Результаты исследования ригидности в экспериментальной группе показали распределение испытуемых в равной степени по среднему и низкому уровню. Высокий уровень характерен для испытуемых контрольной группы и составляет 6,6%.
Анализ данных по агрессивности показывает, что большинство подростков экспериментальной групп имеют средний уровень агрессивности, что соответствует 60%. Стоит отметить, что высокий уровень агрессивность характерен для подростков контрольной группы - 6,6%.
Представим результаты корреляционного анализа по диагностируемым показателям в таблице 2.
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена)
Признак Склонность к риску
Контрольная группа Экспериментальная группа
самооценка 0,28* 0,41*
тревожность -0,31* -0,52*
ригидность -0,26* -0,34*
фрустрированность -0,38** -0,42**
агрессивность 0,30* 0,35*
Примечание:
* - уровень значимости 0,05; ** - уровень значимости 0,01.
Таким образом, можно говорить о статистически значимых различиях в экспериментальной группе, что доказывает эффективность реализованных психолого-педагогических условий развития устойчивости к риску у учащихся подросткового возраста в образовательной среде.
Выводы. Высокая склонность к экстремально-рискованному поведению детерминирована личностными особенностями: высоким уровнем агрессивности и завышенной самооценкой, низким уровнем тревожности, ригидностью и фрустрированностью. Программа ориентирована на работу с учащимися подросткового возраста и их родителями по направлениям: информационно-просветительскому, интерактивной деятельности, а также альтернативной профилактической деятельности. Психолого-педагогическими условиями развития устойчивости к риску у учащихся подросткового возраста в образовательной среде можно считать следующие: обеспечение личной безопасности учащихся подросткового возраста; профилактика экстремальных увлечений и формирование законопослушного поведения; привлечение внимания заинтересованной общественности к опасным формам экстремального досуга; указание на важность разработки системы социальных и правовых механизмов предупреждения опасных экстремальных увлечений.
Литература:
1. Быкова, С.В. Склонность к риску как устойчивое свойство личности / С.В. Быкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1. - С. 157-160.
2. Калинина, Н.В. Развитие устойчивости к интернет-рискам у детей и подростков (методические рекомендации для педагогов) / Н.В. Калинина // Профилактика зависимостей. - 2018. - № 3 (15). - С. 82-92.
3. Кисляков, П.А. Устойчивость личности к социокультурным угрозам в условиях цифровой трансформации общества / П.А. Кисляков, А.Л.С. Меерсон, Е.А. Шмелева, М.О. Александрович // Образование и наука. - 2021. - Т. 23. -№ 9. - С. 142-168.
4. Кольцова, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития стрессоустойчивости подростков / И.В. Кольцова, В.В. Долганина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. -2021. - № 3 (56). - С. 65-76.
5. Кошенова, М.И. Особенности социально-психологической адаптации старших подростков, склонных к риску / М.И. Кошенова, М.Г. Сухорукова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2019. - №3. - С. 71-85.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Копченова Елена Евгеньевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Морозова Татьяна Николаевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Ценностные ориентации - это одно из фундаментальных структурных образований сформировавшейся зрелой личности. Они определяют отношение человека к окружающим людям, к явлениям действительности, регулируют его поведение, поступки, деятельность. Статья посвящена изучению ценностных ориентаций педагогов дошкольного образования. Обсуждаются различные модели изучения ценностных ориентаций личности. Приводятся результаты исследований ценностей педагогов в процессе их профессионального развития. Рассматривается влияние различных факторов, в том числе профессиональной деятельности, на становление системы ценностей педагогов. Для изучения ценностных ориентаций педагогов был использован опросник С. Шварца. В исследовании приняли участие 68 воспитателей, работающих в дошкольной образовательной организации, в возрасте от 19 до 54 лет. Проведен анализ иерархии ценностей педагогов, имеющих различный стаж педагогической деятельности. Выявлены как сходство, так и различия в оценке воспитателями значимости ценностей в зависимости от стажа работы. В структуре ценностных ориентаций педагогов наиболее значимыми оказались безопасность, самостоятельность и благосклонность. Наименее важными для воспитателей являются власть и традиции. Результаты исследования показали, что ценностные ориентации
начинающих педагогов носят более выраженный индивидуалистический характер. Воспитатели с большим стажем педагогической деятельности ориентированы на традиционные ценности.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, педагогическая деятельность, педагоги, дошкольное образование.
Annotation. Value orientations are one of the fundamental structural formations of a formed mature personality. They determine the attitude of a person to the people around him, to the phenomena of reality, regulate his behavior, actions, activities. The article is dedicated to the study of value orientations of teachers of preschool education. Various models for studying the value orientations of a person are discussed. The work also describes results of studies of teachers' values in the process of their professional development. The work highlights influence of various factors, including professional activity, on the formation of the system of teachers' values. Shwarts' test of values was used to study the value orientations of teachers. The study involved 68 educators working in a preschool educational organization aged 19 to 54 years. The analysis of the hierarchy of values of teachers with different experience of pedagogical activity was carried out. Both similarities and differences in the assessment of the importance of values by educators depending on the length of service were revealed. In the structure of value orientations of teachers, the most significant were security, self-direction and benevolence. The least important for educators are power and tradition. The results of the study showed that the value orientations of novice teachers are more pronounced individualistic in nature. Educators with a long teaching experience are focused on traditional values.
Key words: values, valuable orientations, pedagogical activity, teachers, preschool education.
Введение. Формирование ценностных ориентаций - это динамический процесс, на который влияют различные факторы - социально-экономические, политические, культурные, психологические и др. В последние годы ведется изучение ценностных ориентаций различных групп людей, отличающихся по возрастным, половым, национальным, конфессиональным, профессиональным и другим признакам. Вместе с тем можно выделить несколько особенностей исследования ценностных ориентаций личности в последние годы. Во-первых, в основном изучаются ценности молодых людей - старших подростков и юношей, а также студентов, обучающихся в вузе. Другая особенность состоит в том, при изучении ценностных ориентаций людей различных профессий в исследованиях участвуют, как правило, студенты, получающие высшее образование по той или иной специальности/направлению подготовки. Значительно меньше исследований выполнено с участием людей, уже имеющих профессиональный опыт. Но развитие профессионально значимых ценностных ориентаций происходит не только в ходе соответствующей подготовки, но и в процессе самой профессиональной деятельности.
Изложение основного материала статьи. Ценностные ориентации понимаются как убеждения или понятия, отражающие важнейшие приоритеты жизнедеятельности человека [5] и определяющие как цели, к которым стремится человек, так и способы достижения этих целей.
Существуют различные подходы к классификации ценностей. М. Рокич выделяет терминальные ценности, т.е. ценности-цели, и инструментальные ценности, определяющие средства достижения целей. Б. Шледер предложил типологию ценностей, включающую материальные и постматериальные (связанные с отношениями человека с другими людьми и окружающей действительностью) ценности. Кроме того, ценности делятся на ценности, связанные с межличностными отношениями, с природой, с собственным Я и высшим смыслом.
С. Шварц под ценностями понимает убеждения или представления, определяющие выбор и оценку поведения человека. Структура ценностных ориентаций по С. Шварцу представлена различными по степени значимости для личности целями. В основе целей, определяющих поведение человека, лежат универсальные потребности — биологические, в социальном взаимодействии и потребности, связанные с функционированием группы. Иерархия значимых целей образует определенный мотивационный тип, которых С. Шварц выделяет десять, в зависимости от центральной цели: власть, достижение, гедонизм, стимуляция как полнота жизненных переживаний, саморегуляция, универсализм как понимание и терпимость, благосклонность, традиции, конформность, безопасность [1].
Наряду с индивидуальными различиями в значимости ценностных ориентаций, по мнению С. Шварца, существует универсальный тип развития ценностей. В исследованиях, проведенных в различных странах, было установлено, что во всех культурах наиболее значимыми являются такие ценности, как благосклонность, саморегуляция, универсализм, безопасность, конформность и достижения. Менее важными оказываются гедонизм, стимулирование, традиции и власть. Данная структура характерна для людей зрелого возраста, тогда как в юношеском возрасте доминирующей оказывается ценность достижений и менее значимыми — безопасность и конформность [5].
Другие исследователи рассматривают ценностные ориентации, исходя из их уровневой организации. А. Маслоу делит ценности на низшие дефицитарные и высшие бытийные ценности, связанные с метапотребностями и самоактуализацией. В модели Р. Инглхарта ценности в зависимости от происхождения делятся на материалистические и постматериалистические, последние, в свою очередь, включают социальные ценности и ценности самоактуализации.
М.С. Яницким [8] предложена структурно-динамическая модель ценностных ориентаций личности, включающая описание стадий и механизмов развития ценностей, уровней системы ценностных ориентаций и соответствующих им типов личности. На основе эмпирических исследований были выделены и охарактеризованы три типа ценностных систем личности: адаптирующийся, социализирующийся и индивидуализирующийся. Для адаптирующегося типа значимыми являются такие ценности, как здоровье, материальная обеспеченность, свобода, развлечения. Личность социализирующегося типа ориентирована на традиционные ценности - семья, карьера, общественное признание. Индивидуализирующийся тип отличается ориентацией на саморазвитие и самореализацию. Направленность на ценности адаптации рассматривается как низший уровень организации системы ценностей личности, а ориентация на ценности индивидуализации - как высший уровень.
Выделенные типы различаются как по социальным параметрам (возраст, место проживания, материальное положение, уровень образования и др.), так и по психологическим показателям (система ценностных ориентаций, интернальность, эмоциональная устойчивость, самоактуализация, временная перспектива, жизненная стратегия и др.) Так, для молодых людей характерна ориентация на ценности социализации и индивидуализации, тогда как у старшего поколения приоритетными являются ценности адаптации. Иерархия ценностей личности также связана с уровнем образования: более высокий уровень образования определяет приоритет ценностей высшего уровня - творчества, личностного саморазвития и самореализации.
В рамках данной модели были изучены ценностные ориентации учителей, система ценностей которых, как было установлено, определяется такими факторами, как пол, этническая и конфессиональная принадлежность, стаж педагогической деятельности, преподаваемые предметы [7]. Обнаружено, что среди педагогов наиболее часто встречается «адаптирующийся» тип личности, ориентированный на такие ценности, как порядок, здоровье и материальный достаток, меньше - «социализирующийся» тип, для которого приоритетными являются семья, работа, общественное признание. Меньше всего среди учителей тех, кого можно отнести к «индивидуализирующемуся» типу, для которых наиболее
значимыми выступают ценности независимости и самореализации. Треть педагогов была отнесена к промежуточному ценностному типу. При этом было отмечено, что среди учителей, по сравнению с общими выборками, меньше тех, для кого значимыми являются ценности адаптации и социализации, но больше тех, кто ориентирован на ценности высшего уровня -творчества и развития.
Что касается возрастных различий, то система ценностных ориентаций студентов оказалась близка к обычному распределению ценностных типов. Учителя со стажем до 15-ти лет больше ориентированы на ценности индивидуализации, т.е. на саморазвитие и самореализацию, и меньше на другие типы. Для педагогов с большим стажем значимыми оказались ценности адаптации, что, с одной стороны, связано с возрастными особенностями развития ценностей, с другой, может объясняться профессиональным выгоранием.
Учителя, преподающие предметы гуманитарного и общественного профиля, чаще ориентированы на ценности высшего типа, по сравнению с педагогами, обучающими естественнонаучным дисциплинам. У последних с возрастом увеличивается число тех, для кого значимыми оказываются ценности адаптации и индивидуализации, тогда как увеличение доли адаптирующегося типа личности у педагогов гуманитарных дисциплин растет за счет снижения значимости ценностей социализации и индивидуализации.
Что касается гендерных различий, то была выявлена тенденция большей значимости для мужчин-педагогов ценности адаптации, тогда как женщины-педагоги чаще, чем их коллеги-мужчины, ориентированы на ценности, связанные с саморазвитием и самореализацией.
Ценностные ориентации выступают одним из компонентов профессиональной направленности личности педагогов, задающим вектор как профессионального, так и личностного развития специалиста. В качестве наиболее важных для педагогической деятельности ценностей выделяют ценности, связанные с творчеством, развитием и самореализацией в профессиональной деятельности, духовные и нравственные ценности, любовь и доброжелательность к детям [4].
В многочисленных исследованиях ценностных ориентаций студентов вузов, в том числе будущих педагогов, констатируется, что ценности, связанные с профессиональной деятельностью (развитие, продуктивность, творчество, познание, общественное признание, чуткость, терпимость к взглядам других и др.) не являются приоритетными для студентов начальных курсов; более значимыми оказываются ценности, связанные с достижением личных целей и решением возрастных задач развития (общение, свобода, любовь) [2, 3, 6].
В связи с этим представляет интерес исследование системы ценностей уже работающих педагогов.
С целью изучения структуры ценностных ориентаций педагогов было проведено исследование, в котором участвовали 68 человек (в возрасте от 19 до 54 лет), работающих воспитателями в дошкольных образовательных организациях Московской области, из них 37 человек имеют стаж работы в ДОО до 5 лет (средний возраст - 33 года), 20 человек - от 6 до 10 лет (средний возраст - 38 лет) и 11 человек - более 10 лет (средний возраст - 44 года). Для определения структуры ценностей была использована методика С. Шварца [1], заключающаяся в оценке 10 ценностей на двух уровнях анализа: на уровне нормативных идеалов (убеждений) и индивидуальных приоритетов (поведении).
Цели исследования:
1. изучить ценностные ориентации воспитателей ДОО;
2. определить, существует ли связь между ценностными приоритетами и стажем педагогической деятельности у педагогов дошкольной образовательной организации.
Результат по всем шкалам оценивались в процентах. При анализе полученных данных рассматривались средние значения рангов.
Полученные результаты ранжирования ценностных ориентаций позволили выявить особенности структуры ценностных ориентаций воспитателей.
Анализ данных показал, что для педагогов в целом наиболее значимыми ценностями являются безопасность (77,3), самостоятельность (72,8), доброта (72,7) и конформизм (71,3). Последними в иерархии ценностей оказались стимуляция (56,1), власть (58,1) и традиции (62,4).
На уровне же конкретного поведения ведущими оказались те же ценности, что и нормативные, т.е. связанные с безопасностью (64,7), самостоятельностью (60,3) и добротой (59,8); наименьшая значимость у таких ценностей, как власть (20,1), традиции (43,2) и достижения (43,3).
Нами были выявлены различия в структуре ценностных ориентаций педагогов в зависимости от стажа педагогической деятельности.
У группы воспитателей со стажем до 5 лет основными ценностями являются безопасность (77,1), самостоятельность (75,4), гедонизм (73,9) и доброта (73,1). На последних местах среди ценностей располагаются стимуляция (новизна, глубокие переживания) (59,9), традиции (62,6) и власть (63,7).
В поведении у этой группы педагогов на первых местах среди ценностных ориентаций стоят безопасность (66,6), доброта (65,4) и самостоятельность (63,6). Самыми неважными ценностями оказались власть (25,3) традиции (41,5) и достижения (49,1).
В выборке воспитателей со стажем педагогической деятельности от 6 до 10 лет приоритетными ценностями являются безопасность (78,1), конформность (71,1), самостоятельность (70,1) и доброта (69,2). Меньше всего значимыми выступают такие ценности, как стимуляция (51,6), власть (52,5) и традиции (60,8).
На уровне конкретного поведения наиболее значимыми ценностями выступают безопасность (59,5), самостоятельность (57) и конформность (56,1). Такая ценность, как власть (17,9) совершенно не важна и не выражена, возможно, она является антиценностью. Также не важными ценностями являются стимуляция (34,5) и достижения (38,1).
У воспитателей с педагогическим стажем свыше 10 лет доминирующие позиции в системе ценностей занимают доброта (77,7), безопасность (76,5), конформность (73,9) и универсализм (73,1). Самыми незначимыми ценностями являются власть (49,4), стимуляция (51,4) и достижение (62,5).
Среди индивидуальных приоритетов самыми значимыми оказались ценности: безопасность (67,7), универсализм (66,7), самотрансцендентность (63,5), доброта (62,5). Власть (6,8), самовозвышение (20,2) и гедонизм (25,8) выступают как самые незначимые ценности.
Таким образом, во всех группах воспитателей наиболее значимой ценностью оказалась безопасность, что можно объяснить существующей в настоящее время эпидемиологической ситуацией. В исследованиях, выполненных в «допандемийный» период, безопасность не занимала ведущего места в системе ценностей людей [1, 5, 7]. Также значимой для воспитателей, независимо от стажа, является такая ценность, как доброта, что связано с самой сущностью педагогической деятельности - заботой о детях. Причем, у педагогов со стажем больше 10 лет доброта оказалась даже несколько важнее, чем безопасность. Кроме того, у воспитателей этой группы к самым значимым ценностям доброты и безопасности добавляется универсализм - понимание и признание других людей, терпимость к ним.
Можно отметить тенденции, с одной стороны, постепенного снижения с возрастом важности таких ценностей, как власть, достижения, самостоятельность, гедонизм и стимуляция; с другой стороны, повышения значимости ценностей, связанных с универсализмом, традициями и конформизмом. Особенно эти изменения выражены на уровне конкретного поведения, т.е. мотивов.
Так, при изучении ценностей личности на уровне убеждений нами было установлено, что на 1%-ном уровне значимости существует отрицательная корреляция между педагогическим стажем и шкалой ценности власти (-0,35), гедонизм (-0,35), общей шкалой «самовозвышение» (-0,31) и с общей шкалой «открытость изменениям» (-0,42).
Это говорит о том, что с накоплением педагогического опыта уменьшается значимость достижения социального статуса или престижа, желания доминировать над людьми, стремления получать чувственное удовольствие, наслаждение жизнью, снижается ценность способности менять свое поведение согласно меняющимся условиям профессиональной деятельности, быть открытым к восприятию мнений и предложений, отличных от своих.
На 5%-ном уровне значимости выявлена отрицательная корреляция продолжительности педагогической деятельности со значимостью ценности «самостоятельность». Определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости.
При рассмотрении результатов исследования на уровне индивидуальных приоритетов, наиболее часто проявляющихся в социальном поведении личности, выявлена на 1%-ном уровне значимости отрицательная корреляция с ценностью «гедонизм» (-0,41) «стимуляция» (-0,27), «открытость изменениям» (-0,33). В поведении у воспитателей снижается стремление к новизне и глубоким переживаниям, к наслаждению и чувственному удовольствию, к изменениям.
Выводы. Для всех воспитателей, независимо от стажа педагогической деятельности, наиболее значимыми как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне регуляторов реального поведения, являются безопасность, самостоятельность и благосклонность. В то же время полученные результаты показывают, что начинающие педагоги отличаются более выраженной индивидуалистической направленностью ценностей (гедонизм, достижение, власть, стимуляция), открытостью к изменениям. У воспитателей с большим стажем педагогической деятельности ориентация на традиционные коллективистские ценности (благосклонность, традиции, конформность) выражена больше, тогда как значимость таких важных для педагогической деятельности ценностей, как творчество и достижения, уменьшается.
Литература:
1. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство /
B.Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.
2. Копченова, Е.Е. Особенности ценностных ориентаций будущих педагогов / Е.Е. Копченова, Т.Н. Морозова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-3. - С. 344-346.
3. Князева, Т.Н. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций студентов - будущих педагогов / Т.Н. Князева, А.Р. Масалимова, М.Б. Батюта // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2. - С. 31.
4. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л.М. Митина. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.
5. Молчанов, С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах /
C.В. Молчанов // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - С. 16-25.
6. Соловьева, Е.В. Ценностные ориентации будущих педагогов как детерминанта профессионального самоопределения на этапе профессионального образования / Е.В. Соловьева, О.Е. Никуленкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 67. - Ч. 2. - С. 332-335.
7. Социокультурные детерминанты становления системы ценностей учителей / Яницкий М.С., Браун О.А., Пелех Ю.В. и др. // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 27-35.
8. Яницкий, М.С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике / М.С. Яницкий // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2020. - № 22 (1). - С. 194 - 206. - DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-194206
Психология
УДК 159.922.76
кандидат психологических наук, доцент Королева Юлия Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ ОБИДЫ ПОДРОСТКАМИ С ЛЕГКИМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ
НАРУШЕНИЕМ
Аннотация. В статье анализируются результаты экспериментального исследования понимания обиды подростками с легким интеллектуальным нарушением (далее ЛИН). Контрольная группа была представлена подростками с нормативным развитием. В качестве экспериментального метода был использован метод незаконченных предложений. В статье предложена авторская трактовка интерпретации ответов испытуемых. Анализ основного числа ответов подростков экспериментальной и контрольной групп позволил распределить ответы на группы, связанные с актуализированными потребностями. В качестве иллюстрации результатов эксперимента автор использует предложения, высказанные респондентами. Подростки экспериментальной и контрольной групп прежде всего связывают обиду со следующими жизненными аспектами: психологической безопасностью, коммуникацией, благополучием близких. Сравнение результатов подростков двух групп также показало значительные различия. В исследовании подчеркивается, что подростки с ЛИН часто принимают эмоцию обиды, но испытывают сложности описания ситуации ее возникновения. Респонденты с нормативным развитием чаще связывают обиду с нарушением психологической безопасности. Автором доказывается гипотеза о том, что у подростков с ЛИН нарушается не только понимание эмоций и их вербальное описание, но и чаще в сравнении с подростками с нормативным развитием происходит отрицание наличия у себя обиды.
Ключевые слова: обида, потребности, понимание и вербализация эмоций, психологическая безопасность, эмоциональный опыт, подростки с интеллектуальным нарушением, подростки с нормативным развитием.
Annоtation. The article analyzes the results of an experimental study of the understanding of resentment by adolescents with mild intellectual disability. The control group was represented by adolescents with normative development. The method of