В. С. Миронов
ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Работа представлена кафедрой теории и истории культуры.
Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор М. Л. Магидович
В статье анализируются культурно-ценностные ориентации студентов Санкт-Петербурга, на основе эмпирических исследований.
Ключевые слова: культурно-ценностная ориентация, ценность.
V. Mironov
EMPIRICAL RESEARCHES OF SAINT-PETERSBURG STUDENTS’ CULTURAL-VALUE ORIENTATIONS
Cultural-value orientations of Saint-Petersburg students are analysed in the paper, basing on the empirical researches.
Key words: cultural-value orientation, value.
Весной 2005 г., мною в сотрудничестве с научным руководителем моей дипломной работы Ю. С. Томашевским, были проведены тестирования студентов первого курса экономического факультета РГПУ им. А. И. Герцена по методике М. Рокича («Ценностные ориентации» М. Рокича).
Целью исследования было выявление и анализ культурно-ценностных ориентаций молодежи Санкт-Петербурга на примере студентов первого курса экономического факультета РГПУ им. А. И. Герцена. Мотивом к проведению данного исследования являлась неудовлетворенность довольно небольшим количеством проводимых в то время в России исследований по культурно-ценностным ориентациям молодежи.
Общий объем выборки составил - 73 человека: 52 девушки, 17 юношей и 4 человека,
не обозначивших свой пол в анкетах. Средний возраст респондентов - 17,56 лет.
В процессе первоначального анализа нами были выделены наиболее выраженные ценности и обозначены наименее выраженные ценности у студентов по методике «Ценностных ориентаций» М. Рокича [1].
Среди наиболее выраженных терминальных ценностей у студентов на первом месте отмечалась «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)» с очень высоким средним показателем 0,794.
Также очень важными терминальными ценностями выступили «здоровье (физическое и психическое)» и «наличие хороших и верных друзей» со средним показателем у обеих 0,671.
Среди наименее выраженных терминальных ценностей выделялись: «развлечение» (0,054),
Таблица 1
Наиболее предпочитаемые ценности (реальные)
Терминальные М (ср. знач.) Инструментальные М (ср. знач.)
1. Любовь 0,794 1. Жизнерадостность 0,589
2. Здоровье 0,671 2. Образованность 0,575
3. Наличие верных друзей 0,671 3. Воспитанность 0,534
4. Уверенность в себе 0,561 4. Независимость 0,534
5. Счастливая семейная жизнь 0,479 5. Честность 0,493
6. Свобода 0,452 6. Твердая воля 0,479
«счастье других» (0,068), «творчество» (0,068) и «красота природы и искусства» (0,082).
Среди наиболее выраженных инструментальных ценностей выделялся ряд следующих ценностей: «жизнерадостность», «образованность», «воспитанность», «независимость».
«Жизнерадостность (чувство юмора)» являлась самой выраженной инструментальной ценностью со средним показателем 0,589.
«Образованность (широта знаний, высокая общая культура)» являлась выраженной инструментальной ценностью со средним показателем 0,575.
«Воспитанность (хорошие манеры)» и «независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)» являются выраженными инструментальными ценностями со средним показателем у обеих 0,534.
Среди наименее выраженных инструментальных ценностей выделялись в убывающем порядке: «исполнительность» (0,123) и «эффективность в делах» (0,123), «непримиримость к недостаткам в себе и других» (0,054).
Анализ двух групп ценностей, наиболее предпочитаемых респондентами, показал их главные приоритеты. Данные нашего исследования ценностных ориентаций молодежи можно сравнить с данными исследования Н. М. Лебедевой 1999 г. Среди самых выраженных терминальных ценностей, совпадающих с данными Лебедевой, можно выделить: «любовь» (у Лебедевой похожая, но не идентичная ценность называется «зрелая любовь»), «здоровье» (у Лебедевой тоже называется «здоровье», также одна из самых выраженных ценностей - находится на втором месте у студентов и на первом у учителей), «наличие хороших и верных друзей» (у Лебедевой называется «на-
стоящая дружба» - у студентов находится на третьем месте), «свобода» (у Лебедевой тоже называется «свобода» - и для студентов является одной из главных ценностей, а у учителей среди главных ценностей отсутствует) [2].
Среди наиболее выраженных инструментальных ценностей совпадающих с данными Лебедевой выделились: «независимость» (у Лебедевой тоже называется «независимость» -одна из самых выраженных у студентов и отсутствует среди главных у учителей), «честность» (у Лебедевой тоже называется «честность» - одна из самых выраженных у учителей и отсутствует среди главных у студентов).
Среди основных терминальных ценностей в идеале («в идеальном будущем»), в сравнении с ориентацией на настоящее, появилась только одна ценность - «интересная работа», и соответственно исчезла только одна - «свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)». То, что у студентов первого курса экономического факультета в идеале («в идеальном будущем, например через 5-10 лет») появляется «интересная работа», довольно понятно и предсказуемо, но исчезновение такой ценности, как «свобода», довольно удивительно. Можно предположить, что у студентов интересная работа и связанные с ней образ жизни и обстоятельства будут заменять им свободу, в которой не будет потребности, или студенты полагают, что к тому времени свобода будет являться неотъемлемой составляющей их жизни. Следует также отметить, что ценность «счастливая семейная жизнь» становится намного важней для студентов в будущем.
Среди инструментальных ценностей в идеале (в идеальном будущем), в сравнении с ориентацией на настоящее, изменений не происхо-
Таблица 2
Наиболее предпочитаемые ценности (в идеале)
Терминальные М (ср. знач.) Инструментальные М (ср. знач.)
1. Любовь 0,821 1. Образованность 0,712
2. Счастливая семейная жизнь 0,698 2. Жизнерадостность 0,547
3. Здоровье 0,657 3. Воспитанность 0,452
4. Наличие верных друзей 0,643 4. Независимость 0,452
5. Уверенность в себе 0,479 5. Честность 0,438
6. Интересная работа 0,410 6. Твердая воля 0,397
дит. Но следует отметить, что «образованность (широта знаний, высокая общая культура)» становится наиболее выраженной ценностью со значительным перевесом по отношению к другим ценностям, о чем свидетельствуют данные табл. 1 и 2. А ценности «воспитанность», «независимость» и «твердая воля» становятся гораздо менее важными для студентов.
Подводя краткие итоги проведенных эмпирических исследований культурно-ценностных ориентаций молодежи Санкт-Петербурга и полученных данных, можно отметить, что были выявлены наиболее значимые терминальные и инструментальные ценности, которыми молодые люди руководствуются в своей жизни.
Среди терминальных ценностей выделялись: «любовь» (0,794), «здоровье» (0,671), «наличие хороших и верных друзей» (0,671), «уверенность в себе» (0,561), «семейная жизнь» (0,479) и «свобода» (0,452).
Среди инструментальных ценностей выделялись: «жизнерадостность» (0,589), «образованность» (0,575), «воспитанность» (0,534), «независимость» (0,534), «честность» (0,493) и «твердая воля» (0,479).
При сопоставлении результатов наших исследований с данными исследований
Н. М. Лебедевой 1999 г. были обнаружены как сходства, так и различия. Например, такие ценности, как «любовь», «здоровье», «дружба», «независимость», «свобода», «уверенность в себе», являлись наиболее выраженными и предпочитаемыми ценностями у студентов обоих исследований. Это констатирует определенную достоверность полученных нами данных в результате этих исследований. Но, конечно, не следует полагать, что все данные являются абсолютными и непоколебимыми.
Изучение системы ценностей, культурноценностных ориентаций, а также культурной идентичности молодежи (и, в частности, студентов) и ее трансформации в современной России является едва ли не самой важной научной проблемой этнокультурологии, поскольку именно в этом направлении исследований можно на основе выявленной динамики изменений культурно-ценностных ориентаций российской молодежи прогнозировать будущее и нашей культуры в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. РайгородскийД. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие. Самара: Изд. дом «Бахрам-М», 2004. С. 637-640.
2. Лебедева Н. М. Базовые ценности русских на рубеже 21 века // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 3. С. 73-87.