Научная статья на тему 'Ценностные контексты педагогического общения'

Ценностные контексты педагогического общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1520
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЦЕННОСТИ / ЯЗЫК / СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / METHODS OF UPBRINGING / AKSIOLOGICAL THE ANALYSIS / VALUES / LANGUAGE / STYLE OF PEDAGOGICAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Сергей Викторович

Цель. В статье раскрывается ценностная основа применения методов воспитания. Раскрывается ценностное содержание педагогического общения, выделены его ценностные контексты. Метод. Предложены ценностный подход к анализу речевого высказывания, имеющего педагогическое значение, и методика аксиологического анализа языка и стиля педагогического общения. Результаты. Рассмотрены примеры практической реализации предложенной методики. Область применения результатов. Данная методика поможет учителю ориентировать ценностный контекст педагогического общения на эффективную реализацию методов воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE CONTEXTS OF PEDAGOGICAL DIALOGUE

Purpose. In article the valuable basis of application of methods of upbringing reveals. The valuable maintenance of pedagogical dialogue reveals, its valuable contexts are allocated. Methodology. Are offered the valuable approach to the analysis of the speech statement having pedagogical value, and a technique aksiological the analysis of language and style of pedagogical dialogue. Results. Examples of practical realization of the offered technique are considered. Practical implications. The given technique will help the teacher to focus a valuable context of pedagogical dialogue on effective realization of methods of upbringing.

Текст научной работы на тему «Ценностные контексты педагогического общения»

УДК 37.013 ЦЕННОСТНЫЕ КОНТЕКСТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Яковлев С.В.

Цель. В статье раскрывается ценностная основа применения методов воспитания. Раскрывается ценностное содержание педагогического общения, выделены его ценностные контексты.

Метод. Предложены ценностный подход к анализу речевого высказывания, имеющего педагогическое значение, и методика аксиологического анализа языка и стиля педагогического общения.

Результаты. Рассмотрены примеры практической реализации предложенной методики.

Область применения результатов. Данная методика поможет учителю ориентировать ценностный контекст педагогического общения на эффективную реализацию методов воспитания.

Ключевые слова: методы воспитания, аксиологический анализ, ценности, язык, стиль педагогического общения.

VALUABLE CONTEXTS OF PEDAGOGICAL DIALOGUE

Yakovlev S.V.

Purpose. In article the valuable basis of application of methods of upbringing reveals. The valuable maintenance of pedagogical dialogue reveals, its valuable contexts are allocated.

Methodology. Are offered the valuable approach to the analysis of the speech statement having pedagogical value, and a technique aksiological the analysis of language and style of pedagogical dialogue.

Results. Examples of practical realization of the offered technique are considered.

Practical implications. The given technique will help the teacher to focus a valuable context of pedagogical dialogue on effective realization of methods of upbringing.

Keywords: methods of upbringing, aksiological the analysis, values, language, style of pedagogical dialogue.

Постановка проблемы.

Как известно, методы воспитания осуществляются в процессе педагогического общения. Вне педагогического общения методы воспитания теряют свой смысл. Однако, следя за речью учителя в реальной жизни, становится зачастую сложно с определенностью сделать вывод о том, какой метод применяет педагог в каждый конкретный период времени своего педагогического взаимодействия с воспитанником. Проблемой настоящего исследования является поиск ответа на вопрос: каким способом представляется возможным выявить ценностный контекст педагогического общения и установить его взаимосвязь с практической реализацией методов воспитания?

Основные теоретические подходы к решению проблемы.

Казалось бы, ответ на этот вопрос может дать классификация методов воспитания, однако, анализ трудов, посвященных ее изучению (В.В. Воронов,

Н.К. Жерносеков, И.Ф. Исаев, В.М. Коротов, Л.П. Крившенко, А.С. Макаренко, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), показывает, что в педагогической литературе нет общего подхода к определению единых классификационных признаков, приводящих методы воспитания в единую систему. (См., например, [1, с. 164], [2], [3, с. 131], [4, с. 189], [5, с. 299]). Тем не менее, раз-

личные методы воспитания, осуществляемые в педагогическом общении, в своем воздействии на личность воспитанника едины в направленности на создание более или менее комфортных условий его жизнедеятельности; на расширение или ограничение его свободы и самостоятельности; на поощрение или порицание его поступков; на лишение или наделение его статусными полномочиями; на ущемление или предоставление ему возможностей проявить свои склонности, способности, выразить личную позицию по какому-либо вопросу; на разрешение или запрет определенной профессиональной деятельности; на открытие или закрытие доступа к информационным ресурсам, к влиянию полезного или вредного опыта на развитие личности, что, в конечном итоге, вызывает контрастные эмоциональные состояния у воспитанника и осознание им правильности или неправильности своего поведения в определенной педагогической ситуации.

В реальной практической деятельности педагога методы воспитания автоматически группируются в комплексы педагогических средств, обеспечивающих воспитание ценностных оснований личности с учетом возраста воспитанника. При этом методы воспитания, осуществляясь в коммуникативной деятельности конкретного учителя, становятся приемами воспитательной работы педагога, в которых проявляется индивидуальный стиль, ценностная основа личной концепции его профессиональной деятельности.

Учитель своей вербальной и невербальной речью выражает оценочные суждения. При этом выражение ценностных модальностей содержания педагогического общения напрямую направлено на воспитание ценностных оснований личности, каковыми являются, по нашему мнению, ценности гармонии и защищенности; свободы и самостоятельности; поступков; законов и правил; качеств личности; жизненная позиция; профессия; передача опыта. (См., например, [6], [7]). Выделенные нами ценностные категории, составляющие основания личности, имеют образное, символическое, поведенческое и семантическое содержание. Вербальная и невербальная речь педагога в различных ситуа-

циях приобретает контексты развития ценностных оснований личности в процессе воспитания. Различные знаки культуры, представленные в предметах быта, экономики или оформления учебных помещений также могут восприниматься с определенным ценностным контекстом. Например, определяющее значение ценностей гармонии и защищенности мы читаем в государственной символике Вооруженных Сил, экологических общественных организаций, в символике организаций, оказывающих психологическую, медицинскую помощь, в оценочных жестах невербальной речи, выражающих смысловое значение «все в порядке», «отлично» и др. Гуманистическое содержание ценностей гармонии и защищенности прослеживается в образах былинных персонажей Ильи Муромца, сказочных образах Лешего, Домового и др., ассоциируется с женским образом матери - хранительницы очага, с образом отца - защитника и кормильца. Поведенческая форма ценностей гармонии и защищенности проявляется в уверенных действиях, в эмоциональной устойчивости, в отсутствии тревожности и неопределенности в поведенческих реакциях и др.

Содержание ценностей свободы и самостоятельности представляется в образах, традиционно встречающихся на различных агитационных плакатах в виде лучей восходящего Солнца, голубя Мира и пр. Ценности свободы и самостоятельности отражаются в государственной символике, выражающей свободу и независимость государства. Семантически они выражаются, к примеру, в словах патриотических песен, в призывах проявлять творческую инициативу в труде и учебе. В поведенческой форме содержание ценностей свободы и самостоятельности проявляется в ответственном принятии решений, в творческом подходе к решению поставленных задач и пр.

Значение и смысл ценностей развития положительных качеств личности символизируется средствами художественной выразительности и раскрывается в стихотворной форме, прозе, музыкальных произведениях, в театральном искусстве, киноискусстве, выражается в идеальных нравственных образах литературных героев, героев кинофильмов, мужественных воинов - защитни-

ков Отечества, скульптурных и живописных образах представителей рабочих профессий, тружеников сельского хозяйства, портретах государственных деятелей, деятелей науки и искусства. Поведенческая форма ценностей развития положительных качеств личности проявляется в различных сферах повседневной человеческой деятельности: быту, спорте, трудовой, учебной, художественно-творческой и др., целью которых является воспитание и самовоспитание.

Семантическое содержание ценностей, выражающих общие законы и правила поведения личности, передается в символической форме традиционных обрядовых действий, всевозможных актах посвящения, требующих от человека добросовестного выполнения принимаемых им ролевых обязанностей. Оно обнаруживается в положительных образах представителей власти, правозащитников, судей, учителей, воинов, ученых, артистов, работников производства, сельского хозяйства и др. Поведенческая форма содержания ценностей, выражающих общие законы и правила поведения личности, выражается во внимательном отношении к практическому выполнению требований закона, правил этикета, общественных норм, традиций и др.

Ценностный смысл конкретных поступков как способов поведения человека в определенных жизненных ситуациях проявляется в символической форме как однозначно понимаемый жест, выражающий значимость помощи, доверия, доброжелательности, готовности к сотрудничеству и др. Такие жесты прочитываются в произведениях изобразительного искусства, оперном, балетном жанре музыкальных произведений, театральных постановках, киноискусстве, мультипликационных фильмах, скульптурных композициях и пр. Образная форма представления ценностного содержания человеческих поступков в различных моментах жизни раскрывается в конкретных примерах, приводимых педагогом на уроках, имевших место в реальной жизни или описанных в литературных произведениях, представленных в других жанрах изобразительного искусства, а также в примерах поступков людей ближайшего социального окружения человека: родителей, учителей, знакомых, сверстников и др. Ценност-

ное содержание поступка, выражающееся в поведенческой форме, осмысливается как положительный или отрицательный опыт практической деятельности человека, воспринимаемый либо как опыт ошибок, либо как опыт достижений.

Семантическое содержание жизненной позиции как ценностной категории обнаруживается в форме символов веры, нравственного кредо личности, политических убеждений, эстетического вкуса, научных позиций и т.д. Оно также воплощается в стилях самовыражения: стиле речи, одежды, стиле поведения и др. Ценностное содержание жизненной позиции, выраженное педагогом в образной форме воспринимается воспитанником как олицетворение образа действий, образа мышления, образа жизни человека, его «Я» - концепции, реализуемой в повседневности: поступках, действиях, отношениях, мировоззренческих позициях. Поведенческая форма ценностного содержания жизненной позиции выражается в оценках активности или пассивности деятельности человека, расхождения или согласованности его мыслей, слов и реальных дел.

Содержание ценностей профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста символизируется в знаках принадлежности к профессии: эмблемах предприятия, профессиональной форме одежды, атрибутах профессиональной деятельности и пр. Образная форма содержания ценностей профессиональной деятельности и компетентности специалиста выражается в ценностных смыслах его профессионального имиджа, положительных образах коллег по работе. Ценности профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста выражаются в поведенческой форме как проявление глубоких профессиональных знаний, культуры труда, его эстетики, профессиональной этики, соблюдение законодательных норм в профессиональной деятельности и др.

Образная форма содержания ценностей трансляции жизненного и профессионального опыта выражается в освоении наставником типологических особенностей представителей подрастающего поколения, их манер поведения, в реализации эффективного стиля педагогического общения и др. Символиче-

ская форма содержания ценностей трансляции жизненного и профессионального опыта дает обобщенные характеристики некоторых эталонов педагогического поведения; образцы личных наставнических качеств, достойных подражания (целеустремленность, благородство, гуманность, великодушие, требовательность, терпимость и др.), понимание самоценности личности воспитанника и др. Представление содержания ценностей трансляции жизненного и профессионального опыта в поведенческой форме предполагает выполнение операций по образцу значимого примера, инструктирование, проявление уважительного отношения к истории, к памяти предков, к мудрости старших поколений, к повседневной деятельности родителей на благо общества.

В целом семантическая форма выражения содержания ценностных оснований личности вскрывается в словесном или письменном описании, она намечает признаки, по которым можно определить и классифицировать те или иные наблюдаемые факты, критерии оценок, приметы, по которым можно определить уровень культуры, признаки, определяющие разрешение или запрет тех или иных действий в различных жизненных ситуациях и др. При этом методы воспитания, материализуясь в педагогическом общении, направляют поток оценочных суждений воспитателя и воспитанников на достижение педагогического результата через возбуждение положительных или отрицательных эмоций, вызывая чувства переживания радости или страдания и закрепляя этот результат в сознании воспитанника через осмысление его достижений того, чего ему удалось добиться в итоге своей деятельности: социально одобряемых или социально порицаемых результатов. Методы воспитания придают ценностную ориентацию педагогическому общению, концентрируют общественные ценности и идеалы в содержании педагогического общения и выполняют функцию доставки ценностных смыслов до чувств и сознания воспитанника. Таким образом, методы воспитания, реализуясь в педагогическом общении, управляют его ценностными контекстами, являются их усилителями. Действенность методов воспитания выражается в активизации сознания воспитанников, направленного

на выработку ценностных суждений посредством целенаправленного усиления ценностных контекстов педагогического общения и приумножения их культуросообразного содержательного наполнения. Причем усиление ценностных контекстов педагогического общения, благодаря действию методов воспитания, происходит в строго обозначенных ценностных модальностях речи учителя (в контекстах актуализации ценностей гармонии и защищенности; свободы и самостоятельности; поступков; законов и правил; качеств личности; жизненной позиции; профессии; передачи опыта). В результате понимания воспитанником ценностных контекстов речи учителя происходит извлечение уроков приобретаемого жизненного опыта, формируется его новое отношение к жизни.

Методы.

Выявлению культурных ценностных контекстов речевого взаимодействия педагога с воспитанниками, направленного на эффективное приобщение подрастающего поколения к ценностям культуры, способствует предложенный нами план аксиологического анализа языка и стиля педагогического общения:

1. Описание педагогической ситуации, в которой происходит речевое действие воспитателя (обстоятельства педагогической ситуации, разрешаемой педагогом).

2. Определение направления воспитания, обозначенного содержанием высказывания педагога (нравственное, физическое, эстетическое, экономическое, экологическое, трудовое и другие направления воспитания).

3. Метод воспитания, реализация которого обеспечивается конкретным действием педагогического общения.

4. Ценностная модальность речи педагогического общения (выражение в высказывании педагога ценностей гармонии и защищенности, свободы и самостоятельности, поступков, законов и правил, качеств личности, жизненной позиции, профессии, передачи опыта).

5. Воздействие акта педагогического общения на сознание или бессознательное воспитанника посредством, соответственно, вербальной и не-

вербальной речи воспитателя (характеристика вербального речевого поведения воспитателя и его невербальных действий, сопровождающих акт педагогического общения).

6. Ценностная ориентация педагогического общения (гуманистическая, коллективистическая, индивидуалистическая и др.).

7. Вызываемые у воспитанника чувства в результате педагогического общения (гордости, радости, страха, горя, сочувствия и пр.).

8. Активизация мышления воспитанника в ходе педагогического общения (выделение общих и отличительных черт, сравнение с эталоном, анализ, синтез и др.).

9. Соотношение требовательности и уважения к личности воспитанника в проявлении стиля педагогического общения (авторитарного, демократического, либерально-попустительского).

10. Формы содержания воспитательного контекста педагогического общения (оценочный контекст: одобрение, игнорирование или неодобрение ожидаемых или свершившихся действий воспитанника; семантический контекст: педагогический смысл высказывания; образный контекст: раскрытие перед воспитанником возможных или состоявшихся положительных или негативных последствий его ситуативного поведения; символический контекст: значимая атрибутика педагогической ситуации; поведенческий контекст: побуждение воспитанника к деятельности в процессе педагогического общения (к действию по образцу, побуждение к творческой деятельности и т.д.)).

Обсуждение результатов.

Приведем некоторые примеры использования аксиологического анализа типичных ключевых фраз, которые могут произносить педагоги в различных педагогических ситуациях, в целях иллюстрации их педагогического воздействия на воспитанников, реализации методов воспитания средствами языка культуры педагогического общения, содержащего ценностный контекст.

А. Учитель биологии отвечает на просьбу ученика о помощи в решении задачи построения пирамиды экологического баланса в природе: «Подумай, немного. Ты теперь уже сам можешь додуматься и прийти к правильному решению».

Педагогический контекст приведенного высказывания содержит направленность на умственное, нравственное, экологическое воспитание.

В слове учителя реализуются методы беседы, педагогического стимулирования.

Ценностная модальность вербальной и невербальной речи учителя утверждает ценности свободы и самостоятельности.

Вербальная речь педагога направлена на развитие самосознания учащегося как творческой личности. В языке невербальной речи учителя читается его доброжелательное отношение к воспитаннику, желание ему помочь поверить в собственные силы.

Язык общения учителя выражает гуманистическую ценностную ориентацию педагогической концепции его профессиональной деятельности.

Беседа учителя с учащимся вызывает у воспитанника чувства необходимости самостоятельного поиска решения задачи и благодарности учителю за предоставленную возможность самореализоваться в ее решении, гордости за личное достижение положительного результата.

Перед учащимся актуализируется творческий характер интеллектуальной деятельности, что достигается путем переноса имеющегося познавательного опыта в новые условия учебной задачи.

Приведенная беседа учителя с учащимся является примером демократического стиля педагогического взаимодействия. Подтверждается это обоснованно высоким уровнем требовательности к воспитаннику и уважительным отношением учителя к нему, выражающимся в авансированном доверии к учебным знаниям ребенка, достаточным для самостоятельного получения им положительного результата.

Содержание воспитательного контекста педагогического общения учителя с учащимся выражается в:

- Оценочной форме авансированного доверия к знаниям учащегося;

- Семантической форме словесного высказывания учителя, корректирующего самооценку учащегося в сторону ее повышения;

- Образной форме схемы, удобной для понимания учащимся условий экологического равновесия в природе;

- Символической форме, выражающей отказ воспитаннику в помощи с целью активизации развития творческого потенциала его личности, а также пресекающей иждивенческие настроения;

- Поведенческой форме, вовлекающей учащегося в свободный творческий поиск рационального решения поставленной задачи.

В. Для юношеского возраста свойственно самоопределение, но часто представители данного возраста обращаются за советом к наставникам, людям старшего возраста. В типичной ситуации морального выбора личности, если человек по какой-либо причине не уверен в правильности своего решения и обращается за действенным советом, ему могут ответить примерно так: «Вот ты уже взрослый человек. Ты сам лично, как считаешь? Что для тебя лично в этой ситуации будет правильно?»

Педагогический контекст данной реплики содержит направленность на трудовое, нравственное, экологическое, эстетическое, экономическое, правовое и другие направления воспитания.

В ответе наставника реализуется метод педагогического стимулирования.

Ценностная модальность вербальной речи наставника выражает ценность жизненной позиции.

Вербальная речь старшего товарища направлена на развитие способности к самостоятельному решению воспитанником жизненных проблем, самостоятельному преодолению трудностей, независимости суждений, полаганию на собственные возможности. Язык невербальной речи наставника в приведенной

реплике не выражен, но в зависимости от его контекста можно судить о стиле педагогического взаимодействия с воспитанником.

Язык общения педагога выражает прагматическую ценностную ориентацию.

Реплика наставника вызывает у воспитанника чувство необходимости самостоятельного выбора решения жизненного вопроса. Если невербальный контекст речи наставника выражал незаинтересованность в судьбе воспитанника, то может появиться чувство обиды или разочарования, вызванного обманутыми надеждами.

Наставник стимулирует творческое мышление воспитанника, направленное на активный поиск нестандартного решения жизненной ситуации, самостоятельную выработку личного мнения по актуальному вопросу, ответственному принятию решения, которое будет всецело зависеть только от одного человека - воспитанника.

Стиль педагогического общения наставника может трактоваться по-разному, в зависимости от содержательной направленности ценностного контекста высказывания. Если невербальная речь высказывания наставника выражает незаинтересованность дальнейшей судьбой воспитанника, и скрытое неуважение к нему, то стиль педагогического взаимодействия - авторитарный; если невербальная речь наставника, напротив, выражает искренний интерес к судьбе воспитанника и желание ему помочь путем создания проблемной ситуации морального выбора, то стиль педагогического взаимодействия - демократический; если, проявляя уважение к воспитаннику, наставник сам полностью не уверен в правильности своего совета и перекладывает ответственность в решении данного вопроса на плечи неопытного воспитанника, то стиль педагогического взаимодействия - либерально-попустительский.

Содержание ценностного воспитывающего контекста педагогического общения наставника с воспитанником выражается в:

- Оценочной форме, актуализирующей перед воспитанником значимость правильного решения стоящей перед ним жизненной проблемы;

- Семантической форме словесной реплики наставника, в которой выражается мысль о том, что в сложных условиях жизни в конкурентном обществе человеку необходимо надеяться больше на свои собственные силы и опыт;

- Образной форме развивающегося представления воспитанника о себе как о человеке, способном выработать самостоятельную позицию в решении актуального для него вопроса;

- Символической форме, выражающей достаточный потенциал личностного развития воспитанника для выражения индивидуальной позиции в решении обозначенного жизненного вопроса;

- Поведенческой форме, актуализирующей перед воспитанником необходимость выработки самостоятельной позиции в решении поставленного вопроса.

С. При приеме на работу профессор, заведующий кафедрой одного из вузов, пригласил к себе в кабинет на собеседование предполагаемого своего будущего сотрудника и попросил его рассказать о себе, охарактеризовать область его профессиональных интересов. Прочитав заявление и выслушав кандидата на вакантную должность лаборатории кафедры, заведующий кафедрой сказал: «Значит, хотите быть у нас лаборантом, а потом, на будущий год, поступить на обучение к нам в институт?» Получив утвердительный ответ, заведующий кафедрой продолжил: «Что же, желаю Вам успехов. Так начинают настоящие ученые» и, подписав поданное заявление, пожал руку своему будущему сотруднику.

В данном примере педагогический контекст речи заведующего кафедрой направлен на трудовое, умственное воспитание.

В тексте высказывания реализуются методы авансированного доверия, беседы, поощрения.

Ценностная модальность вербальной и невербальной речи связана с утверждением ценностей профессии.

Вербальная речь руководителя кафедры направлена на сознание будущим лаборантом и студентом вуза ценности науки и труда ученого. Язык невербальной речи направлен на бессознательное восприятие текста высказывания и реализуется в неторопливом прочтении заявления о приеме на работу, спокойном и доброжелательном выражении лица, рукопожатии.

Язык речи заведующего кафедрой ориентирован на утверждение гуманистических ценностей и идеалов труда научного работника.

Анализируемое высказывание вызывает у претендента на замещение вакантной должности чувства гордости, радости от сознания открываемых перспектив профессионального становления и совершенствования в престижном вузе страны по престижной специальности и в условиях социально востребованного рода деятельности.

Осмысление своих открывающихся профессиональных возможностей на новом рабочем месте, происходящее под влиянием собеседования с руководителем кафедры, побуждает будущего лаборанта к ответственному выполнению своих служебных обязанностей, профессиональному самосовершенствованию, активной подготовке к поступлению в вуз в качестве студента.

В сухой, деловой речи заведующего кафедрой прослеживается дистанция официального общения, требующая от нового сотрудника соблюдения субординации, всех должностных инструкций лаборанта. Располагающий жест рукопожатия говорит об уважении к новому члену коллектива кафедры, обеспечения ему наставнической помощи со стороны сотрудников лаборатории. Следовательно, стиль общения в данном эпизоде педагогического взаимодействия начальника с будущим подчиненным можно характеризовать как демократический, хотя не исключен и авторитарный стиль в случае, если лаборант не будет ответственно относиться к соблюдению должностных инструкций и выполнению своих служебных обязанностей.

Содержание воспитательного контекста педагогического общения с претендентом на должность лаборанта выражается в следующих формах:

- Оценочной форме одобрения активной позиции, занимаемой в профессиональном развитии личности; осмысленного выбора будущей профессии; последовательности в выборе пути профессионального становления и целеустремленности в достижении цели стать студентом выбранного вуза.

- Семантической форме, актуализирующей задачи профессионального развития личности, пожелании успехов в работе, подготовке к поступлению в вуз;

- Образной форме, раскрывающей перед будущим лаборантом и студентом вуза образ настоящего ученого, профессионализм которого складывается из прохождения всех этапов профессионального становления личности - начиная от технических функций по обслуживанию исследовательской деятельности до высот профессионализма, основанного на глубоких теоретических знаниях и практическом опыте;

- Символической форме, выражающейся в подписи заявления в присутствии претендента на должность, символизирующем расположение и доверие будущему сотруднику; рукопожатии, символизирующем поддержку, являющемся знаком принятия в субкультуру научного сообщества;

- Поведенческой форме, побуждающей будущего сотрудника научного подразделения вуза к овладению новыми видами профессиональной деятельности, профессионального саморазвития личности. Просьба заведующего кафедрой охарактеризовать область профессиональных интересов будущего сотрудника является попыткой идентифицировать его личные интересы с направлением работы кафедры и лаборатории.

D. Классный руководитель, учитель биологии, заметив, что учащиеся его класса на перемене активно обсуждают размеры динозавров, обратился к ним с предложением: «Ребята, давайте выберем время, поедем на экс-

курсию в Палеонтологический музей. Там вы увидите, каких реальных размеров были давно жившие на Земле динозавры».

В приведенной ситуации педагогический контекст речи учителя сосредоточен на решении задач умственного воспитания учащихся, формировании у них научного мировоззрения.

Во фразе, высказанной учителем, реализуется метод организации деятельности школьников.

Ценностная модальность вербальной и невербальной речи учителя выражает ценности передачи опыта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вербальная речь учителя в рассматриваемой педагогической ситуации направлена на развитие сознательного интереса учащихся, развития у них научных представлений о мире животных. Язык невербальной речи, выражающийся в том, что учитель сам решил подойти к детям, разделил с ними предмет их интереса, говорит о подчеркнутой значимости предмета обсуждения учащихся, поддержку темы их обсуждения самим учителем.

Язык высказывания выражает гуманистическую ценностную ориентацию воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

Анализируемое высказывание вызывает у воспитанников чувство любопытства, радостное ожидание грядущей поездки в музей.

Перед посещением музея заинтересованные учащиеся имеют возможность почитать литературу о динозаврах, а в ходе посещения музея - сравнить и скорректировать свои первоначальные представления с экспонатами музейной коллекции, выработать научную систему знаний в данном вопросе.

В педагогическом общении с учащимися учитель проявляет демократический стиль. Он выражается в педагогической поддержке личных интересов учащихся, направлении их познавательных интересов в конструктивное русло учебной познавательной деятельности школьников. В рассматриваемом подходе сочетается высокое требование учителя к организации учебной деятельности

школьников и уважение к их личным познавательным интересам и предмету увлечения.

Содержание воспитательного контекста педагогического общения учителя с группой учащихся выражается в:

- Оценочной форме педагогической поддержки увлеченности школьников в приобретении ими субъективно нового знания;

- Семантической форме, демонстрирующей возможности музея как культурного центра организованного досуга в удовлетворении естественных потребностей учащихся в познании нового;

- Образной форме, в которой уравнивается значение для профессионального развития студентов, как спокойной домашней обстановки, так и учебной среды вуза;

- Символической форме, проявляющейся в активном, неравнодушном отношении учителя к вопросам, волнующим учащихся;

- Поведенческой форме, вовлекающей школьников в образовательную среду музея, способной подарить детям яркие эмоции и впечатления от увиденного, зародить новые педагогические традиции класса, связанные с регулярностью посещения музеев в будущем и выработке к ним у учащихся отношения как к источнику ценной научной информации.

Выводы.

Важно заметить, что приведенные речевые ситуации в жизни встречаются повсеместно. Фразы, имеющие педагогическое содержание и определенную ценностную модальность могут произноситься учителями, преподавателями, родителями, в средствах массовой информации, посторонними для воспитанников людьми в различных жизненных ситуациях, обладающих как воспитывающим, так и социализирующим воздействием на личность.

Проведение аксиологического анализа языка и стиля педагогического общения в возможных педагогических ситуациях на учебных занятиях с будущими педагогами формирует их педагогическую культуру, позволяет эффек-

тивно организовать педагогическое общение с воспитанниками, а также предвосхитить появление нестандартных педагогических ситуаций в педагогическом общении и подготовить будущего учителя к их грамотному профессиональному разрешению.

Приведенные примеры аксиологического анализа языка и стиля педагогического общения в возможных педагогических ситуациях используются в подготовке будущего педагога к овладению основными профессиональными компетенциями в условиях педагогической практики студентов педагогических вузов, а также позволяют специалистам образования повысить свою профессиональную квалификацию в условиях послевузовского образования.

Овладение аксиологическим анализом языка и стиля педагогического общения может помочь практическим работникам образования (воспитателям, учителям, классным руководителям, педагогам дополнительного образования) методически точно направлять средства педагогического взаимодействия с воспитанниками на достижение целей формирования системы ценностей личности сообразно условиям и культурным традициям среды образовательного учреждения.

Список литературы

1. Жерносеков Н.К. Процесс формирования личности в условиях обучения и воспитания. Учебное пособие. Воронеж: ВГПИ, 1973. 311 с.

2. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. Учебное пособие для слушателей ФПК, директоров школ и студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. 224 с.

3. Крившенко Л.П. и др. Педагогика. Учебник. [Под ред. Л.П. Крившенко]. М.: Проспект, 2012. 432 с.

4. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. [Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова]. М.: Просвещение, 1988. 304 с.

5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. М.: Школьная пресса, 2002. 512 с.

6. Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности в условиях культурной среды, организованной педагогом // Педагогическое образование и наука. 2006. № 4. С. 25-27.

7. Яковлев С.В. Содержание и структура системы ценностей личности // Педагогическое образование и наука. 2007. № 3. С. 29-30.

References

1. Zhernosekov N.K. Process formirovanija lichnosti v uslovijah obuchenija i vospitanija. Uchebnoe posobie [Process of formation of the person in conditions of training and education. The manual]. Voronez: VGPI, 1973. 311 p.

2. Korotov V.M. Obshhaja metodika uchebno-vospitatel'nogo processa. Uchebnoe posobie dlja slushatelej FPK, direktorov shkol i studentov ped. in-tov [The general technique of teaching and educational process. The manual for listeners of faculties of improvement of professional skill, directors of schools and students of pedagogical institutes]. Moscow: Prosveshhenie, 1983. 224 p.

3. Krivshenko L.P. et al. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow: Prospekt, 2012. 432 p.

4. Makarenko A.S. Vospitanie grazhdanina [Upbringing of the citizen]. Moscow: Prosveshhenie, 1988. 304 p.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mishhenko A.I., Shijanov E.N. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow: Shkol'naja pressa, 2002. 512 p.

6. Yakovlev S.V. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, no. 4 (2006): 25-27.

7. Yakovlev S.V. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, no. 3 (2007): 29-30.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Яковлев Сергей Викторович, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования; кандидат педагогических наук

Московский педагогический государственный университет ул. М. Пироговская, д. 1, стр.1, г. Москва, 119991, Россия E-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Yakovlev Sergey Viktorovich; senior lecturer of department of pedagogics and psychology of vocational training, Ph.D in Pedagogical Science

Moscow State Pedagogical University M.Pirogovskaya, st.,1h,1b, Moscow,119991, Russia E-mail: [email protected]

Рецензент:

Подымова Людмила Степановна, профессор, зам. зав. кафедрой педагогики и психологии профессионального образования МПГУ, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.