УДК 159.9: 316.6
Серафимович Ирина Владимировна
кандидат психологических наук, доцент Институт развития образования Ярославской области
Базанова Галина Юрьевна
Ярославский государственный медицинский университет ivserafimovich@rea-yar.ru, g5301@rambler.ru
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И МЕТАКОГНИТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА ПРОФЕССИЙ
Данная статья посвящена изучению ценностных ориентаций и надситуативного профессионального мышления современного студенчества, осваивающего профессии социономического типа. Обосновывается идея о том, что ценностные ориентации влияют на метакогнитивные компоненты профессионального мышления. Проведен сравнительный анализ ценностей и метакогнитивных компонентов профессионального мышления разных групп студенчества (студенческий актив различных образовательных учреждений, студенты вузов и студенты сред-не-профессиональныхучреждений). Установлено, что студенты различных групп имеют разную направленность в ценностях: у студенческого актива преобладает карьерно-гедонистическая, у студентов вуза - профессионально-семейная, у студентов техникума - направленность на самоактуализацию в различных сферах. Согласно полученным данным у студентов различных групп существуют отличия в уровнях надситуативного мышления, выявлены различные взаимосвязи жизненных ценностей с надситуативным мышлением. Показано, что такие ситуационные факторы, как уровень получения образования или этап профессионализации определяют вариативность проявления ситуативности-надситуативности формирующего профессионального мышления будущих специалистов.
Ключевые слова: ценностные ориентации, жизненные сферы, профессиональное надситуативное мышление, студенчество, профессионализация, социономический тип профессий, метакогниции.
Профессии социономического типа относились традиционно к профессиям понимающего, помогающего, общен-ческо-взаимодействующего плана. Изменения в ценностных ориентациях, произошедшие в силу экономических преобразований Российского общества отразились и на ценностях молодежи и подрастающего поколения. В период студенчества важным становится переосмысление представлений об окружающем мире, изменение ценностных представлений, мировоззрения (Б.Г. Ананьев [2], Е.Т. Матюх [12], Ю.А. Маркова, Е.Б. Мареева, Л.Ю. Севидова [11]). При этом ценности выполняют регулятивные и прогностические функции. Студенты, являясь определенной социальной группой, на начальных этапах обучения имеют свой индивидуальный набор ценностей и представлений о профессиональной деятельности. К концу обучения в вузе, в процессе освоения норм и правил поведения, как будущих специалистов определенной профессии, происходит переоценка ценностных ориентиров, самоопределение и выбор сферы реализации профессионального пути. Как считал Б.Г. Ананьев [2], внесший вклад в выделение студенчества в отдельную социально-психологическую категорию, студенческий возраст, является важным периодом для развития основных социогенных потенций человека.
Вместе с тем, осуществление профессиональной деятельности в сфере человек-человек требует определенных ракурсов в ценностных ори-ентациях и приоритетов в жизненных позициях. По мнению И.В. Янченко, В.С. Окуневой [16], исследовавших студентов технического вуза, высокую актуальность в современных условиях со-
циума приобретает вопрос о системе формирования духовно-нравственных ценностей во время профессионализации в вузе. В прогнозировании субъектом будущих действий и их результатов в практическом мышлении (А.В. Брушлинский [3], И.В. Серафимович [19]) несомненную роль играют ценностные ориентации, задающие вектор поведения. Мы считаем, что ценности и ценностные ориентации влияют на особенности профессионального мышления. Исследования в этой области, в частности М.М. Кашапова и учеников [19], говорят о том, что профессиональное надситуативное мышление способствует реализации нескольких функций, в том числе гностической, преобразующей (по отношению к профессиональной среде и самому себе), регулятивной, интегративной (позволяющую сбалансировано осуществлять все предыдущие функции). Вместе с тем, выбор приоритетной функции в каждой конкретной проблемной ситуации обусловлен надситуативностью мышления, ее метакогнитивными компонентами.
Учитывая, имеющиеся на настоящий момент исследования в области метакогниций в российской (А.В. Карпов [8], М.М. Кашапов [9], И.М. Скитяева [8], А.О. Прохоров [13], Е.Ю. Савин [14], А.Е. Фомин [14]) и зарубежной психологии (J.H. Flavell [17], D.J. Hacker, L. Bol, M.C. Keener [18], G. Schraw, D. Moshman [20]) можно сказать, что метакогнитивные процессы, в свою очередь, за счет осознанного управления собственными когнитивными ресурсами позволяют эффективно, с учетом возможностей личности и окружающей среды реализовывать поставленные цели. Так в исследованиях некоторых ученых, в частности, Я.В. Кирилловой [10], вы-
© Серафимович И.В., Базанова Г.Ю., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
107
явлена взаимосвязь между эффективностью решения жизненных задач и ценностями, а в трудах Х.С. Вильданова [4] обосновано, что ценности рассматриваются как тип социальной регуляции, позволяющей соотносить личное и общественное с учетом моральных требований общества. Некоторые особенности взаимосвязи метакогнитивных процессов и ценностных ориентаций были установлены З.Х. Катуковой [7], которая считает, что метакогниции и ценности входят обязательным образом в структуру творческого потенциала личности. В наших предыдущих исследованиях [15; 19], была установлена зависимость успешности решения студентами проблемных ситуаций социального взаимодействия при различных проявлениях метакогнитивных компонентов профессионального (ситуативного или надситуативного) мышления.
Таким образом, с одной стороны, имеется потребность в формировании духовно-нравственных ценностей у студенчества социономического типа профессий, поскольку от этого напрямую зависит эффективность и отсроченный положительный результат в выполнении данного вида деятельности, а с другой стороны не совсем понятны возможности взаимосвязи метакогнитивных компонентов профессионального мышления и ценностных ори-ентаций, возможности и ресурсы формирующегося профессионального мышления.
Целью настоящего исследования стало изучение ценностных ориентаций и метакогнитив-ных компонентов профессионального мышления у студентов социономического типа профессий. Методики: 1) метод ретроспективного описания и прогностического самоанализа испытуемым педагогической проблемной ситуации (М.М. Ка-шапов, И.В. Серафимович); 2) морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина). Выборка: всего 109 студентов высших и средних профессиональных учебных заведений города Ярославля, из них 36 студентов, разных вузов, членов Ярославской областной общественной организации «Союз студентов», занимающихся общественной деятельностью и 37 студентов различных высших учебных заведений, не ведущих активной общественной деятельности, 36 студентов Ярославского торгово-экономического колледжа (техникума).
Результаты и их обсуждение
1. Приоритетные ценностные ориентации и жизненные сферы у разных групп студенчества
Анализ студентов техникума. Согласно полученным нами данным, из перечня жизненных ценностей у студентов техникума на первом месте саморазвитие, на втором - духовное удовлетворение и материальное положение, на третьем - достижения; последнее и предпоследнее место занимают социальные контакты и собственный престиж.
Студенты техникума в выборе профессионального пути руководствовались не престижем (поступление в вуз, получение высшего образования), а получением удовлетворения от профессии и возможностью улучшить свое материальное положение. Терминальные ценности могут находить свою реализацию в различных жизненных сферах, т.е. тех социальных сферах, где может выполняться профессиональная деятельность. Наиболее значимы из жизненных сфер у студентов техникума профессиональная и семейная жизнь, обучение и образование. Наименее значимы - физическая активность и общественная жизнь.
Анализ студенческого актива вузов. Самыми важными для студентов-активистов являются такие жизненные ценности, как достижения, духовное удовлетворение и социальные контакты, наименее важны собственный престиж и креативность. Данные студенты реализуют свои ценности в таких сферах как увлечения и общественная жизнь. Профессиональная жизнь находится на третьем месте, а семейная жизнь на последнем шестом месте.
Анализ студентов вузов. Приоритетными ценностями они считают материальное положение, духовное удовлетворение, обучение и образование, последние места занимают креативность и собственный престиж. У студентов вуза жизненные сферы направлены на профессиональную реализацию, на первом месте профессиональная жизнь, на втором месте семейная жизнь, на третьем обучение и образование.
Сходное с нашим исследованием сравнение представлено в работе И.В. Дрейзина, О.В. Вахру-шевой [5], где установлено, что существует разница между направлениями подготовки в ценностях: юридическом и психологическом. Студенты-юристы имеют нравственно-деловую направленность деятельности личности, представленную ценностями: развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, приоритетные сферы - это сфера профессиональной жизни и повышение своей квалификации. А студенты-психологи имеют эгоистически-престижную направленность деятельности личности (ценности: собственный престиж, достижения, материальное положение, сохранение собственной индивидуальности).
По аналогии мы условно можем сделать выводы о том, что студенческий актив имеет карьерно-гедонистическую направленность, студенты вузов имеют профессионально-семейную направленность, студенты техникума - направленность на самоактуализацию в различных сферах. Эти названия направленностей нами даны условно, для обозначения ключевого вектора в системе ценностных ориентаций различных представителей студенчества. Полученные нами данные согласуются с имеющимися в литературе. В исследовании
Таблица 1
Сравнение выборок по и-критерию Манна-Уитни
Студенты техникум/ Студенты вузов Студенческий актив вузов/ Студенты техникум Студенческий актив вузов/ Студенты вузов
и Z Р и Z Р и Z Р
Развитие себя 219,50 4,92 0,000001 566,00 -0,92 0,358684 251,50 4,57 0,000005
Духовное удовлетворение 296,00 4,08 0,000046 542,00 1,19 0,234767 240,50 4,69 0,000003
Креативность 269,50 4,37 0,000012 548,50 1,11 0,264866 200,50 5,13 0,000000
Социальные контакты 330,00 3,70 0,000214 285,50 4,08 0,000046 104,00 6,20 0,000000
Собственный престиж 269,50 4,37 0,000012 558,00 -1,01 0,313467 234,00 4,76 0,000002
Достижения 184,50 5,31 0,000000 418,50 2,58 0,009907 108,00 6,15 0,000000
Материальное положение 298,00 4,05 0,000050 552,50 -1,07 0,284657 308,50 3,94 0,000082
Сохранение индивидуальности 190,00 5,25 0,000000 550,00 -1,10 0,272173 176,00 5,40 0,000000
Профессиональная жизнь 285,00 4,20 0,000027 572,00 -0,85 0,395157 314,50 3,87 0,000108
Обучение и образование 259,50 4,48 0,000007 604,00 -0,49 0,624198 246,50 4,62 0,000004
Семейная жизнь 197,50 5,16 0,000000 314,00 -3,76 0,000173 328,00 3,72 0,000196
Общественная жизнь 253,50 4,55 0,000005 269,50 4,26 0,000021 79,50 6,47 0,000000
Увлечения 234,50 4,76 0,000002 310,50 3,80 0,000147 120,00 6,02 0,000000
Физическая активность 181,50 5,34 0,000000 510,00 1,55 0,121487 204,00 5,09 0,000000
Таблица 2
Критерии ситуативности-надситуативности (М.М. Кашапов, И.В. Серафимович) в %
Характеристика решения Баллы Студенческий актив вузов Студенты техникума Студенты вузов
Преобладают ситуативные решения 0-1 11 28 11
Чаще ситуативные, чем надситуативные решения 2-3 58 39 27
Чаще надситуативные, чем ситуативные решения 4-5 31 28 51
Преобладают надситуативные решения 6-7 0 5 11
Примечание: 1 критическое = 2,028, при р < 0,05; 1 = 2,719 при р < 0,01.
Е.Т. Матюх [12], было установлено, что потенциальные выпускники, обучающиеся по специальности «Журналистика», обладают высоким уровнем духовного развития (в иерархии ценностей духовные ценности занимают лидирующее положение). Вместе с тем, наши результаты сопоставимы и с данными Е.Д. Алексеевой [1], которая исследуя жизненные ценности студентов технического вуза, выявила, что у студентов на первом месте материальное положение, а на последнем - креативность, т.е. можно говорить о присутствии крайностей, полярностей в ценностных ориентациях студенчества.
2. Особенности метакогнитивных компонентов профессионального мышления у студентов. Взаимосвязь надситуативности мышления и ценностных ориентации студентов.
Анализ уровня надситуативности мышления позволяет увидеть, что больше всего надситуативных решений у студентов вузов. При этом самая высо-
кая ситуативность при решении профессиональных проблемных ситуаций наблюдается у студенческого актива, что позволяет говорить о высокой эмоциональности реагирования, не всегда широкой и глу -бокой контекстности понимания сути проблемных ситуаций, трудностях нахождения оптимального способа поведения. Анализ достоверности отличий позволил выявить, что отличия есть между группами студенческий актив вузов и студенты вузов (1=-2,158), студенты вузов и студенты техникума (1=-2,174). Эти данные дают основания говорить о том, что уровень образования положительно связан с уровнем надситуативности мышления. С другой стороны, данные корреляционного анализа, представленного ниже, уточняют, что само по себе повышение надситуативности мышления без интеграции с личностными качествами - ценностными ориентациями, не создает основы для реализации успешной профессиональной деятельности.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
109
На примере средне-специального образования зафиксировано, что такая интеграция имеется, и она влияет не только на расширение возможностей профессионального, но и личностного роста.
У студентов вузов в целом общая надситуатив-ность не имеет значимых корреляций с какими-либо ценностями, что дает нам возможность выдвинуть гипотезу о том, что на начальных этапах обучения ценностные ориентации в профессии еще формируются и не влияют на целостный охват ситуации профессиональной деятельности и направленность в их решении. Вместе с тем, общая надситуативность у студентов техникумов положительно связана с креативностью (р=0,40, р<0,05), с социальными контактами (р=0,38, р<0,05), с собственным престижем (р=0,38, р<0,05). Студенты техникума вскоре получат документ об образовании и владеют основными навыками в получаемой профессии, имеют за плечами опыт прохождения практики, что дает им возможность целостного охвата поля профессиональных проблемных ситуаций. Также это создает предпосылки для креативной направленности в поиске конструктивных решений, понимание зависимости уровня собственного престижа от уровня профессионального подхода, направленность на социальные взаимодействия как возможность расширения когнитивной сложности и стремление к установлению благоприятных отношений с другими людьми, значимость всех аспектов человеческих взаимоотношений. Установлены и положительные взаимосвязи общей надситуативности с такими жизненными сферами как, семейная жизнь (р=0,40, р<0,05), и увлечения (р=0,38, р<0,05), т. е. можно предположить, что надситуативность в той или иной мере способствует гармоничности и разнонаправленно-сти в различных жизненных сферах.
У студенческого актива вузов наблюдается несколько иная ситуация: жизненная ценность сохранение индивидуальности отрицательно связана с общей надситуативностью (р=-0,35, р<0,05), и с такими компонентами надситуативности, как глубина (р=-0,35, р<0,05) и оперативность (р=-0,36, р<0,05). Получается, что ситуативный (зауженный) взгляд на выбранный приоритет при обучении в вузе - социальную активность, позволяет абстрагироваться от остального, умение «замедлять восприятие временного контекста» и не всегда глубоко анализировать происходящие события, дает возможность в полной мере сконцентрироваться на самораскрытии через общественную деятельность.
Выводы
1. Изучение предпочтений в ценностных ориен-тациях позволило установить, что у разных групп современного студенчества приоритетными являются различные жизненные сферы: студенческий актив нацелен на общественную жизнь и увлече-
ния (профессиональная жизнь на третьем месте), студенты техникумов и студенты вузов на профессиональную и семейную жизнь. Направленность в ценностях у вышеуказанных групп может быть охарактеризована как карьерно-гедонистиче-ская (у студенческого актива), профессионально-семейная (у студентов вуза), самоактуализацион-ная (у студентов техникума).
2. Углубление понимания понятия надситуатив-ности профессионального мышления позволило зафиксировать, что, во-первых, надситуативность развивается в процессе профессионализации, и более высокий уровень может наблюдаться при получении высшего образования. Во-вторых, отмечено, что наиболее активная интеграция мышления и личностных качеств, в данном случае, ценностных ориентаций, отмечается на завершающих этапах освоения будущей профессии. Будущая продуктивная профессиональная деятельность в большинстве случаев трудноосуществима без надситуативности, раскрывающей креативность личности, способствующей выполнению деятельности с учетом престижа и стимулирующей развитие партнерства и социальных контактов, являющихся в современном мире неотъемлемым условием эффективной деятельности.
Библиографический список
1. Алексеева Е.Д. Исследование жизненных ценностей студентов технического вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 9-2. - С. 172-175.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
3. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. - М.: Мысль, 1979. - 230 с.
4. Вильданов Х.С. Мотивационная структура поведения человека: социально-педагогический аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 214.
5. Дрейзин И.В., Вахрушева О.В. Изучение различий жизненных ценностей у студентов юристов и студентов психологов // Актуальные проблемы права, экономики и управления. - 2016. - № 12. -С. 233-236.
6. Ежевская Т.И. Ценности как важный психологический ресурс личности // Гуманитарный вектор. - 2010. - № 2. - С. 55-59.
7. Кайтукова З.Х. Развитие ценностного компонента творческого потенциала личности студента педагогического вуза // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (37). -С. 112-115.
8. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология ме-такогнитивных процессов личности. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 352 с.
9. Кашапов М.М. Концептуальные характеристики творческого профессионального мышления // Методология современной психологии. -2017. - № 7. - С. 1б1-177.
10. Кириллова Я.В. Взаимосвязь между эффективностью решения, жизненных задач, экзистен-циональными, ценностями и удовлетворенностью жизнью, как духовная составляющая личности человека // Современная психология: теория и практика: материалы XVI междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 13-14 апреля 2015 г. - М.: Изд-во «Институт стратегических исследований»; Изд-во «Перо», 2015. - С. 14б-151.
11. Маркова Ю.А., Мареева Е.Б., Севидова Л. Ю. Социально-психологические и возрастные характеристики периода студенчества [Электронный ресурс] // Российский медицинский журнал: электронный журнал. - 2010. - № 18. - Режим доступа:www.rmj.rrnarticles_7227.htm (дата обращения: 13.05.2018).
12. Матюх Е. Т. Жизненные ценности современной молодежи в условиях социального риска // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 4. - С. 322.
13. Прохоров А.О., Чернов А.В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология. - 2014. - Т. 7. - № 2. - С. 82-93.
14. Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Метакогнитивный мониторинг в решении учебных задач: соотношение обобщенных и предметно-специфичных навыков // Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Калининград, 23-27 июня 2014 г. - Калининград, 2014. -С. 533-534.
15. Серафимович И. В., Базанова Г. Ю. Интеллект и метакогниции на этапе выбора профессии и начальных этапах профессионализации [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - № 3. - Режим доступа: http:// mir-nauki.com/PDF^PSMN 17.pdf (дата обращения: 13.05.2018).
16. Янченко И.В., Окунева В.С. Проекты социальной направленности в развитии общепрофессиональных компетентностей студентов технического вуза // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № б-1 (б0). -С. 135-138.
17. Flavell J.H. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. - N. Y., 197б. -Pp. 231-235.
18. HackerD.J., BolL., KeenerM.C. Metacognition in education: A focus on calibration. In: J. Dunlosky, R.A. Bjork (Ed.) Handbook of metamemory and memory. - N.Y.: Psychology Press, 2008. - Pp. 429455.
19. Kashapov M.M., Serafimovich I.V., Poshekhonova Y.V. Components of metacognition
and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking // Psychology in Russia: State of the Art. -2017. - № 10 (1). - P. 80-94.
20. Schraw G., Moshman D. Metacognitive theories // Educational Psychology Review. - 1995. -Vol. 7. - Pp. 351-371.
References
1. Alekseeva E.D. Issledovanie zhiznennyh cennostej studentov tekhnicheskogo vuza // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2015. -№ 9-2. - S. 172-175.
2. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya. - SPb.: Piter, 2001. - 272 s.
3. Brushlinskij A.V Myshlenie i prognozirovanie: Logiko-psihologicheskij analiz. - M.: Mysl', 1979. -230 s.
4. Vil'danov H.S. Motivacionnaya struktura povedeniya cheloveka: social'no-pedagogicheskij aspekt // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2016. - № 3. - S. 214.
5. Drejzin I.V., Vahrusheva O.V. Izuchenie razlichij zhiznennyh cennostej u studentov yuristov i studentov psihologov // Aktual'nye problemy prava, ehkonomiki i upravleniya. - 2016. - № 12. - S. 233-236.
6. Ezhevskaya T.I. Cennosti kak vazhnyj psihologicheskij resurs lichnosti // Gumanitarnyj vektor. - 2010. - № 2. - S. 55-59.
7. Kajtukova Z.H. Razvitie cennostnogo komponenta tvorcheskogo potenciala lichnosti studenta pedagogicheskogo vuza // Vestnik YAroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seriya: Gumanitarnye nauki. - 2016. - № 3 (37). -S. 112-115.
8. Karpov A.V., Skityaeva I.M. Psihologiya metakognitivnyh processov lichnosti. - M.: Institut psihologii RAN, 2005. - 352 s.
9. Kashapov M.M. Konceptual'nye harakteristiki tvorcheskogo professional'nogo myshleniya // Metodologiya sovremennoj psihologii. - 2017. -№ 7. - S. 161-177.
10. Kirillova YA.V Vzaimosvyaz' mezhdu ehffektivnost'yu resheniya, zhiznennyh zadach, ehkzistencional'nymi, cennostyami i udovletvorennost'yu zhizn'yu, kak duhovnaya sostavlyayushchaya lichnosti cheloveka // Sovremennaya psihologiya: teoriya i praktika: materialy XVI mezhdunar. nauch.-prakt. konf., g. Moskva, 13-14 aprelya 2015 g. - M.: Izd-vo «Institut strategicheskih issledovanij»; Izd-vo «Pero», 2015. - S. 146-151.
11. Markova YU.A., Mareeva E.B., Sevidova L.YU. Social'no-psihologicheskie i vozrastnye harakteristiki perioda studenchestva [EHlektronnyj resurs] // Rossijskij medicinskij zhurnal: ehlektronnyj zhurnal. - 2010. - № 18. - Rezhim dostupa:www. rmj.ru>articles_7227.htm (data obrashcheniya: 13.05.2018).
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
111
12. Matyuh E.T. ZHiznennye cennosti sovremennoj molodezhi v usloviyah social'nogo riska // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2012. - № 4. - S. 322.
13. Prohorov A.O., CHernov A.V. Vliyanie refleksii na psihicheskie sostoyaniya studentov v processe uchebnoj deyatel'nosti // EHksperimental'naya psihologiya. - 2014. - T. 7. - № 2. - S. 82-93.
14. Savin E.YU., Fomin A.E. Metakognitivnyj monitoring v reshenii uchebnyh zadach: sootnoshenie obobshchennyh i predmetno-specifichnyh navykov // SHestaya mezhdunarodnaya konferenciya po kognitivnoj nauke: Tezisy dokladov. Kaliningrad, 2327 iyunya 2014 g. - Kaliningrad, 2014. - S. 533-534.
15. Serafimovich I.V., Bazanova G.YU. Intellekt i metakognicii na ehtape vybora professii i nachal'nyh ehtapah professionalizacii [EHlektronnyj resurs] // Internet-zhurnal «Mir nauki». - 2017. -T. 5. - № 3. - Rezhim dostupa: http://mir-nauki. com/PDF/66PSMN317.pdf (data obrashcheniya: 13.05.2018).
16. YAnchenko I. V., Okuneva V S. Proekty social'noj napravlennosti v razvitii obshcheprofessional'nyh kompetentnostej studentov tekhnicheskogo vuza // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. -2017. - № 6-1 (60). - S. 135-138.
17. Flavell J.H. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. - N. Y., 1976. -Pp. 231-235.
18. Hacker D.J., Bol L., Keener M.C. Metacognition in education: A focus on calibration. In: J. Dunlosky, R.A. Bjork (Ed.) Handbook of metamemory and memory. - N.Y.: Psychology Press, 2008. - Pp. 429-455.
19. Kashapov M.M., Serafimovich I.V, Poshekhonova Y.V. Components of metacognition and metacognitive properties of forecasting as determinants of supra-situational pedagogical thinking // Psychology in Russia: State of the Art. -2017. - № 10 (1). - R. 80-94.
20. Schraw G., Moshman D. Metacognitive theories // Educational Psychology Review. - 1995. -Vol. 7. - Pp. 351-371.