Научная статья на тему 'Ведущие мотивы участия студентов в инновационных формах занятости (на примере студентов ЯрГУ им. П. Г. Демидова)'

Ведущие мотивы участия студентов в инновационных формах занятости (на примере студентов ЯрГУ им. П. Г. Демидова) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЗАНЯТОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ / COLLEGE STUDENTS / EMPLOYMENT / MOTIVATION / MOTIVATIONAL SPHERE / INNOVATIVE FORMS OF EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курочкина Светлана Валерьевна

Проблема мотивации деятельности является одной из наиболее значимых в психологии. Перспективность направлений исследования личности связана с выявлением особенностей мотивационных аспектов поведения и деятельности современной молодежи, а также с внедрением эффективных социально-психологических технологий управления активностью для развития созидательности общества, так как мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ведущие мотивы участия студентов в инновационных формах занятости (на примере студентов ЯрГУ им. П. Г. Демидова)»

Библиографический список

1. Давлетбаева З.К. Психологическая превенция и профилактика: понятийный аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2013. -Вып. 1. - С. 3-10.

2. Гумерова Ф.Ф. Этнокультурный аспект в образовании младших школьников // Известия Южного федерального университета. - 2009. - № 6. - С. 69-76.

3. Гумерова Ф.Ф. Пути формирования этно-культуры у подрастающего поколения // European Applied Sciences. - 2014. - № 11. - С. 43-44.

4. Минияров В.М., Ельцова В.А., Райкова Е.Ю. Психологическое консультирование по проблемам родительско-детских отношений. - Самара.: СГПУ, 2005. - 211 с.

5. Сафин В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. - Уфа, 2001. - 316 с.

6. Хорн А.М., Глейзер Б., Сейджер Т.В. Притеснение и обидчики // Дети и насилие: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва - Санкт-Петербург, 2-8 октября 1994 г. - Екатеринбург, 1996. - С. 52-61.

7. Шепелева С.В. Социально-психологическая профилактика преддивиантного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2003. - 253 с.

8. PattersonA.R., GrosbyL., Vushnich S. Predicting Risk for Early Police Arrest // Journal of Quantitative Criminologu. - 1992. - Р. 335-353.

9. Reeves J.C., Werry J.S., ElkindG.S., ZametkinA. Attention deficit, conduct, oppositional and anxiety disorders in children: II. Clinical characteristics // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. - 1987. - Vol. 26. - № 2. -Р. 144-155.

УДК 159.93

Курочкина Светлана Валерьевна

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

sweetvk@yandex.ru

ВЕДУЩИЕ МОТИВЫ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМАХ ЗАНЯТОСТИ (на примере студентов ЯрГУ им. П.Г. Демидова)

Проблема мотивации деятельности является одной из наиболее значимых в психологии. Перспективность направлений исследования личности связана с выявлением особенностей мотивационных аспектов поведения и деятельности современной молодежи, а также с внедрением эффективных социально-психологических технологий управления активностью для развития созидательности общества, так как мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности индивида.

Ключевые слова: студенческая молодежь, занятость, мотивация, мотивационная сфера, инновационные формы занятости.

Студенческий возраст - максимально конструктивный период формирования научных знаний, профессионального роста, совершенствования личности, ее внутренней культуры. Он характеризуется расширением вербального интеллекта, рефлексии, динамичностью возбуждения, повышением наблюдательности.

В этот период личность формирует индивидуальный способ деятельности, происходит формирование психологической системы деятельности на основе собственных качеств субъекта деятельности путем их преобразования, исходя из мотивов деятельности, целей и условий.

Следует также отметить, что специфика деятельности студентов многоуровневой структуры высшей школы, безусловно, накладывает своеобразный отпечаток на иерархическую структуру этой сферы.

На базе ЯрГУ им. П.Г. Демидова было проведено психолого-педагогическое исследование цен-ностно-мотивационной направленности студентов ЯрГУ им. П.Г. Демидова в 2013-2015 гг., где предпринята попытка проследить мотивационную

структуру личности, занимающейся инновационными формами занятости (ИФЗ) в процессе обучения в ВУЗе [3].

Участие в ИФЗ исследуется на индивидуальном психологическом уровне, в котором выделяются, мотивация деятельности, цели и установки, критерии достижения цели и предпочтительные цели, программы достижения цели и так далее [7].

Одним из результативных этапов исследования был подсчет средних значений показателей мотивации в выделенных в группах, дифференцированных по участию\неучастию в ИФЗ.

Наиболее высокими показателями по большинству шкал методики оценки и методике изучения мотивационного профиля личности обладают студенты-участники ИФЗ (табл. 1). На данном этапе полученные данные дают возможность к дальнейшему раскрытию проблемы мотивации участия в инновационных формах занятости.

В связи с полученными данными можно констатировать сходство основных мотивов представителей студенчества в не зависимости от участия в ИФЗ. Для проверки выдвинутого предположения

76

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Курочкина С.В., 2015

Ведущие мотивы участия студентов в инновационных формах занятости...

Таблица 1

Средние значения показателей мотивации студентов

Студенты-участники ИФЗ Студенты, не занятые в ИФЗ

Вз 34,8 26,9

КФУ 30,1 25,7

СР 31,3 27,3

СК 24,2 29,9

ДВ 26,2 28,1

ПЗ 31,7 33,7

ПЦ 28,4 31,3

УК 20,7 25,5

РП 34,5 35,1

Кр 31,7 35,3

СЛ 34,5 32,0

БР 36,5 32,8

СП 8,6 9,7

М 14,3 11,6

Ко 8,7 9,1

Пр 14,6 13,7

Ка 13,6 12,7

Тв 13,6 13,2

Об 10,2 12,9

Примечание: Вз - потребность в высоком заработке; КФУ - потребность в комфортных физических условиях работы; СР - потребность в структурировании работы; СК - потребность в социальных контактах; ДВ - потребность в длительных устойчивых отношениях; ПЗ - потребность в признании заслуг и обратной связи; ПЦ - потребность в достижении и постановки для себя дерзких вызывающих целей; УК - потребность во влиятельности, установки контроля над другими; РП - потребность в разнообразии и переменах, то есть желание постоянно испытывать стимулирующие интерес; Кр - потребность в подлинности креативности и широких взглядов; СЛ - потребность в самостоятельности, независимости и самосовершенствование своей личности; БР - потребность в изначально интересной и полезной для общества благодарный работе; СП - социальная полезность; М - материальное благополучие; Ко - комфорт; Пр - профессиональный уровень; Ка - карьера; Тв - творчество; Об - общение.

Таблица 2

Достоверность различий средних значений студентов по методике изучение мотивационного профиля личности Ричи и Мартина

ВЗ КФУ СР СК ДВ ПЗ ПЦ УК РП Кр СЛ БР

Мапп^йпеу и 998 1171 1241 2801 2587,5 1612,5 1784,5 1672 1737 2286 1333 934,5

Wilcoxon W 2828 3001 3071 4631 4417,5 3442,5 3614,5 6722 3567 4116 3063 2764,5

Ъ -7,06 -6,45 -6,21 -0,7 -1,46 -4,9 -4,29 -4,68 4,46 -2,52 -6,23 -7,29

Asymp/Sig 0,001 0,001 0,001 0,48 0,15 0,001 0,0001 0,001 0,001 0,01 0,001 0,01

Примечание: Вз - потребность в высоком заработке; КФУ - потребность в комфортных физических условиях работы; СР - потребность в структурировании работы; СК - потребность в социальных контактах; ДВ - потребность в длительных устойчивых отношениях; ПЗ - потребность в признании заслуг и обратной связи; ПЦ - потребность в достижении и постановки для себя дерзких вызывающих целей; УК - потребность во влиятельности, установки контроля над другими; РП - потребность в разнообразии и переменах, то есть желание постоянно испытывать стимулирующие интерес; Кр - потребность в подлинности креативности и широких взглядов; СЛ - потребность в самостоятельности, независимости и самосовершенствование своей личности; БР - потребность в изначально интересной и полезной для общества благодарный работе.

была проведена оценка достоверности различий между выделенными группами по шкалам использованных в исследовании методик.

В ходе исследования были выявлены значимые различия в выраженности мотивационных показателей между выделенными группами студентов: обнаружены достоверные различия между группами студентов по шкалам «потребность в высоком заработке», «потребность в комфортных физических условиях». При сравнении полученных средних значений по этим шкалам в анализируемых выборках можно предположить, что показатели участников ИФЗ значительно выше, чем у не участников. Кроме прочего, участники ИФЗ выделяют потребность в изначально интересной и полезной для общества благодарной работе.

При сравнении выделенных групп (табл. 2), обнаружены достоверные различия по шкалам «потребность в высоком заработке», «потребность в комфортных физических условиях работы», «потребность в признании заслуг и обратной связи», «потребность в постановке целей», «потребность в разнообразии и переменах», «потребность в подлинности, креативности и широких взглядах», «потребность в самостоятельности, независимости и самосовершенствовании своей личности», потребность в изначальной интересной и полезной для общества благодарной работе», «профессиональный уровень», «карьера» все эти показатели выше у учстников ИФЗ.

Остальные студенты имеют более высокие показатели по шкале «потребность во влиятельности и установление контроля над другими», «творчество» (табл. 3).

Очевидно, что между данными группами достаточно много достоверных различий.

Между студентами установлены различия по показателям потребности в признании заслуг и в достижении целей. Вкладывая силы в работу, студенты, не участвующие в ИФЗ ожидают положительных отзывов об их работе, признания их вклада в разрабатываемую область, что проявляется от невозможности удовлетворить другие потребности, например, материальные. Кроме того, высоко выражена потребность в структурировании работы, обратной связи и информации о собственной работе, снижение степени неопределенности, связанной с работой. Для успешной деятельности, студентам, не вовлеченным в ИФЗ необходим постоянный диалог, получение обратной связи оперативной обратной связи, данный феномен модно объяснить тем, что их социальные контакты недостаточно готовят их для принятия самостоятельных решений.

Самые высокие показатели творческого компонента мотивации участия в инновационных формах занятости в изучаемых группах выявлены у студентов, не вовлеченных в ИФЗ. На наш взгляд, здесь имеет место стремление к самореализации через проявление творческой активности, потребность

Таблица 3

Достоверность различий средних значений показателей мотивации участия в инновационных формах занятости (Т.В. Огородова, Ю.С. Медведева)

СП М Ко Пр Кв Тв Об

Мапп-Шйпеу и 2810,5 1420 2591 2354 2456 1364,5 2858

Wilcoxon W 4640,5 3250 4421 4184 4286 6414,5 4688

Ъ -0,671 -5,586 -1,447 -2,283 -1,923 -5,781 -0,502

Asymp/Sig 0,502 0,001 0,148 0,022 0,055 0,001 0,616

Примечание: СП - социальная полезность; М - материальное благополучие; Ко - комфорт; Пр - профессиональный уровень; Ка - карьера; Тв - творчество; Об - общение.

Таблица 4

Компоненты мотивации студентов-участников ИФЗ

Компоненты W R>0 R<0

Приобретение информации 103 24 6

Творчество 89 18 8

Профессиональный уровень 82 18 6

Комфортные условия работы 75 5 18

Потребность в высоком заработки 74 5 18

Комфорт 72 5 17

Потребность в структурировании работы 69 3 18

Материальное благополучие 69 4 16

Метакогнитивная активность 64 17 6

Потребность в самостоятельности, независимости 62 12 8

Примечание: Ш - структурный вес; R>0 - число положительных связей; R<0 - число отрицательных связей.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

78

Ведущие мотивы участия студентов в инновационных формах занятости..,

в создании и открытия нового, опирающаяся на осознание существующих жизненных трудностей.

Далее необходимым стало выявление зависимости структуры мотивации студенческой молодежи от участия в ИФЗ.

Опираясь на метод Л.К. Выханду, были выделены для анализа только самые значительные связи в структурах с целью лучшего восприятия структурограмм. Для качественного анализа на основе ранжирования нами выделены 10 компонентов мотивации, присущих группам исследуемых. Установлены компоненты мотивации вовлечения в ИФЗ - потребность в разнообразии и переменах.

На этапе профессионального обучения в структуре мотивации участников ИФЗ обнаружено влияние разобщающей тенденции, приносимой системой элементов, связанных с внешней положительной мотивацией (табл. 4). К этим элементам относятся различные формы материального поощрения и потребность в комфортном окружении. Преобладание этих компонентов препятствует возникновению более оптимальной внутренней лич-ностно-обусловленной мотивации к участию ИФЗ. Объединяют в данную систему качества, которые можно отнести к интеллектуальной сфере, методы когнитивной активности, приобретение информация, творчество. Отметим, так же, дестабилизирующее влияние, вызывающее потребность в структурировании работы.

Установлены основные компоненты структуры мотивации студентов, не участвующих в ИФЗ (табл. 5). Сохраняются тенденции предыдущего типа, но в этом случае наблюдается меньше разре-

шающих тенденций, которые уже не так сильны. Можно предположить, что здесь у студентов появляется потребность в раскрытии себя как личности, об этом свидетельствует повышение интереса к вопросу о полезности выбранной специальности. Наибольшим весом в данной структуре обладают компоненты, относящиеся к интеллектуальной и социально-личностной сферам.

Следующий этап анализа данных заключался в сравнении структуры мотивации вовлечения в ИФЗ в группах, дифференцированных по участию/не участию в ИФЗ. В результате оценки, большим весом обладали потребность в приобретении информации, потребность в творчестве, потребность в самостоятельности и независимости, потребность в повышении профессионального уровня. Так, можно судить об устойчивых компонентах системы мотивации вне зависимости от участия в ИФЗ (табл. 6).

По результатам анализа были построены соответствующие структурограммы для наглядного изображения структуры значимых интеркорреляционных связей. Данные структурограммы отражают зависимость структуры выделенных компонентов структуры мотивации труда в группах, в зависимости от участия в ИФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У студентов-участников инновационных форм структура выделенных личностных качеств занятости более интегрирована по сравнению со студентами, не участвующими в таких видах занятости (рис. 1).

Как видно, положительные связи с высокими показателями значений преобладают. Наиболее тес-

Компоненты W R>0 R<0

Потребность в структурировании работы 35 6 6

Приобретение информации 24 4 5

Комфорт 22 3 6

Потребность в интересной и полезной работе 22 3 3

Социальная полезность 18 2 5

Концентрация 17 4 3

Комфортные условия работы 16 3 4

Творчество 14 3 3

Профессиональный уровень 14 2 4

Потребность в самостоятельности и независимости 14 1 3

Примечание: Ш - структурный вес; R>0 - число положительных связей; R<0 - число отрицательных связей.

Таблица 6

Индексы структур профессионально-значимых личностных качеств испытуемых

в зависимости от участия в ИФЗ

Индекс. Участники ИФЗ Не участвующие в ИФЗ

Индекс когерентности структуры 406 82

Индекс дивергентность и структуры 222 78

Индекс организованности структуры 184 4

Таблица 5

Компоненты мотивации студентов, не участвующих в ИФЗ

УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ

Положительная связь

- р<0.001

_ р<0.01

- р<0,05

Отрицательная связь

р<0.001 р<0.01

р<0.05

Рисунок 1. Структурограмма компонентов мотивации студентов-участников ИФЗ. Обозначение: РП - потребность в разнообразии и переменах; ПИ - приобретение информации; МА - метакогнитивная активность; КФУ - потребность в комфортных физических условиях работы; Тв - творчество; Пр - профессиональный уровень; СР - потребность в структурировании работы; Ко - комфорт; ВЗ - потребность в высоком заработке; СЛ - потребность в самостоятельности, независимости

УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ

Положительная связь

— р<0.001 _ р<0.01

р<0.05 Отрицательная связь

р<0.001 р<0,01

р<0.0 5

Рисунок 2. Структурограмма компонентов мотивации студентов, не участвующих в ИФЗ. Обозначения: БР - потребность в интересной и полезной для общества работе; ПИ - приобретение информации;

МА - метакогнитивная активность; КФУ - потребность в комфортных физических условиях работы; Тв - творчество; Пр - профессиональный уровень; СР - потребность в структурировании работы; Ко - комфорт; ВЗ - потребность в высоком заработке; СЛ - потребность в самостоятельности, независимости

но взаимосвязаны компоненты «потребность в самостоятельности», «приобретения информации», «метакогнитивная активность», «творчество». Их можно привязать к регуляционной сфере, таким образом, блок мотивов, связанных с механизмами регуляции деятельности особенно силен.

В группе студентов, не участвующих в ИФЗ, выделенные компоненты отличаются наибольшей автономностью по сравнению с группой студентов-участников ИФЗ (рис. 2). При анализе выделено очень малое количество значимых связей, структура отличается низким уровнем организованности.

При рассмотрении особенностей мотивации студентов-участников ИФЗ и студентов, не участвующих в ИФЗ с позиций системогенетического

подхода, можно утверждать, что в ходе становления личности, при дополнении научной деятельности другими видами занятости (участие в ИФЗ), проявляются все основные закономерности систе-могенеза по В.Д. Шадрикову. У участников ИФЗ основополагающей является потребность в комфортных условиях осуществления деятельности, а у студентов, не участвующим в ИФЗ основной является потребность в социальной полезности выполняемой деятельности. Проведенный анализ позволил выявить компоненты структуры моти-ваци, что, в свою очередь, дает возможность разработки системы мер по повышению заинтересованности инновационными формами занятости на этапе обучения в ВУЗе.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ^ 2015, Том 21

80

Временные аспекты дестандартизации жизненного пути личности в семейной сфере

Библиографический список

1. Албегова И.Ф. Социология социальных проблем как инновационное научно-практическое направление исследования современного российского общества // Вестник социально-политических наук. - 2007. - Вып. 7. - С. 5-8.

2. Курочкина С.В. Причины участия студенческой молодежи во вторичной занятости // Шестьдесят седьмая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием. Ярославль. Ч. 2: тез. докл. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2014. - 376 с.

3. Курочкина С.В. Социальная политика в области занятости студентов (на примере ЯрГУ им.

П.Г. Демидова) // Россия в период трансформации / под ред. В.Н. Степанова. - Ярославль: РИО Академии МУБиНТ, 2014. - 120 с.

4. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 399 с.

5. Родионова А.В. Трудовая занятость студентов в контексте обучения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-7-2011/sociology/rodionova.pdf (дата обращения 21.01.2014).

6. Хекхаузен Х Мотивация и деятельность. -СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с

7. Шадриков В.Д. Введение в психологию: Мотивация поведения. - М.: Логос, 2003. - 210 с.

УДК 316.477

Змиевская Анастасия Александровна Курышева Ольга Васильевна

кандидат психологических наук, доцент Волгоградский государственный университет zmievskaya.anastasia@gmail.com, o.kurysheva@yandex.ru

ВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕСТАНДАРТИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

В СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ*

В статье рассматривается проблема дестандартизация жизненного пути, проявляющаяся в отклонении от нормативного культурного жизненного сценария. Указывается необходимость различения событийной/содержательной и временной дестандартизации жизненного пути. Под временной дестандартизацией жизненного пути понимается отклонение от принятых в обществе сроков реализации значимых жизненных событий, а также нарушение их последовательности. Обнаружено, что временная дестандартизация жизненного пути наиболее отчётливо проявляется в личной жизни, которая не подчиняется относительно жёстким нормам, принятым в обществе, и не регулируется социальными структурами в той же степени, что и профессиональная сфера. Рождение ребёнка является одним из самых значимых событий личной жизни, время реализации которого существенно влияет на качество опыта родительства, детско-родительских отношений, отношение родителя к жизни в целом. Выявлены значительные различия между «нормородящими», «молодыми» и «возрастными» родителями по различным параметрам, в том числе, по уровню психологического благополучия после рождения ребёнка, эмоциональной близости между родителем и ребёнком и др. Обосновываются актуальность и практическая значимость психологических исследований временных аспектов рождения ребёнка как значимого события жизненного пути родителя.

Ключевые слова: жизненный путь, дестандартизация жизненного пути, культурный жизненный сценарий, социально-возрастные нормы, жизненное событие, родительство, рождение ребёнка.

Жизненный путь личности всё чаще выступает в качестве предмета исследования социальных наук. Интерес к этому феномену продиктован многими факторами, но, на наш взгляд, главный из них - возможность целостно изучать явления в их взаимосвязи: жизнь личности и жизнь страны, жизнь матери и её взаимосвязь с жизнью ребёнка, конкретное жизненное событие и его влияние на жизнь личности в целом и пр. При этом круг исследуемых проблем в рамках методологии жизненного пути поистине широк: субъективная картина жизненного пути (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Кроник, Е.И. Головаха), временные аспекты жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалёв), жизненные события и их взаимосвязи, биографические кризисы (А.А. Кроник, Е.И. Головаха, Р.А. Ахмеров), жизненный сцена-

рий (Н.В. Гришина, В.В. Нуркова, М.В. Днестровская, К.С. Михайлова), стратегии жизни (В.Н. Дружинин) и многие другие.

В зарубежной науке жизненный путь, в большей степени, является предметом изучения социологии, а типичные исследования в этой сфере касаются таких проблем, как социальные явления (рождаемость, миграция, безработица) в период экономических кризисов, сравнение жизненного пути разных возрастных когорт по параметру событийного содержания и его временной реализации, типичность и дестандартизация жизненного пути и др. J. Elder и H. Pallas определяют жизненный путь как последовательность событий и ролевых изменений (статусных переходов), которые происходят с человеком от его рождения до смерти [5, с. 4]. Важной характеристикой жизненного пути авторы считают время наступления значимых

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-06-00326.

© Змиевская А.А., Курышева О.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.