Научная статья на тему 'Личностные и гендерные особенности ценностно-мотивационной структуры инновационности'

Личностные и гендерные особенности ценностно-мотивационной структуры инновационности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / VALUE MOTIVATIONAL ACTIVITY / СОЗИДАТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / INNOVATIVENESS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITIES / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОСТИ ЛИЧНОСТИ / GENDER-SPECIFIC INNOVATIVENESS OF A PERSONALITY / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Ольга Борисовна

В статье рассматриваются новые подходы к анализу и изучению ценностно-мотивационных аспектов активности личности, предопределяющих инновационную деятельность, а также представлен анализ сравнительного эмпирического исследования ценностно-мотивационных характеристик у студентов с разным уровнем инновационности. На основе подробно описанной стратегии исследования представлены новые значимые характеристики ценностно-мотивационной сферы у юношей и девушек. Ключевые сл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal and Gender Features of Value-Motivational Structure of Innovativeness

The article provides new approaches to analyzing and studying value motivational aspects of personal activity that predetermine innovative activity and submits the analysis of a comparative empirical research of value motivational characteristics in students with different levels of innovativeness. On the basis of the detailed description of the strategy of the research the paper presents new significant characteristics of the value motivational sphere of young men and girls.

Текст научной работы на тему «Личностные и гендерные особенности ценностно-мотивационной структуры инновационности»

ЛИЧНОСТНЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОСТИ

О.Б. Михайлова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются новые подходы: к анализу и изучению ценносшо-мотивационных аспектов активности личности, предопределяющих инновационную деятельность, а также представлен анализ сравнительного эмпирического исследования ценностно-мотивационных характеристик у студентов с разным уровнем инновационности. На основе подробно описанной стратегии исследования представлены новые значимые характеристики ценностно-мотивационной сферы у юношей и девушек.

Ключевые слова: активность, ценностно-мотивационная активность, созидательность, иннова-ционность, инновационная деятельность, гендерные особенности инновационности личности.

Создание условий для развития инновационной деятельности предполагает исследование группы вопросов, в частности, выявление социально-психологических, ценностно-мотивационных, нравственно-ответственных и созидательно-дея-тельностных факторов, детерминирующих потребность в изобретении нового и, следовательно, развитии новых личностных особенностей у человека, способствующих самореализации данного вида деятельности. В современных психологических исследованиях личности важно не только изучать особенности проявления тех или иных свойств и качеств, но и разрабатывать технологии развития и эффективного применения личностного потенциала.

В поисках социально-психологических и социально-экономических приоритетов развития современного общества психологические исследования направлены на более глубокую дифференциацию ценностно-мотивационной сферы личности. Культивирование социальной средой определенных ценностей и мотивов существования общества порождает новые поколения личностей, ориентирующихся в своей деятельности на ценности, транслируемые обществом. Ценностно-мотива-ционная активность молодежи является основой прогресса общества и его благополучия.

Психическая активность рассматривается в психологии личности как характеристика деятельности человека. Социально-психологические характеристики активности можно определить как ценностные способы моделирования, структурирования и самоосуществления личностью деятельности, общения и поведения. Активность является движущей основой деятельности, имеющей самостоятельную силу реагирования, и проявляется в свободной, сознательной, внутренне необходимой самореализации [1]. Cоциально-психологические особенности и качества детерминируют активность и позволяют личности управлять ею, руководствуясь в том числе системой ценностей и мотивов. Таким образом, можно говорить

о социально направленном ценностно-мотивационном виде активности, выраженном в форме созидательности.

Ценности общества и личности выступают ориентиром деятельности человека и позволяют ему оценивать себя и применение своей активности по отношению к окружающей действительности. Воспринимая из социума стандарты истины и лжи, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого, личность формирует свои потребности и мотивы, демонстрируя особенности поведения и деятельности. Ценности не всегда осознаются индивидом, не теряя своего регулятивного влияния на развитие личности. Если побудительная сила мотивов ситуативно изменчива, зависит от внешних обстоятельств, то ценности стабильны. Социальная система, исторические обстоятельства, природно-экологические условия, социальное окружение обусловливают проявление активности человека [2].

Система ценностей формирует потребности и мотивы личности. При этом регулирующему воздействию мотивов отводится характер желаемого (индивидуально предпочитаемого), а воздействию ценностей — характер желательного (идеального). Ценностно-целевые нормы и установки, транслируемые обществом, влияют на развитие системы мотивов, которые предопределяют результативность поведения индивида и его деятельности.

Инновационное поведение во многом предопределяется особенностями ценностей и мотивов, структура которых не исследована. Поиск различий и связей между ценностно-мотивационной системой и проявлениями инновационности позволит выявить систему характеристик, на которые важно опираться при развитии инновационности личности [4].

Ценностно-мотивационное отношение к инновационной деятельности определено как совокупностью внутренних потребностей, так и наличием внешних условий и общественно сложившихся приоритетов, побуждающих к активной деятельности в этой сфере, приобретающих личностную значимость.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности можно рассматривать как относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное и осознанное отношение человека к совокупности материального и духовного содержания жизнедеятельности общества, и если мотивы побуждают нас к действию, то ценности делают это действие личностно значимым [2]. Мотивационная сфера традиционно выделяется как связующее звено в различных видах деятельности, которое обусловливает целенаправленный, сознательный характер действий человека и определяет потенциальные возможности личности. Проблемы мотивации и мотивов широко и многоаспектно освещаются в трудах отечественных и зарубежных психологов (В.Г. Асеев, Е.П. Ильин, В.И. Ковалёв, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Г.Ф. Ломов, А. Маслоу, В.Э. Мильман, Ж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн, Б.А. Сосновский, X. Хекхаузен и др.).

Изучение и развитие ценностно-мотивационной активности участников инноваций имеет важное значение для любой сферы профессиональной деятельности. Переход от традиционной системы к реализации инноваций требует новых способов решения проблем. Это предполагает серьезную ломку привычных стереотипов, связанных с изменением подхода к целям, формам и методам деятельности.

В психологических исследованиях деятельность рассматривается как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов профессиональной деятельности, осознание и создание новых целей и средств ее реализации. Именно поэтому результативность данной деятельности приводит к ожидаемому прогрессу развития общества в целом.

В связи с тем, что многообразные отношения человека со средой представлены в относительно устойчивой мотивационной сфере личности, любая деятельность, в том числе и инновационная, обычно соотносится более чем с одним мотивом и является, таким образом, полимотивированной.

Поскольку мотивы часто актуально не осознаются личностью, за исключением осознанных мотивов, и тем более скрыты от других людей, необходимо ответить на актуальные вопросы: в каком направлении, из каких действий строится, какая направленность используется при разных ценностно-мотивациных особенностях личности?

Мотивационный компонент инновационной деятельности необходимо рассматривать в двух направлениях: во-первых, с точки зрения места профессиональной мотивации в общей структуре мотивов и, во-вторых, оценив отношение личности к изменениям, т.е. выявив потребности в новшествах, особенности их восприимчивости, что определяет содержательную сторону творческой направленности профессиональной деятельности [3].

С целью выявления характерных особенностей в ценностно-мотивационной структуре у групп с различным уровнем проявлений инновационности нами совместно с Т. Анхбаяр было проведено исследование с участием 88 студентов экономического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН). Возраст респондентов колеблется от 19 лет до 21 года. В качестве диагностических методик использовались: Шкала самооценки инновационных качеств личности (Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко); Опросник мотивационной структуры личности (Э. Мильман); Опросник реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова).

В результате проведения самооценки инновационных качеств личности в исследуемой выборке были выявлены группы с высоким, средним и низким уровнем инновационности. Наибольшей по численности оказалась группа студентов со средним уровнем инновационности. Это объясняется тем, что инновационный потенциал студенческой аудитории недостаточно развит.

На основе сравнительного анализа ценностно-мотивационных характеристик инновационности студентов с использованием критерия Краскела—Уоллиса определенны ценностно-мотивационные характеристики, которые имеют статистические значимые различия и являются отличительной особенностью каждой из групп:

— в ценностях и мотивах респондентов с низким уровнем инновационности доминирует приятное времяпрепровождение и отдых, общежитейская направленность, хотя они ориентированы на высокий социальный статус и управление людьми;

— респонденты со средним уровнем инновационности выделили такие цен-ностно-мотивационные характеристики, как жизнеобеспеченность, комфорт, общение, в мотивационной структуре доминировали общежитейские и рабочие мотивы, а также мотивы социальной полезности и общей активности;

— в группе респондентов с высоким уровнем инновационности выражены мотивы творческой активности, общей и рабочей активности, что свидетельствует о преобладании мотивов активности над ценностными ориентациями.

В результате проведенного факторного анализа были выделены три группы факторов, составляющих ценностно-мотивационные характеристики инновационности студенческой молодежи. Первая группа факторов представляет структуру ценностей в каждой группе, вторая группа факторов — особенности ценностно-мотивационной сферы с ориентацией на будущее, третья группа факторов определяет доминирующие мотивы.

Для группы студентов с низким уровнем инновационности характерна такая структура ценностей: наслаждение прекрасным, любовь, признание и уважение людей и влияние на окружающих для достижения позитивных изменений в обществе. Ориентация на будущее данной группы связана с высоким материальным благосостоянием, высоким социальным статусом и управлением людьми. Среди ведущих мотивов данной группы лидируют общая активность и общежитейская мотивация.

Результаты факторного анализа в группе со средним уровнем инновационности выявили многообразную структуру ценностей: приятное времяпрепровождение, отдых, высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным, помощь и милосердие к другим людям; любовь, познание нового в мире, природе, человеке, высокий социальный статус и управление людьми, признание и уважение людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. Группа не ориентирована на развитие своего креативного потенциала в будущем, система ценностно-моти-вационных аспектов и структура доминирующих мотивов в ходе исследования не определена, так как в данной выборке еще не сформирована четкая структура ценностно-мотивационных приоритетов.

В группе с высоким уровнем инновационности выявлены следующие ценностные ориентации: познание нового в мире, природе, человеке, высокий социальный статус и управление людьми, признание и уважение людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. Ориентация на будущее связана с высоким материальным благосостоянием, помощью и милосердием к другим людям, поиском и наслаждением прекрасным, признанием и уважением людей и влиянием на окружающих. Доминирующие мотивы и ценности — склонность к творчеству и здоровье.

Общие результаты проведенного исследования показывают, что в ценностно-мотивационной структуре студентов с низким уровнем инновационности просматриваются тенденции гедонистической и эксплуатационной направленности. На фоне демонстрируемых ценностных ориентаций на приятное времяпрепровождение и отдых выявлена направленность на высокий социальный статус и управление людьми. Таким образом, явно прослеживается тенденция к дости-

жению статусности и управлению людьми без стремления к созидательной активности и творческой деятельности. Данные характеристики являются тревожными симптомами, и очевидно, что этой группе студентов психологическая служба вуза и профессорско-преподавательский состав должны уделять особое внимание для развития ценностно-мотивационной активности, направленной на социальную созидательность. Есть риски, что индивиды с низкой инновационно стью составят группу паразитирующих на активности более развитых личностей и эксплуатирующих потенциал более креативной части общества.

Группа студенческой молодежи со средним уровнем инновационно сти показала самую разнообразную палитру ценностных ориентаций, где равнозначно представлены как гедонистические, так и ценностно-мотивационные аспекты социальной активности и созидательности. Данная тенденция объясняется возрастными особенностями юношеского периода развития, когда одни ценностные ориентации и мотивы активно сменяются другими. В целом, ценностно-моти-вационная сфера неустойчива и подвержена серьезным изменениям под влиянием социума. Именно социально-экономические тенденции общества будут иметь значительное влияние на структуру ценностно-мотивационной сферы и, следовательно, на уровень развития инновационности личности. Полученные данные характеризуют выборку студентов со средним уровнем инновационности как группу с неопределенной структурой мотивов, что свидетельствует о необходимости психолого-педагогического влияния на развитие мотивационной сферы молодежи.

В группе с высоким уровнем инновационности, как и в группе с низким уровнем инновационности, выявлены ценностные ориентации на высокий социальный статус и управление людьми. В отличие от первой группы в данной выборке ценностные ориентации представлены большим многообразием: познание нового в мире, природе, человеке, признание и уважение людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. Однако мотивационная структура выражена только творческой активностью. Результаты исследования обнаружили отсутствие четко выраженной мотивации к конкретной деятельности, в рамках которой можно применить свою творческую активность. Вызывает серьезные опасения, что мотивы творческой активности, не подкрепленные мотивами социальной значимости в конкретной деятельности, могут трансформироваться в иные жизненные потребности. Таким образом, группа студентов с высоким уровнем инновационности при достаточно выраженных созидательных ценностных ориентациях также нуждается в психологическом сопровождении, развитии социальной направленности и активизации инновационного потенциала.

В результате исследования был проведен гендерный анализ ценностно-моти-вационных аспектов инновационности личности. Полученные данные позволили нам определить ценностно-мотивационные характеристики инновационности у юношей и девушек. Юноши показали более высокие результаты по общему индексу инновационности, тогда как показатель креативности в выборке девушек оказался выше, чем в выборке юношей. Обе выборки готовы на риск ради успеха. Девушки чуть более ориентированы на будущее, чем юноши.

Результаты корреляционного анализа показали, что юноши готовы рисковать, оказывать помощь и проявлять милосердие к другим людям. Юноши ориентированы на общую активность и социальную полезность в будущем. В проявлениях инновационности девушек доминирует креативность, а в будущем они ориентированы на социальную активность и достижение позитивных изменений в обществе. В целом, исследование показало, что юноши более готовы к риску, а девушки более креативны, но и юноши, и девушки в ориентации на будущее готовы проявлять активность ради достижения социальной полезности и позитивных изменений в обществе.

На основе факторного анализа ценностно-мотивационной структуры иннова-ционности студентов разного пола были выделены три группы факторов: факторы ценностно-мотивационной структуры, факторы ценностно-мотивационных характеристик ориентации на будущее и факторы ценностно-мотивационные характеристики риска ради успеха.

По всем трем группам факторов были получены гендерные различия:

— ценностно-мотивационная структура инновационности юношей имеет более развернутую представленность различных ценностей и мотивов, где в равной степени представлены как гедонистические, так и социальные компоненты: приятное времяпровождение, признание и уважение людей и влияние на окружающих, комфорт, социальный статус, общение, общежитейская мотивация и социальная полезность. В группе девушек преобладают более выраженные мотива-ционные компоненты — общая активность, творческая активность, социальная полезность и рабочая мотивация;

— в ценностно-мотивационных характеристиках ориентации на будущее девушки продемонстрировали ориентацию на гедонистические ценности (приятное времяпрепровождение, отдых, комфорт) и одновременно социальные ценности и мотивы (общение, общежитейская мотивация, социальный статус). Юноши в ориентации на будущее проявили более выраженные социальные ценности и мотивы, такие как социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, общение, общая активность, творческая активность, а также социальная полезность и рабочая мотивация;

— в ценностно-мотивационных характеристиках риска ради успеха студенты-юноши готовы рисковать ради высокого материального состояния и высокого социального статуса, а также оказывать помощь и проявлять милосердие, а девушки готовы рисковать и проявлять социальную активность для достижения позитивных изменений в обществе.

Таким образом, ценностно-мотивационные аспекты инновационности имеют выраженные гендерные различия. В целом, выборка девушек в проявлениях инно-вационности проявила большую креативность, а юноши более ориетированы в применении инновационности в будущем.

Структура ценностей и мотивов юношей имеет более широкую палитру, здесь представлены как гедонистические, так и социальные компоненты, тогда как ценностно-мотивационная структура девушек имеет более четкие социально-мотивационные компоненты. В ориентации на будущее юноши были более социально направлены, а девушки продемонстрировали гедонистические ценностно-

мотивационные характеристики. Представители обоих полов готовы рисковать ради успеха, но ценностно-мотивационные характеристики рисков юношей связаны с достижением индивидуальных амбициозных результатов, а ценностно-мотивационные характеристики рисков девушек направлены на социальную полезность достижений для общества.

Полученные результаты вдохновляют на дальнейшее исследование гендерной структуры ценностно-мотивационных аспектов личности в различные возрастные периоды и позволяют разработать новые технологии по развитию женских и мужских стратегий самореализации, в том числе и в инновационной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кудинов С.И., Ежова Н.А. Психологические препосылки самореализации женщин в современной России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 2. — С. 5—11. [Kudinov S.I., Yejova.N.A. Psikhologicheskie predposilki samorealizatsii jenshin v sovremennoi Rossii // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2011. — N 2. — S. 5—11.]

[2] Кудинов С.И., Чжан Пэн Хао. Сравнительный анализ самореализации российских и иностранных студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2013. — № 1. — С. 12—18. [Kudinov.S.I., Chjan Pen Hao. Sravnitelny analiz samorealizatsii rossiiskikh i inostrannikh studentov // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2011. — N 2. — S. 12—18.]

[3] Михайлова О.Б. Психология становления инновационного потенциала личности: Монография. — М.: РУДН, 2013. [Mikhailova.O.B. Psikhologiya stanovleniya innovatsionnogo potentsiala lichnosti: Monografiya. — M.: RUDN, 2013.]

[4] Михайлова О.Б. Виды активности как детерминанты развития инновационного потенциала личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 4. — С. 35—44. [Mikhailova.O.B. Vidy aktivnosty kak determinanti razvitiya innovatsionnogo potentsiala lichnosti // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2012. — N 2. — S. 35—44.]

PERSONAL AND GENDER FEATURES OF VALUE-MOTIVATIONAL STRUCTURE OF INNOVATIVENESS

O.B. Mikhailova

Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article provides new approaches to analyzing and studying value motivational aspects of personal activity that predetermine innovative activity and submits the analysis of a comparative empirical research of value motivational characteristics in students with different levels of innovativeness. On the basis of the detailed description of the strategy of the research the paper presents new significant characteristics of the value motivational sphere of young men and girls.

Key words: activity, value motivational activity, creative activity, innovativeness, innovative activities, gender-specific innovativeness of a personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.