Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций студентов в различных этнических группах'

Особенности ценностных ориентаций студентов в различных этнических группах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЭТНОС / GENDER / MENTALITY / VALUE ORIENTATION / ETHNOS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хахутадзе Н. М.

Статья посвящена проблеме изучения влияния признака пола на проявления ценностных ориентаций студентов различных этнических групп. Представлены результаты исследований студентов, представителей России и Нигерии. Основным выводом исследования является тот факт, что как ментальность, так и гендерные особенности играют важную роль в формировании ценностносмысловой сферы личности, но в большей степени ментальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS IN DIFFERENT ETHNIC GROUPS

The article is devoted to the problem of studying the effect of gender on manifestations of value orientations of students of different ethnic groups. The results of studies of students from Russia and Nigeria are presented. The main conclusion of the study is the fact that both mentality and gender features play an important role in the formation of the value-semantic sphere of the personality, but to a greater degree the mentality.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций студентов в различных этнических группах»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

УДК: 316.752:74.480.0 ББК: 74.200.51

Психологические науки

25

Особенности ценностных ориентаций студентов в различных этнических группах.

© Н.М.К. Хахутадзе

Хахутадзе Н.М.К. - ассистент кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, ФГБОУ ВО «Курский Государственный Медицинский Университет» Минздрава России (КГМУ)

Адрес: ул. К. Маркса, 3, г. Курск, 305041, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме изучения влияния признака пола на проявления ценностных ориентаций студентов различных этнических групп. Представлены результаты исследований студентов, представителей России и Нигерии.

Основным выводом исследования является тот факт, что как ментальность, так и гендерные особенности играют важную роль в формировании ценностно- смысловой сферы личности, но в большей степени ментальность.

Ключевые слова: гендер, ментальность, ценностные ориентации,

этнос.

26

За всё время существования человечества происходили глобальные изменения самого человека, его культуры, ценностных ориентаций, представлений. То, что было ценно и важно в 19 веке, вряд ли имеет такую же ценность сейчас.

Рассматривая отношения к распределению ролей по половому признаку прошлого и настоящего можно заметить, что отношение к мужчинам и женщинам изменилось. Изменились их социальные роли, профессиональные предпочтения, права в обществе. В Британии в конце 19 начале 20 веков женщины обязаны были подчиняться мужчинам, быть матерями, исполнять роль добродетельной женщины, при этом незамужняя забеременевшая девушка отправлялась в ссылку в исправительные заведения или психиатрические больницы, незаконная беременность считалась психической ненормальностью [5]. Если же мужчина имел добрачные отношения или, будучи в браке позволял себе отношения с другими женщинами, то это расценивалось как «достойная сожаления, но вполне понятная слабость» [5]. Но что мы наблюдаем сегодня? На первый план женщина может поставить карьеру, путешествия, то что ценно и важно для неё, и при этом, замужество и рождение ребёнка не будут входит в круг её ценностей. Мужчины сбросили с себя роль кормильца, оставляя при этом экономические привилегии по сравнению с женщинами [5].

За последнее столетие , в частности, за последние несколько десятилетий был достигнут огромный прогресс в направлении достижения равенства полов. Женщины преодолели множество барьеров, изменив условия жизни, внеся свой вклад в расширение масштабов социальных и политических преобразований [4]. Эти движения могли различаться в разных странах по своему содержанию, темпам и масштабам, однако все они преследовали общую цель - улучшить положение женщин и общественный прогресс [4].

Под влиянием новых культурных, духовных, экономических факторов происходит трансформация гендерной идентичности, меняются ценностно-смыс-

ловые установки личности, личность выбирает новые социальные роли и ориентиры, конструирует социальный мир [6].

Наши ценности, помимо гендерной идентичности, так же определяет наша этническая принадлежность, наш менталитет. На современном этапе развития человеческая цивилизация вошла в качественно новую фазу своего развития. Идет сложный процесс межкультурной интеграции, обособленное существование народов и культур становится попросту невозможным. Вхождение в новую культуру, однако, осложнено внутренними переживаниями личности с одной стороны и внешним давлением, интолерантным отношением окружающих, с другой стороны.

Если отдельно рассматривать культуры, то стоит отметить, что согласно исследованиям Хофстеда, русская культура коллективистская, фемининная, с высоким уровнем избегания неопределенности и дистанции власти. Данное влияние психологических характеристик культуры особенно заметно при рассмотрении мотивационного компонента профессиональной идентичности. Немецкие исследователи Юсефи и Томас, говоря об отличительных чертах русских, выделили: безразличное отношение к качеству работы, отсутствие мотивации к достижениям, стремление занять позицию пассивного наблюдателя. Данный феномен можно объяснить тем, что у культур с высоким уровнем избегания неопределенности, низкая мотивация к достижению цели и присутствует боязнь неуспеха.

Ценностно-мотивационная структура позволяет понять взаимовлияние ценностей культуры, ценностных ориен-таций личности и ведущей мотивации. Согласно выводам Н.М. Лебедевой, полученных на основе данных исследования по методике Ш.Шварца, в России усиливаются ценности, присущие Азии: консерватизм, иерархия, мастерство, и Европы: интеллектуальная и аффективная автономия, равноправие, гармония [2]. Однако, как отмечает Н.М. Лебедева, для того,

тобы идти по европейскому пути, такие ценности как интеллектуальная автономия и равноправие в России еще недостаточно развиты и слишком высокий показатель ценностей консерватизма и иерархии. Низкий уровень ценностей автономии и равноправия связан с нежеланием принять на себя личную ответственность, идти на риск и напряженно работать. Ценности консерватизма и иерархии являются причиной тенденции перекладывания заботы и ответственности за обеспечение своих потребностей. Данные ценности являются следствием низкой мотивации к достижениям, безразличного отношения к качеству работы и стремления к позиции пассивного наблюдателя [3].

От культурных ценностей зависит мотивация к достижению, успеху и качеству работы [1].

Становление способов организации внутреннего мира личности происходит в ходе инкультурации, в связи с этим культурные особенности могут влиять на специфику этих способов. Личность переводит этнические значения, присваивает свойства этнокультурного мира, в соответствие с которыми строит систему способов организации и взаимодействия со своим внутренним миром. Тем самым рефлексивные процессы личности будут иметь культурную специфику в различных сферах жизни.

Рефлексия осуществляется с позиций определенной нравственной базы, усвоенных ценностей, норм и правил. Именно ценностями культуры представлен в первую очередь этнокультурный мир. В данном случае этнокультурная специфика профессиональной рефлексии обусловливается ценностным фактором. Было выявлено, что ценности культуры как универсальные способы действия содержат в себе варианты решения задач профессионализации.

Культура - неиссякаемый резерв надежных способов и моделей поведения. Но, чтобы освоить их, необходимы специальные условия: кризисные, проблемные, активизирующие.

Особую актуальность данная проблема приобретает по отношению к иностранным студентам.

Целью нашего исследования явилось выявление особенностей ценностных ориентаций у иностранных и русских студентов (с учетом полового признака).

Исследование проводилось на базе Курского государственного медицинского университета. В исследовании принимали участие русские и иностранные студенты (Нигерия) 1-2 курса. Группы формировались по половому признаку в каждой этнической группе: 14 юношей и девушек в каждой группе. Объем выборки 56 студентов.

Исследуя этнопсихологические особенности ценностной сферы русских и иностранных студентов медицинского вуза, нами использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Статистическая обработка с использованием

STATISTICA 8.0. 27

По средним значениям показателей мы видим, что у русских студентов из терминальных ценностей самыми высокозначимыми являются здоровье (2,78), любовь (5,72), счастливая семейная жизнь (5,7), а самыми низкозначимыми - творчество (14,66), красота природы и искусства (14), счастье других (13,48), развлечения (13,34).

У иностранных студентов наиболее значимыми терминальными ценностями являются здоровье (3,45), счастливая семейная жизнь (5,025) и жизненная мудрость (5,95), наименее значимыми - творчество (14,375), красота природы и искусств (13,15), развлечения (13,05).

При оценке значимости различий показателей терминальных ценностей между группами русских и иностранных студентов по критерию Манна-У-итни были получены результаты, свидетельствующие о наличии значимых различий. при р<0,05: жизненная мудрость (Шмп.=720,5*), здоровье (Шмп.=703*); при р<0,01: счастье других (Шмп.=665*). По №2 (17) 2019 остальным показателям различий обна- www.j-chr.com ружено не было.

Таким образом, для иностранных

28

студентов жизненная мудрость и счастье На рис. 1 представлено сравнение

других обладают наибольшей ценностью, значимости терминальных ценностей у

чем для русских, а для русских студентов двух групп (у русских и иностранных сту-

здоровье ценнее, чем для иностранных дентов). студентов.

Рис. 1 Гистограмма средних значений показателей терминальных ценностей в группе русских студентов и в группе иностранных студентов.

Рис. 2. Гистограмма средних значений показателей терминальных ценностей в группе русских студентов и в группе иностранных студентов.

02020200020202020202020002000200020002000200029023

При исследовании инструментальных ценностей у русских студентов наиболее значимыми являются воспитанность (5,8), образованность (7,52), ответственность (7,72), аккуратность (7,98), наименее значимыми - непримиримость к недостаткам в себе и других (13,45), высокие запросы (13,24), широта взглядов (12,14).

У иностранных студентов среди инструментальных ценностей наиболее значимыми считаются честность (5,45), образованность (6,65), воспитанность (6.875), ответственность (7.2), наименее значимыми - непримиримость к недостаткам в себе и других (12,9), смелость в отстаивании своего мнения (12,325), широта взглядов (11,62).

При оценке значимости различий показателей инструментальных ценностей между группами русских и иностранных студентов по критерию Ман-на-Уитни были получены результаты, свидетельствующие о наличии значимых различий, при р<0,05: жизнерадостность (иэмп.=743*), честность (Шмп.=700,5*). По остальным показателям различий обнаружено не было.

Таким образом, для русских студентов жизнерадостность обладает наибольшей ценностью, чем для иностранных студентов, а честность ценнее для ино-

странных студентов, чем для русских студентов.

На рис. 2 представлены показатели средних значений инструментальных ценностей в группах испытуемых (у русских и иностранных студентов).

Таким образом было выявлено, что для иностранных студентов жизненная мудрость и счастье других обладают наибольшей ценностью, чем для русских, а для русских студентов здоровье ценнее, чем для иностранных студентов. А при исследовании инструментальных ценностей получены данные, где видно, что для русских студентов жизнерадостность обладает наибольшей ценностью, чем для иностранных студентов, а честность ценнее для иностранных студентов, чем для русских студентов.

Таким образом, как ментальность, так и пол играют важную роль в формировании ценностно- смысловой сферы личности, но в большей степени ментальность. Целесообразно проведение программы сопровождения образовательного процесса студентов международного факультета

повышающих толерантность и социально-психологическую адаптацию.

29

ЛИТЕРАТУРА

1. Гавронова Ю. Д. Влияние психологических характеристик культуры на мотива-ционные и ценностные компоненты профессиональной идентичности // Миры культур и культура мира. Сборник материалов третьей Всероссийской научно-практической конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития». - М.: МГППУ, 2011. - С. 28-29.

2. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже ХХ1 века // Психологический журнал. 2000. Т.21. №3. - С. 73- 87.

3. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию / Н.М. Лебеде

ва. - М.: Ключ-С, 1998. - С. 28 - 43.

4. Лосева О.М. Проблемы гендерной идентичности в условиях глобализации и формирования новых социальных отношений // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 1 (93). С. 84-86.

5. Матвеева К.С. Эволюция социальных представлений о гендерной идентичности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 1 (69). С. 170-177.

6. Шишлова Е.Э. Гендерная идентичность как фактор развития личности // Право и управление. XXI век. - 2012. - № 1 (22). -С. 63-65.

FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS IN DIFFERENT ETHNIC GROUPS

© Nilufer M.K. Khakhutadze

Khakhutadze N.M.K. - Assistant, Department of Psychology of Health and Neuropsychology, Kursk State Medical University (KSMU)

Address: st. K. Marx, 3, Kursk, 305041, Russian Federation

Abstract

The article is devoted to the problem of studying the effect of gender on manifestations of value orientations of students of different ethnic groups. The results of studies of students from Russia and Nigeria are presented.

The main conclusion of the study is the fact that both mentality and gender features play an important role in the formation of the value-semantic sphere of the personality, but to a greater degree the mentality.

Keywords: gender, mentality, value orientation, ethnos.

REFERENCE

30

1. Gavronova YU. D. Vliyaniye psikhologicheskikh kharakteristik kul'tury na motivatsionnyye i tsen-nostnyye komponenty professional'noy identich-nosti // Miry kul'tur i kul'tura mira. Sbornik materialov tret'yey Vserossiyskoy nauchno-prak-ticheskoy konferentsiya «Prakticheskaya etnop-sikhologiya: aktual'nyye problemy i perspektivy razvitiya». - M.: MGPPU, 2011. - S. 28-29.

2. Lebedeva N.M. Bazovyye tsennosti russkikh na rubezhe KHKHi veka // Psikhologicheskiy zhur-nal. 2000. T.21. №3. - S. 73- 87.

3. Lebedeva N.M. Vvedeniye v etnicheskuyu i krosskul'turnuyu psikhologiyu / N.M. Lebedeva. -

M.: Klyuch-S, 1998. - S. 28 - 43.

4. Loseva O.M. Problemy gendernoy identich-nosti v usloviyakh globalizatsii i formirovaniya novykh sotsial'nykh otnosheniy // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki. 2011. № 1 (93). S. 84-86.

5. Matveyeva K.S. Evolyutsiya sotsial'nykh pred-stavleniy o gendernoy identichnosti // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki. 2009. № 1 (69). S. 170-177.

6. Shishlova Ye.E. Gendernaya identichnost' kak faktor razvitiya lichnosti // Pravo i upravleniye. XXI vek. - 2012. - № 1 (22). - S. 63-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.