Научная статья на тему 'Использование психодиагностической методики Ш. Шварца для исследования ценностей студентов института физической культуры и спорта'

Использование психодиагностической методики Ш. Шварца для исследования ценностей студентов института физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3197
877
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ-СПОРТСМЕНЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PERSONAL VALUES / STUDENTS-SPORTSMEN / PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бердников Фёдор Анатольевич

В статье автором исследуются ценности студентов-спортсменов с помощью методики Ш. Шварца, проводилось измерение общего уровня значимости десяти типов ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF PSYCHO-DIAGNOSTIC METHODICS OF S. SCHWARZ FOR RESEARCH OF VALUES OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT INSTITUTE

In article the author investigates the values of students-sportsmen by means of S. Schwarz's technique in which measurement of the general significance value of ten types of values was hold.

Текст научной работы на тему «Использование психодиагностической методики Ш. Шварца для исследования ценностей студентов института физической культуры и спорта»

УДК 15+796/799

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ Ш. ШВАРЦА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

© Фёдор Анатольевич Бердников

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры педагогической и возрастной психологии, e-mail: [email protected]

В статье автором исследуются ценности студентов-спортсменов с помощью методики Ш. Шварца, проводилось измерение общего уровня значимости десяти типов ценностей.

Ключевые слова: личностные ценности; студенты-спортсмены; физическая культура и спорт.

В настоящее время проблема осмысления ценностей человеческого бытия выводится на первый план научного познания, знаменуя тем самым современный, аксиологический период развития науки. Следует отметить, что ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись и являются одним из наиболее важных объектов исследования философии (Ф. Ницше, В.С. Соловьев, В.И. Столяров и др.), социологии (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.Б. Ольшанский и др.) и психологии (Д.А. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Смирнов, Ш. Шварц и др.) на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания.

В современных условиях изучение ценностной сферы личности для науки и теории приобретает особую актуальность в силу постоянной динамики социальной структуры общества. Те предпосылки развития ценностей у студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту, которые в настоящий момент закладываются в подрастающее поколение, будут реализованы в перспективе их профессиональной деятельности. Поэтому важное значение в современных условиях уделяется теоретическому анализу проблемы формирования духовнонравственной сферы личности. Во многом современные психолого-педагогические исследования базируются на теоретических предпосылках классиков психологической науки. Вместе с тем актуальной задачей является решение вопросов применимости ценностных теорий в различных культурах, в т. ч. и в области физической культуры и спорта.

У каждого студента формирование и иерархия ценностных ориентаций личности в

сфере физической культуры жизнедеятельности различная, и в полной мере зависит как от внешних (окружение, семья, студенческий коллектив, группа спортивного совершенствования, тренер и другие - в «зоне ближайшего развития»), так и от внутренних (темперамент, желания, потребности, интересы, мотивы, отношения, самооценка, уровень притязания, психологическая установка и др.) факторов [1].

«Понятие ценности скорее, чем любое другое, должно занять центральное место, способное объединить интересы разных наук, касающихся человеческого поведения». Эти слова, утверждающие центральное положение понятия «ценность», принадлежат перу психолога ЯокеасЬ (1973) [2]. Сходного мнения придерживались и социологи, например '^Шат8 (1968) [3], и антропологи, например Шысккокп (1951) [4]. Эти ученые рассматривали ценности как критерии, которые используются людьми для выбора и обоснования своих действий, своих жизненно смысловых образований, а также для оценки других людей, себя и событий. Таким образом, ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества личности, присущие самим студентам.

Целью нашего исследования явилось изучение ценностей студентов-спортсменов. Исследование проводилось в институте физической культуры и спорта Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Объектом нашего исследования были 27 студентов-спортсменов 1-5 курса. Предметом явились личностные ценности студентов.

Методологической основой исследования стали философско-аксиологические

представления о ценностях и ценностных

ориентациях как иерархических образующих в структуре личности (А.Г. Здравомыслов, С.Л. Смирнов, В.А. Ядов, М.С. Яницкий и др.); концепция системного подхода (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов В.Н. Садовский и др.); личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев, И.Н. Семенов и др.); аксиологический подход (Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, Е.Н. Шиянов и др.); антропологический подход (Б.Г. Ананьев, Б.М. Бим-Бад, Е.И. Исаев, Е.В. Марков, В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский, и др.); синергетический подход (В.Г. Афанасьев, Е.Н. Князева, С.П. Кур-дюмов, Г. Шефер и др.).

Теоретической основой исследования явились психолого-педагогические труды ученых по проблемам мотивации (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, В.Г. Леонтьев и др.); концепция В.Н. Мясищева о трех компонентной структуре отношений; идеи В.А. Яковлева и его учеников (С.Б. Каверин, В.Н. Косырев, Р.П. Мильруд, М.И. Старов и др.), учение об условиях духовного и нравственного развития личности (В.А. Беляева,

Н.А. Коваль, Н.Б. Трофимова, В.Д. Шадри-ков и др.); теории о смысле жизни (К.В. Карпинский, А.В. Серый, В. Франкл, В.Э. Чуд-новский и др.).

За психодиагностический инструментарий исследования ценностей нами взята методика Ш. Шварца [5]. Прежде всего, коротко рассмотрим технологию применения этого метода.

Опросный лист с ответами состоит из двух частей обзор ценностей и профиль личности. В нем указаны номера пунктов обеих частей опросника, соответствующих каждому типу личностных ценностей. После чего выводится средний балл по типу ценности, который свидетельствует о степени ее значимости.

Поясним, что этот тест измеряет общий уровень значимости следующих десяти типов ценностей: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, уни-

версализм, доброта, традиции, конформность, безопасность. Следует отметить, что проведение опросника не было нами ограничено во времени. Однако практика показала, что студенты, отвечая на вопросы теста, как правило, на его выполнение затрачивали 30-50 минут.

Учитывалось, что структура психологического теста личностных ценностей состоит из двух частей. В первой части («Обзор ценностей») мы изучали нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, их компоненты. Она представлена двумя списками слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. Все они имеют ясную мотивационную цель и являются в той или иной мере значимыми для разных социокультур. В первом списке содержатся терминальные ценности, выраженные в виде существительных. Во втором списке содержатся инструментальные ценности, выраженные в виде прилагательных. Каждому испытуемому студен-ту-спортсмену предлагалось оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни по оценочной шкале от -1 до +7. Чем выше балл в диапазоне -1,

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, тем более важной представляется ему эта ценность. При обработке результатов опросника «Обзор ценностей» (уровень нормативных идеалов) результаты по спискам 1 и 2 суммируются.

Во второй части теста («Профиль личности») нами исследовались ценности у сту-дентов-спортсменов на уровне поведения, индивидуальных приоритетов, проявляющихся в социуме. В ней приводится список из 40 характеристик человека, соответствующих одному из 10 типов ценностей. Респондентам давалась психологическая установка, в которой им предлагалось оценить, в какой степени описанные в опроснике варианты качеств соответствуют самим испытуемым. Перед подсчетом результатов опросника «Профиль личности» необходимо было перевести шкалу опросника в баллы, как это приводится ниже в табл. 1.

Таблица 1

Оценка в баллах по шкалам «Профиль личности»

Пункты шкалы Очень похож на меня Похож на меня В некоторой степени похож Немного похож на меня Не похож на меня Совсем не похож на меня

Количество баллов 4 3 2 1 0 -1

Дальнейшая обработка результатов проводилась нами путем соотнесения ответов испытуемого со следующим ключом (табл. 2).

При первичной обработке данных по каждой части опросника («Обзор ценностей» и «Профиль личности») нами высчитывался средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом. Обработка проводилась отдельно для каждого из 10 типов личностных ценностей. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяла нам судить о степени значимости этого типа ценностей для каждого испытуемого - студента института физической культуры и спорта.

Следует обратить особое внимание также на то, что полученные данные по первой и второй частям опросника часто не совпадали. Такое положение можно объяснить тем, что ценности личности на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализоваться в поведении вследствие ограничения возможностей студента, группового давления, специфики спортивной деятельности, соблюдения определенных физкультурно-спортивных традиций, следования различным образцам поведения на соревнованиях, подражания значимой личности, в повседневной жизни и по другим причинам.

В соответствии со средним баллом по каждому типу ценностей устанавливалось их ранговое соотношение. Каждому типу ценностей присваивался ранг от 1 до 10. Первый ранг присваивался типу ценностей, имеющему наиболее высокий средний балл, десятый -имеющему самый низкий средний балл. Ранг от 1 до 3, полученный соответствующими типами ценностей, характеризовал их высокую значимость для испытуемого. Ранг от 7 до 10 свидетельствует о низкой значимости соответствующих ценностей для студентов-спортсменов.

Обработка данных производилась в программе SPSS Statics 17.0 for Windows и Microsoft Excel. Полученные результаты исследования представлены в табл. 3.

Анализируя данные табл. 3, мы обнаружили, что величины рангов, которые занимают определенные ценности относительно других, позволяют сделать вывод об их относительной значимости для студентов института физической культуры и спорта. А также видно, что по критериям парных выборок ценностей предпочтение студенты-спортсмены отдают следующим ценностям: универсализм (понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы); конформность (сдерживание действий и побуждений,

Таблица 2

Ключ для обработки результатов

Номера пунктов опросника

Тип ценностей ОБЗОР ЦЕННОСТЕЙ (уровень нормативных идеалов) - список 1 и 2 ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ (уровень индивидуальных приоритетов)

Конформность Conformity 11, 20, 40, 47 7, 16, 28, 36

Традиции Tradition 18, 32, 36, 44, 51 9, 20, 25, 38

Доброта Benevolence 33, 45, 49, 52, 54 12, 18, 27, 33

Универсализм Universalism 1, 17, 24, 26, 29, 30, 35, 38 3, 8, 19, 23, 29, 40

Самостоятельность Self-Direction 5, 16, 31, 41, 53 1, 11, 22, 34

Стимуляция Stimulation 9, 25, 37 6, 15, 30

Гедонизм Hedonism 4, 50, 57 10, 26, 37

Достижения Achievement 34, 39, 43, 55 4, 13, 24, 32

Власть Power 3, 12, 27, 46 2, 17, 39

Безопасность Security 8, 13, 15, 22, 56 5, 14, 21, 31, 35

Таблица 3

Ранговые значения критериев парных выборок ценностей у студентов института физической культуры и спорта

Ценности Идеалы Приоритеты Р

Конформность 4,81 6,92 ,003*

Традиции 7,0 6,1 ,092

Доброта 4,1 4,6 ,375

Универсализм 7,1 5,5 ,000**

Самостоятельность 5,8 4,1 ,002*

Стимуляция 6,5 5,6 ,201

Гедонизм 2,9 4,1 ,070

Достижения 3,9 4,4 ,289

Власть 7,5 8,9 ,005*

Безопасность 5,0 4,7 ,768

Примечание. Различия значимы на уровне * p < 0,01; ** p < 0,001.

которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям); самостоятельность (самостоятельность мысли и действия) и власть (социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами). Значит, мы можем предположить, что все эти ценности оказывают существенное влияние на развитие духовных, нравственных, эстетических, моральных и других личностных качеств студента-спортсмена в большей степени, чем другие ценности.

Нами проведен анализ динамических отношений между ценностными типами по классификации, разработанной Ш. Шварцем. В ней действия, совершаемые в соответствии с каждым типом ценностей, имеют психологические, практические и социальные последствия, которые могут вступать в конфликт или, наоборот, быть совместимыми с другими типами ценностей. Общая схема конфликтности и совместимости между ценностными типами, образующими теоретическую структуру системы личностных ценностей студентов в нашем исследовании, показана на рис. 1.

Конкурирующие ценностные типы расходятся в противоположные направления из центра, дополнительные типы располагаются по степени близости, образуя круг, включающий следующие сравнения:

- открытость изменениям (Openness to change), включающая ценности стимуляции и самостоятельности, в противоположность консерватизму (Conservation), включающему ценности традиций и безопасности;

- самовозвышение (Self-Enhancement), включающее ценности власти и достижений, в противоположность самотрансцендентно-сти (Self-Transcendence), универсализм и доброта. Гедонизм включает в себя как открытость к изменениям, так и самовозвыше-ние; конформность включает и самотранс-цендентность, и консерватизм.

С помощью критерия множественных сравнений Шеффе, который применяется для определения статических значимых различий между средними для групп, мы вывели среднее ранговое значение ценностных идеалов по трем типам у студентов института физической культуры и спорта (табл. 4).

Критерий множественных сравнений Шеффе:

- тип 1. Традиционный: безопасность, традиции, универсализм;

- тип 2. Стимулирующий: конформность, универсализм, стимуляция;

- тип 3. Гедонистический: конформность, гедонизм, власть.

Из данных табл. 4 мы видим, что к первому типу, традиционному, студенты-спортсмены относят: безопасность, традиции, универсализм; ко второму, стимулирующему: конформность, универсализм, стимуляция; и к третьему, гедонистическому: конформность, гедонизм, власть. В процентном соотношении от общего количества по идеалам у студентов-спортсменов мы наблюдаем, что к первому типу отходит 23 %, ко второму -58 % и к третьему - 19 %. Отсюда мы делаем вывод, что стимулирующий тип наиболее

Открытость

изменениям

Самостоятельное ть

Стимуляция

Г едонизм

Универсализм 1С

Самотрансцендентность

Доброта

Достижения

Самовозвышение

Конформность Ф Идеалы

■ Личные приоритеты Традиция

Власть

Безопасность

Консерватизм

Рис. 1. Отношения между десятью мотивационными типами ценностей у студентов института физической культуры и спорта

Таблица 4

Среднее ранговое значение ценностных идеалов по трем типам у студентов института физической культуры и спорта

Идеалы Средние ранги ценностей по типам

1 тип 2 тип 3 тип

Конформность (Идеал) 5,7 3,53 8,02

Традиции (Идеал) 8,63 7,1 5,11

Доброта (Идеал) 4,7 4,0 2,7

Универсализм (Идеал) 8,53 7,23 4,61,2

Самостоятельность (Идеал) 5,2 5,5 7,4

Стимуляция (Идеал) 4,72 8,313 3,42

Гедонизм (Идеал) 1,63 2,53 5,21,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достижения (Идеал) 2,9 3,9 5,1

Власть (Идеал) 4,22,3 8,51 9,81

Безопасность (Идеал) 9,12,3 3,9' 3,71

В процентах от общего количества 23 % 58 % 19 %

Примечание. 1 - значимые различия с 1 типом, р < 0,05; 2 - значимые различия с 2 типом, р < 0,05; 3 - значимые различия с 3 типом, р < 0,05.

значим для студентов-спортсменов. Мотивационная цель этого типа студентов заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям, но наблюдается сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим и не соответствуют социальным ожиданиям. Традиционный тип занимающихся спортом менее значим, мотивационная цель данного типа спортсменов - это уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре, и следование им. Гедонистический тип студентов менее всех значим, мотивационная цель его определяется наслаждением или чувственным удовольствием.

Итак, поскольку ценностные типы образуют интегрированную мотивационную структуру, т. к. они связаны в общую систему с другими переменными, такими как психологические установки, поведение, членство в группах и т. д., любая переменная проявляет тенденцию к связи со сходными ценностными типами, располагающимися в структуре ценностей по соседству. И эти отношения ослабляются по мере продвижения по круговой структуре в обоих направлени-

ях: по мере удаления друг от друга степень связи типов ценностей снижается.

Опираясь на анализ полученных результатов с помощью методики Ш. Шварца, делаем вывод, что у студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту необходимо целенаправленно формировать и развивать личностные ценности на основе подлинно гуманистической парадигмы.

1. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 372-377.

2. Rokeach M. The Nature of Human Values. N. Y., 1973.

3. Williams R.M., Jr., Values. International encyclopedia of the social sciences / ed. by Sills. N. Y., 1968.

4. Kluckhohn C. Values and Values Orientation in the Theory of Action. Toward a General Theory of Action / ed. by T. Parsons, E. Shils. Cambridge, 1951.

5. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004.

Поступила в редакцию 14.08.2010 г.

UDC 15+796/799

USE OF PSYCHO-DIAGNOSTIC METHODICS OF S. SCHWARZ FOR RESEARCH OF VALUES OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT INSTITUTE

Fyodor Anatolyevich Berdnikov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Education and Age Psychology Department, e-mail: [email protected]

In article the author investigates the values of students-sportsmen by means of S. Schwarz's technique in which measurement of the general significance value of ten types of values was hold.

Key words: personal values; students-sportsmen; physical culture and sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.