Научная статья на тему 'Характеристики ценностно-мотивационной активности студенческой молодежи'

Характеристики ценностно-мотивационной активности студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
897
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
активность / ценностно-мотивационная активность / созидательность / инновационность / инновационная деятельность / инновационные качества личности / person’s innovative qualities / activity / value and motivation activity / creativity / innovativeness / innovative activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Ольга Борисовна

Рассматриваются новые подходы к анализу и изучению ценностно-мотивационных аспектов активности личности, предопределяющих инновационную деятельность. Представлен анализ сравнительного эмпирического исследования ценностно-мотивационных характеристик у студентов с разным уровнем инновационности. На основе подробно описанной стратегии исследования и результатов выявлены значимые характеристики ценностно-мотивационной сферы студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михайлова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of Student Youth’ Value Motivation

The article examines new approaches to the analysis and study of value and motivation aspects of the person’s activity determining innovation. The author conducts the comparative empirical research of value and motivation characteristics of students with different levels of innovativeness. Basing on the thoroughly described strategy of the research and its results the researcher reveals significant characteristics of value and motivation sphere of the student youth.

Текст научной работы на тему «Характеристики ценностно-мотивационной активности студенческой молодежи»

Михайлова О. Б. Характеристики ценностно-мотивационной активности студенческой молодежи

УДК 159.9.28

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦЕННОСТНОМОТИВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

О. Б. Михайлова

Рассматриваются новые подходы к анализу и изучению ценностно-мотивационных аспектов активности личности, предопределяющих инновационную деятельность. Представлен анализ сравнительного эмпирического исследования ценностно-мотивационных характеристик у студентов с разным уровнем инновационности. На основе подробно описанной стратегии исследования и результатов выявлены значимые характеристики ценностно-мотивационной сферы студенческой молодежи

Ключевые слова: активность, ценностно-мотивационная активность, созидательность, инновационность, инновационная деятельность, инновационные качества личности.

Проблема исследования особенностей проявления созидательности в современном обществе продиктована необходимостью разработки новых форм управления развитием личности. В поисках границ между личной успешностью, эффективностью и результативностью формируются новые лидеры, которые могут использовать свою активность как во благо, так и во вред себе и обществу. Перспективность психологических направлений исследования личности связана с выявлением особенностей ценностно-мотивационных аспектов поведения и деятельности современной молодежи, а также с внедрением эффективных социально-психологических и психолого-педагогических технологий управления активностью для развития созидательности общества.

В качестве одного из маркеров, характеризующих особенности поведения, отечественные и зарубежные исследователи выделяют общую психологическую активность индивида, которая в том или ином виде детерминирует различные виды деятельности. Выдающийся отечественный психолог В. Д. Небылицин выделял общую психическую активность индивида как психологическую характеристику особенностей поведения человека: «Понятием общей активности объясняется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может реализоваться либо в умственном, либо в двигательном (в том числе речедвигательном), либо в социальном (общение) плане, и в соответствии с этим может быть выделено несколько видов общей активности» '.

В. Д. Небылицин подчеркивает, что каждый вид активности обладает «весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений» 2. На основании исследований В. Д. Небылицина выделены наиболее актуальные направления, касающиеся целостного анализа активности личности: 1) активность понимается как акт «самовыражения», как мера инициации и самоактуализации субъекта; 2) активность есть мера эффективного освоения и преобразования действительности, т. е. рассматривается в тесной взаи-

мосвязи с продуктивностью взаимодействия субъекта с окружающей средой; 3) активность включает в себя динамический процессуальный аспект; 4) активность имеет личностный аспект, который определяется комплексом отношений и мотивов субъекта и регулирует ее направление, качество и уровень; 5) качественные особенности активности субъекта определяются доминирующим ее видом и выражаются в определенной форме.

Таким образом, психическая активность рассматривается в современной психологии личности как характеристика деятельности человека. Активность может пониматься как ценностный способ моделирования, структурирования и самоосуществления личностью деятельности, общения и поведения. Она является характеристикой деятельности, имеющей самостоятельную силу реагирования, и проявляется в свободной, сознательной, внутренне необходимой деятельности 3. Группа социально-психологических особенностей и качеств детерминирует активность и позволяет личности управлять ею, руководствуясь в том числе системой ценностей и мотивов. Таким образом, можно говорить о социально направленном ценностно-мотивационном виде активности, выраженном в форме созидательности.

Ценности общества и личности выступают ориентиром деятельности человека и позволяют ему оценивать себя и применение своей активности по отношению к окружающей действительности. Воспринимая из социума стандарты истины и лжи, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого, личность формирует свои потребности и мотивы, демонстрируя особенности поведения и деятельности. Ценности не всегда осознаются индивидом, не теряя при этом своего регулятивного влияния на развитие личности.

Система ценностей формирует потребности и мотивы личности. Ценностно-целевые нормы и установки, транслируемые обществом, влияют на развитие системы мотивов, которые предопределяют результативность поведения индивида и его деятельности. Инновационное поведение во многом обусловлено особенностями ценностей и мотивов, структура которых не исследована. Поиск различий и связей между ценностно-мотивационной системой и проявлениями инновационности позволит выявить систему ценностно-мотивационных характеристик, на которые важно опираться при развитии инновационности личности 4.

Ценностно-мотивационное отношение к инновационной деятельности определено и как совокупность внутренних потребностей, и как наличие внешних условий и общественно сложившихся ценностей, побуждающих к активной деятельности в этой сфере и приобретающих личностную значимость.

Система ценностей человека является фундаментом его отношения к миру. Ценности можно рассматривать как относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное и осознанное отношение человека к совокупности материального и духовного содержания жизнедеятельности общества. Мотивационная сфера традиционно выделяется как связующее звено в различ-

28

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

Михайлова О. Б. Характеристики ценностно-мотивационной активности студенческой молодежи

ных видах деятельности, которое обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека и определяет потенциальные возможности личности. Проблемы мотивации и мотивов широко и многоаспектно освещаются в трудах отечественных и зарубежных психологов (В. Г. Асеев, Е. П. Ильин, В. И. Ковалев, К. Левин, А. Н. Леонтьев, Г. Ф. Ломов, А. Маслоу, В. Э. Миль-ман, Ж. Нюттен, С. Л. Рубинштейн, Б. А. Сосновский,

X. Хекхаузен и др.).

Изучение и развитие ценностно-мотивационной активности участников инноваций имеет важное значение для любой сферы профессиональной деятельности. Переход от традиционной системы к реализации инноваций требует новых способов решения проблем. Это предполагает серьезную ломку привычных стереотипов, связанных с изменением подхода к целям, формам и методам деятельности.

Показателями мотивационной готовности к инновационной деятельности служат:

— проявление интереса к новшеству и его динамика — позитивное отношение к новшеству, желание им заниматься; переживание позитивных эмоциональных состояний по поводу инноваций, стремление оценивать свой профессиональный и личностный опыт с позиций инноваций; позитивное отношение к перспективам инновационной деятельности;

— сформированность мотива самосовершенствования — осознание своих возможностей, необходимости работы над собой, появление большей уверенности в себе;

— сформированность мотива преодоления затруднений — осознание личностью недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить; понимание своих проблем, самостоятельность в их решении и ответственность 5.

Проблема мотивации инновационной деятельности должна быть рассмотрена как проблема обретения субъектом адекватного личностного смысла профессиональной деятельности в системе других видов. Возникающее вследствие рассогласованности мотивов состояние дискомфорта приводит к тому, что труд лишается элемента личностного саморазвития, творческого потенциала и превращается из личностной ценности в средство заработка. В современной практике управления развитием личностного потенциала очень важно вернуть созидательную, результативную для общества ценность труда. Изучая потребности, интересы и ценности юношества, образовательная среда может и должна влиять на систему мотивов новых поколений таким образом, чтобы личностная активность каждого выражалась в конструктивном поведении и деятельности. Таким образом, при правильном управлении развитием личности ценностно-мотивационная активность выражается в новых результатах деятельности (рис. 1) 6.

В психологических исследованиях деятельность рассматривается как специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Инновационная деятельность

Рис. 1. Линейная структура ценностно-мотивационной активности

направлена на преобразование существующих форм и методов профессиональной деятельности, осознание и создание новых целей и средств ее реализации. Именно поэтому результативность данной деятельности приводит к ожидаемому прогрессу развития общества в целом. В трудах П. Ю. Анохина, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева дается психологический анализ структуры деятельности как динамической системы действий, складывающейся и реорганизующейся под управляющим влиянием сложного взаимодействия образа результата с мотивационным компонентом деятельности.

Б. Ф. Ломов отмечал, что в качестве основных формирующих факторов деятельности можно выделить мотив, цель, планирование, переработку текущей информации, оперативный образ (и концептуальную модель), принятие решения, действия, проверку результатов и коррекцию действий 7.

В связи с тем что многообразные отношения человека со средой представлены в относительно устойчивой мотивационной сфере личности, любая деятельность, в том числе и инновационная, обычно соотносится более чем с одним мотивом и является, таким образом, полимотивированной.

Поскольку мотивы часто актуально не осознаются личностью, за исключением осознанных мотивов, а тем более скрыты от других людей, необходимо ответить на актуальные вопросы: в каком направлении, из каких действий строится, какая направленность используется при разных ценностно-мотивационных особенностях личности?

Мотивационный компонент инновационной деятельности представляется необходимым рассматривать в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов. Во-вторых, с позиции отношения личности к изменениям, т. е. потребности в новшествах, особенностях их восприимчивости, что и определяет содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельности.

С целью выявления значимых особенностей в ценностно-мотивационной структуре у групп с различным уровнем проявлений инновационности было проведено исследование с участием 140 студентов экономиче-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

29

Михайлова О. Б. Характеристики ценностно-мотивационной активности студенческой молодежи

ского факультета Российского университета дружбы народов (РУДН). Возраст респондентов колеблется от 19 до 21 года. В качестве диагностических методик использовались Шкала самооценки инновационных качеств личности (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко); Опросник мотивационной структуры личности (Э. Мильман); Опросник реальной структуры ценностных ориентаций личности (C. C. Бубнова).

В результате изучения самооценки инновационных качеств личности в исследуемой выборке были выявлены группы с высоким, средним и низким уровнем ино-вационности. Наибольшей по численности оказалась группа студентов со средним уровнем инновационности. Это объясняется тем, что инновационный потенциал студенческой аудитории недостаточно развит.

На основе сравнительного анализа ценностно-мотивационных характеристик инновационности студентов, критерия Краскела-Уоллиса, коррелляционного и факторного анализа определены ценностно-мотивационные характеристики, которые имеют статистические значимые различия и являются особенностью в каждой из групп:

— в ценностях респондентов, имеющих низкий уровень инновационности, доминируют приятное времяпрепровождение и отдых, общежитейская мотивация, хотя они ориентированы на высокий социальный статус и управление людьми;

— у респондентов со средним уровнем инновационности выделены такие ценностно-мотивационные характеристики, как жизнеобеспеченность, комфорт, общение, в мотивационной структуре доминировали общежитейские и рабочие мотивы, а также мотивы социальной полезности, общей активности;

— в группе респондентов с высоким уровнем инновационности выражены мотивы творческой активности, общей и рабочей активности, что свидетельствует о преобладании мотивов активности над ценностными ориентациями.

В ходе факторного анализа были выделены три группы факторов, составляющих ценностно-мотивационные характеристики инновационности студенческой молодежи. Первая группа факторов представляет структуру ценностей в каждой группе, вторая — особенности ценностно-мотивационной сферы с ориентацией на будущее, третья определяет доминирующие мотивы.

Для группы студентов с низким уровнем инновационности характерна такая структура ценностей, как наслаждение прекрасным, любовь, признание и уважение людей и влияние на окружающих для достижения позитивных изменений в обществе. Ориентация данной группы на будущее связана с высоким материальным благосостоянием, высоким социальным статусом и управлением людьми. Среди ведущих мотивов данной группы лидируют общая активность и общежитейская мотивация.

Результаты факторного анализа в группе со средним уровнем инновационности показали многообразную структуру ценностей — приятное времяпрепровождение, отдых, высокое материальное благосостояние; по-

иск и наслаждение прекрасным, помощь и милосердие к другим людям; любовь, познание нового в мире, природе, человеке, высокий социальный статус и управление людьми, признание и уважение людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. В будущем группа не ориентирована на развитие своего креативного потенциала, система ценностно-мотивационных аспектов и структура доминирующих мотивов в ходе исследования не определена.

В группе с высоким уровнем инновационности выявлены следующие ценностные ориентации: познание нового в мире, природе, человеке, высокий социальный статус и управление людьми, признание и уважение людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. Ориентация на будущее связана с высоким материальным благосостоянием, помощью и милосердием к другим людям, поиском и наслаждением прекрасным, признанием и уважением людей и влиянием на окружающих. Доминирующие мотивы и ценности — склонность к творчеству и здоровье.

Обобщая результаты проведенного исследования, следует отметить, что в ценностно-мотивационной структуре студентов с низким уровнем инновационности просматриваются тенденции к гедонистической и эксплуатационной направленности. На фоне демонстрируемых ценностных ориентаций на приятное времяпрепровождение и отдых выявлена направленность на высокий социальный статус и управление людьми. Таким образом, явно прослеживается тенденция к достижению статусности и управлению людьми, без стремления к созидательной активности и творческой деятельности. Данные характеристики являются тревожными симптомами: очевидно, что группе студентов необходимо особое внимание психологической службы вуза и профессорско-преподавательского состава для развития ценностно-мотивационной активности, направленной на социальную созидательность. Есть риски, что индивиды с низкой инновационностью составят группу паразитирующих на активности более развитых личностей и эксплуатирующих потенциал более креативной части общества.

Группа студенческой молодежи со средним уровнем инновационности показала разнообразную палитру ценностных ориентаций, где равнозначно представлены как гедонистические, так и ценностно-мотивационные аспекты социальной активности и созидательности. Данная тенденция объясняется возрастными особенностями юношеского периода развития, когда одни ценностные ориентации и мотивы активно сменяются другими. В целом ценностно-мотивационная сфера неустойчива и подвержена серьезным изменениям под влиянием социума. Именно социально-экономические тенденции общества будут иметь значительное влияние на структуру ценностно-мотивационной сферы и, следовательно, на уровень развития инновационности личности. Полученные данные характеризуют выборку студентов со средним уровнем инновационности как груп-

30

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

Малетин С. В. Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции...

пу с неопределенной структурой мотивов, что свидетельствует о необходимости психолого-педагогического влияния на развитие мотивационной сферы молодежи.

В группе с высоким уровнем инновационности, как и в группе с низким уровнем инновационности, выявлены ценностные ориентации на высокий социальный статус и управление людьми. В отличие от первой группы, в данной выборке ценностные ориентации представлены большим многообразием, среди них — познание нового в мире, природе, человеке, признание и уважение людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. Однако мотивационная структура выражена только творческой активностью. Обнаружено отсутствие четко выраженной мотивации к конкретной деятельности, в рамках которой можно применить свою творческую активность. Вызывает серьезные опасения то, что мотивы творческой активности, не подкрепленные мотивами социальной значимости в конкретной деятельности, могут трансформироваться в иные жизненные потребности. Таким образом, группа студентов с высоким уровнем инновационности при достаточно выраженных созидательных ценностных ориентациях также нуждается в психологическом сопровождении, развитии социальной напрвленности и активизации инновационного потенциала.

В поисках социально-психологических и социальноэкономических приоритетов развития современного общества перспективы психологических исследований на-

УДК 378.634

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

С. В. Малетин

В статье делается попытка раскрыть понятие ответственности применительно к деятельности сотрудников полиции и, исходя из значимости данного профессионально важного качества, представить технологию ее формирования с использованием потенциала гуманитарного образовательного пространства вуза МВД России.

Ключевые слова: ответственность, курсант как будущий сотрудник полиции, профессиональное образование, формирование профессиональных качеств.

Понятие ответственности характеризует отношение личности к обществу, в котором реализуются предъявляемые к ней требования в той мере, в какой это соответствует ее долгу. О. А. Шушерина отмечает, что признаки ответственности личности проявляются в личностно-профессиональной мотивации принятия возлагаемых обязанностей, понимании содержания обязанностей, самостоятельном принятии решений '.

Определяя понятие профессиональной ответственности сотрудника полиции, мы рассматриваем ее в кон-

правлены на выявление ценностно-мотивационных характеристик личности и формирование созидательной активности молодежи. Культивирование социальной средой определенных ценностей и мотивов существования общества порождает новые поколения личностей, ориентирующихся в своей деятельности на ценности, транслируемые обществом. Ценно стно-мотивационная активность молодежи является основой прогресса общества и его благополучия.

Диагностика ценностно-мотивационных аспектов инновационной деятельности и разработка программ развития активности личности являются основополагающими условиями совершенствования инновационного потенциала личности и самореализации данного потенциала в практической профессиональной деятельности.

1 Небылицин В. Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. М., 1976. С. 251.

2 Там же. С. 153.

3 Михайлова О. Б. Психология становления инновационного потенциала личности : монография. М., 2013. 215 с.

4 Михайлова О. Б. Виды активности как детерминанты развития инновационного потенциала личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 4. С. 35-44.

5 Коптяева О. Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2009. С. 15.

6 Михайлова О. Б. Инновационный потенциал личности: диагностика и развитие : монография. М., 2012. 178 с.

7 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1983. С. 123.

тексте служебного долга. Долг личности состоит в том, чтобы осознавать и применять к конкретной ситуации требования профессиональные, моральные, социальные и т. д. К. Муздыбаев, занимаясь проблемой психологии ответственности, соотносит ее непосредственно с долгом, выделяя при этом роль ответственности в отражении «пределов долга». «Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанное на самооценках исполнения обязанности» 1 2 3 4 5 6 7.

Выбирая профессию сотрудника полиции, гражданин принимает на себя ответственность, связанную с выполнением служебных обязанностей. Круг этих обязанностей предписан, а ответственность предполагает внимательное и тщательное их исполнение.

Объективную основу содержания категории «профессиональная ответственность» составляет реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые она может иметь для общества, конкретных людей.

Социальное значение формирования ответственности специалиста как профессионально значимого качества состоит в том, что высокая степень ее сформиро-ванности в процессе обучения в вузе обеспечивает ему в современных условиях возможность успешно выполнять свои профессиональные обязанности.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.