Научная статья на тему 'Роль гражданской и профессиональной идентичности в становлении инновационного потенциала личности'

Роль гражданской и профессиональной идентичности в становлении инновационного потенциала личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PATRIOTISM / CIVIC CONSCIOUSNESS / CIVIC IDENTITY / PROFESSIONAL IDENTITY / VALUE ACTIVITY / INNOVATION POTENTIAL OF A PERSON / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Ольга Борисовна

Развитие инновационного потенциала личности невозможно без таких социально-психологических основ, как гражданская и профессиональная идентичность. В статье представлены теоретический анализ и обоснование роли патриотизма для становления гражданской идентичности, сформулированы основные направления развития профессиональной идентичности и ценностно-мотивационной активности инновационной деятельности в практике современного высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Civic and Professional Identity in Developing an Innovation Potential of a Person

Development of innovation potential of a personality requires such socio-psychological grounds as civic and professional identity. The article presents theoretical analysis and proves the role of patriotism for developing civic identity, defines the main tendencies of developing professional identity and value activity of innovative activity in the system of higher education.

Текст научной работы на тему «Роль гражданской и профессиональной идентичности в становлении инновационного потенциала личности»

УДК 159.9.28

РОЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

О. Б. Михайлова

Развитие инновационного потенциала личности невозможно без таких социально-психологических основ, как гражданская и профессиональная идентичность. В статье представлены теоретический анализ и обоснование роли патриотизма для становления гражданской идентичности, сформулированы основные направления развития профессиональной идентичности и ценностно-мотивационной активности инновационной деятельности в практике современного высшего образования.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, гражданская идентичность, профессиональная идентичность, мотивационно-ценностная активность, инновационный потенциал личности, инновационная деятельность.

Развитие инновационного потенциала человека связано с определенными социально-психологическими и педагогическими условиями, на основе которых формируются предпосылки к реализации активности личности. Созидательный характер инновационной деятельности предопределяется ценностями и мотивами. Ценностно-мотивационное отношение к любому виду деятельности определяется как совокупностью внутренних потребностей, так и внешними условиями и сложившимися в обществе ценностями, побуждающими к проявлению активности в профессиональной среде.

Одним из механизмов управления развитием инновационного поведения служит идентификация, которая представляет собой неосознаваемое отождествление себя с другим человеком и перенос на него желательных для себя чувств и качеств. Идентификация реализуется не только при отождествлении себя с кем-либо, но и при причислении себя к определенному роду, классу, психологическому типу, профессиональному сообществу.

Основой реализации ценностно-мотивационной активности личности, проявляющейся в инновационном поведении, служат патриотические чувства и, как следствие, развитая гражданская идентичность. Следовательно, приоритетами современных учебно-воспитательных концепций в практике российского высшего образования признаются система развития гражданственности молодежи, нравственно-патриотическое самоопределение молодых россиян, формирование у будущих специалистов патриотических ценностей и убеждений, влияющих на становление и развитие гражданской и профессиональной идентичности. Дефицит патриотических качеств и отсутствие инновационной активности явля-

ются тревожными симптомами общества, поэтому одну из важнейших целей современной высшей школы представляет разработка основных направлений по решению перечисленных проблем.

Б. С. Гершунский определяет миссию образования молодого человека как процесс и результат формирования образа личности, создания себя, образа мира и поиска своего места в этом мире '. Отметим, что в настоящее время психологические проблемы гражданского и патриотического воспитания молодежи усугубляются такими факторами, как:

1) низкий уровень развития социальных и морально-политических отношений;

2) слабое развитие нравственно-психологической и социально-экономической адаптивности к жизни в современных условиях;

3) неустойчивость представления молодого поколения россиян о ценностной природе будущего, неясность его перспектив;

4) нарушение ценностно-целевых приоритетов в среде российской молодежи;

5) несоответствие социально-экономических реалий (платное образование, материальная необеспеченность и т. п.) патриотическому настроению и патриотическим установкам молодых людей;

6) высокий фон межэтнической напряженности;

7) усиление индивидуалистических тенденций в современной молодежной среде.

Истоками формирования патриотической нап рав-ленности молодых людей, их духовно-нравственного становления по своей природе являются не только общественные механизмы, но и психологические свойства личности, развитие которых происходит в процессе образования. Очень важно, чтобы в разных сферах профессионального обучения не только закладывались умения и навыки, но и развивались потенциальные потребности, и возможности полноценной реализации полученного багажа знаний будущим специалистом. Полноценная жизненная самореализация, по Б. С. Гершунскому, возможна, если молодой человек:

— верит в свою жизненную цель, в свое неповторимое индивидуальное предназначение;

— видит в нем высший смысл своей жизни;

— надеется на продолжение собственного «Я»;

— осознает свои способности, жизненные предпочтения и интересы;

— способен к дружескому взаимодействию с другими людьми;

— обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими полно реализовать свои способности;

— может работать над своим саморазвитием 2.

Социально-психологическим инструментарием

формирования патриотических чувств являются общественные институты развития гражданского само-

сознания и патриотического воспитания, к которым относят образовательные учреждения, средства массовой информации, общественные, профессиональное и политические организации.

В психологическом смысле патриотизм (греч. patriotes — соотечественник, от patris — родина, отечество) представляет собой интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую социально-исторические корни, отражающую объективно сложившуюся связь «человек (общность) — среда обитания» и подразумевающую нравственноэмоциональное единство названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и т. п. представлений, оцененных в понятиях «Родина» и «Отечество», имеющих ценностно-деятельностную природу и проявляющихся в стремлении отстаивать данные ценности, защищать и приумножать их.

Гражданственность предполагает ценностноправовую связь людей как граждан с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от законопослу-шания до гражданской активности, в кризисные периоды выходящей за пределы политической системы и направленной на ее радикальное переустройство.

В последние десятилетия данные понятия реализуются в контексте этничности, одним из основных признаков которой является самоидентификация представителей одной этнической общности по отношению к другим. Патриотизм, гражданственность и этничность рассматриваются исследователями в динамическом соотношении и единстве. Соотношение в синтезе социальной идентичности личности этих составляющих неравноценно. В настоящее время значимым для управления развитием потенциала человеческого капитала любого государства является не столько формирование адекватного этнического самосознания, которое дифференцирует, а не объединяет социальные группы по этническому признаку, сколько самосознание принадлежности определенному социальному сообществу, основанное на гражданской, организационной или корпоративной и профессиональной видах идентичности.

Гражданская идентичность является частью социальной идентичности и отражает представления личности о принадлежности к государственному образованию, структурам гражданского общества, о самих государственных образованиях и структурах, их оценке индивидом и его праве выбора (оставаться в их составе или их покинуть) 3 . В последние годы в Рос-

сии социально-психологические технологии развития гражданской идентичности стали актуальной проблемой. Это обусловлено потребностью в формировании и укоренении идей, способствующих объединению общества. Несмотря на то что гражданская идентичность является одной из основополагающих ступеней в формировании эффективного для общества саморазвития личности, еще одним важным условием становления и реализации инновационного потенциала личности служит профессиональная идентичность.

Профессиональная идентичность рассматривается как ценностно-эмоциональное принятие личностью профессиональных ценностных позиций, санкционированных в определенном профессиональном пространстве. Данный вид идентичности относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе и в обществе. Этому представлению сопутствуют ценностные и мотивационные ориентиры, а также положительно-субъективное отношение к своей профессиональной принадлежности.

Уровень развития профессиональной идентичности свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации, а также о степени признания себя как профессионала.

В наиболее общем виде проблемы подготовки современных профессионалов можно обозначить двумя словами: «идентичность» и «развитие». Сущность профессиональной идентичности заключается в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего, что предполагает высокую готовность смысловых и регуляторных основ поведения в ситуациях профессиональной неопределенности, осуществление личностного, инструментального и ситуативного самоопределения (приобретение опыта), интеграцию в профессиональное сообщество.

Таким образом, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается сложная взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, позволяющих более полно реализовывать инновационный потенциал личности в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и принятия ценностей профессиональной группы 4.

Ценности личности неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве фрагментов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно понимать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику культуры конкретного государства как арсенала эффективных адаптивных стратегий молодого человека в современном обществе.

Следовательно, определение ценностей может рассматриваться и как система устремлений личности, и как высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми, и как внутренний источник поведения человека, основание его выборов. Теоретическое понимание ценности как многоуровневой системы может быть представлено следующим образом:

— идеал — совершенный образ, определяющий деятельность человека;

— норма — внутренне принимаемое обязательство;

— принцип — руководящая идея, основное правило деятельности;

— цель — предвосхищение результата, механизм интеграции действий человека, приводящий их в систему и определяющий направление действий человека;

— отношение — оценивание явления в системе;

— значение — определение смысла, благодаря которому происходит оценивание.

Для самореализации инновационного потенциала личности очень важны вера в перспективу развития в государственном масштабе, желание стать частью профессионального отечественного сообщества и переживание тождества с профессиональным сообществом соотечественников, которые верят в возможность реализации своего потенциала в России.

Становление и развитие ценностно-мотивационной активности профессионалов начинается в высшей школе. Переход от традиционной системы образования к реализации учебных планов нового поколения требует иных способов формирования ценностно-мотивационных приоритетов профессионального развития личности 5.

Показателями мотивационной готовности студента к инновационной деятельности служат: 1) проявление интереса к новшеству и его динамика — позитивное отношение к новшеству, желание им заниматься; переживание позитивных эмоциональных состояний по поводу инноваций, стремление оценивать свой профессиональный и личностный опыт с позиций инноваций; позитивное отношение к перспективам инновационной деятельности; 2) сформи-рованность мотива самосовершенствования — осознание своих возможностей, необходимости работы над собой, появление большей уверенности в себе;

3) сформированность мотива преодоления затруднения — осознание личностью недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить; 4) понимание своих проблем, самостоятельность в их решении и ответственность.

Проблема мотивации инновационной деятельности должна быть рассмотрена как проблема личностного смысла профессиональной деятельности будущего специалиста в контексте развития государ-

ства в целом. Возникающее в результате разногласия мотивационно-ценностных приоритетов состояние психологического дискомфорта молодого человека приводит к тому, что трудовая деятельность лишается элемента личностного саморазвития, творческого потенциала и превращается из личностной ценности и творческой потребности в средство заработка. Таким образом, в структуре инновационной деятельности, основным компонентом которой является активность, выступает мотивационный компонент, связанный с верой в перспективу общества 6.

Деятельность есть специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляют целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Инновационная активность направлена на преобразование существующих форм и методов профессиональной деятельности, создание новых целей и средств ее реализации, именно поэтому она является одним из видов продуктивной, творческой деятельности людей.

В связи с тем что многообразные отношения человека со средой представлены в относительно устойчивой мотивационной сфере личности, любая деятельность, в том числе и инновационная, обычно соотносится более чем с одним мотивом и является, таким образом, полимотивированной.

Мотивационный компонент инновационной деятельности представляется необходимым рассматривать в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов, во-вторых, оценки отношения личности к изменениям, т. е. потребности в новшествах, особенности их восприимчивости, определяющих содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельности. Таким образом, именно ценностно-мотивационные основы формирования гражданской и профессиональной идентичности, транслируемые высшей школой, в результате реализации системы образования призваны развивать инновационную активность личности. Следует отметить, что активность — это не просто деятельность, это единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности: «Активность — ценностный способ моделирования, структурирования и самоосуществления личностью деятельности, общения и поведения» 7.

Активность рассматривается как характеристика деятельности, имеющая самостоятельную силу реагирования. Она проявляется в свободной, сознательной, внутренне необходимой деятельности. Современные психолого-педагогические технологии формирования гражданского патриотизма и профессионализма, безусловно, способствуют развитию инновационной активности личности.

Инновационную активность можно определить, на наш взгляд, как деятельное, созидательное отношение человека к другим людям, миру, в котором субъект выступает как носитель и проводник прогрессивных ценностей (норм, принципов, идеалов), способный к внедрению актуальных практических идей и самосовершенствованию, ответственно подходящий к принятию управленческих решений во благо развития своей страны 8. Формирование данного вида активности в практике современного высшего образования непосредственно связано с реконструкцией дидактического процесса, в результате которого возрастают роль добросовестного и ответственного отношения к профессиональной деятельности, связанной со служением обществу и государству, стремление к активному проявлению лучших трудовых качеств в интересах развития Отечества. Данное эмоциональное отношение включает цели самореализации личности, ценностные ориентации профессиональной деятельности, притязания, мотивации на достижение высоких результатов, способность эффективно выполнять служебные обязанности и достигать конкретные цели, умение прогнозировать и реализовать планы своего профессионального роста конгруэнтно развитию государства. Формирование гражданского патриотизма в практике современного высшего образования непосредственно связано с реорганизацией учебно-воспитательного процесса, в результате которого:

— возрастает личностное влияние профессорско-преподавательского состава на студентов;

— культивируется ценностный диалог с погружением в мотивационную среду профессиональной деятельности в контексте гражданской активности;

— разрабатываются ценностные кейс-ситуации, стимулирующие у студентов эмоциональное переживание значения инноваций для развития страны и отечественного профессионального сообщества;

— создаются ситуации, провоцирующие ценностный выбор профессиональных решений во благо развития профессионального сообщества и Отечества.

При отборе содержания учебного материала преподавателю высшей школы важно определить роль и место учебного курса в современном профессиональном образовательном процессе. При разработке программ, методических пособий преподаватель высшей школы должен ответить прежде всего самому себе на ряд не перестающих быть актуальными методических вопросов: «Для чего (т. е. с какой целью обучаю)? Что (т. е. какое содержание должен предложить будущим профессионалам)? Как (т. е. какими методами лучше всего раскрыть изучаемый материал)?».

Кроме того, в первую очередь необходимо учитывать фактор возрастных психологических особенностей потребностей современных студентов. Поэтому мотивационно-ценностный контекст содержания об-

разования в высшей школе связан с созданием психологических условий, которые способствовали бы:

— познанию молодыми людьми самих себя как важнейших составляющих современного государства;

— соотнесению себя, процесса собственного развития с тем, что происходит в современном мире;

— «очеловечиванию» информации, когда любая новая информация, будучи усвоенной, ставит будущего профессионала перед нравственной проблемой: жить и поступать в соответствии с полученными знаниями или вопреки им;

— помощи в поиске ответа на следующие вопросы: «Кто я? Как я живу? Зачем так поступаю? Чего я хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться?»;

— обучению технологиям управления личностной и профессиональной самореализацией.

В связи с этим эффективным является использование комплексного подхода в формировании гражданской и профессиональной идентичности. Качество образования характеризует степень удовлетворенности молодого специалиста полученной профессиональной подготовкой, а также во многом определяет его социальные перспективы и личностное развитие. Для достижения положительных результатов в развитии видов социальной идентичности необходимо личностное включение студентов в освоение профессиональной деятельности, направленной на приобретение самостоятельного профессионального опыта.

Перспективы оптимизации психолого-педаго-гических технологий формирования в высшей школе гражданского патриотизма и приверженности к профессиональному сообществу основано на переосмыслении сути взаимоотношений государства и гражданина, поиске методов психологического сопровождения будущего профессионала, который способен к инновационной деятельности и творческой самореализации на благо развития Отечества.

1 Гершунский Б. С. Философия образования. М., 1998. 432 с.

2 Там же. С. 156.

3 О патриотизме и гражданственности : учеб. пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов / под ред. А. А. Козлова. СПб., 2005. 303 с.

4 Михайлова О. Б. Развитие профессиональной идентичности личности как стратегия преодоления психологических барьеров в инновационной деятельности // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2011. № 1. С. 61-68.

5 Михайлова О. Б. Инновационный потенциал личности: диагностика и развитие : монография. М., 2012. 178 с.

6 Там же. С. 78.

7 Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 96.

8 Михайлова О. Б. Структура инновационного потенциала личности // Вестник НГУ Сер. Психология. 2012. № 1. С. 26-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.