Научная статья на тему 'Особенности ценностной сферы менеджеров по рекламе и сбыту татарской этнической принадлежности'

Особенности ценностной сферы менеджеров по рекламе и сбыту татарской этнической принадлежности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОЗРАСТНОЙ И КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТЕЙ / ТАТАРСКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / VALUED ORIENTATIONS / AGE AND CROSS-CULTURAL ASPECT OF VALUES / TATAR ETHNIC GROUPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трифонова Е. А., Бендас Т. В.

Описываются возрастные и кросс-культурные особенности ценностных ориентаций менеджеров татарской этнической принадлежности. Анализируются результаты проведенного психологического исследования ценностной сферы, уделяется внимание значимым ценностям и степени их реализованности в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the values of advertising and marketing managers of Tatar ethnicity

The article represents age and cross-cultural features of the valued orientations of managers' Tatar ethnic belonging. The results of the conducted psychological research are analyzed, general meaningful values are presented. In the research both level of meaningfulness of values of managers and degree of their realization was exposed.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностной сферы менеджеров по рекламе и сбыту татарской этнической принадлежности»

ПСИХОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 4. С. 325-327.

УДК 159.922.4

Е.А. Трифонова, Т.В. Бендас

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ МЕНЕДЖЕРОВ ПО РЕКЛАМЕ И СБЫТУ ТАТАРСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Описываются возрастные и кросс-культурные особенности ценностных ориентаций менеджеров татарской этнической принадлежности. Анализируются результаты проведенного психологического исследования ценностной сферы, уделяется внимание значимым ценностям и степени их реализованности в жизни.

Ключевые слова: ценностные ориентации, возрастной и кросс-культурный аспекты ценностей, татарская этническая группа.

Актуальность изучения ценностных ориентаций личности обусловила появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы.

В современном мире на рубеже ХХ-ХХ1 вв. происходят глобальные процессы, ускоряется темп активности, зарождаются новые фирмы и стили коммуникаций, по-новому понимается смысл человеческой жизни, трансформируются личностные и социальные ценности.

Структура и динамика ценностных ориентаций личности рассматривались М. И. Бобневой, взаимосвязи ценностных ориентаций с характерологическими особенностями личности - И.В. Дубровиной. Проблема принятия личностью ценностей активно изучалась в работах Д.А. Леонтьева, С.Г. Климовой, Н.И. Лапина, М.С. Яницкого. Кросс-культурные различия ценностных ориентаций исследовались В. С. Агеевым, В. М. Бызовой, Р. Инглхартом, Н.М. Лебедевой, Е.В. Па-велко и др. В этой связи Б. Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития [1].

Д.А. Леонтьев считал, что систему ценностей не выдумывают, ею живут, так как человеческая жизнь является сознательной жизнью. Если общественное сознание есть ни что другое, как сознательное бытие, то система ценностей не только осознаётся, но и продумывается. Поэтому становление мировоззрения и связано с формированием ценностно-смысловой сферы личности [3].

Ценностные ориентации личности являются генетически производными от ценностей социальных групп. Выбор и присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп. По мнению многих исследователей, занимающихся данной проблемой, несмотря на специфику подходов к ней, система ценностных ориентаций во многом определяет формирование личности человека [2].

Итак, система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя, в свою очередь влияет на социализацию принадлежащей к нему молодежи.

© Е.А. Трифонова, Т.В. Бендас, 2011

326

Е.А. Трифонова, Т. В. Бендас

В нашем исследовании мы постарались рассмотреть особенности ценностных ориентаций менеджеров татарской этнической принадлежности, так как в литературе эта проблема изучена достаточно мало и нам хотелось восполнить этот пробел.

В проведенном нами исследовании испытуемыми стали менеджеры по рекламе и сбыту г. Оренбурга общей численностью в 120 человек (поровну мужчин и женщин татарской этнической принад-лжедности) из различных организаций (сеть магазинов «Евростиль», «Эксперт», «Линия тока»), возрастной состав респондентов - 22-35 лет. Для изучения иерархии ценностей менеджеров по рекламе и сбыту нами был выбран тест М. Рокича, модифицированный Д.А. Леонтьевым. Эта техника направлена на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности [3].

Согласно полученным данным по тесту М. Рокича можно заключить, что значимыми для татар - менеджеров по рекламе и сбыту являются рациональные ценности: познание, материально обеспеченная жизнь, жизненная мудрость, образованность, рационализм, ответственность и ценности согласия, почитания традиции (счастливая семейная жизнь, гармония, скромность); а индифферентными - ценности нонконформизма: риск, свобода, независимость.

Для менеджеров-татар приоритеты среди терминальных ценностей оказались расставленными следующим образом: познание, счастливая семейная жизнь, материально-обеспеченная жизнь, жизненная мудрость, гармония, творчество, а среди инструментальных ценностей - образованность, исполнительность, ответственность, рационализм, скромность, смелость в отстаивании своего мнения.

Предпочтения менеджеры-татары отдали следующим ценностям-целям: активная деятельная жизнь, патриотизм, интересная работа, здоровье, общественное признание, карьера и таким ценностям-средствам, как: эффективность в делах, общительность, высокие запросы, твердая воля, жизнерадостность, терпимость.

Индифферентными для исследуемых менеджеров стали такие ценности, как наличие хороших и верных друзей, сострадание, развлечения, любовь, свобода, уверенность в себе (терминальные ценно-

сти), независимость, чуткость, воспитанность, простота, щедрость, честность (инструментальные ценности). Также мы оценили не только уровень значимости ценности для человека, но и степень ее реализованности в реальной жизни, выделив по 7 ценностей в системах ценности-цели и ценности-средства.

Степень реализованное™ ценностных ориентаций менеджеров-татар

№ Ценностные ориентации Процент реализованности

Терминальные (ценности-цели)

1 Активная деятельная жизнь 97

2 Жизненная мудрость 95

3 Наличие хороших и верных друзей 93

4 Интересная работа 90

5 Патриотизм 90

6 Свобода 40

7 Здоровье 30

Инструментальные (ценности-средства)

1 Исполнительность 100

2 Рационализм 97

3 Высокие запросы 90

4 Ответственность 92

5 Твердая воля 90

6 Щедрость 38

7 Независимость 10

Как видно из таблицы, ведущими для менеджеров-татар являются ценности (активная жизнь, жизненная мудрость, рационализм, исполнительность, ответственность и др.), которые реализованы в среднем на 90-100 %. Прямого влияния степени реализованности ценностей на ранг их значимости обнаружено не было. Так, несмотря на то, что такая ценность у менеджеров-татар, как образованность, занимает первое место в иерархии, реализована она в жизни только наполовину (58 %), а почти полностью реализованная ценность - твердая воля (90 %) - имеет лишь 11 ранг.

Таким образом, результаты исследования показали, что в иерархии ценностей-целей менеджеров-татар доминируют: познание, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, жизненная мудрость, гармония, творчество.

Среди ценностей-средств в иерархии менеджеров-татар ведущими стали: образованность, исполнительность, ответственность, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения.

Такие перечисленные особенности ценностной сферы менеджеров характерны для традиционного татарского общества.

Особенности ценностной сферы менеджеров по рекламе и сбыту..

327

В дальнейшем мы планируем построить наше исследование на сравнении ценностей менеджеров русской и татарской этнической принадлежности между собой, добавив ряд методик и уделив внимание сравнению не только возрастных, этнических, но и гендерных особенностей менеджеров по рекламе и сбыту г. Оренбурга.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ананьев Б. Г. Избранные труды : в 2 т. Т. 1. М., 1980. 232 с.

[2] Бендас Т. В., Якиманская И. С. Лидерство в кросс-культурных и гендерных исследованиях. Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2006. 294 с.

[3] Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. М., 1992. 62 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.