Научная статья на тему 'ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА МВД РОССИИ'

ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОСПИТАННИКИ / СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МВД РОССИИ / ОБЩАЯ КОНСТРУКТИВНОСТЬ / ОБЩАЯ ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (ПОЛО) "РЕСУРС" (П) / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулинченко А.В.

Актуальность изучения рассматриваемой темы обусловлена необходимостью повышения качества профильной довузовской подготовки, осуществляемой на базе суворовских военных училищ МВД России. Приоритетным направлением довузовской подготовки является формирование и развитие мотивационной и личностной направленности суворовцев на будущую учебную и служебно-профессиональную деятельность на должностях курсантов ведомственных вузов МВД России, а после их окончания - на должностях офицеров-специалистов с высшим образованием. Реализация данного направления требует научно-методологического определения релевантного предмета исследований, детерминирующего его успешность. Представляется целесообразным изучение в качестве такого предмета ценностных ориентаций воспитанников и сопряженных с ними я-структурных личностных образований, укорененных в сфере бессознательного. В результате проведенного исследования определена ценностно-ориентационная иерархия у воспитанников суворовского училища, обучающихся на разных курсах, а также установлена взаимосвязь ценностных ориентаций воспитанников с ресурсом их психологического здоровья, отражающим соотношение конструктивных и деструктивно-дефицитарных центральных (неосознаваемых) я-функций личности. Полученные данные позволяют прийти к выводу о детерминирующем влиянии бессознательных механизмов на формирование ценностей на этапе прохождения суворовцами довузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кулинченко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHODYNAMIC DETERMINANTS OF VALUE ORIENTATIONS OF SUVOROV MILITARY SCHOOL CADETS OF THE MIA OF RUSSIA

The relevance of the study of the topic under consideration is a result of the need to improve the quality of profile pre-university training carried out on the basis of the Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The priority direction of pre-university training is the formation and development of the motivational and personal orientation of Suvorov cadets for future educational and service-professional activities in the positions of cadets of departmental universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and after graduation - in the positions of officer-specialists with higher education. The implementation of this training direction requires a scientific and methodological definition of a relevant research subject that determines its success. It seems expedient to study as such a subject the cadets’ value orientations and associated self-structural personal formations rooted in the unconscious. As a result of the study, the value orientational hierarchy of Suvorov school cadets of different years of training was determined, as well as the relationship of the value orientations of the cadets with the resource of their psychological health, reflecting the ratio of constructive and destructive-deficient central (unconscious) personality functions, was established. The data obtained allow us to come to the conclusion about the determinative influence of unconscious mechanisms on the formation of values at the stage of pre-university training of the Suvorov school cadets.

Текст научной работы на тему «ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА МВД РОССИИ»

DOI 10.51522/2307-0382-2021-227-4-56-68 УДК 159.9

А. В. КУЛИНЧЕНКО

адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, старший лейтенант полиции

Санкт-Петербург ALINA V. KULINCHENKO

Doctorate Student of the Department of Legal Psychology

of the Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia,

Senior Lieutenant of the Police

St. Petersburg

Психодинамические детерминанты ценностных ориентации воспитанников суворовского военного училища МВД России

Psychodynamic determinants of value orientations of Suvorov Military School cadets of the MIA of Russia

Аннотация. Актуальность изучения рассматриваемой темы обусловлена необходимостью повышения качества профильной довузовской подготовки, осуществляемой на базе суворовских военных училищ МВД России. Приоритетным направлением довузовской подготовки является формирование и развитие мотивационной и личностной направленности суворовцев на будущую учебную и служеб-но-профессиональную деятельность на должностях курсантов ведомственных вузов МВД России, а после их окончания - на должностях офицеров-специалистов с высшим образованием. Реализация данного направления требует научно-методологического определения релевантного предмета исследований, детерминирующего его успешность. Представляется целесообразным изучение в качестве такого предмета ценностных ориентаций воспитанников и сопряженных с ними я-структурных

Abstract. The relevance of the study of the topic under consideration is a result of the need to improve the quality of profile pre-university training carried out on the basis of the Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The priority direction of pre-university training is the formation and development of the motivational and personal orientation of Suvorov cadets for future educational and service-professional activities in the positions of cadets of departmental universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and after graduation - in the positions of officer-specialists with higher education. The implementation of this training direction requires a scientific and methodological definition of a relevant research subject that determines its success. It seems expedient to study as such a subject the cadets' value orientations and associated self-structural personal formations rooted in the unconscious. As a result of the study, the value-orientational hierarchy of

личностных образований, укорененных в сфере бессознательного. В результате проведенного исследования определена ценностно-ориента-ционная иерархия у воспитанников суворовского училища, обучающихся на разных курсах, а также установлена взаимосвязь ценностных ориентаций воспитанников с ресурсом их психологического здоровья, отражающим соотношение конструктивных и деструктивно-дефицитарных центральных (неосознаваемых) я-функций личности. Полученные данные позволяют прийти к выводу о детерминирующем влиянии бессознательных механизмов на формирование ценностей на этапе прохождения суворовцами довузовской подготовки.

Ключевые слова: ценностные ориентации, воспитанники, суворовское военное училище МВД России, общая конструктивность, общая деструктивность, ресурс психологического здоровья, психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс» (П), профессиональное самоопределение.

19.00.06 Юридическая психология (психологические науки) Legal psychology (psychological sciences)

Suvorov school cadets of different years of training was determined, as well as the relationship of the value orientations of the cadets with the resource of their psychological health, reflecting the ratio of constructive and destructive-deficient central (unconscious) personality functions, was established. The data obtained allow us to come to the conclusion about the determinative influence of unconscious mechanisms on the formation of values at the stage of pre-university training of the Suvorov school cadets.

Key words: value orientations, cadets, Suvorov military school of the Ministry of Internal Affairs of Russia, general constructiveness, general de-structiveness, psychological health resource, psy-chodynamically oriented personality questionnaire «Resource», professional self-determination.

На сегодняшний день в МВД России остро стоит вопрос повышения эффективности подготовки будущих кадров для органов внутренних дел. Одним из вариантов решения данной проблемы является повышение качества профильной довузовской подготовки, осуществляемой на базе суворовских военных училищ МВД России (далее также - СВУ МВД России). Приоритетным направлением психологического сопровождения, осуществляемого в СВУ МВД России, является формирование и развитие мотивации и личностной направленности воспитанников на будущую учебную и служебно-профессиональную деятельность на должностях курсантов ведомственных вузов МВД России, а после их окончания - на должностях офицеров-специалистов с высшим образованием. Реализация данного направления требует

научно-методологического определения релевантного предмета исследований, детерминирующего его успешность. Представляется целесообразным изучение в качестве такого предмета системы ценностей воспитанников и сопряженных с ними я-структурных личностных образований, укорененных в сфере бессознательного. И те и другие служат базисом для формирования индивидуальных идеалов, которыми руководствуется воспитанник в процессе профессионального самоопределения, в том числе при социально ожидаемом от него выборе дальнейшей службы в органах внутренних дел.

«Ядром жизненной перспективы являются ценностные ориентации личности, жизненные планы и цели, которые вплотную связаны с критериями оценки и выбора профессии» [1]. Поэтому для прогнозирования социального поведения

личности воспитанника как будущего курсанта и офицера полиции в процессе профессионального становления важно, какие именно ценности окажутся к моменту окончания обучения в среднем специальном военно-учебном заведении доминирующими, центральными в структуре его личности.

Для понимания природы ценностей Ш. Шварц и В. Билски на основе обобщения подходов многих зарубежных исследователей разработали концепцию, в которой ценности рассматриваются как некие (часто неосознаваемые) критерии выбора и оценки человеком своих поступков, а также оценки других людей и событий [2]. «Развивая новый теоретико-методологический подход, Ш. Шварц выделил универсальные ценности и сгруппировал их в 10 мотивационно отличающихся типов в соответствии с общностью их целей» [3]. Подробное описание данных ценностей представлено в таблице 1.

Взаимодействие между разными типами ценностей может быть как согласованным, так и противоречивым. Второй тип взаимодействия обусловлен возникновением ценностного (внутриличностного) конфликта между двумя оппозиционными (несогласующимися) ценностями. Таким образом, конфликтное или гармоничное сочетание ценностей определяет, в конечном счете, стратегию поведения субъекта. «Согласно теории Ш. Шварца, ценностные ориентации личности существуют на двух уровнях: нормативных идеалов (НИ) (отражающих представления личности о том, как нужно поступать, и определяющих его жизненные принципы поведения) и индивидуальных приоритетов (ИП) (более зависимых от внешней среды и соотносящихся с конкретными поступками человека)» [5].

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что ценностные ориентации воспитанников СВУ МВД России обусловлены психодинамическими детерминантами глубинных структур психики. Под психодинамическими детерминантами понимаются бессознательные психические функции, лежащие в основе социально-психической адаптации. Автором динамической психиатрии является немецкий психоаналитик, психиатр, психолог Г. Аммон. Он предложил многомерную гуманструк-туральную модель личности, состоящую из трех уровней: уровня первичных органических структур, уровня центральных я-функций, укорененных в области бессознательного, а также уровня вторичных я-функций, представляющих «психологический фасад» личности.

В основе формирования конструктивного профессионального самоопределения заложен механизм общей конструктивности, являющийся личностной организацией и интегрирующий, по Г. Аммо-ну, шесть базовых я-функций: агрессию (ресурс активности), страх (ресурс совла-дания с тревогой), внешнее я-отграниче-ние (ресурс автономии и гибкости границ «я»), внутреннее я-отграничение (ресурс гибкости границ осознающего «я» и неосознаваемых побуждений), нарциссизм (ресурс позитивного самопринятия), сексуальность (ресурс взаимообогащающего единения).

Базовые я-функции, как важнейшие интрапсихические образования, обеспечивающие социально-психическую адаптацию, могут быть сформированы «нормально», «патологически» или «задержаны» в своем развитии, в связи с чем выделяются два интегративных показателя:

- общая конструктивность - проявляется в «нормальном» развитии я-функций

Таблица 1

Характеристика типов ценностей по Ш. Шварцу

Тип ценности Цель Оппозиция [4]

Безопасность Социальный порядок, безопасность государства Самостоятельность, стимуляция

Власть Демонстрация своего статуса, повышение престижа, стремление руководить Доброта, универсализм

Гедонизм Стремление к удовольствию и наслаждению -

Доброта Выстраивание позитивных взаимоотношений в личной коммуникации Власть, достижения

Достижения Демонстрация личного успеха за счет приобретенных компетенций Доброта, универсализм

Конформность Недопущение действий и желаний, противоречащих социальным ожиданиям, самодисциплина Самостоятельность, стимуляция

Самостоятельность Проявление свободы в мыслях и поступках, самовыражение Конформность, традиции

Стимуляция Поиск ярких впечатлений, тяга к риску, азартное поведение Безопасность, традиции

Традиции Приверженность устоям и правилам коллектива Стимуляция, самостоятельность

Универсализм Борьба за социальную справедливость, равенство, защита окружающей среды Власть, достижения

и является фундаментом осознанного и зрелого профессионального самоопределения;

- общая дезадаптация - связана с аномальным деструктивно-дефицитарным развитием я-функций и является ключевым условием формирования спутанного, диффузного, размытого профессионального самоопределения.

С позиции я-структурной концепции личности под психическим здоровьем понимается не отсутствие психопатологии и статически хорошее самочувствие, а непрекращающийся процесс развития я-идентичности с интеграцией первичных, центральных и вторичных структурных гуман-функций, со способностью

принимать и отдавать социальную энергию в группах, в которых человек живет и которые он же и формирует. В прикладном практическом аспекте это означает, что конструктивная личность склонна бессознательно формировать вокруг себя конструктивное социальное поле взаимоотношений, оптимально реализуя свою идентичность и катализируя (побуждая) к этому же других.

Применение данной концепции в качестве методологического базиса настоящего исследования обусловлено наличием специального психодиагностического инструментария, позволяющего измерить интегральные показатели центральных я-функций, репрезентативно отражающие

целостную структуру бессознательного подростка в совокупности его здоровых и патологически измененных аспектов: подростковой версии психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) «Ресурс» В. А. Шаповала -ПОЛО «Ресурс» (П) [6].

Объектом исследования выступают воспитанники Санкт-Петербургского суворовского военного училища МВД России, обучающиеся на разных курсах.

Предметом исследования являются психодинамические детерминанты ценностных ориентаций воспитанников Санкт-Петербургского суворовского военного училища МВД России.

Задачи исследования:

1. Сравнить показатели общей конструктивности, общей дезадаптации и ресурса психологического здоровья на разных курсах обучения.

2. Определить ценностно-ориента-ционную иерархию у воспитанников, обучающихся на разных курсах.

3. Установить наличие взаимосвязи между показателями ценностных ориен-таций и показателями общей конструктивности, общей деструктивности и ресурса психологического здоровья.

Для решения указанных задач было проведено исследование, в котором приняли участие 144 воспитанника, из них 64 обучались на 1-м курсе, 43 - на 2-м и 37 - на 3-м. Исследование проводилось в рамках научно-исследовательской работы, включенной в план научно-исследовательской деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, с согласия родителей и санкционировано руководством Санкт-Петербургского суворовского военного училища МВД России.

В качестве психодиагностического инструментария был использован ценностный опросник Ш. Шварца и психодинамиче-

ски ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс» (П) В. А. Шаповала.

На первом этапе исследования были проанализированы особенности личностной конструктивности, деструктив-ности и ресурса психологического здоровья у воспитанников на разных курсах обучения. Целью данного этапа явилось выявление достоверных различий между выборками воспитанников 1-го курса, которые еще не подверглись влиянию социально-психологических факторов учебного процесса, поскольку обследование осуществлялось в течение первых двух недель после их зачисления в СВУ МВД России, и воспитанников 2-го и 3-го курсов обучения.

Проверка выборки на нормальность распределения с помощью критерия положительной величины разности стандартных ошибок и показателей асимметрии и эксцесса показала, что распределение, близкое к нормальному, оказалось у шкалы общей конструктивности (СоО). У шкалы ресурса психологического здоровья (Б.е) и шкалы общей деструктивно-сти (СЮ) распределение отличалось от нормального.

В ходе сравнения средних значений шкалы общей конструктивности на разных курсах обучения был применен параметрический Т-критерий Стьюдента. В результате проверки не было получено достоверных различий.

При сравнении средних значений шкалы общей деструктивности и ресурса психологического здоровья на разных курсах обучения был применен непараметрический и-критерий Манна - Уитни. В итоге проверки были получены достоверные различия.

В результате проведенного однофак-торного дисперсионного анализа были получены достоверные различия по шка-

Таблица 2

Результаты однофакторного дисперсионного анализа показателей общей дезадаптации (CdO) и ресурса психологического здоровья воспитанников разных курсов обучения

Показатель Курс Среднее значение Стандартное отклонение P-значение

С^ 1 43,36 24,93 0,004

2 43,07 33,00

3 25,97 20,88

Яе 1 121,36 27,80 0,001

2 121,12 31,76

3 142,05 24,36

лам общей дезадаптации и ресурса психологического здоровья между выборками

1-го и 3-го курсов, а также выборками

2-го и 3-го курсов (таблица 2).

Средние значения по шкале общей

дезадаптации в выборке воспитанников

3-го курса достоверно ниже, чем в выборках воспитанников 1-го и 2-го курсов (р < 0,05), в то время как средние значения по шкале ресурса психологического здоровья в выборке 3-го курса достоверно выше, чем в выборках воспитанников 1-го и 2-го курсов (р < 0,01).

Полученные результаты позволяют сделать благоприятный прогноз личностного развития в отношении воспитанников 3-го курса, поскольку в структуре их личности преобладают я-функции, характеризующиеся конструктивным, то есть «нормальным» развитием, что служит фундаментом осознанного и зрелого профессионального самоопределения.

На втором этапе у воспитанников разных курсов обучения были проанализированы особенности ценностно-мо-тивационной сферы. Первичный анализ результатов исследования осуществлялся на основе сравнения эмпирических данных иерархической структуры ценностей

у воспитанников 1, 2, 3-го курсов обучения, полученных с помощью методики Ш. Шварца.

У воспитанников 1-го курса на вершине иерархии ценностей на уровне нормативных идеалов находятся ценности «доброта», «безопасность» и «достижения» (таблица 3), их содержание предполагает ориентацию на защиту порядка, соблюдение установленных норм и правил поведения, стабильность и поддержание доброжелательных отношений с людьми, а также получение социального одобрения посредством проявления компетентности. На уровне индивидуальных приоритетов у воспитанников 1-го курса преобладают ценности «самостоятельность» и «доброта», которые выражаются в стремлении проявлять инициативу и независимость в поведении, а также в ориентации на позитивные взаимоотношения в личной коммуникации.

Наименее значимы для первокурсников на обоих уровнях ценности «традиции», «стимуляция» и «власть», моти-вационная цель которых предполагает приверженность устоям и правилам коллектива, поиск ярких впечатлений, доминирование над людьми и ресурсами.

Таблица 3

Структура ценностей на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у воспитанников 1-го курса (п = 64)

Ценность На уровне нормативных идеалов (убеждений) На уровне индивидуальных приоритетов (поведения)

Средние (центрированные) Присвоенный ранг Средние (центрированные) Присвоенный ранг

Конформность -0,01 ± 2,03 4 1,71 ± 0,70 7

Традиции -0,44 ± 1,61 8 1,14 ± 0,89 10

Доброта 0,19 ± 1,57 1 1,85 ± 0,73 2

Универсализм -0,28 ± 1,73 6 1,85 ± 0,83 3

Самостоятельность -0,22 ± 1,67 5 1,90 ± 0,68 1

Стимуляция -0,57 ± 1,47 10 1,53 ± 0,83 8

Гедонизм -0,36 ± 2,71 7 1,80 ± 1,10 4

Достижения 0,11 ± 2,43 3 1,80 ± 0,85 5

Власть -0,52 ± 1,26 9 1,33 ± 0,84 9

Безопасность 0,19 ± 1,35 1 (2) 1,77 ± 0,75 6

Для воспитанников 2-го курса наиболее значимой в иерархии ценностей на уровне нормативных идеалов является ценность «универсализм» (таблица 4), мотивационная цель которой заключается в борьбе за социальную справедливость и равенство. На обоих уровнях в иерархии ценностей для воспитанников 2-го курса значимыми являются ценности «безопасность» и «достижения», что свидетельствует об их стремлении к поддержанию социального порядка и социальному одобрению. На уровне индивидуальных приоритетов значимой является ценность «самостоятельность», что говорит о стремлении к независимости и самовыражению.

Наименее значимы для второкурсников на обоих уровнях ценности «традиции», «стимуляция» и «власть», что полностью совпадает с ценностной иерархией первокурсников.

Сопоставление иерархии ценностей на обоих уровнях у воспитанников 3-го кур-

са показало, что у них доминируют ценности «безопасность» и «доброта» (таблица 5), мотивационные цели которых проявляются в стремлении к поддержанию социального порядка и выстраиванию гармоничных, позитивных отношений с окружающими. Также на уровне нормативных идеалов для воспитанников 3-го курса представляет значимость ценность «самостоятельность», которая выражается в стремлении к независимости во взглядах и суждениях, а на уровне индивидуальных приоритетов - ценность «достижения», которая проявляется в ориентации на социальное одобрение.

Наименее значимы на обоих уровнях ценность «власть», что выражается в отсутствии у воспитанников 3-го курса мотивации командования, доминирования над людьми и ресурсами, демонстрации своего статуса «старшекурсника», ценность «традиции» на уровне индивидуальных приоритетов и ценность «гедонизм», мотивационная цель которых

Таблица 4

Структура ценностей на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у воспитанников 2-го курса (п = 44)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценность На уровне нормативных идеалов (убеждений) На уровне индивидуальных приоритетов (поведения)

Средние (центрированные) Присвоенный ранг Средние (центрированные) Присвоенный ранг

Конформность 0,25 ± 1,26 5 1,89 ± 0,88 5

Традиции -1,05 ± 1,79 10 1,15 ± 0,81 10

Доброта 0,25 ± 0,54 4 2,02 ± 0,81 4

Универсализм 0,51 ± 2,12 1 1,74 ± 0,82 7

Самостоятельность 0,02 ± 1,75 7 2,15 ± 0,74 1 (2)

Стимуляция -0,71 ± 1,19 9 1,66 ± 1,08 8

Гедонизм 0,1 ± 1,44 6 1,89 ± 1,11 6

Достижения 0,28 ± 0,55 3 2,05 ± 0,88 3

Власть -0,35 ± 1,22 8 1,53 ± 0,94 9

Безопасность 0,43 ± 0,55 2 2,15 ± 0,90 1

предполагает приверженность устоям коллектива и чувственные удовольствия.

В настоящем исследовании в целях выявления достоверных различий в ценностных ориентациях у воспитанников разных курсов был проведен однофакторный дисперсионный анализ. Достоверные различия были обнаружены на уровне индивидуальных приоритетов между выборками 1-го и 3-го курса по шкалам «доброта» (р = 0,02) и «безопасность» (р = 0,01), а также между выборками 2-го и 3-го курса по шкале «универсализм» (р = 0,02) (рисунок 1).

Средние значения по шкалам «доброта» и «безопасность» на уровне индивидуальных приоритетов достоверно выше у воспитанников 3-го курса, чем у первокурсников, что характеризует ориентированность на благожелательные взаимоотношения в группе и обеспечение процветания коллектива, стабильности и безопасности для других людей и самого себя. Средние показатели по шкале «универсализм» на уровне индивидуальных

приоритетов достоверно выше у воспитанников 3-го курса, чем у второкурсников, что указывает на их устремленность к защите благополучия всех людей и природы, поддержанию справедливости и проявлению толерантности.

На третьем этапе был проведен корреляционный анализ для определения ценностей, связанных с общей конструктивностью, общей дезадаптацией и ресурсом психологического здоровья.

Рисунок 1. Достоверные различия в ценностных ориентациях у воспитанников разных курсов обучения

Таблица 5

Структура ценностей на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у воспитанников 3-го курса (п = 37)

Ценность На уровне нормативных идеалов (убеждений) На уровне индивидуальных приоритетов (поведения)

Средние (центрированные) Присвоенный ранг Средние (центрированные) Присвоенный ранг

Конформность -0,02 ± 0,37 5 2,00 ± 0,88 6

Традиции -0,29 ± 1,81 6 1,24 ± 0,95 9

Доброта 0,40 ± 1,49 1 2,29 ± 0,81 1

Универсализм -0,45 ± 2,52 7 2,21 ± 0,67 4

Самостоятельность -0,18 ± 1,76 2 2,16 ± 0,68 5

Стимуляция -0,54 ± 1,48 8 1,53 ± 0,85 8

Гедонизм -0,59 ± 2,12 9 1,81 ± 0,96 7

Достижения 0,13 ± 1,60 4 2,24 ± 0,86 3

Власть -1,02 ± 1,73 10 1,18 ± 0,70 10

Безопасность 0,16 ± 0,83 3 2,27 ± 0,76 2

Большинство исследуемых шкал имеют распределение, отклоняющееся от нормы, в связи с чем был проведен корреляционный анализ с применением непараметрического критерия Спирмена. В результатах корреляционного анализа обращает на себя внимание прежде всего более выраженная сопряженность поведенческих ценностных репрезентаций по сравнению с мировоззренческими. Этот факт обусловлен спецификой шкал теста ПОЛО «Ресурс» (П) и второго субтеста методики Ш. Шварца, в которых воспитанникам предлагалось сопоставлять определенные поведенческие модели с собственными поступками. Заложенный же в первом субтесте методики Ш. Шварца принцип выявления мировоззренческих ценностных ориентаций более абстрактен и предоставляет возможность изучить ценности личности на уровне убеждений, оказывающие наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющиеся в реальном социальном поведении.

Шкала общей конструктивности имеет положительные корреляции с такими шкалами, как «универсализм» (на обоих уровнях), «самостоятельность» и «безопасность» (на уровне индивидуальных приоритетов), а также отрицательные корреляции со шкалой «власть» (на уровне нормативных идеалов) (таблица 6). Ценностная ориентация на безопасность свидетельствует о склонности воспитанников к поддержанию социального порядка, следованию установленным правилам и указаниям. Универсализм указывает на то, что конструктивность воспитанников проявляется в их устремленности в мир и позитивное его преобразование за счет реализации личностного потенциала. Самостоятельность выражается в противостоянии навязыванию чужого мнения, следовании собственным интересам, желаниям и целям. Самостоятельность является одним из ключевых проявлений конструктивности личности, поскольку она опреде-

Таблица 6

Корреляции между шкалами методики Ш. Шварца и шкалой общей конструктивности (п = 139)

Тип ценностной ориентации Общая конструктивность (CoO)

Коэффициент корреляции Значимость

Универсализм (на уровне НИ) 0,184* 0,030

Власть (на уровне НИ) -0,177* 0,030

Универсализм (на уровне ИП) 0,200* 0,018

Самостоятельность (на уровне ИП) 0,173* 0,040

Безопасность (на уровне ИП) 0,241** 0,004

* Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя) ** Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя)

ляет способность воспитанника осуществить независимый, автономный выбор в наиболее значимых сферах жизни, к которым относится и выбор профессии. Шкала власти (на уровне нормативных идеалов) имеет отрицательные корреляции со шкалой общей конструктивности, что объясняет снижение личностной конструктивности при возрастании мотивации контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Кроме того, стремление к достижению целей посред-

ством власти, наживы свидетельствует о негативной трансформации личности воспитанника, вызванной преобладанием деструктивной психодинамики.

Установлено, что шкала общей де-структивности у воспитанников имеет положительные корреляции с «конформностью» (на уровне нормативных идеалов) (таблица 7). Этим объясняется, что слепое следование навязанным требованиям со стороны родителей и других значимых для воспитанника взрослых имеет негативные последствия для реализации личностной идентичности и, как следствие, приводит к возникновению спутан-

Таблица 7

Корреляции между шкалами методики Ш. Шварца и шкалой общей деструктивности (п = 139)

Тип ценностной ориентации Общая дезадаптация (CdO)

Коэффициент корреляции Значимость

Конформность (на уровне НИ) 0,186* 0,028

Доброта (на уровне ИП) -0,242** 0,004

Универсализм (на уровне ИП) -0,304** 0,000

Безопасность (на уровне ИП) -0,173* 0,040

* Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя) ** Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя)

Таблица 8

Корреляции между шкалами методики Ш. Шварца и шкалой ресурса психологического здоровья (п = 139)

Тип ценностной ориентации Ресурс психологического здоровья

Коэффициент корреляции Значимость

Конформность (на уровне НИ) -0,203* 0,010

Доброта (на уровне ИП) 0,293** 0,000

Универсализм (на уровне ИП) 0,303** 0,000

Безопасность (на уровне ИП) 0,255** 0,002

* Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя) ** Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя)

ного, размытого представления о своем личностном и профессиональном самоопределении. К ценностям, имеющим отрицательные корреляционные связи со шкалой общей дезадаптации, относятся «безопасность», «универсализм» и «доброта» (на уровне индивидуальных приоритетов), что подтверждает описанные результаты корреляционного анализа между шкалой общей конструктивности и данными типами ценностей.

К ценностям, имеющим положительные корреляционные связи со шкалой ресурса психологического здоровья, относятся «доброта», «универсализм», «безопасность» (на уровне индивидуальных приоритетов); отрицательная корреляция установлена со шкалой «конформность» (на уровне нормативных идеалов) (таблица 8). В этой связи можно сказать, что данные ценности сопряжены с преобладанием конструктивной психодинамики как в поведении, так и в убеждениях воспитанников. Именно на развитие и поддержание этих ценностей должен делаться акцент при осуществлении психологического сопровождения будущих сотрудников органов внутренних дел.

Представленные материалы исследования позволяют сделать несколько выводов.

1. К ценностям, сопряженным с общей конструктивностью и ресурсом психологического здоровья, относятся «доброта», «универсализм», «безопасность» и «самостоятельность» (на уровне поведенческой репрезентации). В ценностно-мотивационной системе воспитанников 3-го курса такие типы ценностей, как «доброта», «универсализм» и «безопасность» являются наиболее выраженными в сравнении с воспитанниками младших курсов, что подтверждается результатами настоящего исследования.

2. Конформность на уровне мировоззренческой репрезентации сопряжена с психодинамическим показателем общей дезадаптации. В иерархических системах воспитанников разных курсов обучения конформность занимает промежуточное место между особо значимыми типами ценностей и абсолютно не значимыми. Это говорит о том, что в некоторых ситуациях воспитанники склонны поддаваться внешним убеждениям и менять собственные точки зрения под давлением значимого окружения. Подобная тенденция указывает на вероятные проявления деструктивно-дефицитарной психодинамики. В подобных ситуациях психологу следует вести специализированную работу по формированию и развитию у воспи-

танников автономных, самостоятельных убеждений.

3. На вершине ценностно-ориента-ционной иерархии воспитанников всех курсов преобладают ценности, сопряженные с общей конструктивностью и ресурсом психологического здоровья («доброта», «самостоятельность», «универсализм», «безопасность»). Наименее значимыми ценностями для воспитанников всех курсов обучения являются «власть» и «традиции» на уровне поведенческой репрезентации. Независимо от курса, воспитанники не стремятся к самоутверждению за счет доминирования над людьми или ресурсами, а, скорее, напротив, проявляют доброжелательность во взаимоотношениях с окружающими и стремятся к поддержанию личной и общественной безопасности.

Таким образом, ценностные ориентации личности воспитанников СВУ МВД России являются динамическими образованиями, служащими индикатором для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения. Полученные в ходе исследования результаты могут помочь психологическим службам СВУ МВД России в оказании действенной практической помощи по формированию и развитию мотивации и личностной направленности воспитанников на службу в органах внутренних дел, а также их конструктивного профессионального самоопределения. Апробация психологических методик, использованных в ходе настоящего исследования, позволяет сделать вывод о возможности их применения в качестве психодиагностического инструментария для диагностики и мониторинга я-струк-турных изменений с целью своевременной коррекции дезадаптивных форм поведения и предотвращения формирования эгоцентричных типов ценностей.

В качестве практических рекомендаций психологам СВУ МВД России необходимо поддерживать позитивную ориентацию воспитанников на установление и поддержание дружеских, товарищеских отношений в коллективе. Данное направление психологической работы с воспитанниками может быть успешно реализовано за счет проведения тренингов, направленных на сплочение коллектива, а также социометрических тестов с локальной проработкой имеющихся проблем в группе. Формирование и развитие групповых ценностей, к которым относятся безопасность и универсализм, является важным условием повышения уровня личностной конструктивности воспитанников военного училища. В процессе беседы психологу необходимо выявлять отношение воспитанников к правонарушениям, социальному неравенству, различным социальным группам, феномену толерантности и анализировать особенности их рассуждений. С воспитанниками, имеющими затруднения в обсуждении данных вопросов, следует проводить дополнительную работу с использованием наглядного материала (фильмов, роликов, фотографий), после просмотра рекомендуется обсуждение. Уровень самостоятельности может быть изучен при помощи методик исследования конформизма, а также посредством наблюдения за воспитанниками. С теми из них, кто склонен следовать принципу большинства, необходимо проводить тренинговые занятия, направленные на развитие автономии и независимости поступков и убеждений, а также объяснять плюсы и минусы последствий несамостоятельного выбора. Следует поддерживать устойчивую личностную направленность воспитанников на дело, а именно поощрять самостоятельность и инициативность в решении возникающих

задач, конструктивное сотрудничество, качественное выполнение учебных и служебных задач. Также надо проводить пси-хокоррекционные мероприятия, направленные на снижение эгоцентризма.

Результаты настоящего исследования могут быть применены в отношении лиц, поступающих в учебные организации ФСИН России, поскольку возраст кандидатов на обучение в высшие учебные за-

ведения соответствует возрасту выпускников СВУ МВД России. Кроме того, при создании в системе ФСИН образовательных организаций для несовершеннолетних возможен обмен опытом и использование результатов данного исследования как на этапе профессионально-психологического отбора, так и в ходе осуществления психологического сопровождения образовательного процесса. Ф

1. Клименко Т. С., Цветков В. Л. Связь профессиональной деятельности и самоопределения личности (обзор литературы) // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 10. С. 15.

2. Schwartz S. Н., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology.1987. Vol. 53. Issue 3. P. 550-562.

3. Бондарук A. Ф. Динамика ценностных ориентаций курсантов в период адаптации к социально-профессиональной среде обучения и в процессе учебной деятельности : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2013. С. 19.

4. Голянич В. М., Бондарук A. Ф., Глазырин A. A. Ценностные противоречия как психодиагностические критерии интенциональной компетентности // Общество и реформы. Управленческое консультирование. 2013. № 11. С. 95.

5. Бондарук A. Ф. Указ. соч. С. 20.

6. Шаповал В. A. Профессиональная идентичность сотрудников органов внутренних дел: система оценки, прогнозирования и мониторинга в контексте психодинамического подхода : монография. СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014. 256 с.

1. Klimenko, T. S., Cvetkov, V. L. (2009) Communication of professional work and self-determination of the person (the literature review) // Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 10, 15.

2. Schwartz, S. K, Bilsky, W. Toward a universal psychological structure of human values // Journal of Personality and Social Psychology.1987. Vol. 53. Issue 3. P. 550-562.

3. Bondaruk, A. F. (2013) Dynamics of cadets' value orientations during the period of adaptation to the social and professional learning environment and in the process of educational activity : thesis ... of Candidate of Psychology. SPb., p. 19.

4. Golyanich, V. M., Bondaruk, A. F., Glazyrin, A. A. (2013) Valuable contradictions as psycho diagnostic criteria of intentional competence // Society and reforms. Management consulting. 11, 95.

5. Bondaruk, A. F. Index of ref. p. 20.

6. Shapoval V. A. (2014) Professional identity of personnel of internal affairs bodies: a system of assessment, forecasting and monitoring in the context of a psychodynamic approach : monograph. SPb. : Saint Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia, 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.