Научная статья на тему 'На пути к реализации национальной идеи страны'

На пути к реализации национальной идеи страны Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
284
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА И ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ / PATRIOTISM / CIVIC IDENTIFICATION / YOUTH / PATRIOTISM MECHANISMS DEVELOPMENT AND SHAPING CIVIC IDENTITY OF YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коряковцева Ольга Алексеевна, Бугайчук Татьяна Владимировна

Современный этап развития гражданского общества характеризуется ростом интереса к проблеме развития патриотизма и формирования гражданской идентичности личности. Научная статья посвящена исследованию проблемы патриотизма и гражданской идентичности в отечественной науке. На основе результатов эмпирического исследования авторы раскрывают механизмы развития патриотизма и формирования гражданской идентичности молодого гражданина страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the way to the implementation of the National Idea

The current stage of development of civil society is characterised by the growth of interest in the problem of patriotism and shaping civic identity of the person. The scientific article is devoted to research of problems of patriotism and civic identity in Russian science. On the basis of empirical research results, the authors reveal the mechanisms of formation of patriotism and civic identity of young citizens of Russia.

Текст научной работы на тему «На пути к реализации национальной идеи страны»

УДК 371.4

Коряковцева Ольга Алексеевна

доктор политических наук, доцент

Бугайчук Татьяна Владимировна

кандидат психологических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

youth1@mail.ru, mischenko@inbox.ru

НА ПУТИ К РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ СТРАНЫ

Современный этап развития гражданского общества характеризуется ростом интереса к проблеме развития патриотизма и формирования гражданской идентичности личности. Научная статья посвящена исследованию проблемы патриотизма и гражданской идентичности в отечественной науке. На основе результатов эмпирического исследования авторы раскрывают механизмы развития патриотизма и формирования гражданской идентичности молодого гражданина страны.

Ключевые слова: патриотизм, гражданская идентичность, молодежь, механизмы развития патриотизма и формирования гражданской идентичности молодежи.

Идеи патриотического воспитания в последние годы в России приобретают особую актуальность, что обусловлено обострившейся международной обстановкой, глобальной задачей построения гражданского общества в России и многонациональным поликультурным составом ее населения. С 2016 года стала реализовываться Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая была утверждена Правительством РФ 30 декабря 2015 года. Её основные проектно-программные ориентиры сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан в контексте инновационных процессов развития российского общества [6].

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих выступлениях говорит о патриотизме как Национальной Идее: «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», - подчеркивает глава государства, - «Это и есть Национальная Идея. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии или стратой в обществе. Это связано с общим объединяющим началом. Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной», - считает Глава России [4].

Русская православная церковь также призывает российских граждан к воспитанию патриотизма: «Если мы говорим о патриотизме, если мы говорим о государственном подходе, то мы как церковные люди вкладываем в эти слова не политическую идею. Мы не говорим: давайте поддерживать одну партию против другой, - мы говорим о воспитании фундаментальных ценностей в жизни народа. И если они сохранятся, то всегда будет жива Россия, всегда будет сохраняться духовная сила нашего человека. А это важнее всякой политики», -заключает Святейший Патриарх Кирилл [14].

К сожалению, в гражданском обществе сегодня существует неоднозначное понимание и различные трактовки понятий «патриотизм» и «гражданская идентичность»: за красивым «фасадом» этих слов часто скрывается индивидуалистическая сущность.

Очень показательны в этом отношении результаты исследования социально-психологических особенностей и гражданской идентичности участников проекта «Молодежная общественная палата», являющихся наиболее общественно активной частью молодежи регионов, которое было проведено научной лабораторией «Изучение гражданской идентичности студенческой молодежи» Ярославского педагогического университета [8; 9]. В основе исследования лежит серия репрезентативных психологических исследований и анализ статистических данных.

Первичные данные собирались с применением количественных и качественных методов: анкетного опроса и авторского психосемантического метода исследования гражданской идентичности. Они были направлены на актуализацию представлений о преемственности поколений в принятии ценностных установок гражданской идентичности; выявление мотивов патриотических установок обучающихся. Такой подход позволил продиагности-ровать и соотнести все компоненты гражданской идентичности, а значит в большой мере и патриотичности молодых.

При изучении гражданской идентичности использовалась психосемантическая методика «множественной идентификации», при помощи которой проводятся сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций посредством описания характерных показателей гражданской идентичности.

Апробация разработанной методики проводилась на материале выборки студентов педагогического университета, которым были представлены 24 возможных компонента, выявленные в ходе анализа научной литературы: готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; желание участвовать в общественно-политической

© Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В., 2016

жизни страны; знание законов; знание о народах и этнических группах России; знание основных исторических событий, влияющих на развитие государства и общества; любовь к природе родного края; межэтническая толерантность; наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям; нетерпимость к антиобщественным действиям и готовность противостоять им; ответственность за собственные действия; патриотизм; признание права каждого человека на свободный и ответственный выбор; признание целостности России; принятие и уважение законов общества; принятие ответственности за судьбу своей страны; принятие ценности другой личности; уважение к истории своей страны; уважение к культуре народов России; уважение ценности семьи; умение вести равноправный диалог на основе взаимного уважения; умение использовать законы на практике; чувство принадлежности к мировому сообществу; чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу; чувство принадлежности к своему этносу.

Компоненты выделялись с учетом их типичности для сопоставляемых культур и естественности для исследуемой социальной группы.

Испытуемые оценивали вероятность каждого поступка по шестибалльной шкале - от 0 до 5, где 0 - отсутствие ориентации на данное качество, а 5 - максимальная выраженность ориентации на данное качество.

Оценка производилась с восьми ролевых позиций: Студент; Идеал гражданина с моей точки зрения; Типичный гражданин; Студент как гражданин сейчас; Студент как гражданин через 10 лет; Преподаватель; Я как гражданин сейчас; Я как гражданин через 10 лет.

Формой обработки данных и одновременно формой их представления явилось построение субъективных семантических пространств с использованием факторного анализа.

Подобные психосемантические техники обладают большей степенью проективности, чем описания человека с помощью перечня его качеств, так как каждый человек домысливает возможные мотивы поступков, исходя из собственных установок и ценностей.

На основе результатов психосемантического исследования гражданской идентичности студенческой молодежи и суммирования результатов ряда других исследований можно утверждать, что молодые активисты Ярославского региона высоко оценивают себя как идеального Гражданина, что, казалось бы, является одним из показателей сфор-мированности гражданской идентичности. Но при ответе на вопросы, связанные с оценкой других людей, они априори проявляют индивидуалистическую позицию, считая других граждан далекими от идеала Гражданина, и принижая тем самым их

гражданское достоинство. Переоценка своих гражданских качеств и недооценивание других людей говорит о формировании «кастового» снобизма в среде молодежного актива. Члены Молодежной общественной палаты попали в психологическую ловушку: где завышенная самооценка и сильные лидерские позиции в среде сверстников сегодня, к сожалению, не только не определяют перспектив их дальнейшего гражданского развития, но и тормозят это развитие, мешают адекватному взаимодействию с другими гражданами.

Обозначившаяся тенденция к снижению готовности участвовать в общественно-политической жизни страны через 10 лет позволяет сделать неутешительный вывод о стремлении молодых людей посредством демонстрации активной деятельности достичь необходимого карьерного роста, положения в обществе «здесь и сейчас». А через 10 лет они хотят «почивать на лаврах», хотя 30-40 лет -самый продуктивный социальный возраст, когда окончательно сформирована гражданская позиция личности.

Молодежная общественная палата - это один из значимых институтов гражданского общества, который должен направлять свои усилия на успешную социализацию молодого поколения, на формирование гражданской идентичности молодых, развитие их патриотизма. Но результаты исследования констатировали, что свою деятельность по воспитанию и развитию подрастающего поколения в духе гражданственности активисты молодежного движения считают бессмысленной, зато с удовольствием ею занимаются в целях достижения личного жизненного успеха и карьеры. Можно ли разрешить данный парадокс?

Как показывает анализ результатов исследования, современная молодежь, даже социально активная, к сожалению, далека от представлений об истинном гражданском долге и патриотизме. И это характерно не только для России. Доказательством общемировой актуальности проблемы служат тысячи молодых добровольцев со всего мира, воюющие в рядах террористов ИГИЛ. Время ставит вопрос о настоятельной необходимости разработки технологий и моделей формирования идентичности молодых граждан в постиндустриальном обществе. А главное - о создании адекватной государственно-общественной системы социализации молодежи с опорой на научные изыскания.

Поиск путей решения обозначенной проблемы требует, прежде всего, обращения к энциклопедическим изданиям и приведение к «единому знаменателю» данные в них определения «патриотизм» и «гражданская идентичность».

В Словаре русского языка С.И. Ожегова содержится определение патриота - «человека, проникнутого патриотизмом..., преданного интересам какого-нибудь дела. Патриотизм - преданность

18

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [13, с. 453].

В Политологическом энциклопедическом словаре также представлены категории «патриот» и «патриотизм». Патриот определяется как личность, подчиняющая свою жизнь интересам общества. Патриотизм трактуется как эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать её от врагов [15, с. 247].

В Философском энциклопедическом словаре помещена значительная по объёму статья, раскрывающая категорию «патриотизм». Указывается на происхождение термина из греческого языка, в переводе обозначающего соотечественника, связанного с Родиной, проявляющего любовь к Отечеству, преданного ему, стремящегося своими действиями служить его интересам. Указывается на то, что исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формировались уже в древности [18, с. 467].

В Советском энциклопедическом словаре размещена целая серия понятий, связанных с патриотизмом: «патриотический антигитлеровский фронт Румынии», «патриотический народный фронт Венгрии», «патриотический фронт Зимбабве, Лаоса», «патриотическое общество в Польше», «Патриоты Родины» - подпольная антифашистская организация в г. Николаеве в Великую отечественную войну [17, с. 973]. Данным перечнем понятий исчерпывается содержание феномена «патриотизм» по представлениям составителей и редакторов Советского энциклопедического словаря начала 80-х годов ХХ в.

Интерес к патриотизму в России начал набирать силу в начале 90-х годов прошлого века вследствие образовавшегося пространства в духовной сфере, вызванного крахом господствовавшей до этого марксистско-ленинской идеологии в стране.

Изучая это понятие, философ В.И. Лутовинов обоснованно выделил шесть трактовок патриотизма, дифференцировав всё многообразие его определений [12].

Суть первого определения заключается в многообразном проявлении возвышенного чувства любви к Родине, особенно в духовном и нравственном смысле.

Второе определение наряду с эмоциональной стороной включает и деятельностный момент. Сила патриотического чувства побуждает к активным действиям, поступкам на благо своей Родины.

В третьем - патриотизм рассматривается как общественное явление, содержание и характер которого в значительной степени обусловливались особенностями исторического развития общества, государства, политикой его правящей элиты.

Четвёртое определение можно назвать государственным: патриотизм понимается как проявление его субъектами чувства национальной гордости за

свою державу и предполагает их активное участие в укреплении государства и государственности в качестве первоочередного условия эффективного функционирования социальных институтов, развития общества и личности, в чем и приближается к понятию гражданственности.

Пятое понимание в определённой мере является альтернативным по отношению к предыдущему. Патриотизм определяется как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей важнейшими нравственными качествами, до осознания её нераздельности, единства с Отечеством как высшей ценности, необходимости служения Родине, своему народу. Данную трактовку можно назвать личностным патриотизмом.

Шестое представление о патриотизме во многом связано с предыдущим. Эта связь выражается в том, что очень часто (хотя и не всегда) субъектом патриотизма выступает личность. Сам же патриотизм рассматривается как важнейший момент, этап развития личности, а именно - её духовного самовыражения.

Обобщив все сказанное, мы пришли к следующему определению: патриотизм - одна из определяющих непреходящих духовных ценностей, свойственная человеку, присущая всем сферам жизни общества и государства, положительно характеризующая высший уровень развития личности, степень сплочённости общества и проявляющаяся в активной самореализации на благо общества.

Определившись с понятием «патриотизм», рассмотрим аналогичным образом сущность и содержание категории «гражданская идентичность».

Исследование гражданской идентичности носит междисциплинарный характер и широко представлено в работах социологов и психологов, но недостаточно разработано в рамках политической науки.

Как отмечают в своих статьях Т.В. Бугайчук, Т.Г. Доссэ, О.А. Коряковцева актуальность проблемы изучения и формирования гражданской идентичности обусловлена как задачей построения гражданского общества, так и особенностями социальной ситуации в РФ, характеризующейся поликультурным составом населения и его быстрой ассимиляцией [2; 8; 9; 10; 11].

Важным контекстом, обусловившим выход гражданской идентичности на первый план, является недостаточное гражданское самосознание молодежи. Оно у россиян, как отмечают исследователи, «остается противоречивым», проявляется «слабость, недостаточность интенсивности общегражданской идентичности, во многом все еще носящей формальный характер» [3; 5; 7].

Современные тенденции в изучении гражданской идентичности обусловлены актуализацией идентификационных процессов на уровне гражданской общности. Категория идентичности оформилась в качестве важнейшей в рамках осмысле-

ния современных социокультурных процессов. Однако, несмотря на обилие теоретических и эмпирических исследований, она до сих пор является одной из самых сложных и теоретически многозначных. В зависимости от того, в какой области человеческого знания используется термин «идентичность», он приобретает свое значение и смысл.

В качестве самостоятельной проблемы идентичность фигурирует в трудах представителей классической философии. Исследование идентичности - ее содержания, механизмов формирования, функций -привлекало и продолжает привлекать психологов, философов, социологов, антропологов, политологов. Так в свете заявленной проблемы формирования новой идентичности молодых граждан России обратим свое внимание на исследования феномена идентичности в социальных науках, рассмотренные в статье Т.В. Бугайчук и Т.Г. Доссэ «Идентичность как объект исследования социальных наук» [2].

Необходимо отметить, что для отечественной научной традиции понятие гражданской идентичности является относительно новым: до 90-х гг. ХХ в. оно включалось в рамки концепта этнического, национального самосознания, характеризующего прежде всего принадлежность индивида к этнической общности на основе разделяемых представлений об общей территории, языке, культуре, истории и государственности, а также этнических ценностей, интересов. В своей статье А.Г. Санина отмечает, что данная трактовка используется представителями примордиалистского направления (Ю.В. Бромлеем, Л.Н. Гумилевым), информационной теории этничности (С.А. Арутюновым, Н.Н. Чебоксаровым), конструктивистского направления исследования этнического самосознания (В.А. Тишковым), а также сторонниками муль-типарадигмального подхода к изучению феномена национальной идентичности (Ю.В. Арутюняном, Л.М. Дробижевой, А.А. Сусокловым) [16].

В отечественных исследовательских работах все большее распространение получают термины этническая идентичность и национальная идентичность, которые в связи с акцентом на анализ системообразующих и структурно-конституирующих практик этнической группы или сообщества более релевантны социологической и социально-психологической исследовательским парадигмам.

На основании указанных выше научных исследований мы пришли к выводу, что становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которым связана эта принадлежность. Сегодня происходит конвергенция традиционных консервативных ценностей российской культуры и новаций, привнесенных реформированием общества и его открытостью для других культур. И основанием формирования новой идентичности выступает патриотизм.

Таким образом, гражданскую идентичность целесообразно понимать как осознанный процесс соотнесенности или тождественности человека с определенной государственной общностью в конкретном социально-политическом контексте. В настоящее время гражданская идентичность справедливо рассматривается в науке в первую очередь как фактор консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень ее укорененности в сознании и поведении граждан выступает как залог политической и духовной консолидации, а также патриотического единства общества. Вот почему важно способствовать решению проблемы развития гражданской идентичности студенческой молодежи, выявлять эффективные технологии развития гражданской идентичности в образовательном пространстве вуза, повышать профессиональную компетенцию преподавателей высшей школы в области развития гражданской идентичности молодежи.

Каковы же механизмы развития патриотизма в целом и формирования гражданской идентичности молодежи в частности? Рамки данной статьи не позволяют комплексно ответить на этот актуальный, но, к сожалению, мало изученный вопрос. Но определенные результаты уже есть.

Несомненно, формирование гражданской идентичности процесс долговременный, но если выстроить целостную систему и определить эффективные механизмы действий, то результат будет ощутимым. Важная роль в этом вопросе принадлежит государственной молодежной политике, которую следует коренным образом изменить, уделив особое внимание работе с детьми и подростками.

Ядром отношений, создающих патриотическую гражданскую позицию личности, являются «активность духа» и «активность действий» (такое мнение в свое время высказывал Николай Бердяев) [1]. Уровень духовности общества определяется идеологией и моралью, и не только религиозной, но и той, которую несут государство, общество и, прежде всего, литература и искусство (музыка, кино, театр, народное творчество, живопись и т.п.).

Очевидно, что развитие «активности духа», то есть базисных ценностных ориентаций, должно предшествовать развитию «активности действий», чтобы избежать асоциальности молодых людей и возникновения деструктивных молодежных сообществ. Следовательно, сензитивный возраст для формирования познавательного и мотивационно-ориентированного компонентов в структуре гражданской позиции - это дошкольники и школьники (развитие патриотизма и толерантности, любви к семье и родной природе, освоение нравственных основ и культурных ценностей, представление о деятельности государственных и политических институтов, первые шаги в общественной деятельности и т.п.).

20

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

Гражданскую и общественно-политическую активную деятельность личности следует развивать в полной мере у старшеклассников, студенческой и рабочей молодежи. Для этого стоит обратиться к историческому результативному опыту использования долговременных мобилизационных технологий, являющихся факторами регулирования и развития гражданской и политической идентичности молодого поколения, основанной на привлекательной для молодежи Национальной Идее.

К сожалению, на сегодняшний день подавляющее большинство технологий формирования гражданской активности молодежи направлены именно на развитие «активности действий», причем в основном политического характера, при этом не учитывается контекст формирования гражданской идентичности и особенностей современной молодежи.

Итак, современные научные исследования и концепции подчеркивают необходимость организации целенаправленного развития патриотических чувств и гражданской идентичности молодежи посредством учебно-воспитательного процесса, организации мощного педагогического и гражданского воздействия на субъектизацию личности. Системное формирование гражданственности молодежи является особенно актуальным в связи с осложнениями на международной политической арене, поскольку может оказать прямое влияние на решение таких важных социальных задач, как повышение относительно гомогенного патриотического сознания молодежи, легитимация государственной власти и формирование эффективных институтов гражданского общества.

Библиографический список

1. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание // Н.А. Бердяев о русской философии. - Свердловск, 1991. - Ч. 1. - С. 21.

2. Бугайчук Т.В., Доссэ Т.Г. Идентичность как объект исследования социальных наук // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2. -№ 3. - С. 212-217.

3. Вилкова И.В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность. // Гуманитарные научные исследования. - 2012. -№ 6 (10): июнь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2012/06/1386 (дата обращения 22.02.16).

4. Владимир Путин поддержал инициативы бизнеса и назвал патриотизм национальной идеей // Российская газета: Столичный выпуск. -№ 6890 (22). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2016/02/03/vladimir-putin-

nazval-patriotizm-edinstvennoj -nacionalnoj -ideej. html (дата обращения 23.02.2016).

5. Горшков М.К. Российская идентичность в условиях трансформирующихся процессов // Вестник российской нации. - 2008. - № 1. - С. 177.

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/8qqYUww zHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения 23.02.2016).

7. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М., 2003. - 376 с.

8. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Воспитание современной молодежи: формирование гражданской идентичности // Современные концепции профессионального образования студенческой молодежи. - Ульяновск, 2015. - С. 244-256.

9. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Гражданская идентичность современной молодежи Ярославской области // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 1. - № 4. - С. 143-149.

10. Коряковцева О.А. Общественно-политическая активность молодежи: сущность, технологии и опыт компаративного анализа. - Ярославль: ЯГПУ, 2008.

11. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Социально-политические и психологические основы работы с молодежью. - Ярославль, 2013. - 103 с.

12. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humanitatis. - 2013. - № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.st-hum.ru.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1977. - 848 с.

14. Патриарх Кирилл. Говоря о патриотизме, мы не имеем в виду политическую идею // Православие и мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-govorya-o-patriotizme-my-ne-imeem-v-vidu-politicheskuyu-ideyu/ (дата обращения 23.02.2016).

15. Политология: Энциклопедический словарь. -М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - 431 с.

16. Санина А.Г. Социальные основания гражданской идентичности в современном обществе: субстанциональный, пространственный и деятель-ностный аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета 2010. - Сер. 12. - Вып. 4. - С. 289-294.

17. Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1982. - 1600 с.

18. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.