Научно-практическая статья
УДК 159.9 © А. В. Бурмистрова, В. А. Шаповал, 2021
doi: 10. 24412/1999-6241-2021-4-87-389-397
5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности
Динамика ценностных ориентаций воспитанников Суворовского военного училища МВД России
Алина Владимировна Бурмистрова \ Валентин Анатольевич Шаповал 1
1 Санкт-Петербургский университет МВД России,198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, 1, Россия Реферат
Введение. Рассматриваются ценностные ориентации воспитанников Суворовского военного училища и их роль в формировании профессионального самоопределения. Цель — выяснение ценностей и их динамики у воспитанников Суворовского военного училища МВД России в процессе обучения. Материалы и методы. В основу исследования легла теория Ш. Шварца и В. Билски. С помощью обновленной версии психодиагностической методики Ш. Шварца (PVQ-R2) было проведено лонгитюдное исследование продолжительностью один год. На первом этапе в начальный период обучения обследованы 64 воспитанника 1-го курса и 44 воспитанника 2-го курса. На втором этапе (спустя один год) проводилось ретестирование воспитанников 1-го и 2-го курсов, после чего анализировалась динамика их ценностных ориентаций. Результаты и обсуждение. Наиболее приоритетными для испытуемых оказались ценности доброты и самостоятельности. Обнаружено противоречие ценностно-мотивационного типа между потребностью в избегании угроз (безопасностью) и стремлением к когнитивной и поведенческой автономии (самостоятельностью). Ценности власти и традиций у всех воспитанников занимают стабильно низкие ранговые места в ценностной иерархии. У первокурсников ценностные приоритеты самостоятельности, доброты и безопасности находятся на уровне нормативных идеалов, а самостоятельности, гедонизма и доброты — на уровне индивидуальных приоритетов. Выводы. В процессе обучения в Суворовском военном училище МВД России ценности воспитанников подвержены определенной динамике. У первокурсников выявлена положительная динамика ценностей самостоятельности, доброты и стимуляции и отрицательная — универсализма; у второкурсников — положительная динамика ценности достижений, отрицательная — ценности универсализма. Ценности власти и традиций в ценностной иерархии воспитанников 1-го и 2-го курсов занимают низкие ранговые места.
Ключевые слова: ценности; уровень; идеалы; приоритеты; динамика ценностей
Благодарности: авторы выражают благодарность сотрудникам Санкт-Петербургского суворовского военного училища
МВД России: начальнику генерал-майору полиции Игорю Анатольевичу Медведеву; психологу Наталье Юрьевне Евдокимовой; доценту кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургского государственного института культуры кандидату психологических наук Александру Феодосьевичу Бондаруку.
Для цитирования: Бурмистрова А. В., Шаповал В. А. Динамика ценностных ориентаций воспитанников Суворовского военного училища МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 4(87). С. 389-397. htpps://doi.org/10. 24412/1999-6241-2021-4-87-389-397
Scientific and Practical Article UDC 159.9 © А. V. Burmistrova, V. А. Shapoval, 2021 doi: 10. 24412/1999-6241-2021-4-87-389-397 5.3.9 Legal Psychology and Psychology of Security
Dynamics of value Orientations of pupils of the Suvorov Military School of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Alina V. Burmistrova \ Valentin A. Shapoval \
1 St. Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs, 1 Pilyutov st., St. Petersburg, 198206, Russia Abstract
Introduction. Value orientations of Suvorov military school cadets and their role in forming professional self-determination are considered. The aim is to analyze the dynamics of values of the cadets of the Suvorov military school of the Russian Ministry of Internal Affairs in the course of studies. Маterials and Methods. The basis of the research is Sh. Schwartz and Bilsky's theory. The renewed version of Sh. Schwartz psychodiagnostics method (PVQ-R2) was employed to conduct longitudinal study during one year. At the first stage — at the initial phase of studying — sixty-four first-year cadets and forty-four second-year cadets were surveyed. At the second stage first- and second-year cadets were retested to reveal dynamics of their value orientations. Results and Discussion. The prevailing values for the respondents proved to be kindness and independence. The contradiction of value and motivational type between necessity of avoiding threats (demand for safety) and seeking for cognitive and behavioural autonomy (independence) was revealed. The values of power and traditions rank low among the first- and second-year cadets in their value hierarchy. The first-year cadets have value priorities of independence, kindness and safety on the level of normative ideals, while independence, hedonism and kindness — on the level of individual priorities. Conclusions. In the course of studies at the Suvorov Military School of the Russian Ministry of Internal Affairs values of the cadets undergo certain dynamics. First-year cadets show positive dynamics in values
of independence, kindness and stimulation and negative — in the value of universalism. Second-year cadets show positive dynamics in the value "achievements", while the value of universalism in behaviour has a negative dynamics. The values of power and traditions rank low among first- and second-year cadets in their value hierarchy.
Keywords: values; level; normative; ideals; individual; priorities; dynamics
Acknowledgments: The authors are grateful to Igor A. Medvedev — the chief of St. Petersburg Suvorov Military School of the Russian Ministry of Internal Affairs; Natalya Yu. Evdokimova — psychologist; Alexandr F. Bondaruk — associate-professor of the chair of Psychology and Pedagogy of St. Petersburg State Institute of Culture, candidate of sciences (in Psychology).
Citation: Burmistrova А. V., Shapoval V. А. Dynamics of value Orientations of pupils of the Suvorov Military School of the Russian Ministry of Internal Affairs of Russia. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 4(87). Pp. 389-397 (In Russ.). htpps://doi.org/10. 24412/1999-6241-2021-4-87-389-397
Основные положения
1. Ценностные ориентации выступают механизмом самореализации человека, поскольку задают вектор его личностного и профессионального развития. Ценности носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.
2. Ценности воспитанников Суворовского военного училища МВД России (далее — СВУ МВД России) подвержены определенной динамике. Первокурсники имеют положительную динамику ценностей самостоятельности, доброты и стимуляции и отрицательную динамику ценности универсализма. У воспитанников 2-го курса обнаружена положительная динамика ценности достижений и отрицательная — универсализма. Ценности власти и традиций в ценностной иерархии воспитанников 1-го и 2-го курсов стабильно занимают низкие места.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. В настоящее время проблема ценностных ориентаций личности (личностных ценностей) остается одним из ключевых направлений исследований психологической науки. Подростковый возраст — время их осознания и осмысления, когда формируется целостное представление человека о самом себе и о своей будущей профессии. Ценностно-смысловая система является основой для формирования стратегических жизненных целей, а также общих мировоззренческих ориентиров, которыми руководствуется воспитанник при своем профессиональном самоопределении.
В связи с этим актуальность исследования ценностей и их динамики у воспитанников СВУ МВД России в период обучения не вызывает сомнений. Выпускники суворовских военных училищ МВД России выступают приоритетными кандидатами на обучение в ведомственных вузах и на дальнейшую службу в ОВД. Поэтому для прогнозирования успешности их социально-психологической адаптации, девиантно-го поведения и конструктивного профессионального самоопределения ценностные ориентации могут рассматриваться в качестве одного из основных предметов исследования психологов суворовских училищ, осуществляющих психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
Цель исследования — выяснение ценностей и их динамики у воспитанников СВУ МВД России в процессе обучения.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Ценностные ориентации (ценности) на протяжении многих десятилетий выступают важным предметом исследования социально-гуманитарных наук. Их изучением занимались как отечественные (А. Г. Здраво-мыслов [1], Г. М. Мкртчян [2], В. Б. Ольшанский [3], С. Л. Рубинштейн [4], В. А. Ядов [5], М. С. Яниц-кий [6] и др.), так и зарубежные (А. Барди [7], В. Бил-ски [8], М. Рокич [9], В. Франкл [10], Г. Хофстеде [11], Ш. Шварц [12] и др.) психологи и социологи.
В отечественной науке понятие «ценностные ориентации» применяется с середины 60-х гг. XX столетия. В первичной трактовке этого понятия социологи А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов акцент делали именно на психологическом аспекте, подчеркивая направленность личности на систему ценностей [13].
Наиболее глубокую теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятия ценностные ориентации предложил В. А. Ядов. Под ценностными ориентациями он понимал «разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения» [5]. В этом определении ученый подчеркивает роль ценностных ориентаций как регуляторов социального поведения человека.
С. Л. Рубинштейн под ценностью понимает значимость для человека чего-либо в мире, причем только признаваемая ценность может выступать для человека жизненным ориентиром. В связи с этим не все ценности являются ценностными ориентациями личности. Автор пишет: «В деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого» [4].
По мнению отечественных исследователей, личность не может непроизвольно усваивать ценности общества, поскольку в процессе их интериоризации ведущую роль играет референтная социальная группа, к которой принадлежит субъект [5; 14-17]. Для воспи-
танников СВУ МВД России в качестве такой референтной группы, транслирующей групповые ценности, выступает коллектив их учебного взвода. И. С. Кон пишет: «Ценностные ориентации одновременно и социальны, и индивидуальны. Они социальны потому, что обусловлены положением лица, а также системой общественного воспитания, пропаганды и т. д. В то же время они индивидуальны, поскольку в них аккумулируется неповторимый жизненный опыт данного индивида, своеобразие его интересов, потребностей» [14, с. 37]. Поэтому сама по себе ориентация воспитанника на ту или иную ценность еще не значит, что ценность им усвоена, переведена во внутренний, личностный план, задает мотивационную направленность. Важно не то, какие ценности преобладают у отдельно взятого воспитанника, а то, насколько успешно каждый суворовец способен усвоить ценности, преобладающие в учебном коллективе. Вхождение в профессиональное сообщество требует принятия существующих в нем норм, несущих директивный, а нередко и принудительный характер. В подростковом возрасте нормативная (внешняя) регуляция уступает место ценностной (внутренней) регуляции поведения. Вынужденный характер принятия профессиональных ценностей приводит к ценностному конфликту, связанному с наличием противоречащих позиций между убеждениями воспитанника и тем социальным поведением, которого от него ожидают администрация училища, командиры, педагоги, воспитатели, члены учебного коллектива, родители. Такое ценностное противоречие может как стимулировать личностное развитие воспитанника, связанное с переструктурированием иерархии его ценностей (доминированием гуманистических ценностей над эгоистическими), так и затруднять его адаптацию к военизированным условиям обучения и профессиональную самореализацию. Противоречия между личностными и групповыми (социальными) ценностями обучающегося могут приводить к его разочарованию в сделанном профессиональном выборе и отчислению из училища.
М. Г. Рогов полагает, что система ценностных ориентаций личности может быть обусловлена как типом социальных взаимоотношений, так и спецификой профессиональной подготовки [17].
В современных психологических исследованиях (А. Ф. Бондарук, А. А. Глазырин, В. М. Голянич, Т. В. Ту-лупьева [18-26] и др.) ценностные ориентации рассматриваются как совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности, включая профессиональную. Ценностные ориентации выступают механизмом самореализации человека и носят развивающийся динамический характер.
Таким образом, изучение динамики ценностей воспитанников СВУ МВД России в процессе довузовской подготовки представляет особый интерес,
так как профессиональная подготовка реализуется в военизированных образовательных организациях закрытого типа и предусматривает казарменные условия проживания подростков мужского пола в отрыве от родителей. Кроме того, обучение в данных учебных заведениях, помимо общеобразовательных предметов, включает в себя дополнительные образовательные программы, предполагающие формирование необходимых качеств, навыков и умений для будущей профессиональной деятельности.
Стоит отметить особый характер социальных взаимоотношений воспитанников с командирами и руководством училища, основанных на принципах единоначалия и субординации.
В связи с этим в процессе довузовского обучения в СВУ МВД России, на наш взгляд, должно происходить развитие и наращивание гуманистических ценностей (доброты, универсализма, безопасности, традиций) и нивелирование эгоистических (власти, гедонизма).
Материалы и методы
В основу настоящего исследования легла теория Ш. Шварца и В. Билски [8], которая обобщила подходы многих зарубежных теоретиков к определению ценностей. Данная теория базовых ценностей последние два десятилетия служит основой многих исследований. Психодиагностическая методика Ш. Шварца получила широкое мировое признание, хорошо зарекомендовала себя с точки зрения валидности, надежности и достоверности как в оригинальном виде, так и в переводных версиях. Опросник Ш. Шварца позволяет измерить десять таких основных типов ценностей, как конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть, безопасность (табл. 1), на двух уровнях:
1) нормативных идеалов (убеждений), отражающих представления личности о том, как нужно поступать, и определяющих ее жизненные принципы поведения;
2) индивидуальных приоритетов или поведения, соотносящегося с конкретными поступками человека и более зависимого от внешней среды [27].
Использованная в данном исследовании версия ценностного опросника (PVQ-R2) состоит из двух частей. Первая часть («обзор ценностей») позволяет изучить ценности личности на уровне убеждений. Она представлена двумя списками слов, суммарно характеризующих 47 ценностей, каждая из которых имеет ясную мотивационную цель. В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных, а во втором — инструментальные, выраженные в виде прилагательных. Ответы испытуемого фиксируются при помощи шкалы от -1 до +7 баллов в специальном регистрационном бланке для автоматизированной обработки. Величина балла пропорциональна степени важности данной ценности для испытуемого. Вторая часть опросника
Таблица 1. Краткая характеристика ценностных типов Ш. Шварца
(Table 1. Brief description of the value types of Sh. Schwartz)
Ценность Краткая характеристика
Конформность Соответствие общепринятым социальным стандартам, правилам, законам и избегание причинения вреда другим людям
Традиции Поддержание и сохранение культурных, семейных или религиозных традиций, приверженность устоям и правилам коллектива
Доброта Выстраивание позитивных взаимоотношений в личной коммуникации, забота о благополучии людей
Стимуляция Поиск ярких впечатлений, тяга к новизне
и риску, азартное поведение
Самостоятельность Свобода определять собственные действия и развивать собственные идеи и способности, свобода самовыражения
Достижения Демонстрация личного успеха за счет приобретенных компетенций
Гедонизм Стремление к удовольствию и чувственному удовлетворению
Универсализм Стремление к равенству, справедливости и защите всех людей, сохранению природы
Власть Демонстрация своего статуса, стремление влиять посредством осуществления контроля над людьми и (или) посредством контролирования материальных и социальных ресурсов
Безопасность Безопасность непосредственного окружения и всего общества в целом
(«профиль личности»), позволяющая изучить ценности личности на уровне индивидуальных приоритетов, проявляющиеся в социальном поведении, состоит из 40 коротких описаний поступков человека. Испытуемый оценивает степень сходства своего поведения с поведением человека, описанного в опроснике. В данном случае ответы испытуемого фиксируются с помощью пятиуровневой шкалы: от «очень похожего» до «совсем не похожего» на него.
При первичной обработке данных по каждой части опросника в соответствии с ключом проводится расчет средних баллов каждой из десяти ценностей как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов. Далее осуществляется расчет количественных «центрированных» и ранговых значений каждой ценности. Процедура «центрирования» показателей теста позволяет устранить искажения, связанные с типом реагирования испытуемых на тестовый материал, т. е. частого выбора испытуемым высоких, средних или низких значений. С этой целью Ш. Шварц предложил использовать общий показатель средних значений всех ценностей на каждом уровне, получивший название mrat («mean rating» — средняя оценка) [7]. Последующая процедура «центрирования» проводится путем вычитания показателя mrat от средних значений исходной оценки каждого типа [20, с.123-124].
На первом этапе (2019 г.) осуществлялось обследование первокурсников (n=64) в начальный период обучения и второкурсников (n=44). На втором этапе (2020 г.) проводилось ретестирование воспитанни-
ков 1-го и 2-го курсов в целях выявления динамики их ценностных ориентаций. Возраст испытуемых варьировался от 14 до 17 лет.
Результаты и обсуждение
Поскольку проверка зависимых выборок испытуемых на нормальность распределения с помощью критерия положительной величины разности стандартных ошибок и значений асимметрии и эксцесса выявила близкий к нормальному характер распределения показателей шкал методики, для сравнительного анализа нами использовался параметрический t-критерий Стьюдента для зависимых выборок. При этом достоверные отличия в позитивной динамике ценностей (р<0,05) удалось обнаружить лишь в выборке первокурсников, в том числе по шкале «самостоятельность» (на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов), а также по шкалам «доброта» и «стимуляция» (на уровне индивидуальных приоритетов). Отрицательная динамика была установлена в отношении ценности «универсализм» на уровне индивидуальных приоритетов (табл. 2).
При сравнении зависимых выборок второкурсников достоверных отличий в динамике ценностей не обнаружено (табл. 3), из чего можно сделать вывод, что основная динамика ценностей воспитанников приходится на первый год их обучения в СВУ МВД России, в период социально-психологической адаптации и начального этапа профессионального самоопределения.
Решение третьей задачи предполагало ранжирование средних значений психодиагностических показателей ценностей испытуемых (табл. 4, 5).
Анализ ценностной иерархии первокурсников показал исходное доминирование ценностей «доброта», «безопасность» и «достижения» на уровне нормативных идеалов, а также «самостоятельность», «универсализм», «доброта» на уровне индивидуальных приоритетов. При ожидаемом доминировании для данной выборки ценности «стимуляция», «власть» и «традиции» на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов, предполагающих поиск ярких впечатлений, доминирование над людьми и ресурсами, приверженность устоям и служебным ритуалам военного учебного заведения, оказались низкоранговыми.
Ранговая динамика ценностных иерархий первокурсников через год обучения выявила перемещение с 5-го на 1-е ранговое место ценности «самостоятельность» на уровне нормативных идеалов, проявляющейся в стремлении к независимости во взглядах и суждениях. Стабильно значимыми остались ценности «безопасность», «доброта» и «достижения», при этом ценности «власть» и «стимуляция» заняли стабильно низкие 8-е и 9-е ранговые места.
На уровне индивидуальных приоритетов отмечена позитивная динамика ценности «гедонизм» (с 4-го на 2-е место) и отрицательная динамика ценности «уни-
Таблица 2. Ценностные ориентации первокурсников при первом и повторном обследованиях (Table 2. Value orientations of first-year cadets during the first and repeated survey)
Ценностная ориентация Обследование х±о t р
Самостоятельность 1 -0,12 ± 1,13 -2,148 < 0,05
(УНИ) 2 0,45 ± 0,17
Самостоятельность 1 1,97 ± 0,69 -2,563 < 0,05
(УИП) 2 2,32 ± 0,69
Доброта (УНИ) 1 0,12 ± 0,40 -0,503 > 0,05
2 0,22 ± 1,18
Доброта (УИП) 1 1,87 ± 0,75 -2,054 < 0,05
2 2,15 ± 0,73
Универсализм 1 -0,17 ± 0,38 -1,433 > 0,05
(УНИ) 2 -0,07 ± 0,34
Универсализм 1 1,92 ± 0,85 4,969 < 0,001
(УИП) 2 1,05 ± 0,87
Стимуляция (УНИ) 1 -0,47 ± 0,71 0,714 > 0,05
2 -0,65 ± 1,45
Стимуляция (УИП) 1 1,47 ± 0,87 -2,829 < 0,01
2 1,95 ± 0,84
Конформность 1 0,17 ± 0,38 1,275 > 0,05
(УНИ) 2 0,07 ± 0,34
Конформность 1 1,77 ± 0,69 0,476 > 0,05
(УИП) 2 1,70 ± 0,75
Традиции (УНИ) 1 -0,60 ± 1,25 -1,292 > 0,05
2 -0,27 ± 1,32
Традиции (УИП) 1 1,25 ± 0,95 1,275 > 0,05
2 1,05 ± 0,87
Гедонизм (УНИ) 1 -0,12 ± 1,06 -0,183 > 0,05
2 -0,1 ± 0,67
Гедонизм (УИП) 1 1,90 ± 1,03 -1,302 > 0,05
2 2,15 ± 0,89
Достижения (УНИ) 1 -0,07 ± 1,22 -1,867 > 0,05
2 -0,10 ± 0,67
Достижения (УИП) 1 1,95 ± 0,90 -1,052 > 0,05
2 2,15 ± 1,02
Власть (УНИ) 1 -0,42 ± 0,81 -0,374 > 0,05
2 -0,37 ± 0,74
Власть (УИП) 1 1,32 ± 0,85 -1,963 > 0,05
2 1,65 ± 1,00
Безопасность (УНИ) 1 0,47 ± 1,15 1,500 > 0,05
2 0,17 ± 0,44
Безопасность (УИП) 1 1,95 ± 0,71 -1,044 > 0,05
2 2,07 ± 0,76
Примечания: 1) полужирным шрифтом выделены ценности, по которым обнаружены достоверные различия при сравнении результатов 1-го и 2-го обследований первокурсников; 2) здесь и далее: УНИ — уровень нормативных идеалов, УИП — уровень индивидуальных приоритетов; 3) отрицательные показатели средних значений вызваны спецификой шкалы, предусматривающей отрицательное значение (отрицательный балл).
версализм» (с 3-го на 7-е место). Повышение ранга ценности «гедонизм», по-видимому, обусловлено спецификой обучения и проживания воспитанников в военном училище МВД России, проявляющейся в ограничениях возможности воспитанников свободно распоряжаться личным временем и реализовывать спонтанно возникающие желания и потребности. Снижение ранга ценности «универсализм» может быть связано с непри-
нятием людей, которые по каким-либо социальным или индивидуальным характеристикам отличаются от них, например, непринятие и непонимание «гражданских» сверстников, обучающихся в общеобразовательной школе. Парадоксальным явился факт, что ожидаемо высокоранговые ценности власти и традиций, предполагающих приверженность устоям и правилам коллектива, доминирование над людьми и ресурсами, у воспитанников 1-го курса заняли в ценностной иерархии низкие 9-е и 10-е места.
Анализ рангов показал, что по результатам первого обследования наиболее значимыми для второкурсников в ценностной иерархии на уровне нормативных
Таблица 3. Ценностные ориентации второкурсников
при первом и повторном обследованиях (Table 3. Value orientations of second-year cadets during the first and repeated research)
Ценностная ориентация Обследование x± о t р
Самостоятельность 1 0,11 ± 0,58 0,369 > 0,05
(УНИ) 2 0,05 ± 0,41
Самостоятельность 1 2,22 ± 0,87 0,461 > 0,05
(УИП) 2 2,11 ± 0,83
Доброта (УНИ) 1 0,27 ± 0,57 0,000 > 0,05
2 0,27 ± 0,46
Доброта (УИП) 1 1,94 ± 0,93 0,399 > 0,05
2 1,83 ± 0,70
Универсализм 1 0,11 ± 1,77 0,959 > 0,05
(УНИ) 2 -0,27 ± 0,57
Универсализм 1 1,55 ± 1,04 0,000 > 0,05
(УИП) 2 1,55 ± 0,85
Стимуляция (УНИ) 1 -0,77 ± 1,21 0,136 > 0,05
2 -0,83 ± 1,42
Стимуляция (УИП) 1 1,66 ± 1,32 1,166 > 0,05
2 1,22 ± 0,94
Конформность 1 0,22 ± 0,54 0,437 > 0,05
(УНИ) 2 0,16 ± 0,51
Конформность 1 1,77 ± 1,00 0,697 > 0,05
(УИП) 2 1,55 ± 0,78
Традиции (УНИ) 1 -0,72 ± 0,89 -0,766 > 0,05
2 -0,55 ± 0,70
Традиции (УИП) 1 1,16 ± 1,04 0,644 > 0,05
2 1,00 ± 0,76
Гедонизм (УНИ) 1 -0,11 ± 1,13 -0,809 > 0,05
2 0,11 0,47
Гедонизм (УИП) 1 2,05 ± 1,16 0,809 > 0,05
2 1,83 ± 0,98
Достижения (УНИ) 1 0,38 ± 0,60 0,766 > 0,05
2 0,22 ± 0,64
Достижения (УИП) 1 2,16 ± 0,85 1,381 > 0,05
2 1,77 ± 0,73
Власть (УНИ) 1 -0,50 ± 1,75 -0,809 > 0,05
2 -1,16 ± 0, 70
Власть (УИП) 1 1,61 ± 0,97 0,846 > 0,05
2 1,38 ± 0,84
Безопасность 1 0,44 ± 0,61 0,697 > 0,05
(УНИ) 2 0,33 ± 0,48
Безопасность 1 2,22 ± 0,80 0,846 > 0,05
(УИП) 2 2,00 ± 0,59
Таблица 4. Сравнение ценностных иерархий первокурсников при первом и повторном обследованиях (Table 4. Comparison of value hierarchies of first-year cadets during the first and repeated survey)
Показатель Ранг нормативных идеалов Ранг индивидуальных приоритетов Динамика ранга
О (1 курс) О (2 курс) О (1 курс) О (2 курс) УНИ УИП
Конформность 4 4 7 8 0 -1
Традиции 8 6 10 10 +2 0
Доброта 1 2 2 3 -1 -1
Универсализм 6 5 3 7 +1 -4
Самостоятельность 5 1 1 1 +4 0
Стимуляция 10 9 8 6 +1 +2
Гедонизм 7 7 4 2 0 +2
Достижения 3 2 5 5 +1 0
Власть 9 8 9 9 +1 0
Безопасность 1 3 6 4 -2 +2
Примечание. Здесь и далее: О — обследование.
идеалов оказались ценности «универсализм», «безопасность» и «достижения», свидетельствующие о значимости для них социальной справедливости и равенства, о стремлении к поддержанию социального порядка и социальному одобрению. Через год обучения для воспитанников ценности «достижения» и «безопасность» остались стабильно значимыми, а также на более высокий ранг переместилась ценность «доброта» (с 4-го на 2-е место). Кроме того, обнаружена отрицательная динамика ценности «универсализм» на уровне нормативных идеалов (с 1-го на 7-е место).
Таблица 5. Сравнение ценностных иерархий второкурсников при первом и повторном обследованиях (Table 5. Comparison of value hierarchies of second-year cadets during the first and repeated survey)
Показатель Ранг нормативных идеалов Ранг индивидуальных приоритетов Динамика ранга
О (1 курс) О (2 курс) О (1 курс) О (2 курс) УНИ УИП
Конформность 5 4 5 7 -1 -2
Традиции 10 8 10 10 +2 0
Доброта 4 2 4 3 +2 +1
Универсализм 1 7 7 6 -6 +1
Самостоя- 7 5 1 1 +2 0
тельность
Стимуляция 9 9 8 8 0 0
Гедонизм 6 6 6 5 0 +1
Достижения 3 1 3 4 +2 -1
Власть 8 10 9 9 -2 0
Безопасность 2 3 1 2 -1 -1
В первичном и повторном обследованиях выявлено, что на вершине ценностной иерархии испытуемых на уровне индивидуальных приоритетов стабильно расположились ценности «самостоятельность» и «безопасность», а наименее значимыми оказались ценности «власть», «стимуляция» и «традиции».
Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на успешность прохождения
воспитанниками первого курса этапа социально-психологической адаптации к условиям военного училища, формирование доброжелательных отношений в суворовском коллективе, стремление к получению новых знаний и опыта. Об этом свидетельствует тот факт, что обучение в учебной организации закрытого типа и проживание в отрыве от родителей побуждают воспитанников к проявлению самостоятельности как в организации собственного быта, так и в решении возникающих учебных и служебных вопросов. В этом состоит важное условие формирования зрелой личности будущего офицера. Для первокурсников учеба в СВУ МВД России означает начало самостоятельной жизни. Возрастание ценности «доброта» на поведенческом уровне, на наш взгляд, связано с формированием благоприятного социально-психологического климата в коллективах воспитанников, хотя процесс их дальнейшего сплочения продолжается, а позитивная динамика ценности «стимуляция», возможно, обусловлена возрастанием социальной активности обучающихся, приобретением новых знаний, накоплением опыта, участием в общественной жизни училища.
Отметим и отрицательную динамику ценности «универсализм» для воспитанников 1-го курса (на уровне индивидуальных приоритетов) и 2-го курса (на уровне нормативных идеалов) за год обучения в СВУ МВД России. Снижение ценностной значимости универсализма может выражаться в непонимании и непринятии лиц, которые по каким-либо социальным характеристикам или индивидуальным особенностям выделяются на общем фоне коллектива обучающихся.
Поскольку воспитанники 11 месяцев в году постоянно пребывали в училище и не подвергались действию сторонних факторов (семья, родственники, дворовая компания, коллектив спортивной секции и т. д.), вполне корректно утверждение, что описанная ценностная динамика была вызвана именно фактом пребывания в СВУ, его средой обучения, быта, досуга и проживания.
Результаты проведенного исследования представляют практическую значимость для осуществления психологического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников, а также для проведения психокоррекционных мероприятий, направленных на развитие понимания, терпимости и толерантности ко всем людям, независимо от их гендерной, расовой, религиозной и иной принадлежности, социального статуса, рода деятельности, индивидуально-типологических особенностей.
Нельзя не отметить стабильно низкий ранг ценности «традиции», имеющей гуманистскую, коллективистическую направленность и заключающейся в развитии высоких патриотических чувств, а также уважении, понимании и выполнении служебных ритуалов, сутью которых являются сплочение воинского
коллектива воспитанников и формирование чувства гордости за принадлежность к учебному заведению МВД России. Данный факт может указывать на недостаточно осознанное участие воспитанников в служебных ритуалах и понимание их значимости, слабую их опору на личностные смыслы и патриотические чувства, в силу чего воинские ритуалы носят формализованный характер и не воспринимаются воспитанниками как личностно значимые. Данная информация может выступить психолого-педагогической мишенью психологической коррекции ценностно-ориентационной сферы воспитанников в целях повышения для них личностной значимости служебных ритуалов, способствующих укреплению и развитию осознанной дисциплинированности, организованности, воспитанию высокоразвитого чувства ответственности и служебного долга.
Низкий ранг для воспитанников 1-го и 2-го курсов сохраняет ценность «власть» на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов. Парадоксальность данного результата заключается в том, что прогнозируемый выбор воспитанниками профессии в правоохранительной сфере предполагает наделение их властными полномочиями. При этом обучающиеся выражают непринятие указанной ценности и неготовность доминирования над людьми и ресурсами.
Итак, ценности являются динамическими образованиями, которые выступают индикаторами для отслеживания процесса формирования личности воспитанника как будущего сотрудника правоохранительных органов и служит основой для стратегических жизненных целей, общих мировоззренческих ориентиров, которыми руководствуется подросток при своем профессиональном самоопределении, в том числе при социально ожидаемом от него выборе дальнейшей службы в ОВД.
Выводы
1. Основная динамика ценностных ориентаций отмечается у воспитанников 1-го курса в период их социально-психологической адаптации к условиям обучения в СВУ В их ценностной иерархии по истечении первого года обучения обнаружена положительная динамика ценности «самостоятельность». В первый год обучения воспитанники стремятся проявлять самостоятельность в мышлении и выборе способов действия, в творчестве и исследовательской активности; показать свою полезность, лояльность, снисходительность, честность и ответственность; нацеленность на получение новых и глубоких переживаний.
У второкурсников обнаружена положительная динамика ценности «достижения». В то же время ценность универсализма в поведении имеет отрицательную динамику, сместившись в ценностной иерархии с 1-го на 7-е ранговое место.
2. В целом в иерархии ценностей воспитанников 1-го и 2-го курсов отмечено постоянство ценно-
стей «стимуляция» и «власть» на уровне нормативных идеалов (убеждений), занимающих низшие (9-й и 10-й) ранги. На уровне индивидуальных приоритетов (поведения) отмечается постоянство ценностей «традиции» и «власть», занимающих также низшие (9-й и 10-й) ранги. При этом если ценность «власть» носит неконструктивный, эгоистический характер, выражающийся в достижении социального статуса или признания за счет доминирования и контроля над людьми и ресурсами, то ценностная ориентация «традиции», напротив, характеризуется ориентированностью воспитанника на сплоченность коллектива, дисциплинированность, формирование патриотических качеств.
Рекомендации. Результаты исследования представляют практическую ценность, позволяя осуществлять в рамках системы психологического обеспечения воспитанников мониторинг их профессионального самоопределения, а также оказывать адресную психокор-рекционную помощь воспитанникам, испытывающим затруднения в профессиональном самоопределении.
Необходимо акцентировать психологическую и воспитательную работу на позитивную профориентацию воспитанников, на установление и поддержание дружеских, товарищеских отношений в коллективе. Данное направление психологической работы с воспитанниками может быть успешно реализовано за счет проведения тренинговых занятий по сплочению коллектива. Стоит уделить особое внимание развитию групповых ценностей, к которым относятся универсализм и традиции. В процессе индивидуальных и групповых бесед необходимо выявлять отношение воспитанников к правонарушениям, социальному неравенству, различным социальным группам, феномену толерантности и анализировать ход и особенности их рассуждений. С подростками, имеющими затруднения в обсуждении данных вопросов, следует проводить дополнительную работу с использованием наглядного материала — фильмов, роликов, фотографий, после просмотра которых полезно стимулировать их обсуждение и выражение своей оценки.
Целесообразно активизировать проведение воспитательно-просветительской работы, направленной на раскрытие роли служебных традиций органов внутренних дел, а также психологическую работу, заключающуюся в целенаправленном позитивном воздействии на мысли и чувства воспитанников, побуждающем их к пониманию подвигов героев, защищавших Отечество, пробуждению любви к своей Родине, привитию интереса к истории родной страны. Поощрять интерес и добровольное участие воспитанников в служебных ритуалах Суворовского военного училища МВД России.
Перспективы. Дальнейшее направление исследований проблемы ценностно-ориентационной системы воспитанников СВУ МВД России видится
в изучении ее взаимосвязи с психодинамическими (локализованными в сфере бессознательного) Я-структурными образованиями в целях определения
неочевидных, глубинных психических механизмов, влияющих на возникновение тех или иных ценностей у воспитанников.
Список источников
1. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1996. 224 с.
2. Мкртчян Г. М. Ценностные ориентации молодежи в процессе профессионального самоопределения : дис. ... канд. филос. наук. М., 1983. 195 с.
3. Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР : в 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 471-511.
4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 2001. 416 с.
5. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. 2-е изд., расшир. М., 2013. 376 с.
6. Яницкий М. С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. Т. 22, № 1. С. 194-206.
7. Bardi A. Values and behavior: Strength and structure of relations A. Bardi, S. H. Schwartz. Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. No 29(10). Pp. 1207-1220.
8. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values. Journal of Personality and Social Psychology. 1987. No 5. Pp. 550-562.
9. Rokeach M. The nature of human values. N. Y., 1973. 438 p.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию // Доктор и душа. СПб., 1997. 286 с.
11. Hofstede G. Culture's consequences: International differences in work-related values. Beverly Hills/London, 1980. 474 p.
12. Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theory andempirical tests in 20 countries. Advances in experimental social psychology / Ed. by M. Zanna. N. Y., 1992. Pp. 1-65.
13. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968. 124 с.
14. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 255 с.
15. Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 28-35.
16. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психол. обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
17. Рогов М. Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования : дис. ... д-ра психол. наук. Казань, 1999. 347 c.
18. Бондарук А. Ф. Динамика ценностных ориентаций курсантов в период адаптации к социально-профессиональной среде обучения и в процессе учебной деятельности : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2013. 182 с.
19. Голянич В. М., Бондарук А. Ф., Глазырин А. А. Ценностные противоречия как психодиагностические критерии интен-циональной компетентности // Общество и реформы. Управленческое консультирование. 2013. № 11. С. 92-103.
20. Голянич В. М., Бондарук А. Ф., Шаповал В. А., Тулупьева Т. В. Ценностные противоречия как психодиагностические критерии профессиональной компетентности и внутриличностного конфликта // Экспериментальная психология. 2018. Т. 11, № 3. С. 120-139.
21. Голянич В. М., Шаповал В. А., Бондарук А. Ф. Особенности ценностных ориентаций воспитанников Суворовского военного училища МВД России // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 239-247.
22. Безгодова С. А., Кулинченко А. В., Микляева А. В., Шаповал В. А. Ценностные предикторы взросления старших подростков в контексте их профессиональной самоопределенности: на примере курсантов Суворовского военного училища МВД России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18, № 3. С. 592-606.
23. Нефедова Д. И. Ценностно-смысловые характеристики идентичности сотрудников ОВД на разных этапах службы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4(67). С. 25-31.
24. Поляков А. Ф. Осуществление ранней профессиональной ориентации на службу в органы внутренних дел на этапе комплектования переменного состава в суворовских военных училищах МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 11-15.
25. Hanel P. H. P., Wolfradt U. The 'dark side' of personal values: relations to clinical constructs implications. Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 97. Рp. 140-145.
26. Schoon I., Mortimer J. Youth and the great recession: are values, achievement orientation and outlook to the future affected? International Journal of Psychology. 2017. Vol. 52. Pp. 1-8.
27. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: Концепция и методическое руководство. СПб., 2004. 70 с.
Поступила 21.07.2021; одобрена после рецензирования 20.08.2021; принята к публикации 30.08.2021.
Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
А. В. Бурмистрова — адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8768-8439;
В. А. Шаповал — кандидат медицинских наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0521-5388.
References
1. Zdravomyslov A. G. Needs, interests, values. Moscow, 1996. 224 p. (In Russ.)
2. Mkrtchyan G. M. Value orientations of young people in the process of professional self-determination. Candidate of sciences dissertation (in Philosophy). Moscow, 1983. 195 p. (In Russ.)
3. Ol'shansky V. B. Personality and social values. Sociology in the USSR. In 2 vol. Moscow, 1965. Vol. 2. Pp. 471-511. (In Russ.)
4. Rubinshtein S. L. Problems of general psychology. Moscow, 2001. 416 p. (In Russ.)
5. Yadov V. A. Self-regulation and forecasting of social behavior of a person: a dispositional concept. 2nd extended edition. Moscow, 2013. 376 p. (In Russ.)
6. Yanitsky M. S. The system of value orientations of the individual and social communities: structural-dynamic model and its application in psychological research and psychological practice. Bulletin of Kemerovo State University. 2020. Vol. 22, № 1. Pp. 194-206. (In Russ.)
7. Bardi A. Values and behavior: Strength and structure of relations A. Bardi, S.H. Schwartz. Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. No. 29(10). Pp. 1207-1220.
8. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values. Journal of Personality and Social Psychology. 1987. No. 5. Pp. 550-562.
9. Rokeach M. The nature of human values. N. Y., 1973. 438 p.
10. Frankl V. Man in search of meaning: an introduction to logotherapy. Doctor and soul. St. Petersburg, 1997. 286 p. (In Russ.)
11. Hofstede G. Culture's consequences: International differences in work-related values. Beverly Hills/London, 1980. 474 p.
12. Schwartz S. H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries. Advances in experimental social psychology. Ed.by M. Zanna. N. Y., 1992. Pp. 1-65.
13. Tugarinov V. P. The theory of values in Marxism. Leningrad, 1968. 124 p. (In Russ.)
14. Kon I. S. Psychology of early adolescence. Moscow, 1989. 255 p. (In Russ.)
15. Lapin N. I. Values as components of the socio-cultural evolution of modern Russia. Sociological Studies. 1994. No. 5. Pp. 28-35. (In Russ.)
16. Leont'ev D. A. Value representations in individual and group consciousness: types, determinants and changes with the time. Psycholological Review. 1998. No. 1. Pp. 13-25. (In Russ.)
17. Rogov M. G. Personal values and motives in the system of continuing professional education. Doctor of sciences dissertation (in Psychology). Kazan', 1999. 347 p. (In Russ.)
18. Bondaruk A. F. Dynamics of cadets' value orientations during the period of adaptation to the social and professional learning environment and in the process of educational activity. Candidate of sciences dissertation (in Psychology). St. Petersburg, 2013. 182 p. (In Russ.)
19. Golyanich V. M., Bondaruk A. F., Glazyrin A. A. Value contradictions as psychodiagnostic criteria of intentional competence. Society and Reforms. Management consulting. 2013. No. 11. Pp. 92-103. (In Russ.)
20. Golyanich V. M., Bondaruk A. F., Shapoval V. A., Tulupieva T. V. Value contradictions as psychodiagnostic criteria of professional competence and intrapersonal conflict. Experimental Psychology. 2018. Vol. 11, No. 3. Pp. 120-139. (In Russ.)
21. Golyanich V. M., Shapoval V. A., Bondaruk A. F. Features of value orientations of cadets of the Suvorov military school of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Herzen Readings: Psychological Research in Education. 2020. No. 3. Pp. 239-247. (In Russ.)
22. Bezgodova S. A., Kulinchenko A. V., Miklyaeva A. V., Shapoval V. A. Value predictors of growing up of older adolescents in the context of their professional self-determination: on the example of cadets of the Suvorov military school of the Russian Ministry of Internal Affairs. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. 2021. Vol. 18, No. 3. Pp. 592-606. (In Russ.)
23. Nefedova D. I. Value and semantic characteristics of the identity of police officers at different stages of service. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2016. No. 4(67). Pp. 25-31. (In Russ.)
24. Polyakov A. F. Implementation of early professional guidance for service in law enforcement agencies at the stage of recruiting a variable composition in the Suvorov military schools of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2018. No. 3(74). Pp. 11-15. (In Russ.)
25. Hanel P. H. P., Wolfradt U. The 'dark side' of personal values: relations to clinical constructs implications. Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 97. Pp. 140-145.
26. Schoon I., Mortimer J. Youth and the great recession: are values, achievement orientation and outlook to the future affected? International Journal of Psychology. 2017. Vol. 52. Pp. 1-8.
27. Karandashev V. N. Schwartz's Methodology for Studying Personality Values: Concept and Methodological Guide. St. Petersburg, 2004. 70 p. (In Russ.)
Submitted: 21.07.2021; approved after reviewing: 20.08.2021; accepted for publication: 30.08.2021. The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.
The authors declare that there is no conflict of interest.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS A. V. Burmistrova — post-graduate student at the chair of Legal Psychology, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8768-8439; V. A. Shapoval — Candidate of Medical sciences, Associate-professor, Professor at the chair of Legal Psychology, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0521-5388.