Научная статья на тему 'Межкультурная коммуникация как смыслотехнология формирования этнической толерантности студентов'

Межкультурная коммуникация как смыслотехнология формирования этнической толерантности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / VALUABLE AND SEMANTIC SPHERE OF THE PERSONALITY / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кагермазова Лаура Цараевна

В работе представлен опыт воспитания этнической толерантности студентов КБГУ, направленный на проявление личностной толерантности, культуры и внутреннего образа представителя этноса, ее взаимосвязь с ценностно-смысловой сферой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кагермазова Лаура Цараевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cross-Cultural Communication as Semantic Technology of Forming Ethnic Tolerance of Students

The problem of ethnic tolerance as manifestation of personal tolerance, the general and personal culture, an internal image of the representative of various ethnoses, her interrelation with the valuable and semantic sphere of the personality is considered.

Текст научной работы на тему «Межкультурная коммуникация как смыслотехнология формирования этнической толерантности студентов»

ношений в условиях всеобщей глобализации, и в то же время препятствует их полному слиянию, позволяя на данном этапе сохранить ценностные установки каждой этнокультуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 264 с.

2. Стернин И.А. О национальном коммуникативном сознании // Лингвистический вестник. Ижевск. 2002. Вып. 4. С. 87-94.

3. Русско-кабардинско-черкесский словарь / Сост: Б.М. Карданов, А.Т. Бичоев, ред. А.О. Шогенцуков. М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. 1054 с.

4. Русско-карачаево-балкарский словарь / Под ред. Х.И. Суюнчева. М.: Советская Энциклопедия, 1965. 746 с.

5. Русско-чеченский словарь / Сост. А.Т. Карасаев, А.Г. Мациев. М: Оьрсийн Мотт, 1978. 314 с.

6. Русско-ингушский словарь / Сост. И.А. Оздоев. М.: "Русский язык", 1980. 832 с.

7. Русско-осетинский словарь / Сост. В.И. Абаев. М.: Советская энциклопедия, 1970. 588 с.

8. Поговорки народов мира. [Электронный ресурс]. URL: http://pogovorka.yaxy.ru/

9. Пригоршня жемчужин. Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа / Сост. и авт. вступ.

статьи Ю.А. Гвоздарев. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1988. 112 с.

10. Словарь кабардино-черкесского языка. Изд. 1-е М.: Дигора, 1999. 860 с.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. изд. 3-е. М.: Азъ, 1995. 908 с.

12. Толковый словарь живого великорусского языка / Под. ред. В.И. Даля. М.: Аст, 2010. 816 с.

13. Macmillan English Dictionary / Editor-in-chief Michael Rundell.: Macmillan publishers limited, 2006. 1692 р.

14. Электронный словарь Abby lingvo X3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lingvo.ru/

15. Коков Дж.Н. Из кабардинской афористики. Нальчик: КБГУ, 1999. 68 с.

16. Будагов Р.А. История слов в истории общества. Изд. 2-е, доп. М.: Добросвет, 2004. 256 с. С. 10.

17. Бабкин А.М., Шендецов В.В. Словарь иноязычных выражений и слов. М.-Л.: Наука, 1966. 1344 с.

18. Балова И.М., Кремшокалова М.Ч. Паремии как форма синтеза смысловых миров русской и кавказских культур // Философские науки. Спецвыпуск. 2011. № 1. С. 108-125.

19. См., напр.: Тхагапсоев Х.Г. О кавказской культурной общности // Вестник Российской академии наук. 1999. Т. 69. № 2. С. 130-135; Барков Ф.А., Тхагапосев Х.Г., Черноус В.В. Этносы в глобализирующемся мире. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2009. 204 с.

10 октября 2013 г.

УДК 159.9.07

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СМЫСЛОТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Л.Ц. Кагермазова

Особенности современного этапа социально-культурной истории таковы, что на рубеже XX-XXI веков проблема толерантности приобрела особую актуальность в общем контексте процессов глобализации, нарастающего конфликта культур, цивилизации и идентичностей, появления новых форм экстремизма и нетерпимости (политических, религиозных и даже экологических).

Кагермазова Лаура Цараевна - доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ДПО Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: laura07@yandex.ru, т. 8(8662)722332.

В значительной мере это обусловлено тем, что процессы глобализации, подстегивая, с одной стороны, технологический и экономический прогресс, в то же время вызывают активное сопротивление этнических сообществ, поскольку эти процессы сопровождаются унификацией культур, угрожая перспективам этнокультурного разнообразия [1]. К тому же российское общество, которое ныне переживает сложные и противоречивые процессы

Laura Kagermazova - Doctor of Psychology, Professor of Pedagogy and Psychology of the Department of Professional Education DPO at the Kabardino-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov, 173, Chernyshevskiy Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: laura07@yandex.ru, tel. +7(8662)722332.

постсоветского бытия, испытывает явную нехватку толерантности [2, с. 5 8]. Все это актуализирует проблематику толерантности во всех ее аспектах - от философско-психологических оснований до педагогических технологий формирования.

Естественно, что международная практика рассматривает толерантность в качестве необходимого условия сосуществования и общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных сообществ. Это нашло отражение в Декларации принципов толерантности, подписанной 185 государствами - членами ЮНЕСКО (включая и Россию) и фиксирующей, что "толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности" [3, с. 15].

Утверждению идеалов и практики толерантности призван содействовать, как уже отмечалось, диалог культур - ключевой способ познания других, путь к взаимному принятию и духовному обогащению. В связи с этим принцип диалога культур следует рассматривать как один из основополагающих для современного образования, разумеется, подчинив этой идее (принципу) структуру и содержание гуманитарного образования в школе и вузе.

Однако очевидно, что проблема формирования толерантного социума и толерантных отношений в обществе могут быть решены лишь на основе целенаправленных усилий всего общества (политических, юридических, экономических) и выверенной стратегии развития образования [4, с. 60, 5, с. 21].

Образование, обеспечивая механизм трансляции культурных смыслов, призвано обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим задачам как нельзя лучше отвечает наметившийся процесс этнопедагогизации школы и вуза, в ходе которого оптимально решаются задачи кросс-культурного образования, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности. Но при этом нужно учитывать психологический аспект - психологическое, внутриличностное содержание феномена толерантности, без понимания которого, а также соответствующих условий и механизмов

его развития, хотя бы в самом общем виде, трудно ожидать создания эффективных стратегий формирования толерантности в процессах образования. Рассмотрим проблему формирования межэтнической толерантности студентов через смыслотехнологию, т.е. межкультурную коммуникацию.

Психологический взгляд на основы толерантности включает в себя целый ряд аспектов. Это подлинная толерантность, т.е. проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности в построении отношений с "Другими". Это и межличностная толерантность - толерантность, как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия с "Другим", как межличностный диалог (диалогический подход) [3, с. 15].

В этом контексте, как уже подчеркивалось, принципиально важно осуществление психолого-педагогической работы с подрастающим поколением по формированию толерантности, ориентированной на обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; на сохранение этнического и культурного разнообразия цивилизаций и народов; на готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [6, с. 58].

Трудно не согласиться М. Липманом, который полагает, что если общество не тратит усилия на образование, не работает целенаправленно и систематически, чтобы с помощью образовательных мер уменьшить насилие и развивать миролюбие и толерантность, оно не может рассчитывать на сохранение социального мира в обществе [7, р. 20]. Однако здесь требуются и уточнения. А именно - Липман прав лишь в том случае, если образование не сводится к "накачке" знаний, усвоению знаний. Если образование организовано и выстроено так, что достигается изменение духовного мира личности.

Как известно, влияние образования на нравственное развитие юношеского возраста осуществляется прежде всего через действие идентификации, подражания, внушения, конформности. Поэтому доминирующим направлением в решении задач воспитания толерантности должна быть ориентация личности на духовные ценности. В этом контексте вузовский процесс может считаться успешным

лишь в том случае, если формирование профессиональных качеств студента базируется на идеях, принципах и механизмах гуманизма и толерантности.

Таковы и принципиальные установки курса "Искусство общения и достижение согласия", который читается в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова с 2010 г. Методологическую основу данного курса составляют концептуальные подходы, раскрывающие специфику развития личности: историко-ге-нетическая теория Б.Г. Ананьева, культурно-историческая теория Л.С. Выготского; аксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития; идеи гуманизации образования (установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений), концепция о диалогической природе человеческих отношений (М.М. Бахтина, А.А. Бодалева). Преимущество читаемого курса перед аналогичными состоит в том, что данный курс ставит своей целью формирование: этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного общения; когнитивной основы этнотоле-рантного сознания в процессе повышения межэтнической информированности студентов; межкультурных аксиологических установок молодежи через создание ситуаций, отражающих особенности национальных ценностей своей и иных культур; воспитание уважения и положительного отношения к культурному наследию народов, населяющих регион.

Ключевая идея курса такова: профессиональный компонент этнической толерантности будущих учителей - толерантность к "Другому" - может и должна формироваться на базе обращения к культуре и психологии "Другого", т.е. различных народов России. Задача состоит в том, чтобы психологическую и теоретическую составляющие данного курса, обеспечивающие формирование этнической толерантности студента, дополнить практической составляющей - проведение в рамках данного курса блока тренинговой работы со студентами. При этом к практико-ориентированным методам относятся проблемные ситуации, приемы аттракции, убеждение, положительный пример, упражнение, тренинги, призванные распознавать природу межэтнической конфликтной ситуации; выявление объекта конфликта; уста-

новление участников конфликта; рассмотрение их точки зрения и причин столкновения интересов; выбор оптимального стиля взаимодействия и соответствующих способов, приемов разрешения конфликта.

Эффективное воздействие на формирование ценностного отношения к толерантности на уровне учебной группы в условиях поликультурной образовательной среды оказывает вовлечение студентов в разного рода дискуссии с последующей коллективной рефлексией на тему: "Понять себя через иную культуру", "Диалог культур - культура диалога", анализ бытовых ситуаций межкультурного общения: "Мой сосед по общежитию", применение кейс-методов, проведение тренингов и др.

Таким образом, посредством специально разработанных социально-психологических технологий, преподаватели, студенты в ходе тренингов толерантности и социальной компетентности учатся разрешать конфликтные ситуации, вести переговоры, вставая на позиции противоборствующих сторон и пытаясь увидеть мир глазами "Другого".

Подчеркнем еще раз - цель рассматриваемого курса не просто научить студентов толерантному поведению, но и научить их глубокому пониманию роли толерантности и межэтнической толерантности в жизни каждого человека и мира в целом; научить применять полученные знания в реальной жизни, решая трудности и конфликты, опираясь на принципы сотрудничества и равноправия, учитывать как собственные интересы, так и интересы "Другого" [8, с. 62]. Что и доказывает эффективность введения данного курса в учебный процесс.

В рамках вуза на протяжении нескольких лет студенты КБГУ принимают активное участие в организации и проведении ежегодного молодежного фестиваля "Мы разные, но мы равные!", основной целью которого является формирование толерантности в сфере межкультурных отношений многокультурной образовательной среды. Студенты организуют разнообразные интерактивные национально-культурные площадки как дальнего, так и ближнего зарубежья, представители которых обучаются в университете: Южная Осетия, Абхазия, Казахстан, Сирия, Иордания, Ливан, Южная Корея и др.

Опыт вузовского воспитания толерантности показал, что наиболее эффектным является проведение различных по форме и содержанию мероприятий, в том числе таких как:

- анкетирование студентов с целью выяснения мнений учащихся по проблемам экстремизма и национализма и др.;

- обучение основам этнопсихологии и народной педагогики, организация вечеров национальной культуры для создания определенной информационной базы в данной области;

- организация круглых столов и конференций по наиболее острым проблемам в сфере политики, экономики и др.;

- овладение учащимися культурой своего народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

- обучение студентов правам человека и миролюбию;

- формирование представлений о многообразии культур в России и мире;

- воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

- формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

- воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Вне всякого сомнения, толерантность как качество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу высших, базовых ценностей культуры. Она входит в состав смысловых единиц жизни и фактом своей значимости предписывает создание таких моделей образовательного процесса, которые бы исходили из жизненной практики толерантной культуры и основывались на опыте толерантных отношений участников процесса. Искусство педагога заключается в том, чтобы актуализировать те смысловые структуры сознания учащихся, содержанием которых были бы установки, если не на принятие позиций "инакомыслящих", то, по крайней мере, на желание постичь их смыслы.

Итак, исходным методологическим принципом предлагаемой нами стратегии воспитания толерантности в вузовском процессе является опора на модели поликультурного образования [8, с. 81]. Это принципиально важно для России, многоэтничной и поликультурной, в частности, и для нашего региона.

В конечном итоге, по справедливому замечанию Х.Г Тхагапсоева, толерантность, обеспечивая успешную социализацию, является условием развития в личностном плане

национального самосознания (сознание своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений), а также социально-психологической базы межэтнической интеграции, а значит - формирования российской национальной идентичности и становления российского гражданско-политического общества [5, с. 20].

Практический опыт КБГУ по формированию ценностно-смысловых отношений к толерантности показывает, что взаимодействие на общеуниверситетском уровне и уровне учебной группы способствует формированию толерантности как личностного качества, поскольку проявление толерантных отношений зависит от субъективной активности студента, обусловленной потенциалом поликультурной образовательной среды, и его готовности к межкультурным контактам, которые базируются как на знаниях о разнообразных формах и подходах в ситуациях встречи с представителем другой культуры, так и на потребностях в проявлении позитивного нравственно-ценностного поступка в противоречивых межкультурно-личностных ситуациях.

Данное исследование рассматривает возможности использования достижений нового психолого-педагогического направления -"Смысловая педагогика" в реальной практике формирования установок толерантного сознания студентов. Толерантность в данном контексте анализируется как составная часть ценностно-смысловой сферы развивающейся личности, что дает возможность анализировать ее динамические особенности, рассматривать ее как компонент смысловой регуляции и саморегуляции личности. Смыслообразующие возможности межкультурной коммуникации являются основным источником его потенциала в воспитании поликультурной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1989. 26 с. С. 15.

2. Тхагапсоев Х.Г. К особенностям социального бытия современной России // Философские науки. 2007. № 9. С. 48-66.

3. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Смыслообра-зование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе антиэкстремистской идеологии. // Российский психологический журнал. 2011. Т. 8. № 3. С. 11-20.

4. Тхагапсоев Х.Г. Университет в современной России: технологии как стратегический горизонт // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 58-61.

5. Тхагапсоев Х.Г. Идентичность как философская категория и мера социального бытия // Философские науки. 2011. № 1. Спецвыпуск. С. 10-25.

6. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в обучении //

Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. № 4. С. 56-64.

7. Lipman M. Philosophy for children // Metaphilosophy. 1976. № 7. P. 17-39.

8. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 78-82.

21 октября 2013 г.

УДК 82

ОБРАЗ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА В БАЛКАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

З.А. Кучукова

Отечественная филологическая наука уже дала теоретически и практически обоснованные ответы на многие актуальные проблемы, связанные с рецепцией "другого" в национальной культуре [1]. Проблема отражения образа "кавказца" в зеркале российской научно-художественной литературы также получила глубокую и всестороннюю разработку. Достаточно назвать фундаментальную трехтомную антологию "Опальные: русские писатели открывают Кавказ", изданную в 2010-2011 гг. коллективом ставропольских ученых [2]. Однако на периферии исследовательского внимания все еще остается вопрос: какой отпечаток "русский человек" оставил в художественном сознании народов Северного Кавказа?

Данная статья является одной из первых попыток исследовать историко-литературные традиции изображения русского человека в кавказской (в частности, балкарской) художественной культуре. Мы исходим из того, что любой подлинно художественный текст -это своего рода "черный ящик", который наряду с "бытием культуры собственного происхождения", воспринимает, воссоздает и закрепляет в этноколлективной памяти образ "инопланетянина", пришельца из культуры другого национального космоса.

Кучукова Зухра Ахметовна - доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: kuchuk60@list.ru.

Первый русский зять: кросскультурный герой

Диахронический анализ показывает, что первое упоминание о русском человеке встречается в "Нартах" - героическом эпосе балкарцев и карачаевцев - в публикации просветителя XIX в. Сафар-Али Урусбиева (1881). Архаичный текст гласит: "Некогда Бедене, русский переселенец, пришел к нартам; те радушно приняли его и выдали за него невесту без калыма. Бедене поселился в ауле Кинте и занимался исключительно рыболовством" [3, с. 513]. Здесь, в сущности, описывается первый русско-балкарский межэтнический брак, соединивший представителей двух стихий бытия: речного, равнинного и горского, высотного. Первоначальная бездетность пары по закону мифологического параллелизма призвана подчеркнуть проблематичность, сложность, малопродуктивность еще незрелого межкультурного диалога. Однако по сюжету русский рыбак все же чудесным образом обретает счастье отцовства: в один из дней он вылавливает в реке Идиль (Волга) железный сундучок, внутри которого находился "хорошенький мальчик". Архетипический мотив появления младенца из сундучка напрямую отсылает нас к древнейшему ритуалу инициации. Сундучок (кстати, изготовленный

Zukhra Kuchukova - Doctor of Philology, professor of Russian and Foreign Literature Department at the Kabardino-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov, 173, Chernishevskiy Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: kuchuk60@list.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.