, с одной стороны, и потребностью в позитивном взаимодействии с близкими людьми, желанием обеспечить их благополучие - с другой. Действия, совершаемые в соответствии с ценностями, противопоставленными в рамках биполярной оси измерения, могут быть противоречащими, вступать в конфликт и, соответственно, иметь негативные социально-психологические последствия.

Сравнительный анализ средних показателей значимости ценностей на уровне нормативных идеалов по полу респондентов позволяет констатировать сходство в большинстве случаев (табл. 2). Наибольшую значимость как для юношей, так и для девушек, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей, имеют ценности «Гедонизм», «Самостоятельность» и «Доброта».

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа средних показателей значимости ценностей на уровне нормативных идеалов по полу респондентов

(У-критерий Манна - Уитни)

Ценность Женский пол Мужской пол p

M SD Ранг M SD Ранг

Конформность 4,16 1,21 7 4,03 0,84 6 0,842

Традиции 2,84 1,30 10 2,77 1,39 10 0,774

Доброта 4,80 0,72 3 4,65 0,86 3 0,463

Универсализм 4,37 1,01 6 3,55 1,27 8 0,007

Самостоятельность 4,86 1,03 2 4,66 1,19 2 0,185

Стимуляция 4,05 1,30 8 3,87 1,50 7 0,965

Гедонизм 5,09 1,11 1 5,11 1,63 1 0,425

Достижения 4,61 0,95 4 4,45 1,01 4 0,580

Власть 3,68 1,02 9 3,38 1,49 9 0,508

Безопасность 4,44 0,85 5 4,32 0,94 5 0,535

Статистически значимые различия между группами юношей и девушек на уровне нормативных идеалов зафиксированы по ценности «Универсализм». Следует отметить, что в группе девушек показатели значимости этой ценности в среднем выше, чем в группе юношей.

Сравнительный анализ средних показателей значимости ценностей на уровне индивидуальных приоритетов по полу респондентов также позволяет констатировать сходство в большинстве случаев (см. табл. 3). Наибольшую значимость как для юношей, так и для девушек, получающих профессию юриста, имеют ценности «Самостоятельность», «Гедонизм» и «Достижения».

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рябчиков В. В. Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 03 (март). - 0,5 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2024/242006. htm.

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа средних показателей значимости ценностей на уровне индивидуальных приоритетов по полу респондентов

(У-критерий Манна - Уитни)

Ценность Женский пол Мужской пол p

M SD Ранг M SD Ранг

Конформность 1,47 0,77 8 1,20 0,75 9 0,150

Традиции 0,36 0,66 10 0,70 0,73 10 0,025

Доброта 2,00 0,71 4 1,87 0,87 4 0,506

Универсализм 1,96 0,84 5 1,36 0,81 7 0,001

Самостоятельность 2,45 0,80 1 2,33 0,85 1 0,657

Стимуляция 1,61 0,91 7 1,35 1,10 8 0,309

Гедонизм 2,29 1,15 2 2,29 1,26 2 0,929

Достижения 2,20 1,04 3 1,95 0,81 3 0,138

Власть 1,33 1,02 9 1,49 1,01 6 0,657

Безопасность 1,62 0,71 6 1,75 0,68 5 0,288

Статистически значимые различия между группами юношей и девушек на уровне индивидуальных приоритетов зафиксированы по ценностям «Универсализм» и «Традиции». В частности, в группе девушек ценность «Универсализм» занимает 5-й ранг, а в группе юношей - 7-й. Базируясь на смысловой трактовке ценности «Универсализм», предложенной в теории Ш. Шварца, данное различие на уровне индивидуальных приоритетов можно объяснить более выраженными у респондентов-девушек эм-патией и толерантностью.

Заключение

Использование методики Ш. Шварца позволило проанализировать ценностные ориентации студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей, на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов. В ходе дальнейших исследований планируется проанализировать показатели удовлетворенности жизнью респондентов, а также изучить вопросы, связанные с влиянием ценностных ориента-ций на учебную мотивацию будущих юристов. В конечном итоге результаты проведенных исследований будут использованы для разработки научно-методических рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в высших учебных заведениях, осуществляющих обучение студентов по направлению подготовки «Юриспруденция» различных профилей. Кроме того, результаты исследований могут быть использованы структурными подразделениями, осуществляющими психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в соответствующих вузах, для разработки мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для формирования ценностных ориентаций обучающихся, а также на осознание ими ценностных составляющих юридической профессии.

Ссылки на источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bahrami P., Kim Y., Jaiswal A. et al. Information Technology Undergraduate Students' Intercultural Value Orientations and Their Beliefs about the Influence of Such Orientations on Teamwork Interactions // Trends in Higher Education. - 2023. - Vol. 2. - P. 270-282.

2. Bozkurt A. T. Examination of Value Orientations and Levels of Tolerance of Teacher Candidates // International Journal of Curriculum and Instruction. - 2023. - Vol. 15. - No. 3. - P. 1876-1894.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рябчиков В. В. Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 03 (март). - 0,5 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2024/242006. htm.

3. Qetin M., Erdogan B. S. A Research on Comparing the Value Orientations of Students Studying at the Faculty of Sports Sciences and Faculty of Education, Department of Fine Arts Education // International Journal of Turkish Sport and Exercise Psychology. - 2023. - Vol. 3. - P. 40-53.

4. Xie J. Q., Yin X. Q., Qiu J. et al. Latent profile analysis of personal values among Chinese college students: associations with mental health disorders and life satisfaction // Current Psychology. - 2023. -Vol. 42. - P. 27232-27244.

5. Kozhukhar G., Belousova A., Breus E. Values and Emotional Intelligence in Psychology Students: Manifestation of the Relation // EDULEARN23 Proceedings. - 2023. - P. 2936-2942.

6. Рябчиков В. В., Ашкинази С. М., Воронов Д. И., Мигунова А. В. Оценка ценностных ориентаций российских спортсменов юношеского возраста с использованием методик Ш. Шварца и Э. Динера // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 8. - С. 21-24.

7. Рябчиков В. В., Ашкинази С. М., Мигунова А. В. Исследование ценностных ориентаций российских спортсменов юношеского возраста: актуальность и методологический инструментарий // Материалы XI Международного конгресса «Спорт, Человек, Здоровье». - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. -С. 190-192.

8. Володина С. А. Связь ценностных ориентаций и копинг-стратегий у студентов-педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. - № 1. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN122.pdf

9. Ильинский И. М., Луков В. А. Московские студенты: трансформации ценностных ориентаций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2020. - Т. 20. - № 1. -С. 50-63.

10. Сальков А. В., Щипанова А. К. Ценностные ориентации современного студента среднего профессионального образования // Северный регион: наука, образование, культура. - 2023. -№ 1. - С. 39-47.

11. Schwartz S. H., Bardi A. Value Hierarchies Across Cultures: Taking a Similarities Perspective // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2001. - Vol. 32. - P. 268-290.

12. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточнённая теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. -№ 2. - С. 43-70.

Vadim V. Ryabchikov,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Department of Russian and Foreign Languages, Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia pbb06vadim@yandex.ru

Value orientations of future lawyers studying at higher educational institutions of St. Petersburg Abstract. The relevance of the study is due to the need of analysis of value orientations of various groups of student youth, the results of which can later be used to develop scientific and methodological recommendations of a psychological and pedagogical nature and improve educational work in higher educational institutions. The purpose of this work is to analyze value orientations of students studying at higher educational institutions of St. Petersburg in the area of training "Jurisprudence" of various profiles. The study revealed that the most significant values for respondents are "Self-Direction", "Hedonism", "Achievement" and "Benevolence". Statistically significant differences between groups of male and female students were recorded at the level of normative ideals for the value "Universalism", at the level of individual priorities for the values "Univer-salism" and "Tradition".

Key words: value orientations, students, lawyers, normative ideals, individual priorities, higher education. References

1. Bahrami, P., Kim, Y., Jaiswal, A. et al. (2023). "Information Technology Undergraduate Students' Intercultural Value Orientations and Their Beliefs about the Influence of Such Orientations on Teamwork Interactions", Trends in Higher Education, vol. 2, pp. 270-282 (in English).

2. Bozkurt, A. T. (2023). "Examination of Value Orientations and Levels of Tolerance of Teacher Candidates", International Journal of Curriculum and Instruction, vol. 15, No. 3, pp. 1876-1894 (in English).

3. Qetin, M., & Erdogan, B. S. (2023). "A Research on Comparing the Value Orientations of Students Studying at the Faculty of Sports Sciences and Faculty of Education, Department of Fine Arts Education", International Journal of Turkish Sport and Exercise Psychology, vol. 3, pp. 40-53 (in English).

4. Xie, J. Q., Yin, X. Q., Qiu, J. et al. (2023). "Latent profile analysis of personal values among Chinese college stu-dents: associations with mental health disorders and life satisfaction", Current Psychology, vol. 42, pp. 27232-27244 (in English).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Рябчиков В. В. Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 03 (март). - 0,5 п. л. -URL: h ttp://e-koncept.ru/2024/242006. htm.

5. Kozhukhar, G., Belousova, A., & Breus, E. (2023). "Values and Emotional Intelligence in Psychology Students: Manifestation of the Relation", EDULEARN23 Proceedings, pp. 2936-2942 (in English).

6. Ryabchikov, V. V., Ashkinazi, S. M., Voronov, D. I., & Migunova, A. V. (2023). "Ocenka cennostnyh ori-entacij rossijskih sportsmenov yunosheskogo vozrasta s ispol'zovaniem metodik Sh. Shvarca i E. Dinera", Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury, № 8, pp. 21-24 (in Russian).

7. Ryabchikov, V. V., Ashkinazi, S. M., & Migunova, A. V. (2023). "Issledovanie cennostnyh orientacij rossijskih sportsmenov yunosheskogo vozrasta: aktual'nost' i metodologicheskij instrumentarij", Materialy XI Mezhdunarodnogo kongressa "Sport, Chelovek, Zdorov'e", POLITEKH-PRESS, St. Petersburg, pp. 190-192 (in Russian).

8. Volodina, S. A. (2022). "Svyaz' cennostnyh orientacij i koping-strategij u studentov-pedagogov", Mir nauki. Pedagogika ipsihologiya, t. 10, № 1. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/52PSMN122.pdf (in Russian).

9. Il'inskij, I. M., & Lukov, V. A. (2020). "Moskovskie studenty: transformacii cennostnyh orientacij", Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya, t. 20, № 1, pp. 50-63 (in Russian).

10. Sal'kov, A. V., & Shchipanova, A. K. (2023). "Cennostnye orientacii sovremennogo studenta srednego pro-fessional'nogo obrazovaniya", Severnyjregion: nauka, obrazovanie, kul'tura, № 1, pp. 39-47 (in Russian).

11. Schwartz, S. H., & Bardi, A. (2001). "Value Hierarchies Across Cultures: Taking a Similarities Perspective", Journal of Cross-Cultural Psychology, vol. 32, pp. 268-290 (in English).

12. Shvarc, Sh., Butenko, T. P., Sedova, D. S., & Lipatova, A. S. (2012). "Utochnyonnaya teoriya bazovyh individual'nyh cennostej: primenenie v Rossii", Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki, t. 9, № 2, pp. 43-70 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 10.01.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.02.24

Принята к публикации Accepted for publication 12.02.24 Опубликована Published 31.03.24

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Рябчиков В. В., 2024

977230412024103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.