Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе патриотического воспитания в вузе'

Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе патриотического воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / VALUE / PATRIOTIC VALUES / VALUABLE ORIENTATIONS / CHARACTERISTIC OF VALUABLE ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Ирида Сулеймановна, Лешер Ольга Вениаминовна

В статье обоснована актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе патриотического воспитания. Представлены ценности патриотического характера, структура, содержание и функции ценностных ориентаций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Ирида Сулеймановна, Лешер Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE UNIVERSITY

In article the relevance of a problem of formation of valuable orientations of future teachers in the course of patriotic education is proved. Values of patriotic character, structure, content and functions of valuable orientations of students are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе патриотического воспитания в вузе»

Педагогика

УДК 371

аспирант Захарова Ирида Сулеймановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); доктор педагогических наук, профессор Лешер Ольга Вениаминовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе патриотического воспитания. Представлены ценности патриотического характера, структура, содержание и функции ценностных ориентаций студентов.

Ключевые слова: ценность, патриотические ценности, ценностные ориентации, характеристика ценностных ориентаций будущих педагогов.

Annotation. In article the relevance of a problem of formation of valuable orientations of future teachers in the course of patriotic education is proved. Values of patriotic character, structure, content and functions of valuable orientations of students are presented.

Keywords: value, patriotic values, valuable orientations, characteristic of valuable orientations of future teachers.

Введение. Развитие межгосударственных политических, экономических и культурных связей России актуализировали необходимость ее участников ориентироваться в поликультурном мире, понимая его ценности и смыслы [8, 14, 15].

Необходимость осмысления ценностных основ личности требует обращения к исследованию проблемы ценностей и ориентации в них будущих педагогов.

Ученые, исследующие эти проблемы, трактуют ценностные ориентации как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, систему установок, убеждений, предпочтений, выражающуюся в поведении, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов [13, 14, 16].

В условиях поликультурной профессиональной среды вуза для будущих педагогов особую значимость приобретает процесс развития ценностных ориентаций в контексте их патриотического воспитания, трактуемого нами как систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у будущих педагогов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [13, 15].

Формулировка цели статьи. Цель статьи заключается в уточнении патриотических ценностей и ориентация на них будущих педагогов, с учетом разработанной структуры ценностных ориентаций.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая состояние проблемы формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе патриотического воспитания, мы обращались к понятиям «ценность», «ценностные ориентации», давая их характеристики, уточняя их содержание, структуру ценностных ориентаций студентов и выполняемые ими функции в процессе патриотического воспитания.

Для нашего исследования интерес представляют работы ученых, направленные на осмысление связи «ценность - личность» и предполагающие изучение явлений и предметов с позиции их ценности для формирования личности, прежде всего ее ценностных ориентаций [7, 14].

В 60-е годы С. Л. Рубинштейн, трактуя сознание не только как отражение бытия, но и как практическое отношение к нему, показал, что последнее заключается в выделении им значимых предметов, явлений в форме потребностей и ценностей, которые оказывают влияние на человека, детерминируют его поведение [20].

Интересным представляется подход В.Н.Мясищева к данной проблеме, рассматривающего ценностные ориентации как сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь личности с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в действиях, реакциях и переживаниях. При этом автор, характеризуя личность как систему отношений человека к окружающей действительности, полагает, что отношение к окружающим, является одновременно их взаимоотношениями, т.е. самым главным, определяющим личность [18].

Д. Н. Узнадзе, рассматривая ценностную ориентацию индивида в своей психологической концепции установки, трактует ее как специфическое состояние готовности к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия ряда условий, в частности установки. В связи с этим ценностная ориентация, по его мнению, представляет устойчивую систему фиксированных установок, возникающих в результате объективации индивидом предшествующего общественного или личного опыта [22].

Поскольку в нашей работе речь идет о формировании ценностных ориентаций студентов в процессе патриотического воспитания, логика исследования предполагает рассмотрение ценностей патриотического характера.

Известно, что ценностные ориентации всегда связаны с деятельностью педагога и студентов, которая включает в себя их классификацию и субординацию ценностей. Классификация ценностей, отмечает О.В.Лешер, проводится по разным основаниям. Чаще всего по потребностям (культурные, социальные, жизненные ценности); по содержанию (научные, эстетические, политические, этические, технико-экономические); по удовлетворению потребностей субъекта (личные и общественные ценности); по делению культурных ценностей на материальные и духовные [13].

Познание процесса присвоения ценностей (интериоризации), перевода их в личностные, тесно связано с вопросом о соотношении ценности и оценки. С.Ф. Анисимов в своей работе отмечает, что процесс оценки определяет ценность того или иного объекта для личности, и ценность в таком случае представляет собой единство объективного и субъективного, форму отношения или взаимодействия между субъектом и объектом [1].

Оценка, включая в себя эмоциональный (аффективный) и познавательный (когнитивный) компоненты, способствует как познанию, так и определенному ценностному отношению. Ценностное отношение тесно связано как с познавательно- оценочной стороной деятельности субъекта, так и с его преобразующей деятельностью и составляет их стержень [14]. С.Л. Рубинштейн показал, что практическое отношение человека к миру заключается в выделении им значимых предметов, явлений, ценностей [20].

За основу формирования ценностных ориентаций будущих педагогов взята концепция интерсоциального образования студентов О.В.Лешер, подчеркивающей, что процесс формирования ценностных ориентаций сложный и длительный, поэтому необходимо учитывать, что патриотические ценности, трактуемые в нашем исследовании как ценности, направленные на взаимообогащение, взаимодополнение при сохранении собственной культурной идентичности личности, в процессуальном отношении выступают в трех аспектах, а именно: как процесс формирования патриотического сознания; как процесс формирования патриотических отношений; как процесс формирования патриотического поведения [13].

Нашему пониманию близка также теория ценностных ориентаций, разработанная Т.Х.Ахаян, А.В.Кирьяковой, понимающих под ценностными ориентациями отношение субъекта к социально-ценностным явлениям общества, которое означает, что объективные ценности осознаются и переживаются как потребности [7, 8].

Резюмируя результаты научного поиска ученых, перечисленных выше, можно заключить, что признаками ценностных ориентаций обучаемых являются: устойчивое ценностное отношение к определенному предмету или явлению (объективному или субъективному) как к ценности; осознание объективных культурных ценностей как собственных; оценивание их с позиций удовлетворения потребностей личности; моделирование поведения на основе ценностного оценивания; проектирование будущего на основе осознания ценности как идеала.

В соответствии с основными положениями ученых по проблемам исследования ценностных ориентаций обучаемых, с данным нами определением основного понятия и результатами проведенного исследования процесса формирования ценностных ориентаций будущих педагогов, можно выделить следующие компоненты в структуре ценностных ориентаций: мотивационный; когнитивный; эмоциональный; оценочный; технологический.

Мотивационный компонент, выполняющий стимулирующую функцию в развитии ценностных ориентаций студентов, включает в себя: потребности, мотивы, интересы, ценности и ценностные ориентации, которые в своей совокупности ориентируют студента на патриотическое воспитание, предполагая наличие осознаваемых потребностей и включении их в ценностные ориентации личности. Кроме того, ценностная мотивация стимулирует активный поиск, выявление и присвоение ценностных позиций общей направленности будущих педагогов на самореализацию и актуализацию.

Когнитивный компонент трактуется нами на основании определения, приведенного в «Кратком словаре когнитивных терминов» как совокупность познавательной деятельности, включающая познавательные операции, процессы и результаты этих процессов [9]. В соответствии с данным определением нами включены в данный компонент не только знания в области патриотического воспитания, а также толерантности, поликультурности, знания особенностей собственной личности.

С позиции личности, в процессе патриотического воспитания, в свою очередь, происходит познание самого себя, при этом отказ от восприятия и понимания других людей ведет к регрессу в развитии личности человека, к невежеству и культурному эгоцентризму и, следовательно, к негибкости в общем восприятии мира, зависимости от определенного образа мышления [17].

К когнитивному компоненту ценностных ориентаций нами отнесены: знания и умения, связанные с ценностным анализом различных культур и оценкой собственных ценностей, ценностных ориентаций, определения целей собственного развития, осуществления самоуправления собственным развитием и автономного самообразования.

В структуре ценностных ориентаций в проводимом нами исследовании также выделен эмоциональный компонент. В работах ученых установлено, что успешно осваивают собственную культуру эмоционально развитые, общительные индивиды, обладающие широтой мировоззрения, уверенностью, преданно относящиеся к культурным традициям своего народа [14].

Поэтому в процессе формирования ценностных ориентаций будущих педагогов большое значение имеет эмоциональная сфера. В работах Л.С. Выготского, С Л. Рубинштейна отмечается связь интеллекта и аффекта, подчеркивается, что мышление представляет собой единство интеллектуального и эмоционального [4, 20]. Полученные нами результаты дают основание заключить, что если в процессе деятельности возникают положительные эмоции, то в результате ее формируются знания, умения, качества и способности, связанные с готовностью и способностью студентов открывать что-то новое, получать знания о Родине; оперировать этими знаниями, появляется потребность в расширении опыта патриотической деятельности.

В.В. Бойко. В.К. Вилюнас рассматривают функциональную классификацию эмоций, подчеркивая, что эмоциональные процессы выполняют функцию регуляции в мышлении и играют роль регуляторов человеческого общения [2, 3].

Как отмечают З.А. Попков, АВ. Коржуев, гармоничное развитие личности обучаемого возможно лишь в интегративном единстве рационального и эмолионально-чувственного, поскольку эти стороны наиболее полно отражают натуру человека [19].

Итак, эмоциональный компонент понимается нами как особая сфера отношения будущего педагога к действительности, Родине, обществу, к событиям, соотечественникам, как форма отражения психикой человека окружающего мира. Данный компонент связан с развитием уверенности в своих способностях в сфере патриотического воспитания, с развитием «эмоциональной культуры», включающей в себя, по мнению М.Т. Громковой, духовную составляющую: эмоциональную воспитанность, грамотность и направленность, нравственность и цивилизованность [6].

Оценочный компонент а структуре ценностных ориентаций направлен на выяснение значимости свойств предмета для будущего педагога, соотношения его с потребностями, фундаментом его стремлений, интересов, вкусов.

Исследователи выделяют три этапа ценностного познания. На первом этапе происходит познание объективных свойств предметов, явлений, процессов, на втором осуществляется соотнесение наличных объективных характеристик указанных объектов с их возможностями удовлетворить конкретные

потребности личности, а на третьем определяется ценность изучаемого явления [10].

Оценка личностного смысла объекта представляет собой единство знаний и переживаний. Обучаемый может понимать научный факт, но не переживать его знание. Только в случае, если взаимодействие с данным объектом имеет для субъекта личностный смысл, у него возникает эмоциональное отношение к данному объекту [12].

Оценка собственной системы ценностей будущим педагогом, превращается в самооценку и является важной, поскольку выполняет рефлексивно-регулятивную функцию. Она определяется общей культурой личности будущего педагога и его патриотической компетентностью и предполагает определение конкретных направлений развития ее ценностных ориентаций в процессе патриотического воспитания.

Важную роль в структуре ценностных ориентаций, развиваемых в процессе патриотического воспитания будущих педагогов играет рефлексивный компонент. Познание ценностной отечественной культуры, четкий образ себя, своего как субъекта своей культуры, отождествление с выдающимися достижениями духовной и национальной культуры обеспечивают устойчивую позицию сильной в патриотическом отношении личности, ее культурное самосознание способствует развитию ценностных ориентаций как важного личностного и профессионального качества будущего педагога.

Важной характеристикой познавательной деятельности принято считать осознанность, которая включает в себя анализ собственных переживаний студента, выяснение характера своего «Я», притом, что каждый акт осмысления и понимания - это акт рефлексии. Осознанность предполагает не только открытость новой информации, но и способность образовывать новые понятия (тезаурус), понимать смысл. Рефлексия рассматривается как самоуглубление, обращенность познания на свой внутренний мир, видение и осознание своей позиции со стороны, способность имитировать мысли партнёра [11].

Логика наших рассуждений приводит к выводу о том, что формирование ценностных ориентаций студентов предполагает не только глубокое знание родной культуры, ее особенностей, ориентации в системе культурных ценностей, эмоциональной направленности, но и наличие определенных «технологических» умений, способствующих успешному протеканию процесса патриотического воспитания, установлению гибких связей между участниками патриотического воспитания, которые бы позволили вести ее эффективно и достигать успешных результатов взаимодействия, что связано с познанием, в первую очередь, самого себя в контексте познания других культур.

Технологический компонент выражается в овладении будущими педагогами умениями развития ценностных ориентаций учащихся в процессе патриотического воспитания. В соответствии с поставленной в данном исследовании целью нами был выделен ряд умений: анализ отечественной культуры по ряду признаков; ориентирование в ее ценностях; анализ особенностей ценностей иных культур, соотнесение их с ценностями собственной культуры; субординация ценностей; осуществление патриотического воспитания на основе установления контактов с представителями иных культур; регулирование эмоций и создание позитивного бесконфликтного фона патриотического взаимодействия [13].

Технологический компонент процесса развития ценностных ориентаций в нашем исследовании проявляется в универсальной стороне когнитивной, коммуникативной и рефлексивной деятельности студента в процессе патриотического воспитания и подразумевает развитие определенных «технологических» способностей, в частности таких как: познавательные; коммуникативные; креативные (умение самовыражаться, проектировать свою деятельность, т.е. умение реализовать свой творческий потециал); рефлексивные.

Точка зрения о том, что ценностные ориентации, развиваемые у студентов в процессе патриотического воспитания имеют «технологическую» характеристику подтверждается как в зарубежных (В. Гудикунст, Й. Ким), так и отечественных исследованиях (А.П. Садохин и др.) [23, 21].

Ценностные ориентации патриотического характера выполняют важные функции в процессе патриотического воспитания будущих педагогов. Согласно исследованиям А.В.Кирьяковой и ряда других ученых к ним можно отнести такие, как: ориентировочная функция, проявляющихся в выборе нравственного идеала; мотивационная - связанная с удовлетворением потребностей; прогностическая - в определении путей, выборе средств образования, развития, самосовершенствования [7].

Перечень функций ценностных ориентаций, формируемых у будущих педагогов можно дополнить предложенной О.А. Голубковой регулятивной функцией подразделяемой на две подфункции: стабилизирующую и стимулирующую. Первая из них определяется наличием устойчивого ядра социальных и этических представлений, посредством которых уравновешивается динамизм, противоречивость и чрезвычайная текучесть культурно-исторических процессов. Вторая активизирует человека в сфере деятельности и настраивает обучаемого на усвоение и переработку новой информации, на создание нового, поощряя тем самым его творческую инициативу [5].

Резюмируя изложенное выше, можно заключить, что: ценностные ориентации, понимаемые в науке как процесс ориентации обучаемого в ценностях и как результат ориентационной деятельности, представляют систему устойчивых отношений студента к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества, они отражают содержательную сторону направленности личности, характер ее отношения к действительности.

Выводы. Содержательной основой ценностных ориентаций являются патриотические ценности, к которым относятся: патриотическое взаимоприятие, патриотическое взаимопонимание, патриотическое взаимодополнение, толерантность, автономия.

Нами уточнены компоненты процесса формирования ценностных ориентаций: мотивационный, когнитивный, эмоциональный, оценочный, технологический, а также функции, выполняемые компонентами ценностных ориентаций в процессе патриотического воспитания: ориентационная, мотивационная, прогностическая, стабилизирующая, стимулирующая.

Литература:

1. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М.: Мысль, - 1985. - 239 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ 1976. - 143 с.

4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 222 с.

5. Голубкова О.А. Своеобразие воплощения ценностных ориентаций личности в культуре // Ежегодник

Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. - СПб.: Издательство С. - Петерб. ун-та, 2003

6. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с.

7. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. - Оренбург: ОГУ, 1996. - 188 с.

8. Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников. // Ориентация и деятельность школьников. / Под ред. Т.К. Ахаян, А.В. Кирьяковой. - М.: Педагогика, 1991. - с. 56-70.

9. Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г. и др. М.: МГУ, 1996. - 245 с.

10. Круглов Б.С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентации. // Диагностика и коррекционная работа школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987. - С. 80-89

11. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск.: БГУ 1988. 205 с.

12. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 1996. — № 4. — С. 35-44.

13. Лешер О.В. Проблемы теории и практики интерсоциального воспитания учащейся молодежи Челябинск: ООО «Факел», 1996. 136 с.

14. Лешер О.В., Акманова З.С., Гугина Е.М. Формирование ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию на основе компетентностного подхода в процессе непрерывной профессиональной подготовки Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 12. С. 77-85.

15. Лешер О.В., Антропова Л.И., Тулупова О.В. Формирование поликультурной компетентности студентов технического вуза Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 154-156.

16. Лешер О.В., Аришина Э.С. Развитие аксиологического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки: праксеологический аспект / монография / О. В. Лешер, Э. С. Аришина; Магнитогорск: Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова., 2009. 102 с.

17. Лешер О.В., Баландин М.А. Патриотическая направленность студентов колледжа: ценностный аспект Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 9. С. 60-66.

18. Мясищев В.Н. Социально-психологические и лингвистические характеристики формы общения и развитие контактов между людьми. Тезисы симпозиума 1—3. XII. Л., 1970. Л., 1970, с. 115

19. Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. М.: Academia, 2001. - 130 с.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

21. Садохин А.П.Теория и практика межкультурной коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 271 с.

22. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке. // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студентов пединститутов. / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение. - 1978. -с. 101-108

23. Gudykunst W.B., Kim Y.Y. Communicating with Strangers. Boston, 1997. - 444 p.

Педагогика

УДК 371.2

кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат биологических наук, доцент Искакова Жанат Тулешевна

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ОЦЕНКА СТАБИЛЬНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЦА У СПОРТСМЕНОВ-

ЮНОШЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается функциональное состояние сердечно-сосудистой системы до и после дозированной физической нагрузки (проба Руфье) у студентов спортивного вуза различных спортивных специализаций, оцененное с помощью метода дисперсионного картирования ЭКГ. В исследовании приняли участие 63 юноши в возрасте 17 - 19 лет. В результате обследования была выявлена тенденция к увеличению после дозированной физической нагрузки, в особенности у юношей-спортсменов «аэробной» группы. Увеличение суммы индексов детализации G3, G4, G7 на 65,6% в «аэробной» группе говорит о нарастании признаков гипоксии на фоне нагрузки Индекс детализации G9 , являющийся маркером гипертрофии миокарда, наиболее выражен в «анаэробной» группе до и после нагрузки, однако, имеет тенденцию к уменьшению абсолютных показателей.

Ключевые слова: дисперсионное картирование ЭКГ, функциональные показатели сердечной деятельности, проба Руфье, спортсмены-юноши.

Annotation. The article discusses the functional state of the cardiovascular system before and after dosed physical load (sample Rufe) students of the University sports various sports specializations, estimated using the method of dispersion mapping of ECG. The study involved 63 young men aged 17-19 years. As a result of inspection the tendency to increase after the dosed physical activity, in particular at young men-athletes of "aerobic" group was revealed. The increase in the amount of detail indices G3, G4 , G7 by 65.6% in the "aerobic" group indicates an increase in signs of hypoxia against the background of the load.the index of detail G9, which is a marker of myocardial hypertrophy, is most pronounced in the "anaerobic" group before and after the load, however, tends to decrease in absolute values.

Keywords: dispersion mapping of ECG, functional parameters of cardiac activity, Rufier test, athletes, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.