Научная статья на тему 'Гражданственность и патриотизм как основы инновационного развития личности в поликультурном обществе'

Гражданственность и патриотизм как основы инновационного развития личности в поликультурном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1051
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PATRIOTISM / CIVIC CONSCIOUSNESS / CIVIC IDENTITY / AXIOLOGICAL AND MOTIVATIONAL ACTIVITY / INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Ольга Борисовна, Щеголев Алексей Александрович

Характерной особенностью данной статьи является интеграция психолого-педагогических подходов к анализу гражданственности и патриотизма как основ инновационного развития личности в кросс-культурном пространстве. Авторы подробно описывают эволюцию терминов «патриотизм», «социальная и гражданская идентичность» в контексте педагогических и психологических определений. Рассматривается связь инновационной деятельности и активности личности. Представлен анализ феномена активности в дифференциальной психологии, на основании которого сформулировано предположение, что инновационный потенциал личности детерминирован активностью, основанной на проявлениях гражданственности и патриотизма. Авторы статьи доказывают, что развитие инновационного потенциала личности невозможно без таких социально-психологических основ, как гражданская и профессиональная идентичность. Представлены также теоретический анализ и обоснование роли патриотизма для развития гражданской идентичности, а также сформулированы основные направления развития профессиональной идентичности и ценностно-мотивационной активности инновационной деятельности в практике современного высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Ольга Борисовна, Щеголев Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civic consciousness and patriotism as the basi

The distinctive peculiarity of the given article is the integration of psychological and pedagogical approaches to analyzing civic consciousness and patriotism as the basic principles of the personality innovation development in cross-cultural environment. The authors thoroughly describe the evolution of the terms ‘patriotism’, ‘social and civic identity’ in the context of pedagogical and psychological definitions. They also examine the connection between innovation activity and personal activity. The article provides an analysis of activity phenomenon in differential psychology, on the ground of which the suggestion is made that innovation potential of a personality is determined by the activity based on the manifestations of civic consciousness and patriotism. The authors of the article prove that personality innovation potential development is impossible without such social-and-psychological principles as civic and professional identity. This article provides the theoretical analysis and substantiation of the social and psychological role of civic patriotism for the development of axiological and motivational activity of a personality. It also defines the basic ways of the development of civic patriotism in contemporary higher education

Текст научной работы на тему «Гражданственность и патриотизм как основы инновационного развития личности в поликультурном обществе»

О. Б. Михайлова

(Москва), А. А. Щеголев

(Калуга)

Гражданственность и патриотизм

как основы инновационного развития личности в поликультурном обществе

Характерной особенностью данной статьи является интеграция психолого-педагогических подходов к анализу гражданственности и патриотизма как основ инновационного развития личности в кросс-культурном пространстве. Авторы подробно описывают эволюцию терминов «патриотизм», «социальная и гражданская идентичность» в контексте педагогических и психологических определений. Рассматривается связь инновационной деятельности и активности личности. Представлен анализ феномена активности в дифференциальной психологии, на основании которого сформулировано предположение, что инновационный потенциал личности детерминирован активностью, основанной на проявлениях гражданственности и патриотизма. Авторы статьи доказывают, что развитие инновационного потенциала личности невозможно без таких социально-психологических основ, как гражданская и профессиональная идентичность. Представлены также теоретический анализ и обоснование роли патриотизма для развития гражданской идентичности, а также сформулированы основные направления развития профессиональной идентичности и ценностно-мотивационной активности инновационной деятельности в практике современного высшего образования.

Создание условий для повышения конкурентоспособности личности является одним из значимых показателей эффективности современного образования, при этом развитие инновационной сферы и формирование внутренних ресурсов индивида предстают как доминанты современного российского образовательного пространства. Особую актуальность приобретают психолого-педагогические основы формирования и реализации инновационного потенциала личности в современном многонациональном социальном пространстве.

Перед современной практикой образования стоит проблема исследования свойств личности, которые, будучи капитализированы, обеспечивают ей перспективы эффективности и результативности, позволяют превращаться современному профессионалу в любом виде деятельности в новатора и в конечном итоге наиболее полно удовлетворить экономические интересы и потребности общества. Создание условий для развития инновационной деятельности предполагает рассмотрение группы вопросов, включая выявление социально-психологических, ценно-стно-мотивационных, нравственно ответственных и созидательно-деятельностных фак-

торов, детерминирующих потребность в изобретении нового и, следовательно, развитии новых личностных особенностей у человека.

Любой характер деятельности, в том числе направленной на создание, внедрение и распространение, предопределятся ценностями и мотивами. Ценностно-мотивационное отношение к деятельности направлено как внутренними ресурсами активности, так и наличием внешних предпосылок, основанных на общественно сложившихся ценностях, побуждающих к проявлению активности в социальной среде.

Согласно системно-диспозиционному подходу инновационный потенциал личности можно рассматривать как оптимальное сочетание личностных форм активности, необходимых для практической реализации инновационной деятельности [2].

Инновационность выступает последующим этапом креативности, ее кратким вариантом, ее превращенной формой, определенной социально-организованной практикой. Инновационность можно определить как ин-тегративную способность личности понимать, принимать, социально оценивать, распространять, внедрять и использовать новшества. Наиболее полно инновационность

может быть выражена в деловой активности личности, рассматриваемой в форме предпринимательства [2]. Ценностно-мотиваци-онная система определяет вектор направленности личности, выступая как предпосылкой, так и блокатором инновационной деятельности.

Основополагающими детерминантами ценностно-мотивационной активности личности являются патриотические чувства. Следовательно, одним из ведущих приоритетов современной учебно-воспитательной концепции в практике российского высшего образования является система развития гражданственности, нравственно-патриотическое самоопределение молодых россиян, формирование у будущих специалистов патриотических ценностей и убеждений.

Низкое развитие патриотических ценностей и, как следствие, отсутствие инновационной активности являются тревожными показателями личностных особенностей развития, поэтому одна из важнейших целей современной практики образования - разработка основных направлений формирования полноценной самореализации инновационности личности.

Социально-психологическими институтами развития гражданского самосознания и воспитания патриотических чувств в первую очередь являются образовательные учреждения, средства массовой информации, общественные, профессиональные и политические организации.

В психологическом смысле патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris -родина, отечество] представляет собой инте-гративную характеристику личности (или социальной общности], имеющую социально-исторические корни, отражающую объективно сложившуюся связь «человек (общность] -среда обитания» и подразумевающую нравственно-эмоциональное единение с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и т.п. представлений, оцененных в понятиях «Родина» и «Отечество» [4].

Чувство патриотизма в огромной мере стимулировало прогресс российской науки. Достаточно вспомнить таких ученых, как М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, Н. И. Лобачевский, И. М. Сеченов, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. М. Карамзин,

С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и мн. др. Великая русская культура, литература и искусство создавались гениями-патриотами И. С. Тургеневым, Ф. И. Тютчевым, Ф. М. Достоевским, П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым и др.

Стоит также заметить, что патриотизм -это социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины и своего народа, идентификация себя с другими членами многонационального общества. Для правильного построения процесса воспитания патриотизма и развития качеств личности патриота необходимо опираться на структурные составляющие патриотизма, которыми являются эмоционально-волевой, интеллектуальный, потребностно-мотиваци-онный, деятельностный компоненты. Необходимо отметить, что данные компоненты тесно связаны между собой и позволяют понять сущностную характеристику патриотизма [6].

Гражданственность рассматривалась в истории отечественной педагогики как:

- общественно-государственный патриотизм, предполагающий осознание своей принадлежности к государству, уважение к его законам, готовность защищать его интересы;

- принадлежность к определенному классу, классовая сознательность и солидарность;

- общее объединяющее качество, предполагающее ответственность за социально-экономическую и политическую жизнь страны, за поддержание ее обороноспособности и обеспечение в ней правопорядка [7].

Формирование гражданственности имеет огромное значение в процессе личностного развития. В феномен гражданственности входят такие ценности, как общественное благо, права человека, свобода выбора на основе осознанной законопослушности, социальной справедливости, равенство перед законом, плюрализм позиций и взглядов, нравственность и правдивость в делах, семейно-быто-вых отношениях, патриотизм и толерантность.

Гражданственность предполагает ценностно-правовую связь людей как граждан с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы], а также в обычаях и традициях [5].

В последние десятилетия гражданственность и патриотичность рассматриваются и реализуются в контексте этнической идентичности, одним из основных признаков которой является самоидентификация представителей одной этнической общности по отношению к другим. Патриотизм, гражданственность и этничность рассматриваются современными исследователями в динамическом соотношении и единстве в структуре социальной идентичности личности. Обобщая многочисленные подходы к определению социальной идентичности, можно сказать, что это часть Я-концепции индивида, которая возникает из эмоционально-ценностного осознания своего единства с определенной социальной группой.

В настоящее время значимым для управления развитием потенциала человеческого капитала в поликультурном обществе является не только формирование адекватного этнического самосознания, которое дифференцирует, а не объединяет социальные группы по этническому признаку. Особую значимость приобретают психолого-педагогические технологии развития самосознания принадлежности определенному социальному сообществу, основанному на гражданской, организационной (или корпоративной] и профессиональной видах идентичности.

Гражданская идентичность является частью социальной идентичности и отражает представления личности о принадлежности к государственному образованию, структурам гражданского общества, а также представления о самих государственных образованиях и структурах, их оценку индивидом и его право выбора оставаться в их составе или их покинуть [3].

Корпоративная идентичность - результат ценностно-рационального отождествления себя как части организации или когнитивно-эмоциональный процесс осознания себя представителем определенной организации. Профессиональная идентичность рассматривается как ценностно-эмоциональное принятие личностью профессиональных ценностных позиций, санкционированных в данном профессиональном пространстве [3].

К сожалению, до недавнего времени в образовательной политике большое значение уделяли формированию и развитию этнической и религиозной идентичности на основе

семейного воспитания. Данные тенденции воспитательной системы в многонациональном обществе дали свои негативные плоды в виде национализма, религиозного фанатизма и крайнего индивидуализма. Совершенно очевидно, что современными приоритетами в развитии созидательной личности являются патриотизм и гражданственность, результатом которых являются гражданская, коллективная и профессиональная виды социально-психологической идентичности.

Именно данные составляющие социальной идентичности наиболее актуальны для создания ценностно-мотивационных условий самореализации инновационного потенциала молодежи в кросс-культурном социальном пространстве.

Патриотизм, таким образом, основанный на вере молодых людей в перспективу личностного развития в государственном масштабе и реализацию своего потенциала в России, выступает не только как нравственная основа личностного становления, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, но прежде всего как сложный процесс поиска и установления оптимальных отношений человека с самим собой, своим государством, этносом и поликультурным сообществом.

Проблема мотивации инновационной деятельности должна быть рассмотрена как проблема личностного смысла профессиональной деятельности будущего специалиста в контексте развития государства в целом. Возникающее в результате разногласия мотива-ционно-ценностных приоритетов состояние психологического дискомфорта молодого человека приводит к тому, что трудовая деятельность лишается элемента личностного саморазвития, творческого потенциала и превращается из личностной ценности и творческой потребности в средство заработка. Таким образом, в структуре инновационной деятельности, основным компонентом которой является активность, выступает мотива-ционный компонент, связанный с верой в перспективу общества [2].

Мотивационный компонент инновационной деятельности представляется необходимым рассматривать в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов и, во-вторых, оценив отношение личности к изменениям, то есть выявив потребности в нов-

шествах, особенности восприимчивости, определить содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельности. Таким образом, именно ценност-но-мотивационные основы формирования гражданского патриотизма, транслируемые высшей школой, в результате реализации системы образования призваны развивать инновационную активность личности.

Инновационную активность можно определить как такое деятельное, созидательное отношение человека к миру, к другим людям, в котором субъект выступает как носитель и «проводник» прогрессивных ценностей (норм, принципов, идеалов], способный к внедрению актуальных практических идей и самосовершенствованию, ответственно подходящий к принятию управленческих решений во благо развития своей страны [2]. Формирование гражданского патриотизма в практике современного высшего образования непосредственно связано с реорганизацией учебно-воспитательного процесса, в результате которой:

- возрастает влияние профессиональной успешности и компетентности профессорско-преподавательского состава на студентов;

- в системе лекционно-семинарских занятий формируются ценностно-мотивацион-ные основы профессиональной деятельности в контексте гражданской активности;

- разрабатываются и внедряются в практику обучения кейс-ситуации, стимулирующие у студентов эмоциональные переживания значения инноваций для развития страны и отечественного профессионального сообщества;

- создаются интерактивные формы обучения, влияющие на ценностный выбор про-

фессиональных решений во благо развития Отчества.

Кроме того, необходимо учитывать фактор возрастных психологических особенностей и потребностей современных студентов. Поэтому гражданский патриотизм в мотива-ционно-ценностном контексте содержания образования высшей школы связан с поиском условий, которые бы способствовали: осознанию молодыми людьми своего потенциала как конвертируемой системы компетенций, значимых для Отечества; соотнесению себя, процесса собственного развития с теми тенденциями, которые характерны для современного поликультурного общества; формированию кросс-культурных компетенций общения в контексте профессионального сотрудничества; развитию приверженности идеям социального прогресса отечественной науки и практики; формированию уверенности в значительных перспективах профессиональной и личностной самореализации; психолого-педагогическому сопровождению выбора стратегий самореализации молодого специалиста.

Культивирование социальной средой определенных ценностей и мотивов существования общества порождает новые поколения личностей, ориентирующихся в своей деятельности на новые созидательные, а не разрушительные виды деятельности. Таким образом, ценностно-мотивационная активность молодежи является основой прогресса общества и его благополучия. В этой связи наиболее эффективным является использование комплексного подхода в формировании гражданственности и патриотизма молодежи, развивающейся в системе современного поликультурного Отечества.

Литература

1. Михайлова О. Б. Психологическое сопровождение развития инновационного потенциала личности в высшей школе //«Alma Mater» (Вестник высшей школы). - 2012. - № 8. - С. 43-52.

2. Михайлова О. Б. Психология становления инновационного потенциала личности: монография. - М.: РУДН, 2013. - 215 с.

3. Михайлова О. Б. Роль гражданской и профессиональной идентичности в становлении инновационного потенциала личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2013. - № 4. - С. 22-25.

4. О патриотизме и гражданственности: учебн. пос. для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов / под ред. д-ра социол. наук, проф. А. А. Козлова. - СПб.: Элексис Принт. - 2005. - 228 с.

5. Филонов Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 38-44.

6. Щеголев А. А. Теоретические положения о гражданском и патриотическом воспитании // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы IV Междунар. науч.-практич. конф. - М.: РУДН, 2011. - С. 179-185.

7. Щеголев А. А. Гражданско-патриотическое воспитание в России (2005-2008 гг.) // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 13. - С. 144-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.