ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Т.Г. Авдеева
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье рассматриваются содержание и структура ценностных ориентаций руководителей образовательных учреждений. Анализируется система ценностей руководителей образовательных учреждений города и сельской местности.
Ценности, ценностные ориентации, иерархия ценностей, руководитель образовательного учреждения.
The article considers the content and the structure of value orientations of the heads of educational institutions. The system of values of heads of educational institutions of the city and the countryside is analyzed.
Values, value orientations, hierarchy of values, the head of educational institution.
Проблема ценностей и ценностных ориентаций является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии и педагогики. Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций.
Результаты проведенного эмпирического исследования сферы личностных ценностей с помощью модифицированной методики М. Рокича [1], [2] дают вполне достаточное представление о структуре и содержании ценностных ориентаций руководителей образовательных учреждений. В экспериментальном исследовании приняли участие 172 руководителя образовательных учреждений г. Красноярска и Красноярского края. В ходе исследования обращалось внимание на выявление не только значимых для испытуемых терминальных и инструментальных ценностей (как предпочитаемых, так и отвергаемых), но и на особенности их структурирования у руководителей образовательных учреждений города и сельской местности.
Результаты изучения значимости для руководителей образовательных учреждений (ОУ) данных групп различных терминальных ценностей представлены на рис. 1.
Анализ данных позволил выявить иерархию терминальных ценностей у руководителей образовательных учреждений. В иерархии терминальных ценностей руководителей образовательных учреждений сельской местности абсолютно доминируют следующие ценности: «здоровье» (2,85), «уверенность в себе» (7,47), «продуктивная жизнь» (7,73), «развитие» (8,05), «счастливая семейная жизнь» (8,17).
Рис. 1. Иерархия терминальных ценностей руководителей образовательных учреждений сельской местности
Выстроив иерархическую структуру ценностей, выявили, что доминирующую позицию в иерархии терминальных ценностей занимает «здоровье». Руководители четко осознают то, что именно здоровье, причем как физическое, так и психическое, является главной ценностью жизни, позволяет верить в резервы своего организма, быть уверенным в себе, получать удовольствие от общения в кругу друзей и семьи. Это, в свою очередь, позволяет максимально использовать свои профессиональные возможности и постоянно работать над собой. Менее значимыми, чем вышеперечисленные ценности, для руководителей данной группы являются следующие терминальные ценности: «интересная работа» (8,40); «любовь» (8,77); «наличие хороших и верных друзей» (9,40); «свобода» (9,66). Говоря об интересной работе, руководители связывают ее с общением с коллегами по работе, с теплыми и добрыми отношениями в кругу семьи и друзей, со зрелостью суждений и здравым смыслом. Гораздо меньшее значение придают таким ценностям, как «активная деятельная жизнь» (9,90); «познание» (10,80); «общественное признание» (11,00); «материально обеспеченная жизнь» (11,20). И малозначительными ценностями в иерархической структуре терминальных ценностей
являются: «счастье других» (12,00); «жизненная мудрость» (12,80); «красота природы и искусства» (13,00); «творчество» (13,00); «развлечения» (15,00). Как ни странно, но такие ценности как «познание», «общественное призвание» занимают одно из дальних мест в структуре ценностных ориентаций. Это говорит о перегрузке и недостатке времени у человека в современном мире.
У руководителей образовательных учреждений города ценностное «ядро» составляют следующие терминальные ценности (рис. 2): «здоровье» (1,60), «счастливая семейная жизнь» (6,90), «интересная работа» (7,23), «активная деятельность» (7,48), «наличие хороших и верных друзей» (7,59). Говоря о здоровье, руководители связывают его со счастливой семейной жизнью, с интересной работой, с полнотой и эмоциональной насыщенностью и с возможностью общения в кругу друзей. Ценностями среднего статуса для руководителей являются: «уверенность в себе» (8,27); «любовь» (8,48); «развитие» (8,84); «продуктивная жизнь» (9,01). Можно сказать о том, что уверенность в своих силах определяет цели пути развития как в личностном, так и в профессиональном плане. Гораздо меньшее значение имеют терминальные ценности: «свобода» (9,87); «жизненная мудрость» (9,92); «познание» (9,95); «общественное признание» (11,40); «счастье других» (11,60). К ценностям, имеющим самый низкий статус, относятся: «материально обеспеченная жизнь» (11,70); «красота природы и искусства» (13,20); «творчество» (13,30); «развлечения» (15,40).
Терминальные ценности
Рис. 2. Иерархия терминальных ценностей руководителей образовательных учреждений города
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей руководителей двух групп. Разумеется, ценность человеческого здоровья действительно высока. Возможно, одной из причин данного расположения ценностей является приоритет биологической составляющей смысложизненных ориентаций. Еще одной из причин, по которой здоровье занимает высокое место, может быть его семантическое отождествление с понятием «жизнь». Повышается уровень профессионального развития, и здоровью отводится менее значимое место. Это не значит, что повышая уровень профессионального развития, человек все меньше хочет быть здоровым. В данном случае одна цен-
ность как бы «вытесняется» другой, более актуальной и более важной на данном этапе. В связи с этим необходима актуализация потребности в здоровье физическом и духовном, обусловленная их ценностью как средства достижения других жизненно важных ценностей (например, хорошо выглядеть, быть материально обеспеченным, занимать определенное положение в обществе, на работе и т.п.), что будет активизировать действенную заботу о физическом благополучии.
Такие ценности, как «счастье других», «красота природы и искусства», «творчество», «развлечения», «жизненная мудрость», «материально обеспеченная жизнь» не значимы в структуре ценностных ориентаций руководителей. И хотя в пятерке отвергаемых терминальных ценностей обнаруживаются уже четыре общих для руководителей обеих групп ценности («счастье других», «красота природы и искусства», «творчество», «развлечения»), их ранги и положение в иерархической системе терминальных ценностей руководителей ОУ города и сельской местности отличаются друг от друга.
Анализ ранговой значимости терминальных ценностей позволил выстроить профили ценностей для каждой группы руководителей образовательных учреждений. Рассмотрим особенности профиля терминальных ценностей руководителей образовательных учреждений сельской местности (рис. 3).
Терминальные ценности опросника М. Рокича
Рис. 3. Профиль терминальных ценностей руководителей образовательных учреждений сельской местности
Изучение представлений о системе значимых ценностей руководителей ОУ сельской местности показало, что наиболее важными терминальными ценностями являются жизненные ценности: «здоровье» (56,9 %), «счастливая семейная жизнь» (2,3 %); индивидуалистические ценности: «уверенность в себе» (19,7 %); абстрактные ценности и ценности профессиональной самореализации: «развитие» (9,3 %) и «продуктивная жизнь» (3,4 %).
Заметим, данные терминальные ценности определяют ценностно-смысловой аспект жизни и деятельности руководителей сельских образовательных учреждений. Далее следуют личностные и индивидуальные ценности: «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «свобода», «материально обеспеченная жизнь»; ценности профессиональной самореализации: «активная деятельная жизнь», «интересная работа», «общественное признаниe»; абстрактные ценности: «познание».
В нижней части иерархии терминальных ценностей руководителей данной группы расположены ценности межличностного общения: «счастье других» (17,4 %); абстрактные и пассивные ценности: «жизненная мудрость» (5,8 %), «творчество» (23,3 %), «красота природы и искусства» (4,3 %); индивидуальные ценности: «развлечения» (48,8 %).
Охарактеризуем содержательные блоки терминальных ценностей руководителей образовательных учреждений города (рис. 4). Для руководителей образовательных учреждений города среди терминальных ценностей ведущими являются жизненные ценности: «здоровье» (79,0 %), «счастливая семейная жизнь» (18,6 %), «наличие хороших и верных друзей» (6,9 %); ценности профессиональной самореализации: «интересная работа» (11,6 %), «активная деятельная жизнь» (10,4 %).
20" 18 Й 16" И 14"
•§ 12" ¡310" ! 8
£6 4
2
0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Терминальные ценности опросника М. Рокича
Рис. 4. Профиль терминальных ценностей руководителей образовательных учреждений города
Далее идут пассивные ценности: «уверенность в себе», «жизненная мудрость»; личностные и абстрактные ценности: «любовь», «развитие», «познание», «свобода»; ценности профессиональной самореализации: «продуктивная жизнь», «общественное признание». В нижней части иерархии терминальных ценностей руководителей данной группы расположены ценности межличностного общения: «счастье других» (2,3 %); индивидуальные ценности: «материально обеспеченная жизнь» (16,2 %), «развлечения» (55,8 %); абстрактные и пассивные ценности: «творчество» (17,4 %), «красота природы и искусства» (3,5 %).
Как видно из приведенных данных, для руководителей образовательных учреждений сельской местности важное значение имеют ценности-цели (индивидуальные ценности и ценности профессиональной самореализации), для руководителей образовательных учреждений города - жизненные ценности.
Рассмотрим особенности выбора инструментальных ценностей. Иерархия инструментальных ценностей руководителей образовательных учреждений сельской местности представлена на рис. 5. Так, в «ядро» инструментальных ценностей руководителей ОУ сельской местности и города входят: «ответственность» (4,58), «честность» (5,51), «образованность» (6,87), «воспитанность» (7,15), «широта взглядов» (7,79). Ставя «ответственность» на одну из первых позиций в иерархической структуре инструментальных ценностей, руководителям важно быть
последовательными в своих управленческих решениях, уметь держать свое слово, быть искренними в отношениях со всеми субъектами образовательного процесса, уметь понять и принять чужую точку зрения, стремиться соблюдать правила этикета и поддерживать хорошие манеры.
Инструментальные ценности
Рис. 5. Иерархия инструментальных ценностей руководителей образовательных учреждений сельской местности
Несколько менее значимыми оказались следующие инструментальные ценности: «жизнерадостность» (7,90); «исполнительность» (8,29); «эффективность в делах» (8,33); «терпимость» (8,69). Доминирующей ценностью является «жизнерадостность». Это подтверждает преобладание положительных эмоций в жизни руководителей данной группы. Руководители в большей степени ориентированы на социальное одобрение субъектов образовательного учреждения, которыми они руководят. Вероятно, поэтому «самоконтроль» и «эффективность в делах» относятся к ценностям среднего статуса. К этой группе также относятся «рационализм» (9,26); «чуткость» (9,88); «независимость» (10,52); «аккуратность» (14,00). К ценностям, имеющим самый низкий статус, исследуемые отнесли: «смелость в отстаивании своего мнения» (11,15); «твердая воля» (11,66); «нетерпимость к недостаткам в себе и других» (14,77); «высокие запросы» (15,41).
Рассмотрим особенности профиля инструментальных ценностей руководителей образовательных учреждений сельской местности (рис. 6).
ИИИИИИИИИ Инструментальные ценности
Рис. 6. Профиль инструментальных ценностей руководителей образовательных учреждений сельской местности
Ведущие ранги в иерархии инструментальных ценностей руководителей образовательных учреждений сельской местности (см. рис. 6) принадлежат ценностям профессиональной самореализации: «от-
ветственность» (29,1 %); этическим и интеллектуальным ценностям: «честность» (6,9 %), «образованность» (9,3 %); ценностям межличностного общения: «воспитанность»; альтруистическим ценностям: «широта взглядов» (5,8 %).
Менее значимы в иерархии инструментальных ценностей индивидуальные ценности: «самоконтроль», «независимость»; ценности профессиональной самореализации: «исполнительность», «эффективность в делах»; ценности межличностного общения: «жизнерадостность», «чуткость»; альтруистические ценности: «терпимость» и «рационализм». И завершают иерархию следующие ценности: индивидуалистические: «высокие запросы» (30,2 %), «твердая воля» (3,4 %); этические: «непримиримость к недостаткам в себе и других» (15,1 %); ценности самоутверждения: «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» (10,4 %). На основании вышесказанного можно заключить, что в структуре ценностных ориентаций значимое место занимают индивидуальные ценности, ценности профессиональной самореализации и ценности принятия других.
По нашим данным (рис. 7), руководители образовательных учреждений города демонстрируют следующую иерархию ценностей. Доминирующую позицию в иерархии инструментальных ценностей руководителей занимают: «честность» (6,00); «ответственность» (6,88); «образованность» (6,98); «жизнерадостность» (7,34); «воспитанность» (7,83). Ценностями среднего статуса или «структурного резерва» являются: «исполнительность» (8,17); «терпимость» (8,37); «широта взглядов» (8,71); «чуткость» (8,84). Меньшее значение придается таким ценностям,
Рассмотрим особенности профиля инструментальных ценностей руководителей образовательных учреждений города (рис. 8).
кккккккк
к к к к к к к
Инструментальные ценности
Рис. 7. Иерархия инструментальных ценностей руководителей образовательных учреждений города
как «самоконтроль» (9,14); «рационализм» (9,26); «эффективность в делах» (10,20); «аккуратность» (10,45). И малозначимыми являются инструментальные ценности: «смелость в отстаивании своего мнения» (11,31); «независимость» (11,56); «твердая воля» (11,71); «нетерпимость» (12,78); «высокие запросы» (13,90). Такое положение ценностей, хотя и свидетельствует об определенном сходстве в системе ценностей-средств, которые разделяют и принимают руководители ОУ города и сельской местности, показывает и различия оценок этих ценностей руководителями образовательных учреждений. Эти ценности имеют не только разные средние ранги в группах руководителей, но и занимают разные места в их иерархии.
^и ^ ^ ^^ ° ^ ^ ^ ^ 00
ИИИИИИИИИ Инструментальные ценности
Рис. 8. Профиль инструментальных ценностей руководителей образовательных учреждений города
Для руководителей образовательных учреждений города среди инструментальных ценностей ведущими являются этические ценности: «честность» (11,6 %); интеллектуальные: «образованность» (8,1 %); ценности профессиональной самореализации и межличностного общения: «ответственность» (9,3 %), «жизнерадостность» (2,3 %) и «воспитанность» (5,8 %). Далее следуют такие ценности, как «исполнительность»; альтруистические ценности: «терпимость», «широта взглядов», «чуткость»; конформистские: «самоконтроль»; «рационализм» и «аккуратность». Замыкают иерархию инструментальных ценностей руководителей данной группы индивидуалистические ценности: «высокие запросы» (31,2 %), «твердая воля» (24,4 %); этические ценности: «непримиримость» (24,3 %); ценности самоутверждения: «смелость в отстаивании своего мнения» (21,5 %). Таким образом, доминирующую позицию в структуре ценностей занимают жизненные ценности и ценности межличностного общения.
В иерархии инструментальных ценностей «образованность» и «широта взглядов» вошли в число ведущих ценностей, в то время как ценности «познание» и «творчество» среди терминальных ценностей руководителей образовательных учреждений имеют соответственно одиннадцатый и семнадцатый ранг. Можно предположить, во-первых, что данный фак-тся связан с достаточно устоявшейся жизненной позицией как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Достигнутый уровень образования, опыт работы дает уверенность в своих знаниях. Во-вторых, в инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в обществе средства достижения целей, а терминальные ценности выражают цели, идеалы, смыслы жизни.
Проанализируем полученные результаты более подробно. Сравнительный анализ данных показал, что достоверно значимы различия показателей по пяти шкалам терминальных ценностей. Так, по шкале «активная деятельная жизнь» степень достоверности составила р = 0,00, при этом данная ценность для руководителей образовательных учреждений сельской местности более значима, чем для руководителей образовательных учреждений города. Степень
достоверности различий по шкале «жизненная мудрость» составила р = 0,00, причем зрелость суждений и здравый смысл, достигнутые жизненным опытом, для руководителей образовательных учреждений сельской местности более ценны, чем для руководителей образовательных учреждений города. По шкале «здоровье» также обнаружена высокая степень достоверности различий (р = 0,00), при этом ценность отношения как к психическому, так и к физическому здоровью для руководителей образовательных учреждений сельской местности более значима, чем для руководителей образовательных учреждений города. Степень достоверности различий по шкале «наличие хороших и верных друзей» составила р = = 0,00, причем ценность «наличие друзей» более значима для руководителей образовательных учреждений сельской местности, чем для руководителей образовательных учреждений города. По шкале «продуктивная жизнь» также обнаружена значимая степень достоверности различий (р = 0,03), при этом максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей в профессиональной деятельности более характерно для руководителей образовательных учреждений города, чем для руководителей образовательных учреждений сельской местности. По остальным шкалам терминальных ценностей достоверных различий не выявлено. Анализ достоверности различий показателей руководителей образовательных учреждений сельской местности и города выявил наличие степеней различий по трем шкалам инструментальных ценностей: «непримиримость к недостаткам в себе и других», «самоконтроль» и «эффективность в делах». Так, по шкале «непримиримость к недостаткам в себе и других»
обнаружена значимая степень достоверности различий (р = 0,01), которая более важна для руководителей образовательных учреждений города. По шкале «самоконтроль» также обнаружена значимая степень достоверности различий (р = 0,03), при этом ценность самоконтроля для руководителей образовательных учреждений сельской местности более значима, чем для руководителей образовательных учреждений города. Степень достоверности различий по шкале «эффективность в делах» составила р = = 0,01, причем эффективность в делах, трудолюбие и продуктивность в работе более ценны для руководителей образовательных учреждений города.
Исходя из вышесказанного, ценностные ориентации определяют общую направленность интересов и устремлений личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов. Ценностные ориентации проявляются и раскрываются через оценки, которые руководитель дает себе, другим, обстоятельствам и т. д., через его умение структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и выходить из конфликтных ситуаций, через избираемые линии поведения в управленческих ситуациях, через умение задавать и изменять доминанты собственной жизнедеятельности.
Литература
1. Гоштаускас, А. Адаптированный вариант методики М. Рокича / А. Гоштаускас, А. Семенов, В. Ядов // Самореализация и прогнозирование социального поведения личности. - Л., 1979. - С. 208-209
2. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. - М., 1992.