УДК 543.061
Анаев Марат Азретович,
кандидат психологических наук, декан педагогического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета им Х.М. Бербекова bagova п mma@mai l. ш
Багова Римма Хамидбиевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования факультета педагогического образования Кабардино-Балкарского государственного университета им Х.М. Бербекова
Ногерова Марьям Татуевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии педагогического факультета Кабардино-Балкарского государственного университета им Х.М. Бербекова
МЕСТО ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИДЕНТИФИКАЦИЙ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИНДЕКС ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Anaev Marat Azretovich,
Candidate for a Degree in Psychology, Dean, Department of Pedagogics, Kabardian Balkar State University after Kh. M. Berbekov [email protected]
Bagova Rimma Khamidbievna,
Candidate for a Degree in Psychology, Associate Prof., Chair of Psychology & Pedagogics for Supplementary Vocational Training, Department of Vocational Training for Educationalists, Kabardian Balkar State University
after Kh. M. Berbekov
Nogerova Mariam Tatouevna,
Candidate for a Degree in Psychology, Associate Prof., Chair of Psychology & Pedagogics, Department of Pedagogics, Kabardian Balkar State University after Kh. M. Berbekov
THE POSITION TAKEN BY THE ETHNIC IDENTITY IN THE IDENTIFICATION STRUCTURE, IMPACT ON STUDENTS’ TOLERANCE INDEX
Исследуется сравнительная выраженность компонентов этнической идентичности, их место в структуре идентификаций студента. Выявлены особенности влияния этнической идентичности на уровень толерантности студентов.
The paper presents a study of a comparative intensity of the ethnic identity’ components and their position in the identification structure of a student. Specifics of ethnic identity’ impact on the tolerance level in students have been revealed.
Ключевые слова: идентичность, структура идентично- Keywords: identity, identification structure, ethnic identi-сти, этническая идентичность, толерантность, струк- ty, tolerance, tolerance structure, ethnic tolerance. тура толерантности, этническая толерантность.
Проблема толерантности особенно обострилась в конце XX - начале XXI веков в связи с развитием процессов глобализации, ростом миграционных потоков, а также с ростом угрозы терроризма. В силу данных политических и общественных причин в настоящее время этническая толерантность приобрела большее значение для исследователей, поскольку именно в ней ученые видят потенциал для благоприятного разрешения ситуации.
Этническая толерантность понимается как особая форма социального взаимодействия и ценностно-мировоззренческая установка, готовность принимать социокультурные отличия других этнических групп в процессах межэтнического взаимодействия на основе позитивного образа иной культуры при сохранении положительного восприятия своей собственной.
Одним из факторов, влияющих на этническую толерантность является этническая идентичность. В числе особенностей российской молодежи необходимо отметить довольно низкую значимость этнической идентичности в структуре личностной определенности.
Идеи зарубежных психологических концепций, раскрывающие природу интолерантно-сти, отражены в работах Т. Адорно, А. Аронсона, Г. Олпорта, Д. Мацумото и Китаямы [1]. Современные российские исследования в области выявления структуры этнической идентичности, факторов этнической толерантности/интолерантности и направленного формирования толерантных установок проводились такими учеными, как А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, В.Н. Гуров, Г.У. Солдатова, П.В. Степанов, Л.А. Шайгерова, В.А. Ситаров, Т. Г. Стефаненко.
Целью нашего исследования являлось изучение влияния структурных компонентов этнической идентичности на этническую толерантность студентов. Исследование проводилось на педагогическом, химическом и филологическом факультетах КБГУ, выборочная совокупность -300 студентов 1-5 курсов.
Для выявления уровня этнической толерантности студентов был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевой, Л.А. Шай-
геровой [2]. Стимульный материал опросника составляют утверждения, отражающие социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интоле-рантность. Для качественного анализа аспектов толерантности использовалось разделение на субшкалы: «этническая толерантность» - выявляет установки в сфере межэтнического взаимодействия; «социальная толерантность» - выявляет отношение к различным социальным группам и процессам; «толерантность как черта личности» - диагностирует установки и убеждения, которые определяют отношение человека к окружающему мир.
Этническая идентичность - это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства. Исследование этнической идентичности проводилось с помощью методики Дж. Финни. Опросник содержит 12 утверждений, ответы испытуемых по которым распределяются по двум шкалам: когнитивный компонент этнической идентичности выражает представления о своей и других этнических группах, правах людей вне зависимости от этнической принадлежности, аффективный компонент - отношение к другим этническим группам, проявляющееся в стремлении общаться, дистанцироваться или демонстрировать агрессию в отношении к их представителям.
В результате исследования было выявлено, что все испытуемые характеризуются низким уровнем развития когнитивного компонента этнической идентичности. По этой причине дальнейший анализ данных проводился по аффективному компоненту этнической идентичности. Выделены две категории студентов: со средним и низким уровнем развития аффективного компонента этнической идентичности (АКЭИ). Чтобы сравнить их толерантные установки, построена таблица процентного соотношения уровней развития видов толерантности.
Таблица 1. Развитие толерантности студентов со средним и низким уровнем аффективного компонента этнической идентичности.
Виды толерантности Этническая толерантность Социальная толерантность Личностная толерантность
Уров. развития АКЭИ Выс. Ср. Низ. Выс. Ср. Низ. Выс. Ср. Низ.
Средний 34% 63% 3% 9% 83% 9% 9% 89% 3%
Низкий 16% 78% 6% 3% 97% 0% 3% 94% 3%
Данные показывают, что в первой категории испытуемых преобладают студенты со средним уровнем развития всех видов толерантности (63%, 83%, 89%). Довольно выражен высокий уровень этнической толерантности (34 %) и незначителен процент респондентов с низким уровнем этнической (3%), социальной (9%) и личностной (3%) толерантности. Во второй категории соотношение такое же, только больше студентов со средним уровнем развития толерантности.
На следующем этапе для получения дополнительных сведений о когнитивной стороне этнической идентичности была проведена диагностика уровня знания родного языка у испытуемых. Мы разделили испытуемых на четыре группы в зависимости от уровня владения родным языком: отлично владеющие, хорошо владеющие, плохо владеющие или не владеющие вообще. Студентов филологов, получающих профессиональную подготовку по направлениям «Кабардинский язык» и «Балкарский язык» мы включили в отдельную группу. Во всех группах было проведено исследование места этнической идентичности среди других форм идентичности. Методика, которую мы использовали, основана на прямом ранжировании списка идентичностей. Респонденту предъявляется список идентичностей, каждая из которых на расположена отдельной карточке. Испытуемые раскладывали карточки по порядку значимости. Мы вычислили групповой ранг каждой идентификации по выборке. Для этого ранговое место каждой идентификации складывалось, и арифметическая сумма делилась на количество испытуемых. Затем мы расположили эти идентификации в порядке значимости. Результаты ранжирования приведены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты ранжирования форм идентичности испытуемых.
Форма идентичности Сумма рангов^ Ранг
«Я человек» 1,7 1
«Я кабардинец» или «Я балкарец» 3,3 2
«Я гражданин» 3,6 3
«Я профессионал» 4,1 4
«Я студент» 4,4 5
«Я девушка (парень)» 4,4 5
В следующей таблице мы приводим результаты сравнения места этнической идентичности в структуре идентификаций личности во всех группах испытуемых.
Таблица 3. Ранговое место этнической идентичности студентов с разным уровнем владения родным языком.
Уровень знания языка Сумма рангов^ Ранг
профессиональный 2,3 2
высокий 3,3 3
средний 3,7 4
низкий 4 3
Этническая идентичность, относительно других идентификаций личности, оказалась на более высоком ранговом месте у студентов Института филологии, изучающих родной язык профессионально. Полученные результаты показывают, что чем выше уровень знания языка, тем меньше значение группового рангового коэффициента, следовательно, тем выше значимость данной идентичности относительно других идентификаций личности.
Результаты исследования влияния этнической идентичности на этническую толерантность студентов позволяют сделать следующие выводы:
1. У всех испытуемых низкий уровень развития когнитивного компонента этнической идентичности.
2. Среди испытуемых преобладает категория студентов со средним уровнем толерантности, а студентов с высоким уровнем толерантности больше, чем с низким.
3. Испытуемых с высоким уровнем развития толерантности больше в категории со средним уровнем развития аффективного компонента этнической идентичности.
4. Чем выше уровень знания родного языка, тем выше субъективная значимость этнической идентичности среди других форм идентификации.
Таким образом, сформулированные выводы показывают, что структура этнической идентичности влияет на уровень толерантности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:
1. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 416 с.
2. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. — М: Аспект Пресс, 2013. - 224 с.