Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИК Ш. ШВАРЦА И Э. ДИНЕРА'

ОЦЕНКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИК Ш. ШВАРЦА И Э. ДИНЕРА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / СПОРТСМЕНЫ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рябчиков В.В., Ашкинази С.М., Воронов Д.И., Мигунова А.В.

Цель исследования - получить и проанализировать эмпирические данные о ценностных ориентациях российских спортсменов юношеского возраста. Методика и организация исследования. В ходе эксперимента использовались ценностный опросник Ш. Шварца и шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера. В опросе приняли участие 214 российских спортсменов (возраст 15-20 лет). Результаты исследования и выводы. Ценности российских спортсменов юношеского возраста охарактеризованы на уровне нормативных идеалов (более стабильном и определяющем их жизненные принципы поведения) и на уровне индивидуальных приоритетов (более зависимом от внешней среды и соотносимом с их конкретными поступками). Проанализированы показатели эмоционального восприятия респондентами собственной жизни в целом, отражающие актуальный уровень их субъективного благополучия. Наиболее значимыми ценностями для респондентов являются «Безопасность», «Достижения» и «Самостоятельность». В группе девушек показатели значимости ценностей «Универсализм» и «Стимуляция» на уровне нормативных идеалов в среднем выше, чем в группе юношей. По мере взросления снижается значимость ценностей «Гедонизм» и «Конформность» на уровне нормативных идеалов. На уровне индивидуальных приоритетов по мере взросления значимость ценности «Традиции» снижается, а значимость ценности «Самостоятельность», наоборот, возрастает. Анализ показателей по методике Э. Динера позволяет характеризовать удовлетворенность жизнью респондентов как имеющую среднюю степень. Наибольший показатель с использованием методики Э. Динера выявлен по утверждению «У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно». Сравнительный анализ по трем возрастным группам респондентов показал уменьшение среднего значения удовлетворенности жизнью по мере взросления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рябчиков В.В., Ашкинази С.М., Воронов Д.И., Мигунова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE VALUE ORIENTATIONS OF RUSSIAN YOUTH ATHLETES USING THE METHODS OF SH. SCHWARTZ AND E. DIENER

Objective of the study was to obtain and analyze empirical data on the value orientations of Russian youth athletes. Methods and structure of the study. During the experiment, the value questionnaire of Sh. Schwartz and the life satisfaction scale of E. Diener were used. The survey involved 214 Russian athletes (age 15-20 years old). Results and conclusions. The values of Russian youth athletes are characterized at the level of normative ideals (more stable and determining their life principles of behavior) and at the level of individual priorities (more dependent on the external environment and correlated with their specific actions). The indicators of respondents' emotional perception of their own lives as a whole, reflecting the current level of their subjective well-being, are analyzed. The most significant values for the respondents are "Safety", "Achievements" and "Independence". In the group of girls, the indicators of the significance of the values "Universalism" and "Stimulation" at the level of normative ideals are on average higher than in the group of boys. As they grow older, the significance of the values "Hedonism" and "Conformity" at the level of normative ideals decreases. At the level of individual priorities, as they grow older, the importance of the value of "Tradition" decreases, and the importance of the value of "Independence", on the contrary, increases. The analysis of indicators according to the method of E. Diener allows us to characterize the life satisfaction of the respondents as having an average degree. The highest indicator using E. Diener's methodology was revealed according to the statement "I have in life what I really need." A comparative analysis for three age groups of respondents showed a decrease in the average value of life satisfaction as they grow older.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКИХ СПОРТСМЕНОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИК Ш. ШВАРЦА И Э. ДИНЕРА»

ОЦЕНКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ РОССИИСКИХ СПОРТСМЕНОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИК Ш. ШВАРЦА И Э. ДИНЕРА

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 19.05.2023 г.

Информация для связи с автором: pbb06vadim@yandex.ru

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Рябчиков1 Доктор педагогических наук, профессор С.М. Ашкинази1- 2 Кандидат психологических наук Д.И. Воронов1 А.В. Мигунова1

1Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

EVALUATION OF THE VALUE ORIENTATIONS OF RUSSIAN YOUTH ATHLETES USING THE METHODS OF SH. SCHWARTZ AND E. DIENER

Dr. Hab., Professor V.V. Ryabchikov1 Dr. Hab., Professor S.M. Ashkinazi1-2 PhD D.I. Voronov1 A.V. Migunova1

1Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg

2Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - получить и проанализировать эмпирические данные о ценностных ориентациях российских спортсменов юношеского возраста. Методика и организация исследования. В ходе эксперимента использовались ценностный опросник Ш. Шварца и шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера. В опросе приняли участие 214 российских спортсменов (возраст 15-20 лет).

Результаты исследования и выводы. Ценности российских спортсменов юношеского возраста охарактеризованы на уровне нормативных идеалов (более стабильном и определяющем их жизненные принципы поведения) и на уровне индивидуальных приоритетов (более зависимом от внешней среды и соотносимом с их конкретными поступками). Проанализированы показатели эмоционального восприятия респондентами собственной жизни в целом, отражающие актуальный уровень их субъективного благополучия. Наиболее значимыми ценностями для респондентов являются «Безопасность», «Достижения» и «Самостоятельность». В группе девушек показатели значимости ценностей «Универсализм» и «Стимуляция» на уровне нормативных идеалов в среднем выше, чем в группе юношей. По мере взросления снижается значимость ценностей «Гедонизм» и «Конформность» на уровне нормативных идеалов. На уровне индивидуальных приоритетов по мере взросления значимость ценности «Традиции» снижается, а значимость ценности «Самостоятельность», наоборот, возрастает. Анализ показателей по методике Э. Динера позволяет характеризовать удовлетворенность жизнью респондентов как имеющую среднюю степень. Наибольший показатель с использованием методики Э. Динера выявлен по утверждению «У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно». Сравнительный анализ по трем возрастным группам респондентов показал уменьшение среднего значения удовлетворенности жизнью по мере взросления.

Ключевые слова: ценностные ориентации, юношеский возраст, спортсмены, удовлетворенность жизнью, индивидуальные приоритеты.

Abstract

Objective of the study was to obtain and analyze empirical data on the value orientations of Russian youth athletes.

Methods and structure of the study. During the experiment, the value questionnaire of Sh. Schwartz and the life satisfaction scale of E. Diener were used. The survey involved 214 Russian athletes (age 15-20 years old). Results and conclusions. The values of Russian youth athletes are characterized at the level of normative ideals (more stable and determining their life principles of behavior) and at the level of individual priorities (more dependent on the external environment and correlated with their specific actions). The indicators of respondents' emotional perception of their own lives as a whole, reflecting the current level of their subjective well-being, are analyzed. The most significant values for the respondents are "Safety", "Achievements" and "Independence". In the group of girls, the indicators of the significance of the values "Universalism" and "Stimulation" at the level of normative ideals are on average higher than in the group of boys. As they grow older, the significance of the values "Hedonism" and "Conformity" at the level of normative ideals decreases. At the level of individual priorities, as they grow older, the importance of the value of "Tradition" decreases, and the importance of the value of "Independence", on the contrary, increases. The analysis of indicators according to the method of E. Diener allows us to characterize the life satisfaction of the respondents as having an average degree. The highest indicator using E. Diener's methodology was revealed according to the statement "I have in life what I really need." A comparative analysis for three age groups of respondents showed a decrease in the average value of life satisfaction as they grow older.

Keywords: value orientations, adolescence, athletes, life satisfaction, individual priorities.

Введение. В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года

в качестве одной из приоритетных задач обозначена необходимость духовно-нравственного формирования спортсмена

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

как гармонично развитой личности [3]. В связи с этим необходимо исследование ценностных ориентаций российских спортсменов, результаты которого могут быть использованы для совершенствования форм и методов гражданско-патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта. В современных исследованиях подчеркивается, что особенно актуальным является изучение системы ценностей российских спортсменов юношеского возраста, поскольку с данным возрастом связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который оказывает определяющее воздействие на направленность личности и ее социальную активность [2].

Цель исследования - получить и проанализировать эмпирические данные о ценностных ориентациях российских спортсменов юношеского возраста.

Методика и организация исследования. В ходе исследования использовались ценностный опросник Ш. Шварца и шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (в адаптации Д. А. Леонтьева) [1, 4]. В опросе приняли участие 214 российских спортсменов (возраст 15-20 лет) из следующих городов: Братск, Великий Новгород, Екатеринбург, Казань, Каменск-Уральский, Москва, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саранск, Тверь, Тюмень. Респонденты занимаются следующими видами спорта: бадминтон, баскетбол, биатлон, бильярдный спорт, бокс, волейбол, дзюдо, конькобежный спорт, легкая атлетика, лыжные гонки, настольный теннис, плавание, рукопашный бой, санный спорт, спортивный туризм, футбол, хоккей, художественная гимнастика, чир спорт. В числе респондентов - 109 девушек (50,9%) и 105 юношей (49,1%). Все респонденты имеют спортивные разряды или звания, в том числе: первый спортивный разряд - 81 чел. (37,9%), кандидат в мастера спорта - 50 чел. (23,4%), мастер спорта - 13 чел. (6,1%).

Лепестковая диаграмма приведенных средних значений на уровнях нормативных идеалов индивидуальных приоритетов респондентов

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе эксперимента выявлено, что наиболее значимыми ценностями для респондентов являются «Безопасность», «Достижения» и «Самостоятельность». Значимость ценности «Безопасность» обусловлена представлениями юных спортсменов о важности таких ее компонентов, как национальная безопасность, социальный порядок, стабильность общества, безопасность семьи, стабильность отношений со своим социальным окружением. Ценность «Достижения» базируется на стремлении спортсменов к личному успеху и социально одобряемой реализации своего потенциала в выбранном виде спорта. Определяющая цель ценности «Самостоятельность» заключена в возможности выбора способов достижения высоких спортивных результатов и обусловлена интеракционными потребностями в автономности и независимости.

Средние показатели значимости ценностей спортсменов юношеского возраста на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов несколько различаются. Визуально результаты обработки данных исследования с применением приведенных значений продемонстрированы на рисунке.

В частности, на уровне нормативных идеалов ценность «Безопасность» имеет самый высокий ранг, в то время как на уровне индивидуальных приоритетов данная ценность находится на третьем месте. Аналогичная ситуация наблюдается по ценности «Самостоятельность», где на уровне индивидуальных приоритетов она имеет первый ранг, а на уровне нормативных идеалов - третий.

Подобное различие ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов связано с тем, что спортсмены юношеского возраста не всегда могут реализоваться в своей деятельности и действовать так, как они считают нужным, вследствие различных ограничений: физических данных, возможностей участия в соревнованиях, предписаний спортивных врачей и др.

Сравнительный анализ средних показателей значимости ценностей на уровне нормативных идеалов по полу респондентов позволяет констатировать сходство в большинстве случаев (табл. 1). Наибольшую значимость как для юношей, так и для девушек имеют ценности «Безопасность», «Достижения» и «Самостоятельность».

Статистически значимые различия между группами юношей и девушек по уровню нормативных идеалов зафиксированы по ценностям «Универсализм» и «Стимуляция». Следует отметить, что в группе девушек показатели значимости этих ценностей в среднем выше, чем в группе юношей. По уровню

Таблица 1. Результаты сравнительного анализа средних показателей значимости ценностей на уровне нормативных идеалов по полу респондентов (и-критерий Манна-Уитни)

Пол Женский пол Мужской пол P

Шкала ценности M SD Ранг M SD Ранг

Конформность 4,54 1,29 7 4,42 1,26 6 0,443

Традиции 3,43 1,52 10 3,31 1,50 10 0,619

Доброта 4,70 0,96 4 4,51 1,05 4 0,254

Универсализм 4,55 1,06 6 4,19 1,10 7 0,010

Самостоятельность 4,87 1,07 3 4,60 1,17 3 0,070

Стимуляция 4,07 1,21 8 3,64 1,34 9 0,027

Гедонизм 4,64 1,60 5 4,45 1,60 5 0,346

Достижения 4,95 0,98 2 4,94 0,97 2 0,989

Власть 3,65 1,45 9 3,74 1,46 8 0,496

Безопасность 4,98 0,92 1 4,95 0,81 1 0,762

22

http://www.teoriya.ru

№8 • 2023 Август | August

Таблица 2. Результаты сравнительного анализа средних показателей значимости ценностей на уровне нормативных идеалов по возрастным группам респондентов (критерий Краскела-Уоллиса)

Возраст 15-16 лет 17-18 лет 19-20 лет Р

Ценность М SD Ранг М SD Ранг М SD Ранг

Конформность 4,78 1,27 4 4,46 1,29 6 3,96 1,11 7 0,001

Традиции 3,75 1,53 10 3,35 1,41 10 2,71 1,38 10 0,001

Доброта 4,71 1,13 6 4,58 0,87 4 4,45 0,93 4 0,308

Универсализм 4,52 1,16 7 4,42 0,98 7 4,04 1,07 6 0,050

Самостоятельность 4,74 1,30 5 4,81 0,84 3 4,64 1,13 2 0,699

Стимуляция 3,85 1,43 8 3,90 1,07 8 3,81 1,33 8 0,952

Гедонизм 4,81 1,45 3 4,54 1,61 5 4,08 1,75 5 0,037

Достижения 5,05 1,09 2 4,96 0,79 2 4,75 0,95 1 0,213

Власть 3,76 1,60 9 3,75 1,34 9 3,49 1,32 9 0,528

Безопасность 5,10 0,93 1 5,03 0,70 1 4,63 0,90 3 0,011

Таблица 3. Результаты сравнительного анализа средних показателей значимости ценностей на уровне индивидуальных приоритетов по возрастным группам респондентов (критерий Краскела-Уоллиса)

Ценность 15-16 лет 17-18 лет 19-20 лет Р

М SD Ранг М SD Ранг М SD Ранг

Конформность 1,71 0,71 8 1,58 0,75 8 1,41 0,79 9 0,130

Традиции 1,26 0,95 10 1,06 0,89 10 0,60 0,78 10 0,001

Доброта 2,20 0,74 5 2,15 0,68 5 2,01 0,71 3 0,527

Универсализм 2,09 0,80 6 1,98 0,69 7 1,84 0,82 6 0,261

Самостоятельность 2,32 0,71 2 2,36 0,67 1 2,61 0,79 1 0,013

Стимуляция 1,94 0,86 7 2,02 0,85 6 1,80 1,00 7 0,596

Гедонизм 2,31 0,93 3 2,18 0,89 4 1,89 1,23 5 0,174

Достижения 2,33 0,86 1 2,26 0,75 2 2,29 0,91 2 0,869

Власть 1,42 1,07 9 1,54 0,84 9 1,56 0,99 8 0,487

Безопасность 2,26 0,75 4 2,19 0,73 3 2,00 0,83 4 0,230

Таблица 4. Средние показатели опроса респондентов по шкале удовлетворенности жизнью Э. Динера

Утверждение М SD

В основном моя жизнь близка к идеалу 4,31 1,37

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны 4,32 1,46

Я полностью удовлетворен моей жизнью 4,68 1,38

У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно 5,48 1,30

Если бы мне пришлось жить еще раз, я бы оставил все как есть 4,56 1,83

Сумма 23,35 5,82

Таблица 5. Результаты сравнительного анализа средних показателей респондентов (критерий Краскела-Уоллиса)

индивидуальных приоритетов статистически значимых различий выявлено не было.

В ходе исследования была проанализирована динамика изменения ценностных ориентаций спортсменов юношеского возраста по мере взросления. По уровню нормативных идеалов статистически значимые различия были зафиксированы по ценностям «Безопасность», «Гедонизм», «Конформность», «Традиции» (табл. 2).

В группе спортсменов 15-16 лет наиболее значимыми ценностями являются «Безопасность», «Достижения», «Гедонизм» и «Конформность». Сравнение показателей этой группы с показателями группы спортсменов 17-18 лет показывает, что значимость ценностей «Гедонизм» и «Конформность» снижается. Возможно, данные изменения связаны со взрос-

шкалы удовлетворенности жизнью Э. Динера по возрастным группам

Утверждение 15-16 лет 17-18 лет 19-20 лет Р

М SD М SD М SD

В основном моя жизнь близка к идеалу 4,55 1,48 4,07 1,30 4,20 1,20 0,095

Обстоятельства моей жизни исключительно благоприятны 4,69 1,48 4,13 1,38 3,92 1,38 0,002

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я полностью удовлетворен моей жизнью 5,04 1,36 4,46 1,39 4,33 1,28 0,004

У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно 5,78 1,21 5,41 1,14 5,02 1,52 0,003

Если бы мне пришлось жить еще раз, я бы оставил все как есть 4,91 1,83 4,16 1,72 4,45 1,87 0,018

Сумма 24,98 5,87 22,23 5,34 21,92 5,73 0,001

лением и становлением юного спортсмена как личности. В этот период юноши и девушки начинают осознавать необходимость отказываться от многих удовольствий и праздности ради возможности достигнуть высоких спортивных результатов. Кроме того, по мере взросления уменьшается необходимость сдерживать свои эмоциональные реакции и постоянно контролировать поведение, чтобы соответствовать социальным ожиданиям.

Описанная выше динамика изменения показателей ценностей сохраняется и при сравнении с группой спортсменов 19-20 лет. Снижается значимость ценностей «Безопасность», «Конформность», «Традиции», которые входят в «Консерватизм», представляющий собой один из четырех типов системы ценностей по Ш. Шварцу.

По уровню индивидуальных приоритетов статистически значимые различия между спортсменами различных возрастных групп были зафиксированы по ценностям «Традиции» и «Самостоятельность». Сравнительный анализ показал, что по мере взросления юных спортсменов значимость ценности «Традиции» снижается, а значимость ценности «Самостоятельность», наоборот, возрастает (табл. 3).

В ходе анализа показателей опроса спортсменов юношеского возраста по методике Э. Динера «Шкала удовлетворенности жизнью» был получен результат М=23,35 ^=5,82), что можно интерпретировать как «среднюю степень удовлетворенности» (табл. 4). Следует отметить, что наибольший показатель выявлен по утверждению «У меня есть в жизни то, что мне по-настоящему нужно». Вероятно, это обусловлено высокой значимостью в жизни респондентов спортивной деятельности, которая оказывает значительное влияние на формирование их «картины мира».

Статистически значимых различий показателей шкалы удовлетворенности жизнью по полу респондентов не выявлено. Сравнительный анализ по трем возрастным группам спортсменов показал уменьшение среднего значения удовлетворенности жизнью по мере взросления (табл. 5).

Выводы. Использование методик Ш. Шварца и Э. Динера позволило проанализировать ценностные ориентации российских спортсменов юношеского возраста на уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов, выявить средние показатели их удовлетворенности жизнью. Именно для юношеского возраста характерен период высокой сензи-тивности, интенсивного формирования мировоззрения и целостной «картины мира», самоопределения и осуществления жизненных выборов в спортивной и других сферах деятельности. В ходе дальнейших исследований авторский коллектив

планирует изучить вопросы, связанные с влиянием ценностных ориентаций и показателей удовлетворенности жизнью на спортивную мотивацию респондентов.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00300, https://rscf.ru/project/23-28-00300/.

Литература

1. Осин Е.Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.

- 2020. - № 1. - С. 117-142.

2. Рябчиков В.В. Исследование ценностных ориентаций российских спортсменов юношеского возраста: актуальность и методологический инструментарий / В.В. Рябчиков, С.М. Ашкинази, А.В. Ми-гунова // Материалы XI Международного конгресса «Спорт, Человек, Здоровье». - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. - С. 190-192.

3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. №3081-р [Электронный ресурс]. - https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/ Проект%20стратегии%202030/Распоряжение,стратегия.pdf (дата обращения: 02.05.2023).

4. Шварц Ш. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т.П. Бутенко, Д.С. Седова, А.С. Липатова // Психология. Журнал Высшей школы экономики.

- 2012. - Т. 9, № 1. - С. 43-70.

References

1. Osin E.N., Leontiev D.A. Kratkiye russkoyazychnyye shkaly diagnostic sub"yektivnogo blagopoluchiya: psikhometricheskiye kharakteristiki i sravnitel'nyy analiz [Brief Russian-language scales for diagnosing subjective well-being: psychometric characteristics and comparative analysis]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskiye i sotsialnyye peremeny. 2020. No. 1. pp. 117-142.

2. Ryabchikov V.V., Ashkinazi S.M., Migunova A.V. Issledovaniye tsen-nostnykh oriyentatsiy rossiyskikh sportsmenov yunosheskogo voz-rasta: aktualnost i metodologicheskiy instrumentariy [Study of value orientations of Russian youth athletes: relevance and methodological tools]. Sport, Chelovek, Zdorovye [Sport, Man, Health]. Proceedings International Congress. St. Petersburg: POLYTECH-PRESS publ., 2023. pp. 190-192.

3. Strategiya razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v Rossiyskoy Feder-atsii do 2030 goda, utverzhdennaya Rasporyazheniyem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 24.11.2020 g. №3081-r [Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2030, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated November 24, 2020 No. 3081-r [Electronic resource]. Available at: https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/ Draft%20strategy%202030/Ordinance, strategy.pdf (date of access: 05.02.2023).

4. Shvarts Sh., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S. Utochnen-naya teoriya bazovykh individualnykh tsennostey: primeneniye v Ros-sii [Refined theory of basic individual values: application in Russia]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2012. Vol. 9. No. 1. pp. 43-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.