Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-vzaimosvyazi-veduschego-tipa-separatsii-ot-roditeley-s-tipom-privyazannosti-k-nim-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 24.11.2017).
13. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. - 528 с.
14. Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация. Подходы, проблемы, механизмы. Изд-во: Институт психологии РАН, 2015. - 368 с.
15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
Психология
УДК 159.99
студентка 3 курса филологического факультета Ковалева Анастасия Викторовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);
старший преподаватель кафедры психологии развития личности Мартынова Марина Александровна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); доцент кафедры гуманитарных и социально-политических дисциплин, кандидат философских наук Луговская Татьяна Владимировна Лесосибирский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева» (г. Лесосибирск)
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ В РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФЕНОМЕНА ВЫУЧЕННОЙ
БЕСПОМОЩНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье раскрыто влияние мультфильмов на психическое развитие детей, их применение для коррекции поведения ребенка, а также возможности использования в работе над преодолением феномена выученной беспомощности.
Ключевые слова: мультфильм, мульттерапия, феномен выученной беспомощности.
Annotation. The article reveals the influence of cartoons on mental development, their use for the correction of the child's behavior, as well as the possibility of using in the work to overcome the phenomenon of learned helplessness.
Keywords: cartoon, multi-therapy, phenomenon of learned helplessness.
Введение. Последнее десятилетие особую роль в педагогической и психологической практике отводится мультипликационному фильму. Способность данного жанра полностью погрузить юного зрителя в транслируемые события, создать впечатление очевидца, эмоциональная насыщенность текста и идейность подтекста была оценена специалистами еще в начале ХХ века с появлением в России первых рисованных мультфильмов. Сейчас, исторически проследив эволюцию мультфильма, можно сказать о разнообразии их видов и определенном их влиянии на детское развитие. Нынешние взрослые, выросшие на советских мультипликациях, психическими свойствами кардинально отличаются от поколения ярких, современных, зачастую зарубежных мультфильмов. Это свидетельствует о том, что мультфильм можно использовать в качестве инструмента воздействия на поведение ребенка, а также освоения им норм и форм поведения. Основываясь на данной гипотезе, мы рассмотрим мультфильм как средство преодоления такой психологической проблемы как феномен выученной беспомощности (далее - ФВБ) в детском возрасте.
Изложение основного материала статьи. Обратимся к значению понятия «ФВБ». В педагогических источниках называемое приобретённой или заученной беспомощностью оно трактуется как состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния. В психологии данное понятие рассматривается как особое отношение к миру, при котором человек живет в постоянном страхе неудачи. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, нежеланием менять враждебную среду или избегать ее, даже когда появляется такая возможность [4].
История данного явления началась во второй половине XX века. Синдром выученной беспомощности был впервые описан американскими психологами М. Селигманом и С. Майером, изучавшими формирование у собак условных рефлексов страха на звук, сопровождавшийся ударом током. В первом опыте перегородка была высокая, во втором - низкая, но в результате прошлого опыта собака не пыталась через нее перепрыгнуть, так как привыкла к неизбежности удара электрическим током. У неё сформировался синдром выученной беспомощности [9].
Феномен оказался характерен не только для животных, но и для людей. Существуют две основные его черты: 1) он является результатом воспитания (в возрасте 0-12 л.); 2) феномен переносится из детства во взрослую жизнь, из повторяющихся ситуаций - на всё, что требует творчества и гибкости. Также выученная беспомощность вызывает проблемы в трех областях: мотивационной, когнитивной, эмоциональной. За счет дефицита в них человеку сложно понимать, что он хочет, сложно ставить цели и добиваться их. Часто такие люди приспосабливаются и угождают сильным, они инфантильны, безответственны и имеют пессимистический взгляд на мир [3].
Н.А. Батурин впервые ввел понятие «личностная беспомощность», исследованное в дальнейшем Д.А. Циринг в контексте разных жизненных ситуаций, с которыми человек сталкивается в обществе. Также Д.А. Циринг предложила термин «ситуативная беспомощность». В ее основе лежит психическое состояние, развивающееся в конкретной ситуации [5]. Этот вид беспомощности характеризуется тем, что может возникнуть у любого человека. В таком случае ее развитие зависит от интенсивности негативных событий, а также от порога его адаптивности к подобным событиям. Чем выше интенсивность негативного события, и
чем ниже адаптивность к ним, тем вероятнее возникновение состояния беспомощности. В отличие от личностной, ситуативная беспомощность является временным состоянием. Личностная беспомощность - это постоянное состояние субъекта, которое не зависит от внешних событий, влияющих на него. Она формируется у человека вследствие пессимистичного отношения его к себе и к миру в целом. К общим характеристикам личностной беспомощности относятся неспособность человека адекватно осознать и преодолеть непредсказуемую сложную ситуацию, внутриличностный конфликт, низкий уровень саморегуляции, самооценки и фрустрационной толерантности, интернальность; пассивность, зависимость от других, закрытость личности; депрессивность [10].
Ребенка с ФВБ несомненно можно выделить из толпы его среднестатистических ровесников по ряду характеристик, самой значительной из которых является пассивность во всех видах деятельности. Он не уверен в своих силах, не проявляет заинтересованности, у него отсутствует творческий подход к решению жизненных задач, он имеет трудности в адаптации в коллективе и к другим происходящим изменениям, не способен брать на себя ответственность (перекладывает её на других) [3]. Также у беспомощных детей со временем отмечается ряд негативных последствий, таких как неврозы, психозы, антисоциальное поведение, расстройство личности, задержки в развитии, эмоциональные расстройства, снижение самооценки и т.д.
Чтобы понять, каким образом мультфильмы могут быть использованы в ходе преодоления выученной беспомощности, нужно охарактеризовать этот жанр. Мультипликация (от лат. умножение, увеличение) - это технические приемы получения движущихся изображений, иллюзий движений и\или изменение формы объектов с помощью нескольких или множества неподвижных изображений и сцен. Предпосылкой для создания мультипликационного фильма стало изобретение стробоскопа в 1832 году Жозефом Плато, а затем праксиноскопа в 1887 году Эмилем Рейном. Оба прибора предполагали крутящийся диск с нанесенными на нем изображениями, немного отличавшимися друг от друга, что создавало эффект движения. Продолжил идею изобретателей Эмиль Коль - известный французский режиссер. В России мультфильм появился только в 1906 году - это было кукольное представление, смонтированное Александром Ширяевым. С того времени мультфильм претерпел кардинальные изменения, с приходом в мир техники и световых аппаратов [1].
На сегодняшний день существуют такие анимации по технике как: 1) рисованные - один из старейших видов, когда каждый кадр сначала рисовали, а затем фотографировали в нужном порядке, 2) силуэтные -создаются фигуры из бумаги, выполняющие роль героев, 3) кукольные - создатель передвигает куклы и запечатлевает это на камеру, 4) пластилиновые - создаются пластилиновые персонажи, 5) живопись по стеклу - художник перед камерой делает мазки медленно-сохнущей краской, 6) бескамерные - не фотографируется, а рисуется на черной или белой пленке, 7) порошковые - на подсвеченное стекло тонкими слоями насыпают такие материалы как песок, соль, кофе и т.д., создавая руками или кисточкой рисунок и передавая его изображение на экран. Данная классификация позволяет не только увидеть развитие мультфильма, но и предлагает техники развития творчества, так как многими из них может воспользоваться родитель или воспитатель вместе с ребенком [7].
По целям специалисты выделяют такие мультфильмы как:
• образовательные (смысл заключается в следующем: мультики должны изменить знания, отношение или поведение смотрящих);
• развивающие (такие мультики направлены на развитие личности);
• воспитательные (моделируют систему поведения, с помощью негативных/позитивных главных героев);
• обучающие (совершенствование знаний и их систематизация);
• познавательные (несут просветительскую функцию, в основном мультфильмы, в которых есть информация о среде, окружающей людей);
• ознакомительные (информация, которая преподносится в мультфильме, дается небольшой частью, с предполагаемым продолжением);
• развлекательные (не несут особой смысловой нагрузки и воспитательной пользы, служат для отвлечения и отдыха ребенка);
• риторические (проблемные) (помогают задуматься над окружающими нас проблемными ситуациями) [6].
Мульттерапия - это разновидность арт-терапии, целью которой является воспитание гармонично развитой личности с приобщением к творчеству. Она внедряется и апробируется как инновационный метод обучения и воспитания. В педагогике использование мульттерапии дает возможность развить художественно-творческие компетенции ребенка, выявить способности. Также ребенок учится искать подход к решению поставленных задач и отстаивать авторскую позицию, усваивает учебно-информационные компетенции, связанные с анализом, отбором, передачей и сохранением информации и приобретает опыт работы с техникой [6].
Варианты работы с мультфильмами в рамках мульттерапии могут быть следующими:
- Создание мультфильмов - универсальный метод, который позволяет раскрыть творческие и познавательные способности ребенка. В основном работать над созданием проекта предлагается группе детей, поэтому им приходиться тесно взаимодействовать, что приводит к развитию адаптивных навыков. У каждого ребенка своя роль: кто-то режиссер, сценарист, художник, актер озвучивания, композитор, оператор, монтажер. Это способствует повышению самооценки, чувства ответственности и собственной важности.
- Анализ мультфильмов - действенный метод в работе по выявлению психологических проблем и их коррекции. По предложенному мультфильму практический психолог предлагает найти основную проблему, задает наводящие вопросы и выводит ребенка на самостоятельный поиск решения проблемы. При этом заранее подбирается тема близкая ребенку.
- Просмотр мультфильма и закрепление полученного опыта через практику (упражнение, игру, задание). Данный вариант работы совмещают с анализом. Практика облегчает процесс психотерапии, дает материал для психодиагностики, развивает самоконтроль, внимание, память ребенка [2].
Говоря о психологическом аспекте мульттерапии, специалисты подчеркивают, что мультипликационная техника обучения применима с целью коррекции психического развития. Это связано с задачами технологии: 1) развивать ценностно-смысловые компетенции, т.е. мультфильм может способствовать правильному пониманию мира, осознанию своей роли, предназначения, формированию умения выбирать цель, принимать решения; 2) воздействовать на поведение ребенка, корректировать и выстраивать нормы и формы поведения
в обществе. Когда ребенок видит поведение персонажа, это бессознательно записывается в его памяти как форма возможного поведения, на этой основе формируется свой собственный образ (ценности, установки и т.д.) [8].
Именно такие особенности терапии могут способствовать преодолению ФБВ в детском возрасте. Нами были проанализированы несколько мультфильмов с точки зрения наличия в них активной модели поведения героев и, следовательно, их возможностей в работе над преодолением ФВБ.
Название, год выхода на экран, вид Сцена Возможные варианты работы
Балерина, 2016. По технике - рисованный. По цели - воспитательный / риторический Сцена тренировок Фелис с Мадам Адеттой (53-55 мин.), второй момент - после возвращения в детский дом (1 ч. 6 мин. - 1 ч. 8 мин.) Главная героиня - настоящий борец и мечтательница. Яркий пример эксцентричного подростка, переоценивающего свои силы и возможности, но готового на все ради своей мечты. Возможные варианты вопросов: 1. Как можно описать главную героиню? 2. Какие преграды стоят на её пути? 3. Были ли у тебя подобные ситуации/ соперничество/соревнование? Как ты действовал? Почему? 4. Хотел бы ты, чтобы Фелис стала балериной? 5. Есть ли у тебя подобная творческая мечта?
Рататуй, 2007. По технике - рисованный. По цели - воспитательный / риторический Сцена разговора крысенка Ремми и его отца (58-59 мин.) Мультфильм имеет мотивационный характер, главный герой борется за право быть собой и делать любимое дело. Возможные варианты вопросов: 1. Ремми идет к своей мечте? 2. Почему отец Ремми расстраивается? 3. Как бы ты посоветовал поступить крысенку? 4. Можно ли каждому крысенку быть личностью со своими целями и желаниями?
Побег из курятника, 2000. По технике - пластилиновый. По цели - риторический Сцена в курятнике, разговор о свободе (1719 мин.) Возможные варианты вопросов: 1. Почему курица хочет выбраться из курятника? 2. Почему некоторые курицы не поддерживают Джинджер? 3. Как бы ты поступил на месте Джинджер? Почему? 4. В чем разница идеалов главной героини и остальных куриц?
Трое из Простоквашино, 1978. По технике -рисованный. По цели -воспитательный. Сцена отъезда дяди Федора в Простоквашино (3-5 мин.) Персонаж дядя Федор - самостоятельный, независимый и организованный, но при этом авантюрист. Возможные варианты вопросов: 1. Какие цели преследует дядя Федор? 2. Какие взаимоотношения у него с родителями? 3. Как проявляет самостоятельность ребенок? 4. Хотели бы вы добиваться своей цели? Какими чертами вы должны обладать?
Выводы. Таким образом, правильно организованное занятие с использованием мультфильмов способствует формированию активных моделей поведения, которые заменят модель пассивную, т.е. выведут ребенка из ситуации ФВБ. Сам феномен в силу своих характеристик, а именно отсутствия творческого подхода к решению проблем, самостоятельности и ответственности, требует такого выбора вопросов к мультфильму, при ответе на которые ребенок сможет увидеть в герое себя и, помогая герою, построить свою логику действий. Мультфильмы можно использовать разные, но лучше представлена какая-либо психологическая проблема в риторических и воспитательных.
Литература:
1. Бурцева, М.А. Развитие мультипликации: с первых шагов до современности / М.А. Бурцева, О.В. Рыбакова // Юный ученый. - 2016. - № 1.1. - С. 9-10. - Режим доступа: http://yun.moluch.rU/archive/4/367/ (дата обращения: 22.07.2018)
2. Зинченко, М. В. Мульттерапия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.b17.ru/article/69318/ (дата обращения: 10.08.2018)
3. Ильин, Е.П. Выученная беспомощность: психологические исследования феномена [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/helplessness.htm (дата обращения: 18.03.2018)
4. Ковалева А.В. Феномен выученной беспомощности и его взаимосвязь с наказанием // С 232 Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования» - 2017 [Электронный ресурс] / отв. ред. Е.Д. Родионов. - Барнаул: ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», 2017. - С. 89-94.
5. Левицкая Л. В. Личностная беспомощность в юношеском возрасте / Л.В. Левицкая, С.В. Филатова // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 870-873.
6. Петрухин, Р.В Мультфильмы. Архив «VIII Международная студенческая электронная научная конференция СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/ (дата обращения: 18.07.2018)
7. Савельева Н.Г. Мульттерапия как средство вербальной коррекции агрессии учащихся начальной школы специальной (коррекционной) школы УШ вида / Н.Г. Савельева, Т.И. ., Морозова Т.И. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21418781 (дата обращения: 26.07.2018)
8. Стольникова, Е.С. Мультпедагогика как современная образовательная технология в обучении и
воспитании дошкольника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29217142 (дата обращения: 26.07.2018)
9. Циринг, Д.А. Современные подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k- когге^и-vyuchennoy-bespomoschnosti-u-detey-i-podrostkov (дата обращения: 10.08.2018)
10. Циринг, Д. А. Психология личностной беспомощности: автореф. дис. ... канд. психологических наук: 19.00.01 / Циринг Диана Александровна. - Томск, 2010. - 42 с.
Психология
УДК159.9 (045)
кандидат психологических наук, доцент Кудашкина Ольга Васильевна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Белова Татьяна Александровна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ3
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования. Авторами описаны результаты экспериментального исследования ценностных и карьерных ориентаций у будущих педагогов. Особое внимание уделено обоснованию необходимости реализации психологического курса по направлению подготовки «Педагогическое образование», который способствуют профессионально-ценностному развитию будущих педагогов.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, профессионально значимые ценностные ориентации педагога, карьерные ориентации, будущий педагог, развитие, этап высшего образования.
Annotation. In article the problem of development of valuable orientations of future teachers at a stage of the higher education is considered. Authors have described results of pilot study of valuable and career orientations at future teachers. Special attention is paid to justification of need of realization of psychological courses in the direction of preparation "Pedagogical education" which contribute professional valuable to the development of future teachers.
Keywords: values, value orientations, professional value orientations, career orientations, future teacher, development, stage of higher education.
Введение. В настоящее время в Российской Федерации стремительно модернизируется система высшего образования. Современному обществу необходим компетентный педагог, который обладает комплексом профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. В связи с этим особую важность приобретают ценностные ориентации педагога, так как от них во многом зависит успех в социальной и профессиональной сфере, отношение к жизни, а также духовно-нравственная культура человека. Наиболее благоприятным периодом развития ценностных ориентаций является этап вузовского обучения. Именно в этот период происходит активное принятие и освоение профессионально значимых ценностей. Таким образом, проблема изучения и разработки целенаправленной программы развития ценностных ориентаций будущих педагогов является одной из актуальных проблем современного высшего образования.
Изложение основного материала статьи. Проблема изучения ценностных ориентаций личности вызывает интерес у многих отечественных ученых. В настоящее время наработаны продуктивные идеи, раскрывающие общенаучное понимание ценностных ориентаций, их проявлений в педагогической деятельности.
Понятие «ценностные ориентации» трактуется неоднозначно и в психологических исследованиях рассматривается как: «отношение личности к жизненным ценностям» (В. Н. Мясищев), «установка личности на жизненные ценности» (Д. Н. Узнадзе), «направленность личности на определенные ценности» (Б. Г. Ананьев), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «регулирующий фактор индивидуальной жизнедеятельности» (В. А. Ядов), «направленность сознания и деятельности человека, проявляющаясяв общественно значимых делах и поступках» (С. Л. Рубинштейн).
В «Психологическом словаре» понятие «ценностные ориентации» определяется как «способ разделения человеком объектов по мере их значимости, формирующиеся при освоении социального опыта, и обнаруживающиеся в целях, идеалах, убеждениях, действиях, интересах, поступках и других проявлениях личности» [8, с. 489].
Как показывает анализ, большой исследовательский интерес представляет проблема развития ценностных ориентаций личности на этапе вузовского обучения. В современных психологических исследованиях значительное внимание уделено развитию и формированию ценностных ориентаций у студентов педагогического вуза (Е. С. Красилова, 2011 [4]; В. А. Цуканов, 2012 [11]; М. Б. Батюта, О. А. Катушенко, С. А. Фалина, 2012 [3];Л. А. Ларионова, 2016 [6] и др.), формированию профессиональных ценностей в образовательной среде (С. В. Панина, Н. Г. Готовцева, С. Ю. Залуцкая, 2016[7]; Е. Е. Афонина, Т. И. Шукшина, В. В. Акамов, 2017 [1] и др.), развитию карьерных ориентаций студентов в процессе профессиональной подготовки (Т. Н. Харланова, 2015 [9]) и др.
Для уточнения смысла, вкладываемого в исследуемые явления, в нашей работе сформулированы рабочие определения.
Под ценностными ориентациями педагога мы понимаем «направленность личности на создание,
Исследование по теме «Современные технологии развития профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов на этапе высшего образования» выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева)