Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ВЫЗОВЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ВЫЗОВЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / философская антропология / картина мира / аксиология образования / этика / студенчество / молодежь / высшая школа / современный университет / values / philosophical anthropology / world view / axiology of education / ethics / students / youth / high school / contemporary university

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кашпирева Татьяна Борисовна

Целью статьи является изучение ценностных ориентаций российских студентов как основы для формирования «картины мира» развивающейся личности в деятельности современного университета. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении понятия «ценность» через призму комплексного философско-антропологического подхода, а также в применении психодиагностической методики для анализа результатов опроса с точки зрения экзистенциальной парадигмы современного студенчества как особой социальной категории. В результате исследования был проведен анализ ценностных ориентаций студентов Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого (в двух моноэтнических группах: граждане России и граждане Туркменистана), затем представлена авторская интерпретация результатов опроса в сопоставительном аспекте, а также приведен перечень возможных форм и способов организации учебно-воспитательной среды вуза с целью формирования «картины мира», отвечающей нормативным идеалам современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF RUSSIAN STUDENTS: CHALLENGES FOR A CONTEMPORARY UNIVERSITY

The purpose of the article is to study the value orientations of Russian students as the basis for the "world view" formation of a developing personality in university activities. The novelty of the research consists in considering the concept of "value" through the prism of a comprehensive philosophical and anthropological approach, as well as in applying a psychodiagnostic methodology to analyze the survey results from the point of view of the existential paradigm of modern students as a special social category. As a result of the research, an analysis of the value orientations of students of the Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (in two mono-ethnic groups: citizens of Russia and citizens of Turkmenistan) was carried out, then the author's interpretation of the survey results in a comparative aspect was presented, as well as a list of possible forms and methods of organizing educational environment of the university in order to form the "world view" that meets the normative standards of modern Russian society.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ВЫЗОВЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Т. Б. Кашпирева

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ВЫЗОВЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Целью статьи является изучение ценностных ориентаций российских студентов как основы для формирования «картины мира» развивающейся личности в деятельности современного университета. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении понятия «ценность» через призму комплексного философско-антропологического подхода, а также в применении психодиагностической методики для анализа результатов опроса с точки зрения экзистенциальной парадигмы современного студенчества как особой социальной категории. В результате исследования был проведен анализ ценностных ориентаций студентов Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого (в двух моноэтнических группах: граждане России и граждане Туркменистана), затем представлена авторская интерпретация результатов опроса в сопоставительном аспекте, а также приведен перечень возможных форм и способов организации учебно-воспитательной среды вуза с целью формирования «картины мира», отвечающей нормативным идеалам современного российского общества.

Ключевые слова: ценности, философская антропология, картина мира, аксиология образования, этика, студенчество, молодежь, высшая школа, современный университет.

Т. B. Kashpireva

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

VALUE ORIENTATIONS OF RUSSIAN STUDENTS: CHALLENGES FOR A CONTEMPORARY UNIVERSITY

The purpose of the article is to study the value orientations of Russian students as the basis for the "world view" formation of a developing personality in university activities. The novelty of the research consists in considering the concept of "value" through the prism of a comprehensive philosophical and anthropological approach, as well as in applying a psychodiagnostic methodology to analyze the survey results from the point of view of the existential paradigm of modern students as a special social category. As a result of the research, an analysis of the value orientations of students of the Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (in two mono-ethnic groups: citizens of Russia and citizens of Turkmenistan) was carried out, then the author's interpretation of the survey results in a comparative aspect was presented, as well as a list of possible forms and methods of organizing educational environment of the university in order to form the "world view" that meets the normative standards of modern Russian society.

Keywords: values, philosophical anthropology, world view, axiology of education, ethics, students, youth, high school, contemporary university.

DOI 10.22405/2304-4772-2023-1 -1 -61 -71

Актуальность исследования. Студенчество как особая социальная категория, в соответствии с возрастной классификацией относящаяся к

молодежи, во все времена представляет собой ключевой фактор и стратегический ресурс развития общества и образования. Как справедливо отмечает в своей статье Селиванова З. К., исследование «картины мира» молодого поколения позволяет делать определенные предположения о потенциале развития страны, поскольку молодежь представляет собой «кадровый резерв» национальной элиты, и «через 10-15 лет именно эти молодые люди будут ключевыми носителями культуры своего народа и страны» [6, с. 110]. Являясь тем рычагом и стимулирующим звеном, которому предстоит строить общество будущего, молодое поколение должно стать достойным продолжателем развития человечества в XXI веке. Для успешного формирования поколения будущего необходимы исследования актуальной ситуации ценностных ориентаций и установок современной молодежи. Важно понимать, что лежит в основе нормативных идеалов и поведенческой мотивации современных студентов, чтобы эффективно выстраивать работу в современном университете. Так как именно высшие учебные заведения на данном этапе взросления обладают целым арсеналом возможностей для корректировки и регулирования ценностных и мотивационных установок молодежи.

Целью статьи является исследование ценностных ориентаций российских студентов, в том числе в сопоставительном аспекте в корреляции «граждане России - граждане Туркменистана», для выявления реперных точек при построении работы современного университета на различных уровнях.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

• рассмотреть понятие «ценность» в системе антропологических наук;

• изучить ценностные ориентации российского студенчества на основе опросника Ш. Шварца;

• дать авторскую интерпретацию полученных в ходе исследования результатов;

• определить проблемы, стоящие на современном этапе перед профессорско-преподавательским составом и перед администрацией университета в аспекте аксиологического подхода к образованию;

• предложить возможные пути решения выделенных проблем.

Теоретической основой исследования выступили современные подходы антропологических наук к пониманию ценностных ориентаций как условия экзистенциального и профессионального самоопределения студенческой молодежи. В соответствии с философско-педагогическими подходами в акмеологии как науке сформирована теория личности, рассматривающая ее как субъекта жизненного пути. В соответствии с данной теорией, личность вырабатывает определенную устойчивую жизненную позицию и затем реализовывает жизненные перспективы согласно той «картине мира», которая была заложена в нее в период становления и взросления.

В статье «Жизненные перспективы, ценности и цели молодежи Сибири (по данным исследования в Сибирском федеральном округе)» коллектив авторов также подчеркивает, что «именно ценности образуют стержень личности, определяют траекторию жизненного пути, жизненной перспективы. На базе ценностных ориентаций формируется смысл жизни и мотивация личности» [7, с. 414].

Подобное мнение также выражает Фоменко В. Г., отмечая, что «с позиций духовных, общечеловеческих и национальных ценностей, личность выражает к «миру вещей и людей» совершенно определенное отношение, «заданное» ценностными ориентациями индивида, культурой его жизненного самоопределения» [8, с. 37].

В антропологических науках понятие «ценность» имеет разнообразные трактовки. Так, например, Ершов В. Л., рассматривая философские основы аксиологического подхода, утверждает, что «философская трактовка категории «ценность» появилась вместе с возникновением философии» [2, с. 108]. Хотя терминологически оформление понятия в философской науке произошло только в XIX веке, в том числе благодаря развитию антропологических знаний. В этике и эстетике вопрос ценностей конкретизируется в отношении к таким понятиям, как добро и красота. С точки зрения педагогики данный концепт можно рассматривать как психо-педагогическое образование, в основе которого лежит отношение личности воспитуемого как к самому себе, так и к окружающему его миру, воспитывающей среде. В психолого-педагогических науках через призму ценностей индивидуум оценивает себя, свои акты, окружающий его социум, поэтому с понятием ценностей также тесно связаны понятия рефлексии и мотивации.

В рамках данного исследования мы будем рассматривать понятие «ценность» в широкой трактовке, в которой его описывает Новейший энциклопедический словарь: «Ценность, термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности» [5, с. 1343].

Анализ сущности ценностей позволяет определить их место не только в экзистенциальной парадигме, в культуре, в социуме, но и в современной системе высшего образования. Идейными основами современной высшей школы явились принципы, формировавшиеся на протяжении предыдущих исторических периодов и отражающие идеи культуросообразности (учет общечеловеческих ценностей наряду с учетом ценностей национальной культуры и региональных традиций), природосообразности (научное понимание взаимосвязи природных и социальных процессов) и антропоцентризма (признание человека высшей ценностью, рассмотрение развивающейся личности как субъекта собственного развития).

По мнению Яковлевой И. В., «современная философия воспитания формирует цели воспитания, ставит вопрос о взаимосвязи ценностей воспитания и культуры», задавая новый образ человека, адекватный вызовам современного тысячелетия [9, с. 45]. Принимая во внимание тот факт, что в

студенческие годы молодые люди еще не окончили процесс своего личностного формирования, высшая школа и система образования призвана помочь им в этом, направить и сформировать определенный уровень зрелости, который складывается из некоторого количества элементов: 1) интеллектуальной зрелости (познавательный интерес, умение найти конструктивное решение проблемы, рефлексивность мышления и т. п.); 2) эмоциональной зрелости (эмпатия, отзывчивость, адекватный эмоциональный отклик, умение управлять эмоциональными реакциями и побуждениями); 3) социальной зрелости (проявляется в патриотичном сознании и просоциальной гражданской позиции, а также стремлении к личностному росту [9, с. 55].

Роль системы образования проявляется при формировании каждого из названных элементов: учебная деятельность непосредственно формирует интеллектуальную зрелость, воспитательная деятельность особую роль играет при формировании эмоционального и социального видов зрелости, превращая ценности в реальные мотивы деятельности.

В ходе данного исследования была поставлена цель изучить ценности современного российского студенчества с целью выявления основных ориентиров для построения учебно-воспитательной работы в современном университете.

Исследование ценностных ориентаций студенчества проводилось на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого (ТГПУ им. Л. Н. Толстого) в 2021-22 учебном году. В опросе приняли участие 88 студентов: 43 - граждане России и 45 - граждане Туркменистана. С целью корреляции результатов на основе такого критерия как «картина мира» и «экзистенциальная парадигма» было принято решение сделать выборки моноэтничными.

В качестве методологической основы исследования выступил ценностный опросник Шалома Шварца, разработанный им на основе теста «Ценностные ориентации» Милтона Рокича в 1992 году для изучения динамики изменения ценностей как в группах (культурах) в связи с изменениями в обществе, так и для личности в связи с ее жизненными проблемами.

По итогам обработки заполненных студентами бланков для каждой группы испытуемых был подсчитан средний балл по всем 10 категориям ценностей: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиция, конформность и безопасность. Затем было произведено ранжирование в соответствии с получившимися баллами: на первую позицию были помещены ценности, балл по которым максимален, далее ранжирование осуществлялось по убыванию значимости ценностей для каждой группы студентов. В соответствии с концепцией автора методики ценностные ориентации под номерами 1-3 рассматриваются как обладающие высокой значимостью для личности, а ранги 7-10, напротив, представляют низкую значимость для испытуемых. Таким образом, было получено четыре ранжированных списка, по два на каждом из двух изучаемых уровней: уровне нормативных идеалов (далее по тексту - УНИ) и уровне индивидуальных приоритетов (далее по тексту - УИП).

Результаты ранжирования ценностей иностранных и российских граждан отдельно на каждом из двух уровней представлены в таблице 1 (таблица составлена автором на основе результатов исследования).

Таблица 1

Ценностные ориентации обучающихся в порядке убывания их значимости

Уровень нормативных Идеалов Уровень индивидуальных Приоритетов

Иностранные Граждане РФ Иностранные Граждане РФ

граждане граждане

1 Безопасность Самостоятельность Безопасность Гедонизм

2 Конформность Доброта Самостоятельность Самостоятельность

3 Достижения Гедонизм Доброта Универсализм

4 Универсализм Безопасность Стимуляция Доброта

5 Самостоятельность Универсализм Конформность Достижения

6 Традиции Достижения Универсализм Стимуляция

7 Гедонизм Конформность Достижения Конформность

8 Доброта Стимуляция Традиции Безопасность

9 Стимуляция Традиции Гедонизм Власть

10 Власть Власть Власть Традиции

Следует отметить, что данные на двух названных выше уровнях практически никогда не совпадают в связи с тем, что ценностные ориентации человека на УНИ не всегда могут реализоваться в поведении, например, вследствие ограничения возможностей личности, оказываемого на нее общественного давления, необходимости соблюдения определенных традиций и морально-этических установок, потребности следования установленным просоциальным образцам поведения. По мнению Ш. Шварца, УНИ более стабилен, он отражает те представления, которые уже сформировались в процессе социализации, аккультурации, учебно-воспитательного воздействия на личность. Эти ценности определяют ее жизненные принципы поведения, морально-этические установки, аксиологические принципы «картины мира» человека. На втором уровне - УИП - чаще проявляются ценностные установки, актуальные на текущий момент, на которые активно влияет внешняя окружающая среда (например, групповое давление), этот уровень ценностей соотносится с конкретными поступками человека [4, с. 34].

Полученные в ходе исследования данные позволяют констатировать, что на верхних позициях в ранжировании ценностных ориентаций личности (позиции 1-3) в группе иностранных граждан наблюдается совпадение одной ценности - «безопасность» на обоих уровнях, при этом российские граждане ставят данную ценность значительно ниже, на средний ранг на УНИ (позиция 4) и на низший ранг (позиция 8) на УИП. Граждане РФ выдвигают на более

значимые позиции в верхней части списка такие ценности, как «самостоятельность» и «гедонизм». При этом следует отметить, что ценность «самостоятельность» для студентов из Туркменистана не имеет большого удельного веса на УНИ, находясь в середине ранжированного списка (позиция 5), однако, уже на УИП отмечается приоритет данной ценности, что подтверждается ее позиционированием на высшем ранге (позиция 2). Ценность гедонизма для иностранных студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого занимает 7 и 9 позиции в иерархии ценностей, что свидетельствует о ее низком приоритете на обоих уровнях.

Приведем интерпретацию данных исследования и постараемся дать авторский анализ выявленной ситуации.

Аксиологическая составляющая безопасности, по мнению Ш. Шварца, заключается в ощущении безопасности для себя и своих близких, в гармонии и стабильности общества вообще и каждого его члена в частности. То есть индивид, по сути, не различает данное понятие на групповом и индивидуальном уровне, а рассматривает ее как единый концепт. На наш взгляд, первостепенная значимость данной ценности для граждан Туркменистана, находящихся на территории России с целью обучения, обусловлена оторванностью от «родного» социума, нахождением на территории другой страны вдалеке от родителей, семьи и близких, а также репрезентациями, зачастую ошибочными, о негативном, нетолерантном отношении к иностранцам в России. Проявляющееся беспокойство за собственную жизнь и здоровье, за благополучие близких, отсутствие поддержки взрослых родственников и привычного социального окружения находят свое выражение в увеличении значимости безопасности как ценности личности.

Кроме того, не следует забывать, что исследование проводилось в период пандемии коронавирусной инфекции, что усилило, по нашему мнению, общую тревожность и обеспокоенность. Период изоляции и информационного «голода» в вопросе жизнеобеспечения нередко приводил к фрустрациям и депрессивным настроениям в студенческой среде. Были нарушены не только механизмы коммуникации, социально-культурной адаптации, но и экономические связи между странами.

Совершенно иная картина наблюдается в группе испытуемых, в состав которой входили граждане России. Студенты намного меньше обеспокоены вопросами собственной и общественной безопасности по ряду причин: они находятся на своей родине и в кругу семьи, имеют возможность получать своевременную и соответствующую поддержку, они более информированы, являясь резидентами и полноправными членами российского общества, они менее обеспокоены вопросами, связанными со здоровьем, так как имеют полис обязательного медицинского страхования и, соответственно, доступ к медицинским услугам.

Учитывая значимость ценности «безопасность» в среде иностранных студентов, современный университет должен учитывать данный факт при построении и совершенствовании системы обеспечения жизнедеятельности

учебного заведения на разных уровнях. В частности, в рамках комплексной безопасности, особое внимание необходимо уделять следующим видам деятельности: охрана объектов инфраструктуры (в том числе, охрана территории, контролируемый проход в общежития); разъяснительная работа в области прав и обязанностей иностранных граждан, находящихся на территории России (в том числе, на родных языках иностранных студентов); антитеррористическая защищенность.

При реализации воспитательной работы в университете следует обеспечить и постоянно совершенствовать социально-культурную адаптацию иностранных граждан, более активно внедрять и стимулировать деятельность кураторов студенческих групп, организовывать психологическую поддержку. А в ходе учебной и научно-исследовательской работы студентов предусмотреть формирование ценностей толерантного отношения к представителям различных культур, рас и религий.

Интересно дать интерпретацию позиционирования в ранжировании такой ценности, как «самостоятельность». Как утверждает Ш. Шварц, определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности. Самостоятельность как ценность производна от организменной потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости [4, с. 29].

Самостоятельность как ценность имеет принципиальное значение для выборки, в состав которой вошли граждане России. Однако, наряду с самостоятельностью на верхних позициях фигурирует такая ценность, как «гедонизм», проявляющийся в желании получать удовольствие от жизни, наслаждаться текущим моментом, зачастую не думая о будущем. Иными словами, студенты из числа граждан РФ, стремятся скорее получить свободу, но тратить ее на удовольствие и развлечения. К сожалению, подобная расстановка приоритетов в среде российского студенчества вселяет некоторую обеспокоенность, так как «картина мира», в которой самым ценным становится «погоня за удовольствиями» и удовлетворение потребностей в роскошной жизни, не дает оснований полагать, что молодое поколение стремится к профессиональным и личным успехам, к становлению своей личности как полноценного члена общества, к проявлению компетентности в соответствии с гуманистическими, социальными и культурными стандартами. Данное заключение автора подтверждается позиционированием ценности «достижение» на 6 и 5 позициях в ранжировании ценностей. Проявление социально- и этически-ориентированной компетентности в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение. Однако зафиксированная тенденция позволяет сделать вывод о том, что мнение испытуемых отражает общие ценностные приоритеты современного российского общества: «легкие заработки» блогеров, красивая жизнь, постоянно тиражируемая в социальных сетях, и тому подобные образцы поведения и социальных стандартов приводят к подмене ценностей и формированию «новой» этики.

Следует подчеркнуть, что расстановка приоритетов в среде иностранных обучающихся отличается значительным образом. Ценность «гедонизм» занимает 7 и 9 позиции на УНИ и УИП соответственно. Объяснить данный факт можно, по нашему мнению, целым рядом обстоятельств.

Во-первых, возможность обучения в России расценивается многими иностранными гражданами как необходимый жизненный старт, как потенциальная возможность преуспеть в жизни и построить карьеру в дальнейшем, поэтому иностранные студенты зачастую стараются хорошо учиться и нацелены на профессиональный успех, что подтверждается рангом ценности «достижения» на 3 позиции на УНИ, то есть на уровне тех ожиданий, которые связывают их с социально-ориентированным восприятием действительности. Однако, оторвавшись от корней и испытав первые сложности в процессе обучения на иностранном языке в «чужой» системе образования, молодые люди начинают проявлять меньшую заинтересованность в успехе, поэтому ценность «достижения» на УИП опускается в ранжировании на 7 позицию.

Во-вторых, большинство иностранных студентов испытывают финансовые трудности и живут довольно скромно, рационально планируя средства на удовлетворение насущных потребностей, а не на развлечения, которые часто им не доступны в силу высокой стоимости.

В-третьих, в силу религиозных, морально-этических, традиционных и культурных установок иностранные студенты из Туркменистана обычно ведут более замкнутый образ жизни по сравнению со студентами-гражданами РФ, а влияние информационных технологий и Интернета на молодое поколение является менее значительным. Туркменистан - довольно закрытая страна, на территории которой заблокированы такие сайты и сервисы, как Google, YouTube, Facebook, Twitter, ВКонтакте, недоступны мессенджеры WhatsApp и Viber. Поэтому активно пользоваться Интернетом студенты начинают обычно только на территории России.

Возвращаясь к ценности «самостоятельность» и ее значимости для иностранных студентов, подчеркнем, что на УНИ респонденты разместили ее на 5 позицию, а на УИП - на позицию 2. Данный факт несложно объяснить. С одной стороны, приехав в Россию, иностранные студенты сначала проходят период социальной адаптации, но вынуждены уже с самых первых дней, тем не менее, активно включаться в жизнь нового для них социума, взаимодействовать в университетской среде с другими студентами, преподавателями и представителями администрации университета, они лишены при этом поддержки родителей и могут опираться только на самих себя. Поэтому закономерно, что на УИП, то есть в конкретных поступках и ситуациях, значимость данной ценности значительно повышается. С другой стороны, традиционные представления туркменской культуры, построенные на патриархальных взаимоотношениях, не формируют у молодого поколения стремлений к самостоятельности как одной из ценностей верхнего уровня, в студенческом возрасте и до возвращения на Родину молодые люди не задумываются о создании семьи и профессиональной самореализации.

Интересно сравнить результаты данного опроса с результатами опроса, реализованного в рамках гранта РФФИ в 2017-2018 гг. [1]. Перечень ценностей авторской методики не совпадает с ценностями, выделяемыми Ш. Шварцем, однако, можно обнаружить значительные совпадения. Так, например, сохраняется отнесение респондентами к приоритетным ценностям таких понятий, как «семья», «здоровье» (ценность «безопасность» в методике Ш. Шварца), «саморазвитие» (= самостоятельность и достижение), «дружба», любовь» (= доброта). Данное сравнение свидетельствует о том, что ценности молодежи не меняются молниеносно, оставаясь, по сути, неизменными в «картине мира» нации.

Какие вызовы перед современным университетом ставят ранги названных выше ценностей? Звягинцева Е. П. отмечает, что «вузы не только способны, но и реально могут повлиять на процесс становления зрелой личности с четкими морально-этическими нормами, с ценностными ориентирами, как в плане духовного саморазвития, так и в сфере профессионального становления» [3, с. 430].

Перед высшей школой сегодня стоит задача создания условия для успешной реализации комплекса ценностных ориентаций студентов. На наш взгляд, в значительной степени при выстраивании работы в вузе необходимо опираться на ценность «самостоятельность», организуя определенным образом взаимодействие в ходе учебно-воспитательного процесса, планируя воспитательную работу и развивая молодежную политику. В работе со студентами из числа российских граждан следует учитывать их приверженность гедонизму, но только в положительном аспекте, например, предлагая им такие формы работы, которые бы имитировали деятельность блогеров, стимулировали активность в социальных сетях, формировали командный дух через развлекательные мероприятия просветительского характера, иными словами, выполняли воспитательно-образовательную функцию через привычным им формы социальных активностей. С иностранными гражданами, напротив, подобный подход будет малоэффективен, так как студентам будет не хватать навыков работы и взаимодействия в социальных сетях и Интернете. Для них более предпочтительными станут индивидуальные задания, основывающиеся на имитационных операциях и действиях по образцу, а креативные форматы взаимодействия рекомендуется подключать после полного процесса адаптации к российскому социуму и культурной ассимиляции в образовательном пространстве университета.

Выводы. Исследование ценностных ориентаций российского студенчества, проведенное на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, позволило выявить спектр ценностей, формирующих систему нормативных установок и индивидуальных приоритетов в молодежной среде. Учитывая, что нравственно-этическая ориентация и мотивация студенчества подвижна и в этом возрасте может подвергаться как негативному, так и позитивному влиянию, современный университет должен выстраивать работу в различных сферах жизнедеятельности человека таким образом, чтобы нивелировать влияние

отрицательных мотиваций и способствовать формированию просоциальных установок. В исследовании приводится перечень возможных путей организации учебно-воспитательной среды вуза с целью формирования «картины мира», отвечающей нормативным идеалам современного российского общества.

Литература

1. Андреев А. Л., Лащук И. В. Студенческая молодежь России и Белоруссии: картины мира, ценностные установки, стратегии самореализации. Ч. 1 // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7, № 1 (25). С. 72-82.

2. Ершов В. Л. Философские основы аксиологического подхода в образовании // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2011. Т. 8,№3. С. 107-111.

3. Звягинцева Е. П. Аксиология и становление личности в процессе иноязычного профессионально ориентированного обучения студентов вуза // Аксиология иноязычного образования : сб. науч. тр. участников V Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 22 июня 2016 г. М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2016. С. 427-433.

4. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.

5. Новейший энциклопедический словарь. М.: АСТ, 2014. 1424 с.

6. Селиванова З. К. Сравнительный социологический анализ культурного профиля студенческих субкультур России и Белоруссии // Вестник Московского энергетического института. 2020. № 1. С. 109-117.

7. Жизненные перспективы, ценности и цели молодежи Сибири (по данным исследования в Сибирском федеральном округе) / Н. Д. Скосырева [и др.] // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14, № 2-2. С. 411-428.

8. Фоменко В. Г. Проблемы формирования гуманистических ценностей студенческой молодежи в контексте культурно-исторических преобразований // Грани познания. 2019. № 5 (64). С. 37-40.

9. Яковлева И. В. Патриотизм, гражданственность, достоинство как аксиологические основы института образования // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 41-57.

References

1. Andreev A. L., Lashchuk I. V. Studencheskaya molodezh Rossii i Belorussii: kartiny mira, tsennostnyye ustanovki, strategii samorealizatsii [Russian and Belorusian students: world views, system of values, self-actualization strategies], part 1. Sotsiologicheskaya nauka i sotsialnaya praktika, 2019. Vol. 7. No. 1 (25). Pp. 72-82. [In Russian]

2. Yershov V. L. Filosofskiye osnovy aksiologicheskogo podkhoda v obrazovanii [Philosophy of the axiological approach in education]. Vestnik of NorthEastern Federal University, 2011. Vol. 8. No. 3. Pp. 107-111. [In Russian]

3. Zvyagintseva E. P. Aksiologiya i stanovleniye lichnosti v protsesse inoyazychnogo professionalno oriyentirovannogo obucheniya studentov vuza [Axiology and identity formation in the process of foreign-language vocationally-oriented education of university students]. Aksiologiya inoyazychnogo obrazovaniya, 2016, Moscow, FGAOU DPO APK i PPRO Publ, Pp. 427-433. [In Russian]

4. Karandashev V. N. Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostey lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoye rukovodstvo [The Schwartz Methodology for the Study of Personal Values: Concept and Methodological Guide]. Rech Publ, Saint Petersburg, 2004. 70 p. [In Russian]

5. Noveyshiy entsiklopedicheskiy slovar [The Newest Encyclopaedic Dictionary]. Moscow, AST Publ, 2014. 1424 p. [In Russian]

6. Selivanova Z. K. Sravnitelnyy sotsiologicheskiy analiz kulturnogo profilya studencheskikh subkultur Rossii i Belorussii [Comparative sociological analysis of cultural and political preferences of students of Russian and Belarus]. Vestnik MEI, 2020. No. 1. Pp. 109-117. [In Russian]

7. Skosyreva N. D. Zhiznennyye perspektivy, tsennosti i tseli molodezhi Sibiri (po dannym issledovaniya v Sibirskom federalnom okruge) [Life prospects, values, and goals of Siberian youth (according to research in the Siberian Federal District)]. Ideas and ideals, 2022, Vol. 14, No. 2-2. Pp. 411-428. [In Russian]

8. Fomenko V. G. Problemy formirovaniya gumanisticheskikh tsennostey studencheskoy molodezhi v kontekste kulturno-istoricheskikh preobra-zovaniy [Problems of shaping the humanistic values of student youth in the context of cultural and historical change].Grani poznaniya, 2019. No. 5 (64), Pp. 37-40. [In Russian]

9. Yakovleva I. V. Patriotizm, grazhdanstvennost, dostoinstvo kak aksiologicheskiye osnovy instituta obrazovaniya [Patriotism, civic consciousness and dignity as axiological bases of the institute of education]. Philosophy of Education, 2019. Vol. 19, No. 1. Pp. 41-57. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 18.02.2023 Статья допущена к публикации 15.04.2023

The article was received by the editorial staff18.02.2023 The article is approved for publication 15.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.