Научная статья на тему 'Социально-психологический анализ причин поступления юношей в суворовские военные училища МВД России: история и современность'

Социально-психологический анализ причин поступления юношей в суворовские военные училища МВД России: история и современность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВОСПИТАННИКИ СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА МВД РОССИИ / РАННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PUPILS OF THE SUVOROV MILITARY SCHOOL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / EARLY PROFESSIONALIZATION / LAW ENFORCEMENT / FUTURE POLICE OFFICERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулинченко А. В.

Суворовские военные училища МВД России выступают первичным специализированным звеном в формировании профессионально-ориентированной личности будущего защитника правопорядка, а также обеспечивают преемственность дальнейшего обучения и служебной деятельности в системе внутренних дел. Задачей суворовских училищ является ранняя профессионализация воспитанников на службу в органы внутренних дел. Ключевым условием успешной профессионализации в период обучения в училище является профессиональное самоопределение, в основе которого лежит личностный фактор, задающий вектор профессионального развития и профессиональной самореализации. Влияние социального фактора на выбор профессии в правоохранительных органах, на наш взгляд, носит не прямой, а опосредованный личностными свойствами характер. Социальный фактор обусловлен тем, что на профессиональный выбор суворовца могут влиять его родители, друзья и другие значимые люди, но, это влияние станет решающим только в силу размытых представлений о мире профессий и личностной неопределённости подростка. В статье приводятся результаты социально-психологического анализа основных причин поступления юношей в суворовские военные училища МВД России. Согласно результатам анкетирования, большинство юношей поступили в суворовское училище по причинам, связанным с их личными желаниями и интересами. Описанные в данной статье результаты указывают на конструктивную направленность профессионального самоопределения среди первокурсников СВУ МВД России. Тем не менее, среди первокурсников есть и те, чье решение о поступлении было принято не самостоятельно, на него повлияли внешние условия (родители, друзья и др.). Именно с этими воспитанниками должна проводиться индивидуальная работа, поскольку они в большей степени нуждаются в оказании действенной помощи со стороны наставников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кулинченко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE REASONS OF ADMISSION OF YOUNG PEOPLE TO THE SUVOROVSK MILITARY SCHOOLS OF THE MIA OF RUSSIA: HISTORY AND MODERNITY

The Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia act as the primary specialized link in the formation of a professionally oriented personality of the future law enforcement officer, as well as ensure the continuity of further training and official activities in the internal affairs system. The task of the Suvorov schools is the early professionalization of pupils to serve in the Ministry of the Interior. The key condition for successful professionalization during the period of study at the school is professional self-determination, which is based on a personality factor that defines the vector of professional development and professional self-realization. The influence of the social factor on the choice of a profession in law enforcement agencies, in our opinion, is not direct, but mediated by personal characteristics. The social factor is due to the fact that his parents, friends and other significant people can influence the pupil’s professional choice, but this influence will be decisive only because of vague ideas about the world of professions and the personal uncertainty of the teenager. This article presents the results of a socio-psychological analysis of the main reasons for young men entering Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia. According to the results of the survey, most of the young men entered Suvorov School for reasons related to their personal desires and interests. The results described in this article indicate a constructive orientation of professional self-determination among freshmen of the Suvorov Military School of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Nevertheless, among the first-year pupils there are also those whose decision on admission was not made independently; it was influenced by external conditions (parents, friends, etc.). It is with these pupils that individual work should be carried out, since they are more in need of effective assistance from the mentors.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический анализ причин поступления юношей в суворовские военные училища МВД России: история и современность»

УДК 159.9 С. 93—97

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН ПОСТУПЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ В СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА МВД РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Кулинченко А. В.

Санкт-Петербургский университет МВД России E-mail: kulinchenko95@inbox.ru.

Суворовские военные училища МВД России выступают первичным специализированным звеном в формировании профессионально-ориентированной личности будущего защитника правопорядка, а также обеспечивают преемственность дальнейшего обучения и служебной деятельности в системе внутренних дел. Задачей суворовских училищ является ранняя профессионализация воспитанников на службу в органы внутренних дел. Ключевым условием успешной профессионализации в период обучения в училище является профессиональное самоопределение, в основе которого лежит личностный фактор, задающий вектор профессионального развития и профессиональной самореализации. Влияние социального фактора на выбор профессии в правоохранительных органах, на наш взгляд, носит не прямой, а опосредованный личностными свойствами характер. Социальный фактор обусловлен тем, что на профессиональный выбор суворовца могут влиять его родители, друзья и другие значимые люди, но, это влияние станет решающим только в силу размытых представлений о мире профессий и личностной неопределённости подростка.

В статье приводятся результаты социально-психологического анализа основных причин поступления юношей в суворовские военные училища МВД России. Согласно результатам анкетирования, большинство юношей поступили в суворовское училище по причинам, связанным с их личными желаниями и интересами. Описанные в данной статье результаты указывают на конструктивную направленность профессионального самоопределения среди первокурсников СВУ МВД России. Тем не менее, среди первокурсников есть и те, чье решение о поступлении было принято не самостоятельно, на него повлияли внешние условия (родители, друзья и др.). Именно с этими воспитанниками должна проводиться индивидуальная работа, поскольку они в большей степени нуждаются в оказании действенной помощи со стороны наставников.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, воспитанники суворовского военного училища МВД России, ранняя профессионализация, правоохранительная деятельность, будущие сотрудники полиции.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF THE REASONS OF ADMISSION OF YOUNG PEOPLE TO THE SUVOROVSK MILITARY SCHOOLS OF THE MIA OF RUSSIA:

HISTORY AND MODERNITY

Kulinchenko A. V.

Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia E-mail: kulinchenko95@inbox.ru.

The Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia act as the primary specialized link in the formation of a professionally oriented personality of the future law enforcement officer, as well as ensure the continuity of further training and official activities in the internal affairs system. The task of the Suvorov schools is the early professionalization of pupils to serve in the Ministry of the Interior. The key condition for successful professionalization

during the period of study at the school is professional self-determination, which is based on a personality factor that defines the vector of professional development and professional self-realization. The influence of the social factor on the choice of a profession in law enforcement agencies, in our opinion, is not direct, but mediated by personal characteristics. The social factor is due to the fact that his parents, friends and other significant people can influence the pupil's professional choice, but this influence will be decisive only because of vague ideas about the world of professions and the personal uncertainty of the teenager.

This article presents the results of a socio-psychological analysis of the main reasons for young men entering Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia. According to the results of the survey, most of the young men entered Suvorov School for reasons related to their personal desires and interests. The results described in this article indicate a constructive orientation of professional self-determination among freshmen of the Suvorov Military School of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Nevertheless, among the first-year pupils there are also those whose decision on admission was not made independently; it was influenced by external conditions (parents, friends, etc.). It is with these pupils that individual work should be carried out, since they are more in need of effective assistance from the mentors.

Keywords: professional self-determination, pupils of the Suvorov Military School of the Ministry of Internal Affairs of Russia, early professionalization, law enforcement, future police officers.

Введение

Суворовские военные училища МВД России (далее — СВУ МВД России) рассматриваются как элемент непрерывного правоохранительного образования, поскольку выступают первичным специализированным звеном в формировании профессионально-ориентированной личности будущего защитника правопорядка, а также обеспечивают преемственность дальнейшего обучения и служебной деятельности в системе внутренних дел.

Описание исследования

Первые СВУ МВД России были созданы в 1943 году по решению Коммунистической партии и Советского правительства в годы Великой Отечественной войны [2]. Наше государство взяло на себя ответственность защищать детей погибших на войне офицеров. В связи с этим правительством были приняты все меры для того, чтобы мальчики стали достойными преемниками и продолжателями славных боевых традиций отцов, старших поколений. Перед училищами ставилась задача подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование. Кроме того, СВУ явились своеобразным, причем весьма целесообразным, методом решения важнейшей проблемы советского социума военного и послевоенного периода, связанной с детской беспризорностью, — дети воинов, оставшиеся без родителей, принимались в суворовские училища в обязательном порядке.

Современные СВУ МВД России используют успешный исторический опыт закрытых учебных заведений по воспитанию офицеров с юношеских лет. Исследованиями историко-пе-дагогических тенденций, их роли и значения

в преемственности формирования личности воспитанников СВУ занимались А. П. Абрамов, А. Ю. Асриев, А. В. Старикова и др. [1; 3; 5] Существующая система довузовской подготовки опирается на исторические традиции воспитания и обучения будущих офицеров Российской полиции. Однако, с профессионально-психологической точки зрения, существенно изменился подход к пониманию процесса ранней профессионализации суворовцев. Если в Советскую эпоху власти страны руководствовались целями: устроить будущее сирот, потерявших родителей на войне, и повысить в стратегической перспективе качество подготовки офицерских кадров, то в современной России набор воспитанников в суворовские училища носит добровольный характер и преследует цель подготовить юношей к поступлению в академии, университеты и юридические институты МВД России [4].

Ключевым условием эффективной довузовской подготовки и успешной профессионализации в период обучения в училище является профессиональное самоопределение, под которым следует понимать «самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой профессии, выполняемой работы, всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации, а также нахождения смысла в самом процессе самоопределения» [6, с. 77]. В основе профессионального самоопределения лежит личностный фактор, задающий вектор профессионального развития и профессиональной самореализации.

Влияние социального фактора на выбор профессии в правоохранительных органах, на наш взгляд, носит не прямой, а опосредованный личностными свойствами характер.

94

КулинченкоА. В.

Исторический опыт суворовских училищ накладывает определённый отпечаток, в связи с чем, на сегодняшний день, по-прежнему, у большинства людей воспитанники СВУ МВД России ассоциируются с детьми военно- или госслужащих, мотивами обучения которых является профессиональная династия. Однако это не всегда соответствует действительности. Социально-психологические особенности нынешних воспитанников в значительной степени отличаются от их советских ровесников, что обусловлено политическими, экономическими, социальными факторами и личностными характеристиками современных подростков.

А. Б. Старикова отмечает, что «ориентация, жизненные планы и психологическая готовность юношей из семей военнослужащих на получение военного образования значительно выше, чем у других социальных слоев. В семьях офицеров преобладает атмосфера, вырабатывающая у детей соответствующую психологическую готовность к обучению в училище, установку на профессию офицера. Интерес к профессии является важным мотивом деятельности суворовцев и кадет. В процессе развития он переходит в стремление к овладению военно-профессиональной деятельностью» [5, с. 47]. С данным утверждением можно согласиться лишь частично, поскольку сыновья офицерских чинов не всегда ориентированы на продолжение традиции служения, в связи с чем их профессиональное самоопределение может быть реализовано в сферах никак не связанных с полицейской службой. Такая тенденция может быть вызвана дефицитом родительского внимания в силу частого отсутствия родителей по причине выполнения служебных задач даже во внеслужебное время, страхом, вызванным представлениями о службе родителей как опасной для жизни и др.

С целью изучения влияния личностных и социальных факторов на решение о поступлении в СВУ МВД России нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 63 воспитанника Санкт-Петербургского СВУ МВД России, обучающихся на 1-м курсе, и 37 родителей (или лиц, их замещающих). Результаты социально-психологического изучения семей воспитанников показали: 38 (60 %) воспитанников из полных семей, 23 (37 %) воспитанников из семей, чьи родители находятся в разводе, 2 (3 %) — приемных и опекаемых. Среди них: из 63 только 17 (26%) суворовцев из семей сотрудников органов внутренних дел (в том числе ушедших на пенсию за выслугу лет и в данный момент работающих в другой сфере). Профессиональная деятельность

родителей 46 (74 %) суворовцев никак не связана со службой в правоохранительных структурах. Полученные данные свидетельствуют о росте престижа и повышении качества военного довузовского образования в представлениях «гражданского» населения.

Полученная статистика наталкивает на вопрос об истинных мотивах поступления молодых людей в специализированное военное учебное заведение и их намерения сделать профессиональный выбор в пользу службы в полиции. На профессиональный выбор суворовца могут влиять его родители, друзья и другие значимые люди, но, это влияние станет решающим только в силу размытых представлений о мире профессий и личностной неопределённости подростка. Полученные в ходе анкетирования результаты показывают, что на вопрос о причинах поступления в училище большинство воспитанников ответили «понравился профиль СВУ» (42 выбора), вторым по количеству выборов стал ответ «поступал по совету родителей» (28 выборов), ответами, набравшими меньше всего выборов стали «близость расположения от дома» (5 выборов) и «поступал по совету друзей» (3 выбора). Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют о том, что основная причина поступления в СВУ связана с личными предпочтениями и интересами воспитанников.

Перспективу поступить на службу в ОВД положительно оценили 79 % воспитанников 1-го курса, из них 25 % указали, что мечтали об этом с детства, 54% решили стать сотрудником полиции в последние 3 года, 11 % не уверены в своем решении или не намерены поступать на службу в ОВД. Немаловажным является так же то, насколько поступление в училище соответствует интересам и желанию воспитанников: 74% суворовцев дали ответ «полностью», 15 % ответили «частично», 11 % считают что поступление «вовсе не соответствует» их интересам и желанию. Полученные результаты указывают на наличие у определённого процента суворовцев некоторой психологической несогласованности между истинными профессиональными предпочтениями и их текущим обучением в СВУ МВД России.

О представлении родителей (или лиц, их заменяющих) о профессии полицейского можно судить по результатам анкетирования, согласно которому преобладающее большинство родителей суворовцев полагают, что, поступив в СВУ МВД России, их сын делает первый шаг своей профессиональной карьеры, что отвечает целям избранного учебного заведения. Кроме того, ответы родителей подтверждают,

что их сыновья руководствовались собственными интересами и желаниями при выборе учебного заведения.

Заключение

Таким образом, социально-психологический анализ причин поступления юношей в СВУ МВД России показывает, что основная часть первокурсников, в большей степени, руководствовалась личными мотивами, интересами и желаниями. Изучение личностных детерминант профессионального самоопределения будущих офицеров требует проведения дополнительных исследований. Однако, описанные в данной статье результаты указывают на конструктивную направленность формирования профессионального самоопределения среди первокурсников СВУ МВД России. Тем не менее, среди первокурсников есть и те, чье решение о поступлении было принято не самостоятельно, на него повлияли

внешние условия (родители, друзья и др.). Именно с этими воспитанниками должна проводиться индивидуальная работа, поскольку они в большей степени нуждаются в оказании действенной помощи со стороны наставников, которыми для них должны стать начальники курсов и их заместители, а также штатные командиры взводов. Находясь с суворовцами в постоянном контакте, наставникам необходимо стремиться к установлению доверительных отношений с воспитанниками для того что бы отслеживать их психоэмоциональное состояние, а так же своевременно и эффективно корректировать их поведение. Стоит отметить то, что на эти должности, должны рекомендоваться сотрудники, имеющие служебный и житейский опыт, а так же соответствующие педагогические и психологические знания. Психолог училища обязан оказывать квалифицированную помощь наставникам и суворовцам при необходимости.

Список литературы

1. Абрамов,А. П. Становление личности в системе средних специальных военно-учебных заведений : специальность 22.00.06 «Социология культуры» : дис. ... канд. социол. наук | Абрамов Александр Петрович. — Курск, 2003. —124 с.

2. История появления училищ || Общероссийская общественная организация «Российское кадетское братство» : [сайт]. — URL: http:||www.svu.ru|index.sema?a=articles&pid=10&id=114 (дата обращения: 01.04.2020).

3. Клименко, Т. С. Связь профессиональной деятельности и самоопределения личности (обзор литературы) | Т. С. Клименко || Вестник Московского университета МВД России. —2009. — № 10. — С. 15—19.

4. Поляков, А. Ф. Педагогическая система профессиональной ориентации воспитанников суворовских военных училищ МВД России : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : дис. ... канд. пед. наук | Поляков Алексей Филиппович. — Москва, 2019. — 283 с.

5. Старикова, А. В. Формирование готовности к обучению в ВВУЗе и предстоящей профессиональной деятельности у выпускников суворовских училищ и кадетских корпусов : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : дис. ... канд. пед. наук | Старикова Алевтина Борисовна. —Тула, 2000. —176 с.

6. Шаповал,В.А. Профессиональная идентичность сотрудников ОВД: система оценки, прогнозирования и мониторинга в контексте психодинамического подхода : монография | В.А.Шаповал.— Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский Университет МВД России, 2014. — 256 с.

References

1. Abramov,A.P. Stanovlenie lichnosti v sisteme srednikh spetsialnykh voenno-uchebnykh zavedeniy : spetsialnost 22.00.06 «Sotsiologiya kultury» : dis. ... kand. sotsiol. nauk | Abramov Aleksandr Petrovich.— Kursk, 2003. —124 s.

2. Istoriya poyavleniya uchilishch || Obshcherossiyskaya obshchestvennaya organizatsiya «Rossiyskoe kadetskoe bratstvo» : [sayt]. — URL: http:||www.svu.ru|index.sema?a=articles&pid=10&id=114 (data obrashcheniya: 01.04.2020).

3. Klimenko,T.S. Svyaz professionalnoy deyatelnosti i samoopredeleniya lichnosti (obzor literatury) | T. S. Klimenko || Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. —2009. — № 10. — S. 15—19.

4. Polyakov,A.F. Pedagogicheskaya sistema professionalnoy orientatsii vospitannikov suvorovskikh voennykh uchilishch MVD Rossii : spetsialnost 13.00.01 «Obshchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya» : dis. ... kand. ped. nauk | Polyakov Aleksey Filippovich. — Moskva, 2019. — 283 s.

5. Starikova,A.V. Formirovanie gotovnosti k obucheniyu v VVUZe i predstoyashchey professionalnoy deyatelnosti u vypusknikov suvorovskikh uchilishch i kadetskikh korpusov : spetsialnost 13.00.08 «Teoriya i metodika professionalnogo obrazovaniya» : dis. ... kand. ped. nauk / Starikova Alevtina Borisovna. — Tula, 2000. —176 s.

6. Shapoval,VA. Professionalnaya identichnost sotrudnikov OVD: sistema otsenki, prognozirovaniya i monitoringa v kontekste psikhodinamicheskogo podkhoda : monografiya / V. A. Shapoval. — Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskiy Universitet MVD Rossii, 2014. — 256 s.

Дата поступления статьи в редакцию: 13.05.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.