Научная статья на тему 'Психологический анализ становления политико-идеологической и гражданской идентичности молодежи (на примере крымского региона)'

Психологический анализ становления политико-идеологической и гражданской идентичности молодежи (на примере крымского региона) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / ПОЛИТИКА / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / YOUTH / VALUES / POLITICS / IDEOLOGY / POLITICAL AND IDEOLOGICAL IDENTITY / CIVIC IDENTITY / REGIONAL IDENTITY / IDENTITY CRISIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черный Е.В., Латышева М.А.

Статья посвящена описанию исследования политико-идеологической и гражданской идентичности, нормативных ценностей студенческой молодежи крымского региона. Представлен краткий обзор отечественных источников, освещающих разные аспекты данной проблемы. Основными методами исследования были анкетирование, фокусированные интервью, стандартизированные самоотчеты студентов разных направлений подготовки нескольких высших профессиональных учебных заведений Крыма. Выявлено, что знания студентов о существовании тех или иных идеологий и, тем более, об их сущности, несистемны, отрывочны, противоречивы, а иногда просто отсутствуют. Политика и идеология, действительно не являются предметом интереса или мотивации студентов, напротив, большинство респондентов ориентированы на дистанцирование от политических и гражданских процессов, политический нигилизм, идеологическую некомпетентность. Значимые различия между русскими, украинцами и крымскими татарами в выборе идеологий, обусловлены не глубоким их пониманием, а негативными стереотипами, а также выборочно и поверхностно воспринимаемой исторической памятью. Выраженные этнические различия в соотношении между выбором идеологий и значимостью тех или иных базовых ценностей, связаны, прежде всего, с сформированными в процессе инкультурации ценностными ориентациями, а выбор идеологий является следствием, то есть вторичен. Обнаружены этнические различия в уровне значимости базовых ценностей. Для респондентов-славян высока значимость свободы, осмысленности жизни, безопасности семьи, а значимость таких нормативных идеалов как уважение к мнению других, уважение традиций, духовная жизнь, самодисциплина, вежливость, истинная дружба, равенство, мир во всем мире, справедливость, социальный порядок несколько ниже, чем у респондентов-крымских татар. Для респондентов-крымских татар высока значимость таких ценностей как уважение к традициям, семейная и национальная безопасность, конформизм, истинная дружба, смысл жизни. Независимо от этнической принадлежности слабо выражены ценности власти: социальная сила, богатство, авторитет; активности: изменчивая жизнь; универсальные ценности: единство с природой. Для всех студентов характерна высокая значимость смысла жизни и безопасности семьи. Отрицательная корреляция обнаружена между значимостью духовной жизни, зрелой любви и компетентностью в сфере политики. Значимость универсальных базовых ценностей отрицательно коррелирует с гражданской (российской) и региональной идентичностью. Значимость таких ценностей как принадлежность, уважение традиций, сохранение обычаев, вежливость и самодисциплина положительно коррелирует с ощущением себя крымчанином. В то же время, эта идентичность нередко переживается как негативная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF POLITICAL AND IDEOLOGICAL IDENTITY FORMATION AMONG YOUTH (BY THE EXAMPLE OF THE CRIMEAN REGION)

The article is devoted to the description of the research on political, ideological, civic identity and normative values of Crimean region students. A brief review of indigenous sources that cover various aspects of this problem is presented. The main research methods were questionnaires, focused interviews, standardized self-reports of students from different areas of training in several Crimean higher professional educational institutions. It was revealed that students' knowledge about the existence of certain ideologies and, especially, about their essence, is unsystematic, fragmentary, contradictory, and sometimes simply absent. Politics and ideology really are not the subject of interest or motivation of students; on the contrary, the majority of respondents are focused on distance from political and civil processes, political nihilism and ideological incompetence. Significant differences between the Russians, Ukrainians and Crimean Tatars in the choice of ideologies are caused not by their deep understanding, but by negative stereotypes, as well as by selectively and superficially perceived historical memory. The prominent ethnic differences in the correlation between the choice of ideologies and the significance of certain basic values are associated, first of all, with the value orientations formed in the process of inculturation. The choice of ideologies is a consequence, that is, secondary. Ethnic differences were found in the level of significance of basic values. For Slavic respondents, the importance of freedom, meaningfulness of life, family safety is highly significant. The significance of such normative ideals as respect for the opinions of others, respect for traditions, spiritual life, self-discipline, courtesy, true friendship, equality, world peace, justice, social order is somewhat lower than among Crimean Tatar respondents. For Crimean Tatar respondents the importance of such values as respect for traditions, family and national security, conformism, true friendship, the meaning of life is high. Regardless of ethnicity, the values of power are weakly expressed: social strength, wealth, authority; activity: changeable life; universal values: unity with nature. All students are characterized by the high importance of the meaning of life and family safety. A negative correlation is found between the significance of spiritual life, mature love, and political competence. The significance of universal core values is negatively correlated with civic (Russian) and regional identities. The significance of such values as belonging, respect for traditions, maintaining customs, courtesy and self-discipline positively correlates with the feeling of being Crimean. At the same time, this identity is often experienced as negative.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ становления политико-идеологической и гражданской идентичности молодежи (на примере крымского региона)»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 3. С. 117-132.

УДК 159.9.072:37.035.6 (292.471)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИКО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ КРЫМСКОГО РЕГИОНА)111

Черный Е. В.1, Латышева М. А.2

12Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия E-mail: chemey56@mail.ru1; maralat@yandex.ua2

Статья посвящена описанию исследования политико-идеологической и гражданской идентичности, нормативных ценностей студенческой молодежи крымского региона. Представлен краткий обзор отечественных источников, освещающих разные аспекты данной проблемы. Основными методами исследования были анкетирование, фокусированные интервью, стандартизированные самоотчеты студентов разных направлений подготовки нескольких высших профессиональных учебных заведений Крыма. Выявлено, что знания студентов о существовании тех или иных идеологий и, тем более, об их сущности, несистемны, отрывочны, противоречивы, а иногда просто отсутствуют. Политика и идеология, действительно не являются предметом интереса или мотивации студентов, напротив, большинство респондентов ориентированы на дистанцирование от политических и гражданских процессов, политический нигилизм, идеологическую некомпетентность. Значимые различия между русскими, украинцами и крымскими татарами в выборе идеологий, обусловлены не глубоким их пониманием, а негативными стереотипами, а также выборочно и поверхностно воспринимаемой исторической памятью. Выраженные этнические различия в соотношении между выбором идеологий и значимостью тех или иных базовых ценностей, связаны, прежде всего, с сформированными в процессе инкультурации ценностными ориентациями, а выбор идеологий является следствием, то есть вторичен. Обнаружены этнические различия в уровне значимости базовых ценностей. Для респондентов-славян высока значимость свободы, осмысленности жизни, безопасности семьи, а значимость таких нормативных идеалов как уважение к мнению других, уважение традиций, духовная жизнь, самодисциплина, вежливость, истинная дружба, равенство, мир во всем мире, справедливость, социальный порядок несколько ниже, чем у респондентов-крымских татар. Для респондентов-крымских татар высока значимость таких ценностей как уважение к традициям, семейная и национальная безопасность, конформизм, истинная дружба, смысл жизни. Независимо от этнической принадлежности слабо выражены ценности власти: социальная сила, богатство, авторитет; активности: изменчивая жизнь; универсальные ценности: единство с природой. Для всех студентов характерна высокая значимость смысла жизни и безопасности семьи. Отрицательная корреляция обнаружена между значимостью духовной жизни, зрелой любви и компетентностью в сфере политики. Значимость универсальных базовых ценностей отрицательно коррелирует с гражданской (российской) и региональной идентичностью. Значимость таких ценностей как принадлежность, уважение традиций, сохранение обычаев, вежливость и самодисциплина положительно коррелирует с ощущением себя крымчанином. В то же время, эта идентичность нередко переживается как негативная.

Ключевые слова: молодежь, ценности, политика, идеология, политико-идеологическая идентичность, гражданская идентичность, региональная идентичность, кризис идентичности.

ш Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31507

117

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Определенная социальная нестабильность современного российского общества [1-5] обусловлена, на наш взгляд, среди прочего и его невнятной политико-идеологической фрагментацией, усложняющей процесс социальной категоризации. Особенно запутанными выглядят молодые люди, так как формирование их «социальной картины мира» происходит на основе возникших новых ценностных ориентиров, нередко конфронтирующих с традиционной системой ценностей. Казалось бы, это обычная ситуация социально-гражданской и политико-идеологической социализации молодежи в государстве, ведомым старшими поколениями. Но, во-первых, политический и идеологический (включая религию как форму идеологии) плюрализм - это относительно новое для нашей страны явление, начало которому было положено в 90-х годах. И, кстати, закрепленному в 13 (пп. 1, 2, 3) и 14 статьях Конституции РФ2. Во-вторых, никогда еще скорость и разнообразие информационных процессов не были так явно выражены. Впрочем, мы не случайно отметили, что молодые люди выглядят запутанными. Возможно, они вовсе не осознают и не чувствуют этого. Не исключено, что уровень и содержание их политико-идеологических представлений не воспринимаются ими как недостаточные или противоречивые, а лишь кажутся таковыми идеологически твердым и определившимся (а, нередко, идеологически зашоренным) взрослым, зрелым и пожилым людям. То есть, один из наиболее проблемных вопросов: исследуем ли мы некую объективную реальность или придуманный нами же виртуальный конструкт?

Поэтому целью проведенного исследования было сопоставление данных об уровне, характере и особенностях политико-идеологических представлений молодежи и соответствующих этим представлениям политико-идеологической и гражданской идентичностей с точки зрения научной и, по возможности, объективной их интерпретации и данных, основанных на субъективном восприятии и переживании молодыми людьми собственных политико-идеологических взглядов и названных идентичностей.

В этой связи цель статьи: эксплицировать особенности представлений и отношения к политике и идеологии молодежи крымского региона, ценностные корреляты этих особенностей.

В своем исследовании мы исходим из предположения, что существует взаимосвязь между характером, особенностями политико-идеологических представлений, а также соответствующей идентичностью молодых крымчан и их нормативными ценностями.

2 Статья 13

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

118

Анализ последних исследований и публикаций. В ряде научных статей последних лет, преимущественно в рамках политических и социологических наук, активно обсуждается проблема становления идентичности молодых россиян, подчеркивается ее кризисный характер в условиях социокультурной трансформации [6]. Особое внимание уделяется становлению региональной, гражданской, идеологической идентичности молодых людей [7-10]. Со всей очевидностью констатируется, что молодежь - тот социальный субъект, который в ближайшем будущем будет определять российскую реальность. Однако в сложившихся условиях содержательная составляющая и вектор развития России весьма неоднозначны. Несмотря на усилия со стороны государства, молодые россияне в большинстве своем довольно аполитичны и апатичны, зачастую более ориентированы на саморазвитие, удовлетворение собственных интересов и потребностей, чем на развитие общества. Разумеется, есть и другие примеры: мощное волонтерское движение, общественная организация «Российские Студенческие Отряды», молодежные организации парламентских партий. Тем не менее, вполне актуален вопрос о возможности развития у значительной части молодого поколения активной гражданской позиции, духовности, патриотизма, уважения к истории, культуре и традициям как аксиологической основы их идентификационных процессов при размытости общенациональной и общегосударственной идеологической идентичности как таковой. Может ли такая социальная система стать эффективной? Именно отсутствие общенациональной идеологической идентичности по мнению отечественных исследователей является одной из наиболее острых социально-политических и социально-философских проблем. «Идеология выступает в качестве основного пласта взаимодействия общества и индивида, среды, в пределах которой оформляется идеологическая идентичность» [11-13].

Активно обсуждается связь между идентичностью и ценностями российской молодежи [14-17]. В частности, отмечается, что «для значительной доли молодежи характерна поддержка западного пути развития для России, она связана, в первую очередь, со стремлением к определённому уровню жизни, нежели к запросу на западный путь модернизации траекторию общественного развития и соответствующие им институты» [15]. В условиях снижения или утраты легитимности власти повышается риск активных протестных форм со стороны молодой части населения, что во многом обусловливается спецификой их норм и ценностей.

В то же время, психологические исследования политической и/или идеологической идентичностей в их соотнесенности с аксиологическими основаниями, фактически отсутствуют.

Как известно, любое сообщество несет в себе ценностную природу, способствуя процессу идентификации индивида в соответствии с глубинными ценностными инвариантами, формирующими индивидуальное и общественное сознание. Именно ценности являются наиболее важной структурной категорией, т.к. являются первичными при поддержании образца функционирования социальной системы.

119

Однако в широком смысле мы наблюдаем распад привычной «картины мира» при отсутствии адекватной компенсации, что влечет за собой массовую дезориентацию, утрату идентификаций как на индивидуальном, так и на групповом уровнях (кризис идентичности). В таком состоянии у людей отмечается низкая адаптивная способность, что может выражаться в ощущении отверженности, смятении, становится трудно принять резко изменившиеся социальные и политические условия, правильно оценивать» свои общественно-политические взгляды, формировать свою социальную перспективу.

Нередко в такие моменты человек, особенно в молодом возрасте, начинает искать референтную группу, в которой он находит образцы поведения и ценности, на которые он впоследствии ориентируется. Причем часто такая группа для субъекта недоступна реально, но он в ней «функционирует» как в воображаемом конструкте, тем более это возможно теперь, когда виртуальная и физическая реальность столь тесно переплетены. В поиске референтной группы и соответствующей идентичности человеку приходится делать осознанный выбор, зависящий от множества факторов, таких как: потребности общности, единство интересов и ценностей, близость условий жизнедеятельности, сходство эмоций и рациональных предпочтений и так далее. Важными при соотнесении себя с социальной общностью или сообществом являются и социально-политические установки, обусловленные социальными, этническими и политическими условиями и отношениями между социальными группами и политическими институтами. Это особо ярко проявляется в полиэтнических регионах, таких, например, как Крым.

Идентичность представляет собой обусловленную психически взаимосвязь индивида с психологической триадой «образы - ценности - символы», которые и задают идентификационные рамки на уровне массового сознания. Ценностные компоненты формируют и определяют идентификационный образ, на основе которого и происходит сам процесс идентификации индивида с группой «своих». Этот образ, в совокупности с соответствующими ценностями и символами переживается индивидом как близкий, значимый, желанный и «достраивается» в индивидуальном сознании до выработанной модели идентичности, согласно которой происходит рациональное осмысление индивидом факта принадлежности к той или иной социальной общности. Нередко идентичность личности строится в результате межгруппового сравнения, что может и не осознаваться, но его восприятие через призму категории «Мы - Они» формирует представление о «локальной территории», которая может иметь не только конкретное, но и экзистенциальное значение.

В контексте вышесказанного важно заметить, что все это относится к глубинным пластам общественного сознания членов общества, опора на которые является необходимым условием для консолидации этого сознания в рамках создания культурно-идеологического поля. При этом формирование общественного сознания не может носить исключительно искусственный характер, т.к. опирается на уже существующий фундамент такого глубинного компонента политико-культурной «матрицы» как национальный менталитет.

120

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В рамках проекта «Этнокультурные особенности политической и гражданской социализации молодежи в условиях трансформации политико-идеологической идентичности (на примере Крыма)», поддержанного РФФИ, был подобран следующий психодиагностический комплекс, соответствующий поставленной цели: фокус-группы, авторская анкета (Е. В. Черный, М. А. Латышева, М. В. Гаспарян, С. Е. Черная), авторская анкета А. С. Гальченко, опросник Ш. Шварца [18], опросник политической социализации Е. В. Черного (ОПС-2) [19].

Эмпирическое исследование проводилось в октябре-ноябре 2019 г. в Таврической и Гуманитарно-педагогической академиях КФУ имени В.И. Вернадского, Крымском инженерно-педагогическом университете. Студенты представляли разные районы Крыма. Средний возраст студентов - 21 год.

Таблица 1

Характеристики выборки крымских студентов (п=280)

Этническая принадлежность респондентов

Русские

Украинцы

Крымские татары

Другие*

82

54

42

22

*Всего 22 человека: белорусы - 2, евреи - 2, армяне - 4, греки - 2; буряты - 2, болгары - 2, узбеки - 1, таджик - 1 + 6 человек были также отнесены к этой категории, т.к. не назвали свою этническую принадлежность или назвали себя крымчанами, славянами и проч.

Результаты пилотажного интервью с вероятными респондентами показали, что молодые люди не очень хорошо знакомы с приведенными выше 13 и 14 статьями Конституции РФ. Это послужило основанием для формулировки в авторской анкете блока вопросов относительно идеологии и политики в форме незаконченных предложений и в виде выбора варианта (-ов) из предложенных, в одном из которых были даны краткие описания существующих в настоящий момент идеологий, но без их обозначения.

Сравнительный анализ ответов по данному блоку позволяет констатировать, что уровень общих представлений об идеологии, политических лидерах исследованной группы молодежи - низкий, точнее диффузный, несогласованный. Этот факт отражен в ответах на сопряженные вопросы этого блока: 1) Из представленных описаний идеологий мне ближе всего (респонденты ориентировались на определение идеологий (таблицы 2, 3); 2) На мой взгляд, существующая в России власть, в большей мере руководствуется такой идеологией как... (таблица 3); 3) Считаю, что в настоящее время для России продуктивнее была бы идеология. Все варианты предполагали возможность выбора сразу нескольких идеологий, поэтому количество выборов по каждой этнической группе в сумме намного превышает 100% (таблица 3).

121

В целом, на уровне средних значений по всей выборке молодые крымчане отдают предпочтение социал-демократической идеологии (24,7%), на втором, третьем местах - либеральная (19,2 %) и неолиберальная (15,4%), затем неоконсервативная (12,1%) и консервативная (11,4%). Менее десяти процентов набрали такие идеологии как националистическая (7,1%), коммунистическая (4,4%), анархистская (3,4%), свой вариант (2,3%).

При этом, если рассмотреть выборы молодых людей из разных этнических групп по каждой из идеологий, обращают на себя внимание выраженные отличия (таблица 2).

Таблица 2

Выбор, сделанный респондентами на основании описания идеологий

Идеология Средние значения по Этническая принадлежность

всей выборке респондентов

Р У КТ

Социал-демократическая 24,7% 48,4% 12,9% 38,7%

Коммунистическая 4,4% 33,3% 0,0% 66,7%

Либеральная 19,2% 53,8% 11,5% 34,6%

Неолиберальная 15,4% 55,0% 15,0% 30,0%

Анархистская 3,4% 66,7% 33,3% 0,0%

Консервативная 11,4% 35,7% 7,1% 57,1%

Неоконсервативная 12,1% 56,2% 12,5% 31,2%

Националистическая 7,1% 33,3% 11,1% 55,6%

Свой вариант 2,3% 0,0% 25,0% 75,0%

Так, среди тех, кто предпочел анархистскую (66,7%), неоконсервативную (56,2%), либеральную 53,8%), неолиберальную (55,0%), социал-демократическую (48,4%), большинство русских, а из тех, кто предпочел свой вариант идеологии (75%), коммунистическую (66,7%) и националистическую (55,6%) идеологии -крымские татары. Среди украинцев менее всего согласованности по группе, а самым привлекательным оказалось краткое описание анархистской идеологии (33,3%), либо предлагался собственный вариант (25,0%).

Среди своих вариантов идеологий молодые люди называли такие как технократическая, демократическая, антикапиталистическая, либерально-демократическая, либерально-консервативная, духовная (ислам).

Как видно из таблицы 3, в том варианте, где идеологии не названы, а приводится лишь их краткое описание, 66,7% крымских татар принимают коммунистическую идеологию как наиболее отвечающую их представлениям о социальной справедливости, равенстве, мире во всем мире, безопасности семьи и нации, что и подтверждается высокими показателями названных нормативных идеалов среди представителей этой этнической группы (таблица 4).

122

Таблица 3

Сопряженные результаты соотношения субъективно привлекательной идеологии, идеологии, которой руководствуется существующая власть в РФ и продуктивная идеологии для РФ (%)

Из представленных На мой взгляд, Считаю, что в

описаний идеологий существующая в настоящее время

Идеологии мне ближе всего (%) России власть, в для России

большей мере продуктивнее

руководствуется была бы

такой идеологией (%) идеология (%)

Р У КТ Р У КТ Р У КТ

Социал- 48,4 12,9 38,7 58,3 4,2 37,5 75 0 25

демократическая

Коммунистическая 33,3 0 66,7 0 0 100 0 0 0

Либеральная 53,8 11,5 34,6 20 40 40 50 25 25

Неолиберальная 55 15 30 0 0 0 0 0 0

Анархистская 66,7 33,3 0 0 0 100 0 0 0

Консервативная 35,7 7,1 57,1 42,9 14,2 42,9 0 50 50

Неоконсервативная 56,2 12,5 31,2 0 0 100 100 0 0

Националистическая 33,3 11,1 55,6 0 66,7 33,3 0 0 0

Свой вариант 0 25 75 75 12,5 12,5 - - -

Однако, когда из списка названий идеологий предлагается выбрать ту, которой, по мнению респондента, руководствуется существующая ныне власть в России, то уже 100% крымских татар полагают, что это именно коммунистическая идеология. То есть, представители данной этнической общности не приемлют коммунистическую идеологию как шаблон, ярлык, наклеенный ими же на государственную политику России, хотя по сути этой идеологии они относятся к ней с принятием. И далее, из всех предложенных идеологий считают наиболее продуктивной для нашей страны - консервативную, что согласуется с высокой значимостью для респондентов-крымских татар базовых ценностей: уважения к традициям, безопасности, конформизму, истинной дружбы, смысла жизни (табл. 4).

Для респондентов-славян характерна высокая значимость свободы, осмысленности жизни, безопасности семьи, а значимость таких нормативных идеалов как уважение к мнению других, уважение традиций, духовная жизнь, самодисциплина, вежливость, истинная дружба, равенство, мир во всем мире, справедливость, социальный порядок несколько ниже чем у респондентов-крымских татар.

У всех респондентов слабо выражены ценности власти: социальная сила, богатство, авторитет; активности: изменчивая жизнь; универсальные ценности: единство с природой. Также независимо от этнической принадлежности для студентов характерна высокая значимость смысла жизни и безопасности семьи.

123

Таблица 4

Сопряженные результаты уровня ценностей и нормативных идеалов молодежи

Крыма (тах 7 баллов)

Тип ценностей Обзор ценностей Славяне Крымские Средние

(уровень нормативных татары значения по

идеалов) всей выборке,

включая

другие этносы

Конформность вежливость 4,0 5,7 4,85

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(стремление не причинить самодисциплина 4,0 4,7 4,4

вред другим и соответств. истинная дружба 4,8 5,6 5,23

социальным ожиданиям) чувство принадлежности 3,6 4,7 4,16

Традиции уважение традиций 3,4 5,6 4,41

Универсализм равенство 4,15 5,7 4,88

(стремление к пониманию мир во всем мире 4,6 6,0 5,41

терпимости, защите единство с природой 3,65 2,7 3,2

благополучия всех людей мудрость 4,7 4,9 4,78

и природы) мир красоты 4,5 3,6 4,13

социальн. справедливость 4,15 5,7 4,98

социальное признание 4,4 4,0 4,11

зрелая любовь 4,7 4,1 4,58

Самостоятельность свобода 5,7 5,1 5,56

(стремление к креативность 4,3 4,0 4,2

независимости,

автономности,

творчеству)

Стимуляция изменчивая жизнь 2,05 1,9 2,28

(стремление к жизнь, полная

разнообразию, к впечатлений 5,2 4,1 4,8

переживаниям для духовная жизнь 3,85 4,1 3,8

поддержания

оптимального уровня

активности)

Гедонизм удовольствие 5,0 3,7 4,35

смысл жизни 5,75 6,0 5,7

Власть (стремление к социальная сила 2,2 1,9 2,14

достижению социального богатство 3,9 3,1 3,82

статуса или престижа, авторитет 3,25 2,4 2,98

контроля или внутренняя гармония 5,1 5,1 5,28

доминирования над

людьми и средствами)

Безопасность (стремление социальный порядок 4,7 5,1 4,81

к личной безопасности национ. безопасность 5,05 6,3 5,41

гармонии, стабильности уважение мнения других 3,25 4,5 3,93

семьи и общества, безопасность семьи 5,9 6,7 6,27

взаимоотношений) самоуважение 4,8 5,1 5,1

право на уединение 4,5 5,0 5,07

Примечание: До 4 баллов - низкий уровень выраженности ценности - полужирный курсив; 4-5,4 балла - средний уровень; 5,5-7 баллов - высокий уровень выраженности ценности - полужирный.

124

Именно такое сочетание определенных базовых ценностей и нормативных идеалов, по нашему мнению, обусловливает выраженную привлекательность анархистской (как для русских (66,7%), так и для украинцев (33,3%)), неоконсервативной, либеральной, социал-демократической идеологий. Другими словами, славяне в большей степени сосредоточены на актуальных возрастных проблемах (поиск смысла жизни, настоящей дружбы, любви, личной безопасности), решение которых они пробуют найти самостоятельно, рассматривая общество, государство, скорее, как весомое препятствие, и даже угрозу.

В целом отметим, что в сознании молодых людей их жизнь и жизнь социальная протекают параллельно, а характеристики идеологий не соотносятся молодыми людьми с их переживаниями, личностными смыслами, что и не позволяет им увидеть взаимосвязь между общественными процессами и их личной историей, возможностями ее трансформации.

Это подтверждается и ответами на вопросы, отражающими отношение молодых людей к политическим процессам, мотивированность к участию в них. Так, 45,6% респондентов ответили, что политико-идеологические процессы мало их касаются, еще 24,1% предпочитают решать свои собственные проблемы, что в совокупности составляет 67,7% опрошенных. Баллотироваться в депутаты не захотели 60,3% опрошенных.

Наряду с этим русские считают, что существующая в России власть руководствуется социал-демократической и консервативной идеологиями, а украинцы - националистической (66,7%). Выбор наиболее продуктивной идеологии для России среди славян также не совпадают. Русские в большинстве выбрали неоконсервативную и социал-демократическую идеологии, а украинцы -консервативную (таблица 3). Несмотря на перевес личностного фокуса ценностей среди славян и актуальность проблем «роста» молодых людей, они, тем не менее, подсознательно тяготеют к социальному фокусу ценностей, что собственно и отражено в последнем выборе.

Мозаичность становления политико-идеологической идентичности современной крымской молодежи, их ценностей подтверждает проведенный корреляционный анализ (таблица 5).

Фактически большинство базовых типов ценностей молодежной выборки находятся в отрицательной зависимости с различными компонентами политической социализации. Показано, что такая ценность как традиции (г=-,338, при р=0,01) и безопасность (г=-,287, при р=0,05) находятся в обратной зависимости с отношением к институтам власти, восприятием власти и отдельных её характеристик. То есть при выраженном стремлении к безопасности семьи, социальному порядку, соблюдению традиций молодые люди в большей степени будут демонстрировать негативное восприятие институтов власти из-за их неэффективности, отчужденности от народа, коррумпированности. Подобные высказывания будут наблюдаться у молодежи и при высоких значениях ценности «самостоятельность» (г=-,276, при р=0,05).

125

Таблица 5

Корреляционная матрица переменных «ценности» и «шкалы политической социализации» опросника ОПС-2 (Е. В. Черный) [19]

Ш калы опросника политической социализации

Ценности по Восприятие власти Отношение Отношение Отношение к Мотиваци-онный блок Когнитивный блок Индекс полити-

Ш. Шварцу и отдельных к поли- к институ- полити- полити- ческой

ее характе- тике политикам там власти ческого ческого социали-

ристик сознания сознания зации

Внутренняя ,026 -,144 -,132 -,123 ,092 -,139 -,171

гармония

Духовная жизнь -,139 ,009 -,043 -,033 -,238 -,258* -,083

Чувство -,118 -,040 -,013 ,023 -,041 ,044 -,017

принадлежности

Смысл жизни -,001 ,079 -,036 -,157 ,044 -,027 ,017

Самоуважение ,037 -,095 -,055 -,070 ,055 -,028 ,000

Зрелая любовь ,006 -,231* -,185 -,132 -,099 -,108 -,242*

Право на уединение ,033 -,289** -,314** -,293* -,275 -,172 -,251*

Социальное -,019 -,001 -,041 -,131 -,047 ,050 -,074

признание

Истинная дружба -,231* -,252* -,186 -,110 -,087 -,090 -,238*

Комфортность -,132 -,057 -,186 -,176 -,050 ,002 -,128

Традиции -,079 -,056 -,155 -,338** -,173 -,049 -,156

Универсализм -,231* -,300** -,215 -,144 -,156 -,103 -,252*

Самостоятельность -,276* -,022 -,132 -,159 -,091 ,080 -,081

Стимуляция -,083 -,126 -,179 -,074 -,041 -,022 -,161

Гедонизм ,037 -,157 -,164 -,089 -,423* ,019 -,165

Власть ,069 ,068 ,037 -,119 ,159 ,220 ,058

Безопасность -,287* -,002 -,045 ,007 ,107 -,150 -,072

Примечание: * Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

Базовая ценность «универсализм», «истинная дружба» также отрицательно коррелирует с восприятием власти и отдельных её характеристик (г=-,231, при р=0,05), отношением к политике (г=-,300, при р =0,05), индексом политической социализации (г=-,252, при р=0,05). Другими словами, чем значимее для молодого человека справедливость, равенство, мирная жизнь, дружба, тем сильнее власть воспринимается им как необходимое зло, а политика - как сфера жизнедеятельности, обязательно связанная с нечистоплотностью, нечестностью, и, следовательно, тем ниже оказывается индекс его политической социализации. Кстати, исследование динамики политической социализации молодежи Крыма в 2019 году показало, что средний индекс значительно снизился по сравнению с 2007 у студентов и работающих всех специальностей [20].

Чем в большей степени молодые люди ориентированы на удовлетворение желаний (ценность «гедонизм»), тем негативнее ими воспринимаются институты власти (г=-,423, при р=0,01), чем значимее для молодых людей потребность в

126

уединении, тем нейтральнее или отрицательнее будут высказывания в отношении к политикам (г=-,314, при р=0,01), политике (г=-,289, при р=0,05), институтам власти в целом (г=-,251, при р=0,05).

Чем важнее для молодого человека духовная жизнь, либо поиск настоящей зрелой любви, тем меньшей компетентностью в сфере политики он будет характеризоваться (г=-,258, при р=0,05, г=-,242, при р=0,05, соответственно).

Противоречивость и, в ряде случаев, парадоксальность прослеживается во взаимосвязях между некоторыми значимыми ценностями крымской молодежи и их гражданской идентичностью (таблица 6).

Таблица 6

Корреляционная матрица переменных «ценности» и «гражданская

идентичность ...»

В какой степени Вы В какой степени Какие чувства Какие чувства

ощущаете себя Вы ощущаете вызывает у Вас вызывает у Вас

Ценности по Ш. Шварцу гражданином Российской Федерации (россиянином)? себя жителем Крыма (крымчанином)? ощущение того, что Вы гражданин Российской Федерации (россиянин)? ощущение того, что Вы житель Крыма (крымчанин)?

Внутренняя гармония ,000 -,100 ,108 ,207

Духовная жизнь -,109 ,155 ,515* ,233

Чувство принадлежности -,293 ,527* ,091 -,474*

Смысл жизни -,035 ,196 ,192 ,067

Самоуважение -,082 -,055 ,337 ,046

Зрелая любовь -,184 ,294 ,185 -,151

Право на уединение -,215 -,002 -,136 -,358

Социальное признание -,132 -,143 ,221 ,000

Истинная дружба -,297 -,236 -,255 -,312

Комфортность -,275 ,348 -,191 -,541**

Традиции -,118 ,461* ,402 -,118

Универсализм -,459* ,164 -,051 -,505*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самостоятельность -,137 -,096 ,131 ,019

Стимуляция ,035 -,321 -,147 ,200

Гедонизм -,348 ,156 -,178 -,177

Власть -,220 -,015 ,326 -,044

Безопасность -,292 ,037 -,212 -,404

Примечание: * Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

** Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

Так, чем более весомой для молодого человека оказывается базовая ценность «универсализм» (социальная справедливость, равенство, мир во всем мире, мудрость), тем в меньшей степени он ощущает себя гражданином РФ (г=-,459, при р=0,01, соответственно) и крымчанином (г=-,505, при р=0,01). Молодой человек, для которого важными являются чувство принадлежности, уважение традиций, сохранение обычаев, вежливость и самодисциплина, позиционирует себя как

127

крымчанин (г=,527, при р=0,01), но с негативными ощущениями (г=-,461, при р=0,01). Можно предположить, что такая амбивалентность обусловлена не только ценностями, находящимися в процессе становления, но и рассогласованием информации, которую получает молодой человек из разных, но важных источников, возможно влиянием личного мифа и т.п. Безусловно, этот аспект требует дополнительного исследования и, в тоже время, уже сейчас определяет возможные способы преодоления этого диссонанса.

ВЫВОДЫ

1. Знания студентов о существовании тех или иных идеологий и, тем более, об их сущности, несистемны, отрывочны, противоречивы, а иногда просто отсутствуют. Тем не менее, с задачей выбора привлекательной для себя идеологии (или нескольких) из представленных кратких характеристик (фактически, дайджестов) 8 идеологий, все студенты справились. Умение быстро и неглубоко проанализировать ранее неизвестный материал и сделать выбор - это одно из немногих относительно позитивных следствий сформированного клипового мышления. При огромном количестве информации, обрушивающейся на современного молодого человека, подобное восприятие, умение использовать оперативную память для ситуативно необходимого умственного действия и забыть ненужное или малозначимое защищает от информационной перегрузки.

2. Политика и идеология, действительно не являются предметом интереса или мотивации студентов. Спровоцированное исследовательскими стимулами (в форме незаконченных предложений, вопросов или утверждений анкеты) внимание к политико-идеологической сфере актуализировало аксиологические основания, способствующие предпочтению той или иной идеологии. Осознанность этого процесса явно невысока, поскольку противоречия и несоответствия между выбором привлекательной идеологии, идеологии, которой руководствуется власть и наиболее продуктивной для России идеологии, сильно выражены.

3. Значимые различия между русскими, украинцами и крымскими татарами в инспирируемом исследователями выборе, обусловлены не проникновением в сущность идеологий, а теми стереотипами, которые связаны с названиями идеологий, а также исторической памятью, которая, впрочем, тоже воспринимается поверхностно и фрагментарно. Здесь, очевидно, молодежь попадает под сильное влияние целенаправленного или случайного, но, зачастую, политизированного потока информации со стороны референтных людей, групп, источников.

4. Обнаружена тенденция к взаимосвязи между выбором идеологии / идеологий и значимостью тех или иных базовых ценностей. Выражены этнические различия. Полагаем, что причинной составляющей в этой взаимосвязи являются сформированные в процессе инкультурации ценностные ориентации, а выбор идеологий является следствием, то есть вторичен.

5. Для респондентов-крымских татар высока значимость таких ценностей как уважение к традициям, семейная и национальная безопасность, конформизм, истинная дружба, смысл жизни. Для респондентов-славян высока значимость

128

свободы, осмысленности жизни, безопасности семьи, а значимость таких нормативных идеалов как уважение мнения других, уважение традиций, духовная жизнь, самодисциплина, вежливость, истинная дружба, равенство, мир во всем мире, справедливость, социальный порядок несколько ниже, чем у респондентов-крымских татар.

6. Независимо от этнической принадлежности слабо выражены ценности власти: социальная сила, богатство, авторитет; активности: изменчивая жизнь; универсальные ценности: единство с природой. Для всех студентов характерна высокая значимость смысла жизни и безопасности семьи.

7. Негативное восприятие институтов власти, политики и политиков характерно для студентов с высоким уровнем значимости большинства базовых ценностей, в частности, таких как традиции, безопасность семьи, социальный порядок, самостоятельность, справедливость, равенство, мирная жизнь, дружба, удовольствие. Большинство респондентов воспринимают власть как необходимое зло, а политику как вид деятельности, связанный с нечестностью, моральной нечистоплотностью. Отрицательная корреляция обнаруживается также между значимостью духовной жизни, зрелой любви и компетентностью в сфере политики.

8. Анализ соотношения между значимыми ценностями и гражданской и региональной идентичностями тоже вызывает настороженность и тревогу. Так, чем более весомыми для молодого человека оказываются универсальные ценности: социальная справедливость, равенство, мир во всем мире, мудрость, тем в меньшей степени он ощущает себя гражданином России и крымчанином. Значимость таких ценностей как принадлежность, уважение традиций, сохранение обычаев, вежливость и самодисциплина положительно коррелирует с ощущением себя крымчанином. В то же время, эта идентичность переживается как негативная.

9. Можно констатировать, что идеологический плюрализм, выраженное влияние медиапространства на политико-идеологическую и гражданскую социализацию молодежи, изменения ее содержательных аспектов, произошедшие в России за последние два десятилетия, наметили устойчивую тенденцию к ориентации большинства молодых людей, проживающих в крымском регионе, на дистанцирование от политических и гражданских процессов, политический нигилизм, идеологическую некомпетентность.

Список литературы

1. Демин А. А. Ценностные основания формирования идентичности сообщества / А. А. Демин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2015. - № 2 (52): в 2-х ч. Ч. I. -C. 73-78.

2. Колин К. К. Социальная стабильность общества как фактор национальной и глобальной безопасности / К. К. Колин // Культура и безопасность. Интернет-журнал о культуре как факторе безопасности. Ноябрь 16, 2018. URL: http://sec.chgik.ru/1780-2 (дата обращения: 01.12.2019).

3. Цзюньцзе Лю. Социальная стабильность в России: новый взгляд / Лю Цзюньцзе // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 6. URL: https://doi.Org/10.24158/spp.2018.6.3 (дата обращения: 01.12.2019).

129

4. Френкель А. Экономика России в 2017-2019 годах: предпосылки для прорыва еще не созданы / А. Френкель, Б. Тихомиров, Я. Сергиенко, А. Сурков // Экономическая политика. - 2019. - Т. 13, № 5. - С. 24-49.

5. Шумов В. В. Оценка безопасности и напряженности социально-политической обстановки в регионах России / В. В. Шумов, К. Т. Малицкий // Вопросы безопасности. - 2019. - № 2. - С. 10-23. DOI: 10.25136/2409-7543.2019.2.29430 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php7id =29430 (дата обращения: 01.12.2019).

6. Шикова Р. Ю. Идентичность молодежи России в условиях социокультурной трансформации / Р. Ю. Шикова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2010. - № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-molodezhi-rossii-v-usloviyah-sotsiokulturnoy-transformatsii (дата обращения: 07.12.2019).

7. Бугайчук Т. В. Становление гражданской идентичности в условиях социально-политической реальности / Т. В. Бугайчук, О. А. Коряковцева // Социально-политические исследования. - 2019. -№ 1. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/stanovlenie-grazhdanskoy-identichnosti-v-usloviyah-sotsialno-politicheskoy-realnosti (дата обращения: 07.12.2019).

8. Титов В. В. Формирование национально-государственной идентичности молодежи в современной России: политико-психологический анализ: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 19.00.22 / Виктор Валериевич Титов. - М., 2009. - 27 с.

9. Алаудинов А. А. Региональная идентичность как основа формирования общенациональной политической идентичности: автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Апты Аронович Алаудинов. - М., 2013. - 17 с.

10. Chorniy Y., Galchenko A The research about psychological determinants of the civil identity formation in adolescence / SHSWeb of Conferences, Volume 70, 08013 (2019) // Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). I. V. Abakumova and E. V. Vorobyova (Eds.) - Rostov-on-Don, Russia, November 22-23, 2019. DOI https://doi.org/10.1051/shsconf/20197008013

11. Гладышева В. А. Идеологическая идентичность в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Вера Александровна Гладышева. - Ростов-на-Дону, 2012. -30 с. - С. 10.

12. Колесов М. С. Герберт Маркузе и «советский марксизм» / М. С. Колесов // Вестник СевГТУ. -2009. - Вып. 94. - С. 15-23.

13. Зайцев И. В. Проблема формирования политической идентичности: опыт социально-психологического исследования / И. В. Зайцев // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. - 2007. - № 2 (7). - С. 40-46.

14. Тихонова Н. Е. Динамика нормативно-ценностной системы российского общества: 1995-2010 годы / Н. Е. Тихонова // Общественные науки и современность. - 2011. - № 4. - С. 5-19.

15. Мареева С. В. Российская молодёжь: идентичности, ценности и представления об оптимальном общественном устройстве / С. В. Мареева // Россия реформирующаяся. - 2013. - № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-molodyozh-identichnosti-tsennosti-i-predstavleniya-ob-optimalnom-obschestvennom-ustroystve (дата обращения: 01.12.2019).

16. Мареева С. В. Динамика норм и ценностей россиян / С. В. Мареева // Социологические исследования. - 2013. - № 7 (351). - С. 120-130.

17. Полякова Е. С. Идеологическая идентичность и ценности образования / Е. С. Полякова// Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8282 (дата обращения: 07.11.2019).

18. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. - СПб.: Речь, 2004. - 70 с.

19. Черный Е. В. Методика исследования политической социализации молодёжи / Е. В. Черный // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2015. - № 2. - С. 174183.

20. Черный Е. В. Политическая социализация крымской молодежи в динамике / Е. В. Черный // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - 2019. - Т. 5 (71), № 4. - C. 137-151.

130

PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF POLITICAL AND IDEOLOGICAL IDENTITY FORMATION AMONG YOUTH (BY THE EXAMPLE OF THE

CRIMEAN REGION)111

Chernyi Y. V.1, Latysheva M. A.2

12V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: cherney56@mail.ru1; maralat@yandex.ua2

The article is devoted to the description of the research on political, ideological, civic identity and normative values of Crimean region students. A brief review of indigenous sources that cover various aspects of this problem is presented. The main research methods were questionnaires, focused interviews, standardized self-reports of students from different areas of training in several Crimean higher professional educational institutions. It was revealed that students' knowledge about the existence of certain ideologies and, especially, about their essence, is unsystematic, fragmentary, contradictory, and sometimes simply absent. Politics and ideology really are not the subject of interest or motivation of students; on the contrary, the majority of respondents are focused on distance from political and civil processes, political nihilism and ideological incompetence. Significant differences between the Russians, Ukrainians and Crimean Tatars in the choice of ideologies are caused not by their deep understanding, but by negative stereotypes, as well as by selectively and superficially perceived historical memory. The prominent ethnic differences in the correlation between the choice of ideologies and the significance of certain basic values are associated, first of all, with the value orientations formed in the process of inculturation. The choice of ideologies is a consequence, that is, secondary. Ethnic differences were found in the level of significance of basic values. For Slavic respondents, the importance of freedom, meaningfulness of life, family safety is highly significant. The significance of such normative ideals as respect for the opinions of others, respect for traditions, spiritual life, self-discipline, courtesy, true friendship, equality, world peace, justice, social order is somewhat lower than among Crimean Tatar respondents. For Crimean Tatar respondents the importance of such values as respect for traditions, family and national security, conformism, true friendship, the meaning of life is high. Regardless of ethnicity, the values of power are weakly expressed: social strength, wealth, authority; activity: changeable life; universal values: unity with nature. All students are characterized by the high importance of the meaning of life and family safety. A negative correlation is found between the significance of spiritual life, mature love, and political competence. The significance of universal core values is negatively correlated with civic (Russian) and regional identities. The significance of such values as belonging, respect for traditions, maintaining customs, courtesy and self-discipline positively correlates with the feeling of being Crimean. At the same time, this identity is often experienced as negative.

Keywords: youth, values, politics, ideology, political and ideological identity, civic identity, regional identity, identity crisis.

111 The research has been financially supported by RFFR and ANO EISR within the scientific project № 19011-31507

131

References

1. Demin A.A., Value basis for the formation of community identity, Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice, Part I, 2 (52), p. 73-78 (Diploma, Tambov, 2015).

2. Colin K.K., Social stability of a society as a factor of national and global security, Culture and security. An online magazine about culture as a safety factor, November 16, 2018. URL: http://sec.chgik.ru/1780-2 (accessed: 11/07/2019) (accessed: 11/07/2019).

3. Junjie Liu, Social stability in Russia: a new view, Society: sociology, psychology, pedagogy, 6 (2018) URL: https://doi.org/10.24158/spp.2018.6.3 (accessed: 11/07/2019).

4. Frenkel A., Tikhomirov B., Sergienko Y. and Surkov A., Russian Economy in 2017-2019: the prerequisites for a breakthrough have not yet been created, Economic policy, 13, 5, 24 (2019).

5. Shumov V.V. and Malitsky K.T., Assessment of security and tension of the socio-political situation in the regions of Russia, Security Issues, 2, 10 (2019). DOI: 10.25136 / 2409-7543.2019.2.29430 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29430 (accessed: 11/07/2019).

6. Shikova R.Yu., Identity of the youth of Russia in the conditions of sociocultural transformation, Bulletin of the Adygea State University. Series 1: Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Law, Political Science, Cultural Studies, 1 (2010). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-molodezhi-rossii-v-usloviyah-sotsiokulturnoy-transformatsii (accessed: 12/07/2019).

7. Bugaychuk T.V. and Koryakovtseva O.A., Formation of civic identity in the conditions of socio-political reality, Socio-political studies, 1 (2019). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-grazhdanskoy-identichnosti-v-usloviyah-sotsialno-politicheskoy-realnosti (accessed: 12/07/2019).

8. Titov V.V., Formation of the national-state identity of youth in modern Russia: a political-psychological analysis: author. dis. ... cand. political sciences: 19.00.22 / Viktor Valerievich Titov, 27 p. (M., 2009).

9. Alaudinov A.A., Regional identity as the basis for the formation of a national political identity: author. dis. ... cand. political sciences: 23.00.02 / Apti Aronovich Alaudinov, 17 p. (M., 2013).

10. Chorniy Y. and Galchenko A., The research about psychological determinants of the civil identity formation in adolescence, SHS Web of Conferences, Volume 70, 08013 (2019), Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019), I.V. Abakumova and E.V. Vorobyova (Eds.). Rostov-on-Don, Russia, November 22-23, 2019. DOI https://doi.org/10.1051/shsconf/20197008013

11. Gladysheva V.A., Ideological identity in modern Russian society: abstract. dis. ... cand. philos. sciences: 09.00.11 / Vera Aleksandrovna Gladisheva, 30 p. (Rostov-on-Don, 2012).

12. Kolesov M.S., Herbert Marcuse and "Soviet Marxism", Bulletin of SevGTU, 94, 15 (2009).

13. Zaitsev I.V., The problem of the formation of political identity: the experience of socio-psychological research, Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series Social Sciences, 2 (7), 40 (2007).

14. Tikhonova N.E., The dynamics of the regulatory and value system of Russian society: 1995-2010, Social Sciences and the Present, 4, 5 (2011).

15. Mareeva S.V., Russian youth: identities, values and ideas about the optimal social structure, Russia is reforming, 12 (2013). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-molodyozh-identichnosti-tsennosti-i-predstavleniya-ob-optimalnom-obschestvennom-ustroystve (accessed: 01.12.2019).

16. Mareeva S.V., Dynamics of norms and values of Russians, Sociological studies, 7 (351), 120 (2013).

17. Polyakova E.S., Ideological identity and values of education, Modern problems of science and education, 1 (2013). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8282 (accessed: 11/07/2019).

18. Karandashev V.N., Schwartz methodology for the study ofpersonality values: concept and methodological guidance, 70 p. (Speech, SPb., 2004).

19. Chernyi Y.V., Methodology for the study of political socialization of youth, Scientific notes of the Crimean Engineering-Pedagogical University, 2, 174 (2015).

20. Chernyi Y.V., The political socialization of Crimean youth in dynamics, Scientific notes of the Crimean Federal University name V.I. Vernadsky. Philosophy. Political science. Culturology, 5 (71), 4, 137 (2019).

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.