УДК 37.013
Рогожникова Раиса Анатольевна
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ПГГПУ, профессор кафедры военной педагогики и психологии Пермского военного института войск национальной гвардии
Российской Федерации
e-mail: Alekstomat@yandex. ru
Шлыкова Наталья Игоревна
аспирант кафедры педагогики и психологии ПГГПУ
e-mail: natasha_shlykova@mail. ru
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24
ВОСПИТАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
ПЕДАГОГИКИ
Raisa А. Rogozhnikova
PhD, Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology PSHPU, Professor of the Chair of Military Pedagogy and Psychology of the Perm Military Institute of the National Guard of the Russian Federation
e-mail: Alekstomat@yandex. ru
Natalia I. Shlykova
Postgraduate Student of the Chair of Pedagogy and Psychology PSHPU
e-mail: natasha_shlykova@mail. ru
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, Perm, Russia, 614990
EDUCATION IN FUTURE TEACHERS OF VALUE RELATION TO HUMAN AS AN ACTUAL PROBLEM OF PEDAGOGY
Аннотация. Раскрывается проблема воспитания у будущего педагога ценностного отношения к человеку. Дан анализ негативных отношений в
© Рогожникова Р.А., Шлыкова Н.И., 2018
системах «учитель - ученик», «учитель - родители», «ученик - ученик», когда ценностное отношение к человеку в этих системах не учитывается. Раскрыта сущность данного отношения. Обозначено направление дальнейшей исследовательской деятельности.
Ключевые слова: ценностное отношение к человеку, будущий педагог, учащийся, воспитание, студент, аксиологический подход.
Abstract. The article reveals the problem of educating the future teacher value attitude to the person. An analysis of negative attitudes in the systems «teacher -learner», «teacher - parents», «learner - learner» is given, when the value attitude to a person in these systems is not taken into account. The essence of this relationship is revealed. Marked the direction of further research.
Key words: value attitude to a person, future teacher, learner, upbringing, student, axiological approach.
Современная российская школа в настоящее время переживает кризис субъект-субъектных отношений, в частности, в диадах: ученик - ученик, учитель - ученик, родители - ученик, учитель - родители. Данный кризис выражается в отсутствии взаимного понимания, уважения, моральной поддержки. Это формирует взаимную отчужденность и конфликтность, что приводит к утрате ценностного отношения к человеку. В науке ценностное отношение к человеку представлено устойчивой, избирательной, предпочтительной связью субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для него и общества.
В связи с развитием антропологического подхода актуальность приобретают исследования, связанные с аксиологией образования. Ценности лежат в основе всех компонентов профессиональной педагогической подготовки будущего педагога. Одной из насущных задач педагогической науки является исследование проблемы формирования ценностного отношения к человеку в целом.
Анализируя материалы в средствах массовой информации, мы находим много фактов несформированности ценностного отношения к человеку в системе образования. Нередко конфликтные отношения детей переходят в преступления. Имеют место ножевые ранения, использование огнестрельного оружия, изнасилования, убийства и т.д. Множатся преступления школьников под влиянием спиртных напитков и наркотиков.
Одной из важнейших причин подростковых преступлений является социальное неравенство, проявляющееся в материальном достатке семьи, что нередко снижает самооценку ребенка. Такой школьник чаще подвержен травле со стороны обеспеченных учеников. В этих ситуациях педагогу недопустимо оставаться в стороне.
Воспитывая ценностное отношение к человеку у детей, педагог должен быть сам носителем этого отношения. Его внутренние ценности, позиции,
которые освещают труд учителя, делают общение с ним значимым и развивающим для учеников, невозможно переоценить. Направленность личности учителя на ценностное отношение к человеку проявляется во всей профессиональной жизнедеятельности, определяя его логику поведения, весь облик человека. Процесс формирования у школьников ценностного отношения к человеку будет осуществляться более успешно, если в мотивации учителя будет реализована не столько предметная сторона его труда, сколько психологическая сфера, интерес к личности ученика. Этому способствует развитие перцептивно-рефлексивных способностей, определяющих возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя. Важное значение имеют управленческие педагогические способности, которые обеспечивают влияние на отдельные поступки школьника и его поведение в целом. Будущий педагог должен управлять поведением воспитанника не через манипулирование, а обращаться к мотивам и целям ученика.
Педагогический вуз должен научить студентов умению проникать в мотивы школьника, выявлять его позиции, поддерживать ребенка, проявлять участие в его судьбе. Важно развивать в себе положительную Я-концепцию, ибо она способствует и развитию положительной Я-концепции учеников. Процесс воспитания ценностного отношения к человеку как у самого учителя, так и у школьников пойдет успешно, если педагог будет систематически производить самоанализ своей профессиональной деятельности, постоянно осуществлять рефлексию в учебно-воспитательном процессе.
Следует также сказать о том, что учитель будет эффективно формировать ценностное отношение к человеку, реализуя свой творческий потенциал и новаторство. Хотя поиск нового в своей профессии требует всей жизни человека, но, тем не менее, этот уровень творчества открыт для каждого учителя, тем более для молодого специалиста.
Для будущего педагога важно совершенствование конкретных умений, которые призваны повысить у него профессиональную самооценку, а, значит, и ценностное отношение к себе как будущему специалисту. Для самовыражения и саморазвития необходимо развивать гностические, организаторские, коммуникативные, конструктивные, информационные, перцептивно -рефлексивные способности; управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер; воспринимать позитивные возможности себя и учащихся и тем самым способствовать упрочению своей позитивной Я-концепции, своего профессионального достоинства.
Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию ценностного отношения к человеку, в частности, к себе и воспитанникам, является залогом предупреждения негативных проявлений в системах «учитель-ученик», «учитель-родители», «ученик-ученик» и т.д. Но, к сожалению, часто девиантное поведение провоцируют сами педагоги, делая бестактные замечания детям по поводу их внешности, молодежной моды, материального благополучия и т.д. Педагог как носитель передаваемой детям
культуры, как исполнитель социального заказа должен быть корректен в оценках. Ценностное отношение к воспитаннику должно являться основой педагогического общения, основой педагогической деятельности.
Эта важнейшая проблема имеет место в педагогической науке. Многие ученые приходят к выводу, что преодоление кризиса в образовании произойдет через духовно-нравственное саморазвитие субъектов образовательного процесса, а именно через высшую духовность, нравственное поведение и ценностное отношение к человеку.
Так, Т.Д. Скуднова считает, что проблема модернизации современного образования, в частности, отечественного, «человекоцентрирована», поэтому необходимо включать в содержание аксиологические факторы [5]. В.В. Сидельник полагает, что основной ценностью образования является достижение личностью моральной, психологической и социальной зрелости. Образование есть воспитание души, системы ценностей, это помощь в тех видах деятельности, где есть взаимодействие людей, саморазвитие и самоопределение [4].
Педагогические вузы мало уделяют внимания формированию ценностного отношения к человеку у будущих педагогов. Студенты не осмысливают сущность данного личностного образования, не учатся владеть эмоциональной и волевой сферами личности.
В своей работе Е.М. Ершова отмечала, что одной из важнейших задач профессиональной подготовки в педагогическом вузе является воспитание студентов: оказание помощи будущему учителю в осуществлении сознательного выбора общечеловеческих ценностей [3].
Подготовка профессионалов в педвузе с необходимостью должна соответствовать требованиям, предъявляемым к высшему образованию со стороны государства, которые отражены в законодательных документах. Анализ показал, что в законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что государственная политика в области образования основывается на приоритете общечеловеческих ценностей. Но на практике мы наблюдаем неготовность педагогов профессионально реализовывать личностное образование - ценность к другому человеку. Здесь воспитание играет ключевую роль, потому, как только через воспитательную работу осуществляется процесс формирования и закрепления ценностного отношения к человеку. Как отмечает В. Аинштейн в статье «О проблеме воспитания в вузе», несмотря на то, что «высшая школа по определению и по своей сути является воспитывающим учреждением», в ней было потеряно всякое управление студентами: в вузах был напрочь сломан аппарат воспитательной работы [1, с. 76]. Не обошла стороной эта проблема и высшую педагогическую школу. А.С. Белкин в статье «Проблемы и принципы организации воспитательной работы в педагогическом вузе» пишет, что возникла острая необходимость в реабилитации и воссоздании процесса воспитания в педагогических вузах [2, с. 106-107].
Сегодня большое количество исследований посвящено проблеме формирования ценностных ориентаций у будущего учителя. Имеют место в
педагогической науке работы по изучению ценностного отношения к педагогической (профессиональной) деятельности (А.Ю. Антропова, М.С. Тарасиков, С.И. Рабазанов, Т.С. Буторина, З.А. Демченко), ценностного отношения к здоровью (А.А. Пашин, Л.Е. Идиатуллина, Е.А. Меньш, П.Л. Дрибинский, Е.Н. Сухомлинова), ценностного отношения к семье (З.Н. Алибекова, Л.Н. Урбанович, М.А. Дмитриева, Ю.В. Тягунова) и др. Но степень теоретической и практической разработанности по проблеме воспитания у будущих педагогов ценностного отношения к человеку изучается недостаточно.
В контексте нашего исследования, интересной представляется работа С.В. Пазухиной, которая изучала ценностное отношение будущего педагога к личности учащегося. Предложено авторское определение ценностного отношения будущего педагога к личности учащегося как устойчивого интегративного личностно-смыслового образования, отражающего профессионально-личностную значимость для будущего учителя ценности развития личности ученика, которое включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: мотивационно-смысловой (в нем личностный смысл представлен в виде смыслообразующего мотива деятельности), когнитивный (в нем личностный смысл зафиксирован в вербальной и образной форме), эмоциональный (в нем отражается аффективная форма личностного смысла) и деятельностный (поведенческий), позволяющий реализовать сформированное отношение при взаимодействии с детьми. При этом ведущим компонентом отношения является мотивационно-смысловой, который не выделяется в традиционных определениях отношения.
С.В. Пазухина, Е.В. Панферова, С.А. Черкасова раскрыли закономерности формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем в условиях антропологического подхода. Ценностное отношение будущего педагога к личности учащегося с ослабленным здоровьем представлено устойчивым личностно-смысловым образованием, которое определяется также единством мотивационно-смыслового, когнитивного, эмоционального и деятельностного (поведенческого) компонентов и т.д.
Таким образом, анализ научной литературы и практического состояния дел обнаруживают противоречия:
- между объективно возрастающей в обществе потребности в педагогах, у которых сформировано ценностное отношение к человеку, в частности, к воспитаннику, и недостаточным вниманием педагогических вузов к воспитанию у будущих педагогов данного личностного образования;
- между директивными документами, отражающими необходимость ценностного отношения к человеку, и профессиональной неготовностью педагогов его реализовать;
- между потребностью образовательных организаций в педагогах, у которых сформировано данное личностное образование и неразработанностью теоретико-методологических основ и педагогических условий процесса воспитания у будущих педагогов ценностного отношения к человеку.
С учетом противоречий нами была сформулирована проблема исследования: каков процесс воспитания у будущих педагогов ценностного отношения к человеку?
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность, необходимость разрешения противоречий обусловили выбор темы исследования: «Воспитание у будущих педагогов ценностного отношения к человеку».
Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить модель воспитания у будущих педагогов ценностного отношения к человеку и условия ее реализации. Для этого необходимо:
- определить сущность, структуру и содержание научной категории «ценностное отношение к человеку» в профессиональной подготовке будущего учителя;
- разработать критерии, показатели, уровни данного личностного образования;
- определить методологические подходы и принципы процесса воспитания у будущего учителя ценностного отношения к человеку;
- разработать процессную модель воспитания у будущих педагогов ценностного отношения к человеку;
- выделить и теоретически обосновать педагогические условия реализации модели.
Список литературы
1. Аинштейн В.О. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. - 1998. - № 3. - С. 75-82.
2. Белкин А.С. Проблемы и принципы организации воспитательной работы в педагогическом вузе // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. - 2000. - № 2. - С. 106-107.
3. Ершова Е.М. Проблема воспитания ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов педвуза [Электронный ресурс]. -URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2016/4_32/5.pdf
4. Сидельник В.В. Аксиология образования // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. - 2016. - № 1. - С. 180-182.
5. Скуднова Т.Д. Человекоцентрированная модель подготовки специалистов психолого-педагогического образования // Вестник ТГПИ им. А.П. Чехова. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 168-172.