и мотивационной сферам личности, отличная от специфики взаимосвязей в группе менее успешных менеджеров.
Библиографический список
1. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
2. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. - СПб., 2001. - С. 55-81, 96-97.
3. Никиреева Е.М. Психологические особенности направленности личности. - М., 2007. - 72 с.
4. Серёгина Т.Н. Личностные особенности, де-
терминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН, 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/ mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/seryogina_. html (дата обращения: 20.03.2015).
5. Сухинин В.П., Горшенина М.В. Введение в менеджмент. - Сызрань: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. - 114 с.
6. Шалаева Т.И. Использование методики исследования социального интеллекта в профкон-сультировании. - Изд-во: МПУЦ, 2005. - 52 с.
УДК 159.922.7
Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна
кандидат психологических наук, доцент
Гумерова Фарида Фатхулловна
кандидат педагогических наук, доцент Сибайский институт Башкирского государственного университета
[email protected], [email protected]
ПРЕДАСОЦИАЛЬНЫЕ ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
В статье рассматриваются особенности проявления асоциальных паттернов поведения детей старшего дошкольного возраста, в зависимости от социально-психологических особенностей личности. Приведены результаты констатирующего исследования.
Ключевые слова: асоциальное поведение, паттерны поведения, социально-психологический тип личности.
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных установок возросло число детей и подростков, склонных к асоциальному поведению. По всей России отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные противоправные деяния. Причин такого феномена множество: это и безнадзорность детей, и склонность к правонарушениям в связи с особенностями структуры психики, и несформи-рованность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации, и безответственность ребенка за собственные поступки, которая нередко оправдывается незнанием законов.
Анализ отдельных видов асоциального поведения показал, что асоциальное поведение неоднозначно проявляется у представителей разного возраста, и в соответствии нахождения в различных типах образовательных учреждений. Действительно, трудно представить асоциальность без начальных стадий, предшествующих ее образованию.
Учитывая снижение возрастного порога детских отклонений в поведении, на наш взгляд, целесообразно изучать многие аспекты асоциального поведения, начиная с дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью обеспечивающее социализацию и личностное становление детей. Соответственно оно является важным социальным институтом в предупреждении асоциального поведения дошкольников.
Как известно, дети дошкольного возраста характеризуются высокой социально-психологической восприимчивостью, вариативностью и пластичностью. Вместе с тем, как отмечает С.В. Шепелева, исходя из ведущей деятельности и социальной ситуации развития, было бы неадекватно говорить о феноменах асоциального поведения у дошкольников [7, с. 7]. В своем исследовании, автор, изучая проблему девиантного поведения дошкольников, опирается на термин преддевиантное поведение. Она отмечает, что в детских группах дошкольного возраста могут проявляться специфические симптомы преддевиантного поведения характеризующиеся: импульсивностью, спонтанностью; ситуативностью; деструктивными действиями на ограничивающие, нормативные условия микросреды; относительной неустойчивостью; элиминацией (угасанием) в процессе социально-психологической профилактики [7, с. 7].
На ранних возрастных этапах личностного развития преддевиантное развитие характеризуется спонтанностью, кратковременностью или нестойкостью, легкой угасаемостью, защитной компенса-торностью, в форме деструктивного, имитационного поведения.
Сопутствующими преддевиантному поведению социально-деятельностными условиями являются: социальные ограничения (запреты, требования воспитателей), познавательно-деятельностная неуспешность, ситуации наказания, в случаях невыполнения нормативных требований, отсутствие
72
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Давлетбаева З.К., Гумерова Ф.Ф., 2015
необходимых предметов (игрушек, письменных принадлежностей и др.), стигмальные ситуации (навешивание ярлыков, оскорбительных кличек, прозвищ и др.). Ведущими мотивами преддеви-антного поведения у дошкольников чаще всего оказываются: защитно-компенсаторные; личного первенства, превосходства; самоутверждения; привлечение внимания; подражания и удовольствия.
Преддевиантное поведение дошкольников чаще всего выражается в формах: игнорирования групповых норм и требований воспитателей; вербальная и физическая агрессивность в виде угроз и драчливости; присвоении чужих предметов, упрямстве; повреждении предметов; отказе от еды. Указанные формы преддевиантного поведения дошкольников в большинстве случаев соответствуют асоциальному и пассивно-социальному поведению. Обобщение структурных поведенческих компонентов у дошкольников убедительно свидетельствуют о наличии у них ранних преддевиантных форм и видов поведения [7, с. 59].
Исследования в области воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Ф.Ф. Гумеровой говорят о том, что основными направлениями формирования культуры поведения детей являются гносеологическое, деятельност-ное, уклад семейной жизни и влияние окружающей среды. Навыки социально ожидаемого поведения детей формируем передавая им необходимые для этого знания, требуя выполнения определенных действий, через семейные традиции и создавая необходимую окружающую обстановку и социальное окружение. Недостаток информации для ребенка о правилах поведения и общения, нарущения семейных взаимоотношений или уклада семейной жизни и асоциальное окружение приводят к асоциальному поведению[3, с. 43].
Теоретические предпосылки изучения проблемы, позволили З.К. Давлетбаевой определить асоциальное поведение, как субъектно-деструк-тивную активность, направленную на удовлетворение потребностей человека путем социально-неприемлемых форм поведения, характеризующихся преднамеренным и осознанно-умышленным характером прямого воздействия на личность, противоречащих сложившейся системе социальных отношений общества, и проявляющихся в различных социальных отклонениях, от нарушения норм морали и незначительных нарушений до тяжких преступлений [1, с. 3].
Автор выделяет следующие виды асоциального поведения, представленные по степени тяжести:
1) собственно агрессивное поведение - целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе;
2) аморальное поведение - непротивоправное, уклоняющееся от выполнения морально-нрав-
ственных норм, не одобряемое общественным мнением поведение;
3) делинквентное поведение - цепь административных проступков, провинностей, мелких нарушений неодобряемых законом, не связанных с криминальным поведением и не предполагающих уголовного наказания.
4) криминальное (преступное) поведение - разновидность асоциального поведения, серьезное правонарушение, наказуемое по нормативам Уголовного кодекса.
Вследствие пластичности, вариативности и высокой социально-психологической восприимчивости дошкольного возраста, констатировать факт проявления асоциального поведения в данной возрастной группе невозможно. В данном случае мы можем говорить лишь о нарушениях в поведении, или проявлениях асоциальных паттернов поведения.
Нарушения социального характера на ранних этапах онтогенеза, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер (воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на утрату близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимые питание и вещи). К примеру, защитно-агрессивное поведение, аутоагрессия ребенка проявляется как возможный способ преодоления страха. Нарушения в поведении дошкольников чаще всего выражаются в формах: игнорирования групповых норм и требований воспитателей; вербальная и физическая агрессивность в виде угроз и драчливости; присвоении чужих предметов, упрямстве; повреждении предметов.
Проблема асоциальности ребенка обычно возникает не внезапно, а наращивается постепенно и в большинстве случаев этот процесс можно отследить в анамнезе ребенка. Выделяют четыре стадии формирования асоциальных паттернов: первоначальное научение, эффект социального окружения, «полировка» приобретенных асоциальных навыков и делинквентная карьера.
Лонгитюдные исследования свидетельствуют о том, что чем раньше проявляется асоциальное поведение, тем вероятнее выход на делинквентный уровень. Если у ребенка с дошкольного возраста выражены асоциальные паттерны, характеризующиеся частотой проявлений, независимостью от ситуации, окружения, среды и контекста, а также многообразием форм, то имеются все основания предполагать появление проблем в школе и в дальнейшей жизни [8, с. 335-353].
Отклоняющееся поведение в младшем школьном возрасте чаще всего является дальнейшим развитием такого же поведения, приобретенного в 4-5 лет [6, с. 87].
Исследования последних лет все чаще подтверждают детерминированность родительско-детских отношений и асоциального поведения детей и подростков (Е.П. Епифанова, В.М. Миния-ров, О.П. Макушина, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемил-лер, В.В. Юстицкис, А.С. Спиваковская и др.).
Модели воспитания могут выступать функциями развития того или иного деструктивного поведения, в зависимости от ситуации и степени ее крайней выраженности. Нарушения и искажения родительской позиции обусловлены неадекватным транслированием ригидных и неэффективных, усвоенных в родительской семье моделей воспитания, низкой степенью психологической и педагогической компетентности родителей, дисфункцией семейной системы, которые появились в результате игнорирования, забывания этнокультурных традиций [2, с. 69].
Наряду с известными классификациями отечественных ученых (А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, А.С. Спиваковская и др.) предлагаемые В.М. Минияровым стили семейного воспитания в соответствии с классификацией характерологических типов личности носят такие терминологические названия, как: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий и сочувствующий. В основе предлагаемых им стилей воспитания лежат причины сложившихся отношений в семье, которые представлены в диаде двух групп:
- отклонения в характерологических свойствах у самих родителей;
- стремление родителей решать личные проблемы за счёт детей.
В таких случаях у детей формируются доминирующие, тревожные, инфантильные и конформные характерологические свойства, которые значимым образом усиливают проявление отрицательных черт характера.
Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка способствует формированию у детей неуверенности в своих силах, стойкого эмоционального неблагополучия, негативизма, аффективных реакций, отрицательных форм самоутверждения, создают у них серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрослых, что значимо
усугубляет жизнь самих детей и их родителей.
Социальные взаимодействия ребенка ограничиваются семьей лишь до определенного возраста. Начиная с дошкольного и особенно младшего школьного возраста, все большее значение для него приобретают отношения со сверстниками и учителями. С одной стороны, школа, как уже отмечалось, может быть компенсирующим фактором, однако часто поступление в школу становится одним из критических моментов в процессе развития социально девиантного поведения. Жестокое обращение в семье обусловливает дезадаптивные когнитивные процессы и низкую социальную компетентность ребенка, проявляющиеся в легком возникновении враждебности к другим детям, слабом прогнозировании, неспособности рассматривать альтернативы в социальных ситуациях, выборе и реализации неадекватных форм поведения [9, с. 144-155]. Все это ведет к плохой успеваемости в школе, низкой самооценке, отвержению сверстниками.
При поступлении в школу агрессивные тенденции у детей проявляются, прежде всего, в конфликтах и драках с другими детьми, а также в особой форме жестокости: притеснении, главным образом, младших и более слабых детей, которое в англоязычной литературе обозначается термином «bullying» [6, с. 52-61].
Нами было проведено констатирующее исследование паттернов предасоциального поведения старшего дошкольного возраста в зависимости от стилей семейного воспитания.
В исследовании участвовало 40 детей, воспитанники подготовительных групп (6-7 лет) МДОБУ «Солнышко» г. Сибай, Республики Баш-киростан. Мы использовали следующие методики: «Тест по определению социально-психологического типа личности» (В.М. Минияров); «Тест тревожности» (В. Амен и др.); Контент-анализ по проективной методике «Дом. Дерево. Человек»; «Выявление асоциальных паттернов поведения старших дошкольников» (авторская методика З.К. Давлетбаевой для воспитателей).
Полученные результаты с помощью диагностики «СПТЛ» (В.М. Миниярова) позволили вычислить социально-психологический тип личности и его характерологические свойства. Как видно из данных в таблице 1 наибольшее количество
Таблица 1
Результаты теста по определению социально-психологического типа личности (В.М. Минияров) (%)
Социально-психологические типы личности
Гармоничный Конформным Доминирующий Сензитивный Инфантильный Тревожный Интровертивный
35 2,5 5 25 7,5 5 20
Тест тревожности (В. Амен и др.)
7,14 - 50 10 66,6 100 12,5
21,4 - 50 20 33,3 - 12,5
71,4 100 - 70 - - 75
74
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
испытуемых - 35%, составляет гармоничный социально-психологический тип личности. Это дети, воспитывающиеся в условиях, где родители культивируют гармоничный стиль воспитания. Наименьшее количество - конформный социально-психологический тип личности, это один дошкольник (2,5%), родители которого культивируют попустительский стиль семейного воспитания.
В ходе тестирования выявлены и дети «группы риска». Так инфантильный социально-психологический тип личности выявлен у 7,5% детей, сформированных под влиянием предупредительного стиля семейного воспитания. Дети характеризуются несамостоятельностью, равнодушием, беспомощностью, пассивностью и недисциплинированностью. Эти дети ведомы, отличаются своевольностью. К «группе риска» относятся и тревожные социально-психологические типы личности, характерологические особенности которых сформированы под воздействием контролирующего стиля семейного воспитания. Тревожным детям свойственно проявление следующих качеств: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, заниженная самооценка, сосредоточенность на личной защите, неуверенность в себе.
Ниже в данной таблице представлены и результаты теста тревожности (В. Амен и др.). Полученные результаты свидетельствуют о степени эмоционального состояния детей в зависимости от социально-психологических типов личности. Так, наиболее высокий уровень тревожности диагностируется у тревожного (100%) и инфантильного (66,6%) социально-психологического типов личности.
Высокие показатели низкого уровня тревожности выявлены у таких социально-психологических типов как гармоничный (71,4%), конформный (100%), сензитивный (70%) и интро-вертивный (75%).
Контент-анализ по проективной методике «Дом. Дерево. Человек» позволил получить следующие особенности эмоционального самочувствия детей.
У инфантильного типа личности детей наиболее частыми проявлениями являются чувство несоответствия; неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях; генерализованное чувство неуверенности, опасности; застенчивость, робость; вытесненная агрессия, замкнутость. Детям тревожного социально-психологического типа личности более характерными оказались такие симптомокомплексы, как нехватка психологической теплоты дома; сильные признаки враждебности; тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении; грубость, черствость, агрессия и др.
Напротив, у детей гармоничного, сензитивного, интровертивного типов в рисунках чаще всего используются яркие цвета, что интерпретируется как
переживание благополучия и позитивного мироощущения. Рисуют себя как «твердо стоящих на ногах», улыбающихся, с адекватно прорисованными частями тела. Несмотря на это, мы обратили внимание на одну из особенностей, которая проявляется у большинства детей, включая и детей «группы риска»: при изображении крыши дома испытуемые не прорисовывали трубу (87,5%). Отсутствие трубы на крыше интерпретируется как нехватка психологической теплоты дома. Общую тенденцию проявления данного симптомокомплекса мы объясняем тем, что большинство современных детей обделены должным вниманием и общением со стороны родителей, что может негативно сказываться в формировании важного социализирующего механизма: идентификационного чувства «Мы».
Методика выявления паттернов асоциального поведения позволила выявить уровень их проявления в зависимости от социально-психологических типов испытуемых. Методика содержит вопросы определяющие уровень таких паттернов асоциального поведения как собственно агрессивное, аморальное и делинквентное.
Результаты методики позволили выявить уровневые показатели в соответствии с социально-психологическими особенностями личности дошкольников. Наиболее выраженные паттерны предасоциального поведения от ситуативных до систематических нарушений (1, 2 и 3 уровни), были выявлены у детей с тревожным социально-психологическим типом личности. У этих детей (100%) регистрируются такие признаки асоциального поведения как агрессивное и аморальное поведение (например, ребенок может силой отобрать игрушку или употреблять нецензурные выражения), а также паттерны делинквентного поведения (например, порча чужого имущества, нарушения правил общественного порядка и др.).
Высокий уровень также выявлен и у детей с инфантильным социально-психологическим типом личности (66,6%). У детей регистрируется ситуативный уровень (1 уровень) проявления паттернов асоциального поведения: аморального, агрессивного и делинквентного.
Не выявлены нарушения поведения со стороны детей с сензитивным, гармоничным и интровер-тивным социально-психологическим типом личности детей дошкольного возраста.
Полученные результаты подводят к необходимости превенции и профилактики паттернов асоциального поведения, начиная со старшего дошкольного возраста. Необходимость изучения проблемы асоциального поведения вызвана тем, что существующие профилактические мероприятия не отвечают в полной мере современным требованиям, предъявляемым к детям дошкольного и школьного возраста в процессе их социализации и становления личности.
Библиографический список
1. Давлетбаева З.К. Психологическая превенция и профилактика: понятийный аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2013. -Вып. 1. - С. 3-10.
2. Гумерова Ф.Ф. Этнокультурный аспект в образовании младших школьников // Известия Южного федерального университета. - 2009. - № 6. - С. 69-76.
3. Гумерова Ф.Ф. Пути формирования этно-культуры у подрастающего поколения // European Applied Sciences. - 2014. - № 11. - С. 43-44.
4. Минияров В.М., Ельцова В.А., Райкова Е.Ю. Психологическое консультирование по проблемам родительско-детских отношений. - Самара.: СГПУ, 2005. - 211 с.
5. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. - Уфа, 2001. - 316 с.
6. Хорн А.М., Глейзер Б., Сейджер Т.В. Притеснение и обидчики // Дети и насилие: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва - Санкт-Петербург, 2-8 октября 1994 г. - Екатеринбург, 1996. - С. 52-61.
7. Шепелева С.В. Социально-психологическая профилактика преддивиантного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2003. - 253 с.
8. PattersonA.R., GrosbyL., Vushnich S. Predicting Risk for Early Police Arrest // Journal of Quantitative Criminologu. - 1992. - Р. 335-353.
9. Reeves J.C., Werry J.S., ElkindG.S., ZametkinA. Attention deficit, conduct, oppositional and anxiety disorders in children: II. Clinical characteristics // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. - 1987. - Vol. 26. - № 2. -Р. 144-155.
УДК 159.93
Курочкина Светлана Валерьевна
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМАХ ЗАНЯТОСТИ (на примере студентов ЯрГУ им. П.Г. Демидова)
Проблема мотивации деятельности является одной из наиболее значимых в психологии. Перспективность направлений исследования личности связана с выявлением особенностей мотивационных аспектов поведения и деятельности современной молодежи, а также с внедрением эффективных социально-психологических технологий управления активностью для развития созидательности общества, так как мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности индивида.
Ключевые слова: студенческая молодежь, занятость, мотивация, мотивационная сфера, инновационные формы занятости.
Студенческий возраст - максимально конструктивный период формирования научных знаний, профессионального роста, совершенствования личности, ее внутренней культуры. Он характеризуется расширением вербального интеллекта, рефлексии, динамичностью возбуждения, повышением наблюдательности.
В этот период личность формирует индивидуальный способ деятельности, происходит формирование психологической системы деятельности на основе собственных качеств субъекта деятельности путем их преобразования, исходя из мотивов деятельности, целей и условий.
Следует также отметить, что специфика деятельности студентов многоуровневой структуры высшей школы, безусловно, накладывает своеобразный отпечаток на иерархическую структуру этой сферы.
На базе ЯрГУ им. П.Г. Демидова было проведено психолого-педагогическое исследование цен-ностно-мотивационной направленности студентов ЯрГУ им. П.Г. Демидова в 2013-2015 гг., где предпринята попытка проследить мотивационную
структуру личности, занимающейся инновационными формами занятости (ИФЗ) в процессе обучения в ВУЗе [3].
Участие в ИФЗ исследуется на индивидуальном психологическом уровне, в котором выделяются, мотивация деятельности, цели и установки, критерии достижения цели и предпочтительные цели, программы достижения цели и так далее [7].
Одним из результативных этапов исследования был подсчет средних значений показателей мотивации в выделенных в группах, дифференцированных по участию\неучастию в ИФЗ.
Наиболее высокими показателями по большинству шкал методики оценки и методике изучения мотивационного профиля личности обладают студенты-участники ИФЗ (табл. 1). На данном этапе полученные данные дают возможность к дальнейшему раскрытию проблемы мотивации участия в инновационных формах занятости.
В связи с полученными данными можно констатировать сходство основных мотивов представителей студенчества в не зависимости от участия в ИФЗ. Для проверки выдвинутого предположения
76
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Курочкина С.В., 2015