ГРАЖДАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.Б. Михайлова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Развитие инновационной деятельности личности невозможно представить вне целей, ценностей и мотивов самореализации. В статье представлены теоретический анализ и обоснование социально-психологической роли гражданского патриотизма для развития ценностно-мотивационной активности личности, а также сформулированы основные направления развития гражданского патриотизма в практике современного высшего образования.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, гражданская идентичность, мотивационно-ценностная активность, инновационная деятельность.
Созидательный характер инновационной деятельности личности предопределятся ценностями и мотивами. Ценностно-мотивационное отношение к любому виду деятельности определяется как совокупностью внутренних потребностей, так и наличием внешних условий и общественно-сложившихся ценностей, побуждающих к проявлению активности в профессиональной среде. Важной основой формирования ценностно-мотивационного активности личности являются патриотические чувства.
Главными приоритетами современных учебно-воспитательных концепций в практике российского высшего образования являются система развития гражданственности современной молодежи, нравственно-патриотическое самоопределение молодых россиян, формирование у будущих специалистов патриотических ценностей и убеждений.
Дефицитарность патриотических качеств и отсутствие инновационной активности все чаще заявляют о себе как тревожные симптомы, проявляющиеся в современном обществе, поэтому одна из важнейших целей современной высшей школы — разработка основных направлений по решению вышеперечисленных проблем.
Б.С. Гершунский определяет миссию образования молодого человека как процесс и результат формирования образа личности, создания себя, образа мира и поиска своего места в этом мире [2]. Следует отметить, что в настоящее время психологические проблемы гражданского и патриотического воспитания молодежи усугубляются следующими факторами:
— низкий уровень развития социальных и морально-политических чувств и отношений;
— слабое развитие нравственно-психологической и социально-экономической адаптивности к жизни в современных условиях;
— неустойчивость представления молодого поколения россиян о ценностной природе будущего, неясность его перспективы;
— нарушение ценностно-целевых приоритетов в среде российской молодежи;
— несоответствие социально-экономических реалий (платное образование, материальная необеспеченность и т.п.) патриотическому настроению и патриотическим установкам молодых людей;
— высокая межэтническая напряженность;
— усиление индивидуалистических тенденций в современной молодежной среде.
Истоками формирования патриотической направленности молодых людей, их духовно-нравственного становления по своей природе являются не только социально-общественные механизмы, но и психологические свойства личности, развитие которых происходит в процессе образования. Очень важно, чтобы в разных сферах профессионального обучения не только закладывались умения и навыки, но развивались потенциальные потребности и возможности полноценной реализации полученного багажа знаний будущим специалистом. Полноценная жизненная самореализация, по Б.С. Гершунскому, возможна, если молодой человек [2]:
— верит в свою жизненную цель, верит в свое неповторимое индивидуальное предназначение;
— видит в нем высший смысл своей жизни;
— надеется на продолжение собственного Я;
— осознает свои способности, жизненные предпочтения и интересы;
— способен к дружному взаимодействию с другими людьми;
— обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими наиболее полно реализовать свои способности;
— может и умеет работать над свои саморазвитием.
Социально-психологическим инструментарием формирования патриотических чувств являются общественные институты развития гражданского самосознания и патриотического воспитания, к которым относят образовательные учреждения, средства массовой информации, общественные, профессиональные и политические организации.
В психологическом смысле патриотизм (греч. patriotes соотечественник, от patris родина, отечество) представляет собой интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую социально-исторические корни, отражающую объективно сложившуюся связь «человек (общность) — среда обитания» и подразумевающую нравственно-эмоциональное единство названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и т.п. представлений, оцененных в понятиях «родина» и «отечество», имеющих ценностно-деятельностную природу и проявляющихся в стремлении отстаивать, защищать и приумножать данные ценности.
Гражданственность предполагает ценностно-правовую связь людей как граждан с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (консти-
туции, законах), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне законопослушания до гражданской активности, в кризисные периоды выходящей за пределы политической системы и направленной на ее радикальное переустройство.
В последние десятилетия данные понятия реализуются в контексте этнично-сти, одним из основных признаков которой является самоидентификация представителей одной этнической общности по отношению к другим. Патриотизм, гражданственность и этничность рассматриваются современными исследователями в динамическом соотношении и единстве. Соотношение в синтезе социальной идентичности личности данных составляющих не равноценно. В настоящее время значимым для управления развитием потенциала человеческого капитала любого государства является формирование не столько адекватного этнического самосознания, которое дифференцирует, а не объединяет социальные группы по этническому признаку, сколько самосознания принадлежности определенному социальному сообществу, основанного на гражданской, организационной или корпоративной и профессиональной идентичности.
Гражданская идентичность является частью социальной идентичности и отражает представления личности о принадлежности к государственному образованию, структурам гражданского общества, а также к представлениям о самих государственных образованиях и структурах, их оценке индивидом и его праву выбора (оставаться в их составе или их покинуть) [7]. В последние годы в России гражданская идентичность превратилась в актуальную проблему. Это обусловлено потребностью в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих объединению российского общества.
Корпоративная идентичность рассматривается как результат ценностно-рационального отождествления себя как части организации или когнитивно-эмоциональный процесс осознания себя представителем определенной организации [4].
Профессиональная идентичность рассматривается как ценностно-эмоциональное принятие личностью профессиональных ценностных позиций, санкционированных в данном профессиональном пространстве. Профессиональная идентичность относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе и, соответственно, в обществе. Этому представлению сопутствуют определенные ценности и мотива-ционные ориентиры, а также субъективное отношение к своей профессиональной принадлежности.
Ценности личности неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве фрагментов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику культуры конкретного государства как арсенала эффективных адаптивных стратегий молодого человека в современном обществе.
Следовательно, определение ценностей может рассматриваться и как система устремлений личности, и как высший уровень представлений человека об идеалах,
смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми, и как внутренний источник поведения человека, основание его выборов. Теоретическое понимание ценности как многоуровневой системы может быть представлено следующим образом:
— идеал — совершенный образ, определяющий деятельность человека;
— норма — внутренне принимаемое обязательство;
— принцип — руководящая идея, основное правило деятельности;
— цель — предвосхищение результата, механизм интеграции действий человека, приводящий их в систему и определяющий направление действий человека;
— отношение — оценивание явления в системе;
— значение — определение смысла, благодаря которому происходит оценивание.
Для самореализации инновационного потенциала личности очень важна вера в перспективу развития в государственном масштабе, желание стать частью профессионального отечественного сообщества и переживание тождества с профессиональным сообществом соотечественников, которые верят в возможность реализации своего потенциала в России.
Патриотизм, таким образом, выступает не только как нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, но прежде всего как сложный процесс поиска и установления оптимальных отношений человека с самим собой, своим государством, этносом и всем миром. В этом контексте подлинный патриотизм следует понимать как социально-психологический процесс взаимодействия отдельных людей и их сообществ. По словам А.А. Козлова, «патриотизм — феномен нравственный и обращен к той сфере ценностного мира человека, который лежит в основе нравственной самоидентификации того или иного гражданского сообщества» [7. С. 135].
В многочисленных психологических и социологических исследования российской молодежи среди качеств, которые в наибольшей степени характеризуют патриотизм, были отмечены: ответственность, чувство долга, инициативность, внутренняя свобода, целеустремленность, верность традиции, трудолюбие, чувство достоинства и честь. Эти данные свидетельствуют, что патриотизм всегда является частью более общего творческого процесса, продуктом творческого, культурного сознания.
Становление и развитие ценностно-мотивационной активности профессионалов начинается в процессе обучения в высшей школе. Переход от традиционной системы образования к реализации учебных планов нового поколения требует иных способов формирования ценностно-мотивационных приоритетов профессионального развития личности [5].
Показателями мотивационной готовности к инновационной деятельности являются [3]:
— проявление интереса к новшеству и его динамика — позитивное отношение к новшеству, желание им заниматься; переживание позитивных эмоциональных состояний по поводу инноваций, стремление оценивать свой профессиональ-
ный и личностный опыт с позиций инноваций; позитивное отношение к перспективам инновационной деятельности;
— сформированность мотива самосовершенствования — осознание своих возможностей, необходимости работы над собой, появление большей уверенности в себе;
— сформированность мотива преодоления затруднение — осознание личностью недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить;
— понимание своих проблем, самостоятельность в их решении и ответственность.
Проблема мотивации инновационной деятельности должна быть рассмотрена как проблема личностного смысла профессиональной деятельности будущего специалиста в контексте развития государства в целом. Возникающее в результате разногласия мотивационно-ценностных приоритетов состояние психологического дискомфорта молодого человека приводит к тому, что трудовая деятельность лишается элемента личностного саморазвития, творческого потенциала и превращается из личностной ценности и творческой потребности в средство заработка. Таким образом, в структуре инновационной деятельности, основным компонентом которой является активность, выступает мотивационный компонент, связанный с верой в перспективу общества [5].
Деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Инновационная активность направлена на преобразование существующих форм и методов профессиональной деятельности, создание новых целей и средств ее реализации, именно поэтому она является одним из видов продуктивной, творческой деятельности людей.
В связи с тем, что многообразные отношения человека со средой представлены в относительно устойчивой мотивационной сфере личности, любая деятельность, в том числе и инновационная, обычно соотносится более чем с одним мотивом и является, таким образом, полимотивированной.
Мотивационный компонент инновационной деятельности необходимо рассматривать в двух направлениях: во-первых, оценив место профессиональной мотивации в общей структуре мотивов и, во-вторых, оценив отношение личности к изменениям, т.е. выявив потребности в новшествах, особенности их восприимчивости, что определяет содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельности. Таким образом, именно ценностно-мотивационные основы формирования гражданского патриотизма, транслируемые высшей школой, в результате реализации системы образования призваны развивать инновационную активность личности. При этом, следует отметить, активность — это не просто деятельность, это единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности. «Активность — ценностный способ моделирования, структурирования и самоосуществления личностью деятельности, общения и поведения» [1. С. 78].
Активность рассматривается как характеристика деятельности, имеющая самостоятельную силу реагирования, проявляющая себя в свободной, сознательной, внутренне необходимой деятельности, поэтому формирование гражданского патриотизма способствует развитию инновационной активности личности.
Инновационную активность можно определить, на наш взгляд, как такое деятельное, созидательное отношение человека к миру, другим людям, в котором субъект выступает как носитель и «проводник» прогрессивных ценностей (норм, принципов, идеалов), способный к внедрению актуальных практических идей и самосовершенствованию, ответственно подходящий к принятию управленческих решений во благо развития своей страны [5]. Формирование данного вида активности в практике современного высшего образования непосредственно связано с реконструкцией дидактического процесса, в результате которого возрастает роль добросовестного и ответственного отношения к профессиональной деятельности, связанной со служением обществу и государству, стремления к активному проявлению лучших трудовых качеств в интересах развития отечества [6].
Данное эмоциональное отношение включает: цели самореализации личности, ценностные ориентации профессиональной деятельности, притязания, мотивацию на достижение высоких результатов, способность эффективно выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализо-вывать планы своего профессионального роста в соответствии с потребностями государства. Формирование гражданского патриотизма в практике современного высшего образования непосредственно связано с реорганизацией учебно-воспитательного процесса, в результате которого:
— возрастает личностное влияние профессорско-преподавательского состава на студентов;
— на занятиях культивируется ценностный диалог с погружением в моти-вационную среду профессиональной деятельности в контексте гражданской активности;
— разрабатываются ценностные кейс-ситуации, стимулирующие у студентов эмоциональное переживания значения инноваций для развития страны и отечественного профессионального сообщества;
— создаются ситуации, провоцирующие ценностный выбор профессиональных решений во благо отечества.
При отборе содержания учебного материала преподавателю высшей школы важно определить роль и место учебного курса в современном профессиональном образовательном процессе. При разработке программ, методических пособий преподаватель высшей школы должен ответить прежде всего самому себе на ряд не перестающих быть актуальными методических вопросов: «для чего?» (т.е. с какой целью обучаю), «что?» (т.е. какое содержание должен предложить будущим профессионалам) и «как?» (т.е. какими методами лучше всего раскрыть изучаемый материал).
Кроме того, в первую очередь необходимо учитывать фактор возрастных психологических особенностей потребностей современных студентов. Поэтому граж-
данский патриотизм в мотивационно-ценностном контексте содержания образования высшей школы связан с созданием условий, которые бы способствовали:
— познанию молодыми людьми самих себя как важнейшей составляющей современного государства;
— соотнесению себя, процесса собственного развития с тем, что происходит в современной мире;
— «очеловечиванию» информации, когда любая новая информация, будучи усвоенной, ставит человека перед нравственной проблемой: жить и поступать в соответствии с полученным знанием или вопреки ему;
— помощи в поиске ответа на следующие вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступаю? чего я хочу от жизни? от себя? от других людей? куда двигаться дальше? чему учиться?;
— обучению верному выбору путей самореализации как важному аспекту содержания образования.
В этой связи наиболее эффективным является использование комплексного подхода в формировании гражданственности и патриотизма молодежи. Воспитание в высшей школе гражданского патриотизма основано на переосмыслении сути взаимоотношений государства и гражданина, воспитание профессионала, который способен к инновационной деятельности и творческой самореализации во благо отечества.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. — М., 1987. [Abulkhanova-Slavskaya K.A. Tipologiya aktivnosti lichnosti v sotsialnoi psikhologii // Psikhologiya lichnosti i obraz zhizni. — М., 1987.]
[2] Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Флинта, 1998. [Gershunskiy B.S. Philo-sophiya obrazovaniya. — М., Flinta, 1998.]
[3] Коптяева О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности: Ав-тореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Ярославль, 2009. [Koptyaeva O.N. Motivatsionnaya go-tovnost pedagogov k innovatsionnoi deyatelnosti: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. — Yaroslavl, 2009.]
[4] Куприянов А. С. Корпоративная культура вуза в контексте PR-деятельности // Корпоративная культура вуза как фактор воспитания современного специалиста // Материалы международной научно-практической конференции — Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУЮ, 2010. [Kupriyanov A.S. Korporativnaya kultura vuza v kontekste PR-deyatelnosti // Korporativnaya kultura vuza kak faktor vospitaniya sovremennogo spetsialista. Materialy mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoy konferentsii. — Rostov-na-Donu: YUFUYU, 2010.]
[5] Михайлова О.Б. Структура инновационного потенциала личности // Вестник НГУ. Серия «Психология». — 2012. — № 1. — С. 26—32. [Mikhailova O.B. Struktura innovatsionnogo potentsiala lichnosti // Vestnik NGU. Seriya "Psikhologiya". — 2012. — № 1. — S. 26—32.]
[6] Михайлова О.Б. Психологическое сопровождение развития инновационного потенциала личности в высшей школе //«Alma Mater» (Вестник высшей школы). — 2012. — № 8. — С. 43—52. [Mikhailova O.B. Psikhologicheskoye soprovozgdenie razvitiya innovatsionnogo potentsiala lichnosti v vysshey shkole // «Alma Mater» (Vestnik vysshey shkoly). — 2012. — № 8. — S. 43—52.]
[7] О патриотизме и гражданственности: Учеб. пособие / Под ред. A.A. Козлова. — СПб.: Элексис Принт, 2005. [O patriotizme i grazhdanstvennosti: Ucheb. posobie / Pod red. A.A. Koz-lova. — SPb.: Eleksis Print, 2005.]
CIVIC PATRIOTISM AS BASIS FOR AXIOLOGICAL AND MOTIVATIONAL ACTIVITY OF PERSONALITY INVOLVED IN INNOVATIVE ACTIVITY
O.B. Mikhailova
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The development of the innovative activity in a personality is impossible without the goals, values and motives of self-fulfillment. This article provides a theoretical analysis and substantiation of the social and psychological role of civic patriotism for the development of the axiological and motivational activity in a personality. It also defines the basic trends of the development of civic patriotism in the contemporary higher education.
Key words: patriotism, civic consciousness, civic identity, axiological and motivational activity, innovative activity.