Малетин С. В. Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции...
пу с неопределенной структурой мотивов, что свидетельствует о необходимости психолого-педагогического влияния на развитие мотивационной сферы молодежи.
В группе с высоким уровнем инновационности, как и в группе с низким уровнем инновационности, выявлены ценностные ориентации на высокий социальный статус и управление людьми. В отличие от первой группы, в данной выборке ценностные ориентации представлены большим многообразием, среди них — познание нового в мире, природе, человеке, признание и уважение людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. Однако мотивационная структура выражена только творческой активностью. Обнаружено отсутствие четко выраженной мотивации к конкретной деятельности, в рамках которой можно применить свою творческую активность. Вызывает серьезные опасения то, что мотивы творческой активности, не подкрепленные мотивами социальной значимости в конкретной деятельности, могут трансформироваться в иные жизненные потребности. Таким образом, группа студентов с высоким уровнем инновационности при достаточно выраженных созидательных ценностных ориентациях также нуждается в психологическом сопровождении, развитии социальной напрвленности и активизации инновационного потенциала.
В поисках социально-психологических и социальноэкономических приоритетов развития современного общества перспективы психологических исследований на-
УДК 378.634
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
С. В. Малетин
В статье делается попытка раскрыть понятие ответственности применительно к деятельности сотрудников полиции и, исходя из значимости данного профессионально важного качества, представить технологию ее формирования с использованием потенциала гуманитарного образовательного пространства вуза МВД России.
Ключевые слова: ответственность, курсант как будущий сотрудник полиции, профессиональное образование, формирование профессиональных качеств.
Понятие ответственности характеризует отношение личности к обществу, в котором реализуются предъявляемые к ней требования в той мере, в какой это соответствует ее долгу. О. А. Шушерина отмечает, что признаки ответственности личности проявляются в личностно-профессиональной мотивации принятия возлагаемых обязанностей, понимании содержания обязанностей, самостоятельном принятии решений '.
Определяя понятие профессиональной ответственности сотрудника полиции, мы рассматриваем ее в кон-
правлены на выявление ценностно-мотивационных характеристик личности и формирование созидательной активности молодежи. Культивирование социальной средой определенных ценностей и мотивов существования общества порождает новые поколения личностей, ориентирующихся в своей деятельности на ценности, транслируемые обществом. Ценно стно-мотивационная активность молодежи является основой прогресса общества и его благополучия.
Диагностика ценностно-мотивационных аспектов инновационной деятельности и разработка программ развития активности личности являются основополагающими условиями совершенствования инновационного потенциала личности и самореализации данного потенциала в практической профессиональной деятельности.
1 Небылицин В. Д. Психофизиологическое исследование индивидуальных различий. М., 1976. С. 251.
2 Там же. С. 153.
3 Михайлова О. Б. Психология становления инновационного потенциала личности : монография. М., 2013. 215 с.
4 Михайлова О. Б. Виды активности как детерминанты развития инновационного потенциала личности // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 4. С. 35-44.
5 Коптяева О. Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2009. С. 15.
6 Михайлова О. Б. Инновационный потенциал личности: диагностика и развитие : монография. М., 2012. 178 с.
7 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1983. С. 123.
тексте служебного долга. Долг личности состоит в том, чтобы осознавать и применять к конкретной ситуации требования профессиональные, моральные, социальные и т. д. К. Муздыбаев, занимаясь проблемой психологии ответственности, соотносит ее непосредственно с долгом, выделяя при этом роль ответственности в отражении «пределов долга». «Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью. Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанное на самооценках исполнения обязанности» 1 2 3 4 5 6 7.
Выбирая профессию сотрудника полиции, гражданин принимает на себя ответственность, связанную с выполнением служебных обязанностей. Круг этих обязанностей предписан, а ответственность предполагает внимательное и тщательное их исполнение.
Объективную основу содержания категории «профессиональная ответственность» составляет реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности и теми последствиями, которые она может иметь для общества, конкретных людей.
Социальное значение формирования ответственности специалиста как профессионально значимого качества состоит в том, что высокая степень ее сформиро-ванности в процессе обучения в вузе обеспечивает ему в современных условиях возможность успешно выполнять свои профессиональные обязанности.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
31
Малетин С. В. Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции...
Мы полагаем, что в результате сформированннос-ти такого профессионального качества, как ответственность, повышается уровень профессионального состояния субъекта. Основанием в этом процессе выступают противоречия между наличным и требуемым, реальным и желаемым уровнем сформированности у будущих сотрудников полиции элементов, составляющих профессиональную ответственность.
Рассматривая профессиональную ответственность сотрудника полиции, мы определяем ее как качество личности, проявляющееся в способности к саморегуляции своей профессиональной деятельности по выполнению служебных обязанностей, отличающейся профессионализмом, динамичностью, сложностью профессиональных отношений и готовностью отвечать за ее результаты. Т. Ф. Рымарева рассматривает профессиональную ответственность через призму саморегуляции деятельности, отмечая, что «для нас особое значение приобретает принцип ориентации на саморегуляцию учебнопрофессиональной деятельности как деятельности по овладению профессией» 3.
Формирование компонентов данного профессионального качества является задачей профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции. «Выбирая метод развития необходимого набора моральных характеристик сотрудника органов внутренних дел, следует сформировать перечень профессиональных нравственных качеств как цель, которую мы достигаем в процессе подготовки кадров в образовательных учреждениях МВД России» 4.
Теоретический анализ сущности профессиональной ответственности будущего сотрудника полиции, процесса ее формирования в условиях гуманитарного образовательного пространства вуза МВД России показывает, что профессиональная ответственность сама по себе не возникает, для этого нужна целенаправленная работа профессорско-преподавательского и командновоспитательного состава.
Значимость образовательного пространства для личности рассматривалась в литературе в различных аспектах: нравственная основа формирования личности, социально-психологическая комфортность среды, возможности личностного развития с использованием потенциала образовательной среды. Г. Ю. Авдиен-ко, изучая образовательную среду вуза с точки зрения ее социально-психологической комфортности, подчеркивает ее воздействие на «адаптированность обучаемых к условиям обучения в вузе» 5.
Гуманитарное образовательное пространство, на наш взгляд, является тем потенциалом, который позволяет осуществлять образовательную деятельность на более высоком уровне. В нашем случае мы используем гуманитарное образовательное пространство, суть которого реализовывалась в процессе изучения обучающимися гуманитарных дисциплин, специальных дисциплин, с учетом гуманитарной составляющей специальных областей знаний, воспитательных мероприятий и различных видов профессиональной практики.
Дополнительным фактором при исследовании данной проблемы может стать программа формирования
профессиональной ответственности будущих сотрудников полиции. Основу разработки такой программы составила взаимосвязанная совокупность мер в образовательном процессе, которая должна обеспечить достижение будущими сотрудниками полиции необходимого уровня профессиональной готовности к исполнению служебных обязанностей через создание профессиональной ответственности.
Программа формирования профессиональной ответственности сотрудников полиции в условиях гуманитарного образовательного пространства вуза МВД России предполагает воспитание у курсантов необходимых профессиональных качеств и ответственности как одной из составляющих, направленных на повышение эффективности служебной деятельности.
Исходя из общей цели программы формирования профессиональной ответственности сотрудника полиции задачи программы состояли в следующем:
— получение курсантами конкретных знаний о профессиональной ответственности сотрудника полиции в процессе изучения дисциплин общегуманитарного цикла, особенностях ее проявления, а также методах ее формирования;
— создание мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, к ситуациям в деятельности следователей, участковых уполномоченных полиции, что способствует процессу самореализации в профессиональной деятельности;
— закрепление опыта ответственного отношения к профессиональной деятельности, к исполнению служебных задач.
Исследуя комплекс педагогических условий уровня профессиональной ответственности будущих сотрудников полиции, необходимо понимать соотношение цели и результата, меры достижения цели. Из этого определения следует, что нужно измерять в одинаковых единицах как цель, поставленную перед учебно-воспитательной деятельностью, так и результат, достигнутый в учебной деятельности.
Весь процесс формирования профессиональной ответственности будущих сотрудников полиции можно разделить на несколько последовательных взаимосвязанных этапов. Мотивационный этап направлен на построение системы профессиональных мотивов будущих сотрудников полиции, формирование профессиональной ответственности на основе усвоенных знаний о сущности и особенностях профессиональной деятельности, осознание профессиональных норм и требований к личности и уровню профессионализма сотрудника в области служебной деятельности.
Теоретический этап направлен на овладение теорией профессиональной ответственности, т. е. создание у курсантов системы знаний о сущности ответственности, ее структуре, особенностях в исполнении профессиональной деятельности, функциях в профессиональной деятельности, возможных уровнях формирования исследуемого качества и, в результате, создание будущим сотрудником полиции идеального представления профессиональной ответственности.
32
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
Малетин С. В. Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции...
Практический этап включает познание курсантами различных путей формирования профессиональной ответственности, овладение способами регулирования деятельности, эмоциональных состояний, поведения, саморазвития в ходе учебной и практической профессиональной деятельности.
Преобразующий этап охватывает сферу самосовершенствования личности в ходе профессиональной практики будущих сотрудников полиции в отделах полиции. На этом этапе основная цель направлена на приобретение специфических черт профессиональной ответственности, а также возможности творческого применения данного качества в типичных и нетипичных ситуациях служебной направленности. Переход к данному этапу формирования исследуемого качества осуществляется на базе основ, приобретенных на предшествующих этапах.
Последовательность этапов в программе формирования профессиональной ответственности будущих сотрудников полиции складывалась в соответствии с представленной логикой — от формирования мотивации к практическому использованию и индивидуальному преобразованию значимых для профессиональной деятельности элементов. Важно отметить, что выделенные этапы формирования профессиональной ответственности сотрудников полиции, интегрируясь и переходя один в другой, не являются взаимоисключающими, их целевые установки продолжают проявляться на всех последующих этапах. Во времени программа формирующей деятельности охватывает 1-4 курсы обучения. Заданные границы определяются сроками изучения дисциплин общегуманитарного цикла (1-2 курсы), специальных профессиональных дисциплин (3-4 курсы) и продолжительностью профессиональных практик в отделах полиции (учебная — 2 курс; внеучебная — 4 курс).
Создание профессиональной ответственности проходило через активное участие в самооценке уровней сформированности профессиональной ответственности на основе использования потенциала гуманитарного образовательного пространства. В настоящее время смена концепции образования вызывает изменения его содержания, под которым в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» 6.
Основная ценность образования, таким образом, проявляется в личностном развитии человека. Перед обществом стоит цель не только научить будущих сотрудников полиции основным знаниям и умениям, но и сформировать профессиональные и общекуль-
турные компетенции, профессиональные качества, составляющие основу их будущей профессиональной дея тельности.
Образовательное пространство целенаправленно влияет на курсантов — будущих сотрудников полиции, регулирует взаимоотношения с точки зрения определенной системы ценностей, принятых норм и законов общества. Профессиональное обучение как специфическая система обучения требует создания образовательного процесса, обеспечивающего достижение основной его цели и выполнение соответствующих задач обучения, а именно интерактивного, способствующего индивидуализации и дифференциации обучения курсантов.
В соответствии с изучаемой нами проблемой были проведены исследования уровня профессиональной ответственности. Прежде всего был исследован мотивационный компонент, определяющий направленность формирования профессиональной ответственности будущих сотрудников полиции. В этих целях были использованы анкеты: «Моя будущая профессия»; «Профессиональная ответственность сотрудника полиции»; «Мой выбор профессии»; «Оценка значимости профессиональной ответственности для профессиональной деятельности сотрудника полиции»; «Оценка значимости ответственности курсанта для будущей профессиональной деятельности» и т. д.
В исследовании участвовали курсанты 1 и 4 курсов Барнаульского юридического института МВД России. При ответе на вопрос об уровне своей самооценки результаты распределились следующим образом: очень ответственный — 20 и 35%; достаточно ответственный — 47 и 57% и посредственно ответственный — 33 и 8%.
В результате диагностики, проведенной с использованием разработанных нами анкет, выявлено, что большинство курсантов 1 курса (68,9%) испытывают затруднения при формулировании таких понятий, как гуманизм, гуманистические ценности, ответственность, профессиональная ответственность, профессиональная ответственность сотрудников полиции.
Обнаружено три типа затруднений курсантов в отношении к значимым моментам профессиональной деятельности будущих сотрудников полиции (служебная деятельность сотрудника полиции, личность сотрудника полиции) и к самому себе как к сотруднику полиции. Индивидуально-личностные затруднения курсантов (63,5%) обусловлены низким уровнем мотивированности на профессию сотрудника полиции. Профессионально-проектировочные затруднения (74,5%) связаны с непониманием будущими сотрудниками полиции роли гуманистической направленности процесса подготовки к профессиональной деятельности. Коммуникативные затруднения (44,5%) вызваны у них неумением строить совместную деятельность.
Организуя процесс формирования данного качества в образовательном учреждении, мы выделили педагогический аспект решения проблемы, рассмотрели возможные пути его формирования, используя потенци-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)
33
Малетин С. В. Формирование профессиональной ответственности сотрудника полиции...
ал гуманитарного образовательного пространства вуза (средствами гуманитарных знаний, включенных в содержание общегуманитарных и специальных профессиональных дисциплин), профессиональных практик (учебная и производственная), воспитательных мероприятий, проводимых в рамках концепции воспитательной работы, исполнения плана воспитательных мероприятий и служебной подготовки курсантов — будущих сотрудников полиции. Выбор обусловлен тем, что профессиональная практика, служебная подготовка, участие в охране общественного порядка — это основополагающие элементы профессиональной подготовки, направленной на формирование профессионально важных качеств будущего сотрудника полиции.
1 Шушерина О. А. Формирование ответственности как профессионально значимого качества у студентов вуза (на ма-
териале Технического университета) : дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 1999. С. 4.
2 Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 2010.
С. 4.
3 Рымарева Т. Ф. Технология развития профессиональной ответственности у курсантов авиационных технических училищ // Актуальные задачи педагогики : мат-лы Междунар. заочной науч.-практ. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). Чита, 2012. С. 45.
4 Эрдниев А. С., Кушноренко И. А. Авторитарный и демократический стили управления курсантским коллективом как факторы организации воспитательной среды // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 8. С. 243.
5 Авдиенко Г. Ю. Применение концепции социальнопсихологической комфортности личности обучаемого в образовательной среде // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 1. С. 33.
6 Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Рос. газ. 2012. 31 дек.
34
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, № 4(59)