Научная статья на тему 'Факторная структура личностных особенностей предпринимателей малых и крупных городов Сибири'

Факторная структура личностных особенностей предпринимателей малых и крупных городов Сибири Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / МАЛЫЕ И КРУПНЫЕ ГОРОДА / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ / ENTREPRENEURS / SMALL TOWNS AND BIG CITIES / HARDINESS / AMBIGUITY TOLERANCE / VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муравьёва Ольга Ивановна, Мацута Валерия Владимировна, Ерлыкова Юлия Николаевна

Представлены данные о личностных особенностях предпринимателей малых и крупных городов. Приведены результаты сравнительного исследования ценностей, жизнестойкости и толерантности к неопределенности, свойственные предпринимателям пгт. Шира Республики Хакасия (малый город) и предпринимателям г. Томска (крупный город). Выдвинуто предположение о разрушении традиционной системы ценностей как условия развития предпринимательских качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Муравьёва Ольга Ивановна, Мацута Валерия Владимировна, Ерлыкова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factor structure of personality characteristics of entrepreneurs of small towns and big cities

The paper considers the problem of entrepreneurship as a subject of research of scientists philosophers, economists, sociologists and psychologists. It is noted that most researches focus on studying the personality characteristics of entrepreneurs because they are the psychological conditions of entrepreneurship development. It is shown that the parameters of the entrepreneur''s personality potential are the subject of research of modern researchers. Hardiness and ambiguity tolerance are the essential characteristics of the personality potential. The personality potential is mediated by values, so it is necessary to learn the value orientations of entrepreneurs which are an important element of the personality structure. The paper presents the results of an empirical study of values, hardiness and ambiguity tolerance which are inherent to entrepreneurs of small towns and big cities. The sample consisted of 60 entrepreneurs of an urban-type community which has the status of a small town, and 60 entrepreneurs of a big city. The Hardiness Survey by S. Maddi (in the adaptation by D.A. Leontiev), the Stimulus Types Ambiguity Tolerance Scale-I by D. McLain (in the adaptation by E.G. Lukovitskaya) and The Value Survey by S. Schwartz (in the adaptation by V.N. Karandashev) were used in the study. The statistical analysis was realized by means of the factor analysis. It is shown that entrepreneurs of small towns have an adequate in-trapersonal hierarchy. Values and such parameters of the personality potential as hardiness and ambiguity tolerance are not dependent on each other. Values, but not the parameters of the personality potential, are the important structural components which determine the personality of entrepreneurs of small towns. A different factor structure was found in the group of entrepreneurs of big cities. Entrepreneurs of big cities do not have a positive psychological potential of entrepreneurship development because the basis of their personality is not values, but personality parameters which provide the ability to adapt to difficult living conditions. Entrepreneurs of big cities are characterized by transformation of the personality in the direction of compliance of their psychological characteristics with the requirements of their activities. The hypothesis about the destruction of the traditional value system as a condition for development of entrepreneurial personality qualities is made.

Текст научной работы на тему «Факторная структура личностных особенностей предпринимателей малых и крупных городов Сибири»

Вестник Томского государственного университета. 2014. № 388. С. 223-226

УДК 159.9

О.И. Муравьёва, В.В. Мацута, Ю.Н. Ерлыкова

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ МАЛЫХ И КРУПНЫХ ГОРОДОВ СИБИРИ

Представлены данные о личностных особенностях предпринимателей малых и крупных городов. Приведены результаты сравнительного исследования ценностей, жизнестойкости и толерантности к неопределенности, свойственные предпринимателям пгт. Шира Республики Хакасия (малый город) и предпринимателям г. Томска (крупный город). Выдвинуто предположение о разрушении традиционной системы ценностей как условия развития предпринимательских качеств личности. Ключевые слова: предприниматели; малые и крупные города; жизнестойкость; толерантность к неопределенности; ценности.

Введение. Актуальность проблемы предпринимательства как предмета исследования российских ученых, в первую очередь, определяется приоритетными направлениями государственной политики, одной из задач которой является развитие малого и среднего бизнеса [1].

Проблема предпринимательства изучается в рамках философии, экономики, социологии [2-8] и психологии [9-12]. Следует отметить, что большинство исследований направлено на изучение личностных особенностей предпринимателей, поскольку именно они являются психологическими условиями развития предпринимательства. В ранних работах, посвященных предпринимательству, экономисты и социологи вводят понятие «личностный синдром предпринимательства». Й.А. Шумпетер [8] считает, что личность предпринимателя и его характерные особенности становятся стержнем системы, которая создает экономику в целом. Таким образом, предпринимательство рассматривается не столько как экономическая, сколько как психологическая категория, которая обеспечивается личностными особенностями предпринимателя. Среди важных личностных особенностей предпринимателя исследователи называют: готовность к риску [6], организаторские и творческие способности [7], духовную свободу, волю и энергию, упорство и постоянство, лидерские способности [3], самостоятельность [10], высокую мотивацию достижения [9, 13], высокий уровень интернальности [12], склонность к умеренному риску [11], интеллектуальность, инновативность, способности к партнерству, образовательную мобильность [5].

Предметом изучения современных исследователей проблемы предпринимательства становятся параметры личностного потенциала предпринимателей [14], неотъемлемыми характеристиками которого выступают жизнестойкость, толерантность к неопределенности и др. [14-16]. Принимая во внимание тот факт, что личностный потенциал опосредуется ценностями [14], необходимо изучать и ценностные ориентации предпринимателей, которые являются важным элементом структуры личности.

Материалы и методы исследования. Цель данного эмпирического исследования заключается в определении структуры личностных особенностей предпринимателей, занимающихся малым и средним бизнесом и осуществляющих свою деятельность в малых и крупных городах. В исследовании приняли

участие 60 предпринимателей (в возрасте от 22 до 57 лет) поселка городского типа (пгт.) Шира Республики Хакасия, имеющего статус малого города (согласно Федеральному закону Российской Федерации № 131-ФЗ [17], современные города делятся на малые (до 50 тысяч жителей); средние (50-100 тысяч); большие (100-250 тысяч); крупные (250-500 тысяч); крупнейшие (500 тысяч - 1 миллион); города-миллионеры (свыше 1 миллиона жителей)) и 60 предпринимателей г. Томска (в возрасте от 22 до 56 лет), относящегося к категории крупных городов.

Были исследованы такие личностные особенности предпринимателей, как жизнестойкость и толерантность к неопределенности, а также особенности ценностей.

Сбор данных производился с помощью опросных методов. Для определения особенностей жизнестойкости применялся «Опросник жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д. А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой [15], для изучения толерантности к неопределенности - «Шкала толерантности к неопределенности» 8ТЛТ-1 Д. Маклейна, адаптированная Е.Г. Луковицкой [16], для выявления ценностей -«Ценностный опросник» Ш. Шварца, адаптированный В.Н. Карандашевым [18].

Статистическая обработка данных была реализована с помощью метода факторного анализа по главным характеристикам, благодаря которому была получена информация о структуре личностных особенностей предпринимателей малых и крупных городов -жизнестойкости, толерантности к неопределенности и ценностям.

Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрим результаты, полученные в группе предпринимателей малого города - пгт. Шира (табл. 1).

Как видно из табл. 1, первый фактор объединил параметры ценностей только на уровне нормативных идеалов; второй - параметры таких личностных особенностей, как жизнестойкость и толерантность к неопределенности; в третий фактор, имеющий наименьшую долю общей дисперсии, вошел только один параметр - самостоятельность на уровне индивидуальных приоритетов.

Ш. Шварц [18] выделяет два уровня ценностей: уровень нормативных идеалов - ценности как внутренние ориентиры, идеалы и убеждения - и уровень индивидуальных приоритетов - ценности, которые проявляются в реальном поведении. Первый уровень

является более стабильным и отражает представления человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его принципы поведения. Второй уровень является более зависимым от внешней среды, например от группового давления, и соотносится с конкретными поступками человека.

Т а б л и ц а 1 Результаты факторного анализа жизнестойкости, толерантности к неопределенности и ценностей в группе предпринимателей пгт. I Мира

Factor Loadings (Varimax raw) Extraction: Principal components Отмеченные нагрузки > ,500000

Показатель Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Вовлеченность -0,07 0,84 -0,06

Контроль 0,08 0,80 -0,16

Принятие риска 0,06 0,80 0,16

Суммарный показатель жизнестойкости 0,02 0,93 -0,05

Толерантность к неопределенности 0,04 0,69 0,06

Конформность (УНИ) 0,78 -0,07 -0,26

Традиции (УНИ) 0,77 0,09 -0,19

Доброта (УНИ) 0,85 0,02 0,01

Универсализм (УНИ) 0,62 -0,25 -0,44

Самостоятельность (УНИ) 0,77 0,13 0,22

Стимуляция (УНИ) 0,69 0,19 0,12

Гедонизм (УНИ) 0,51 0,32 0,24

Достижение (УНИ) 0,57 -0,05 0,11

Власть (УНИ) 0,37 -0,18 0,32

Безопасность (УНИ) 0,84 0,05 0,12

Конформность (УИП) 0,02 -0,25 0,40

Традиции (УИП) -0,22 -0,41 -0,21

Доброта (УИП) 0,06 0,04 -0,44

Универсализм (УИП) -0,11 0,31 -0,43

Самостоятельность (УИП) -0,34 -0,10 0,54

Стимуляция (УИП) 0,36 0,52 -0,06

Гедонизм (УИП) 0,10 0,09 -0,01

Достижение (УИП) 0,27 -0,22 0,40

Власть (УИП) 0,26 0,26 0,17

Безопасность (УИП) -0,22 -0,08 -0,36

Общая дисперсия фактора 5,33 4,34 1,80

Доля общей дисперсии 0,21 0,17 0,07

Примечание. Жирным шрифтом выделены шкалы, имеющие статистически значимую факторную нагрузку. УНИ - уровень нормативных идеалов. УИП - уровень индивидуальных приоритетов.

В этой связи можно заключить, что вошедшие в первый фактор ценности (конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижение и безопасность) являются у предпринимателей пгт. Шира более стабильными.

Параметры, вошедшие во второй фактор, свидетельствуют о том, что предприниматели пгт. Шира убеждены в значении вовлеченности и контроля, поскольку это дает возможность повлиять на процесс и результат деятельности. Кроме того, предприниматели пгт. Шира готовы к риску, не склонны рассматривать неопределенные ситуации как потенциально угрожающие, наоборот, как возможность получения нового опыта.

Обобщая результаты факторного анализа в группе предпринимателей пгт. Шира, можно утверждать, что, во-первых, ценности и другие личностные особенности, а именно параметры личностного потенциала (жизнестойкость и толерантность к неопределенно-

сти), не зависят друг от друга. Во-вторых, именно ценности, а не параметры личностного потенциала являются более существенными структурными компонентами, определяющими личность. Параметры жизнестойкости и толерантность к неопределенности являются для предпринимателей пгт. Шира менее значимыми динамическими характеристиками.

Такое соотношение структурных компонентов отвечает адекватной внутриличностной иерархии. Именно «личностная ценность проявляет себя как стабильный источник смыслообразования и мотиво-образования» [19. С. 125].

Другая факторная структура обнаруживается в группе предпринимателей г. Томска (табл. 2). В первый фактор с высокой положительной факторной нагрузкой вошли показатели личностного потенциала. На основании этого можно говорить, что иерархически более высокое значение в личностной структуре предпринимателей г. Томска занимают параметры личностного потенциала, а не ценностей. Кроме того, самостоятельный фактор ценностей в группе предпринимателей г. Томска не выделился вообще.

Т а б л и ц а 2

Результаты факторного анализа жизнестойкости, толерантности к неопределенности и ценностей в группе предпринимателей г. Томска

Factor Loadings (Varimax raw) Extraction: Principal components Отмеченные нагрузки > ,500000

Показатель Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Вовлеченность 0,86 -0,02 0,12

Контроль 0,82 0,10 -0,03

Принятие риска 0,41 0,14 -0,38

Суммарный показатель жизнестойкости 0,96 0,06 -0,01

Толерантность к неопределенности 0,42 0,60 0,27

Конформность (УНИ) -0,18 -0,70 -0,04

Традиции (УНИ) -0,41 -0,36 0,33

Доброта (УНИ) -0,19 -0,39 0,01

Универсализм (УНИ) 0,05 -0,61 0,15

Самостоятельность (УНИ) -0,03 -0,21 0,15

Стимуляция (УНИ) -0,17 0,02 -0,50

Гедонизм (УНИ) 0,11 0,06 0,48

Достижение (УНИ) 0,06 -0,49 -0,11

Власть (УНИ) 0,18 -0,01 -0,02

Безопасность (УНИ) 0,02 -0,65 0,36

Конформность (УИП) -0,12 0,05 -0,58

Традиции (УИП) 0,07 0,33 -0,13

Доброта (УИП) -0,10 0,26 -0,19

Универсализм (УИП) 0,05 -0,36 0,33

Самостоятельность (УИП) 0,30 -0,23 -0,32

Стимуляция (УИП) 0,17 0,39 0,33

Гедонизм (УИП) -0,39 0,38 0,16

Достижение (УИП) 0,19 0,03 -0,44

Власть (УИП) -0,06 0,37 0,17

Безопасность (УИП) -0,26 -0,04 -0,12

Общая дисперсия фактора 3,40 3,05 1,98

Доля общей дисперсии 0,14 0,12 0,08

Примечание. Жирным шрифтом выделены шкалы, имеющие статистически значимую факторную нагрузку. УНИ - уровень нормативных идеалов. УИП - уровень индивидуальных приоритетов.

Во второй фактор с положительным значением вошел показатель толерантности к неопределенности, а с отрицательными значениями - ценности конформ-

ности, безопасности и универсализма на уровне нормативных идеалов, но не вошли те же ценности на уровне индивидуальных поведенческих приоритетов. На основании этого можно говорить, что стремление предпринимателей г. Томска сохранять спокойствие в ситуациях напряженности обеспечивается не столько усилением важных ценностей, сколько их отрицанием.

Возможно, в данном исследовании удалось «уловить» определенный этап трансформации личностной структуры людей, занимающихся предпринимательской деятельностью. Предпринимательство требует от человека быть устойчивым в ситуациях неопределенности, а значит, человек должен развивать в себе способность воспринимать неопределенные ситуации не как источник угрозы, а как источник нового опыта и новых перспектив, и не бояться трудностей и проблем, которые могут быть с этим связаны. Причем эта способность может не соответствовать ценностям предпринимателя и реализовываться только за счет его сознательных усилий. Поэтому эта способность «поддерживается» не столько «усилением» соответствующих ей ценностей, таких как самостоятельность, стимуляция, достижения, сколько отвержением ценностей, мешающих ее развитию - конформности, безопасности и универсализма.

Иначе говоря, для того чтобы быть готовым к деятельности в ситуациях, связанных с неопределенностью, противоречивостью и дефицитом информации, множественностью выборов и решений, предприниматели г. Томска вынуждены отказываться от идеалов безопасности и стабильности, ценностей понимания других людей, толерантности, защиты благополучия людей и сдерживания действий, которые могут иметь негативные социальные последствия.

Можно заключить, что в основе личности предпринимателей г. Томска лежат не ценности, а те личностные параметры, которые обеспечивают возможность адаптации к трудным условиям жизни. Учитывая полученные результаты, можно сделать предположение о разрушении ценностного фактора под влиянием необходимости выполнения определенных видов деятельности, вероятно, не совпадающих с ценностями самих предпринимателей. Кроме того, полученные результаты позволяют выдвинуть еще одно предположение - о разрушении традиционной системы ценностей как необходимом условии развития предпринимательских качеств личности.

Обобщая все полученные в данном исследовании результаты, можно сделать выводы:

1. Предприниматели малых городов обладают адекватной внутриличностной иерархией:

Ценности и такие параметры личностного потенциала, как жизнестойкость и толерантность к неопределенности, не зависят друг от друга.

Именно ценности, а не параметры личностного потенциала являются важными структурными компонентами, определяющими личность предпринимателей малых городов.

2. Предприниматели крупных городов не обладают позитивным психологическим потенциалом развития предпринимательства, поскольку в основе их личности лежат не ценности, а те личностные параметры, которые обеспечивают возможность адаптации к трудным условиям жизни.

У предпринимателей крупных городов происходит трансформация личности в направлении соответствия их психологических особенностей требованиям осуществляемой ими деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. О развитии малого и среднего предпринимательства: Федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Российская газета.

2007. 31 июля.

2. Ефремова Ж.Д. Формирование и функционирование менталитета населения малого провинциального города : автореф. дис. ... канд.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социол. наук. М., 2006. 24 с.

3. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М. : Наука, 1994. 442 с.

4. Кузнецова Т.Е. Малые города России: экономический аспект // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского простран-

ства / под ред. Т.И. Заславской. М., 1996. С. 384-388.

5. Лутохина Э.А. Модель человека в новой экономике // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2004.

№ 2. С. 85-89.

6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. : Эксмо, 2007. 960 с.

7. Тюрго А.Р.Ж., Кенэ Ф., Дюпон деНемурП.С. Физиократы. Избранные экономические произведения. М. : Эксмо, 2008. 1200 с.

8. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М. : Директ-Медиа, 2007. 400 с.

9. Дружинин В.Н. Психология : учеб. для эконом. вузов. СПб. : Питер, 2002. 672 с.

10. Журавлев А.Л., Поздняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М. : ИП РАН, 1995. 58 с.

11. Brockhause R.H. The psychology of the entrepreneur // Encyclopaedia of entrepreneurship / C.A. Kent, D.L. Sexton, K.H. Vesper. NJ : Prentice

Hall, 1982. P. 39-56.

12. Rotter J. Generalized expectation for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966. № 80 (608). P. 1-27.

13. Маккелланд Д. Мотивация человека. СПб. : Питер, 2007. 669 с.

14. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 680 с.

15. Леонтьев Д.А., РассказоваЕ.И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.

16. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб.,

1998. 19 с.

17. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Российская газета. 2003. 8 октября.

18. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб. : Речь, 2004. 70 с.

19. Леонтьев ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2003. 487 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 21 февраля 2014 г.

FACTOR STRUCTURE OF PERSONALITY CHARACTERISTICS OF ENTREPRENEURS OF SMALL TOWNS AND BIG CITIES

Tomsk State University Journal, 2014, 388, pp. 223-226.

Muraviova Olga I., Matsuta Valeria V., Erlykova Yulia N. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: muravey59@mail.ru; matsuta-vv@mail.ru; yulyashira89@mail.ru

Keywords: entrepreneurs; small towns and big cities; hardiness; ambiguity tolerance; values.

The paper considers the problem of entrepreneurship as a subject of research of scientists - philosophers, economists, sociologists and psychologists. It is noted that most researches focus on studying the personality characteristics of entrepreneurs because they are the psychological conditions of entrepreneurship development. It is shown that the parameters of the entrepreneur's personality potential are the subject of research of modern researchers. Hardiness and ambiguity tolerance are the essential characteristics of the personality potential. The personality potential is mediated by values, so it is necessary to learn the value orientations of entrepreneurs which are an important element of the personality structure. The paper presents the results of an empirical study of values, hardiness and ambiguity tolerance which are inherent to entrepreneurs of small towns and big cities. The sample consisted of 60 entrepreneurs of an urban-type community which has the status of a small town, and 60 entrepreneurs of a big city. The Hardiness Survey by S. Maddi (in the adaptation by D.A. Leontiev), the Stimulus Types Ambiguity Tolerance Scale-I by D. McLain (in the adaptation by E.G. Lukovitskaya) and The Value Survey by S. Schwartz (in the adaptation by V.N. Karandashev) were used in the study. The statistical analysis was realized by means of the factor analysis. It is shown that entrepreneurs of small towns have an adequate intrapersonal hierarchy. Values and such parameters of the personality potential as hardiness and ambiguity tolerance are not dependent on each other. Values, but not the parameters of the personality potential, are the important structural components which determine the personality of entrepreneurs of small towns. A different factor structure was found in the group of entrepreneurs of big cities. Entrepreneurs of big cities do not have a positive psychological potential of entrepreneurship development because the basis of their personality is not values, but personality parameters which provide the ability to adapt to difficult living conditions. Entrepreneurs of big cities are characterized by transformation of the personality in the direction of compliance of their psychological characteristics with the requirements of their activities. The hypothesis about the destruction of the traditional value system as a condition for development of entrepreneurial personality qualities is made.

REFERENCES

1. On the Development of Small and Medium Enterprises: Federal Law of the Russian Federation of July 24, 2007 no. 209-FZ. Rossiyskaya gazeta,

2007, 31 July. (In Russian).

2. Efremova Zh.D. Formirovanie i funktsionirovanie mentaliteta naseleniya malogo provintsial'nogo goroda. Avtoref. dis. kand. sotsiol. nauk

[Formation and functioning of the mentality of the population of a small provincial town. Abstract of Sociology Cand. Diss.]. Moscow, 2006. 24 p.

3. Sombart W. Burzhua: Etyudy po istorii dukhovnogo razvitiya sovremennogo ekonomicheskogo cheloveka [Bourgeois: Studies in the history of the

spiritual development of modern economic man]. Moscow: Nauka Publ., 1994. 442 p.

4. Kuznetsova T.E. Malye goroda Rossii: ekonomicheskiy aspekt [Small cities of Russia: the economic aspect]. In: Zaslavskaya T.I. (ed.) Kuda idet

Rossiya? Sotsial'naya transformatsiya postsovetskogo prostranstva [Where is Russia going? Social transformation of the post-Soviet space]. Moscow: Aspekt-Press Publ., 1996, pp. 384-388.

5. Lutokhina E.A. A Model of the Individual in the New Economy. Belorusskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava i mezhdunarodnykh otnosheniy —

Journal of International Law and International Relations, 2004, no. 2, pp. 85-89. (In Russian).

6. Smith A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [The Wealth of Nations]. Translated from English. Moscow: Eksmo Publ., 2007.

960 p.

7. Turgot A.R.J., Quesnay F., Dupont de Nemours P.S. Fiziokraty. Izbrannye ekonomicheskie proizvedeniya [Physiocrats. Selected economic works].

Translated from French. Moscow: Eksmo Publ., 2008. 1200 p.

8. Schumpeter J.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [The theory of economic development]. Moscow: Direkt-Media Publ., 2007. 400 p.

9. Druzhinin V.N. Psikhologiya [Psychology]. St. Petersburg: Piter Publ., 2002. 672 p.

10. Zhuravlev A.L., Pozdnyakov V.P. Delovaya aktivnost' predprinimateley: metody otsenki i vozdeystviya [Business activities of entrepreneurs: methods of assessment and feedback]. Moscow: RAS Institute of Psychology Publ., 1995. 58 p.

11. Brockhause R.H. The psychology of the entrepreneur. In: Kent C.A., Sexton D.L., Vesper K.H. Encyclopaedia of entrepreneurship. NJ: Prentice Hall, 1982, pp. 39-56.

12. Rotter J. Generalized expectation for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs, 1966, no. 80 (608), pp. 1-27.

13. Makkelland D. Motivatsiya cheloveka [Human motivation]. St. Petersburg: Piter Publ., 2007. 669 p.

14. Leontiev D.A. (ed.) Lichnostnyy potentsial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnostics]. Moscow: Smysl Publ., 2011. 680 p.

15. Leontiev D.A., Rasskazova E.I. Testzhiznestoykosti [Viability test]. Moscow: Smysl Publ., 2006. 63 p.

16. Lukovitskaya E.G. Sotsial'no-psikhologicheskoe znachenie tolerantnosti k neopredelennosti. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Socio-psychological significance of tolerance to uncertainty. Abstract of Psychology Cand. Diss.]. St. Petersburg, 1998. 19 p.

17. On general principles of organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law of the Russian Federation of October 6, 2003 no. 131-FZ. Rossiyskaya gazeta, 2003, 8 October. (In Russian).

18. Karandashev V.N. Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostey lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoe rukovodstvo [The methodology for the study of Schwartz values of the individual: the concept and guidance]. St. Petersburg: Rech' Publ., 2004. 70 p.

19. Leontiev D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti [Psychology of meaning: the nature, structure and dynamics of semantic reality]. Moscow: Smysl Publ., 2003. 487 p.

Received: 21 February 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.