Научная статья на тему 'Развитие гражданской идентичности студентов в условиях обучения в колледже'

Развитие гражданской идентичности студентов в условиях обучения в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОЛЛЕДЖ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / CIVIC IDENTITY / STUDENTS / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / COLLEGE / LEGISLATIVE FRAMEWORK / PROFESSIONAL EDUCATION / IDENTITY / SOCIALIZATION / COMPETENCE / CIVIC DUTY / TOLERANCE / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатырева Рима Джабраиловна

В данной статье анализируются проблемы развития гражданской идентичности студентов колледжа в процессе получения ими среднего профессионального образования. Отмечена необходимость комплексного подхода к данному процессу, раскрыты педагогические технологии формирования гражданской идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатырева Рима Джабраиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of a civic identity of students in terms of College

This article analyzes the problems of development of civic identity of College students in the process of getting their vocational education. Noted the need for an integrated approach to this process, disclosed pedagogical technologies of forming of civil identity.

Текст научной работы на тему «Развитие гражданской идентичности студентов в условиях обучения в колледже»

сложившихся боевых, духовно-нравственных, культурных и трудовых традициях, а также на новых конституционных ценностях РФ.

Литература:

1. Амельчаков И.Ф., Андриенко Ю.И., Шахов В.В. Патриотизм как важнейшее морально-политическое качество // Вестник БелЮИ МВД России. -2015,-№2.-С. 5-9.

2. Джандаров Д.З. Патриотическое воспитание студентов средствами военно-прикладных упражнений : автореф. дис.... к. пед. н.- Махачкала, 2011. 21 с.

3. Крутилин Д.С. Об укладе военной службы по призыву в современных вооруженных силах России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2013. - № б (118).-С. 101-112.

4. Кузнецова Л.Э. Формирование психологической готовности юношей к прохождению обязательной военной службы в ВС РФ с точки зрения ресурсного подхода // Молодой ученый. - 2012. -№3. - С. 324-327.

5. Прилюдько И.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи. - СПб., 2007. - С. 24-27.

6. Рындина О.Г. Социально-психологическая готовность допризывной молодежи к службе в Рос-

сийской армии : автореф. дис. ... канд. психолог, наук. - Чебоксары, 2006. - С. 3-5.

7. Саенко Л.А., Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2015. - № 2 (47). - С. 243-247.

8. Селуянов A.A. Проблемы реализации болонс-ких соглашений в рамках реформирования военного образования // Успехи современного естествознания. - 2007. - № 12. - С. 145-146.

9. Толстова H.A. Подготовка будущих учителей информатики в условиях информатизации общества // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2010. Т. 3. - № 1-1 (3). -С. 148-152.

Ю.Харламов И.Ф. Педагогика :учеб. пособие/И.Ф. Харламов. - 4-е изд. - М.: Гардарики, 2004. - 520 с. П.Циулина М.В. Модель патриотического воспитания молодежи в условиях современной школы // МНКО. - 2009. - №7-2. - С. 276-278. 12.Ястребова К.А. Социально-педагогическое сопровождение учебной деятельности и поддержка студентов среднего профессионального образования в условиях динамичного социума // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - №44-1.-С.132-142.

СО

1-Н

О CU

-О 0-

ш <

1=с

си

kj^ С Ё

THE DEVELOPMENT OF A CIVIC IDENTITY OF STUDENTS IN TERMS OF COLLEGE

Bogatyreva Rima Jabrailovna, Post-graduate student, Pyatigorsk State University Lecturer, Nazran Polytechnic College, Nazran, Ingushetia

This article analyzes the problems of development of civic identity of College students in the process of getting their vocational education. Noted the need for an integrated approach to this process, disclosed pedagogical technologies of forming of civil identity.

Keywords: civic identity; students; educational technology; College; students; legislative framework; professional education; identity; socialization; competence; civic duty; tolerance; patriotism.

49

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

В данной статье анализируются проблемы развития гражданской идентичности студентов колледжа в процессе получения ими среднего профессионального образования. Отмечена необходимость комплексного подхода к данному процессу, раскрыты педагогические технологии формирования гражданской идентичности.

Ключевые слова: гражданская идентичность; студенты; педагогические технологии; колледж; студенческая молодежь; законодательная база; профессиональное образование; самоидентификация; социализация; компетентность; гражданский долг; толерантность; патриотизм.

УДК 377 ВАК РФ 13.00.02

© Богатырева Р.Д., 2016

Современная социальная ситуация развития России требует от средних профессиональных учебных заведений поиска новых путей формирования не только специалиста - профессионала в своей отрасли, но и зрелого гражданина. Способность полноценно оценивать текущую обстановку, ориентироваться в ней, проявлять гражданские качества должны стать отличительными чертами выпускников современных российских колледжей.

Происходящие преобразования связаны, в первую очередь, с интеграцией страны, как в мировое экономическое, так и в миро-

БОГАТЫРЕВА Рима Джабраиловна, аспирант, Пятигорский государственный университет, преподава тель, Назрановский политехнический колледж, Назрань, Республика Ингушетия

вое образовательное пространство. Это способствует обновлению требований, выдвигаемых к целям, задачам и содержанию целостного учебно-воспитательного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях. Главное требование к выпускнику современного колледжа заключается в формировании профессиональной зрелости и гражданской идентичности личности.

Закон "Об образовании в Российской Федерации" гласит, что в средних профессиональных учебных заведениях должна осуществляться преемственность в решении воспитательных и образовательныхзадач междууровнями профессионального образования молодого специалиста и формированием гражданских качеств личности выпускника.

Воспитательная система колледжей должна быть достойна целям гражданского воспитания, соответствующим социальным запросам времени и государства. Так как воспитательные функции профессионального образования усиливаются, необходимо реальное обновление содержания воспитательно-образовательной работы. Вместе с тем становится актуальным применение современных педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества формирования гражданственности и профессионализма у студентов средних профессиональных учебных заведений.

Сегодня необходимо сформировать творческую, инициативную, социально-активную, зрелую личность гражданина, способного к социализации, уважающего свободу и права другого человека, обладающего высокой нравственностью, проявляющего как национальную терпимость, так и уважительное отношение к культуре и традициям России.

Одна из приоритетных задач современного профессионального образования направлена на формирование нового типа личности, способной к самоидентификации. Построение системы гражданской идентичности предполагает наличие примеров для подражания, которые являются субъективным основанием для проявления у юношей и девушек внутреннего "я".

Именно гражданская идентичность занимает одно из ведущих мест в формировании современного человека, который не всегда способен осознать и утвердить себя в качестве гражданина общества и проявить себя одновременно как индивидуальность и личность [3,214].

В исследованиях Ю.В. Шапошниковой справедливо отмечено, что процесс формирования

гражданской идентичности современной личности - это главная задача социализации подрастающего поколения. Решение данной задачи способствует уменьшению социальной напряженности среди представителей, как разных религий, так и различных национальных культур, обеспечивает успех объединения разных слоев населения в гражданском обществе. Для этого необходимо воспитать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности гражданина перед Родиной, гордость за неё и свой край, за настоящее и прошлое нашего многонационального народа, проявление уважения к государственным символам, как при освоении образовательных программ, так и в процессе воспитательной работы в колледже [4].

Формированию гражданственности уделяется большое внимание на государственном уровне. На сегодняшний день это одно из наиболее приоритетных направлений в государственной образовательной политике.

Проблему формирования и развития гражданской идентичности личности можно считать сравнительно новой. Впервые в научных исследованиях проблему идентичности личности подробно изучил Эрик Эриксон. В его работах основное внимание уделялось глубинным механизмам в формировании идентичности в качестве осознания автономности собственного Я. Вместе с тем Эриксон раскрыл структуру данного явления. Сегодня проблему идентичности личности и ее проявление в социальном окружении рассматривают отечественные исследователи - Е.П. Белинская, С.А. Баклушинс-кий и др.

Единой точки зрения на понятие "гражданской идентичности" не существует. Так, Т. В. Во-долажская определяет её как реализацию базисных потребностей человека. Одной из главных потребностей является потребность в другом человеке и потребность в принадлежности к группе. Ряд авторов оценивает потребность в групповом взаимодействии как основание для политико-ориентированного развития личности.выделяя в ней политико-правовую компетентность личности, политическую активность и гражданское участие. А. М. Кондаков осмысливает гражданскую идентичность в качестве осознания принадлежности личности к общности граждан конкретного государства. М. А. Юшип представляет её как образ, тождественный статусу гражданина.

Большинством исследователей гражданственность понимается в качестве личностно-

го качества, выраженного в осознании личностью своей принадлежности к тому обществу, в котором человек непосредственно живет, в совокупности всех его прав и обязанностей относительно данного общества, в заботе об общественных благах, а также в позитивном отношении к своей будущей деятельности на профессиональном уровне.

Один из компонентов гражданской идентичности человека является патриотизм. Он выступает в качестве активного проявления "гражданственности" личности и выражается в непосредственной деятельности, которая носит продуктивный характер и направлена на благо своей Родины.

Анализ литературы по вопросам гражданской идентичности позволяет нам дать собственное определение таким базовым понятиям, как патриотизм и гражданская идентичность. Патриотизм - устойчивое состояние личности, выражающееся в гордости за свое отечество и желании преумножить его величие.

Гражданской идентичностью следует считать осознание личностью собственной государственной принадлежности и представления о себе в качестве гражданина определённого государства, образованного союза нескольких государств или в целом как гражданина мирового сообщества. Гражданская идентичность является динамическим процессом. Она формируется на ранних этапах онтогенеза и постоянно развивается в течение жизни человека.

Процесс формирования гражданственности является системообразующим фактором в комплексном процессе воспитательной работы колледжа. Именно комплексный подход к решению данной проблемы сможет помочь в максимально быстром достижении целей гражданского воспитания и формирования гражданской идентичности личности.

Особенно актуальной является проблема совершенствования воспитательной работы, проводимой в колледже и направленной на формирование таких гражданских качеств, как любовь к Родине, верность своему гражданскому долгу. Вместе с тем важное место занимает воспитание профессиональной гордости, стремление к самообразованию и приобретению молодым специалистом новых знаний, умений, навыков и компетенций, которые необходимы как осознания собственных профессиональных качеств, так и для понимания значимости гражданского долга.

Формирование гражданской позиции тесно связано с воспитанием толерантности у учащихся колледжа. Понятие толерантность при-

шло в педагогическую науку из социологии. В нашем исследовании под толерантностью понимается уважительное отношение к другому мнению, чужим традициям, взглядам, вероисповеданию, культуре. За время обучения в колледже студенты должны состояться и как профессионалы высокого класса, и как субъекты, имеющие четкие гражданские позиции.

Таким образом, перед современным колледжем стоит ряд задач. Главная в их числе задача по разработке и реализации на практике комплексной программы по формированию у молодёжи гражданской идентичности.

Формирование гражданской идентичности обеспечивается применением в колледжах как традиционных, так и нетрадиционных форм учебной и воспитательной работы. Проведение тематических бесед, уроков пресс-конференций, уроков - путешествий, уроков - аукционов дают свои результаты вне зависимости оттого, в какое время они проводятся. Самые распространенные формы - это тематические беседы и дискуссии, которые заставляют студентов не только думать и рассуждать, но и высказывать своё собственное мнение. Эти формы работы развивают образное, или абстрактное мышление, формируют уважительное отношение к общественным ценностям. Положительный результат даёт использование наглядности на таких занятиях, в особенности с использованием информационно - коммуникационных технологий. С их помощью студенты с удовольствием готовят презентации на заданные темы, и рецензируют работы товарищей, демонстрируют собственные достижения и проекты.

В современном образовании наиболее востребована такая педагогическая технология, как "метод проектов". Иногда он используется в качестве альтернативы привычной классно-урочной системы. Современные проекты, создаваемые студенческой молодежью - это дидактические средства активизации их познавательной деятельности. Они развивают творчество, креативность и одновременно формируют определенные личностные качества - такие, как научная пытливость, коммуникабельность, дисциплинированность. При помощи "метода проектов" создаются необходимые условия для максимально полной самореализации личности.

Полагаем, что процесс гражданского воспитания студентов колледжей непосредственно связан с процессами формирования гражданского самосознания. В науке он рассматривается как осознание субъектом самого себя, реа-

Ф

1-й

О си

-О 0-

ш <

1=с

си

Ё

51

•х.

>

< X

14-1

s

iC Q

< ct

Ш

a

52

лизующее его духовные и физические силы. Самосознание тесно связано с самоактуализацией, самовыражением, самовоспитанием. Оно стоит в одном ряду с совокупностью таких свойств личности, как сотрудничество, сопричастность и соучастие. Данные качества определяют в целом личность и человека в качестве гражданина.

Основные требования к гражданину и профессионалу - это та кие сформированные представления о гражданских ценностях, как обладание знаниями и умениями анализировать ситуацию, способность к сотрудничеству с другими людьми, осознание таких ценностей, как уважение к своему труду и к профессии, к своему родному городу и колледжу. Студенты колледжа должны проявлять наличие желания участвовать не только в общественной жизни, но и в решении текущихучебных и профессиональных проблем.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что процессы формирования профессионала и гражданина неразрывны и должны рассматриваться в комплексе. В условиях колледжа они должны осуществляться как на уроках, а также в процессе внеурочной деятельности. С этой целью должны использоваться такие современные формы и методы обучения и воспитания, как диспуты и беседы, экскурсии и конкурсы, трудовые десанты и трудовые

месячники, волонтерское движение и проектная деятельность. Применение всех этих методов, несомненно, позволяет максимально полно подойти к решению задач по воспитанию гражданской идентичности. Средства, способствующие формированию у студентов колледжей патриотизма, гражданского самосознания, социальной солидарности, сознательности, законопослушности должны использоваться в комплексе для достижения желаемого результата по формированию гражданской идентичности.

Литература:

1. Баклушинский С.А. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. // Этнос. Идентичность / С.А Баклушинский, Е. Белинская. Образование. - М., 1998. - 204 с.

2. Лебедева О. В. Гражданское образование и воспитание в России / О. В. Лебедева. - М.: Академия, 2008,- 138 с.

3. Пахолко О. Д. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию и развитию гражданской идентичности младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. - Пермь : Меркурий, 2014. - С. 214-217.

4. Шапошникова Ю.В. Формирование у студентов способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме на уроках иностранного языка, "http://pedsovet.org/ сотропеп1/ор1юп,сот_т1гееАа5к,у1е\л/Ипк/ Ипк_Ш,139201/^етШ,б/.

FORMATION OF A MULTI-ETHNIC CULTURE OF THE TEACHER AS THE FACTOR OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE KINDERGARTEN

Dobroserdova Violetta Nikolaevna, Under-graduate student, Senior Lecturer, Chair of Preschool Education, Moscow State Pedagogical University, Moscow E-mail: Violetta i2@mail.ru

This article deals with the problems of the modern preschool education. Author's position in relation to the requirements of the teacher leading the professional activity in a multiethnic environment preschool.

Keywords: multi-ethnic culture; multi-ethnic pedagogical culture; multi-ethnic educational en vironment of preschool institutions.

УДК 373.24 ВАК РФ 13.00.02

© Добросердова В.Н., 2016

ДОБРОСЕРДОВА Виолетта Николаевна, соискатель, старший преподаватель, кафедра Дошкольной педагогики, Московский государственный педагогический университет, Москва Violetta 12@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КА ЧЕСТВА ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВДОО

Данная статья посвящена рассмотрению проблем современного дошкольного образования. Представлена авторская позиция в отношении требований к педагогу, ведущему профессиональную деятельность в полиэтнической среде дошкольного учреждения.

Ключевые слова: полиэтническая культура; полиэтническая педагогическая культура; полиэтническая образовательная среда дошкольного учреждения.

I

Насущным вопросом современного дошкольного образования является необходимость адекватного использования этнокультур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.