ЦЕННОСТНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ КУЛЬТУРЫ
© Зинцова А.С.*
Муромский институт (филиал)
Владимирского государственного университета, г. Муром
Статья посвящена этнической культуре. В ней структура основных этнических ценностных элементов культуры. Приведены примеры ценностных характеристик.
В процессе культурогенеза наблюдался многолинейный характер культурно-генетических процессов: прибывало население с Киевских и Черниговских земель северо-западных (Смоленск, Новгород, Полоцк), степные этносы (татары, половцы). Их взаимодействие дало основу русской культуре. Данилёвский Н.Я. писал, что каждый культурноисторический тип, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы его составляющие.
Важным компонентом ее формирования была и древняя праславян-ская архаическая культура, которая не исчезла, а через память, традиции, обряды, ритуалы, символы, систему духовных ценностей способы миропонимания, язык, психологические установки и стереотипы и др., определяла сами формы дальнейшей жизни и нарождающейся новой культуры. Все выше перечисленные элементы определяют содержание и самоопределение этноса. Производство ценностно-нормативных основ культуры, основных этических ценностей, норм и образцов поведения, все это формирует этнический каркас культуры определенного народа.
Смена культурных форм происходила в результате изменения условий существования этноса, в процессе кристаллизации новых культурных традиций. Существенное влияние на формирование компонентов культуры оказывали так же особенности политической истории и особенности этногенетических и этнических процессов.
Этническая доминанта обуславливает дефференцированность культуры и заключает в себе две обязательные части, которые образно можно образно назвать «кроной» и «корневой системой» «дерева» культуры. Под «корневой системой» мы понимаем запас культурных ценностей, который удовлетворяет потребностям наиболее широких слоев населения. Поскольку эти ценности создаются в самой среде народных масс, они сравнительно элементарны и не носят на себе резкого отпечатка индивидуального творчества. Когда же некоторые из них проникают в «корневую сис-
* Ассистент кафедры Социологии и социальной работы, соискатель
тему» подобно листопаду, они в силу самой этой миграции неизбежно слегка обезличиваются, перерабатываются, становятся однородной массой, и легко приспосабливаются к общему контексту других ценностей исключительно «корневого» содержания. Несколько иной характер носит «крона» «культурного дерева».
Культурные элементы ценностей «корневой системы» способны удовлетворить далеко не всякого представителя данного народа. Многие, не удовлетворяясь формой той или иной общепринятой ценности, стараются усовершенствовать ее, приспособив к своим личным вкусам. Может статься, что в измененном виде эта ценность окажется почему-либо недоступной для широких слоев населения, но придется по вкусу тем частям национального целого, которые в каком-либо отношении занимают в этом целом господствующее положение. В таком случае эта ценность попадает и запасается в «кроне дерева культуры», подобно накоплению солнечной, жизненной энергии синтезируемой в листьях.
Таким образом, ценности, содержащиеся в «кроне» создаются либо самими господствующими частями этнического целого, либо для этих частей и отвечают всегда более утонченным потребностям, более требовательным вкусам. Вследствие этого они всегда сравнительно сложнее и менее элементарны, чем ценности «корневой системе».
Поскольку, с одной стороны, отправной точкой для создания той или иной ценности «кроны» может явиться какая-нибудь ценность «корневой системы», а с другой стороны, сами народные массы постоянно вводят в свой бытовой обиход ценности, заимствованные в упрощенном виде из «кроны», можно сказать, что в нормальной культуре между «кроной» и «корневой системой» всегда существует известный обмен и взаимодействие. Обмен этот увеличивается еще и потому, что сама господствующая часть национального целого не есть величина неизменная и постоянная.
Однако важно отметить тот факт, что ценности народов и даже целых регионов порой расходятся почти полностью. Так, например, ценность таких явлений, как «первенство» или «равенство женщин», играющая важнейшую роль в западных культурах, на Востоке считается несущественной [2].
Данное расхождение в системе этнических ценностей формируется исторически, в процессе коллективной жизнедеятельности. В силу тех или иных обстоятельств исторической судьбы этносов некоторые ценностные ориентации, установки, традиции как бы «затушевываются», отходят на задний план, а другие, напротив, становятся особенно важными в судьбе народа: приобретают значение своего рода «визитной карточки», маркирующей его культурное своеобразие. Этнические ценности являются базисом. Ценность экологического выживания народов; ценности родного языка и культурного наследия; ценность исторической территории, ценность патриотизма и, пожалуй, основная - ценность этничности, этниче-
ской идентичности, которая, с одной стороны, вмещает, объединяет в себе все перечисленные, но, с другой, является гораздо более обширной: ведь отношение к одним и тем же ценностям у разных народов имеет разный характер, иной способ соотнесения себя с ними.
Так, ценность территории имеет примерно одно значение для разных народов в географическом и государственно-правовом смысле, но в душе народа это означает и многое другое: землю моих предков, мой язык. «И если между измерениями возникает диссонанс, скажем, между историческим и языковым: земля наша, но говорят не по-нашему, или наоборот, земля чужая, а говорят по-нашему, - то разрешение этого диссонанса ведет к появлению особых, подчеркнуто табуированных ценностей» [4], выраженных в элементах быта, одежды, в специфических праздниках, обрядах, символах и т.д.
Этнические ценности - это совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, смыслов, культурных традиций, которые сами члены этноса считают наиболее характерными и важными для своего народа и, в конечном счете, для предназначения человека вообще. В культуре любого народа существуют некие основания, на которых базируется устойчивость этнического стереотипа поведения, да и этническое самосознание в целом. Это так называемые «этнокультурные доминанты психики», диктующие данному народу определенные нормы, ценностные ориентиры, идеалы. Они выступают в виде императивов поведения членов данного этноса. Назовем лишь некоторые из них: отношение к жизни и смерти, отношение к судьбе, свободе, воле, идея счастья, блага.
Наклонность к созерцательности и приверженность к обряду, характеризующие русское благочестие, формально базируются на византийских традициях, но, тем не менее, совершенно чужды другим православным славянам и скорее связывают Россию с неправославным Востоком. Удаль, ценимая русским народом в его героях, есть добродетель чисто степная, понятная тюркам, но непонятная ни романогерманцам, ни славянам.
Своеобразие психологического и этнографического облика русской народной стихии должно быть принято во внимание при всяком построении новой русской культуры [3].
Опыты христианизации этих «инородцев» до сих пор были очень мало удачны. Следовательно, для того, чтобы верхи русской культуры находились в соответствии с особым положением этнографической зоны русской стихии, необходимо, чтобы русская культура не исчерпывалась восточным православием, а выявила бы и те черты своей основной народной стихии, которые способны сплотить в одно культурное целое разнородные племена, исторически связанные с судьбой русского народа. Это не означает, конечно, чтобы лапти или пятитонная гамма непременно сделались неотъемлемой принадлежностью верхов русской культуры.
Предсказывать и предписывать конкретные формы появляющейся новой русской культуры вообще невозможно. Русская культура в смысле завершения культурного здания должна вырастать органически из основания русской стихии.
Для понимания специфики экологической культуры принципиальное значение имеет интерпретация различных элементов культуры представителями данного этноса с точки зрения ценности этого явления. Считают ли они данное культурное явление особенно важным и неизменным, либо второстепенным и вполне модифицирующим, в этом и проявляется различия между народами. По этому так важен фактографический, этнографический материал, содержательно раскрывающий логику данного этноса.
В настоящее время выживание ценностных культурных основ этноса возможно лишь в условиях диалога равноправных, но различающихся в ценностном отношении народов, в уважении достоинства другого. Толерантное отношение между этническими культурами возникнет тогда, когда мы осознаем, что представитель другого народа может и должен видеть мир иначе, чем мы, и примем в свою культуру и жизнь духовные достижения других народов.
Список литературы:
1. Аванесова Г.А., Бабакова В.Г., Быкова Э.В. Морфология культуры. Структура и динамика. - М., Наука, 2005.
2. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб., 1997.
3. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М., 2002.
4. Национальный вопрос и новое мышление. - М., 1989.