Научная статья на тему 'Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций студентов'

Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
700
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / ценностные ориентации / степень выраженности ценностных ориентаций / структура ценностных ориентаций / детерминанты ценностных ориентаций / этнический фактор / этнопсихологические особенности. / value / value orientation / degree of value orien-tations / the structure of value orientations / the determi-nants of value orientations / ethnic factor / ethno-psychological characteristics

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ногерова Марьям Татуевна, Догучаева Танзиля Ахматовна

Сложность изучения актуальной проблемы современной науки ‒ ценностно-мотивационной сферы личности ‒ состоит в отсутствии единого представления о природе и функциях ценностных ориентаций. В последнее время возникла необходимость исследования факторов, влияющих на становление ценностно-мотивационной сферы личности, детерминантами которой являются культурно-психологические особенности личности. В связи с этим актуальным является изучение этнопсихологических и гендерных особенностей ценностных ориентаций студентов. Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей влияния этнической принадлежности и пола студентов на их ценностные ориентации. Исследуется степень выраженности таких ценностных ориентаций студентов, как «процесс‒результат», «альтруизм‒эгоизм», «труд‒свобода», «власть‒деньги» и их уровневая структура. Выявлено влияние этнической принадлежности и пола студентов на степень выраженности и уровневую структуру вышеназванных ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ногерова Марьям Татуевна, Догучаева Танзиля Ахматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPSYCHOLOGICAL FEATURES OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS

The difficulty of studying the actual problems of mod-ern science ‒ the value-motivational sphere of person-ality is the lack of a common understanding of the nature and function of value orientations. Recently, it became necessary to study the factors affecting the formation of value-motivational sphere of personality determinants of which are cultural and psychological characteristics of the individual. In this regard, relevant is the study of gender and ethno-psychological features of valuable orientations of students. The pur-pose of this study is to identify the characteristics of the impact of ethnicity and gender of students in their value orientation. We investigate the severity of valuable orientations of students as "process‒result," "al-truism‒egoism", "work‒free", "power ‒money" and their tier structure. The influence of ethnicity and gen-der of students on degree and level structure above-mentioned value orientations.

Текст научной работы на тему «Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций студентов»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК: 37

НОГЕРОВА Марьям Татуевна,

Педагогический институт «Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова», Нальчик, ( Кабардино-Балкарская Республика), Россия

ДОГУЧАЕВА Танзиля Ахматовна,

Педагогический институт «Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова», Нальчик, ( Кабардино-Балкарская Республика), Россия [email protected]

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

Сложность изучения актуальной проблемы современной науки - ценностно-мотивационной сферы личности - состоит в отсутствии единого представления о природе и функциях ценностных ориентаций. В последнее время возникла необходимость исследования факторов, влияющих на становление ценностно-мотивационной сферы личности, детерминантами которой являются культурнопсихологические особенности личности. В связи с этим актуальным является изучение этнопсихологических и гендерных особенностей ценностных ориентаций студентов. Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей влияния этнической принадлежности и пола студентов на их ценностные ориентации. Исследуется степень выраженности таких ценностных ориентаций студентов, как «процесс-результат», «альтруизм-эгоизм», «труд-свобода», «власть-деньги» и их уровневая структура. Выявлено влияние этнической принадлежности и пола студентов на степень выраженности и уровневую структуру вышеназванных ценностных ориентаций.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, степень выраженности ценностных ориентаций, структура ценностных ориентаций, детерминанты ценностных ориентаций, этнический фактор, этнопсихологические особенности.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-290-294 NOGEROVA Maryam T.,

Pedagogical Institute of Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov ”, Nalchik, (Kabardino-Balkarian Republic), Russia

DOGUCHAEVA Tanzilya A.,

Pedagogical Institute of Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov ”, Nalchik, (Kabardino-

Balkarian Republic), Russia [email protected]

ETHNOPSYCHOLOGICAL FEATURES OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS

The difficulty of studying the actual problems of modern science - the value-motivational sphere of personality is the lack of a common understanding of the nature and function of value orientations. Recently, it became necessary to study the factors affecting the formation of value-motivational sphere of personality determinants of which are cultural and psychological characteristics of the individual. In this regard, relevant is the study of gender and ethno-psychological features of valuable orientations of students. The purpose of this study is to identify the characteristics of the impact of ethnicity and gender of students in their value orientation. We investigate the severity of valuable orientations of students as ”process-result,” ”al-truism-egoism”, ”work-free”, ”power -money” and their tier structure. The influence of ethnicity and gender of students on degree and level structure above-mentioned value orientations.

Keywords: value, value orientation, degree of value orientations, the structure of value orientations, the determinants of value orientations, ethnic factor, ethno-psychological characteristics.

Одна из самых актуальных и сложных проблем современной науки - изучение ценностномотивационной сферы личности. Сложность состоит в отсутствии единого представления о природе и функциях мотивации и ценностных ориентаций. Это, в свою очередь, связано с междисциплинарным положением ценностно-мотивационной сферы. Ценностные ориентации изучаются различными науками и с различных подходов, фундаментально отличающихся друг от друга [1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11].

В последнее время возникла необходимость исследования факторов, влияющих на становление ценностно-мотивационной сферы личности. Одной из детерминант этого процесса является культура, в частности культурно-психологические особенности личности. В связи с этим актуальным является изучение этнопсихологических и гендерных особенностей ценностных ориентаций студентов. Таким образом, целью данного исследования является выявление особенностей влияния этнической принадлежности и пола студентов на их ценностные ориентации.

Эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов проводилось в Кабардино-Балкарском государственном университете имени Х.М. Бербекова. Респондентами выступили студенты 1-4-го курсов медицинского факультета, факультета физической культуры и спорта, факультета сервиса и туризма в количестве 96 человек: 50 - девушек и 46 - юношей. Для диагностики ценностных ориентаций в мотивационно-потребностной сфере студентов применялась методика О.Ф. Потемкиной. Методика позволяет оценить степень выраженности таких ценностей, как «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат», «деньги-власть», «трудсвобода».

Люди с «ориентацией на процесс» менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. Люди, «ори-

- 290 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015________________________

ентирующиеся на результат» - одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Люди, ориентирующиеся на «альтруистические ценности», часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм - наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье. Люди с чрезмерно выраженной «ориентацией на эгоизм» встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее, более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречается довольно часто.

Люди с «ориентацией на труд» - это люди, которые все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Для людей с «ориентацией на свободу» главная ценность - это свобода. Часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд.

«Ориентация на власть» больше свойственна представителям сильного пола. Очень часто это производственники, хотя среди них бывают и исключения. «Ориентация на деньги» обычно встречается в двух случаях: когда деньги есть и когда их нет. В нашей выборке, в которой в основном участвовали студенты, эта ориентация выражена слабее, чем другие.

После диагностики по каждому испытуемому мы получили восемь балльных показателей, которые перевели в уровневые. В дальнейшем студенты были разделены на группы по половой и этнической принадлежности: «Девушки» и «Юноши», «Балкарцы» и «Кабардинцы». На основе имеющихся сведений мы рассчитали количественное соотношение респондентов с различной степенью выраженности ценностных ориентаций в разнополых и разнонациональных группах. Полученные таким образом результаты были переведены в проценты. Выделяется четыре уровня выраженности ценностных ориентаций по шкале методики О.Ф. Потемкиной.

Процентное соотношение студентов - представителей различных этнических групп с различной степенью выраженности их ценностных ориентаций отражено в таблице 1.

Таблица 1. Процентное соотношение респондентов с различной степенью выраженности ценностных ориентаций в этногруппах «Балкарцы» и «Кабардинцы»

Table 1. The percentage of respondents with varying degrees of severity in the value orientations of ethnic groups "Balkars" and "Kabardians"

с.в. ц. о/\^ максим. высокий средний низкий миним. нет цен.

Б К Б К Б К Б К Б К Б К

процесс 10% 5,8% 10% 17,6% 40% 44% 40% 26% 0% 2,9% 0% 2,9%

резул ьтат 10% 2,9% 10% 8,8% 80% 64,9% 0% 20,5% 0% 2,9% 0% 0%

альтруизм 10% 2,9% 0% 17,6% 40% 58,8% 30% 17,6% 20% 2,9% 0% 0%

эгоизм 10% 2,9% 0% 8,8% 20% 26% 30% 41,1% 40% 17,6% 0% 2,9%

труд 10% 5,8% 0% 11,7% 70% 38,2% 10% 29% 10% 11,7% 0% 2,9%

свобода 20% 11,7% 20% 44,1% 40% 29% 20% 11,7% 0% 0% 0% 0%

власть 10% 2,9% 20% 5,8% 40% 23,5% 10% 38,2% 20% 29% 0% 0%

деньги 0% 0% 0% 8,8% 20% 17,6% 50% 26% 30% 38,2 0% 8,8%

Б. - этногруппа «Балкарцы»; К. - этногруппа «Кабардинцы»; с.в. - степень выраженности; ц.о. - ценностные ориентации; нет цен. - отсутствие ценности.

Ценностная ориентация на «процесс-результат» выражена примерно одинаково в этногруппах «Балкарцы» и «Кабардинцы». В максимальной и высокой степени проявляется ориентация на «процесс» - у 20% студентов-балкарцев и 23,4% студентов-кабардинцев; в средней степени - у 40%-44% респондентов соответственно. Различия наблюдаются в соотношении низкого (40%-26%) и минимального (0%-2,9%) уровней. В этногруппе «Кабардинцы» 2,9% респондентов отметили, что не имеют такой ценности. В ориентации на «результат» в этногруппе «Балкарцы» не выявлены низкий и минимальный уровни.

- 291 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

Альтруистическая ценностная ориентация намного превосходит по уровню развития эгоистическую в обеих этногруппах. При этом испытуемые женского пола больше разделяют альтруистические ценности по сравнению с мужчинами.

Ценностная ориентация на «труд» представлена в изучаемых этногруппах различным сочетанием высокого, среднего и низкого уровней выраженности. В кабардинской этногруппе больше выраженны низкий (43,6%) и средний (38,2%) уровни, высокий уровень составляет 17,5%. В этногруппе «Балкарцы» доминирует средний уровень (70%), высокий составляет 10%, а низкий - 20%. В ценностной ориентации на «свободу» у балкарцев выявлено следующее сочетание уровней: высокий и средний - по 40%, низкий - 20%. В кабардинской этногруппе на фоне примерно такой же выраженности уровней присутствует небольшой перевес высокого уровня развития этой ценности (55,8%).

Ценностная ориентация на «власть» представлена в изучаемых этногруппах различным сочетанием высокого, среднего и низкого уровней выраженности. В кабардинской этногруппе доминирует низкий уровень (67,2%), за ним следует средний (23,5%) и на последнем месте высокий уровень (8,7%). В этногруппе «Балкарцы» уровни представлены равномерно с небольшим преобладанием среднего (30%-40%-30%). В ценностной ориентации на «деньги» у балкарцев выявлены средний и низкий уровни, причем с большим перевесом последнего (20%-80%). В кабардинской этногруппе на фоне такой же выраженности среднего и низкого уровней присутствует небольшой процент высокого уровня развития этой ценности (8,8%). Такой же процент респондентов отрицают деньги как ценность.

Процентное соотношение студентов с различной степенью выраженности их ценностных ориентаций в разнополых группах отражено в таблице 2.

Таблица 2 Процентное соотношение респондентов с различной степенью выраженности ценностных ориентаций в разнополых группах.

Table 2 The percentage of respondents with varying degrees of severity of value orientations in opposite-sex groups.

с.в. ц.о максим. высокий средний низкий миним. нет цен.

Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М Ж М

процесс 84% 3,8% 25% 15,3 % 50% 42,3% 16,6% 30,7% 0% 3,8% 0% 3,8%

результат 4,2% 3,8% 29% 11,5% 58% 61,%5 8,4% 19,2% 0% 3,8% 0% 0%

альтруизм 4,2% 3,8% 16,3% 15,3% 67% 42,3% 12,5% 26,9% 0% 11,5% 0% 0%

эгоизм 4,2% 3,8% 42% 11,5% 16,6% 26,9% 33,3% 50% 37,5% 7,6% 4,2% 0%

труд 8,4% 7,6% 12,5% 11,5% 41,6% 42,3% 25% 26,9% 12,5% 7,6% 12,5% 3,8%

свобода 21% 11,5% 33,3% 42,3% 33,3% 34,6% 12,5% 11,5% 0% 3,8% 0% 3,8%

власть 4,2% 0% 4,2% 7,6% 16,6% 38,4% 25% 34,6% 41,6% 15,3% 8,4% 3,8%

деньги 0% 0% 4,2% 7,6% 12,5% 23% 21% 34,6% 54,2% 26,9% 8,4% 0%

М. - мужчины; Ж. - женщины; с.в. - степень выраженности; ц.о. - ценностные ориентации; нет цен. - отсутствие ценности.

Альтруистическая ценностная ориентация намного превосходит по уровню развития эгоистическую у представителей обоих полов. Испытуемые женского пола больше разделяют альтруистические ценности по сравнению с мужчинами.

Ориентация на «свободу» как ценность сильнее выражена, чем ценностная ориентация на «труд», у всех студентов. В уровне развития данных ценностных ориентаций нет различий между девушками и юношами.

В разнополых группах на фоне низкого развития ценностной ориентации «власть-деньги» наблюдается незначительное доминирование среднего уровня развития ценностной ориентации «власть», особенно у юношей.

Из проведенного выше анализа полученных результатов следуют выводы о том, что:

1. Ценностные ориентации в изучаемых этногруппах представлены различным сочетанием максимального, высокого, среднего, низкого и минимального уровней их выраженности. Уровневая структура ценностных ориентаций в этногруппе «Балкарцы» более однородна. По

- 292 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015________________________

степени выраженности некоторых ценностей не выявлены низкий-минимальный и максималь-ный-высокий уровни;

2. В структуре ценностных ориентаций экспериментальных групп «Юноши» и «Девушки» выявлены все уровни, на степень выраженности которых незначительно влияет пол.

Таким образом, сформулированные выводы позволяют заключить, что факторы этнической принадлежности и пола по-разному влияют на ценностные ориентации студентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Коростелев, А. А. Развитие ценностных ориентаций в профессиональной подготовке учителя : автореф. дис. . канд. психол. наук / А. А. Коростелев. Тамбов, 2005. - 22 с.

2. Коростелева, Е. А. Формирование профессиональноценностных ориентаций будущего учителя технологии / Е. А. Коростелева //Педагогика.-2003.-№7. -С. 19- 82.

3. Круглов, Б. С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника / Б. С. Круглов // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1988. - С. 4 - 11.

4. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. - 487 с.

5. Михалец, И. В. Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей : автореф. дис. .канд. психол. наук / И. В. Михалец. Тамбов, 2004. - 20 с.

6. Мясищев, В. Н. Психология отношений: избр. психол. труды / В. Н. Мясищев / под ред. А. А. Бодалева. М. : Институт практической психологии, Воронеж : НПО МОДЭК, 1995. - 356 с.

7. Никандров, Н. Д. Воспитание ценностей: российский вариант / Н. Д. Никандров. М.: Магистр, 1996. - 99 с.

8. Никитина, Н. Н. Развитие ценностного сознания учителя / Н. Н. Никитина // Педагогика. 2000. - №6. - С. 65 - 71.

9. Общечеловеческие ценности и диалог культур // Культура и коммуникации: глобальные и локальные измерения / под общ.ред. докт. филос. наук Ю. В. Петрова. Томск : Изд-во HTJI, 2004. - 400 с. (Серия «Монографии»; вып. 7)

10. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии / С. J1. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2001. - 720 с.

11. Щелина, Т. Т. Духовно-ценностная ориентация как процесс и результат профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: автореф. дис. д-ра пед. наук / Т. Т. Щелина. Пенза, 2006. - 37 с.

REFERENCES

1. Korostelev A.A. Development of valuable orientations in the training of teachers. [Razvitie tsennostnykh orientatsiy v professional'noy podgotovke uchitelya]. 2005. 22 p. (In Russ.).

2. Korostelyova E.A. Formation professionalnotsennostnyh orientations of the future teacher of technology. [Formirovanie professional'notsennostnykh orientatsiy budushchego uchitelya tekhnologii]. Pedagogika = Pedagogikal.-2003. no.7. Pp. 19-82. (In Russ.).

3. Round B.S. Role in the formation of value orientations of the schoolboy. [Rol'tsennostnykh orientatsiy v formirovanii lichnosti shkol'nika]. B.S. Kruglov. Psychological features of formation of the schoolboy [Psikhologicheskie osobennosti formirovaniia lichnosti shkol'nika]. 1988. Pp. 4 - 11. (In Russ.).

4. Leontiev D.A. Psychology of meaning: the nature, structure and dynamics of the sense of reality [Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti]. 1999. 487 p. (In Russ.).

5. Mihalets I.V. Psycho-pedagogical conditions of development of spiritual and moral attitudes of future teachers [Psikhologo-pedagogicheskie usloviya razvitiya dukhovno-nravstvennykh otnosheniy budushchikh uchiteley]. 2004. 20 p. (In Russ.).

6. Myasischev V.N. Psychology of relationships [Psikhologiya otnosheniy]. 1995. 356 p. (In Russ.).

7. Nikandrov N.D. Values education: the Russian version [Vospitanie tsennostey: rossiyskiy variant]. 1996. 99 p. (In Russ.).

8. Nikitin N.N. Development of valuable consciousness of the teacher [Razvitie tsennostnogo soznaniya uchitelya]. Peda-gogyka = Pedagogykal 2000. no. 6. Pp. 65 - 71. (In Russ.).

9. Petrov Yu.V. Human Values and dialogue of cultures. Culture and Communication: global and local measurements [Ob-shchechelovecheskie tsennosti i dialog kul'tur. Kul'tura i kommunikatsii: global'nye i lokal'nye izmereniya]. 2004. 400 p. (Series "Monographs", Vol. 7) (In Russ.).

10. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology [Osnovy obshchey psikhologii]. 2001.720 p. (In Russ.).

11. Schelin T.T. Spiritual value orientation as a process and the result of vocational training of social teachers in high school [Dukhovno-tsennostnaya orientatsiya kak protsess i rezul'tat professional'noy podgotovki sotsial'nykh pedagogov v vuze]. 2011.37 p. (In Russ.).

Информация об авторе Information about the author

Ногерова Марьям Татуевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического института ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербеко-

Nogerova Maryam T., Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Pedagogical Institute of Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov ", Nalchik, (Kabardi-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 293 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

ва», Нальчик,( Кабардино-Балкарская Республика), Россия

Догучаева Танзиля Ахматовна, старший преподаватель кафедры методики дошкольного и начального образования педагогического института ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербе-кова», Нальчик, ,( Кабардино-Балкарская Республика), Россия [email protected]

Получена: 14.10.2015

Для цитирования статьи: Ногерова М. Т., Догучаева Т. А., Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций студентов. Краснодар: Историческая и социально-

образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-

no-Balkarian Republic), Russia

Doguchaeva Tanzilya A., Senior Lecturer, Methodology preschool and Primary education Department, Pedagogical Institute of Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov ", Nalchik, (Kabardino-Balkarian Republic), Russia [email protected]

Received: 14.10.2015

For article citation: Nogerova M. T., Doguchaeva T. A., Ethnopsychological features of valuable orientations of students. [Etnopsikhologicheskiye osobennosti tsennostnykh oriyentatsiy studen-tov]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. ^m 7. No. 6 vol-2. Pp. - . doi:

- 294 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.