4. Baeva I.A., Volkova E.N. Laktionova E.B. Psychological safety of educational environment: development of a person. Petersburg: Nestor-History, 2011. P.272. [in Russian].
5. Baeva I.A., Gayazova L.A Psychological safety of the educational environment of the school and its psychological and pedagogical support. Psikhologicheskaya Nauka i Obrasovanie. № 3. 2012. Available at: http://www.psyedu.ru
6. Kondakova I.V. Personal resources of adults' psychological security, survivors of abuse in childhood: Cand. Sci. (Psychology) diss. Petersburg, 2012. P. 25. [in Russian].
7. Lapteva V.Y. Psychological characteristics of adolescents with different levels of protection from psychological violence in the educational environment. Cand. Sci (Psychology) diss. Petersburg. P. 25. [in Russian].
8. Yudin N.V. Psychological protection of students from the adverse effects of the social environment: Cand. Sci. (Psychology) diss. Petersburg, 2012. P. 25. [in Russian].
Сведения об авторе: Баева Ирина Александровна,
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург. &mail: irinabaeva@mail.ru
Information about the authors: Baeva Irina Aleksandrovna,
Doctor of Sciences (Psychology) Professor, The Department of Psychology of Development and Education, Russian State Pedagogical University named after A.I.Gertsen. Saint-Petersburg. E-mail: irinabaeva@mail.ru
УДК 159.9:378
ББК 88.3:74.48 ®
В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Данная статья посвящена исследованию этнической идентичности студентов педагогического вуза. Формирование среди молодежи установок на межэтническую толерантность является важной целью воспитательной деятельности каждого учебного заведения. Этническая идентичность является составной частью социальной идентичности личности. Только позитивная этническая идентичность представляет собой баланс толерантности по отношению к «чужим» общностям.
Ключевые слова: идентичность, этническая идентичность, этнос, толерантность, этнонигилизм, этническая индифферентность, этноэгоизм. этнофанатизм, национальная принадлежность, этническая общность.
V.R. Bildanova, G.K. Biserova, G.R. Shagivaleeva
THE RESEARCH OF ETHNIC IDENTITY IN MULTICULTURAL STUDENT ENVIRONMENT
This article is devoted to the research of ethnic identity of college of education students. The formation of the adjustment for interethnic tolerance in young people is the important purpose of educational activity of each educational institution. Ethnic identity is a component of social identity of the personality. Only positive ethnic identity represents balance of tolerance in relation to the «outer» communities
Key words: identity, ethnic identity, ethnos, tolerance, ethnic nihilism, ethnic indifference, ethnic egoism, ethnic fanaticism, national identity, ethnic community.
о
О Ф т
X
ф
0
X
¡2
1
s ç
о с
го
ш
ф
ф ^
го ш
го
3
о:
го ш
о ^
ф
о ^
ш
го ш о
X
го
.0
с; ^
ш
о:
йЭ
Конец двадцатого столетия и начало двадцать первого характеризуются усилением процессов, направленных на всплеск осознания своей этнической идентичности, т.е. своей принадлежности к определённому этносу, «этнической общности». Проявление интереса к своей нации, к своему народу и к своим корням можно наблюдать в самых разных формах. Воссоздаются старинные обычаи и традиции, фольклор, открываются национальные школы, создается или восстанавливается своя национальная государственность. Таким примером может служить Содружество Национальных Государств (СНГ).
Актуальность нашего исследования обусловлена возрастающим вниманием к проблемам формирования этнической идентичности и поддержания межэтнической толерантности в политкультур-ной студенческой среде. Эта проблема важна сегодня как никогда, именно в настоящее время, когда приоритетными стали задачи поддержания мира и согласия между народами и формирования установок среди молодежи на межэтническую толерантность.
Для большинства современных молодых людей становится важным осознание своей принадлежности к определённому народу, осознание его особенностей, в том числе и особенностей национальной психики. Поскольку это явление оказывает достаточно серьёзное влияние на отношение между этносами, то совершенно необходимо изучение психологического аспекта этнического фактора. Важность изучения этнической идентичности определеяется еще и тем, что неуправляемость или наоборот, предумышленная управляемость данного явления может привести к столкновениям на национальной почве и даже к кровопролитным войнам.
Характеристиками этноса выступают язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство, т.е. именно то, что исследователи именуют как эт-нодифференциирущие признаки.
Однако значение этих признаков может изменяться в ходе истории и зависит от стадии консолидации этноса, от особенностей этнического окружения.
Для адекватного этнокультурного воспитания ключевым компонентом выступает социализация личности. Р.И. Зи-нурова определяет этапы социализации личности в процессе освоения ею этнической культуры [4]. На первом этапе происходит формирование навыков адекватного поведения в социуме. На втором этапе у индивида формируются способности к самостоятельному освоению этнокультурного окружения, т.е. индивид получает возможность самостоятельно комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненных проблем и участвовать в составе своей этнической группы в действиях, результатом которых становятся культурные изменения [3].
Следовательно, этническая идентичность является составной частью социальной идентичности личности, психологической категорией, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Однако понятия «идентичность» и «идентификация» имеют различную природу. Идентичность делает акцент на некотором состоянии как на относительно конечном результате самоотождествления. Она всегда сохраняет свою «незаконченность», она всегда «в процессе», всегда формируется. Глубинные механизмы формирования идентичности относятся к беспокойству и страху потерять собственное «Я». Поэтому и возникает агрессия в отношении других групп, представляющих реальную или мнимую опасность для данной группы или общности [6].
Идентификация представляет собой процесс, специфику психологических и социальных механизмов, ведущих к этому состоянию. Являясь одним из механизмов межличностного познания наряду с интерпретацией, атрибуцией и рефлексией, идентификация представляет отождествление себя с другим человеком, при этом познается и эмоциональная сфера объекта [1 ].
Сегодня можно говорить о семи исторически сложившихся типах этнической
идентичности, отличающихся друг от друга своими стойкими чертами и признаками.
1. Нормальная идентичность, когда образ своего народа воспринимается как положительный.
2. Этноцентрическая идентичность при некритическом предпочтении какой-либо этнической группы и самоидентификация индивида с ней, а также при присутствии элементов этноизоляцио-низма, замкнутости.
3. Этнодоминирующая идентичность, при которой этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной). Права своего народа признаются выше прав человека; подчерквает-ся превосходство своего народа; присутствуют дискриминационные установки в отношении других этнических групп.
4. Этнический фанатизм - абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто принимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия - крайняя форма агрессивной идентичности.
5. Этническая индифферентность -равнодушие к проблеме собственной эт-ничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и других народов.
6. Этнонигилизм - отрицание этнич-ности, этнических, этнокультурных ценностей.
7. Амбивалентная этничность - явно не выраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде.
В.Ю. Хотинец добавляет еще 2 типа негативной этнической самоидентификации: первый тип идентичности - этно-негативизм, когда осознание принадлежности к этнической группе носит негативный характер; второй тип - этноэли-минация (идентификация), свойственная людям, принадлежащим частично к разным этносам, но не интегрированным полностью ни в один из них [7].
При этом только позитивная этническая идентичность представляет собой баланс толерантности по отноше-
нию к своим и «чужим» общностям [2, с. 6]. При благоприятных социально-экономических условиях позитивная этническая идентичность сопровождается патриотизмом, гордостью за достижения своего народа. Формирование этнической идентичности по типу нормы предполагает соотношение в структуре этнической идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам.
Воспитательный аспект вуза должен включать техники повышения межкультурной сензитивности, этнической толерантности [4, с. 192].
Для эмпирического исследования мы применили методику Г.У. Солдато-вой, С.В. Рыжовой «Типы этнической идентичности» [5]. Выборку исследования составили студенты трех факультетов: филологического, факультета психологии и педагогики, инженерно-технического факультета. Общая выборка респондентов составила 80 человек. Национальности студентов: русские, татары, башкиры, узбеки, удмурты. Суждения теста отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.
Данная методика разработана для диагностики этнического самосознания. Опросник содержит несколько шкал, которые соответствуют типам этнической идентичности. Исследование выявляет три уровня проявления свойств этнической идентичности: высокий, средний, низкий.
Первая шкала методики - этнониги-лизм, представляет собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию. Этно-нигилизм проявляется в том, что человек часто ощущает превосходство людей другой национальности, часто испытывает стыд за людей своей национальности, часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности. По данной шкале мы получили очень низкий уровень выраженности данного качества. По данному критерию форма
ф
ч ф
^
о
о ¡£
о ф
т
X
ф
о
X
¡2 ^
с; о с
I-
о о
X
т ^
IX
ф
о ¡£
о ф
т ^
X I-
т
X
го ш о
ч ф
с;
о о
гипоидентичности у студентов не выражена.
Вторая шкала - этническая индеф-ферентность - размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности. Проявляется в том, что человек считает, что в повседневном общении национальность не имеет никакого значения, человек не отдает никакого предпочтения какой-либо национальности, включая свою собственную, безразлично относится к своей национальной принадлежности, считает, что его народ не лучше и не хуже других народов. По данной шкале мы получили средний уровень проявления данного качества.
Третья шкала - норма (позитивная этническая идентичность) - сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Позитивная этническая идентичность проявляется в том, что человек не скрывает своей национальности, любит свой народ и уважает язык и культуру других народов, готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия.
По данной шкале мы получили, что 100% студентов имеют высокий уровень проявления данного качества. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству, что мы и получили в результате тестирования.
Четвертая шкала - этноэгоизм. Данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму: мой «народ», но может предполагать напряжение и раздражение в обращении с представителями других этнических групп.
Таким образом, в результате нашего исследования мы получили явно выраженный компонент позитивной этнической идентичности. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее и как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой стороны -как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.
Библиографический список
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
2. Борисов, Р.В. Языковая компетентность как средство выражения этнической идентичности и формирования межэтнической толерантности учащейся молодежи [Текст]: автореф. ... канд. психол. наук / Р.В. Борисов. - М., 2007. - 28 с.
3. Вахтерев, В. П. Национальное воспитание // Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) [Текст]: учеб. пособие / В.П. Вахтерев - М., 2000. - Гл. 3. - С. 101-122.
4. Зинурова, Р.И. Этнос и личность [Текст]: психология и педагогика: учебное пособие / Р.И. Зи-нурова. - Ч. 2. - Казань, 2005. - с. 192.
5. Методология и методы этнопсихологических исследований [Текст] / авт.-сост.: А.Н. Панфилов, Г.М. Льдокова, Н.Г. Гайфуллина и др. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2009. - 212 с.
6. Борисов, Р.В. К вопросу об этнической идентичности и языковой компетентности российских немцев [Текст] / Р.В. Борисов, Л.Б. Шнейдер // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2009. - № 4(5).
7. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание [Текст] / В.Ю. Хотинец. - СПб: Алтейя, 2000. - 240 с.
References
1. Andreyeva G.M. Social psychology. M.: Aspect Press, 2003. P. 364. [in Russian].
2. Borisov R.V. Language competence as a means of expression of ethnic identity and formation of interethnic tolerance of the studying youth. M, 2007. P. 28. [in Russian].
3. Vakhterev V.P. National education. Russia pedagogics history anthology (the first half of the XXth century). M, 2000. P. 101-122. [in Russian].
4. Zinurova R.I. Etnos and personality. Kazan, 2005. P. 192. [in Russian].
5. Methodology and methods of ethnopsychological research. Yelabuga: Izd-vo EGPU, 2009. P. 212. [in Russian].
6. Borisov R.V., Shneyder L.B. K voprosu ob etnicheskoy identichnosti i yazykovoy kompetentnosti rossiyskih nemtsev. Modern social psychology: theoretical approaches and applied research. - 2009. - № 4(5).
[in Russian].
7. Hotinets V.Yu. Ethnic consciousness. SPb: Alteya, 2000. P. 240. [in Russian].
Сведения об авторах: Бильданова Виля Рустемовна,
ст. преподаватель, кафедра психологии, Казанский федеральный университет, г. Елабуга.
Республика Татрстан. &mail: bildanova56@mail.ru
Бисерова Галия Камильевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра психологии,
Казанский федеральный университет,
г. Елабуга.
&mail^: Galija62@gmail.com
Information about the authors: Bildanova Vilya Rustemovna,
Senior Lecturer,
Faculty of Psychology and Pedagogy, The Department of Psychology, Kazan Federal University, Elabuga, Republic of Tatarstan. E-mail: bildanova56@mail.ru
Biserova Galia Kamilyevna,
Faculty of Psychology and Pedagogy, The Department of Psychology, Candidate of Sciences (Education), Kazan Federal University, Elabuga, Republic of Tatarstan. E-mail: Galija62@gmail.com
Шагивалеева Гузалия Расиховна,
кандидат психологических наук, доцент,
кафедра психологии Казанский федеральный университет, г. Елабуга.
&mail^: guzel-shagivalee@mail.ru
Shagivaleeva Guzaliya Rasikhovna,
Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, The Department of Psychology, Faculty of Psychology and Pedagogy, Kazan Federal University, Elabuga, Republic of Tatarstan. E-mail: guzel-shagivalee@mail.ru
УДК 151.8 ББК 88.492
Ю.А. Королева
ДЕТЕРМИНАНТЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДИЗОНТОГЕНЕЗА
В статье приводятся результаты исследования детерминант социально-психологической компетентности, рассматриваемых в континуумах «конституционализм-инвайронментализм» и « объективность-субъективность». Выделяются механизмы развития социально-психологической компетентности и причины нарушения их функционирования в условиях дизонтогенеза.
о
О Ф т s
о о
X s
о [=
о
X .0
го
83
CK ф
M
m s
to О
го «
X к
to S ш i ° 85
■s
m
i " = ?
го ^
X
H X Ф I-Q.IB Ф С
Cl*