Научная статья на тему 'Взаимодействие финно-угорской и русской культур в народном костюме Русского Севера'

Взаимодействие финно-угорской и русской культур в народном костюме Русского Севера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
317
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТЮМ / СЕМАНТИКА / СИМВОЛ / ЗНАК / ЯЗЫК / ЭТНОС / ОРНАМЕНТ / ДЕКОР / МИГРАЦИЯ / COSTUME / SEMANTICS / SYMBOL / SIGN / LANGUAGE / ETHNOS / ORNAMENT / DECORATIONS / MIGRATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мариненко Оксана Вячеславна, Русанов Виктор Алексеевич

Предпринята попытка исследования семантики народного костюма Архангельской и Вологодской губерний на методологических основах, заложенных Ю. М. Лотманом и Р. Бартом, что позволяет представить костюм как семиотическое пространство и способ передачи информации посредством символов и цветовых решений, а также выявить этнические составляющие в орнаменте русской, норманнской и финно-угорской культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the Finno-Ugric and Russian cultures in the national costume of the Russian North

The article makes at attempt to study the semantics of the national costume of Arkhangelsk and Vologda provinces basing on the methodological foundations made by Y. M. Lotman and R. Barthes. That allows to consider a costume as a semiotic unit and a method of transmitting information by means of symbols and colors, as well as to identify the ethnic elements in the ornament of Russian, Norman and Finno-Ugric cultures.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие финно-угорской и русской культур в народном костюме Русского Севера»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИННО-УГОРСКОЙ И РУССКОЙ КУЛЬТУР В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ РУССКОГО СЕВЕРА

О. В. МАРИНЕНКО,

ассистент кафедры гуманитарных наук и физвоспитания Энгельсского технологического института (филиала) ФГБОУВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.»

В. А. РУСАНОВ,

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук и физвоспитания Энгельсского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.» (г. Энгельс, РФ)

Исключительная сложность социального управления в условиях полиэтнич-ности, необходимость в поддержании динамического равновесия без утраты стабильности и единства многонационального, многоконфессионального государства - Российской Федерации, требуют пристального внимания к различным аспектам самобытности образующих ее этносов. Сохранение и развитие национальной культуры при полной и всеобъемлющей политической интеграции составляют сущность этнополитическо-го феномена - многонационального российского народа. Изучение и сбережение специфики его традиционных культур имеет важное культурологическое и искусствоведческое значение, а также выполняет социально-политическую функцию консолидации общества.

Исследование народного костюма ставит перед учеными непростую задачу: определить, с какого исторического периода одежда обретает статус народной. Первые сведения о ней появляются в самых древних текстах, сохранившихся до наших времен (Евангелие, мифы Древней Греции и другие народные эпосы). В Священном Писании читаем, что по-

сле того, как Ева и Адам вкусили плод с запретного древа познания, «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7); в Раю, до грехопадения, «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:25). Когда же за ослушание Бог изгнал их из сада Эдемского, то «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3:21).

С начала жизни на Земле люди стали шить одежду из растительных волокон: конопли, льна, хлопка и тканей животного происхождения: шерсти, пуха, меха, шелка. Натуральные материалы подчеркивают связь человека с природой, делают его частицей окружающего мира. Кроить ткани начали в XIII в. от Рождества Христова, когда познания в геометрии и умение разворачивать объемы на плоскости позволили придать одежде форму человеческого тела.

Древнейший способ ношения одежды с помощью простого обертывания шкуры или ткани вокруг тела называется драпировочным. Позднее люди придумали еще два способа: накладной, когда вещь надевается через голову, как бы накладыва-© Мариненко О. В., Русанов В. А., 2016

ется на плечи (платье, рубашка и т. д.), и распашной, когда облачение имеет спереди разрез сверху донизу (халат, жилет, сюртук и т. д.) [4, 210]. Со временем одежда становится одним из маркеров этнической культуры, который на протяжении всех этапов развития общества накапливал в себе информацию культурного, исторического, социологического и философского характера. Еще в глубокой древности существовала техника нанесения орнамента с помощью натуральных природных красителей на льняные и конопляные ткани.

В широком смысле слова обряд - это строй, порядок, уклад жизни семьи, общины. В семиотическом пространстве костюма выражен метаязык типологического описания культуры, коллективный интеллект народа [1, 205]. Костюм участвует в обрядовой деятельности человека, с помощью которой определялись и регулировались все отношения, деятельность людей, их досуг, развлечения. Это зафиксировано в высказывании Ю. М. Лотмана, демонстрирующем понимание культуры как системы кодов и символических рядов: «Стоит взглянуть на узоры, вышитые на рубашке каждого, становится понятным, к какому роду относится человек и кто его прародитель» [7, 134].

На этапе зарождения обряды были связаны исключительно с трудовой деятельностью. Со временем их роль и значение значительно возросли. Люди не только трудились, но и отдыхали вместе. Процесс обряда трансформировался в некий акт очищения, единения с миром, природой, приносящий после тяжелого крестьянского труда физический и душевный покой. Постепенно важными элементами обрядов становятся различные предметы, украшающие их и несущие символическую составляющую, которая помогает человеку обрести правильный психологический настрой. Обряд -это освященное многовековой традицией, развернутое, условно-символическое действие [3, 304]. Известно, что обряды сопровождались различной деятельно-

стью (песнями, танцами, переодеваниями), что помогало почувствовать красоту мира. Именно благодаря древним обрядам в народной среде появились песни и танцы, возникли разнообразные символы и орнаменты, а в дальнейшем формировалось самобытное национальное искусство. В наибольшей степени, на наш взгляд, культурные особенности этнических обрядов отражены в национальных эпосах, которые на протяжении веков формировали уклад жизни общества.

Объекты мира наблюдаемых, реальных предметов, процессов и явлений, а также мира представляемых явлений (не наблюдаемых эмпирически - фантазий, мечтаний, объектов религиозных верований и пр.) обретают символических двойников - кодирующие знаки, обозначающие эти объекты в условной форме:

- лексических символов (слов вербального языка, произнесенных или написанных),

- пиктограмм (рисунков, более или менее узнаваемо изображающих объекты),

- графических символов (изображений, условно обозначающих смысл понятий, - цифр, нотных знаков, эмблем, гербов, флагов и пр.),

- вещественных символов (специфических черт продуктов материальной деятельности, несущих смысловую нагрузку не только утилитарно-функционального, но и экстраутилитарного свойства, - стилевых признаков вещей и сооружений; элементов социальной престижности в одежде и предметах обихода; особенностей, национально маркирующих предметы материальной культуры; религиозной символики предметов культа, храмов и погребальных сооружений и пр.),

- символических действий (узнаваемо или условно имитирующих, обозначающих какие-либо явления, процессы или их смыслы, - обряда, ритуала, этикетного и церемониального поведения, игр, репетиций и в определенном смысле всего художественного творчества) и т. п.

В материальной культуре славян заметно влияние скифов, которые люби-

ли ромбообразные и шашечные узоры. Характерные и для их предков, малоазиатских народов, и для потомков узоры скифских тканей сильно напоминают узоры малороссийских плахт - домотканых юбок. Раскопки курганов засвидетельствовали распространение в быту скифов тканей ионийского и египетского происхождения, украшенных очертаниями причудливых животных, человеческих фигур, растительных узоров. Женщины носили просторное платье (сарафан) и высокий головной убор (кокошник) [9, 32].

Территория Архангельской и Вологодской губерний была заселена малочисленными финно-угорскими племенами, основными промыслами которых служили земледелие, скотоводство, рыбная ловля и охота. В XII в. началась ее колонизация нижегородцами, что в конечном счете привело к ассимиляции финно-угров с русскими. Кроме того, северные районы современной России подвергались регулярным набегам со стороны норманнов, что также привносило некие элементы культуры. Проанализировав эпическое наследие финно-угорских народов, воплощенное в рунах и обобщенное в народном эпосе «Калевала», можно выделить основополагающие мотивы, которые нашли отражение и в семантике орнамента народного костюма. Народный костюм содержит многообразие знаковых символов, которые следует воспринимать как единицу смысла, а не графического изображения. Совокупность же символов представляет собой связанную систему народного самосознания, в той или иной степени отражающую мировосприятие этнических групп, создавших ее.

Главными мотивами «Калевалы» выступают отношения человека с силами природы, проявляющимися как непосредственно в стихиях (огонь, воздух, вода, земля), так и в собирательных образах мифических персонажей (Ильма-тар, Лоухи, Хийси и др.) [6, 54]. Во всем многообразии эпического наследия Природа рассматривается как одушевленная

среда, которую человек, как правило, покоряет и использует. Наиболее характерные цвета в одежде у финно-угров: красный, белый, синий, коричневый - символизируют четыре стихии, причем доминанта белого обусловлена тем, что, согласно «Калевале», из воздуха по воле верховного бога Укко появились огонь, вода и земля.

Для исследования нами выбран женский костюм, так как именно в нем в большей степени отражены мотивы жизни этноса. С древних времен образ женщины связан с благополучием, домашним уютом, продолжением рода, и ее одежда была призвана создать благоприятную атмосферу для развития человеческого общества. Костюм включал в себя длинную белую или темно-коричневую юбку, окаймленную тесьмой красно-черного цвета, тонкую льняную рубашку, темно-серый передник, головной платок синего цвета или светло-серое наплечное покрывало [5, 22-23]. Отметим, что женские народные костюмы Русского Севера XIX в. во многом повторяют структурные единицы и цветовые решения, свойственные костюмам финно-угров. Позднее в костюме северных районов появилась тенденция к увеличению доли красного цвета различных оттенков. Преобладание красного характерно для многих народов Европы и Азии, в том числе для славян. В русской культуре красный цвет символизировал красоту, что объясняет его преимущественное использование при оформлении орнамента и других лицевых вышивок, хотя в отдельных регионах в орнаменте костюма наблюдается полихромия с применением синего, коричневого и черного цветов. Можно предположить, что такое сочетание цветов в совокупности с натуральными тканями и атрибутами должно было подчеркивать единение человека с Природой, а также защищать его от губительного воздействия стихии.

При первичной систематизации орнамента выделяют растительные, зооморфные, орнитоморфные, антропоморфные, тератологические и геометрические мо-

тивы. Однако народному костюму присущи также сочетание вышеперечисленных орнаментальных составляющих (что определяет его полиморфность) и, как следствие, сложные сюжетные архаические композиции [8, 57]. Орнамент художественно и образно обогащается, отражая социальные, экономические, культурные и другие изменения в жизни населения, а также взаимное влияние этнических групп данной территории. Для глубокого понимания смысловой нагрузки орнамента народного костюма попытаемся не только рассмотреть описанную композицию как объект, представляющий окружающий мир, но и провести анализ его внутреннего наполнения с позиции мифологии этнических групп.

Согласно «Калевале», первым промыслом человека было землепашество, а символом засеянного поля является комбинация ромбов, кругов и квадратов. Подобные комбинации можно наблюдать в орнаменте народного костюма Вологодской области, а также карел, мордвы и других народностей финно-угорской этнической группы. В русских традициях круг использовали для обозначения праздников земледельцев, как бы акцентируя благополучие обладателя костюма, т. е. его достаток, определяющий статус и положение в обществе, а также вызывая благосклонность Природы к людям, занимавшимся земледелием.

Человек не мог рассчитывать только на свой труд - частые природные бедствия, особенно в северных районах, приводили к неурожаю, голоду и, как следствие, гибели населения. Очевидно его стремление найти защиту, в связи с этим в ранней мифологии северных народов огромное внимание уделялось солнцу как источнику жизни на земле, защитнику от всех невзгод. Обеим культурам свойственно отображение солнца как основного элемента язычества в форме геометрических фигур (преимущественно крестов, свастик и т. д.), а также зооморфных изображений в виде коня у славян и лося - у финно-угров. Таким образом подчеркивались многоликость и значи-

мость Солнца как верховного божества, инструмент взаимодействия которого с человеком являли собой животные и птицы. Птицы возвещали человеку радость, свет, добро, что отражено в мифах (чудесное спасение Вяйнямейнена из морской пучины орлом в «Калевале»). В русском фольклоре встречаются образы птицы с птенцами и парноголовых птиц (государственный символ России - двуглавый орел). Часто птицы, несущие всадников, выполняли функции коня. В орнаменте и былинах фигурируют также смешанные образы птицы и коня.

Гораздо труднее трактовать значение растительной символики. С одной стороны, дерево сливается с образом Древа жизни, символизирующего вечно живую природу и зависимость от нее человека и других живых существ. В «Калевале» таким символом выступает посеянный Сампса Пеллервойненом Дуб, который долго не всходил, но после вмешательства сил воды, огня, воздуха и земли быстро вырос и, достигнув неба, заслонил солнце, отчего жизнь на земле стала печальной. Следовательно, дерево в определенном смысле символизирует и негативные силы природы, которые приносят человеку массу трудностей и которым ему приходится противостоять в течение всей жизни, призывая на помощь позитивные силы природы. Для языческой культуры характерны изображения идолоподобных фигур с поднятыми вверх ладонями, что указывает на связь с божеством. Не случайно мифологические персонажи обращаются к высшим силам (просьба Вяйнямейнена к Ильма-тар помочь срубить Дуб, заслонивший солнце), которые даруют им в тяжелых ситуациях необыкновенные силу и навыки, позволяющие преодолеть трудности, или посылают помощников (медный человечек в «Калевале»).

Большое внимание в эпических произведениях уделяется женщине как неотъемлемой части жизни главного героя и семейных отношений (поиск невесты Вяйнямейненом в «Калевале» - одна из центральных сюжетных линий эпо-

са). Женщина здесь, прежде чем показать расположение, вынуждает мужчину проявить все свое умение, получить новые навыки и знания. На Русском Севере традиционным мотивом орнамента народного костюма является женская фигура - символ плодородия, Матери сырой земли. Она встречается в сочетании с птицами, животными и растениями, что, на наш взгляд, означает полноту семейных отношений. Аналогичную смысловую нагрузку несут парные изображения животных и птиц как знаки единства женского и мужского начала - символы счастливого брака. Можно говорить, что образ женщины олицетворяет социальную сторону жизни общества, которая в определенном смысле противопоставляется силам природы. Очевидно, что сообща людям было проще обеспечивать быт, вести промыслы, отвоевывать у природы новые земли для сельского хозяйства.

В течение длительного периода финно-угры и русские жили рядом, постоянно обмениваясь продуктами своего труда и культуры. Таким образом, народный костюм Русского Севера наряду с традиционным русским орнаментом имеет семантические мотивы финского эпоса «Калевала».

Даже на одном примере - генезисе динамики народного костюма северных областей России - можно проследить сложность и многогранность межкультурных взаимосвязей. Интерференция, взаимопроникновение различных этнокультурных систем колоссально возросли в современных условиях глобализации и информационной революции. Этнокультуроло-гия в этом стремительно обновляющемся мире становится своего рода навигационной системой, помогающей человеку, личности в поисках самоидентификации и определении пути развития.

Поступила 03.07.2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт ; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - Москва : Академический Проект, 2008. -351с.

2. Библия православная. - Москва : Российское Библейское Общество, 2006. - 1393 с.

3. Большая книга праздников народов мира. -Москва : Эксмо, 2008. - 512 с.

4. Вардугин, В. И. Русская одежда: история народного костюма от скифских до советских времен / В. И. Вардугин. - Саратов : Детская книга, 2001. - 352 с.

5. Ефимова, Л. В. Русский народный костюм (коллекция Государственного исторического музея) / Л. В. Ефимова. - Москва : Советская Россия, 1989. - 312 с.

6. Калевала / под ред. В. Казина. - Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1956. - 286 с.

7. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лот-ман. - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.

8. Маслова, Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова. - Москва : Наука, 1978. - 256 с.

9. Михайлин, В. Тропа звериных слов : Пространственно ориентированные культурные коды в индоевропейской традиции / В. Михайлин ; предисл. К. Кобрина. - Москва : Новое литературное обозрение, 2005. - 540 с.

1. Bart, R. (2008), Mythology, Moscow: Academic Project.

2. The Orthodox Bible (2006), Moscow: The Russian Bible Society.

3. Big Book of holidays of the peoples of the world (2008), Moscow: Eksmo.

4. Vardugin, V. I. (2001), Russian clothing: history of folk costume from the Scythian to Soviet times, Saratov: Children's Book.

5. Efimova, L. V. (1989), Russian folk costume (the collection of the State Historical Museum), Moscow: Soviet Russia.

6. Kasin, V. ed. (1956), Kalevala, Moscow: State Publishing House literature.

7. Lotman, Yu. M. (2000), Semiosphere, Saint Petersburg: Art-SPB.

8. Maslova, G. S. (1978), Ornament of Russian folk embroidery as a historical and ethnographic source, Moscow: Nauka.

9. Mihailin, V. (2005), Trail of animal words: Spatially-oriented cultural codes in the Indo-European tradition, Moscow: New Literary Review.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.