Научная статья на тему 'ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КРЫМА'

ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КРЫМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ЭТНИЧЕСКОЕ БОЛЬШИНСТВО / ЭТНИЧЕСКОЕ МЕНЬШИНСТВО / КРЫМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Латышева М. А., Суюнова А. М. Кызы

В статье описаны результаты изучения сходства и различий индивидуальных ценностей и психологического благополучия русских и крымскотатарских старшеклассников, проживающих в крымском регионе. Выборку составили 50 респондентов (25 старшеклассников - русские; 25 старшеклассников - крымские татары). Респонденты были опрошены с использованием PVQ Ш. Шварца, группового ассоциативного эксперимента, шкалы самоуважения М. Розенберга, шкалы удовлетворенности жизнью Э.Динер; теста-опросника жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева). Обработка данных проводилась с использованием программы SPSS Statistics 22.0. Результаты внутрипоколенного анализа продемонстрировали различия взаимосвязей ценностей на уровне индивидуальных приоритетов с благополучием у русских и крымскотатарских старшеклассников. Выявлено, что несмотря на схожесть показателей ценностей старшеклассников из разных этнических групп на уровне индивидуальных приоритетов, динамические отношения между ценностными типами у старшеклассников-крымских татар носят более выраженный конкурентный характер, чем у их русских сверстников, снижая степень их психологического комфорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Латышева М. А., Суюнова А. М. Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC PECULIARITIES OF VALUE CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF CRIMEA TEENAGERS

The article described the results of studying the similarities and differences in individual values and psychological well-being of Russian and Crimean Tatar teenagers living in the Crimean. We interviewed 50 teenagers (25 Russians and 25 Crimean Tatars). As the instrument we used the Portrait Values Questionnaire by S. Schwartz (PVQ), a group associative experiment, by the Rosenberg Self-Esteem Scale, the Satisfaction With Life Scale by Diener; Hardiness test-questionnaire by S. Maddy (adaptation by D. Leontiev). Data processing was carried out using the SPSS Statistics 22.0.The outcomes of the intragenerational analysis showed differences in the relationship between values at the level of individual priorities and well-being in Russian and Crimean Tatar teenagers. The process of self-development and self-affirmation of senior Russian students is stabilized by the need for collective security and resilient coping with stress, relying on cultural traditions that ensure the experience of psychological well-being. A pronounced focus on personal results among senior Crimean Tatars is stabilized by the values of the Preservation block (security, conformity, traditions); attitudes towards engagement and risk-taking. The attitude towards actively overcoming life's difficulties determines the level of self-esteem, but does not allow characterizing their psychological well-being in general. It was revealed that, despite the similarity of the value indicators of teenagers from different ethnic groups at the level of individual priorities, the dynamic relations between value types among Crimean Tatars teenagers have a pronounced competitive character than Russian teenagers, reducing the degree of psychological comfort. The revealed features of values at the level of individual priorities among the representatives of the ethnic majority in comparison with those of the representatives of the ethnic minority partially predicts the psychological well-being of teenagers from different ethnic groups. Keywords: values, psychological well-being, hardiness, teenagers, ethnic majority, ethnic minority, Crimea.

Текст научной работы на тему «ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КРЫМА»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 7 (73). 2021. № 4. С. 113-121.

УДК 159.9

ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КРЫМА

Латышева М. А.1, Суюнова А. М. кызы2

12ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: [email protected]

В статье описаны результаты изучения сходства и различий индивидуальных ценностей и психологического благополучия русских и крымскотатарских старшеклассников, проживающих в крымском регионе. Выборку составили 50 респондентов (25 старшеклассников - русские; 25 старшеклассников - крымские татары). Респонденты были опрошены с использованием PVQ Ш. Шварца, группового ассоциативного эксперимента, шкалы самоуважения М. Розенберга, шкалы удовлетворенности жизнью Э.Динер; теста-опросника жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева). Обработка данных проводилась с использованием программы SPSS Statistics 22.0. Результаты внутрипоколенного анализа продемонстрировали различия взаимосвязей ценностей на уровне индивидуальных приоритетов с благополучием у русских и крымскотатарских старшеклассников. Выявлено, что несмотря на схожесть показателей ценностей старшеклассников из разных этнических групп на уровне индивидуальных приоритетов, динамические отношения между ценностными типами у старшеклассников-крымских татар носят более выраженный конкурентный характер, чем у их русских сверстников, снижая степень их психологического комфорта. Ключевые слова: ценности, психологическое благополучие, жизнестойкость, старшеклассники, этническое большинство, этническое меньшинство, Крым.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение факторов, определяющих психологическое благополучие молодежи, сохраняет свою актуальность [1-3]. Одним из таких факторов, оказывающим весомое влияние на оценку молодым человеком своего благополучия, являются ценности. «Являясь регулятором социального поведения личности ценности могут определять психологическое благополучие. Это особенно значимо ...в поколении молодых людей., находящихся на пороге вступления во взрослую жизнь ... оценки своих возможностей», - отмечает О. А.Тихомандрицкая [3, С. 7-8].

Выбор и принятие ценностей молодежью в процессе социализации осуществляется в зависимости от нескольких факторов, среди которых не последним является этнический и национальный «дух времени» (Zeitgeist) [4, 5]. Исследование влияния ценностей этнокультурной группы, к которой принадлежат молодые люди, ее статуса и ценностного климата общества, как правило, осуществляется в поликультурных регионах. Один из таких регионов - Республика Крым. Как известно, в Крыму русские имеют статус этнического большинства, украинцы, крымские татары, татары и др. группы - статус этнического меньшинства.

113

В этой связи исследование особенностей психологического благополучия и ценностных ориентаций старшеклассников из разных этнических групп, проживающих в крымском регионе, представляет несомненный научный интерес.

Цель исследования, основные положения и результаты которого представлены в статье, заключается в выявлении особенностей ценностных ориентаций и психологического благополучия старшеклассников из разных этнических групп (на примере русских и крымских татар).

ИЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Теоретические основы исследования. Исследование особенностей развития ценностей детей и молодежи с помощью методики Ш. Шварца осуществляется на протяжении последних тридцати лет за рубежом и двадцати - в нашей стране [6, 7]. Согласно теории Ш. Шварца ценности человека функционируют на двух уровнях -уровне нормативных идеалов и уровне индивидуальных приоритетов. Второй уровень чувствителен к влиянию внешних факторов и проявляется в поступках человека. В эмпирическом исследовании ценностей среди учащихся 9-10 классов среднеобразовательных школ, проведенном в начале 2000-х гг, на уровне средних показателей была выявлена тенденция к снижению значимости таких типов ценностей как конформность, традиции, безопасность; доброта, универсализм; стимуляция и повышение значимости таких типов ценностей как самостоятельность, гедонизм и достижения, власть [6].

Связь индивидуальных ценностей личности с психологическим благополучием были установлены как зарубежными, так и отечественными исследователями [8, 9]. Динамика геополитических и этнонациональных процессов на территории бывшего Советского Союза и зарубежных стран активировала изучение проблемы влияния трансмиссии ценностей на благополучие детей и молодежи в разных социальных контекстах [10-12].

Таким образом, теоретический анализ научной литературы позволяет предположить наличие статистически значимых отличий ценностных ориентаций у старшеклассников-русских и старшеклассников-крымских татар, определяющих их психологическое благополучие.

Процедура и методика исследования. В ходе исследования были опрошены старшеклассники (обучающиеся 9-10 классов) среднеобразовательной школы Сакского района, Республика Крым (п=50). Из них 25 старшеклассников - русские; 25 старшеклассников - крымские татары.

Для оценки ценностных ориентаций старшеклассников применялся опросник индивидуальных ценностей Ш. Шварца (40 утверждений) (Р"У^) [6], позволяющий выявить ценности, проявляющиеся в социальном поведении старшеклассников на уровне индивидуальных приоритетов. В дополнение, чтобы оценить особенности ценностно-ориентационного единства старшеклассников из разных этнических групп, проведен групповой ассоциативный эксперимент (Серкин В. П.) [13]. Процедура группового ассоциативного эксперимента со старшеклассниками из обеих этнических групп заключалась в написании любых ассоциаций на слово «ценности» и словосочетание «индивидуальные ценности». При обработке

114

результатов ассоциации фиксировались, так же как частота их встречаемости, а затем ранжировались, что позволило выделить семантическую универсалию стимулов для каждой из групп старшеклассников.

Для выявления особенностей психологического благополучия применялись шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер); шкала самоуважения (М. Розенберг) [14], тест-опросник жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева) [15]. Жизнестойкость рассматривалась как один из личностных ресурсов, формирующийся в детстве и играющий важную роль в процессе психологической саморегуляции, обеспечивающий чувство опоры.

Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 22.0 (для оценки различия в значении индивидуальных ценностей старшеклассников -U-критерий Манна-Уитни, для сокращения размерности и структурирования данных - эксплораторный факторный анализ).

Основные результаты и их обсуждение. Анализ полученных данных показал, что предпочитаемыми ценностями, которые входят в первый квартиль ранжированных рядов индивидуальных ценностей среди старшеклассников-русских являются гедонизм и самостоятельность, а среди старшеклассников-крымских татар - гедонизм и благожелательность. Наименее значимые ценности для старшеклассников-русских - конформность и традиции, а для их сверстников -крымских татар - власть и безопасность.

Как видно из табл. 1, данные, представленные на уровне средних значений, свидетельствуют о том, что уровень выраженности ценностей старшеклассников из разных этнических групп достаточно близок. При этом ценности «Самостоятельность» (при p<0,05), «Власть» (при p<0,05), «Безопасность» (при p<0,05) значимо больше выражены у старшеклассников-русских, чем у их сверстников - крымских татар.

Таблица 1

Сравнение ценностей старшеклассников из разных этнических групп

(средние значения)

Ценности Старшеклассники- Старшеклассники- U эмп

крымские татары русские

Конформность 6,88 6,16 351,5

Традиции 8,44* 5,12 488,5

Безопасность 8,32 11,44** 214,0

Благожелательность 10,40 9,56 354,0

(доброта)

Универсализм 14,48 14,52 317,0

Самостоятельность 10,12 11,56** 211,5

Стимуляция 7,04 7,20 275,5

Гедонизм 7,84 8,72 244,0

Достижения 9,40 10,56 268,5

Власть 3,40 5,84** 166,5

Примечание: уровень значимости: ** - p<0,05; * - p<0,01

115

Ценность «Традиции» (при р<0,001) более значимо выражена у старшеклассников-крымских татар, чем у старшеклассников-русских.

Полученные нами данные частично объясняют и подтверждают результаты исследования, проведенного О. Г. Митрофановой и Д. Г. Амбросовой с белорусскими студентами и студентами-туркменами, обучающимися в Белоруси. Авторы указывают, что студенты-белорусы предпочитают руководствоваться ценностями «гедонизм» и «самостоятельность», входящими в блок Открытость изменениям, а туркменские студенты - ценностями «традиции» и «самостоятельность», которые входят в состав разных ценностных блоков (Блок Сохранение и блок Открытость изменениям соответственно). При этом ценность «традиции» из блока Сохранение наименее важна для студентов-белорусов, а для студентов-туркмен - ценности «универсализм» (блок Самопреодоление) и «стимуляция» (блок Открытость изменениям) [16, С. 135-144].

В исследованиях Д. Барни и ее коллег указывается, что подросткам свойственно ориентироваться на ценности блока Открытость изменениям, как основы для достижения ими автономии и независимости, и неприятие ценностей блока Сохранение, которые, по мнению молодого поколения, сдерживают их развитие [12]. Как видим, в результатах нашего исследования также прослеживается «вертикальный» вариант трансмиссии ценностей.

Ассоциативной групповой семантической универсалией слова-стимула «ценности» для старшеклассников-русских и старшеклассников-крымских татар является ассоциация - семья, но с разной частотой (0,4 и 0,52 соответственно). Для словосочетания-стимула «индивидуальные ценности» групповая семантическая универсалия выявлена только в группе русских-старшеклассников. Это также ассоциация семья, но ее частота при этом уменьшается вдвое. Сравнение ассоциативных полей двух заданных слов-стимулов у старшеклассников из обеих групп указывает на незначительное количество совпадений, т.е. низкую меру семантической близости. Данный факт можно объяснить особенностями возрастного этапа в развитии ценностных ориентаций на примере выделенной семантической универсалии. Уменьшение количества ассоциаций на второе значение - «индивидуальные ценности», вероятнее всего, указывает на двойственность отношения к семье как ценности в этом возрасте. С одной стороны, старшеклассники сами нуждаются в непосредственной и постоянной поддержке со стороны семьи и наряду с этим родители, как правило, настойчиво транслируют эту ценность своим детям, поскольку она очень значима для их поколения. А с другой, актуальными для молодежи являются ценности, которые в той или иной степени, ориентированы на обретение автономии и независимости от семейного влияния, что частично подтверждает результаты, полученные в исследовании В. Пантина [17]. При этом у старшеклассников-крымских татар ассоциации на второе словосочетание-стимул более вариативны и отражают ориентированность на открытость изменениям [18].

Для сокращения размерности эмпирических данных был проведен эксплораторный факторный анализ методом главных компонент с варимакс вращением. Рассмотрение выделенных факторов приближает к пониманию

116

особенностей типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов старшеклассников из разных этнических групп. Величина факторной нагрузки позволяет объяснить 79% вариативности полученных ответов.

Так, в группе старшеклассников-русских были выделены следующие факторы: I - «Самостоятельность» (0,877), «Универсализм» (0,735), «Достижения» (0,733), «Безопасность» (0,686); II - «Вовлеченность» (0,955), «Контроль» (0,901), «Принятие риска» (0,734); III - «Конформность» (0,862), «Традиции» (0,741); IV -«Стимуляция» (0,917), «Благожелательность» (0,617); V - «Гедонизм» (-0,485), «Шкала самоуважения» (0,827), «Шкала удовлетворенности жизнью» (0,675).

Анализ корреляций заданных переменных показал, что в конкретных поступках старшеклассники-русские ориентированы на ценности, которые включены в разные блоки ценностей высшего порядка - самостоятельность (блок «Открытость изменениям») - безопасность (Блок «Сохранение»); универсализм (блок «Самопреодоление») - достижения (блок «Самоутверждение»), контрастирующие друг с другом. Т.е., социальное поведение данной подгруппы характеризуется стремлением к росту и саморазвитию с потребностью в коллективной безопасности, с опорой на такой личностный ресурс как жизнестойкость (вовлеченность, контроль, принятие риска). Ценности блока Сохранение (конформизм и традиции) стабилизируют процесс самоутверждения, способствуют повышению самоуважения старшеклассников, переживанию удовлетворенности жизнью.

В группе старшеклассников-крымских татар выделены следующие факторы: I -«Стимуляция» (0,835), «Гедонизм» (0,793), «Достижения» (0,793), «Власть» (0,713), «Самостоятельность» (0,597), «Благожелательность» (0,566); II - «Безопасность» (0,889), «Конформность» (0,875), «Универсализм» (0,744), «Традиции» (0,721); III -«Принятие риска» (0,819), «Вовлеченность» (0,7) ; IV - «Шкала самоуважения» (0,809), «Контроль» (0,692).

Анализ корреляций заданных переменных показал, что в конкретных поступках старшеклассники-крымские татары ориентированы на ценности, которые включены в три блока ценностей высшего порядка - блок «Открытость изменениям» (стимуляция, гедонизм, самостоятельность); блок «Самоутверждение» (достижения, власть); блок «Самопреодоление» (благожелательность). Выраженная нацеленность на личные результаты старшеклассников данной подгруппы стабилизируется ценностями блока «Сохранение» (безопасность, конформизм, традиции) и блока «Самопреодоление» (универсализм), а также ориентированностью на вовлеченность и принятие риска как компонентов жизнестойкости. Уровень самоуважения старшеклассников данной группы связан с установкой контроля, ощущением возможности самостоятельного выбора.

Такая выраженность ценностей личностного фокуса, связанность самоуважения с установкой контроля у старшеклассников-крымских татар, вероятнее всего, обусловлена статусом этнического меньшинства, а также общим ценностным климатом общества «духа времени». Полученные результаты частично подтверждают данные, полученные в других исследованиях [3, 8, 11]. Так, Т. А. Рябиченко и Н. М. Лебедева выявили, что на самоуважение детей влияет сходство ценностей со сверстниками в потребности индивидуального развития

117

(блок «открытость изменениям») и становления (блок «Самоутверждение») [11]. Д. А. Леонтьев и Е. И. Рассказова в качестве источника психологического благополучия молодежи выделяют возможность контролировать и осуществлять свои намерения в соответствии с личностными ценностями, удовлетворенность различными сторонами своей жизни [8].

Таким образом, эмпирические результаты подтвердили наше предположение о наличии значимых различий ценностей старшеклассников-русских и старшеклассников-крымских татар на уровне индивидуальных приоритетов и особенностях их психологического благополучия.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют констатировать наличие статистически различных ценностных характеристик, опосредующих психологическое благополучие старшеклассников-русских и старшеклассников-крымских татар.

Выявлено, что уровень выраженности ценностей старшеклассников на уровне индивидуальных приоритетов достаточно близок: старшеклассники-русские и старшеклассники-крымские татары ориентированы на активный поиск себя, своего места в мире, определение собственного личностного потенциала, свойственные периоду ранней юности. При этом у старшеклассников-русских значимо больше выражены ценности «Самостоятельность» (при р<0,05), «Власть» (при р<0,05), «Безопасность» (при р<0,05), у старшеклассников-крымских татар - ценность «Традиции» (при р<0,001).

Наряду с этим показано, что процесс саморазвития и самоутверждения старшеклассников-русских стабилизируется потребностью в коллективной безопасности и жизнестойким совладанием со стрессами, опорой на культурные традиции, обеспечивающих переживание психологического благополучия.

Выраженная ориентированность на личные результаты среди старшеклассников-крымских татар стабилизируется ценностями блока «Сохранение» (безопасность, конформизм, традиции); установками на вовлеченность и принятие риска. Установка на активное преодоление жизненных трудностей определяет уровень самоуважения, но не позволяет охарактеризовать их психологическое благополучие в целом.

Результаты проведенного исследования выявили вопросы, требующие дальнейшего изучения. В частности, важно эксплицировать особенности межпоколенной трансмиссии ценностей, их взаимосвязь с психологическим благополучием старшеклассников из разных этнических групп.

Список литературы

1. Водяха С. А. Особенности психологического благополучия старшеклассников / С. А. Водяха // Психологическая наука и образование. - 2013. - Т. 18. - № 6. - С. 114-120.

2. Зотова О. Ю. Ситуационные и личностные факторы субъективного благополучия студентов / О. Ю. Зотова, А. М. Рикель, А. А. Туниянц // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика.

118

Образование». - 2017. - № 4 (10). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/situatsionnye-i-lichnostnye-faktory-subektivnogo-blagopoluchiya-studentov (дата обращения: 13.06.2021).

3. Тихомандрицкая О. А. Проблема взаимосвязи личностных ценностей и психологического благополучия у старшеклассников / О. А. Тихомандрицкая, Н. Г. Малышева, З. Д. Шаехов, Н. А. Кабальнов // Психологические исследования. - 2018. - Т. 11. - № 62. - С. 9. - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.10.21).

4. Boehnke K. Parent-child value similarity: The role of Zeitgeist / K. Boehnke, A. Hadjar, D. Baier // Journal of Marriage and Family. - 2007. - Т. 69. - №. 3. - P. 778-792.

5. Vedder P. The Intergenerational Transmission of Values in National and Immigrant Families: the Role of Zeitgeist / P. Vedder, J. Berry, C. Sabatier, D. Sam // Youth Adolescence. - 2009. - No 38. - P. 642-653.

6. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.

7. Шварц Ш. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9. - № 2. - С. 43-70.

8. Леонтьев Д. А. Что надо для счастья: культурные, региональные и индивидуальные различия и инварианты источников счастья / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2006. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7chto-nado-dlya-schastya-kulturnye-regionalnye-i-individualnye-razlichiya-i-invarianty-istochnikov-schastya (дата обращения: 15.10.2021).

9. Sagiv L. Value priorities and subjective well-being: Direct relations and congruity effects / L. Sagiv, S. H. Schwartz // European journal of social psychology. - 2000. - Т. 30. - № 2. - С. 177-198.

10. Галяпина В. Н. Трансмиссия ценностей и психологическое благополучие подростков: трехпоколенное исследование русских и осетин в Республике Северная Осетия-Алания / В. Н. Галяпина, Н. М. Лебедева // Культурно-историческая психология. - 2019. - Т. 15. - № 2. - С. 43-53.

11. Рябиченко Т. А. Психологическое благополучие детей в русских семьях Латвии (Сходство ценностей с родителями и сверстниками) / Т. А. Рябиченко, Н. М. Лебедева // Общественные науки и современность. - 2016. - № 2. - С. 121-135.

12. Barni D. Value transmission in the family: Do adolescents accept the values their parents want to transmit? / D. Barni, S. Ranieri, E. Scabini, R. Rosnati // Journal of Moral Education. - 2011. - Т. 40. - № 1. - С. 105-121.

13. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: Учебное пособие для вузов / В. П. Серкин. - М.: Издательство ПЧЕЛА, 2008. - 382 с.

14. Осин Е. Н. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2020. - № 1. - С. 117-142.

15. Рассказова Е. И. Жизнестойкость и ее диагностика / Е. И. Рассказова, Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2016. - 159 с.

16. Митрофанова О. Г. Взаимосвязь ценностных ориентаций и психологического благополучия у студентов-белоруссов и студентов-туркмен / О. Г. Митрофанова, Д. Г. Амбросова // Науковий вюник ХДУ. Серiя Психолопчш науки. - 2019. - № 3. - С. 135-144.

17. Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании россиян (по данным социологических опросов) / В. Пантин // Воспитание школьников. - 2008. - № 10. - С. 9-14.

18. Кузнецова Е. Г. К вопросу формирования ценностных ориентации старшеклассников / Е. Г. Кузнецова // Вестник ОГУ - 2011. - № 2 (121). - С. 198-204.

119

ETHNIC PECULIARITIES OF VALUE CHARACTERISTICS OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF CRIMEA TEENAGERS

Latysheva M. A.1, Suyunova A. M.2

12V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: [email protected]

The article described the results of studying the similarities and differences in individual values and psychological well-being of Russian and Crimean Tatar teenagers living in the Crimean. We interviewed 50 teenagers (25 Russians and 25 Crimean Tatars). As the instrument we used the Portrait Values Questionnaire by S. Schwartz (PVQ), a group associative experiment, by the Rosenberg Self-Esteem Scale, the Satisfaction With Life Scale by Diener; Hardiness test-questionnaire by S. Maddy (adaptation by D. Leontiev). Data processing was carried out using the SPSS Statistics 22.0.

The outcomes of the intragenerational analysis showed differences in the relationship between values at the level of individual priorities and well-being in Russian and Crimean Tatar teenagers. The process of self-development and self-affirmation of senior Russian students is stabilized by the need for collective security and resilient coping with stress, relying on cultural traditions that ensure the experience of psychological well-being. A pronounced focus on personal results among senior Crimean Tatars is stabilized by the values of the Preservation block (security, conformity, traditions); attitudes towards engagement and risk-taking. The attitude towards actively overcoming life's difficulties determines the level of self-esteem, but does not allow characterizing their psychological well-being in general. It was revealed that, despite the similarity of the value indicators of teenagers from different ethnic groups at the level of individual priorities, the dynamic relations between value types among Crimean Tatars teenagers have a pronounced competitive character than Russian teenagers, reducing the degree of psychological comfort. The revealed features of values at the level of individual priorities among the representatives of the ethnic majority in comparison with those of the representatives of the ethnic minority partially predicts the psychological well-being of teenagers from different ethnic groups.

Keywords: values, psychological well-being, hardiness, teenagers, ethnic majority, ethnic minority, Crimea.

References

1. Vodyakha S.A., Features of the psychological well-being of high school students, Psychological science and education, 18, 6, 114 (2013).

2. Zotova O.Yu., Rikel A.M., Tuniyants A.A., Situational and personal factors of subjective well-being of students, Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series "Psychology. Pedagogy. Education", 4 (10), (2017). -access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/situatsionnye-i-lichnostnye-faktory-subektivnogo-blagopoluchiya-studentov

3. Tikhomandritskaya O.A., Malysheva N.G., Shaekhov Z.D., Kabalnov N.A., The problem of the relationship between personal values and psychological well-being among high school students, Psychological research, 11, 62, 9 (2018). - access mode: http://psystudy.ru

120

4. Boehnke K., Hadjar A., Baier D., Parent-child value similarity: The role of Zeitgeist, Journal of Marriage and Family, 69, 3, 778 (2007).

5. Vedder P., Berry J., Sabatier C., Sam D., The Intergenerational Transmission of Values in National and Immigrant Families: the Role of Zeitgeist, Youth Adolescence, 38, 642 (2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Karandashev V.N., Schwartz's methodology for the study of personality values: concept and methodological guidance, 70 p. (Rech, SPb., 2004).

7. Shvarts Sh., Butenko T.P., Sedova D.S., Lipatova A.S., Refined theory of basic individual values: application in Russia, Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 9, 2, 43 (2012).

8. Leontiev D.A., Rasskazova E.I., What is needed for happiness: cultural, regional and individual differences and invariants of sources of happiness, Vestnik KRAUNTS. Humanitarian sciences, 2 (2006). -access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-nado-dlya-schastya-kulturnye-regionalnye-i-individualnye-razlichiya-i-invarianty-istochnikov-schastya

9. Sagiv L., Schwartz S.H., Value priorities and subjective well-being: Direct relations and congruity effects, European journal of social psychology, 30, 2, 177 (2000).

10. Galyapina V.N., Lebedeva N.M., Value Transmission and Psychological Well-Being in Adolescents: A Three-Generational Study of Russians and Ossetians in the Republic of South Ossetia-the State of Alania, Cultural-Historical Psychology, 15, 2, 43 (2019).

11. Ryabichenko T.A, Lebedeva N.M., Psychological well-being of children in Russian families in Latvia (Similarity of values with parents and peers), Social sciences and the present, 2, 121 (2016).

12. Barni D., Ranieri S., Scabini E., Rosnati R., Value transmission in the family: Do adolescents accept the values their parents want to transmit?, Journal of Moral Education, 40, 1, 105 (2011).

13. Serkin V.P., Methods of psychology of subjective semantics and psychosemantics: textbook for universities, 382 p. (M., Publishing house PCHELA, 2008).

14. Osin E.N., Leontiev D.A., Short Russian-language scales for the diagnosis of subjective well-being: psychometric characteristics and comparative analysis, Monitoring of public opinion: Economic and social changes, 1, 117 (2020).

15. Rasskazova E.I., Leontiev D.A., Viability and its diagnostics, 159 p. (Smysl, M., 2016).

16. Mitrofanova O.G., Ambrosova D.G., The relationship of value orientations and psychological well-being among Belarusian and Turkmen students, Naukoviy visnik of KhDU. Series of Psychological Science, 3, 135 (2019).

17. Pantin V., Family and family values in the minds of Russians (according to data (according to sociological surveys), Education of schoolchildren, 10, 9 (2008).

18. Kuznetsova E.G., On the question of the formation of high school students' value orientations, Bulletin of OSU, 2 (121), 198 (2011).

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.