Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 3 (69). 2017. № 2. С. 71-77.
УДК 152.3 + 303
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП
Пучкова Л. Л.
Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный
университет имени В. И. Вернадского», Симферополь, Республика Крым, Россия
E-mail: persik_73@mail-ru
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи из различных этнических групп. С целью достижения поставленных в исследовании задач использовались модифицированная методика «Ценностные ориентации» Рокича М., критерий Н Крускала-Уоллиса и корреляционный анализ. Выделены и описаны гендерные особенности ценностных ориентаций русских студентов и крымских татар первого курса факультета психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Исследование показало, что существуют гендерные различия терминальных и инструментальных ценностей у студентов - первокурсников русских и крымских татар.
Ключевые слова: ценностные ориентации, гендерные особенности, молодежь, студенты, русские, крымские татары.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема морально-нравственного развития молодежи представляется одной из самых важных и актуальных для любого общества. Особую значимость она приобретает для нашего региона, где, в связи с вступлением Республики Крым в состав РФ, возникла кризисная ситуация, обусловленная политическими и экономическими условиями, необходимостью формирования новых ценностных ориентиров.
Современная молодежь оказалась в сложных политических условиях, сопровождающихся трансформацией не только всего жизненного уклада, но и системы мировоззрения целого поколения крымчан, казавшихся незыблемыми, морально-нравственных ценностей.
Юность считается этапом активного развития системы ценностных ориентаций, оказывающей воздействие на формирование личности. Этот процесс сопряжен с возникновением в этом возрастном периоде необходимых ценностных ориентаций и смыслов. Мировоззрение современного юношества предопределяется присутствием разных, по-своему аргументированных, обладающих сильными и слабыми сторонами представлений, среди которых нет ни абсолютно истинных, ни ложных.
Ведущим фактором, детерминирующим различия между представителями культур, являются ценности. Для современной ситуации характерно то, что молодое
71
поколение любой культуры и религии нацелено, как правило, на не самые лучшие нравственно-духовные образцы, порождаемые засильем западных ценностей, усиленной пропагандой потребления в средствах массовой информации и интернете.
Особую важность данный вопрос приобретает на этапе профессионализации: на становление ценностных ориентаций оказывает влияние образовательная среда, в которой заключена система ценностей, передаваемая студентам в процессе получения профессионального образования в высшей школе.
Особенно актуально формирование представлений, относительно ценностных ориентаций студентов-психологов на этапе обучения в вузе, так как этот период является наиболее сензитивным для освоения и принятия ценностей профессиональной деятельности, формирования профессиональной стратегии.
В последние годы прослеживается позитивная тенденция к увеличению представителей мужского пола, поступающих на факультет психологии КФУ. В связи с этим, возрастает актуальность проблематики гендерного фактора, связанного с увеличением пороговой разности между преобладающими прагматическими ценностями современного общества и традиционной гуманистической направленностью ценностных ориентаций, присущих профессии психолога.
Целью исследования было изучить гендерные особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи из различных этнических групп.
Задачи исследования:
1) выявить гендерные различия ценностных ориентаций русской и крымскотатарской студенческой молодежи;
2) осуществить этнопсихологический анализ ценностных ориентаций студентов.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Анализ теоретико-методологических исследований показал отсутствие концептуального единства относительно ценностной проблематики. Ценности представляются системообразующей основой личности, детерминируют особенности самоопределения, представления о жизненной перспективе и путях ее обретения, формирование целостной сферы духовности (Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Кроник А. А., Леонтьев А. Н., Леонтьев Д. А., Петровский В. А. и др.).
Ценность подразумевается как качество абстрактного ценного (Рубинштейн С. Л.), как часть конкретного объекта и явления (Лебедева Н. М., Леонтьев Д. А. и др.); как мотивирующая личностная структура (Асмолов А. Г., Шварц С. и др.).
В исследованиях Изотовой Е.И., Гармаевой Т.В. [1], Петровой Л. В. [6], Пономаренко Л. П. [7] сделан акцент на целенаправленность формирования ценностных ориентаций в годы студенчества, развитие условий для укрепления культурных и нравственных ценностей у молодого поколения. Однако, как показывает обзор литературы (Иовенко Е. Ю., Пономаренко Л. П.), гендерный аспект ценностных ориентаций студентов изучен недостаточно, поэтому имеет как теоретическое, так и практическое значение. В основе исследования, предположение о том, что существуют гендерные особенности, относительно
72
иерархии ценностных ориентаций современного студенчества из различных этнических групп.
ПРОЦЕДУРА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В 2016 году на факультете психологии Таврической академии Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 60 студентов первокурсников психологического факультета: 30 девушек и 30 юношей в возрасте от 17 до 18 лет. Форма обучения: очная и заочная.
Были использованы следующие методы: тестирование на основе модифицированной методики «Ценностные ориентации» Рокича М., анализ различий (Н) Крускала-Уоллиса, корреляционный анализ rs. Эмпирические данные были обработаны с помощью компьютерных программ статистической обработки: SPSS (версия 7) и Microsoft Excel.
ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучались гендерные особенности ценностных ориентаций студентов-первокурсников при помощи модифицированной методики «Ценностные ориентации» Рокича М. В перечень ценностей были добавлены категории «духовность» и «традиции». Указанная методика выбрана по причине того, что помогает диагностировать два класса ценностей: терминальные и инструментальные, составить представление об их иерархии, выделить конкретные или абстрактные ценности, профессиональной самореализации, ценности дела или этические ценности.
На основании анализа результатов методики «Ценностные ориентации» М. Рокича мы составили представление об иерархии терминальных и инструментальных ценностей у студентов-психологов славян и крымских татар, определили гендерные различия.
Полученные по результатам методики М. Рокича показали, что иерархические структуры ценностей в выборке русских студентов и крымских татар имеют общие элементы. Доминирующий уровень терминальных ценностей составили - здоровье, интересная работа, любовь, материально обеспеченная жизнь. Отмечено преобладание инструментальных ценностей - образованность, эффективность в делах, независимость, ответственность.
Низший уровень в иерархии студентами отводится активной деятельной жизни, красоте природы и искусства, творчеству, высоким запросам, непримиримости к недостаткам в себе и в других, аккуратности.
К полученным данным был применен Н-критерий непараметрической статистики для независимых выборок с целью выявления достоверности различий между терминальными и инструментальными ценностями студентов-первокурсников, принадлежащей к различным этносам. Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов русских и крымских татар обоих полов показал, что у них больше сходств, чем различий в ценностях. Кроме того, обращает на себя
73
внимание доминантная тройка ценностных ориентиров: самостоятельность, личная успешность и благополучие родных. Можно предположить, что это типично для данной возрастной и этнической группы. Выявленная общая тенденция отражает присутствие базовых ценностей, общих для совместно проживающих этносов.
Направленность ценностной сферы на общечеловеческие ценности связана с традиционными (консервативными) ценностями профессии психолога, и осознается частью студентов (с доминирование этой направленности) как один из элементов их личной безопасности.
Для крымских татар и славян, являющихся студентами психологического факультета КФУ, самыми важными ценностями являются здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, семья, религия (духовность), интересная работа, образованность, эффективность в делах, независимость, ответственность (р>0,05).
Результаты статистической обработки показали, что существуют гендерные различия по уровню распределения следующих ценностей: воспитанность, исполнительность, терпимость, эффективность в делах и чуткость, интересная работа, общественное признание, материальное благосостояние, семейная жизнь и развитие, статистически достоверно (р<0,05).
Из этого следует, что для студентов крымских татар и славян, по сравнению со студентками, в приоритете интересная работа (р = 0,045), материально обеспеченная жизнь (р = 0,001), общественное признание (р = 0,001), развитие (р = 0,001), терпимость (р = 0,003), эффективность в делах (р = 0,03).
Феминными ценностями оказались воспитанность (р= 0,031), исполнительность (р = 0,001), чуткость (р = 0,001), продуктивная жизнь (р = 0,032) и счастливая семейная жизнь (р = 0,001).
Таким образом, у студенток в обеих выборках ярко выражена ориентация на счастливую семейную жизнь и самопознание. В свою очередь, студенты больше заинтересованы в профессиональной деятельности и материально обеспеченной жизни: отмечается приоритет типично мужских (маскулинных) ценностей - работа, свобода, материальное благополучие. Иерархия ценностей студенток несколько иная: преобладают женские ценности - семья, любовь, саморазвитие и самопознание.
Данное обстоятельство объясняет в определенной мере значимость указанных ценностных ориентаций: девушки, поступившие на психологический факультет, отдают приоритет семейным ценностям, благополучным семейным отношениям, личностному саморазвитию - видимо именно за этим они приходят в профессию.
Также были выявлены значимые этнопсихологические различия в ценностных ориентациях у студенток: приоритетными ценностями крымских татарок являются традиции (р = 0,001) и терпимость (р = 0,043); русские студентки выше оценивают независимость и чуткость (р = 0,001).
Наименее важны для студенток в обеих выборках высокие запросы, самоконтроль.
Выявленные различия не позволяют утверждать, что русским или крымскотатарским студенткам присущ тот или иной ценностный ориентир, личностное качество, но формируют представление о тенденции.
74
Проанализировав иерархические структуры ценностей студентов-первокурсников психологического факультета КФУ крымских татар и славян, можно утверждать, что они имеют и общие элементы. Таковыми явились ценности индивидуализма, духовности и личностной активности наряду с ценностями безопасности, семьи.
При помощи корреляционного анализа исследовались связи между преобладающими ценностями, в соответствии с полом респондентов. Корреляционный анализ обнаружил связи между бальными значениями ценностных ориентаций: преобладание духовности в ценностной сфере студенток обоих этносов значимо коррелирует с их приверженностью к ценностям безопасности - гармонии, надежности и безопасности для себя и других людей (г = 0,58, р<0.05; и г = 0,60, р<0.05). У русских студентов и крымских татар значимость ценности достижений -личностного успеха, материального благополучия значимо коррелирует с направленностью на интересную работу (г = 0,48 и г = 0,51, р<0.05).
Следовательно, у студентов-первокурсников факультета психологии КФУ крымско-татарского и славянского этносов сложилось общее семантическое поле, что, безусловно, обеспечит не только дальнейшее профессиональное самоопределение, но и успешное этнокультурное взаимодействие.
ВЫВОДЫ
1. Анализ ценностных ориентаций студенческой молодежи показал, что имеются как общие особенности, так и определенная специфика в ценностных ориентациях, обусловленная гендерным фактором и принадлежностью к различным этносоциальным группам.
2. Существуют универсальные культурные ценности вне зависимости от пола и этнической принадлежности - это здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, семья, духовность, интересная работа, образованность, эффективность в делах, независимость и ответственность. Студенты обоих этносов ориентированы на получение возможности самореализации, профессионализацию, повышение собственного материального благосостояния.
3. Выявлены гендерные различия в иерархии ценностных ориентаций в структуре личности студентов КФУ: студенты различных этносов видят возможность личностного успеха и материального благополучия при условии профессионального роста; студентки отличаются степенью осознания необходимости самореализации, терпимости, благополучия собственного и окружающих.
4. Гендерный аспект представляет собой перспективное направление в исследовании развития ценностной сферы личности: изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи из различных этнических групп демонстрирует сложность структуры ценностной сферы, необходимость ее балансирования, что требует дальнейших исследований и анализа динамики становления в ходе профессионализации.
75
Список литературы
1. Изотова Е. И. Взаимосвязь ценностных ориентаций и степени социализированное™ в юношеском возрасте / Е. И. Изотова, Т. В. Гармаева // Психологические исследования: электронный журнал. 2008. - № 1. [Электронный ресурс] URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 15.12.2008).
2. Петрова Л. В. Гендерные особенности ценностных ориентаций и жизнестойкости учащихся / Л. В. Петрова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 1. - С. 139-141.
3. Пономаренко Л. П. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи с позиции мотивационно-смысловой теории ценностей Ш. Шварца / Л. П. Пономаренко // Наука i освпа. - 2004. - № 6-7. - С. 224-227.
4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
5. Иовенко Е. Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов / Е. Ю. Иовенко // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 355-357.
6. Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. - 2001. - № 3. - С. 26-36.
7. Молчанов С. В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах / С. В. Молчанов // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 3. - C. 46-51.
8. Татарко А. Н. Роль модернизации образа жизни в трансформации ценностно-мотивационной сферы и этнической идентичности / А. Н. Татарко, Н. М. Лебедева, М. А. Козлова // Вопросы психологии. - 2006. - № 2. - С. 156-164.
9. Тудупова Т. Ц. Этнокультурное исследование ценностных ориентаций современных подростков / Т. Ц. Тудупова// Вестник Бурятского Госуниверситета. - 2010. - № 5. - С. 51-56.
10. Ядов В. Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. Я. Ядов. -Самара: Изд. Самарский университет, 1995. - 330 с.
GENDER FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH FROM DIFFERENT ETHNIC GROUPS
Puchkova L. L.
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article presents the results of research of value orientations of student youth from different ethnic groups. The leading factor determining the differences between cultures are values. The analysis of the theoretical and methodological studies showed the lack of conceptual unity relative value perspective. Values are represented the backbone of the basis of identity, determine characteristics of self-determination, perceptions of life chances and ways of its acquisition, formation of integral spirituality (A.G. Asmolov, B.S. Bratus, Kronik A.A., Leontiev A.N., D.A. Leontyev, V.A. Petrovsky and others etc.).
Given the fact that value orientation regulate the behaviour and needs of the individual, are seen as significant to determine their contents with a gender perspective. The aim of the study was to explore gender features of value orientations of student youth from different ethnic groups. The main objectives of the study are: to identify gender differences of value orientations of Russian and Crimean Tatar students; the implementation of ethno-psychological analysis of value orientations of students.
For the purpose of achievement of the study objectives was used a modified method "Value orientations" by M. Rokich, the criterion of Kruskal-Wallis and correlation
76
nyHKOBa fl. fl.
analysis. The study was implemented in 2016 at the faculty of psychology, Taurida Academy of the Vernadsky V. I. Crimean Federal University. The event was attended by 60 students of first-year psychology faculty: 30 girls and 30 boys aged 17 to 18 years. Form of study: full-time and part-time.
Identified and described the gender features of value orientations of Russian students and the Crimean Tatars of the first course of faculty of psychology, Taurida Academy of the V. I. Crimean Vernadsky Federal University: Russian and Crimean Tatar students see the opportunity for personal success and material well-being, provided my professional growth. Students of both ethnic groups are characterized by the degree of awareness of the need of self-realization, tolerance, protection of welfare of others.
A comparative analysis of hierarchy of values of the student youth showed that there are common features, and certain features in value orientations, due to gender and belonging to different ethno-social groups. We describe a universal cultural values, characteristic for students from different ethnic groups, regardless of gender and ethnicity is health, love, material provided life, family, spirituality, interesting work, education, efficiency in business, independence and responsibility.
The focus of the value of the sphere on universal values as we assume that associated with traditional (conservative) values of the profession of psychologist, and recognized part of students (with the dominance of this orientation) as one element of their personal security. The study of gender peculiarities of value orientations of students from different ethnic groups demonstrates the complexity of the structure of the axiological sphere of personality, the need for balancing, which requires further research and analysis of the dynamics of the formation during professionalization.
Keywords: value orientations, gender characteristics, youth, students, russians, crimean tatars.
References
1. Izotova E.I., Garmaeva T.V., Interrelation of valuable orientations and the degree of socialservices in adolescence, Psychological research: electronic journal, 1, 2008 [Electronic resource] URL: psystudy.ru (accessed: December 15, 2008).
2. Petrova L.V., Gender features of value orientations and life skills students, Pedagogical education in Russia, 1, 139 (2015).
3. Ponomarenko L.P., the Peculiarities of value orientations of students from the position of the motivational-semantic theory of values S. H. Schwartz, Nauka i Osvita, 6-7, 224 (2004).
4. Il'in E.P., Differential psychophysiology of men and women, 544 p. (Piter, SPb., 2002).
5. Iovenko Y.E., Gender features of value orientations of students, Young scientist, 11, 355 (2012).
6. Lebedeva N.M., Value-motivational structure of personality in Russian culture, Psychological journal, 3, 26 (2001).
7. Molchanov S.V., Peculiarities of value orientations of personality in adolescence and young ages, Psychological science and education, 3, 46 (2005).
8. Tatarko A.N., Lebedeva N.M. Kozlova M.A., The Role of modernization of lifestyle in the transformation of the value-motivational sphere and ethnic identity, Problems of psychology, 2, 156 (2006).
9. Todorova T.C., Ethno-cultural study of value orientations of modern youth, Bulletin of the Buryat state University, 5, 51 (2010).
10. Yadov Y.V., Sociological research: methodology, program, methods, 330 p. (Samara state University, Samara 1995).
77