УДК 15:378.1
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ж!?
У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ЩШ
ЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА, ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Кириленко Наталья Петровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского. Е^Н: [email protected]
В статье раскрывается значение формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения в государственном и личностном контекстах. Рассмотрена сущность данного личностного образования, его структурные компоненты (когнитивный, эмоциональный, ценностный и деятельностный) должны соответствовать выделенным и обоснованным автором статьи содержательным составляющим: патриотизму, культуре межнационального общения, национальному самосознанию, правовой культуре личности, внутренняя структура которых также выявлена. Указана возрастная специфика формирования гражданской идентичности в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте.
Ключевые слова: гражданская идентичность, структурные компоненты, содержательные составляющие.
DOI: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-471-476
Проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения является приоритетной в России, что обусловлено функциями гражданской идентичности в личностном и государственном контексте, а также особенностями современной ситуации. Основополагающая потребность человека в идентичности связана с необходимостью при формировании Я-концепции как ядра личности соотнесения с референтными сообществами, базовым из которых является государство - наиболее важный социально-политический институт. При этом быстрота, значимость, неоднозначность происходящих в настоящее время социальных изменений усложняют проблему гражданской идентичности в личностном контексте.
Значение гражданской идентичности в государственном контексте вытекает из ее интегрирующей функции: она рассматривается как фактор консолидации общества, способствующий укреплению государства. В условиях кризиса гражданской идентичности, вызванного произошедшими историческими событиями, и, прежде всего, распадом СССР, сопровождавшимся сменой общественного строя и утратой позиций страны на мировой арене, этнического, культурного и социального разнообразия россий-
ского общества, экономической нестабильности, провоцирующей конфликты, формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения является жизненно необходимым для российского государства.
Усиление внимания к данной проблеме в рамках государственной политики нашло отражение в утвержденной 1 июня 2012 г. Указом Президента Российской Федерации № 761 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», где среди основных задач сформулировано формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение. К мерам, направленным на развитие воспитания и социализацию детей, относится внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействий, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации. Мерой, направленной на обеспечение доступности и качества образования, является, в том числе, создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности.
Закон «Об образовании в РФ», принятый Государственной думой 21 декабря 2012 г., в статье 3 к основным принципам государственной политики относит воспитание гражданственности, патриотизма, правовой культуры, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.
Идеологами образовательного стандарта нового поколения чётко обозначена миссия системы образования - формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном при-
© Кирииенко Н. П., 2016
казом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г., к основным принципам дошкольного образования отнесены: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей, что обусловливает формирование основ гражданской идентичности как приоритетного целевого ориентира в деятельности дошкольных образовательных организаций.
При теоретическом обосновании и методическом обеспечении формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения, в первую очередь, необходимо четко выделить ее сущность.
Среди различных дефиниций понятия «гражданская идентичность» оптимальным, с нашей точки зрения, является определение, данное А. Г. Асмоловым: гражданская идентичность представляет осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл [1]. В данном определении представлены основные специфические черты, и оно наиболее согласуется с существующими подходами к пониманию идентичности, общей для которых является интерпретация гражданской идентичности как динамической характеристики самосознания, сложного личностного образования, в основе которого лежит процесс позиционирования себя по отношению к другим.
В большинстве современных исследований осуществлена дифференциация понятий гражданская, государственная, этническая идентичности. Например, мы считаем убедительным обоснование Н. А. Галактионовой, указывающей, что государственная идентичность выражается исключительно административным закреплением статуса гражданина страны, который присваивается автоматически, гражданская идентичность подразумевает ценностно-когнитивное наполнение [2]. Этническая идентичность, в отличие от других рассматриваемых нами иден-тичностей, отражает субъективную причастность личности к своей этногруппе, выражает ее приверженность существующим этническим нормам и предписаниям, традициям [3]. В последнее время в публикациях часто встречается понятие «российская идентичность». Среди альтернативных подходов к ее пониманию наиболее перспективным является, по нашему мнению, соотнесение принадлежности к российской нации с гражданством РФ, отождествление с россиянами и гражданами РФ.
Представляет интерес выделение С. М. Воробьевым региональной идентичности, смысловое
наполнение которой зависит от определенного исторического контекста, общенациональных и региональных традиций и ценностей, социокультурной специфики [4].
Исходя из психологической сущности гражданской идентичности, не вызывает сомнений состав ее структурных компонентов, представленный во многих исследованиях:
когнитивный - знание идентифицирующих признаков принадлежности к сообществу граждан определенного государства;
эмоциональный - принятие (непринятие) своей принадлежности к гражданам определенного государства;
ценностный - ценностные ориентации по отношению к своей принадлежности к гражданам определенного государства;
деятельностный - поведение субъекта как гражданина, его гражданская активность.
Но содержательное наполнение структурных компонентов гражданской идентичности в научной литературе значительно различается и нередко - бессистемно. Проанализируем наиболее важные, по нашему мнению, подходы к структуре гражданской идентичности в аспекте дальнейших исследований проблемы ее формирования.
И. А. Новикова в качестве системообразующего элемента указывает на поликультурную позицию личности, поэтому именно ее она берет за основу при раскрытии компонентов структуры гражданской идентичности. Когнитивный компонент рассматривается как свобода от стереотипов, гибкость, критичность и многоплановость мышления гражданина, признающего позицию другого; эмоциональный компонент представлен как чувство уважения к различиям в поликультурном мире и к свободе другого человека [5]. С нашей точки зрения, содержательное наполнение структурных компонентов гражданской идентичности здесь сужено, не охватывает всех основополагающих направлений формирования. Также возникают трудности практического характера при определении возрастных особенностей формирования гражданской идентичности.
В. П. Сергеева выделяет следующие основные направления воспитания гражданской идентичности учащихся в образовательной организации:
духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание: формирование приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства, социальной активности и т.д.;
историческое воспитание: знание основных событий истории Отечества, формирование
чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого и т. д.;
политико-правовое воспитание: формирование представлений о государственно-политическом устройстве России, правовой компетентности и т.д.;
патриотическое воспитание: формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу и т.д.;
трудовое (профессионально ориентированное) воспитание: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием, формирование добросовестного и ответственного отношения к труду и т.д.;
экологическое воспитание: формирование представлений высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду и т.д. [6].
Мы считаем, что указанные направления имеют разную значимость: трудовое и экологическое воспитание (экономическое воспитание и другие направления) не являются основополагающими в процессе формирования гражданской идентичности, в то же время духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание представляют собой контекст для формирования гражданской идентичности по всем линиям содержательного наполнения структурных компонентов. На наш взгляд, более целесообразно рассматривать содержательное наполнение структурных компонентов гражданской идентичности в аспекте гражданского воспитания (образования), исходя из того, что это взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия: результатом гражданского воспитания (образования) должна стать гражданская идентичность.
В качестве исходной концепции мы взяли систему гражданского воспитания, разработанную Б. Т. Лихачевым: это патриотическое и интернациональное воспитание, правовое воспитание [7]. В современных представлениях интернациональное воспитание более точно определить как формирование культуры межнационального общения, в то же время имеется взаимообусловленность патриотического воспитания, формирования культуры межнационального общения и развития положительного национального самосознания. Таким образом, направлениями гражданского воспитания (образования) являются патриотическое воспитание, развитие культуры межнационального общения, национального самосознания и правовой культуры личности в их единстве [8]. Указанные направления можно рассматривать как содержательное наполнение структурных компонентов гражданской идентич-
ности. При этом подчеркнем, что доминирование или недостаточность любого направления разрушает всю систему.
Патриотическое воспитание включает воспитание любви к малой родине (родному дому, родному краю, родной природе) и воспитание любви к Отечеству. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое, цель которого обеспечить всестороннюю подготовленность молодежи к вооруженной защите Родине в военное и мирное время.
При рассмотрении культуры межнационального общения важно выделить уровни ее становления: толерантность (терпимость), понимание и принятие другой культуры, уважение и утверждение культурных различий как их высокую оценку. При этом высокий уровень развития культуры межнационального общения предполагает непримиримость к расовой, национальной или религиозной исключительности (национализму, шовинизму, расизму, геноциду и т.д.). Национальное самосознание - это субъективное отражение объективного факта принадлежности человека к тому или другому национальному сообществу и осознание отличий от других народов [9], то есть, по сути, это выражение национального самоопределения.
А. Ф. Ходько характеризует национальное самосознание как сложное структурное образование, включающее национальные стереотипы и представления о территории, культуре, языке, историческом прошлом, обычаях, традициях. Национальное самосознание формируется в личности под непосредственным воздействием национальных элементов социальной среды, языка народа, его культуры, быта, истории [9]. Отметим также, что национальное самосознание связано с национальными чувствами. Последние - ком -плекс эмоций, в котором фиксируется отношение людей как к собственной нации, так и к другим народам. Национальные чувства могут быть позитивными (любовь и преданность своей нации) или же негативными (национальный эгоизм), естественно, должно развиваться позитивное национальное самосознание.
Правовая культура личности является целостным личностным образованием и подразумевает развитое правосознание и сформированное правомерное поведение, что предполагает, по утверждению Л. А. Петручак, систематическое воспроизведение единства правовых знаний, убеждений и ценностей и практической деятельности по их реализации в норме поведения [10].
Б. Т. Лихачев в качестве исходного элемента правового сознания указывает правовую грамотность - знания, отражающие правовую дей-
ствительность: общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона [7]. Правовая грамотность лежит в основе правового мышления как умения оценивать замыслы, поступки и поведение людей с точки зрения норм права. Важнейший элемент правового сознания - нравственно-правовые чувства. Они включают, по мнению Н. Л. Гранат, четыре вида оценочных отношений: к праву (его принципам, нормам, институтам); к правомерному поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, правонарушителям); к правоохранительным органам и их деятельности; к своему правовому поведению (самооценка) [11].
Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать потребность в правомерном (соответствующем нормам общества и права) поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм. В качестве высшего проявления правомерного поведения личности выступает социально-правовая активность - глубоко осознанная, целеустремленная, инициативная, направленная на осуществление правовых норм, поддержание правопорядка, законности, защиту интересов государства, общества, других граждан [11].
Таким образом, мы предлагаем следующие исходные положения для формирования гражданской идентичности:
у ребенка формируются компоненты гражданской идентичности (когнитивный, эмоциональный, ценностный и деятельностный), которые должны соответствовать содержательным составляющим: патриотизму (любви к малой родине, любви к Отечеству, готовности к вооруженной защите Родины), культуре межнационального общения (пониманию, уважению и утверждению культурных различий как их высокую оценку, нетерпимости к расовой, национальной или религиозной исключительности), национальному самосознанию (знанию сущностных основ национальной жизни, позитивным национальным чувствам и ценностям, социальной позиции и активности) и правовой культуре (правовым знаниям, нравственно-правовым чувствам и ценностям, правовому мышлению, правомерному поведению);
раскрытие содержательных составляющих структурных компонентов гражданской идентичности определяется возрастной спецификой.
Проанализировав психолого-педагогические и социально-педагогические исследования [12, 13], можно выделить следующие ключевые возрастные особенности формирования
гражданской идентичности у подрастающего поколения: в дошкольном возрасте важной особенностью формирования основ гражданской идентичности является акцентированная опора на эмоциональную сферу ребенка, развитие положительных мотивов и эмоций, потребностей в самореализации, связанных с гражданской идентичностью. В целом возрастная ситуация развития дошкольников благоприятна для формирования основ гражданской идентичности: происходит становление самосознания ребенка, приобщение его к социальному миру, культуре, закладываются основы социального развития, формируются базисные ценности и нормы поведения. Способствуют формированию бесконечное доверие к взрослому, эмоциональная отзывчивость и интерес к окружающему, высокая подражательность и другие психологические особенности дошкольного возраста. В то же время существуют объективные сложности, например, такие, как восприятие дошкольником терминологии, связанной с государственной символикой и военно-патриотическим воспитанием.
К концу младшего школьного возраста должны быть заложены основы компонентов гражданской идентичности. Особое внимание уделяется накоплению опыта гражданского поведения при организации различных видов деятельности по каждому направлению содержательных составляющих. Возрастная специфика определяется доминирующим влиянием учителя начальных классов на формирование гражданской идентичности младшего школьника.
Подростковый возраст характеризуется качественным скачком в развитии самосознания, что обусловливает новые возможности в формировании гражданской идентичности.
Благоприятными предпосылками формирования гражданской идентичности в юношеском возрасте становятся: стремление к овладению социокультурным пространством, высокий уровень развития критической рефлексии, необходимость самоопределения в различных жизненных сферах, гражданская активность.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования : на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопр. образования. 2008. № 1. С. 65-86.
2. Галактионова Н. А. Гражданская идентичность как компонент личностной идентичности // Изв. высш. учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. 2010. № 1. С. 10-12.
3. Бочарова Е. Е. Этническая и гражданская идентичность личности представителей разных этногрупп //
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 277-282.
4. Воробьев С. М. Некоторые аспекты формирования гражданской идентичности в полиэтническом регионе // Наука. Инновации. Технологии. 2012. № 1. С. 59-63.
5. Новикова И. А. Гражданская идентичность в представлениях современной молодежи // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2015. № 3-1. С. 84-89.
6. Сергеева В. П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе // Проблемы современного образования. 2011. № 4. С. 12-15.
7. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций. М., 1992. С. 268-283.
8. Кириленко Н. П. Сущностная характеристика гражданского воспитания младших школьников // Вопр.
теории и практики начального обучения : сб. науч. тр. Вып. 5. Саратов, 2004. С. 17-22.
9. Ходько А. Ф. Формирование национального самосознания учащейся молодежи // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. Сер. Е. Педагогические науки. 2015. № 7. С. 22-25.
10. Петручак Л. А. Проблемы понятия и структуры правовой культуры // Lex Russica. 2009. Т. LXVIII. № 5. С. 1056-1075.
11. Гранат Н. Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. 1998. № 11/12. С. 2-8.
12. Хуторянская Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника // Начальная школа. 2010. № 4. С. 3-5.
13. МахининА. Н. Проблема эффективности формирования российской гражданской идентичности у старшеклассников // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17, № 2. С. 11-15.
Образец для цитирования:
Кириленко Н. П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения : значение, структура, возрастные особенности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 471-476. БО!: 10.18500/1819-7671-2016-16-4-471-476.
Formation of Civil Identity Among the Younger Generation: Importance, Structure, Aqe Features
N. P. Kirilenko
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410002, Russia Е-mail: [email protected]
The article reveals the importance of formation of civil identity among the younger generation with the public and personal context. The essence of the personal formation is considered, its structural components (cognitive, emotional, value and activity) must conform to the selected substantive components: patriotism, culture of interethnic communication, national consciousness, legal culture of personality, internal structure of which is also described in the article. It contains the age specificity of formation of civil identity in pre-school, primary school, adolescence and early adulthood. Key words: civil identity, structural components, substantive components.
References
1. Asmolov A. G. Strategiya sotsiokulturnoy modernizatsii obrazovaniya: na puti k preodoleniyu krizisa identich-nosti i postroeniyu grazhdanskogo obshchestva (Strategy of socio-cultural modernization of education: on way to overcoming of identity crisis and forming-up of civil society). Voprosy obrazovaniya (Educational Studies), 2008, no. 1, pp. 65-86.
2. Galaktionova N. A. Grazhdanskaya identichnost' kak komponent lichnostnoy identichnosti (Civil identity as component of personal identity). Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika (News from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics), 2010, no. 1, pp. 10-12.
3. Bocharova E. E. Etnicheskaya i grazhdanskaya identichnost lichnosti predstaviteley raznykh etnogrupp (Ethnic and civil identity of personality by representatives of different ethnic groups). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. 3, iss. 3, pp. 277-282.
4. Vorobev S. M. Nekotorye aspekty formirovaniya grazh-danskoy identichnosti v polietnicheskom regione (Some aspects of formation of civil identity in poly-ethnic region). Nauka. Innovatsii. Tekhnologii (Science. Innovations. Technologies). 2012, no. 1, pp. 59-63.
5. Novikova I. A. Grazhdanskaya identichnost v predstav-leniyakh sovremennoy molodezhi (Civil identity in modern youth's representations). Sotsialnaya integratsiya i razvitie etnokultur v evraziyskom prostranstve (Social integration and development of ethno-cultures in Euro-Asian space), 2015, no. 3-1, pp. 84-89.
6. Sergeeva V. P. Formirovanie grazhdanskoy identichnosti v obrazovatelnom protsesse (Formation of civil identity at educational process). Problemy sovremennogo obra-zovaniya (Problems of Modern Education), 2011, no. 4, pp.12-15.
7. Likhachev B. T. Pedagogika: kurs lektsiy (Pedagogy: Lectures course). Moscow, 1992. pp. 268-283.
8. Kirilenko N. P. Sushchnostnaya kharakteristika grazhdanskogo vospitaniya mladshikh shkol'nikov (Essential characteristic of civil education of primary schoolchildren). Voprosy teorii i praktiki nachalnogo obucheniya: sb.nauch.tr. (Issues of theory and practice of education and training: the collection of scientific papers). Iss 5. Saratov, 2004, pp. 17-22.
9. Khodko A. F. Formirovanie natsionalnogo samosoz-naniya uchashcheysya molodezhi (Formation of national self-consciousness by learning youth). Vestn. Polotskogo gos. un-ta. Ser.E. Pedagogicheskie nauki (Bulletin of
Polotsk State University. Series E. Pedagogy), 2015, no. 7, pp. 22-25.
10. Petruchak L. A. Problemy ponyatiya i struktury pravo-voy kultury (Problems of notion and structure of legal culture). Lex Russica (Lex Russica), 2009, vol. L XVIII, no. 5, pp. 1056-1075.
11. Granat N. L. Pravosoznanie ipravovaya kultura (Legal consciousness and legal culture). Yurist (Lawer), 1998, no. 11-12, pp. 2-8.
12. Khutoryanskaya T. V Tekhnologicheskie priemy sotrudnich-estva uchitelya s sem'ey mladshego shkolnika (Techniques
of cooperation between teacher and schoolchild's family). Nachalnaya shkola (Primary School), 2010, no. 4, pp. 3-5.
13. Makhinin A. N. Problema effektivnosti formirovaniya rossiyskoy grazhdanskoy identichnosti u starsheklass-nikov (Problem of formation of upper-form pupils' Russian civil identity). Vestn. Kostrom. gos.un-ta. im. N.A. Nekrasova. Ser. Pedagogika. Psikhologiya. Sot-sialnaya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika (Vestnik of Nekrasov Kostroma State University. Ser. Pedagogy. Psychology. Social work. Sociokinetics), 2011, vol. 17, no. 2, pp. 11-15.
Please cite this article in press as:
Kirilenko N. P. Formation of Civil Identity Among the Younger Generation: Importance, Structure, Aqe Features. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2016, vol. 16, iss. 4, pp. 471-476. DOI: 10.18500/18197671-2016-16-4-471-476.
УДК 378.147.88
КОГНИТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кутлыев Юрий Владимирович - подполковник внутренних войск МВД России, адъюнкт, Саратовский военный Краснознамённый институт внутренних войск МВД России. E-mail: [email protected]
В статье представлена структура когнитивного механизма формирования готовности личности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности. Автор считает, что эффективность формирования готовности личности офицера к профессиональной деятельности основана на комплексном использовании трех компонентов когнитивного механизма - когнитивно-целевого, перцептивного и мнемиче-ского. Основное внимание уделяется реализации когнитивного механизма в подготовке курсантов вузов внутренних войск МВД России на основе интеграции междисциплинарных знаний; в качестве интегрированного курса предлагается спецкурс «Логика и информационные технологии в профессиональной деятельности будущих офицеров внутренних войск МВД России». Выявляется роль спецкурса в развитии компетенций курсантов, необходимых для формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: когнитивный механизм формирования готовности личности к профессиональной деятельности, междисциплинарная интеграция, профессиональные компетенции курсантов военных вузов.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2016-16-4-476-479
Следуя М. И. Дьяченко, И. А. Зимней, В. А. Крутецкому, В. А. Сластенину и другим исследователям, мы определяем готовность
как устойчивую характеристику личности, как синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности. Такая трактовка подразумевает возможность использования специальных образовательных средств для формирования готовности личности будущих офицеров внутренних войск МВД России к профессиональной деятельности. Исходя из уже устоявшихся представлений [1] о структуре феномена «готовность к профессиональной деятельности», мы предлагаем три механизма формирования готовности: когнитивный, метакогнитивный и мотивационный. В настоящей работе мы исследуем условия применения когнитивного механизма формирования готовности к профессиональной деятельности в системе подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России, получающих образование по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности». Содержание образовательной программы по этой специальности, реализуемой в Саратовском институте внутренних войск МВД России, указывает на специфику будущей профессиональной деятельности курсанта внутренних войск МВД России. Профессиональная деятельность офицера внутренних войск МВД России характеризуется постоянным усложнением и интеллектуализацией, что предъявляет к проектированию и реализации этой специ-
© Кутлыев Ю. В., 2016