Научная статья на тему 'Особенности влияния пола и этнической принадлежности студентов на степень выраженности культурных стереотипов взаимозависимого и взаимонезависимого «я»'

Особенности влияния пола и этнической принадлежности студентов на степень выраженности культурных стереотипов взаимозависимого и взаимонезависимого «я» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / стереотип / гло- бальный культурный стереотип взаимозависимого и взаимонезависимого «Я» / концепция «Я» / социальная группа / этногруппа / индивиду- алистическая культура / коллективистическая культура / детерминанта. / culture / the stereotype / the global cultural stereotype interdependent and mutually independent «I» / the concept of «I» / a social group / Ethnogroup / individualistic culture / collectivist cultures / the determinant.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ногерова Марьям Татуевна, Догучаева Танзиля Ахматовна

Глобальные социокультурные стерео-типы «взаимозависимого - взаимонезависимогоЯ» влияют на индивидуальное сознание и поведе-ние личности. Этим обусловлено изучение ихструктуры, а также детерминирующих факторов.Такими факторами могут выступать этническаяпринадлежность и пол студентов. Целью данногоисследования является изучение влияния пола иэтнической принадлежности на содержание иособенности проявления глобальных стереотиповвзаимозависимого и взаимонезависимого «Я».Осуществлена диагностика степени выраженно-сти данных культурных стереотипов и анализ ре-зультатов по факультетам, этногруппам и полу.Выявлено, что все группы респондентов имеют вструктуре «Я» концепции достаточно сильно вы-раженные взаимозависимую и взаимонезависи-мую стратегии личностного самоопределения.Стереотип взаимозависимого «Я» преобладает вструктуре самоопределения большинства группстудентов. Наиболее взаимозависимыми в опре-делении своего «Я» являются «Девушки». В этно-группе «Балкарцы» незначительное преобладаниевзаимонезависимой стретегии самоопределения.Из выводов следует, что факторы этнической при-надлежности студентов и их пол по-разному влия-ют на структуру глобальных культурных стереоти-пов взаимозависимого и взаимонезависимого«Я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INFLUENCE OF GENDER AND ETHNICITY OF STUDENTS ON THE DEGREE OF EXPRESSION OF CULTURAL STEREOTYPES ARE INTERDEPENDENT AND MUTUALLY INDEPENDENT «I»

Global socio-cultural stereotypes of «interdependence, interdependent self» impact on individual consciousness and behavior of the individual. This is due to the study of their structure as well as determining factors. These factors may act ethnicity and gender of students. The aim of this study is to investigate the influence of gender and ethnicity on the content and features of display patterns of global interdependence and mutually independent «I». Implemented diagnostic severity of these cultural stereotypes and analysis of the results of the faculties, and the floor tically. It was revealed that all groups of respondents have in the structure of the «I» concept quite strongly expressed interdependent and mutually independent strategy of personal self-determination. Stereotype interdependent «I» prevails in the structure of self-determination of the majority of groups of students. Most interdependent in determining their «I» is «girls.» The ethnic group «Balkars» slight preponderance of mutually independent stretegii self-determination. The findings imply that the factors of ethnicity and gender of students have different effects on the structure of the global cultural stereotypes interdependent and mutually independent «I».

Текст научной работы на тему «Особенности влияния пола и этнической принадлежности студентов на степень выраженности культурных стереотипов взаимозависимого и взаимонезависимого «я»»

УДК 37

Ногерова Марьям Татуевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Педагогического института КабардиноБалкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова [email protected]

Догучаева Танзиля Ахматовна

старший преподаватель кафедры методики дошкольного и начального образования Педагогического института Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова [email protected]

Особенности влияния

ПОЛА И ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ СТУДЕНТОВ НА СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ВЗАИМОЗАВИСИМОГО И ВЗАИМОНЕЗАВИСИМОГО «Я»

Maryam T. Nogerova

the candidate of psychological sciences, the associate professor, the associate professor of pedagogics and psychology of teacher training college The Kabardino-Balkarian state university of H.M. Berbekov [email protected]

Tanzilya Ah. Doguchaeva

the senior teacher of chair of a technique of preschool and primary education of teacher training college The Kabardino-Balkarian state university of H.M. Berbekov [email protected]

Features of influence of

GENDER AND ETHNICITY OF STUDENTS ON THE DEGREE OF EXPRESSION OF CULTURAL STEREOTYPES ARE INTERDEPENDENT AND MUTUALLY INDEPENDENT «I»

Аннотация. Глобальные социокультурные стереотипы «взаимозависимого - взаимонезависимого Я» влияют на индивидуальное сознание и поведение личности. Этим обусловлено изучение их структуры, а также детерминирующих факторов. Такими факторами могут выступать этническая принадлежность и пол студентов. Целью данного исследования является изучение влияния пола и этнической принадлежности на содержание и особенности проявления глобальных стереотипов взаимозависимого и взаимонезависимого «Я». Осуществлена диагностика степени выраженности данных культурных стереотипов и анализ результатов по факультетам, этногруппам и полу. Выявлено, что все группы респондентов имеют в структуре «Я» концепции достаточно сильно выраженные взаимозависимую и взаимонезависимую стратегии личностного самоопределения. Стереотип взаимозависимого «Я» преобладает в структуре самоопределения большинства групп студентов. Наиболее взаимозависимыми в определении своего «Я» являются «Девушки». В этно-группе «Балкарцы» незначительное преобладание взаимонезависимой стретегии самоопределения. Из выводов следует, что факторы этнической принадлежности студентов и их пол по-разному влияют на структуру глобальных культурных стереотипов взаимозависимого и взаимонезависимого «Я».

Ключевые слова: культура, стереотип, глобальный культурный стереотип взаимозависи-

Annotation. Global socio-cultural stereotypes of «interdependence, interdependent self» impact on individual consciousness and behavior of the individual. This is due to the study of their structure as well as determining factors. These factors may act ethnicity and gender of students. The aim of this study is to investigate the influence of gender and ethnicity on the content and features of display patterns of global interdependence and mutually independent «I». Implemented diagnostic severity of these cultural stereotypes and analysis of the results of the faculties, and the floor tically. It was revealed that all groups of respondents have in the structure of the «I» concept quite strongly expressed interdependent and mutually independent strategy of personal self-determination. Stereotype interdependent «I» prevails in the structure of self-determination of the majority of groups of students. Most interdependent in determining their «I» is «girls.» The ethnic group «Balkars» slight preponderance of mutually independent stretegii self-determination. The findings imply that the factors of ethnicity and gender of students have different effects on the structure of the global cultural stereotypes interdependent and mutually independent «I».

Keywords: culture, the stereotype, the global cultural stereotype interdependent and mutually

135

мого и взаимонезависимого «Я», концепция «Я», социальная группа, этногруппа, индивидуалистическая культура, коллективистическая культура, детерминанта.

independent «I», the concept of «I», a social group, Ethnogroup, individualistic culture, collectivist cultures, the determinant.

Одно из наиболее фундаментальных понятий в социальных науках - Я-концепция. Ощущение «Я» крайне важно и неотъемлемо от определения собственных мыслей, чувств и действий и от того, как мы оцениваем мир, а также себя и других в этом мире, включая наши связи с людьми, местами, объектами и событиями. Разные культуры продуцируют у своих представителей различные Я-концепции, а эти различные Я-концепции, в свою очередь, влияют на все остальные аспекты индивидуального поведения [Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002; Асмолов, 2005; Белинская, 1999; Бернс, 1986; Бодалев, 2005; Мацумото, 2003].

В индивидуалистическом обществе социализация направлена на то, чтобы человек мог стать уникальной личностью, выразить себя, реализовать и актуализировать внутреннее «Я», добиться своих личных целей. Эти культурные задачи вырабатывались и отбирались на протяжении многовековой истории, способствуя независимости каждого обособленного «Я» [Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002; Большой психологический словарь, 2003; Клифорд, 2000; Мацумото, 2003].

Многие незападные коллективистские культуры не приветствуют возможность явной обособленности. Они делают акцент на «фундаментальной связанности человеческих существ».

Внутри той или иной культуры, даже внутри этнических и гендерных групп, также имеют место значительные вариации независимых и взаимозависимых конструктов «Я» [Лаптева, 2003; Мацумото, 2003; Ослон, 2006].

Таким образом, взаимозависимый конструкт «Я» -ощущение «Я», характеризующееся взглядом на «Я», как на ничем не ограниченное, гибкое и зависящее от контекста. Это ощущение «Я» основано на принципе фундаментальной общности людей. А независимый конструкт «Я» - ощущение «Я», характеризующееся взглядом на себя как на ограниченную сущность, четко отделенную от релевантных окружающих.

На сегодняшний день актуально изучить различные Я-концепции, влияющие на индивидуальное сознание и поведение, а также детерминирующие их факторы.

Целью нашего исследования является изучение влияния пола и этнической принадлежности на глобальные стереотипы взаимозависимого и взаимонезависимого Я.

Изучение глобальных стереотипов взаимозависимого и взаимонезависимого «Я» проводилось с помощью шкалы Сингелиса. Первые пять утверждений шкалы направлены на выявление коллективистической стратегии в содержании

«Я» концепции респондентов, последние пять -индивидуалистической. Степень выраженности данных стратегии оценивается по биполярной семибальной шкале:

1б-полностью согласен:

2 б - согласен;

3 б. - скорее согласен, чем не согласен;

4 б - сомневаюсь;

5 б -скорее не согласен, чем согласен;

6 б - не согласен;

7б-совершенно не согласен.

Таким образом, каждый испытуемый осуществлял десять выборов, заполняя предложенный ему бланк методики. Обработка данных проводилась путем подсчёта количества выборов, которое было получено каждым утверждением в отдельности. Далее было выявлено общее количество утвердительных, сомнительных и отрицательных ответов по обеим стратегиям самоопределения студентов. Их процентное соотношение отражено в таблице 1, в которой использованы следующие сокращения:

п.с - полностью согласен; с. -согласен;

с.сч.н - скорее согласен, чем не согласен;

с. нес. чем с. - скорее не согласен, чем согласен;

н.с. - не согласен;

с.н.с - совершенно не согласен;

в.з. - взаимозависимое «Я»;

в.н. - взаимонезависимое «Я»;

Ф.С. и Т - факультет сервиса и туризма;

Ф.Ф. и С - факультет физической культуры и спорта;

Мед. Фак - медицинский факультет; сомн.-ся - сомневающихся.

В сводной таблице приводится процентное соотношение утвердительных, неоднозначных и отрицательных ответов респондентов.

Большинство ответов студентов факультета сервиса и туризма, а это примерно две трети от общего количества, указывают на взаимозависимость их концепции «Я». Взаимозависимость в личностном самоопределении данных респондентов отметила ее в своих выборах.

Примерно таким же является соотношение взаимозависимой и взаимонезависимой стратегии личностного самоопределения в концепции «Я» у студентов факультета физической культуры и спорта. Отличие в том, что эти тенденции более выражены.

На медицинском факультете менее половины респондентов соглашаются как со взаимозависимостью своего «Я», так и с взаимонезависимостью. При этом, их соотношение структуре самосознания студентов испытуемых обратное с незначительным доминированием тенденции к взаимонезависимости в личностном самоопределении.

136

Таблица 1

Результаты диагностики культурных стереотипов взаимозависимого и взаимонезависимого «Я»

Социальные группы Культурный стереотип степень согласия общее количество степень несогласия

п.с с. с.с ч.н согл.-ых сомн.-ся не согл. с. нес. чем с. н.с с.н.с

Медицинский факультет Взаимозависимое «Я» 9,2 % 7,7 % 27,6 % 44,6 % 21,5 % 33,8 % 13,8 % 6,1 % 13,8 %

Взаимонезависимое «Я» 16,9 % 21,5 % 10,7 % 49,2 % 27,6 % 21,5 % 7,7 % 4,6 % 9,2 %

Факультет сервиса и туризма Взаимозависимое «Я» 22 % 21 % 22 % 65 % 14 % 21 % 7 % 7 % 7 %

Взаимонезависимое «Я» 20 % 12 % 23 % 55 % 20 % 25 % 13 % 6 % 6 %

Факультет физического воспитания и спорта Взаимозависимое «Я» 16,3 % 22,5 % 27,5 % 66,3 % 17,5 % 16,2 % 8,7 % 2,5 % 5 %

Взаимонезависимое «Я» 25 % 15 % 17,5 % 57,5 % 15 % 27,5 % 21,3 % 5 % 1,3 %

«Девушки» Взаимозависимое «Я» 24,7 % 23,5 % 22,3 % 70,5 % 10,6 % 18,9 % 5,9 % 5,9 % 7,1 %

Взаимонезависимое «Я» 22 % 10,6 % 18 % 50,6 % 21,2 % 28,2 % 12,9 % 8,2 % 7,6 %

«Юноши» Взаимозависимое «Я» 14,7 % 22,1 % 25,3 % 62,1 % 20 % 17,9 % 7,4 % 4,2 % 6,3 %

Взаимонезависимое «Я» 25,3 % 14,7 % 21,1 % 61,1 % 13,7 % 25,2 % 21,1 % 3,1 % 1,0 %

«Балкарцы» Взаимозависимое «Я» 20 % 18,7 % 20 % 58,7 % 17,3 % 24 % 13,3 % 4,0 % 6,7 %

Взаимонезависимое «Я» 26,7 % 17,3 % 20 % 64 % 18,7 % 17,3 % 10,6 % 6,7 % 0 %

«Кабардинцы» Взаимозависимое «Я» 16,7 % 19,2 % 26,9 % 62,8 % 16,0 % 21,2 % 8,6 % 5,3 % 7,3 %

Взаимонезависимое «Я» 22 % 17,6 % 17,6 % 57,1 % 14,3 % 28,6 % 16,7 % 5,7 % 6,2 %

В группе «Девушки» сильно выражена взаимозависимая стратегия личностного самоопределения -почти три четверти студенток согласны с утверждениями соответствующей направленности. Обратная тенденция в концепции «Я» присутствует в выборах половины представителей женского пола.

Анализ ответов юношей показывает, что обе стратегии самоопределения одинаково сильно выражены. Они согласны с большинством утверждений, как коллективистической, так и индивидуалистической направленности.

Результаты исследования глобальных стереотипов взаимозависимого и взаимонезависимого «Я» в этногруппе «Балкарцы» дали другое соотношение двух стратегий самоопределения. Более половины принимают взаимозависимый принцип самоопределения. Взаимонезависимость своего «Я» подтвердили две трети респондентов, выбрав соответствующие утверждения в опроснике.

Количественный анализ ответов студентов из этно-группы «Кабардинцы» выявил достаточно сильную выраженность обеих направленностей в структуре их самоопределения. Более половины ответов на соответствующие утверждения шкалы Сингелиса являются утвердительными. При этом, наблюдается незначительное преобладание взаимозависимости в структуре «Я» концепции испытуемых.

Литература:

1. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме /

Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт СПб. : Прайм -ЕВРОЗНАК, 2002.

Из вышепроведенного анализа полученных результатов следуют выводы о том, что:

1. Все группы респондентов, независимо от пола и этнической принадлежности, имеют в структуре «Я» концепции достаточно сильно выраженные взаимозависимую и взаимонезависимую стратегии личностного самоопределения. Исключение составляют студенты медицинского факультета, где только у половины выявлено взаимонезависимое «Я», и еще меньше проявляется взаимозависимое «Я».

2. Стереотип взаимозависимого «Я» преобладает в структуре самоопределения большинства групп студентов. На медицинском факультете и в этногруппе «Балкарцы» обратное соотношение стратегии самоопределения с незначительным перевесом взаимонезависимого «Я».

3. Наиболее взаимозависимыми в определении своего «Я» являются «девушки». Только у них наблюдается значительное доминирование данной стратегии над взаимонезависимой.

Таким образом, сформулированные выводы позволяют заключить, что факторы этнической принадлежности студентов и их пол по-разному влияют на глобальные стереотипы взаимозависимого и взаимонезависимого «Я».

Literature:

1. Aronson E. Sotsial'naia psikhologiia. Psikholog-icheskie zakony povedeniia cheloveka v sotsiume / E. Aronson, T. Uilson, R. Eikert SPb. : Praiim -EVROZNAK, 2002. (In Russ.).

137

2. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2005 г. 367 с.

3. Белинская Е.П. Временные аспекты Я - концепции и идентичности. Мир психологии. 1999 г.

4. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М. : 1986 г.

5. Бодалев А.А. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности Л. : 2005 г.

6. Большой психологический словарь. Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М. : Прайм - Еврознак, 2003 г.

7. Клифорд Г. Этнопсихологические различия Я -концепции. М. : 2000.

8. Лаптева Е. Россиеведение: стереотипы и мифы // Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 126-131.

9. Мацумото Д. Психология и культура. СПб. : Прайм - Еврознак, 2003 г.

10. Ослон А.У. Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность, 2006. № 4.

2. Asmolov A.G. Na puti k tolerantnomu soznaniiu. M., 2005 g. Р. 367. (In Russ.).

3. Belinskaia E.P. Vremennye aspekty la - kontsep-tsii i identichnosti. Mir psikhologii. 1999g. (In Russ.).

4. Berns R. Razvitie la - kontseptsii i vospitanie. M. : 1986 g. (In Russ.).

5. Bodalev A.A. O sotsial'nykh etalonakh i stereoti-pakh i ikh roli v otsenke lichnosti L. : 2005 g. (In Russ.).

6. Bol'shoi psikhologicheskii slovar'. Pod redaktsiei B.G. Meshcheriakova, V.P. Zinchenko. M. : Praim -Evroznak, 2003 g. (In Russ.).

7. Kliford G. Etnopsikhologicheskie razlichiia Ia -kontseptsii. M. : 2000. (In Russ.).

8. Lapteva E. Rossievedenie: stereotipy i mify //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vysshee obrazovanie v Rossii. 2003. № 4.

р. 126-131. (In Russ.).

9. Matsumoto D. Psikhologiia i kul'tura. SPb. : Praim - Evroznak, 2003 g. (In Russ.).

10. Oslon A.U. Lippman o stereotipakh: vypiski iz knigi «Obshchestvennoe mnenie» // Sotsial'naia real'nost', 2006. № 4. (In Russ.).

138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.