Научная статья на тему 'Развитие ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования'

Развитие ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / РАЗВИТИЕ / ЭТАП ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS / CAREER ORIENTATIONS / FUTURE TEACHER / DEVELOPMENT / STAGE OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудашкина Ольга Васильевна, Белова Татьяна Александровна

В статье рассматривается проблема развития ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования. Авторами описаны результаты экспериментального исследования ценностных и карьерных ориентаций у будущих педагогов. Особое внимание уделено обоснованию необходимости реализации психологического курса по направлению подготовки «Педагогическое образование», который способствуют профессионально-ценностному развитию будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудашкина Ольга Васильевна, Белова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS AT THE STAGE OF HIGHER EDUCATION

In article the problem of development of valuable orientations of future teachers at a stage of the higher education is considered. Authors have described results of pilot study of valuable and career orientations at future teachers. Special attention is paid to justification of need of realization of psychological courses in the direction of preparation "Pedagogical education" which contribute professional valuable to the development of future teachers.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования»

воспитании дошкольника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29217142 (дата обращения: 26.07.2018)

9. Циринг, Д.А. Современные подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k- когге^и-vyuchennoy-bespomoschnosti-u-detey-i-podrostkov (дата обращения: 10.08.2018)

10. Циринг, Д. А. Психология личностной беспомощности: автореф. дис. ... канд. психологических наук: 19.00.01 / Циринг Диана Александровна. - Томск, 2010. - 42 с.

Психология

УДК159.9 (045)

кандидат психологических наук, доцент Кудашкина Ольга Васильевна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Белова Татьяна Александровна

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ3

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования. Авторами описаны результаты экспериментального исследования ценностных и карьерных ориентаций у будущих педагогов. Особое внимание уделено обоснованию необходимости реализации психологического курса по направлению подготовки «Педагогическое образование», который способствуют профессионально-ценностному развитию будущих педагогов.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, профессионально значимые ценностные ориентации педагога, карьерные ориентации, будущий педагог, развитие, этап высшего образования.

Annotation. In article the problem of development of valuable orientations of future teachers at a stage of the higher education is considered. Authors have described results of pilot study of valuable and career orientations at future teachers. Special attention is paid to justification of need of realization of psychological courses in the direction of preparation "Pedagogical education" which contribute professional valuable to the development of future teachers.

Keywords: values, value orientations, professional value orientations, career orientations, future teacher, development, stage of higher education.

Введение. В настоящее время в Российской Федерации стремительно модернизируется система высшего образования. Современному обществу необходим компетентный педагог, который обладает комплексом профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. В связи с этим особую важность приобретают ценностные ориентации педагога, так как от них во многом зависит успех в социальной и профессиональной сфере, отношение к жизни, а также духовно-нравственная культура человека. Наиболее благоприятным периодом развития ценностных ориентаций является этап вузовского обучения. Именно в этот период происходит активное принятие и освоение профессионально значимых ценностей. Таким образом, проблема изучения и разработки целенаправленной программы развития ценностных ориентаций будущих педагогов является одной из актуальных проблем современного высшего образования.

Изложение основного материала статьи. Проблема изучения ценностных ориентаций личности вызывает интерес у многих отечественных ученых. В настоящее время наработаны продуктивные идеи, раскрывающие общенаучное понимание ценностных ориентаций, их проявлений в педагогической деятельности.

Понятие «ценностные ориентации» трактуется неоднозначно и в психологических исследованиях рассматривается как: «отношение личности к жизненным ценностям» (В. Н. Мясищев), «установка личности на жизненные ценности» (Д. Н. Узнадзе), «направленность личности на определенные ценности» (Б. Г. Ананьев), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «регулирующий фактор индивидуальной жизнедеятельности» (В. А. Ядов), «направленность сознания и деятельности человека, проявляющаясяв общественно значимых делах и поступках» (С. Л. Рубинштейн).

В «Психологическом словаре» понятие «ценностные ориентации» определяется как «способ разделения человеком объектов по мере их значимости, формирующиеся при освоении социального опыта, и обнаруживающиеся в целях, идеалах, убеждениях, действиях, интересах, поступках и других проявлениях личности» [8, с. 489].

Как показывает анализ, большой исследовательский интерес представляет проблема развития ценностных ориентаций личности на этапе вузовского обучения. В современных психологических исследованиях значительное внимание уделено развитию и формированию ценностных ориентаций у студентов педагогического вуза (Е. С. Красилова, 2011 [4]; В. А. Цуканов, 2012 [11]; М. Б. Батюта, О. А. Катушенко, С. А. Фалина, 2012 [3];Л. А. Ларионова, 2016 [6] и др.), формированию профессиональных ценностей в образовательной среде (С. В. Панина, Н. Г. Готовцева, С. Ю. Залуцкая, 2016[7]; Е. Е. Афонина, Т. И. Шукшина, В. В. Акамов, 2017 [1] и др.), развитию карьерных ориентаций студентов в процессе профессиональной подготовки (Т. Н. Харланова, 2015 [9]) и др.

Для уточнения смысла, вкладываемого в исследуемые явления, в нашей работе сформулированы рабочие определения.

Под ценностными ориентациями педагога мы понимаем «направленность личности на создание,

Исследование по теме «Современные технологии развития профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования» выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева)

укрепление и распространение ценностей как идеальных объектов особо значимых духовных, социальных, личностных и профессиональных установок, ориентированных на ребенка, его здоровье и безопасность» [5, с. 80].

Вслед за Н. А. Вдовиной мы рассматриваем развитие профессионально значимых ценностных ориентаций будущего педагога как «процесс поэтапного совершенствования качества их содержания и структуры путем приобретения профессиональной значимости и личностного смысла под влиянием социальных воздействий, ценностного потенциала вузовской образовательной системы, собственной деятельности в процессе обучения и профессионально-личностного самосовершенствования» [3, с. 76].

Проведенный теоретический анализ убедил нас в том, что исследование ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования позволит глубже понять особенности их поведения, мировоззрения, отношение к будущей профессиональной деятельности.

В Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевеьева» (МГПИ) было проведено экспериментальное исследование, направленное на изучение ценностных ориентаций будущих педагогов, в котором приняли участие студенты третьего и четвертого курсов (19-22 года) направления подготовки «Педагогическое образование» в количестве 52 человек.

К основным критериям сформированности ценностных ориентаций мы относим: осознание содержание и смысла ценностных и карьерных ориентаций педагога, готовность к реализации ценностных ориентаций, профессиональная значимость ценностных ориентаций в сфере образования, формирование позитивного отношения к предстоящей профессиональной деятельности в системе образования.

В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики: «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой, «Ценностный опросник (ЦО)» Ш. Шварца, «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова). Исследование проходило в период с 2017 по 2018 год.

Рассмотрим экспериментальные данные, полученные с помощью методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С. С. Бубнова). Респондентам предлагалось путем ранжирования оценить степень значимости ценностных ориентаций.

Согласно полученным данным было выявлено, что наиболее выраженными ценностями у будущих педагогов являются «здоровье» (54 %), «любовь» (44 %), «высокое материальное благосостояние» (40 %). Это свидетельствует о наличии в их сознании личных приоритетов, жизненных ориентиров, направленных в первую очередь на самого себя. Наименее выраженными ценностями оказались те ценности, которые помогают устанавливать гармоничные отношения с окружающими людьми, проявлять доброжелательное и заботливое отношение к другому человеку: «поиск и наслаждение прекрасным» (4%), «помощь и милосердие к другим люд ям» (8%), «общение» (12%).

С помощью методики «Ценностный опросник (ЦО)» Ш. Шварца исследовалась значимость мотивационных типов ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.

На уровне нормативных идеалов для обследованной выборки наиболее значимыми для будущих педагогов являются ценности «доброта» (поддержка и благополучие родных людей), «достижения» (успех в личной и профессиональной сфере), «самостоятельность (способность самостоятельно ставить цели и их достигать) «гедонизм» (удовольствие, наслаждение жизнью). Наименьшей значимостью обладают такие ценности, как «традиции», «универсализм», «власть».

На уровне индивидуальных приоритетов наиболее выраженными ценностями у будущих педагогов стали «гедонизм», «доброта», «самостоятельность», «стимуляция». В наименьшей степени проявляются такие ценности, как «традиции», «власть», «конформность».

Таким образом, студенты склонны к самостоятельному выбору своего жизненного пути, для них важно стремление к новизне и глубоким переживаниям, добиваться успехов и получать удовольствие от собственной жизни. Особенно важным для будущих педагогов является доброта, благополучие в повседневном взаимодействии с близкими людьми.

С целью изучения карьерных ориентаций будущих педагогов была проведена методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чикер, В. Э. Винокурова).

Анализ данных показал, что наиболее выраженными карьерными ориентациями у будущих педагогов являются: «стабильная работа» (27 %), «служение» (21 %), «ориентация на профессиональную компетентность» (17,5 %).

Постоянство места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая гарантирует установленный срок службы и социальные гарантии. Людей с подобной ориентацией нередко называют «человеком организации», ответственность за карьеру они перекладывает на нанимателя.

Служение подразумевает, что доминирующими ценностями для будущих педагогов являются: «помощь людям, бескорыстное доброе дело», «желание сделать мир лучше», «служение на благо обществу» и т.д. С такой ориентацией люди в профессиональной деятельности пытаются реализовать гуманные ценности, направленные на пользу людям и обществу.

Ориентация на профессиональную компетентность предполагает у будущих педагогов интерес к профессиональной деятельности и желание быть профессионалом своего дела.

Далее следуют ориентации, которые в меньшей степени оказывают существенное влияние на профессиональную карьеру, по мнению респондентов, но от решения будущих педагогов зависит их дальнейшее развитие или деградация. К ним можно отнести: «интеграция стилей жизни» - 13,5 % (гармония между собственной жизнью и профессиональной деятельностью), «менеджмент» - 7,7 % (основная ценность - это власть и управление людьми; карьерный и личностный рост), «автономия» - 5,8 % (главное в работе -это свобода и независимость).

Рассмотрим карьерные ориентации, которые с точки зрения студентов, не оказывают влияния на их будущую профессиональную карьеру: «стабильность места жительства» - 1,9 % (основная ценность - это постоянное место жительство, минимум командировок), «вызов» - 1,9 % (преодоление неопределимых препятствий ради победы в конкурентной борьбе; решение профессиональных задач), «предпринимательство» - 3,8 % (создание новых организаций, товаров, услуг).

Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по усилению аксиологической подготовки будущих педагогов. Это возможно благодаря включению студентов в адресное углубленное совершенствование психологического аспекта профессиональной

компетентности. Для этого мы разработали психологический курс «Развитие мотивационно-ценностных ориентаций будущего педагога», который способствует освоению:

знаний:

-в области профессиональной компетентности педагога;

-о технологиях развития системы ценностных ориентаций педагога;

-о методах самовоспитания и самосовершенствования;

умений:

-реализовывать психолого-педагогическое сопровождение профессионально-ценностного развития педагога;

-использовать психологические технологии развития системы ценностных ориентаций педагога;

-разрабатывать и осуществлять программы профессионально-личностного развития;

навыков:

-владения методами изучения ценностной сферы личности;

-владения современными технологиями профессионально-ценностного развития педагога.

Программа дисциплины рассчитана на 36 аудиторный часов, которые проводятся в форме лекций, семинаров, тренингов и др.

Программа состоит из двух частей (теоретической и практической), которые взаимообусловлены и взаимосвязаны. Теоретическая часть предполагает приобретение знаний о ценностях и ценностных ориентациях педагога, технологиях их развития. Приобретенные на занятиях теоретические знания подкрепляются и закрепляются в практической и самостоятельной работе.

Нами разработан примерный тематический план занятий, включающий два модуля: профессиональные ценностные ориентации педагога и современные технологии развития профессионально-ценностных ориентаций педагога.

В каждом модуле определены базовые темы. Так, в первом модуле рассматриваются следующие вопросы: теоретические представления о ценностях и ценностных ориентациях; ценности их виды; ценности и мотивы в структуре деятельности; профессионально-ценностные ориентации педагога; классификация профессионально-значимых ценностных ориентаций педагога; карьерные ориентации; методы изучения ценностных ориентаций; аксиологические основы формирования профессиональной компетентности будущего педагога. Он способствует освоению новых знаний о ценностях, ценностных ориентациях, профессионально-значимых ценностных ориентациях педагога, карьерных ориентациях. При этом закладываются основы для саморазвития и самосовершенствования психологического аспекта профессиональной компетентности педагога.

Во второй модуль были включены темы, связанные с технологиями развития профессионально-ценностных ориентаций педагога: содержание психолого-педагогической технологии развития ценностных ориентаций будущего педагога; психолого-педагогические условия развития ценностных ориентаций личности в образовательном процессе; механизмы и средства развития ценностных ориентаций педагога; психологический тренинг как средство развития профессионально-ценностных ориентаций; программа профессионально-личностного развития; психологическая коррекция ценностно-смысловой сферы.

На лекционных и практических занятиях используются технологии активного обучения (проблемная лекция, лекция-презентация диалог, групповая дискуссия, деловые игры, элементы психотренинга, решение учебно-профессиональных задач, ведение дневниковых записей, проектная и моделирующая деятельности), которые позволяют моделировать целостное содержание будущей профессиональной деятельности. Использование этих технологий способствует развитию ценностных ориентаций, самопознанию и самосовершенствованию будущего педагога.

Таким образом, процесс целенаправленного обучения выступает значимым фактором развития ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования, обеспечивая успех в профессиональной деятельности.

Выводы. В заключении можно сделать следующие выводы относительно проблемы исследования:

1. Уточнено содержание понятия «ценностные ориентации будущего педагога», под которым мы понимаем «направленность личности на создание, укрепление и распространение ценностей как идеальных объектов, особо значимых духовных, социальных, личностных и профессиональных установок, ориентированных на ребенка, его здоровье и безопасность».

2. Эмпирическое исследование показало, что весьма значимыми ценностями для будущих педагогов являются здоровье, любовь, доброта, высокое материальное благосостояние, достижения, гедонизм, самостоятельность. Это указывает о наличии в их сознании ценностных ориентаций, личных приоритетов, жизненных ориентиров, направленных в первую очередь на самого себя.

3. Выбор карьерных ориентаций свидетельствует о стремлении будущих педагогов к стабильности в профессиональной деятельности, реализации своих способностей и желании достичь определенного профессионального статуса.

4. Реализация психологического курса по направлению подготовки «Педагогическое образование» будет способствовать профессионально-ценностному развитию будущих педагогов на этапе высшего образования, а также совершенствованию их профессиональной компетентности.

Литература:

1. Афонина, Е. Е. Отношения студентов к ценностям в области безопасности жизнедеятельности / Е. Е. Афонина, Т. И. Шукшина, В. В. Акамов // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 6. - С. 21-22.

2. Батюта, М. Б. Особенности ценностно-смысловой сферы будущих педагогов / М. Б. Батюта, О. А. Катушенко, С.А.Фалина // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №55. -С. 252-258.

3. Вдовина, Н. А. Развитие социального мышления и профессионально-ценностных ориентаций бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» в процессе изучения курсов по выбору / Н. А. Вдовина, С. В. Сергунина // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 1 (17). - С. 20-24.

4. Красилова, Е. С. Исследование профессионально значимых ценностных ориентаций у будущих педагогов / Е. С. Красилова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 2-1. - С. 383-390.

5. Кудашкина, О. В. Особенности развития ценностных ориентаций педагога дошкольного

образования на этапе вузовского обучения / О. В. Кудашкина // Гуманитарные науки и образование. - 2011. -№ 4. - С. 79-81.

6. Ларионова Л.А. Генезис формирования профессиональных ценностей студентов в вузе / Л. А. Ларионова, Т. А. Жданко // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №2. - С. 183.

7. Панина, С. В. Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе / С. В. Панина, Н. Г. Готовцева, С. Ю. Залуцкая // EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL. - 2016. - №5. - С. 227-233.

8. Петровский, А. В. Психологический словарь / А. В. Петровский, М. Г Ярошевский. - М.: Политиздат, 2009. - 512 с.

9. Харланова, Т. Н. Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки :дис. ... канд. психол. наук / Харланова Татьяна Николаевна; Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова». - Москва, 2015. - 261 с.

10. Цуканов, В. А. Исследование особенностей ценностных ориентаций студентов педагогического вуза / В. А. Цуканов // Образование.наука. инновации: южное измерение. - 2012. - №5. - 76-81.

Психология

УДК 37.015.3

кандидат психологических наук Кузнецова Дарья Анатольевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ И

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования кинотерапии в работе с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, взрослыми, взаимодействующими с подростками, курсантами психологического факультета. Приводятся преимущества используемых форм кинотерапии, описываются возможности включения метода в образовательную деятельность.

Ключевые слова: кинотерапия, подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, методы образовательной деятельности.

Annotation. In article the possibilities of use of cinematherapy in work with the teenagers who have appeared in a difficult life situation, the adults interacting with teenagers, cadets of psychological faculty are considered. Advantages of the used cinematherapy forms are given, possibilities of inclusion of a method in educational activity are described.

Keywords: cinematherapy, the teenagers who have appeared in a difficult life situation, methods of educational activity.

Введение. Кинотерапия как один из методов арт-терапии активно вошла в методологический инструментарий психологов, которые разрабатывают кинотренинги, создают подборки фильмов для лиц разных возрастных категорий, с разными психологическими проблемами, с разными статусами. Исследователями выделяются различные уровни анализа фильмов, которые зависят, в первую очередь, от целевого компонента и структуры занятия [3]. При изучении терапевтического воздействия кино подчеркивается, что оно основано на работе таких психологических механизмов как проекция, идентификация, переживания «здесь и сейчас», актуализация значимой проблемы, «маска» [1].

Изложение основного материала статьи. Т.И.Сытько выделяет в зависимости от цели следующие виды кинотерапии: развитие психологической компетентности, развитие интеллектуальных навыков, развитие эмоциональной сферы, развитие навыков решения проблем, снятие стресса, самоанализ, обучение расшифровке символического ряда [2].

Эффективность использования метода кинотерапии достигается за счет таких его качеств, как:

• наглядность;

• легкость подачи и объяснения материала;

• видео ориентировано на визуальный канал восприятия представленного материала, это повышает его запоминаемость (этот канал часто является преобладающим каналом восприятия информации в сензитивный период развития у подростка, сохраняет свое значение и в последующие периоды развития);

• снижение эмоционального барьера - видео дает примеры из чужой жизни, это другие люди совершают ошибки, хотя многие ситуации соответствуют настоящей жизни и зрители проецируют их на себя, при обсуждении высказываются о своем восприятии ситуации, ориентируются в ситуации относительно себя;

• возможность повторного показа для обновления и закрепления полученных знаний и навыков, уточнения и обсуждения восприятия ситуации любое количество раз;

• возможность чередовать различные виды активности (теоретические блоки и проблемные ситуации, ролевые игры на отработку полученных навыков на практике);

• повышение заинтересованности участников к материалу занятия/тренинга;

• создание безопасной атмосферы обсуждения острых вопросов, возникновение доброжелательной ситуации и возможность построения доверительных отношений;

• эмоциональное проживание, идентификация с героями кинофильмов дают уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести неоценимый личностный опыт;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие психологической компетентности: участники знакомятся с различными социальными типажами (людьми с разными типами темперамента, принадлежащими к разным социальным слоям общества, выполняющими разные социальные роли и т.д.) и учатся взаимодействию с ними, наблюдая за развитием сюжета;

• развитие эмоциональной сферы: участники учатся эмпатии, начинают рефлексировать свои чувства и понимать эмоциональные состояния партнера по общению;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.