Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студентов-участников инновационных форм занятости (на примере студентов ЯрГУ им. П. Г. Демидова)'

Ценностные ориентации студентов-участников инновационных форм занятости (на примере студентов ЯрГУ им. П. Г. Демидова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / ЗАНЯТОСТЬ / ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / STUDENTS / EMPLOYMENT / SECONDARY EMPLOYMENT / INNOVATIVE FORMS OF EMPLOYMENT / VALUE / VALUE ORIENTATIONS / AXIOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курочкина Светлана Валерьевна

В статье освещены результаты авторского исследования ценностной сферы представителей студенчества. Исследование направлено на выявление ценностных ориентаций студентов ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Осуществлен сравнительный анализ терминальных и инструментальных ценностей. Произведено сравнение показателей ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у студентов, дифференцированных по признаку участия/неучастия в инновационных формах занятости. Представлены результаты сравнительного анализа ценностей студентов-участников инновационных форм занятости и студентов, не вовлеченных в данный вид деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курочкина Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of participating in innovative forms of employment (in terms of students of Demidov Yaroslavl State University)

The article describes the results of the research of the valuable sphere of the representatives of the student body. The study aims at identifying the value orientations of students of Demidov Yaroslavl State University. We make a comparative analysis of terminal and instrumental values. A comparison of indicators of value orientations on the level of normative ideals and individual priorities of students, differentiated on the basis of participation/non-participation in the innovative forms of employment is provided.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студентов-участников инновационных форм занятости (на примере студентов ЯрГУ им. П. Г. Демидова)»

Вовлечение обучающихся вуза в оценку и повышение качества образования

университета с целью повышения удовлетворенности потребителей, основываясь на их мнении;

- предоставить руководству вуза, ректорату, деканам достоверную информацию по широкому кругу показателей образовательного процесса с целью принятия обоснованных управленческих решений;

- обеспечить доступность и открытость сведений о качестве образования в вузе не только для руководства, но и для всех заинтересованных субъектов (абитуриентов, работодателей и др.) и других представителей общественности посредством публикации полученных результатов в открытой печати.

Безусловно, результаты социологических опросов по качеству образования являются одним из источников оперативной и достоверной информации для принятия управленческих решений. Одной из трудностей, возникающих на заключительном этапе социологических исследований в области качества образования, является перевод потребностей, ожиданий, полученных мнений и оценок обучающихся в конкретные качественные и количественные параметры, которые возможно учесть при совершенствовании содержания образовательных программ и в целом процесса обучения, а также формирование и реализация на практике управленческих решений по обеспечению качества образовательных услуг в вузе на основе результатов социологических исследований.

Наряду с участием в традиционных внутриву-зовских опросах бакалавры, магистры и аспиранты Костромского государственного технологического университета приняли участие в электронном общероссийском опросе на портале «За качественное образование» в январе 2016 года в рамках мероприятий по вовлечению в оценку качества образования студентов. Наши обучающиеся высказали свое мнение по широкому кругу вопросов, отражающих различные характеристики учебного и воспитательного процессов российской системы высшего образования. Таким образом, комбинируя и сочетая оценки образовательной деятельности из различных источников (данные мониторингов вузов по инициативе Минобрнауки, государственной статистики, социологических опросов основных потребителей образовательных услуг, руководителей и специалистов образовательных организаций), формируется разносторонняя и независимая оценка качества образования в вузах. В итоге независимая оценка качества образования предполагает комплексную оценку, включающую в себя профессиональную, ведомственную экспертизу и общественную оценку на соответствие потребностей юридических и физических лиц.

Интеграция обучающихся в механизмы самообследования и оценки позволяет делегировать им часть ответственности за свое образование, предо-

ставить им возможность участвовать в совершенствовании учебного процесса, а руководству университета планировать стратегическое развитие вуза, основываясь на диалоге со студенческим сообществом.

Библиографический список

1. Гаранина О.Д., Румянцева О.С. Социологический мониторинг качества образовательной среды // Актуальные вопросы современной науки. - Новосибирск: Изд-во ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2010. - № 15. - С. 152159.

2. Гарантия качества: В поиске новых стратегий // Аккредитация в образовании: электронный журнал об образовании. - 2013. - № 62 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akvobr. ru/kachestvo_poisk_strategii.html.

3. Киселева М.В. Образовательный процесс глазами студентов: Социологическое сопровождение внутривузовской системы обеспечения качества. -Кострома: Изд-во КГТУ, 2013. - 99 с.

4. Киселева М.В. Реализация принципов менеджмента качества в деятельности вуза - основа гарантии качества образования // Качество и жизнь: науч. тр. Академии проблем качества. - М., 2014. -С. 174-182.

5. Киселева М.В. Анкетирование представителей рынка труда о взаимодействии с вузом // Вестник Костромского государственного технологического университета. Серия «Технические науки». - 2013. - № 3 (30). - С. 72-76.

6. Киселева М.В. Доверие к качеству образования через обратную связь с потребителями вуза // Вестник Костромского государственного технологического университета. Серия «Технические науки». - 2014. - № 3 (30). - С. 89-95.

7. Киселева М.В. Качество заочного обучения // Вестник Костромского государственного технологического университета. Серия «Технические науки». - 2012. - № 1 (28). - С. 81-85.

8. Киселева М.В. Формирование внутриву-зовской системы оценки качества образования в КГТУ // Роль современного университета в технической и кадровой модернизации Российской экономики: сб. трудов IX Международ. науч.-мето-дич. конф. (23 октября 2015 г.) - Кострома: Изд-во КГТУ, 2015. - 234 с.

9. Русанова А.А. Удовлетворенность как показатель качества образования в современном вузе (из опыта конкретного социологического исследования) // СИСП. - 2011. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/udovletvorennost-kak-pokazatel-kachestva-obrazovaniya-v-sovremennom-vuze-iz-opyta-konkretnogo-sotsiologicheskogo-issledovaniya.

УДК 378 ; 316.4

Курочкина Светлана Валерьевна

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

sweetvk@yandex.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-УЧАСТНИКОВ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ЗАНЯТОСТИ (на примере студентов ЯрГУ им. П.Г. Демидова)

В статье освещены результаты авторского исследования ценностной сферы представителей студенчества. Исследование направлено на выявление ценностных ориентаций студентов ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Осуществлен сравнительный анализ терминальных и инструментальных ценностей. Произведено сравнение показателей ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у студентов, дифференцированных по признаку участия/неучастия в инновационных формах занятости. Представлены результаты сравнительного анализа ценностей студентов-участников инновационных форм занятости и студентов, не вовлеченных в данный вид деятельности.

Ключевые слова: студенчество, занятость, вторичная занятость, инновационные формы занятости, ценность, ценностные ориентации, ценностные характеристики.

В период обучения в ВУЗе студент формирует индивидуальный способ деятельности, происходит формирование психологической системы деятельности на основе собственных качеств субъекта деятельности путем их преобразования, исходя из мотивов деятельности, целей и условий [1].

Совмещение учебы и трудовой деятельности студентами очной формы обучения - характерная особенность образовательного процесса в высшей школе [6]. Вторичная занятость студентов является одной из значимых характеристик жизнедеятельности российского студенчества. Наряду с обычными формами вторичной занятости, можно выделить такие формы занятости, которые нацелены не только на получение дохода, но и возможность самореализации в научной и/или социально-политической сфере; это те виды занятости, которые прямо или косвенно оказывают воздействие на научный прогресс, социальную и политическую жизнь страны. Назовем такие формы Инновационные формы занятости [4].

Понятиями ценность и ценностные ориентации широко оперируют во многих науках, в том числе, социальной психологии. Ценностные ориентации отображают в сознании человека ценности, которые признаны им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Категории «ценности», «ценностные ориентации» относятся к числу наиболее дискуссионных, неоднозначных в философии, психологии, социальной психологии.

С точки зрения отношения к труду, А.Г. Здра-вомыслов и В.А. Ядов под ценностными ориента-циями понимали «установку личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. Это тот компонент структуры личности, который представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы».

Г.М. Андреева отмечала: «ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, следовательно, основанием для познания и конструирования ценностного образа социального мира. Индивид осознает мир через призму ценностей, то есть ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира» [2].

Мы предположили, что существует различие взаимосвязей между ценностными характеристиками студентов в зависимости от их участия/не участия в инновационных формах занятости (ИФЗ).

Сформулированная гипотеза обусловила цель эмпирического исследования. Она состояла в проведении сравнительного анализа терминальных и инструментальных ценностей, а также сравнение показателей ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у студентов, дифференцированных по признаку участия/неучастия в ИФЗ.

В соответствии с целью исследования, на базе ЯрГУ им. П.Г. Демидова в 2013-2016 гг. было проведено психолого-педагогическое исследование ценностных ориентаций студентов, вовлеченных и не вовлеченных в ИФЗ в процессе обучения в ВУЗе [2].

Выборку составили студенты ЯрГУ им. П.Г. Демидова, всего было опрошено 360 студентов очной формы обучения (табл. 1-2).

Одним из средств диагностики ценностей представителей студенчества выступил опросник ценностей Ш. Шварца как комплексный и валидный инструмент измерения этой сферы.

Для изучения ценностных ориентаций студенчества мы применили также методику М. Роки-ча, основанную на прямом ранжировании списка ценностей. Так как результат методики прямо зависит от адекватности самооценки испытуемого, данные, полученные с помощью теста, мы будем рассматривать через призму показателей опросника Ш. Шварца.

Студентами-участниками ИФЗ в качестве доминирующих ценностных ориентаций предпочте-

148

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Курочкина С.В., 2016

Таблица 1

Распределение включенности студентов в деятельность ИФЗ по полу (в %)

Мужской Женский Вся выборка

Участвуют в ИФЗ 24,6 12,7 15,9

Не участвуют в ИФЗ 75,4 87,3 84,1

Вся выборка 100 100 100

Таблица 2

Распределение включенности молодежи в деятельность ИФЗ по специальности обучения (в %)

Технические специальности Гуманитарные специальности Вся выборка

Участвуют в ИФЗ 16,67 14,94 15,9

Не участвуют в ИФЗ 83,33 85,06 84,1

Вся выборка 100 100 100

Таблица 3

Средние значения и стандартная ошибка показателей ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов по Ш. Шварцу по выборке участников ИФЗ

Ценности Среднее для участников ИФЗ Среднее для не участвующих в ИФЗ Стандартная ошибка

A 5,43 5,24 0,12

SD 5,40 5,20 0,12

B 5,28 5,17 0,12

S 5,29 5,17 0,10

Н 5,19 5,17 0,13

C 4,79 4,33 0,11

St 4,29 3,73 0,14

U 3,97 3,52 0,13

P 3,39 3,93 0,11

T 1,08 1,91 0,12

Примечание: A - Достижение; SD - Самостоятельность; B - Доброта; S - Безопасность; Н - Гедонизм; C - Конформность; St - Стимуляция; U - Универсализм; P - Власть; T - Традиции.

Таблица 4

Средние значения и стандартная ошибка показателей ценностных ориентаций на уровне индивидуальных приоритетов по Ш. Шварцу по выборке участников ИФЗ

Ценности Среднее для участников ИФЗ Среднее для не участвующих в ИФЗ Стандартная ошибка

A 4,72 3,52 0,12

SD 4,45 3,89 0,12

B 4,00 3,45 0,12

S 3,27 2,83 0,10

Н 3,98 3,94 0,13

C 3,32 2,92 0,11

St 3,45 3,75 0,14

U 3,98 3,98 0,13

P 3,65 3,03 0,11

T 3,53 3,86 0,12

Примечание: А - Достижение; SD - Самостоятельность; В - Доброта; S С - Конформность; St - Стимуляция; и - Универсализм; Р - Власть; Т - Традиции.

Безопасность; Н - Гедонизм;

Таблица 5

Средние показатели значимости типов ценностей в зависимости от участия/не участия студентов в ИФЗ по методике М. Рокича

Терминальные ценности Участники ИФЗ Не участвующие в ИФЗ По группе в целом

Активная, деятельная жизнь 4,55 4,20 4,35

Общественное признание 4,35 4,50 4,42

Материально обеспеченная жизнь 4,26 3,65 3,95

Познание, интеллектуальное развитие 4,00 4,35 4,22

Интересная работа 4,00 4,28 4,14

Независимость суждений и оценок 3,80 3,50 3,65

Равенство (в возможностях) 3,75 3,50 3,62

Здоровье 3,65 3,20 3,32

Уверенность в себе 3,60 4,35 3,87

Свобода поступков и действий 3,58 3,36 3,47

Спокойствие в стране, мир 3,45 3,47 3,46

Наличие верных и хороших друзей 3,40 3,52 3,48

Любовь 3,30 3,00 3,15

Творческая деятельность 3,25 3,34 3,34

Получение удовольствий 3,25 3,00 3,12

Красота природы и искусства 3,20 3,80 3,60

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жизненная мудрость 3,18 3,18 3,18

Счастливая семейная жизнь 3,00 3,20 3,10

Инструментальные ценности

Независимость 4,45 4,35 4,40

Рационализм (умение принимать обдуманные решения) 4,35 4,24 4,29

Образованность 4,20 4,00 4,10

Трудолюбие 4,15 3,60 3,85

Широта взглядов 4,12 4,46 4,26

Воспитанность 3,85 3,10 3,45

Непримиримость к своим и чужим недостаткам 3,56 3,62 3,39

Смелость в отстаивании своего мнения 3,54 3,78 3,66

Самоконтроль 3,46 3,40 3,43

Чуткость 3,44 3,84 3,64

Жизнерадостность 3,40 3,85 3,62

Честность 3,34 3,23 3,28

Аккуратность 3,30 3,32 3,31

Терпимость к мнению других 3,20 3,28 3,24

Исполнительность 3,18 3,00 3,04

Высокие запросы 3,00 3,60 3,30

Ответственность 3,00 3,60 3.30

Твердая воля 3,00 3,70 3,35

ние отдается следующим: Достижение, Самостоятельность, Доброта и Безопасность. Традиции не рассматриваются ими в качестве ведущего жизненного ориентира.

Представленная структура ценностей типична для молодых людей в целом, не зависимо от участия в ИФЗ. Основополагающие идеалы студенчества - личный успех в соответствии с социальными стандартами, на что указывает высокий показатель ценности достижения, самостоятельность мышления и выбора способов действия - ценность самостоятельности. Эта иерархия уровней ценностей,

отражающих стремление к обретению собственной значимости и автономии [4].

На втором уровне ценностной сферы доминирует ориентация на сохранение и увеличение благополучия близких людей (показатели доброты и безопасности), с одной стороны, и безопасность и стабильность общества и отношений в нем -с другой. Что указывает на ведущую мотивацион-ную тенденцию стремления к установлению стабильных отношений с окружающими.

Необходимо также обозначить меньшую устремленность личности студента-участника

150

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

ИФЗ на традиции: уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре и следование им. В условиях отсутствия конкретной идеологии таковых ориентиров для молодежи нет и быть не может, что и обуславливает низкую значимость для молодых людей этой ценности [5].

Анализ данных, полученных путем вторичного опроса по методике Ш. Шварца показал, что на уровне нормативных идеалов (т.е. на уровне убеждений) для всех групп испытуемых наиболее значимыми являются личные достижения, наименьшей значимостью обладают такие ценности, как традиции, власть, конформность.

Одновременно с этим, проанализировав числовые показатели средних значений на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов, можно говорить о том, что для участников ИФЗ выделенные предпочтения показателей ценности достижения, самостоятельности мышления и выбора способов действия выражены сильнее, чем у студентов, не вовлеченных в ИФЗ.

Анализ средних показателей значимости типов ценностей у студентов по методике М. Рокича на лидирующих позициях в иерархии ценностных ориентаций у студентов-участников ИФЗ выделены: «Активная, деятельная жизнь», «Общественное признание», «Материально обеспеченная жизнь», «Независимость», «Рационализм». У студентов, не вовлеченных в ИФЗ эти показатели менее выражены (это подтверждает результаты, полученные при помощи методики Ш. Шварца). Кроме того, стоит отметить, что на данном этапе исследования у студентов, не вовлеченных в ИФЗ ярче выражены следующие ценностные ориентации: «Познание, интеллектуальное развитие», «Уверенность в себе», «Широта взглядов», что так же не противоречит, а лишь дополняет результаты, полученные и описанные ранее.

Отметим, что более значимым фактором иерархии ценностной сферы являются социально-профессиональные ориентиры личности.

В завершение отметим, что трудовая активность молодежи является основой прогресса общества и его благополучия. Проведенное исследование цен-

ностно-мотивационной сферы студентов-участников ИФЗ показало, потребность в более детальном изучении вопроса повышения интереса к вопросу участия представителей студенчества в ИФЗ. Выявленные ведущие ценностные тенденции являются основополагающими условиями совершенствования потенциала личности и самореализации его в практической профессиональной деятельности. Это указывает на необходимость популяризации ИФЗ среди студенчества, что, несомненно, скажется на повышении качества личностных характеристик индивида и кадровых ресурсов в целом.

Библиографический список

1. Аллахвердян А.Г., Машков Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. - М.: Флинта, 1998. - 312 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.infо/bibИоtek_Buks/Psihоl/ АИа^ЛМех^р (дата обращения: 09.01.2014).

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 363 С.

3. Курочкина С.В. Специфика ценностно-моти-вационной сферы студентов-учстников инновационных форм занятости // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. - 2015. - Т. 1. - № 3. - С. 69-72.

4. Курочкина С.В. Причины участия студенческой молодежи во вторичной занятости // Шестьдесят седьмая всероссийская науч.-техн. конф. студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием. Ярославль. Ч. 2: тез. докл. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2014. - С. 376.

5. Курочкина С.В. Социальная политика в области занятости студентов (на примере ЯрГУ им. П.Г. Демидова) // Россия в период трансформации / под ред. В.Н. Степанова. - Ярославль: РИО Академии МУБиНТ, 2014. - 120 с.

6. Родионова А.В. Трудовая занятость студентов в контексте обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:/Леопа-ргасйса.т/-7-2011/sоciоlоgy/rоdiоnоva.pdf (дата обращения: 21.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.