Научная статья на тему 'Специфика ценностно-мотивационной сферы студентов-участников инновационных форм занятости'

Специфика ценностно-мотивационной сферы студентов-участников инновационных форм занятости Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
225
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЗАНЯТОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ / STUDENTS / EMPLОYMENT / MОTIVATIОN / VALUE-MОTIVATIОNAL SPHERE / INNОVATIVE FОRMS ОF EMPLОYMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курочкина Светлана Валерьевна

Одними из основных факторов изучения любой деятельности, является ценностная и мотивационная сферы субъекта. Проблема вовлечения молодежи в инновационные формы занятости является важной исследовательской темой в социальной психологии. Ее актуальность связана со сложившейся в России социальной, социально-политической и экономической ситуацией, когда для молодежи нет строго определенной и единственной социальной перспективы. В этих условиях возможны различные стратегии поведения и варианты социальной динамики. Для молодежи, вступающей в сферу труда и осуществляющей выбор профессиональных ориентаций, это имеет особое значение, особенно для такой группы, как студенческая молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity оf value-mоtivatiоnal sphere оf students by the participants оf innоvativefоrms оf emplоyment

Оne оf the main factоrs оf the study оf any activity is оf values and mоtivatiоnal sphere оf the subject. The prоblem оf yоuth invоlvement in innоvative fоrms оf emplоyment is an impоrtant research tоpic in sоcial psychоlоgy. Its relevance is assоciated with the current Russia’s sоcial, sоciо-pоlitical and ecоnоmic situatiоn where yоung peоple dо nоt have well-defined and unique sоcial perspective. Under these circumstances, the behaviоur may be of different strategies and оptiоns fоr sоcial dynamics. Fоr yоuth entering the wоrld оf wоrk and tо make a chоice оf prоfessiоnal оrientatiоn, it is оf particular impоrtance, especially fоr such a group as higher education institutions’ students.

Текст научной работы на тему «Специфика ценностно-мотивационной сферы студентов-участников инновационных форм занятости»

Специфика ценностно-мотивационной сферы студентов-участников инновационных форм занятости

УДК 316.35

Курочкина Светлана Валерьевна

Ярославский государственный университет им. П.Г Демидова

[email protected]

СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ-УЧАСТНИКОВ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ЗАНЯТОСТИ

Одними из основных факторов изучения любой деятельности, является ценностная и мотивационная сферы субъекта. Проблема вовлечения молодежи в инновационные формы занятости является важной исследовательской темой в социальной психологии. Ее актуальность связана со сложившейся в России социальной, социально-политической и экономической ситуацией, когда для молодежи нет строго определенной и единственной социальной перспективы. В этих условиях возможны различные стратегии поведения и варианты социальной динамики. Для молодежи, вступающей в сферу труда и осуществляющей выбор профессиональных ориентаций, это имеет особое значение, особенно для такой группы, как студенческая молодежь.

Ключевые слова: студенческая молодежь, занятость, мотивация, ценностно-мотивационная сфера, инновационные формы занятости.

Студенческий возраст - максимально плодотворный период формирования научных знаний, профессионального роста, совершенствования личности, ее внутренней культуры. Он характеризуется развитием вербального интеллекта, рефлексии, динамичностью возбуждения, повышением наблюдательности.

Трудовая деятельность студентов выполняет определенные функции, изучение которых необходимо для адекватных решений в сферах труда и высшего образования.

Совмещение учебы и трудовой деятельности студентами очной формы обучения уже стало характерной особенностью образовательного процесса в высшей школе. Студенты предпочитают учиться на дневном отделении и работать, несмотря на возможности иных форм обучения, не требующих постоянного присутствия в аудитории [1].

Под занятостью мы будем понимать участие индивида в общественно-полезной деятельности, которая может обеспечивать его заработком, включая обучение в вузе, поэтому занятость студентов помимо ВУЗа, классифицируется как вторичная, что является распространенным явлением, вызванным динамикой развития и модернизации российского общества, его экономическими и политическими преобразованиями [2].

Вторичная занятость студентов является одной из значимых характеристик жизнедеятельности российского студенчества. Выяснить ее причины и мотивы участия в ней позволяют результаты авторского социологического опроса, проведенного в 2010-2012 гг. среди 360 студентов ЯрГУ

Были получены следующие результаты. 87,3% опрошенных заняты вторично. Из них 65,7% в качестве мотива отмечают «желание иметь личные деньги»; 59,7% - отметили необходимость обеспечения средств к существованию; 27,7% опрошенным работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться; 18,9% - помогают родителям; 10,9% - стремятся к самореализации; 9,7% - отметили необходимость платить за жилье; 8,8% студентов обеспечи-

вают собственную семью; 7,6% - самостоятельно оплачивают обучение. Так, можно сделать вывод о высокой степени заинтересованности студенчества в занятости помимо обучения в вузе.

Проблема вовлечения молодежи в инновационные формы занятости является важной исследовательской темой в социальной психологии.

Выявление психологических особенностей мотивации и ценностных ориентаций участия молодежи в инновационных формах занятости позволит не только констатировать предпосылки для ее формирования и развития, но и прогнозировать дальнейшее развитие карьеры молодого человека в рамках того или иного нетипичного направления занятости, а также обозначить пути и перспективы их развития.

Учитывая, что студенческая молодежь - это потенциал будущего России, вопросы формирования и развития профессиональной активности студентов как будущих специалистов на этапе вузовской профессиональной социализации приобретают особую актуальность, в связи с чем встает необходимость исследования ценностно-мотивационной сферы студентов, принимающих участие в инновационных формах занятости [3, с. 164].

В психолого-педагогической литературе обнаруживаем, что ценность - это принятое в философии, этике, эстетике, социологии, психологии и социальной психологии понятие, при помощи которого социально-историческое значение определенных явлений действительности можно охарактеризовать для индивида и общества. С помощью ценностей индивид осуществляет выбор, в соответствии с которым принимается решение о том, что, в какой очередности и каким способом реализовать из множества потребностей и возможностей в определенных условиях.

Ценностная сфера связана с усложнением стимулов поведения индивида и причин социального действия. На первом плане здесь не безусловная необходимость, то, без чего нельзя существовать (уровень потребностей), не выгода с материальной точки зрения (уровень действия интересов), а то,

© Курочкина С.В., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

69

ПСИХОЛОГИЯ

что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве. Здесь речь об аспектах мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности.

Сложность и комплексность феномена мотивации вызвала к жизни значительное количество теорий, концепций мотивов трудовой деятельности. Каждый исследователь предлагает и обосновывает свою классификацию мотивов, в которой содержится объяснение природы трудовой мотивации и перечисление конкретных мотивов труда. Наиболее часто в научной и учебной литературе указываются теории мотивации, предложенные зарубежными исследователями Ф. Герцбергом, Э. Лоулером и Л. Портером, Д. МакКлелландом,

А. Маслоу, Дж. Аткинсоном, В. Врумом.

Современные концепции мотивации в отличие от классических в основном рассматривают механизм функционирования процессов мотивации и, в большинстве своем, не указывают конкретные мотивы, побуждающие человека к деятельности и поведению, что затрудняет их применение на практике.

Ценностно-мотивационная позиция согласно инновационной деятельности определяется как совокупность внутренних потребностей, наличие внешних факторов и сложившихся общественных ценностей, побуждающих к активной деятельности в данной сфере; и приобретающих индивидуальную значимость.

Мотивационная сфера выделяется как связь различных видов деятельности, которая обуславливает осознанное направление действий индивида, определяет скрытые возможности личности. Вопросы мотивов и мотивации подробно и многоаспектно освещены в работах отечественных и зарубежных ученых (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, X. Хекхаузен и др.).

Изучение и развитие активности участников инновационных форм занятости (ИФЗ) имеет важное значение для представителей студенчества любой специальности. Показателями мотивационной готовности к ИФЗ служат: динамичный интерес; позитивное отношение, стремление заниматься ИФЗ; переживание позитивных эмоциональных состояний по поводу участия в ИФЗ и оценка своего профессионального и личностного опыта; позитивное отношение к перспективам деятельности; сформированность мотива самосовершенствования и мотива преодоления трудностей; осознание индивидом недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить; самостоятельность в разрешении проблем, ответственность.

Результатом участия студентов в инновационных формах занятости становится развитие их как полноценных личностей, способных к непрерывному качественному саморазвитию, самостоятельному мышлению, умению формировать собственные положения, планировать и осуществлять профессиональную деятельность, умению отстаивать свою позицию.

Мотивационный фактор способствует и достижению профессионального мастерства посредством преобразования знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста.

Авторское исследование ценностно-мотивационной сферы студентов-участников инновационных форм занятости, проведенное в 2013-2015 гг. на базе ЯрГУ им.П.Г. Демидова, позволяет говорить о том, что для студентов-участников ИФЗ стремление заслужить репутацию, признание в конкретной сфере является одним из ведущих мотивов поведения, а его преобладание - один из механизмов, который заставляет студента поддер-

Таблица 1

Средние значения и стандартная ошибка показателей мотивационных тенденций по С.М. Петровой по выборке участников ИФЗ

Мотивационные тенденции Среднее Стандартная ошибка

Условные обозначения Название переменной

Ал Альтруистическая 3,29 0,07

Ком Коммуникативная 3,17 0,08

Тр Т рудовая 2,95 0,10

А Акизитивная 2,91 0,10

Опт Оптимистическая 2,76 0,06

Пз Познавательная 2,71 0,10

Пг Пугническая 2,58 0,11

ПО Позитивного отношения 2,58 0,10

Инд Индивидуализации 2,48 0,08

ГбС Стремление к совершенству 2,47 0,10

ИН Избегания неприятностей 2,29 0,09

Эг Эгоцентрическая 1,91 0,07

Нор Нормативная 1,89 0,08

Нр Нравственная 1,87 0,11

Гед Гедонистическая 1,84 0,10

ГбП Стремление к превосходству 1,69 0,08

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Специфика ценностно-мотивационной сферы студентов-участников инновационных форм занятости

живать свою «форму» и скрупулезно относиться ко всем видам занятости [4, с. 182]. Однако когда речь заходит об ИФЗ, эти мотивы отходят на второй план, уступая интересу к выполняемой работе.

Решающую роль участия студента в ИФЗ признается за «мотивом достижения» - стремления к успеху. Исследователями он оценен как глубинный агент, характерный таким группам людей как ученые, бизнесмены, политики, и определяется желанием соответствовать руководящим критериям, преуспеть в условиях конкуренции, стремлением максимально эффективного достижения поставленных целей.

На основе анализа основных показателей описательной статистики по выборке студентов-участников ИФЗ, а именно - средних значений и стандартной ошибки по переменным ценностномотивационной сферы (см. табл. 1, 2), построим мотивационный и ценностный профиль личности участников ИФЗ.

Из таблицы 1 видно, что первостепенно, студентам, занятым в ИФЗ, характерны альтруистическая и коммуникативная мотивационные тенденции, а гедонистическая, эгоцентрическая, нормативная, нравственная и гедонистическая, как стремление к превосходству, выражены значительно меньше.

Можно утверждать, мотивационному профилю личности студента-участника ИФЗ свойственна ориентация на общение, склонность к оказанию помощи ближним (иногда, в ущерб себе). В отношении этого тезиса может возникнуть возражение, заключающееся в высокой социальной желательности полученных результатов. Однако в виду того, что для диагностики мотивационных тенденций в исследовании использована проективная методика, в определенной степени данное возражение снимается.

Кроме того, следует упомянуть, что студенты-участники ИФЗ не ориентированы на себя без ущерба для других, на что указывает низкая эгоцентрическая мотивация. На престижность и авторитет - низкое стремление к превосходству, низкие

нормативная и нравственная мотивационные тенденции указывают на социальные нормы и нравственные правила, а на ведение исключительно легкой, счастливой жизни - низкая гедонистическая мотивация.

Из полученных в ходе исследования данных, можно отметить, что перечисленные мотивационные особенности участников ИФЗ являются типичными для студенческой молодежи в целом. Студенчество ориентировано на установление активных контактов с окружающими, а ценность общения становится доминирующей. Одновременно с этим, именно для молодых людей свойственно разотождествление себя с морально-нравственными императивами, несколько пренебрежительное отношение к завоеванию более высокого по сравнению с другими социального статуса. С другой стороны, в условиях сложной социально-экономической ситуации они не могут быть сконцентрированы только на удовольствии, понимая и осознавая необходимость решения реальных проблем, стоящих перед ними.

Что же касается доминирующих ценностных ориентаций студентов-участников ИФЗ (табл. 2), то предпочтение отдается следующим: Достижение, Самостоятельность, Доброта и Безопасность. Традиции же не рассматриваются ими в качестве ведущего жизненного ориентира.

Как и в случае с мотивационными тенденциями, представленная структура ценностей типична для молодых людей в целом. Основополагающие идеалы студенчества - личный успех в соответствии с социальными стандартами, на что указывает высокий показатель ценности достижения, самостоятельность мышления и выбора способов действия - ценность самостоятельности. Эта иерархия уровней ценностей, отражающих стремление к обретению собственной значимости и автономии.

На втором уровне ценностной сферы доминирует ориентация на сохранение и увеличение благополучия близких людей (показатели доброты

Таблица 2

Средние значения и стандартная ошибка показателей ценностных ориентаций по Ш. Шварцу по выборке участников ИФЗ

Ценности Среднее Стандартная ошибка

Условные обозначения Название переменной

A Достижение 5,41 0,12

SD Самостоятельность 5,30 0,12

B Доброта 5,31 0,12

S Безопасность 5,29 0,10

G Гедонизм 5,17 0,13

C Конформность 4,83 0,11

St Стимуляция 4,69 0,14

U Универсализм 4,47 0,13

P Власть 4,43 0,11

T Т радиции 3,91 0,12

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

71

ПСИХОЛОГИЯ

и безопасности), с одной стороны, и безопасность и стабильность общества и отношений в нем -с другой. Что вновь указывает на ведущую мотивационную тенденцию стремления к установлению стабильных отношений с окружающими.

Необходимо также обозначить меньшую устремленность личности студента-участника ИФЗ на традиции: уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре и следование им. В условиях отсутствия конкретной идеологии таковых ориентиров для молодежи нет и быть не может, что и обуславливает низкую значимость для молодых людей этой ценности [5].

Обобщая, отметим, что более значимым фактором иерархии ценностно-мотивационной сферы являются возрастные особенности, а не социальнопрофессиональные ориентиры личности.

В завершение отметим, что трудовая активность молодежи является основой прогресса общества и его благополучия. Проведенное исследование ценностно-мотивационной сферы студентов-участников ИФЗ указывает на потребность в более детальном изучении вопроса участия представителей студенчества в ИФЗ. Выявленные ведущие ценностные и мотивационные тенденции являются основополагающими условиями совершенствования потенциала личности и самореализации его в практической профессиональной деятельности. Это указывает на необходимость популяризации ИФЗ среди студенческой молодежи, что несомненно, скажется на повышении качества личностных характеристик индивида и кадровых ресурсов в целом.

Библиографический список

1. Албегова И.Ф., Буторина А.А., Янкевич Г.А. Социальная политика как отражение социальной структуры современного российского общества. -Ярославль: «Литера», 2007. - 164 с

2. Албегова И.Ф. Социология социальных проблем как инновационное научно-практическое направление исследования современного российского общества // Вестник социально-политических наук. - 2007. - Вып. 7. - С. 5-8.

3. Аллахвердян А.Г., Машков Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. - М., 1998. -312 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/ЫbИоtek_Buks/Psihоl/AПahv/ index.php (дата обращения: 09.01.2014).

4. Курочкина С.В. Причины участия студенческой молодежи во вторичной занятости // Шестьдесят седьмая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием. Ярославль. Ч.2: тез. докл. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ 2014. - 376 с.

5. Курочкина С.В. Социальная политика в области занятости студентов (на примере ЯрГУ им. П.Г. Демидова) // Россия в период трансформации / под ред. В.Н. Степанова. - Ярославль: РИО Академии МУБиНТ, 2014. - 120 с.

6. ЛомовБ.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 449 с.

7. Родионова А.В. Трудовая занятость студентов в

контексте обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Н1р:/Леопа-ргасЬса.ш/-7-2011/sоciоlоgy/

rоdiоnоva.pdf (дата обращения: 21.01.2014).

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.