2. Бережнова, Л.Н. Стратегии междисциплинарности в военном вузе как условие самообразования курсантов / Л.Н. Бережнова, М.М. Гупалов, В.Ю. Новожилов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - Т. 4. - № 56. - С. 173-178.
3. Межуев, А.В. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза укурсантов младших курсов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Межуев Александр Владимирович. - Астрахань, 2008. - 22 с.
4. Образование человека в поликультурном обществе: междисциплинарное исследование : монография / под общ. ред. проф. Л.Н. Бережновой ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 451 с.
REFERENCES
1. Berezhnova, L.N. (2003), Multiethnic educational environment: monograph, publishing house of Herzen University, St. Petersburg.
2. Berezhnova, L.N., Gupalov M.M., Novozhilov, V.Yu. (2012), "Strategy of interdisciplinary in military higher education institution as a condition of self-education of cadets", Bulletin of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, Vol. 4, No. 56, pp. 173-178.
3. Mezhuyev, A.V. (2008), Formation of readiness for activity to the in education circle of the military of higher education institution of cadets of younger courses, dissertation, Astrakhan.
4. Ed. Berezhnova L.N. (2008), Education of the person in polycultural society: interdisciplinary research: monograph, publishing house of Herzen University, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.10.2014.
УДК 159.922
ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
Антонина Николаевна Бражникова, кандидат психологических наук, доцент,
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (БГУ им. И.Г. Петровского)
Аннотация
В результате теоретико-эмпирического исследования показано, что как высшая инстанция психологической организации жизни и деятельности человека обладает сложным и многогранным содержанием, а учебная мотивация студентов как обязательный компонент учебно-профессиональной деятельности, несет в себе определенное нравственное содержание. Установлена факторная структура взаимосвязи нравственности и учебной мотивации студентов, доминирующим фактором которой выступает «нравственность».
Ключевые слова: нравственность, нравственно-психологические отношения личности, ценности, учебная мотивация, студенты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p185-191
CORRELATION OF MORAL AND EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS
Antonina Nikolaevna Brazhnikova, the candidate of psychological science, senior lecturer,
Bryansk State University
Annotation
As a result of the theoretical and empirical research it has been shown that as the highest instance of the psychological organization of life and human activity has complex and multi-faceted content and learning motivation of the students as a compulsory component of teaching and professional activity carries certain moral content. The factor structure of correlation of morality and learning motivation of the students has been established, the dominant factor of it is "morality".
Keywords: morality, moral and psychological relationship of personality, values, learning motivation, students.
Нравственный кризис современного общества, сопровождающийся глобальными социально-экономическими, политическими потрясениями, следствием которых является
разгул преступности, войны, зачастую жестокие и бессмысленные, распространение алкоголизма, рост наркомании не может не вызывать беспокойства. Поэтому в последние годы значительно активизировалось исследование нравственности во всех науках о человеке, включая психологию. Обращение к нравственной проблематике, наблюдается в различных отраслях современной психологической науки. Многочисленные исследования позволяют говорить о сложности и многогранности данной проблемы.
Наибольшее влияние нравственный кризис, переживаемый обществом, оказал на нравственный уровень молодежи, основной частью которой является студенчество. Студенчество как социально-демографическая группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, политического развития, особенностями социализации и нравственного состояния общества, имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из ее объективной сущности. В силу своих особенностей молодые люди наиболее восприимчивы к происходящим вокруг изменениям, и зачастую становятся орудием манипуляции. И неслучайно модернизация современного профессионального образования, «в рамках которой должна осуществляться интеграция образования, науки и экономики, предусматривает повышение требований к уровню интеллектуального и нравственного развития человека с высшим образованием» [1, с. 11]. Профессиональное образование оказывает огромное влияние на психику молодого человека, становление его личности. За время обучения в учебном заведении при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует социально-профессиональную направленность личности. В этот период наиболее активно развиваются нравственные качества и чувства человека, формируется система ценностных ори-ентаций и т.д. Очевидно, что профессиональное становление невозможно искусственно оторвать от нравственного, не нанося вреда психологической организации личности студента.
Нравственность как явление объективной и субъективной реальности, как особое проявление индивидуальной психики, в пространстве социальных отношений, оказывающее существенное влияние на сознание, чувства, жизнь, деятельность, систему отношений, мотивационную сферу, поведение человека, как высшая инстанция психологической организации жизни и деятельности человека обладает сложным и многогранным содержанием. Мы отдаем себе отчет в том, что нравственность личности, в полном объеме исследовать невозможно. Как один из вариантов исследования данного психологического феномена, нами разработана модель психологического исследования нравственности, представленная системой нравственно-психологических отношений личности включающая в себя такие компоненты как: отношение к себе, другим людям, обществу, религии, а также нравственных ценностей как стержневых, интегрирующих все составляющие компонентов [4]. В данной статье мы остановимся на исследовании взаимосвязи нравственности и учебной мотивации студентов.
Под мотивацией в психологии понимается совокупность факторов, организующих и направляющих поведение человека. Этот процесс детерминации поведения, деятельности, которые могут быть обусловлены внутренними и внешними раздражителями. Моти-вационные процессы относятся к регулятивным компонентам психического функционирования, которые придают ему внутреннюю субъективную окраску. Эти процессы связаны с формированием и реализацией мотивов (устремления, действий по реализации потребностей или оказания внутреннего побуждения к активности) и обладают побудительными функциями [2, с. 234]. Мотивация представляет систему, совокупность мотивов, связанных с какой-либо конкретной деятельностью, в нашем случае учебно-профессиональной, ориентированной на получение конкретной профессии. Как обяза-
тельный компонент учебно-профессиональной деятельности учебная мотивация является решающим психологическим фактором эффективности учебно-профессиональной деятельности и овладения студентами высотами профессионализма, а так же формирования себя как достойной, высокоразвитой личности. В этой связи становится очевидным, необходимость исследования взаимосвязи нравственности и учебной мотивации студентов. Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что учебная мотивация как первый и обязательный компонент учебно-профессиональной деятельности, несет в себе определенное нравственное содержание.
МЕТОДИКИ И ИХ ОПИСАНИЕ
В качестве психодиагностического инструментария были использованы: авторская методика исследования нравственно-психологических отношений личности [6], методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца [9] и методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реана, В. А. Якунина, модифицированная Н.Ц. Бадмаевой) [2].
Методика «НПОЛ» предназначена для исследования нравственно-психологических отношений личности как единой системы отношений к себе, другим людям, религии, обществу. Показатели теста обладают конструктной (construct), содержательной валидностью (репрезентативностью). Надежность теста характеризуется как внутренней согласованность пунктов, входящих в одни и те же шкалы, так и с помощью ретестирования с интервалом в три месяца. Основные психометрические характеристики методики удовлетворяют требования, предъявленные к психологическим тестам.
Опросник Ш. Шварца, направлен на изучение ценностей личности. Ш. Шварц выделил десять мотивационно отличающихся типов ценностей: власть; достижение; гедонизм; стимуляция; самостоятельность; универсализм; доброта; традиция; конформность; безопасность [9].
Не ставя своей целью вступать в дискуссию по классификации нравственных ценностей, ибо, как справедливо заметил М. С. Каган, вряд ли нужно доказывать, что ни одна из систем ценностей не является абсолютной даже в одной исторической общности [8, с. 32], среди базовых ценностей, выделенных Шварцем соответственно их центральной функции, мы условно называем нравственными следующие такие типы ценностей как универсализм, доброта, безопасность, конформность [7, с. 87].
Методика Шварца дает количественное выражение значимости каждого из десяти мотивационных типов ценностей двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.
Первый уровень более стабилен и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные принципы поведения. Второй уровень более зависим от внешней среды, например, от группового давления и соотносится с конкретными поступками человека.
Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реана, В. А. Якунина, модифицированная Н. Ц. Бадмаевой). Авторы методики исследования выделили семь шкал, характеризующих мотивы учения: коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные, мотивы творческой самореализации, избегания неудач, престижа, которые характеризуют структуру учебной мотивации студентов [2].
Участниками исследования явились 189 студентов вузов, 191 колледжей и 188 профессиональных лицеев г. Брянска. Объем выборки составил 568 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Данные методики исследования нравственно-психологических отношений личности свидетельствуют о нестабильности, противоречивости и ситуативной изменчивости системы нравственно-психологических отношений личности студента. А именно: по
шкале 1 - отношение к себе и шкале 4 - отношение к обществу преобладает высокий уровень, а по шкале 2 - отношение к другому и по шкале 3 - отношение к религии - ситуативный уровень отношений.
Результаты опросника Ш. Шварца показали, что наиболее высокую значимость из 10 типов ценностей ценности у обследуемой выборки студентов, на уровне нормативных идеалов имеет гедонизм. Второй ранг принадлежит безопасности, третий самостоятельности, четвертый достижению, пятый конформности и шестой доброте. Низкую значимость для испытуемых данной выборки имеют стимуляция и власть 7-8 ранги, 9 ранг -универсализм, и 10 - традиции. На уровне индивидуальных приоритетов доминирует самостоятельность - 1 ранг, далее идут достижения и гедонизм. Средний уровень занимают: доброта - 4 ранг, стимуляция - 5 ранг, безопасность - 6 ранг. Низкие показатели у универсализма - 7 ранг, конформности - 8 ранг, власти - 9 ранг. К отвергаемым так же относятся традиции.
При сопоставлении средних значений и дисперсии показателей, полученных с помощью методики диагностики учебной мотивации студентов, установлено, что в обследуемой выборке доминирует профессиональный мотив (М=4,017; Б=0,626), свидетельствующий о стремлении молодых людей овладеть профессиональными знаниями, умениями, навыками. Следует отметить, что данный мотив направлен на приобретение профессиональной компетентности узкого радиуса действия, в рамках конкретной профессии. Другим весьма значимым, по всей выборке испытуемых является коммуникативный мотив (М=3,823; Б=0,580), направленный на реализацию потребностей в общении, новые знакомства с интересными людьми, расширение круга друзей. Несколько ниже по значимости - социальный мотив (М=3,689; Б=0,727) направленный на получение в будущем материальных благ, социальный престиж, служебный рост. Далее идет мотив творческой самореализации (М=3,667; Б=0,869) - узнать новое, заниматься творческой деятельностью. Наименее значимыми у данной выборки испытуемых выступают учебно-познавательный мотив (М=3,593; Б=0,800), и мотив престижа (М=3,576; Б =0,754). Мотив избегания - избежать осуждения и наказания, не оказаться в числе отстающих занимает последние позиции в структуре учебной мотивации студентов исследуемой выборки (М=2,933; Б=0,707).
Для установления взаимосвязи нравственности и учебной мотивации студентов был проведён факторный анализ данных методики нравственно-психологических отношений личности, типов ценностей методики Шварца и учебной мотивации студентов Определена трех факторная структура, описывающая 90,95% общей суммарной дисперсии признаков (таблица 1).
Фактор 1 имеет наибольший вес или наибольшую информированность (52,92%). Фактор представлен, положительным полюсом переменных методики исследования нравственно-психологических отношений личности: отношения к себе, другому, религии и обществу, переменными всех типов ценностей на уровне нормативных идеалов, переменными безопасности, достижения, доброты, на уровне индивидуальных приоритетов, а так же профессиональным мотивом. Мы обозначили его фактором "нравственности".
Фактор 2 (информированность 22,09%). Положительный полюс представлен переменными коммуникативного мотива, престижа, избегания, творческой самореализации, учебно-познавательный. Отрицательный - типами ценностей: стимуляцией на уровне нормативных идеалов, гедонизмом на уровне индивидуальных приоритетов. Этот фактор можно обозначить как биполярный фактор «учебная мотивация - стимуляция, гедонизм».
Фактор 3 представлен умеренной факторной нагрузкой, (информированность 15,93%). Положительный полюс представлен переменными нравственных ценностей: конформностью, универсализмом, безопасностью на уровне индивидуальных приоритетов, а так же переменными учебно-познавательного мотива. Отрицательный полюс фак-
тора: стимуляция, достижения, власть на уровне индивидуальных приоритетов и мотив избегания. Данный фактор можно обозначить через оппозицию «нравственных и прагматических ценностей».
Таблица 1
Факторная структура показателей методики нравственно-психологических отношений личности, типов ценностей методики Шварца и учебной мотивации __студентов_
Шкалы отношений, типы ценностей и учебных мотивов Факторные нагрузки (Factor loadings)
до варимакс-вращения после варимакс-вращения
F1 F2 F3
Отношение к другому 0,454 -0,173 -0,104 0,916 -0,314 -0,098
Отношение к себе 0,441 -0,159 -0,141 0,888 -0,288 -0,133
Отношение к религии 0,424 -0,191 -0,094 0,854 -0,346 -0,089
Отношение к обществу 0,453 -0,171 -0,131 0,913 -0,309 -0,123
Конформность УНИ 0,269 -0,004 0,200 0,726 -0,007 0,297
Конформность УИП 0,024 0,149 0,326 0,066 0,260 0,483
Традиции УНИ 0,315 -0,066 0,098 0,851 -0,116 0,145
Традиции УИП 0,056 0,046 0,248 0,151 0,080 0,368
Доброта УНИ 0,278 0,011 0,063 0,750 0,020 0,094
Доброта УИП 0,155 0,007 0,126 0,419 0,011 0,187
Универсализм УНИ 0,275 -0,034 0,129 0,743 -0,060 0,192
Универсализм УИП 0,125 0,102 0,362 0,337 0,179 0,538
Самостоятельность НИ 0,271 -0,170 0,021 0,734 -0,297 0,032
Самостоятельность ИП 0,088 0,005 -0,188 0,199 0,064 0,153
Стимуляция УНИ 0,246 -0,255 -0,117 0,666 -0,446 -0,173
Стимуляция УИП 0,145 -0,145 -0,281 0,393 -0,254 -0,417
Гедонизм УНИ 0,164 -0,256 -0,114 0,442 -0,447 -0,169
Гедонизм УИП 0,042 -0,131 -0,179 0,165 -0,210 0,204
Достижения УНИ 0,254 -0,020 0,022 0,687 -0,035 0,032
Достижения УИП 0,198 -0,159 -0,285 0,535 -0,277 -0,422
Власть УНИ 0,284 -0,150 -0,043 0,767 -0,263 -0,064
Власть УИП 0,088 -0,078 -0,317 0,237 -0,136 -0,471
Безопасность УНИ 0,262 -0,047 0,118 0,708 -0,082 0,175
Безопасность УИП 0,237 0,027 0,311 0,640 0,047 0,462
Коммуникативный мотив 0,090 0,428 -0,362 0,181 0,774 -0,341
Мотив избегания -0,058 0,308 -0,511 -0,117 0,557 -0,481
Мотив престижа 0,165 0,433 -0,220 0,333 0,784 -0,207
Профессиональный мотив 0,323 0,162 0,366 0,652 0,292 0,344
Мотив творческой самореализации 0,099 0,315 0,095 0,200 0,569 0,090
Учебно-познавательный мотив 0,189 0,368 0,598 0,381 0,666 0,563
Социальный мотив 0,159 0,391 0,045 0,320 0,707 0,043
Общий вес 52,92 22,09 5,93
Примечание: полужирным шрифтом выделены значимые связи.
Результаты факторного анализа говорят о том, что учебная мотивация как первый и обязательный компонент учебно-профессиональной деятельности, несет в себе определенное нравственное содержание. Это подтверждается доминированием фактора «нравственности», в факторной структуре показателей. Следовательно, лишь оптимальное сочетание нравственности и учебной мотивации студентов, способны обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов. К сожалению, значимость нравственных факторов, как в учебной мотивации студентов, так и личностном развитии студентов остается недооцененной.
ВЫВОДЫ
В результате теоретического анализа было высказано суждение о том, что, одним из важнейших ресурсов, на основе которых возможно создание качественно новых подходов к нравственному возрождению личности и общества является система образова-
ния, в частности профессионального. За время обучения в учебном заведении при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Профессиональное развитие невозможно искусственно оторвать от нравственного, не нанося вреда психологической организации личности студента. В свою очередь учебная мотивация студентов как обязательный компонент учебно-профессиональной деятельности, несет в себе определенное нравственное содержание.
Данные эмпирического исследования говорят о нестабильность, противоречивости и ситуативной изменчивости системы нравственно - психологических отношений личности студентов. В структуре ценностных ориентаций студентов исследуемой выборки на уровне нормативных идеалов доминируют такие типы ценностей как гедонизм, безопасность, самостоятельность, а на уровне индивидуальных приоритетов самостоятельность, достижения, гедонизм. В учебной мотивации студентов наиболее значимыми оказались профессиональный и коммуникативный мотивы.
В результате факторного анализа данных методики нравственно-психологических отношений личности, типов ценностей методики Шварца и учебной мотивации выделено три основных фактора: «нравственность», «учебная мотивация - стимуляция, гедонизм», оппозиция «нравственных и прагматических ценностей». Доминирующим фактором выступает «нравственность». Таким образом, есть основания утверждать, что учебная мотивация как первый и обязательный компонент учебно-профессиональной деятельности, несет в себе определенное нравственное содержание.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости переоценки значимости нравственных факторов, как в учебной мотивации, так и развитии личности студентов. Лишь оптимальное сочетание нравственности и учебной мотивации студентов, способны обеспечить подготовку профессионалов, обладающих не только ключевыми квалификациями, но и высоконравственными характеристиками. Ибо, профессионал - это, прежде всего, субъект социальной среды, деятельность которого является основой благосостояния общества, его существования и развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антюхов, А.В. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования : учебно-методическое пособие / А.В. Антюхов, Н.В. Матяш, Н.В. Фомин. - Брянск : Курсив, 2010. - 230 с.
2. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография / Н.Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ : Изд-во Вост.-Сиб. гос. технолог. ун-та, 2004. - 280 с.
3. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ, 2006. - 511 с.
4. Бражникова, А.Н. Отношение современной молодежи к религии / А.Н. Бражникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 41-46.
5. Бражникова, А.Н. Доброта как нравственное качество человека / А.Н. Бражникова,
A.А. Зюзя // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 11 (81). - С. 34-40.
6. Бражникова, А.Н. Нравственность в системе нравственно-психологических отношений личности : монография / А.Н. Бражникова. - Брянск : Ладомир, 2012. - 157 с.
7. Личность профессионала в современном мире / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. -М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2014. - 942 с.
8. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб. : Петрополис, 1997. -
205 с.
9. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности /
B.Н. Карандашев. - СПб. : Речь, 2004. - 70 с.
10. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев ; под ред. А.А. Бодалева. - М. : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
REFERENCES
1. Antyukhov, A.V. Matyash, N.V. and Fomin N.V. (2010), Design of the main educational programs realizing federal state educational standards of higher education: Educational and methodical grant, publishing house "Kursiv", Bryansk.
2. Badmayeva, N. Ts. (2004), Influence of motivator on development of mental capacities: Monograph, publishing house of Vost. -Sib. State technology University, Ulan-Ude.
3. Bodrov V.A. (2006), Psychology of professional suitability, publishing house "PER SE", Moscow.
4. Brazhnikova, A.N. and ZyuZya, A.A. (2011), "Relation of modern youth to religion, Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 41-46.
5. Brazhnikova, A.N. (2011), "Kindness as moral quality of the person", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 81, No. 11, pp. 34-40.
6. Brazhnikova A.N. (2012), Moral in system of the moral and psychological relations of the personality: Monograph, publishing house "Ladomir", Bryansk.
7. Ed. Dikaya, L. G. and Zhuravlev A.L. (2014), The identity of the professional in the modern world, publishing house Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow.
8. Kagan, M.C. (1997), Philosophical theory of value, Petropolis, St. Petersburg.
9. Karandashev, W.N. (2004), Method of Schwarz for studying of values of the personality, Speech, St. Petersburg.
10. Myasishchev, V.N. and Bodalev, A.A. (1995), Psychology of the relations, publishing house "Institute of practical psychology", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.10.2014.
УДК 796/799 (075.8) 796.011
ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Олеся Николаевна Ежова, кандидат психологических наук, профессор, Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, Николай Петрович Николаев, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный аэрокосмический университет
Аннотация
В статье анализируется влияние стресса на возникновение болезни, рассматриваются причины возникновения сколиоза, последствия и подходы к его лечению, описывается методика работы со студентами специальной медицинской группы, осуществляемая на базе Самарского государственного аэрокосмического университета. Подвижные игры и специальная коррекционная гимнастика и специальные занятия являются в комплексе хорошими средствами для снятия стресса. Применение только игр не дает той динамики, которая достигается гимнастикой. Однако использование только гимнастики не обеспечивает занятия той эмоциональной атмосферой, которая возникает при игре. Соматические упражнения могут быть использованы в программе физического обучения молодежи. Программа раннего обучения, направленная на совершенствование ощущений и сознательное управление движениями, может привести к коренному перелому в борьбе со сколиозом и его последствиями. Достижение этой цели будет иметь огромное социальное значение.
Ключевые слова: сколиоз, стресс, вегето-сосудистая дистония, индекс Баевского, ромб Машкова, метод функциональной интеграции.