http://npsyj.ru
Оригинальная статья / Original Article
УДК: 159.922.6, 159.923, 316.77, 316.663.5 doi: 10.11621/npj.2016.0208
Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей
А.И. Подольский
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия О.А.Идобаева
Фонд «Национальное интеллектуальное развитие», Москва, Россия
Поступила: 27мая 2016/ Принята к публикации:8 июня 2016
Connections of contemporary adolescents value orientations with psychological characteristics of their teachers and parents
Andrey I. Podolskiy*
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia Olga A. Idobaeva
Foundation "National Intellectual FDevelopment", Moscow, Russia * E-mail: [email protected]
Received: May 27, 2016 / Accepted for publication: June 8, 2016
"О данной статье представлены результаты проведенного крупномасштабного исследования ценностно-мотивационной направленности личности подростков, В проживающих в различных регионах Российской Федерации, в связи с особенностями социальной ситуации их развития (семья, школа). Полученные в исследовании данные позволяют наметить наиболее оптимальные формирующие процедуры, направленные на развитие у подростков ориентации в ценностных аспектах общественных отношений.
Такие понятия как нравственность, мораль, ценностные ориентации все чаще употребляются при описании тенденций развития общества, формирования мировоззрения подрастающего поколения. При этом актуальными являются вопросы: как происходит процесс формирования нравственных ценностей человека, какие факторы определяют направленность и динамику этого процесса? Ответы на эти вопросы и варианты их практической реализации заложены в комплексном подходе к построению программ развития социально-моральной компетентности школьников. Он предполагает максимальное вовлечение педагогов и родителей в совместную работу по формированию социально-моральной компетентности обучающихся, обеспечение их взаимодействия, проведение целенаправленной диагностики и мониторинга уровня развития социально-моральной компетентности, реализацию необходимых требований к проведению формирующей процедуры.
В проведенном исследовании приняли участие 2731 подросток (46,1% - юноши, 53,9% - девушки) из различных регионов Российской Федерации (всего 6 площадок); 937 родителей подростков; 125 учителей. В каждую площадку были включены 2 города, различающиеся по численности населения и по статусу (один из городов - областной).
В исследовании показано, что формирование социально-желательного комплекса ценностей у современного подростка предполагает целенаправленную, системную работу не только с самими подростками, но также с учителями и родителями. Недостаточное внимание к этим вопросам может привести к девиантным траекториям развития личности подростка, что будет иметь крайне негативные последствия для общества в целом. Ключевые слова: ценностно-мотивационная сфера личности подростка, психоэмоциональное напряжение, ценностные ориентации.
^pihe article presents the results of a large-scale study of value-motivational orientation Identity of adolescents living In various regions of the Russian Federation In T connection with the characteristics of the social situation of development (family, school). The data obtained in the study allows to identify the most appropriate formation procedures aimed at development of adolescent orientation in value aspects of social relations. Such concepts as morality, value orientations are increasingly used in describing the development trends in society, forming the worldview of the younger generation; the relevant questions are: how is the process of formation of human moral values going; what factors determine the direction and dynamics of this process? The study involved 2731 teenager (46.1% male, 53.9% female) from different regions of the Russian Federation (total 6 sites); 937 parents of adolescents; 125 teachers. Every site included 2 cities, distinguished by population and by status (one of the city is a regional capital). The identified connections of value orientations of students with various psychological characteristics of teachers and parents tell about the adverse trends in the formation of value-moral spheres of adolescents and bring to the fore the problem of working with these characteristics. Key words: value-motivational sphere of adolescent personality, psychoemotional tension, value orientations.
84
Для ¡цитирования: А.И. Подольский, О.А. Идобаева Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 84-93. doi: 10.11621/npj.2016.0208
[ Возрастная и семейная психология ] Национальный психологический журнал № 2(22) 2016
National Psychological Journal 20l6, no. 2
http://npsyj.ru
ТТ-^ азвитие ценностно-моральной компетентности является одной из важнейших задач системы школьного воспитания. Это обусловлено необходимостью формирования нравственного общественного фундамента и особенностями подросткового возраста, являющегося сенситивным в отношении решения задач самоопределения, в том числе, в сфере собственных идеалов и ценностей. Одна из главных трудностей на пути решения этой задачи заключается в том, что в современной психолого-педагогической науке и практике нет единого понимания, что собственно должно являться предметом формирования, каковы должны быть образовательные результаты, если речь идет о развитии ценностно-моральной сферы.
Такие понятия как нравственность, мораль, ценностные ориентации все чаще употребляются при описании тенденций развития общества, формирования мировоззрения подрастающего поколения. Как происходит процесс формирования нравственных ценностей человека? Ка-
кие факторы определяют направленность и динамику этого процесса? Современное общество, в котором на первый план выходят принципы успешности, личных достижений, неизбежно ставит перед развивающейся личностью вопрос о выборе между общественными и собственными интересами. Чтобы сделать осознанный выбор, подростку необходимо проанализировать различные точки зрения, определить положительные и отрицательные последствия разных вариантов решения. Зачастую для этого необходимо целенаправленно создавать условия, которые способствовали бы формированию осознанной позиции подростка в ситуациях морального выбора.
Ценностные ориентации во многом задают жизненную позицию и ми-
ровоззрение подростка. При этом их исследование требует учета возрастных изменений, которые происходят в ценностно-моральной сфере учащихся при переходе от младшего подросткового возраста к старшему. Подростковый возраст - особый этап развития личности,
в ходе которого происходят качественные изменения самосознания ребенка, определяющие условия формирования его системы ценностей (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.С. Арсеньев, ОА. Кара-банова, НА Кирилова, М.Ю. Кондратьев, И.С. Кон, А.В. Кулешова, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Ф. Райе, АА. Реан, В.С. Соб-кин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон, J.C. Coleman, J.R. Hopkins, E. Greenberger, L. Steinberg и др.). Согласно общепсихологическому пониманию, ценности имеют смысловую природу, они связывают когнитивную и мотивацион-ную сферы личности, обеспечивая таким образом ее целостность (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.С. Братусь, Г Олпорт, В. Франкл и др.). Они выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, являясь ее внутренними регуляторами поведения.
Социально-экономические процессы, происходящие в современной России, привели к значительному изменению ценностно-моральной сферы личности, прежде всего, подрастающего поколения. Современные подростки, живущие в сложном по своему содержанию и строению мире, возможно, больше других возрастных категорий зависят от культивируемых в обществе норм и ценностей. Ценностные ориентации, как высший уровень диспозиционной системы, полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой себя идентифицирует личность (Ядов, 1994). К сожалению, наше общество, «зараженное» консьюмеризмом и гедонизмом, имеет серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение. Кроме того, современная семья все чаще не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства защищенности, психологического комфорта. Данные социокультурные реалии, на которых во многом базируется самоопределение подростка, приводят к тому, что его жизненные ценности формируются не просто в ситуации социально-экономической нестабильности, а в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. Все это не может не сказаться на формировании ценностно-смысловой сферы личности современных российских подростков и, соответственно, на их деятельности и поведении.
Андрей Ильич Подольский - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени. М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Ольга Афанасьевна Идобаева - доктор психологических наук, доцент, ведущий специалист департамента развития человеческого ресурса Фонда «Национальное Интеллектуальное Развитие». E-mail: [email protected]
Для цитирования: А.И. Подольский, О.А. Идобаева Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 84-93. doi: 10.11621/npj.2016.0208
Современное общество, в котором на первый план выходят принципы успешности, личных достижений, неизбежно ставит перед развивающейся личностью вопрос о выборе между общественными и собственными интересами. Чтобы сделать осознанный выбор, подростку необходимо проанализировать различные точки зрения, определить положительные и отрицательные последствия разных вариантов решения
85
http://npsyj.ru
Несмотря на то, что исследование ценностей современных подростков достаточно широко отражено в научной литературе, проблема возрастно-пси-хологических особенностей ценностей современных подростков с учетом современного социокультурного контекста требует своего дальнейшего изучения.
Новизна нашего исследования заключается в том, что структура исследования позволяет не просто констатировать наличие той или иной иерархии ценностных ориентаций современных подростков, а предполагает более глубокое изучение данной проблемы за счет рассмотрения связей ценностных ориентаций с особенностями существеннейших элементов социальной ситуации развития подростков - семьи и школы. Выявленные закономерности позволят дать более полное описание психологических механизмов социаль-
53,9% - девушки) из различных регионов Российской Федерации (всего 6 площадок), 937 родителей подростков, 125 учителей. В каждую площадку были включены 2 города, различающиеся по численности населения и по статусу (один из городов - областной).
Методики исследования:
• Методика для учащихся: исследование ценностей личности Шварца (Schwartz) в адаптации В.Н. Каранда-шева (Карандашев, 2004, 2014).
• Методики для учителей и родителей: исследование уровня реактивной (РТ) и личностной тревожности (ЛТ) (Практикум по инженерной ..., 2003), исследование психоэмоционального напряжения (ПЭН) (Копина, Суслова, Заикин, 1995) и исследование смы-сложизненных ориентаций (Леонтьев, 1992).
Наше общество, «зараженное» консьюмеризмом и гедонизмом, имеет серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение. Кроме того, современная семья все чаще не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства защищенности, психологического комфорта
ного поведения личности и на этой основе сконструировать наиболее оптимальные формирующие процедуры.
Цели исследования:
• выявить ценностные приоритеты подростков в различных регионах РФ;
• проанализировать взаимосвязь между социальной ситуацией развития и доминирующими ценностями подростков;
• выявить и описать возрастно-психо-логические особенности ценностных приоритетов современных подростков.
Предмет исследования: морально-ценностное самоопределение подростков.
Выборка: 54,7% выборки - подростки 13-14 лет (учащиеся 8-х классов общеобразовательной школы); 45,3% - подростки 15-16 лет (учащиеся 10-х классов общеобразовательной школы), родители учащихся, учителя школ, в которых проводилось исследование.
Всего в исследовании приняли участие 2731 подросток (46,1% - юноши,
Результаты исследования и их анализ
Шварц исходил из того, что наиболее существенный содержательный аспект, лежащий в основе различий между ценностями, - это тип мотивационных целей, которые они выражают. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в типы ценностей в соответствии с общностью их целей. Он обосновывал это тем, что базовые человеческие ценности, с высокой долей вероятности присущие всем культурам, - это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы). Он отобрал ценности, выявленные предшествующими исследователями, а также найденные им самим в религиозных и философских трудах, посвященных ценностям разных культур. Затем сгруппировал их в десять мотивационно отличающихся типов, которые, с его точки зрения, охватыва-
ют базовые типы (Schwartz, 1992, 1994; Smith, Schwartz, 1997):
• власть (Power) - социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами;
• достижение (Achievement) - личный успех в соответствии с социальными стандартами;
• гедонизм (Hedonism) - наслаждение или чувственное удовольствие;
• стимуляция (Stimulation) - волнение и новизна;
• самостоятельность (Self-Direction) -самостоятельность мысли и действия;
• универсализм (Universalism) - понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы;
• доброта (Benevolence) - сохранение и повышение благополучия близких людей;
• традиция (Tradition) - уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и идеи;
• конформность (Conformity) - сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям;
• безопасность (Security) - безопасность и стабильность общества, отношений и самого себя.
На рисунке 1 представлены средние значения по всем ценностям для всей выборки подростков (в порядке убывания их значимости для подростков).
Различия в оценках ценностей учениками восьмого и десятого класса по критерию Манна-Уитни представлены в таблице 1.
Как следует из таблицы 1, в оценках ценностей подростками восьмых и десятых классов есть следующие значимые различия:
1 восьмиклассники значимо выше, чем десятиклассники ценят «конформность», «традиции», «универсализм», «гедонизм» и «безопасность»;
2 десятиклассники значимо выше восьмиклассников оценивают «самостоятельность», «возбуждение», «достижение» и «власть».
Немаловажное значение в исследовании морально-ценностных ориентаций подростков имеют гендерные различия. Мы проверили с помощью критерия Манна-Уитни значимость различий в оценках ценностей юношами и девушками (таблица 2).
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2016 © Russian Psychological Society, 2016
Для цитирования: А.И. Подольский, О.А. Идобаева Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 84-93. doi: 10.11621/npj.2016.0208
[ Возрастная и семейная психология ] Национальный психологический журнал № 2(22) 2016
National Psychological Journal 2016, no. 2
http://npsyj.ru
Рис. 1. Средние значения по всем ценностям для всей выборки в порядке убывания значений. Figure 1. Mean values for all values for all samples in the order of value decreasing.
Табл. 1. Значимость различий в оценках Табл. 2. Значимость различий в оценках
ценностей подростками 8-х и 10-х классов. ценностей юношами и девушками.
Ценность S / 10
U P
Конформность 708128,5 ,000
Традиция 757922,0 ,000
Доброта
Универсализм 738043,5 ,004
Самостоятельность 732868,0 ,000
Возбуждение 757584,5 ,000
Гедонизм 821380,5 ,015
Достижение 759182,0 ,008
Власть 727248,5 ,000
Безопасность 779383,0 ,001
Ценность Юноши / Девушки
U P
Конформность
Традиция 809022,5 ,007
Доброта 697467,5 ,000
Универсализм 717203,0 ,000
Самостоятельность
Возбуждение
Гедонизм
Достижение
Власть 620288,5 ,000
Безопасность
Таким образом, в оценках ценностей юношами и девушками есть следующие значимые различия:
1 девушки значимо больше, чем юноши, ценят «доброту» и «универсализм»;
2 юноши значимо больше, чем девушки ценят «традиции» и «власть».
Значимые различия между подростками разных площадок наблюдаются в оценках ценностей «конформность», «традиция», «доброта», «безопасность», «гедонизм». Результаты наглядно представлены на рисунке 2.
Табл. 3. Связи разных характеристик психоэмоционального напряжения, личностной и реактивной тревожности учителей.
Удовлетворенность жизнью Удовлетворенность условиями жизни Сферы жизни Уровень стресса
Реактивная тревожность S -,641 -,399 -,455 ,482
p ,000 ,000 ,000 ,000
Личностная тревожность S -,624 -,305 -,525 ,737
p ,000 ,000 ,000 ,000
Table 1. Significance of differences in adolescent estimates of the 8th and 10th grade.
Value S / 10
U P
Conformity 708128.5 .000
Tradition 757922.0 .000
Kindness
Universalism 738043.5 .004
Self-Dependence 732868.0 .000
Agitation 757584.5 .000
Hedonism 821380.5 .015
Achievement 759182.0 .008
Power 727248.5 .000
Security 779383.0 .001
Table 2. Significance of differences in valuation by males and females.
Value Males / Females
U P
Conformity
Tradition 809022.5 .007
Kindness 697467.5 .000
Universalism 717203.0 .000
Self-Dependence
Agitation
Hedonism
Achievement
Power 620288.5 .000
Security
Table 3. Links of various characteristics of emotional stress, personal and reactive anxiety in teachers.
■С
с e m ■и с e с о 'i S п t о s и eg г с £ üj 'S <u S e ^
u er ss er (Л
Li О > U -J ü t/i
Reactive S -,641 -,399 -,455 ,482
Anxiety p ,000 ,000 ,000 ,000
Personal S -,624 -,305 -,525 ,737
Anxiety p ,000 ,000 ,000 ,000
111111
Конформность Традиция
Conformity Tradition
m
Доброта Kindness
Гедонизм Hedonism
Безопасность Security
■ Санкт-Петербург; Гатчина (Северо-Западный Федеральный округ) — St. Petersburg; Gatchina (Northwestern Federal District)
I Воронеж; Борисоглебск (Центральный Федеральный округ) 1—1 Voronezh; Borisoglebsk (Central Federal District)
I I Ростов-на-Дону; Новочеркасск(Южный Федеральный округ) 1—1 Rostov-on-Don; Novocherkassk (South Federal District)
I Челябинск; Миасс (Уральский Федеральный округ) 1—1 Chelyabinsk; Miass (Urals Federal District)
I I Екатеринбург; Сысерть (Уральский Федеральный округ) 1—1 Ekaterinburg; Sysert (Urals Federal District)
■ Томск; Асино (Сибирский Федеральный округ) ™ Tomsk; Asino (Siberian Federal District)
Рис. 2. Средние значения оценок подростками всех площадок ценностей «конформность», «традиции», «доброта», «гедонизм» и «безопасность». Figure 2. Mean values of adolescent estimates of all value sites including «Tradition». «Kindness». «Hedonism» and «Security».
Для ццитищванщ А.И. Подольский, О.А. Идобаева Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 84-93. doi: 10.11621/npj.2016.0208
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2016 © Russian Psychological Society, 2016
б
4
3
http://npsyj.ru
Табл. 4. Связи разных характеристик психоэмоционального напряжения, личностной и реактивной тревожности учителей с ценностями подростков.
Ценность Конформность Ценность Традиции Ценность оброта Ценность Самостоятельность
Удовлетворенность жизнью учителей S -,667 ,650
Р ,050 ,058
Удовлетворенность учителей сферами жизни S ,762
Р ,017
Реактивная тревожность S ,600 -,617
Р ,088 ,077
Table 4. Links of various characteristics of mental and emotional stress, personal and reactive anxiety in teachers with adolescent values.
Табл. 5. Связь различных характеристик смысложизненных ориентаций учителей с оценками ценностей подростками.
Ценность Конформность (подростки) Ценность Доброта (подростки) Ценность Самостоятельность (подростки) Ценность Гедонизм (подростки) Ценность Власть (подростки) Ценность Безопасность (подростки)
Цели в жизни (учителя) S -,659 -,695
Р ,076 ,056
Процесс жизни (учителя) S -,707
Р ,050
Результат жизни и (учителя) S ,976 ,714
Р ,000 ,047
Локус контроля-Я (учителя) S -,714
Р ,047
Локус контроля - жизнь (учителя) S ,690 -,647 -.683
Р ,058 ,083 ,062
Общий показатель СЖО (учителя) S ,643 -,719
Р ,086 ,045
Table 5. Links of various characteristics of life orientations in teachers with adolescent values»
Value Conformity Value raditions Value Kindness Value Self-Dependence
Contentment with Teacher's Life S -,667 ,650
Р ,050 ,058
Teacher's Contentment with Sphere of Life S ,762
Р ,017
Reactive Anxiety S ,600 -,617
Р ,088 ,077
При сравнении средних значений видно, что в больших городах подростки значимо выше, чем в малых городах, ценят «самостоятельность» и «власть» и значимо ниже - «конформность» и «безопасность». В малых городах значимо выше, чем в больших городах, подростки ценят «традиции»: уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи. Подростки площадок 1 и
Value Conformity (Adolescents) Value Kindness (Adolescents) Value Self-Dependence (Adolescents) Value Hedonism (Adolescents) Value Power (Adolescents) Value Security (Adolescents)
Goals in life (teacher) S -,659 -,695
Р ,076 ,056
Life Process (teacher) S -,707
Р ,050
Life Results (teachers) S ,976 ,714
Р ,000 ,047
I-Locus of Control (teacher) S -,714
Р ,047
Locus of Control - Life (teacher) S ,690 -,647 -.683
Р ,058 ,083 ,062
Total Index of Life Values (teacher) S ,643 -,719
Р ,086 ,045
6 значимо ниже, чем подростки площадок 2 (и=110291,5; р=0,010 и и=9510б,0; Р=0,006), 4 (и=7213б,5; р=0,031 и и=б2181,5; р=0,017) и 5 (и=110б3,5; р=0,053 и и=87212,5; р=0,031) ставят ценность «конформности». Подростки
площадок 1 и 6 значимо ниже, чем подростки площадок 2 (и=10б29б,0; р=0,000 и и=97214,0; р=0,000), 3 (и=82515,5; р=0,000 и и=75130,5; р=0,000), 4 (и=75489,0; р=0,001 и и=б9121,0; р=0,001) и 5 (и=9б271,5; р=0,002 и
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2016 © Russian Psychological Society, 2016
Для цитирования: А.И. Подольский, О.А. Идобаева Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 84-93. doi: 10.11621/npj.2016.0208
[ Возрастная и семейная психология ] Национальный психологический журнал № 2(22) 2016
National Psychological Journal 20l6, no. 2
http://npsyj.ru
Табл. 6. Связь характеристик психоэмоционального напряжения, личностной и реактивной тревожности матерей с оценками ценностей подростками.
Ценность Доброта Ценность Возбуждение Ценность Гедонизм Ценность Достижения Ценность Власть Ценность Безопасность
Удовлетворенность условиями жизни S -,084 -,07б -,097 -,109 -,07б
p ,004 ,0бб ,022 ,010 ,0б8
Сферы жизни S -,099
p ,019
Уровень стресса S -,092 ,094
p ,025 ,023
Реактивная тревожность S ,082
p ,050
Table 6. Communication characteristics of emotional stress, personal and reactive anxiety in mothers with adolescents rated values.
Табл. 7. Связи разных характеристик психоэмоционального напряжения, личностной и реактивной тревожности отцов с оценками ценностей подростками.
Ценность Доброта
Удовлетворенность жизнью S ,133
p ,028
Уровень стресса S -,122
p ,044
Реактивная тревожность S -,114
p ,0б4
Table 7. Links of various characteristics of emotional stress, personal and reactive anxiety in fathers with adolescent rated values.
Value Kindness Value Agitation Value Hedonism Value Achievements Value Power Value Security
Contentment with Life Conditions S -,084 -,07б -,097 -,109 -,07б
p ,004 ,0бб ,022 ,010 ,0б8
Sphere of Life S -,099
p ,019
Stress Levуl S -,092 ,094
p ,025 ,023
Reactive Anxiety S ,082
p ,050
и=88193,5; р=0,002), считают ценность «традиции». Подростки площадки 2 значимо выше, чем подростки площадок 1 (и=11б293,0; р=0,075, тенденция), 3 (и=88822,0; р=0,043), 5 (и=105041,5; р=0,052, тенденция) и 6 (и=99890,5; р=0,003) оценивают «доброту». Подростки площадки 4 значимо выше, чем подростки площадок 2 (и=84155,0; р=0,029), 3 (и=б1853,0; р=0,012), 5 (и=72014,5; р=0,035) и 6 (и=73925,5; р=0,054, тенденция) оценивают «гедонизм». Подростки площадки 4 значимо выше, чем подростки площадок 1 (и=754б1,5; р=0,001), 3 (и=57779,0; р=0,042), 5 (и=б905б,5; р=0,053, тенденция) и 6 (и=б5110,5; р=0,002) оценивают «безопасность». Подростки площадки 2 значимо выше, чем подростки площадок 1 (и=115б44,0; р=0,019) и 6 (и=104830,0; р=0,015) оценивают «безопасность».
Таким образом, значимость различий в отношении к ценностям подростков из
больших и малых городов, проживающих в различных регионах России, говорит о влиянии социально-экономической ситуации, культурных и других особенностей, составляющих макроуровень социальной ситуации их развития, на иерархию их ценностных приоритетов.
Рассмотрим влияние на ценностные приоритеты подростков микроуровня социальной ситуации, в частности, отношений подростков с родителями и учителями.
Для выявления связи различных аспектов психологического благополучия учителей, мы провели корреляционный анализ с помощью коэффициента Спирмена. Полученные данные представлены в таблице 3.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что низкая удовлетворенность учителей различными аспектами своей жизни сопровождается у них повышением реактивной и личностной тревожно-
Value Kindness
Contentment with Life S ,133
p ,028
Stress Level S -,122
p ,044
Reactive Anxiety S -,114
p ,0б4
сти, что, в свою очередь, приводит к повышению уровня стресса. Исследования (Идобаева, Подольский, 2010, 2012, 2013) показывают, что повышение уровня тревожности и стресса ведет к снижению процесса самоактуализации личности, что крайне нежелательно в профессиональной деятельности педагога.
Личность педагога играет большую роль в воспитании полноценной, гармоничной личности. Поэтому мы проверили наличие связи между ценностями подростков и психологическим благополучием учителей (психоэмоциональное напряжение, личностная и реактивная тревожность). Полученные данные представлены в таблице 4, где видно, что удовлетворенность учителей жизнью отрицательно связана с ценностью «традиции» учеников и положительно -с ценностью «доброта». Чем ниже удовлетворенность учителей различными сферами своей жизни, тем ниже оценивают подростки ценность «самостоятельность» (связь прямая). Чем выше реактивная тревожность учителей, тем ниже ценность «доброта» (связь обратная, на уровне тенденции, но при увеличении выборки
Для цитирования: А.И. Подольский, О.А. Идобаева Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 84-93. doi: 10.11621/npj.2016.0208
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2016 © Russian Psychological Society, 2016
http://npsyj.ru
Табл. 8. Связи разных характеристик СЖО матерей с ценностями подростков.
Табл. 9. Связи разных характеристик СЖО отцов и ценностей подростков.
Ценность Самостоятельность Ценность Гедонизм Ценность Власть Ценность Безопасность
Цели в жизни S ,122 -,103
p ,004 ,016
Результат жизни S -,112 -,120
p ,008 ,005
Общий показатель СЖО S -,093
p ,030
Table 8. Link of various life values in mothers with adolescent rated values..
Value Self-Dependence Value Hedonism Value Power Value Security
Цели в жизни S ,122 -,103
p ,004 ,016
Результат жизни S -,112 -,120
p ,008 ,005
Общий показатель СЖО S -,093
p ,030
она носила бы достоверный характер). Таким образом, наглядно показано, что для успешного формирования ценностно-моральной сферы личности подростка необходимо, чтобы психологические характеристики педагогов отражали их психологическое благополучие.
Как уже отмечалось нами ранее, психологическое благополучие учителя имеет крайне важное значение для развития личности подростка. Данные, полученные в нашем исследовании и представленные в таблице 5, говорят о том, что смысло-жизненные ориентации (СЖО) учителей имеют как прямые, так и обратные связи с ценностями подростков. Чем выше показатели СЖО учителей по шкалам «Цели в жизни» и «Процесс жизни», тем менее значимы для подростков такие ценности, как «гедонизм» и «власть» (связь обратная). Чем больше удовлетворены учителя результатом своей жизни, тем больше подростки ценят «конформность» и «безопасность» (связь прямая). Шкала СЖО «Ло-
Ценность Конформность Ценность Универсализм Ценность Безопасность
Локус контроля- Я S ,228 ,224 ,123
p ,000 ,000 ,042
Table 9. Relationship between different characteristics fathers' LSS and adolescents values.
Value Conformity Value Universalism Value Security
I-Locus of Control S ,228 ,224 ,123
p ,000 ,000 ,042
кус контроля-жизнь» имеет прямую связь с такими ценностями подростков, как «доброта» (связь прямая), «самостоятельность» (связь обратная), «гедонизм» (связь обратная). Шкала СЖО «Локус контроля-Я» учителей связана обратной связью с ценностью подростков «конформность». Общий показатель смысложизненных ориентаций учителей имеет прямую связь с ценностью «конформность» и обратную связь с ценностью «гедонизм».
Таким образом, наши данные свидетельствуют о том, что смысложизнен-ные ориентации учителей связаны с ценностно-моральной сферой подростков. Более всего они бывают связаны с такими ценностями подростков, как «конформность», «доброта», «самостоятельность», «гедонизм», «власть», «безопасность».
С помощью коэффициента корреляции Спирмена мы проверили связь между ценностями подростков и психологическим благополучием родителей (ПЭН, ЛТ, РТ). Полученные данные представлены в таблицах 6 и 7. Как видно из таблиц, психоэмоциональное напряжение и тревожность родителей связаны с формированием ценностно-моральной сферы подростков. Чем больше удовлетворенность матери условиями жизни, тем меньшее значение в иерархии ценностей подростков имеют такие ценности, как «возбуждение», «гедонизм»,
«достижения», «власть», «безопасность» (связь обратная). Чем выше уровень стресса и реактивная тревожность матери, тем меньше ценится подростками «доброта» (связь обратная) и больше -«власть» (связь прямая). Психоэмоциональное напряжение отца связано с ценностью подростка «доброта» - чем благополучнее в психоэмоциональном отношении отец, тем больше ценится подростком «доброта».
С помощью коэффициента корреляции Спирмена мы проверили связь между ценностями подростков и смы-сложизненными ориентациями родителей. Полученные данные представлены в таблицах 8 и 9. Как видно на них, чем выше показатель шкалы СЖО матери «Цели в жизни», тем выше ценность «самостоятельность» подростков (связь прямая) и ниже ценность «власть» (связь обратная). Чем выше мать оценивает результативность своей жизни, тем меньшее значение придает подросток таким ценностям как «гедонизм» и «власть» (связь обратная). Со стороны отца большее влияние на формирование ценностной сферы подростка имеет его ощущение себя сильной личностью, способной выстраивать жизнь в соответствии со своими представлениями и целями. Чем сильнее личность отца, тем ценнее в иерархии ценностей подростка «конформность», «универсализм», «безопасность».
Выводы
Выявленные связи ценностных ори-ентаций учащихся с различными психологическими характеристиками учителей и родителей выдвигают на первый план при формировании ценностно-моральной сферы личности подростков работу с указанными характеристиками личности учителей и родителей.
Учитывая связи психологических переменных педагогов и учащихся, полученные в нашем исследовании, необходимо акцентировать внимание на оказании психологической помощи педагогам в виде индивидуального психологического консультирования, групповых занятий по обучению навыкам саморегуляции и преодоления стресса.
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2016 © Russian Psychological Society, 2016
Для цитирования: А.И. Подольский, О.А. Идобаева Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 84-93. doi: 10.11621/npj.2016.0208
[ Возрастная и семейная психология ] Национальный психологический журнал № 2(22) 2016
National Psychological Journal 20l6, no. 2
httpt//npsyj.ru
В структуре психологической работы с педагогами и родителями должна присутствовать коррекция смысложизнен-ных ориентаций, особенно, формирование умения управлять своей жизнью с помощью поиска новых возможностей самореализации, креативного подхода к решению нестандартных ситуаций и их сознательному контролю. Учитывая двусторонний характер полученных в исследовании связей, формирова-
ние ценностно-мотивационной сферы учащихся, соответствующей нормативно развивающейся личности подростка и запросам общества, будет способствовать психоэмоциональному благополучию педагогов и повышению их удовлетворенности жизнью.
Таким образом, формирование социально-желательного комплекса ценностей у современного подростка предполагает целенаправленную, системную
работу не только с самими подростками, но и с учителями и родителями. Недостаточное внимание к этим вопросам может привести к девиантным траекториям развития личности подростка, что будет иметь крайне негативные последствия для общества в целом.
Планирование и результаты проведения формирующих процедур с учетом выявленных связей будут представлены в следующих публикациях.
Литература
Богданов Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя : автореферат дис. ... докт. психол. наук. - Москва, 1995. - 49 с.
Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17-24.
Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 5. - С.
38-49.
Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. -Санкт-Петербург : Питер, 2000. - С. 256-269.
Идобаева О.А., Подольский А.И. Психоэмоциональное благополучие современных подростков // Национальный психологический журнал. -2007. - № 1 (2) сентябрь. - С. 87-89.
Идобаева О.А., Подольский А.И. Пути повышения психоэмоционального благополучия современных подростков // Психология и психотехника. - 2010. -№ 6. - С. 72-78.
Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности : дис. ... докт. психол. наук. -Москва, 2013. - 387 с.
Идобаева О.А., Подольский А.И. Психологическое благополучие современных подростков: актуальный уровень и пути его повышения : монография. - Москва : Эко-Пресс, 2012. - 200 с.
Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности : концепция и методическое руководство. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 70 с.
Карандашев В.Н. О некоторых методологических аспектах использования методики Шварца для исследования ценностей личности и культуры // Психологическая диагностика. - 2014. - № 1. - С. 57-73.
Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 119-132.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - Москва, 1992. - 18 с.
Мартынова Е.В. Смысложизненные ориентации как фактор личностной подготовки студентов педвуза к профессиональной деятельности : дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2002. - 183 с.
Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - Москва : Academia, 2004. - 318 с.
Молчанов С.В. Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2005. - 234 с.
Пирумова К.В. Смысложизненные ориентации как фактор профессионального развития педагога : автореферат дис. ... канд. психол. наук. -Москва, 2004. - 22 с.
Подольский А.И., Идобаева О.А. Психологическое благополучие личности как условие и результат ее позитивного развития // Образование личности. - 2001. - № 1. - С. 24-30.
Подольский А.И., Идобаева О.А. Перспективы психологической концепции П.Я. Гальперина в образовании и развитии личности // Образование личности. - 2014. - № 2. - С. 8-14.
Практикум по инженерной психологии и эргономике / под ред. Ю.К. Стрелкова. - Москва, 2003. - С. 148-153, 153-156.
Садовникова Т.Ю. Нравственно-ценностные ориентации подростков с различным восприятием моральной атмосферы в школе : дис. ... канд. психол. паук. - Москва, 2005. - 258 с.
Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 35-52.
Armon C. (1998) Adult moral development, experience and education. Journal of moral education. Vol. 27, No. 3, 345-371.
Barriga, A., Morrison, E., Liau, A., & Gibbs, J. C. (2001). Moral cognition: Explaining the gender difference in antisocial behavior. Merrill-Palmer Quarterly, 47, 532-562.
Batson, C. D., Fultz, J., & Shoenrade, P. A. (1987). Distress and empathy: Two qualitatively distinct vicarious emotions with different motivational consequences. Journal of Personality, 55, 10-38.
Для цитирования: А.И. Подольский, О.А. Идобаева Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 84-93. 10.11621/пр].201б.0208
91
http://npsyj.ru
Blasi, A. (1995). Moral understanding and the moral personality: The process of moral integration. In W. Kurtines & J. Gewirtz (Eds.), moral development: An introduction. New York: Allyn & Bacon, 229.
Boyes, M. & Allen, S. (1993). Styles of parent-child interaction and moral reasoning in adolescence. Merrill-Palmer Quarterly, 39, pp. 551-570. Brabeck, M. (1995). Morality: Thoughts about the past, thoughts about the future. Moral Education Forum, 20, pp. 3-9.
Bugental, D. B., & Johnston, C. (2000). Parental and child cognitions in the context of the family. Annual Review of Psychology, 51,pp. 315-344. Boyes, M. & Allen, S. (1993). Styles of parent-child interaction and moral reasoning in adolescence. Merrill-Palmer Quarterly, 39, 551-570. Brabeck, M. (1995). Morality: Thoughts about the past, thoughts about the future. Moral Education Forum, 20, 3-9.
Bugental, D. B., & Johnston, C. (2000). Parental and child cognitions in the context of the family. Annual Review of Psychology, 51, 315-344. Carpendile J.I.M. (2000) Kollberg and Piaget on stages and moral reasoning. Developmental Review, 20, 181-205. Colby, A. & Kohlberg, L. (1987). The measurement of moral judgment. Volume 1. New York: Cambridge University Press.
Eckcnsberger, L.I I. & Zimba, R. (1997). The development of moral judgment. In: J.W.Bcrry, P.R. Dascn &. T.S. Saraswathi (Eds.) Handbook of cross-cultural psychology, Vol. 2, Boston; Allyn & Bacon, 299-338.
Eisenberg, N. (1995). Prosocial development: A multifaceted model. In W. Kurtines & J. Gewirtz (Eds.), Moral development: An introduction, 401-430. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.
Hoffman M.L. (2000) Empathy and Moral Development. Cambridge University Press.
Hunsberger, B., Pratt, M. W., & Pancer, S. M. (2001) Adolescent identity formation: Religious exploration and commitment. Identity, 1, 365-386. Mackey, K., Arnold, M. L., & Pratt, M. W. (2001) Adolescents' stories of decision-making in more or less authoritative families: Representing the voices of parents in narrative. Journal of Adolescent Research, 16, 243-268.
Okin S.M., Reich R. (1999) Families and schools as compensating agents in moral development for a multicultural society. Journal of moral education, Vol.28, 3, 283-299.
Peterson, R. S. (1994). The role of values in predicting fairness judgments and support of affirmative action. Journal of Social Issues, 50, 95-115. Rokeach, M. (1973) The Nature of human values. N.Y. Rokeach, M. (1979) Understanding human values. N.Y.
Schwartz, S. H. (1992) Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In M.P. Zanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology. Orlando, FL: Academic. Vol.25, 1-65.
References:
Armon C. (1998) Adult moral development, experience and education. Journal of moral education. Vol. 27, No. 3, 345-371.
Barriga, A., Morrison, E., Liau, A., & Gibbs, J. C. (2001). Moral cognition: Explaining the gender difference in antisocial behavior. Merrill-Palmer
Quarterly, 47, 532-562.
Batson, C. D., Fultz, J., & Shoenrade, P. A. (1987). Distress and empathy: Two qualitatively distinct vicarious emotions with different motivational consequences. Journal of Personality, 55, 10-38.
Blasi, A. (1995). Moral understanding and the moral personality: The process of moral integration. In W. Kurtines & J. Gewirtz (Eds.), moral development: An introduction. New York: Allyn & Bacon, 229.
Bogdanov, E.N. (1995) Shaping and developing professional and moral culture of the future teacher: Doctor of Psychology, Thesis. Moscow, 49. Bondarevskaya, E.V. (2001) Meanings and strategies individually oriented education. Pedagogy [Pedagogika]. 1, 17-24. Boyes, M. & Allen, S. (1993). Styles of parent-child interaction and moral reasoning in adolescence. Merrill-Palmer Quarterly, 39, 551-570. Brabeck, M. (1995). Morality: Thoughts about the past, thoughts about the future. Moral Education Forum, 20, 3-9.
Bubnov, S.S. (1999) Valuable orientations of the person as a multidimensional nonlinear system. Psychological magazine. Vol. 20, 5, 38-44. Bugental, D. B., & Johnston, C. (2000). Parental and child cognitions in the context of the family. Annual Review of Psychology, 51, 315-344. Carpendile J.I.M. (2000) Kollberg and Piaget on stages and moral reasoning. Developmental Review, 20, 181-205. Colby, A. & Kohlberg, L. (1987). The measurement of moral judgment. Volume 1. New York: Cambridge University Press.
Eckcnsberger, L.I I. & Zimba, R. (1997). The development of moral judgment. In: J.W.Bcrry, P.R. Dascn &. T.S. Saraswathi (Eds.) Handbook of cross-cultural psychology, Vol. 2, Boston; Allyn & Bacon, 299-338.
Eisenberg, N. (1995). Prosocial development: A multifaceted model. In W. Kurtines & J. Gewirtz (Eds.), Moral development: An introduction, 401-430. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.
Golovakha, E.I. (2000) Life prospects and the value orientation of personality. Personality Psychology in the writings of Russian psychologists [Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov]. St. Petersburg, Piter, 256-269. Hoffman M.L. (2000) Empathy and Moral Development. Cambridge University Press.
Hunsberger, B., Pratt, M. W., & Pancer, S. M. (2001) Adolescent identity formation: Religious exploration and commitment. Identity, 1, 365-386. Idobaeva, O.A., & Podolskiy, A.I. (2007) Psycho-emotional well-being of today's adolescents. National psychological journal [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal]. 1 (2) September. 87-89.
Idobaeva, O.A., & Podolskiy, A.I. (2010) Ways to improve the psycho-emotional well-being of today's adolescents. Psychology and psychotechnology [Psikhologiya i psihotekhnika]. 6, 72-78.
Idobaeva, O.A. (2013) Psycho-pedagogical model of psychological well-being of the person: Doctor of Psychological Sciences. Moscow, 387. Idobaeva, O.A., & Podolskiy, A.I. (2012) Psychological well-being of modern teenagers: the actual level and the way it needed: a monograph. Moscow,
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2016 © Russian Psychological Society, 2016
Для цитирования: А.И. Подольский, О.А. Идобаева Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 84-93. doi: 10.11621/npj.2016.0208
[ Возрастная и семейная психология ] Национальный психологический журнал № 2(22) 2016
National Psychological Journal 20l6, no. 2
http://npsyj.ru
Eko-Press, 200.
Karandashev, V.N. (2004) Schwarz Methods for the study of the individual values: concept and guidance. St. Petersburg, Rech, 70.
Karandashev, V.N. (2014) Some methodological aspects of the use of the Schwarz methods for the study of personality and cultural values. Psychological diagnostics. 1, 57-73.
Kopin, O.S., Suslova, E.A., & Zaikin, E.V. (1995) Rapid diagnosis of mental and emotional stress levels and sources. Issues of psychology [Voprosy psikhologii]. 3, 119-132.
Leontiev, D.A. (1992) Test life orientations. Moscow, 18.
Mackey, K., Arnold, M. L., & Pratt, M. W. (2001) Adolescents' stories of decision-making in more or less authoritative families: Representing the voices of parents in narrative. Journal of Adolescent Research, 16, 243-268.
Martynov, E.V. (2002) Life orientation as a factor in personal training of students of teacher training for professional work: Ph.D. in Psychology, Thesis. Moscow, 183.
Mitin, L.M. (2004) Psychology of work and professional development of teachers. Moscow, Akademiya, 318.
Molchanov, S.V. (2005) The development of moral and value orientation of personality as a function of the social situation of development in adolescence and early adulthood: Ph.D. in Psychology, Thesis. Moscow, 234.
Okin S.M., Reich R. (1999) Families and schools as compensating agents in moral development for a multicultural society. Journal of moral education, Vol.28, 3, 283-299.
Peterson, R. S. (1994). The role of values in predicting fairness judgments and support of affirmative action. Journal of Social Issues, 50, 95-115.
Pirumova, K.V. (2004) Life orientation as a factor in the professional development of teachers: Ph.D. in Psychology, Thesis. Moscow, 22.
Podolskiy, A.I. & Idobaeva, O.A. (2001) Psychological well-being of the person as a result of her condition and the positive development of the personality. Personality development [Obrazovanie lichnosti]. 1, 24-30.
Podolskiy, A.I. & Idobaeva, O.A. (2014) Prospects psychological concept P.Ya. Galperin in education and development of the individual personality. Personality development [Obrazovanie lichnosti]. 2, 8-14.
Rokeach, M. (1973) The Nature of human values. N.Y.
Rokeach, M. (1979) Understanding human values. N.Y.
Sadovnikova, T.Yu. (2005) Moral and value orientations of teenagers with various perception of moral atmosphere in the school: Ph.D. in Psychology, Thesis. Moscow, 258.
Schwartz, S. H. (1992) Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In M.P. Zanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology. Orlando, FL: Academic. Vol.25, 1-65.
Sobkin, V.S., & Skobeltsina, K.N. (2015. Shared activities of parents with their preschool children during family pastime. Psychology in Russia: State of the Art, 8(2), 52-60.
(Ed.) Yu.K. Strelkov (2003) Workshop on engineering psychology and ergonomics. Moscow, 148-153, 153-156. Yadov, V.A. (1994) Social Identification in a crisis society. Journal of Sociology. 1, 35-52.
Для цитирования: А.И. Подольский, О.А. Идобаева Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2(22). - С. 84-93. 10.11621/пр].201б.0208
93