УДК 159.9.28
РОЛЬ ГРАЖДАНСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
О. Б. Михайлова
Развитие инновационного потенциала личности невозможно без таких социально-психологических основ, как гражданская и профессиональная идентичность. В статье представлены теоретический анализ и обоснование роли патриотизма для становления гражданской идентичности, сформулированы основные направления развития профессиональной идентичности и ценностно-мотивационной активности инновационной деятельности в практике современного высшего образования.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, гражданская идентичность, профессиональная идентичность, мотивационно-ценностная активность, инновационный потенциал личности, инновационная деятельность.
Развитие инновационного потенциала человека связано с определенными социально-психологическими и педагогическими условиями, на основе которых формируются предпосылки к реализации активности личности. Созидательный характер инновационной деятельности предопределяется ценностями и мотивами. Ценностно-мотивационное отношение к любому виду деятельности определяется как совокупностью внутренних потребностей, так и внешними условиями и сложившимися в обществе ценностями, побуждающими к проявлению активности в профессиональной среде.
Одним из механизмов управления развитием инновационного поведения служит идентификация, которая представляет собой неосознаваемое отождествление себя с другим человеком и перенос на него желательных для себя чувств и качеств. Идентификация реализуется не только при отождествлении себя с кем-либо, но и при причислении себя к определенному роду, классу, психологическому типу, профессиональному сообществу.
Основой реализации ценностно-мотивационной активности личности, проявляющейся в инновационном поведении, служат патриотические чувства и, как следствие, развитая гражданская идентичность. Следовательно, приоритетами современных учебно-воспитательных концепций в практике российского высшего образования признаются система развития гражданственности молодежи, нравственно-патриотическое самоопределение молодых россиян, формирование у будущих специалистов патриотических ценностей и убеждений, влияющих на становление и развитие гражданской и профессиональной идентичности. Дефицит патриотических качеств и отсутствие инновационной активности явля-
ются тревожными симптомами общества, поэтому одну из важнейших целей современной высшей школы представляет разработка основных направлений по решению перечисленных проблем.
Б. С. Гершунский определяет миссию образования молодого человека как процесс и результат формирования образа личности, создания себя, образа мира и поиска своего места в этом мире '. Отметим, что в настоящее время психологические проблемы гражданского и патриотического воспитания молодежи усугубляются такими факторами, как:
1) низкий уровень развития социальных и морально-политических отношений;
2) слабое развитие нравственно-психологической и социально-экономической адаптивности к жизни в современных условиях;
3) неустойчивость представления молодого поколения россиян о ценностной природе будущего, неясность его перспектив;
4) нарушение ценностно-целевых приоритетов в среде российской молодежи;
5) несоответствие социально-экономических реалий (платное образование, материальная необеспеченность и т. п.) патриотическому настроению и патриотическим установкам молодых людей;
6) высокий фон межэтнической напряженности;
7) усиление индивидуалистических тенденций в современной молодежной среде.
Истоками формирования патриотической нап рав-ленности молодых людей, их духовно-нравственного становления по своей природе являются не только общественные механизмы, но и психологические свойства личности, развитие которых происходит в процессе образования. Очень важно, чтобы в разных сферах профессионального обучения не только закладывались умения и навыки, но и развивались потенциальные потребности, и возможности полноценной реализации полученного багажа знаний будущим специалистом. Полноценная жизненная самореализация, по Б. С. Гершунскому, возможна, если молодой человек:
— верит в свою жизненную цель, в свое неповторимое индивидуальное предназначение;
— видит в нем высший смысл своей жизни;
— надеется на продолжение собственного «Я»;
— осознает свои способности, жизненные предпочтения и интересы;
— способен к дружескому взаимодействию с другими людьми;
— обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими полно реализовать свои способности;
— может работать над своим саморазвитием 2.
Социально-психологическим инструментарием
формирования патриотических чувств являются общественные институты развития гражданского само-
сознания и патриотического воспитания, к которым относят образовательные учреждения, средства массовой информации, общественные, профессиональное и политические организации.
В психологическом смысле патриотизм (греч. patriotes — соотечественник, от patris — родина, отечество) представляет собой интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую социально-исторические корни, отражающую объективно сложившуюся связь «человек (общность) — среда обитания» и подразумевающую нравственноэмоциональное единство названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и т. п. представлений, оцененных в понятиях «Родина» и «Отечество», имеющих ценностно-деятельностную природу и проявляющихся в стремлении отстаивать данные ценности, защищать и приумножать их.
Гражданственность предполагает ценностноправовую связь людей как граждан с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от законопослу-шания до гражданской активности, в кризисные периоды выходящей за пределы политической системы и направленной на ее радикальное переустройство.
В последние десятилетия данные понятия реализуются в контексте этничности, одним из основных признаков которой является самоидентификация представителей одной этнической общности по отношению к другим. Патриотизм, гражданственность и этничность рассматриваются исследователями в динамическом соотношении и единстве. Соотношение в синтезе социальной идентичности личности этих составляющих неравноценно. В настоящее время значимым для управления развитием потенциала человеческого капитала любого государства является не столько формирование адекватного этнического самосознания, которое дифференцирует, а не объединяет социальные группы по этническому признаку, сколько самосознание принадлежности определенному социальному сообществу, основанное на гражданской, организационной или корпоративной и профессиональной видах идентичности.
Гражданская идентичность является частью социальной идентичности и отражает представления личности о принадлежности к государственному образованию, структурам гражданского общества, о самих государственных образованиях и структурах, их оценке индивидом и его праве выбора (оставаться в их составе или их покинуть) 3 . В последние годы в Рос-
сии социально-психологические технологии развития гражданской идентичности стали актуальной проблемой. Это обусловлено потребностью в формировании и укоренении идей, способствующих объединению общества. Несмотря на то что гражданская идентичность является одной из основополагающих ступеней в формировании эффективного для общества саморазвития личности, еще одним важным условием становления и реализации инновационного потенциала личности служит профессиональная идентичность.
Профессиональная идентичность рассматривается как ценностно-эмоциональное принятие личностью профессиональных ценностных позиций, санкционированных в определенном профессиональном пространстве. Данный вид идентичности относится к числу понятий, в которых выражено концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе и в обществе. Этому представлению сопутствуют ценностные и мотивационные ориентиры, а также положительно-субъективное отношение к своей профессиональной принадлежности.
Уровень развития профессиональной идентичности свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации, а также о степени признания себя как профессионала.
В наиболее общем виде проблемы подготовки современных профессионалов можно обозначить двумя словами: «идентичность» и «развитие». Сущность профессиональной идентичности заключается в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего, что предполагает высокую готовность смысловых и регуляторных основ поведения в ситуациях профессиональной неопределенности, осуществление личностного, инструментального и ситуативного самоопределения (приобретение опыта), интеграцию в профессиональное сообщество.
Таким образом, профессиональная идентичность предстает как интегративное понятие, в котором выражается сложная взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, позволяющих более полно реализовывать инновационный потенциал личности в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора и принятия ценностей профессиональной группы 4.
Ценности личности неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве фрагментов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно понимать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику культуры конкретного государства как арсенала эффективных адаптивных стратегий молодого человека в современном обществе.
Следовательно, определение ценностей может рассматриваться и как система устремлений личности, и как высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми, и как внутренний источник поведения человека, основание его выборов. Теоретическое понимание ценности как многоуровневой системы может быть представлено следующим образом:
— идеал — совершенный образ, определяющий деятельность человека;
— норма — внутренне принимаемое обязательство;
— принцип — руководящая идея, основное правило деятельности;
— цель — предвосхищение результата, механизм интеграции действий человека, приводящий их в систему и определяющий направление действий человека;
— отношение — оценивание явления в системе;
— значение — определение смысла, благодаря которому происходит оценивание.
Для самореализации инновационного потенциала личности очень важны вера в перспективу развития в государственном масштабе, желание стать частью профессионального отечественного сообщества и переживание тождества с профессиональным сообществом соотечественников, которые верят в возможность реализации своего потенциала в России.
Становление и развитие ценностно-мотивационной активности профессионалов начинается в высшей школе. Переход от традиционной системы образования к реализации учебных планов нового поколения требует иных способов формирования ценностно-мотивационных приоритетов профессионального развития личности 5.
Показателями мотивационной готовности студента к инновационной деятельности служат: 1) проявление интереса к новшеству и его динамика — позитивное отношение к новшеству, желание им заниматься; переживание позитивных эмоциональных состояний по поводу инноваций, стремление оценивать свой профессиональный и личностный опыт с позиций инноваций; позитивное отношение к перспективам инновационной деятельности; 2) сформи-рованность мотива самосовершенствования — осознание своих возможностей, необходимости работы над собой, появление большей уверенности в себе;
3) сформированность мотива преодоления затруднения — осознание личностью недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить; 4) понимание своих проблем, самостоятельность в их решении и ответственность.
Проблема мотивации инновационной деятельности должна быть рассмотрена как проблема личностного смысла профессиональной деятельности будущего специалиста в контексте развития государ-
ства в целом. Возникающее в результате разногласия мотивационно-ценностных приоритетов состояние психологического дискомфорта молодого человека приводит к тому, что трудовая деятельность лишается элемента личностного саморазвития, творческого потенциала и превращается из личностной ценности и творческой потребности в средство заработка. Таким образом, в структуре инновационной деятельности, основным компонентом которой является активность, выступает мотивационный компонент, связанный с верой в перспективу общества 6.
Деятельность есть специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляют целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Инновационная активность направлена на преобразование существующих форм и методов профессиональной деятельности, создание новых целей и средств ее реализации, именно поэтому она является одним из видов продуктивной, творческой деятельности людей.
В связи с тем что многообразные отношения человека со средой представлены в относительно устойчивой мотивационной сфере личности, любая деятельность, в том числе и инновационная, обычно соотносится более чем с одним мотивом и является, таким образом, полимотивированной.
Мотивационный компонент инновационной деятельности представляется необходимым рассматривать в двух направлениях. Во-первых, с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов, во-вторых, оценки отношения личности к изменениям, т. е. потребности в новшествах, особенности их восприимчивости, определяющих содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельности. Таким образом, именно ценностно-мотивационные основы формирования гражданской и профессиональной идентичности, транслируемые высшей школой, в результате реализации системы образования призваны развивать инновационную активность личности. Следует отметить, что активность — это не просто деятельность, это единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности: «Активность — ценностный способ моделирования, структурирования и самоосуществления личностью деятельности, общения и поведения» 7.
Активность рассматривается как характеристика деятельности, имеющая самостоятельную силу реагирования. Она проявляется в свободной, сознательной, внутренне необходимой деятельности. Современные психолого-педагогические технологии формирования гражданского патриотизма и профессионализма, безусловно, способствуют развитию инновационной активности личности.
Инновационную активность можно определить, на наш взгляд, как деятельное, созидательное отношение человека к другим людям, миру, в котором субъект выступает как носитель и проводник прогрессивных ценностей (норм, принципов, идеалов), способный к внедрению актуальных практических идей и самосовершенствованию, ответственно подходящий к принятию управленческих решений во благо развития своей страны 8. Формирование данного вида активности в практике современного высшего образования непосредственно связано с реконструкцией дидактического процесса, в результате которого возрастают роль добросовестного и ответственного отношения к профессиональной деятельности, связанной со служением обществу и государству, стремление к активному проявлению лучших трудовых качеств в интересах развития Отечества. Данное эмоциональное отношение включает цели самореализации личности, ценностные ориентации профессиональной деятельности, притязания, мотивации на достижение высоких результатов, способность эффективно выполнять служебные обязанности и достигать конкретные цели, умение прогнозировать и реализовать планы своего профессионального роста конгруэнтно развитию государства. Формирование гражданского патриотизма в практике современного высшего образования непосредственно связано с реорганизацией учебно-воспитательного процесса, в результате которого:
— возрастает личностное влияние профессорско-преподавательского состава на студентов;
— культивируется ценностный диалог с погружением в мотивационную среду профессиональной деятельности в контексте гражданской активности;
— разрабатываются ценностные кейс-ситуации, стимулирующие у студентов эмоциональное переживание значения инноваций для развития страны и отечественного профессионального сообщества;
— создаются ситуации, провоцирующие ценностный выбор профессиональных решений во благо развития профессионального сообщества и Отечества.
При отборе содержания учебного материала преподавателю высшей школы важно определить роль и место учебного курса в современном профессиональном образовательном процессе. При разработке программ, методических пособий преподаватель высшей школы должен ответить прежде всего самому себе на ряд не перестающих быть актуальными методических вопросов: «Для чего (т. е. с какой целью обучаю)? Что (т. е. какое содержание должен предложить будущим профессионалам)? Как (т. е. какими методами лучше всего раскрыть изучаемый материал)?».
Кроме того, в первую очередь необходимо учитывать фактор возрастных психологических особенностей потребностей современных студентов. Поэтому мотивационно-ценностный контекст содержания об-
разования в высшей школе связан с созданием психологических условий, которые способствовали бы:
— познанию молодыми людьми самих себя как важнейших составляющих современного государства;
— соотнесению себя, процесса собственного развития с тем, что происходит в современном мире;
— «очеловечиванию» информации, когда любая новая информация, будучи усвоенной, ставит будущего профессионала перед нравственной проблемой: жить и поступать в соответствии с полученными знаниями или вопреки им;
— помощи в поиске ответа на следующие вопросы: «Кто я? Как я живу? Зачем так поступаю? Чего я хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться?»;
— обучению технологиям управления личностной и профессиональной самореализацией.
В связи с этим эффективным является использование комплексного подхода в формировании гражданской и профессиональной идентичности. Качество образования характеризует степень удовлетворенности молодого специалиста полученной профессиональной подготовкой, а также во многом определяет его социальные перспективы и личностное развитие. Для достижения положительных результатов в развитии видов социальной идентичности необходимо личностное включение студентов в освоение профессиональной деятельности, направленной на приобретение самостоятельного профессионального опыта.
Перспективы оптимизации психолого-педаго-гических технологий формирования в высшей школе гражданского патриотизма и приверженности к профессиональному сообществу основано на переосмыслении сути взаимоотношений государства и гражданина, поиске методов психологического сопровождения будущего профессионала, который способен к инновационной деятельности и творческой самореализации на благо развития Отечества.
1 Гершунский Б. С. Философия образования. М., 1998. 432 с.
2 Там же. С. 156.
3 О патриотизме и гражданственности : учеб. пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов / под ред. А. А. Козлова. СПб., 2005. 303 с.
4 Михайлова О. Б. Развитие профессиональной идентичности личности как стратегия преодоления психологических барьеров в инновационной деятельности // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2011. № 1. С. 61-68.
5 Михайлова О. Б. Инновационный потенциал личности: диагностика и развитие : монография. М., 2012. 178 с.
6 Там же. С. 78.
7 Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 96.
8 Михайлова О. Б. Структура инновационного потенциала личности // Вестник НГУ Сер. Психология. 2012. № 1. С. 26-32.