Научная статья на тему 'Возрождение народной художественной культуры миф или реальность?'

Возрождение народной художественной культуры миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1103
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / FOLK ARTISTIC CULTURE / FOLK CREATIVITY / DECORATIVE AND APPLIED ARTS / AESTHETIC UPBRINGING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьева Е. И.

В статье представлено авторское видение процесса возрождения художественной культуры Исследуется динамика народного художественного творчества, выявляются закономерности, связанные с экономическими, социальными и другими факторами Обосновывается необходимость государственной поддержки народных мастеров как хранителей и трансляторов этнических ценностей и норм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REVIVLE OF FOLK CULTURE MYTH OR REALITY?

It's presented in the article the author's point of view on the process of revival of artistic culture The dynamics of the folk artistic creativity is researched, the appropriateness connected with economic, social, and other factors is revealed The author substantiates the necessity of the state support of folk masters as keepers and translators of the ethnic values and norms

Текст научной работы на тему «Возрождение народной художественной культуры миф или реальность?»

осуществляется в систематическом и кропотливом труде. Все великие люди, гении, много и беззаветно трудились, создавая шедевры, абсолютные безусловные ценности, которые переживают своих создателей, побеждают время и остаются памятниками мировой культуры [1; 2].

Духовность - сущность человека, она пронизывает все стороны его жизни, направляет дела и помыслы к совершенству. Духовность не может обойтись без религии, веры в Бога, который является эталоном чистоты, любви, добра и совершенства. Сегодня наблюдается активный рост религиозного сознания населения, но вместе с тем чудовищной остается религиозная безграмотность, заставляющая обращаться к целителям, колдунам, экстрасенсам, представителям религиозных сект, языческим традициям в их новой интерпретации. Это наносит серьезный духовный вред личности, чревато страшными последствиями, тяжелыми, порой смертельными исходами. Не случайно, по мнению Патриарха Алексия II и нынешнего Патриарха Кирилла, России грозит, как никогда раньше, неоязычество, когда истинная божественная чистота подменяется идолопоклонством, верой в приметы (боимся пустого ведра, черной кошки), в результате - внушение и убежденность программируют личность, которая начинает испытывать ужас от глупости. Стремление к чудесам, необычному порой приводит к поклонению новоявленным святым, самостоятельно провозгласившим себя таковыми (Мария Дева Христос). Особенностью современного неоязычества является то, что оно сегодня использует новейшие психологические способы воздействия: гипноз, зомбирование в сочетании с наркотиками. Оглупляя и одурманивая личность, особенно мировоззренчески неустойчивую и не сформированную, оно приводит ее, в лучшем случае, к серьезным психологическим травмам, а в худшем - к

шизофрении, самоубийству, преступлению [3].

Вызывает недоумение, что не только обычные, духовно неустойчивые люди совершают мировоззренческие ошибки, но и служители церкви. Монахи женятся? Известны случаи, когда религиозная служба превращалась в мероприятие, в рок-концерт, организованный в Санкт-Петербурге не кем-нибудь, а епархией; в акцию, позволяющую церкви выйти из храма, предающую забвению элементарные христианские нормы. Сегодня мы можем констатировать, что духовные проблемы комментируются систематически, по этому поводу проводятся приемы, круглые столы, заседания: человек оказывается в круговерти событий, вроде тех мероприятий, обрядов, которые проводились в языческие времена. Личность оказывается включенной в суетный, повседневный водоворот. В этом и есть незаметное принятие язычества. Но ведь служение в церкви не должно мешать человеку заняться собой. Без самоосознания и коррекции мыслей, поступков нет духовного развития. Иначе происходит принятие того, что подается со стороны как безусловная ценность, как образец, которому надо следовать безоговорочно. В результате стираются границы добра и зла. И происходит незаметное скатывание личности в сферу бездуховную, фальсифицируются смысложизненные ценности. В результате в религиозном смысле начинается постепенное принятие Антихриста, согласие с ним. И мы можем наблюдать, как внутренняя духовная чистота заменяются ложью, предательством, эгоизмом, материальными ценностями. Под угрозой духовный мир отдельной личности, и без серьезной, кропотливой работы всех социальных институтов невозможно удержать ее от падения в бездну. Еще сложнее направить к совершенству духовную культуру России в целом, сохранив все самое ценное, что создано за два тысячелетия.

Библиографический список

1. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб.: Петрополис, 1996.

2. Кутырев, В.А. Прогресс или возвращение к вечному? / В.А. Кутырев // Вопросы философии. - 1998. - № 9.

3. Ионин, Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л.Г. Ионин. - М.: Логос, 2000.

Статья поступила в редакцию 19.03.09

УДК 130:371.036

Е.И. Григорьева, д-р культурологии, проф. ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

В статье представлено авторское видение процесса возрождения художественной культуры. Исследуется динамика народного художественного творчества, выявляются закономерности, связанные с экономическими, социальными и другими факторами. Обосновывается необходимость государственной поддержки народных мастеров как хранителей и трансляторов этнических ценностей и норм.

Ключевые слова: народная художественная культура, народное творчество, декоративноприкладное творчество, эстетическое воспитание.

Перестройка и демократизация российского общества конца 80-90-х годов XX века, несмотря на противоречивость и ошибки, привели к поискам нравственных ориентиров, стремлению возродить национальные духовные ценности. Все это способствовало повышенному интересу к народной художественной культуре, в которой многие видят панацею от различных духовных проблем современной России.

Народную художественную культуру отождествляют спе-

циалисты разных отраслей знаний с фольклором, народным искусством, народным художественным творчеством, самодеятельным искусством, художественной самодеятельностью.

Генезис, историю и функции народного искусства или народного художественного творчества определяет трудовая деятельность человека. В большинстве произведений народного искусства видна непосредственная или опосредованная связь с трудовой деятельностью. В первую очередь, это можно отме-

тить в народной деревянной архитектуре, декоративном убранстве жилых интерьеров, декоре хозяйственных построек, эстетизации орудий производства и предметов домашнего обихода. Художественной деятельностью наполнен и женский труд (прядение, ткачество, кружевоплетение и другое). Наиболее же ярко художественное начало проявлялось в народной будничной, праздничной и обрядовой одежде [1; 2].

В то же время необходимо подчеркнуть, что во всей системе русской народной художественной культуры органически соединились утилитаризм, духовность и прагматизм религиозных обрядов и обычаев [3].

Миф и религия древних славян - это не только форма восприятия мироздания, природы, которая была для человека и «жилищем» и «мастерской». Они вобрали в себя древнее единобожие славянских воззрений, их Солнечный пантеон и систему христианских идей. Освященные многовековой традицией обряды как условно-символическое действие оформляли важнейшие события общественной и семейно-бытовой жизни, наиболее значимые этапы календарных циклов и хозяйственной деятельности. Они складывались на основе обычаев и наглядно передавали отношение людей к природе и друг к другу. Ритуалы и обряды являлись составной частью праздников, связанных с мифическими представлениями или верованиями людей. Способы осмысления мира и места человека в природе, его отношений с другими людьми нашли отражение не только в мифологическом, но и художественном сознании народа, сказались на укладе его жизни. При всей наполненности сознания древнерусского человека мифологическими представлениями, первичными оставались практицизм мышления и практический опыт, ибо своей деятельностью человек стремился к гармонии с природой, частью которой он был. На протяжении длительного исторического периода славянская мифология влияла на ритуалы и обряды, на народное творчество. Мифологическое сознание - это исторически сложившееся состояние человеческого сознания в его непосредственном практическом преломлении.

Мифология русского народа является неотъемлемой частью его быта, ритуалов и обрядов, обычаев и поверий, различных жанров фольклора, народного искусства. Изучение славянской мифологии, ее систематизация начались с трудов Н.М. Карамзина, А.С. Кайсарова, Г.А. Глинки, В.И. Даля, Н.И. Костомарова, А.Н. Афанасьева еще в XIX веке. Вопреки попыткам в советское время предать мифологию и фольклор забвению - ибо они отождествлялись с религией - Д.К. Зелениным, В.Н. Топоровым, В.Я. Проппом и Б.А. Рыбаковым, а также другими исследователями были разработаны методы исследования мифологии, раскрыта культурно-историческая основа мифологического мышления, изданы труды, обобщающие столь большой материал.

Разумеется, славянская мифология, мировоззрение, ритуалы и обряды, народное художественное творчество генетически связаны с архетипическими элементами других этносов, с которыми славяне вступали в контакты на различных уровнях. Ассимиляция этих элементов на определенных исторических отрезках у различных народов способстввала формированию национальной культуры каждого этноса [4].

В художественно-творческой деятельности древних славян можно увидеть ценностно-познавательный синкретизм народного сознания, в котором в мифологическом контексте соединились религиозное и эстетическое освоение мира.

Исторические корни художественного творчества лежат в синкретизме первобытной культуры, создававшейся людьми в различных типах и формах художественной деятельности. В пространственно-временных или процессуаль-

ных видах художественного творчества человек использовал средства, заложенные в нем природой (мимика, телодвижения и другие), а в пространственных или вещественных - те материалы, которые давала ему природа (глина, дерево, кость и другие) и которыми он овладевал в процессе труда.

При изучении художественной культуры невозможно отделить духовную, художественную и обрядовую деятельность от материального производства, и подтверждением этого является утилитарно-эстетический характер народного декоративно-прикладного искусства. Большинство исследователей народной культуры указывают на крестьянское происхождение фольклора и декоративно-прикладного искусства. Попытки системного подхода к изучению народного декоративно-прикладного искусства предпринимались многими исследователями. Но до сих пор не разрешены проблемы, связанные с определением границ народного искусства, которое обычно рассматривалось как крестьянское и кустарное, однако сегодня все чаще в систему народной художественной культуры включают три основные подсистемы: крестьянское творчество, кустарные художественные промыслы и городское народное искусство.

В искусствоведении и этнографии существует распространенное мнение о том, что с XI до конца XVIII века развивалась единая художественная культура у народных масс и господствующих классов, а в конце XVII-XVШ веков произошло разделение на народную культуру и культуру правящих классов. Однако изучение декоративно-прикладного искусства, художественных ремесел и промыслов показывает, что этот процесс произошел значительно раньше, уже в период XI-XШ веков, когда сформировалось профессиональное декоративноприкладное и изобразительное искусство. Большинство произведений декоративно-прикладного искусства, предназначенных для княжеских дворцов, домов знати изготовлялось городскими и вотчинными ремесленниками, а возможно и народными мастерами по замыслам и образцам, которые удовлетворяли вкусы заказчиков. Народное декоративно-прикладное искусство выражается в спонтанном творчестве и продолжает народную художественную традицию, связанную с бытом народа, отражает его идеалы и вкусы. Оно находится также и в постоянном контакте с профессиональным искусством, но при этом сохраняет самобытность, обогащается за счет влияний извне, но не подчиняется им, оставаясь цельным, самостоятельным культурным явлением.

Одновременно с процессом развития ремесел и народного декоративно-прикладного искусства происходило формирование промыслов. В дореволюционных исследованиях лишь в конце XIX - начале XX века появляется понятие «художественные промыслы», до этого времени использовались понятия «кустарные промыслы» или «народные промыслы».

В.И. Даль дал такое определение ремесла: «Ремесло, рукомесло, рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб // самое занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда» [5, с. 91]. «Промысел» или «промышление» у В.И.Даля означают «ручной труд, то есть ремесленное производство изделий как способ добычи, уменье и средство для жизни, заработков» [6, с. 498]. Недаром эти два понятия в народе использовались вместе в пословицах и поговорках, таких , как по ремеслу и промысел, у ремесла не без промысла.

Зарождение промыслов на территории северо-восточной Руси можно отнести к X-XI веку. В эпоху Киевской Руси появились промыслы овручских камнерезов по изготовлению шиферных пряслиц. Хотя эти изделия и не всегда можно отнести к произведениям художественного ремесла, но существование рынков сбыта свидетельствует о возникновении промыс-

лов по художественной обработке дерева, ювелирных. Изделия, созданные в деревенской вотчинной и городской среде ремесленников, изготовлялись не только для себя, но и на продажу. У исследователей народной культуры и искусствоведов они получают статус произведений декоративно-прикладного искусства, однако когда эти изделия становятся массовыми предметами, предназначенными для рынка, то используется понятие «народный промысел». Мастера народных промыслов противопоставляются профессиональным художникам и профессиональным мастерам декоративно-прикладного искусства.

Художественно-образный строй произведений древнерусского декоративно-прикладного искусства на протяжении почти десяти веков развития отличался определенным единством взглядов на форму, природу и сущность предметов, независимо от того, в какой ремесленной среде они создавались. Поэтому появление художественных промыслов необходимо рассматривать с того периода, когда Россия вступила на общеевропейский путь развития, а крестьянское и городское художественное ремесло в силу сложившихся условий жизни и классовой структуры осталось верным традициям народного изобразительного искусства. С XVII до начала XX века шел процесс трансформации крестьянского народного искусства, фольклора, обычаев и обрядов в городской среде, и одновременно на творчество деревенских ремесленников оказывали влияние городские ремесла, фабрично-заводская промышленность. Мастера народного искусства в домашнем ремесле, народных художественных промыслах, бытовавших в крестьянской среде, все чаще использовали стилевые особенности, приемы обработки и образные сюжеты профессионального или «ученого» искусства [7].

Конечно, трудно провести грань между предметом быта и произведением прикладного искусства, работой ремесленника и памятником художественного ремесла. Декоративно-прикладное искусство включает в свою структуру и произведения с повышенной декоративно-эстетической функцией, и бытовые предметы, с их ярко выраженной функциональностью, сделанные безвестным кустарем, но обладающим блестящим мастерством, чувством владения материалом. Одновременно с этим происходила специализация промыслов, выделяющихся из кустарной промышленности: одни ориентировались на изготовление предметов крестьянского быта с использованием наиболее доступных природных материалов или продуктов, производимых в собственном хозяйстве, другие промыслы выполняли заказы аристократии, и при изготовлении изделий использовались золото, серебро, жемчуг, финифть, дорогие ткани, другие материалы. Но, несмотря на различия, эти два направления народных промыслов имеют одну общую черту - это тесная связь с кустарничеством.

Кустарничество представляет собой сложное духовное, культурное и экономическое явление, уходящее своими корнями в глубины русской истории. Несмотря на неоднократные попытки изучения кустарных промыслов как в дореволюционной России, так и в первые послереволюционные годы, до сих пор нет исчерпывающего исследования кустарного дела.

Многочисленные дискуссии и исследования кустарничества велись еще в конце XIX века, но особенно актуальны они стали в начале XX века, когда художественные изделия кустарей получили широкое признание не только в России, но и за ее пределами. Большинство исследований рассматривало кустарничество как социально-экономическое явление, так как кустарные промыслы считались государством, прежде всего, одной из отраслей народного хозяйства. Для определения места и роли кустарных промыслов в истории русской культуры необходимо рассмотреть их состояние накануне революции 1917

года и найти корни многих сложных явлений, повлиявших на развитие кустарничества в советский период.

Во второй половине XIX века происходит быстрое развитие кустарных промыслов не только в городах, но и в деревне. Крестьянство оказалось вовлеченным в сферу промышленного развития.

Крестьянские промыслы были тесно связаны с бытом русской деревни, но в отличие от традиционного народного искусства, создаваемого для собственных нужд, изделия кустаря предназначались для рынка. Постепенно кустарничество приобрело характер профессии, ремесла и становилось зависимым от потребностей рынка, на который изделия попадали чаще всего через перекупщиков, являющихся основными заказчиками товара и поставщиками сырья. По своему характеру художественное кустарничество близко соприкасалось с народным искусством, из недр которого вышло, идеями, образами и выразительными средствами которого питалось, но отличалось от него по целям и задачам. Утратив самостоятельность в выборе сюжетов и пренебрегая традициями крестьянского бытового искусства, кустарь целиком зависел от потребностей рынка и вкусов моды определенной эпохи. Таким образом, кустарничество принимало характер промыслов, бытовавших в определенной местности и пользовавшихся наибольшим спросом на внутреннем, а впоследствии и внешнем рынке. К началу XX века кустарничество заняло значительное место в экономике страны, но все больше отрывалось от народных истоков творчества. Перед первой мировой войной даже рост промышленности не мог вытеснить крестьянские промыслы, ручное производство. Изделия кустарей были не только дешевле, но и красивее фабричных. Способствовал распространению промыслов, в первую очередь художественных, и повышенный интерес к народному крестьянскому искусству. Стимулировала кустарное производство и мода на изделия народных мастеров в конце XIX - начале XX века, что было связано с пропагандой художественных промыслов на выставках различного уровня в России и за рубежом. Примечательно, что в это время начинается всестороннее изучение художественных промыслов историками, этнографами, искусствоведами и экономистами.

В кустарничестве наметилось соединение прагматического начала, утилитарного и эстетического, художественного производства и искусства. Превратившись в предметы торговли, произведения промыслов несли на себе приметы массовой эстетизации, утраты утилитарности уже к началу XX века.

Сегодня можно отметить, что народное декоративное искусство представляет собой сложное структурное образование, соединяющее в себе произведения домашнего производства и ремесла, которые не только украшают быт народа, но и выражают его этническую сущность. Расширение сферы художественных промыслов в ущерб традиционному народному декоративно-прикладному искусству и домашнему ремеслу нарушило гармоническое соотношение утилитарной и эстетической функции и привело к упадку многих художественных промыслов. В свою очередь, связь кустарных промыслов с художественно-промышленным производством при изготовлении предметов домашнего обихода в угоду массовому вкусу привело к увлечению декоративизмом, украшательством и отрыву от функциональной значимости вещи, превращению ее в сувенир.

Функционирование народного искусства как системы и ее подсистем (видов, жанров, произведений) в современных условиях связано с комплексом теоретических и методологических проблем, без устранения которых трудно решать многие вопросы народной художественной культуры в целом. Технический прогресс и социокультурное напряжение последних

десятилетий создали в России кризисную ситуацию, при которой ценности художественной культуры перестают быть регулятором ценностных ориентаций в жизнедеятельности людей: их повсеместно вытесняют и народные культурные образцы. Кроме того, сильной деформации и разрушению со стороны рыночной экономики подверглась культурная инфраструктура, превращающаяся в коммерческие структуры. Это нашло противоречивое отражение в общественном сознании через попытку осмысления происходящего сквозь призму религиозных и этнокультурных ценностей.

Сегодня все чаще поднимаются проблемы экологии природы как среды обитания человека, ибо нанесен невосполнимый ущерб не только природе, но и физическому и духовному здоровью человека. Вопросы нравственности, духовности неотделимы от проблем сохранения народного искусства как части целостной системы народной культуры. Во многом современный этап переосмысления социокультурных ценностей и дальнейшая судьба России зависят от возрождения и освоения национального богатства отечественной культуры. Являясь фундаментом современной культуры, народное искусство находится в прямой зависимости от уровня развития духовной культуры общества. Народное искусство как особый тип художественного творчества включает в себя различные художественные и социокультурные процессы, связанные с различными типами творчества, а произведения народного искусства на основе традиций и преемственности сохраняют связь с природой, историей и нравственными ценностями этноса и других народов.

Под народным искусством очень часто понимают народное декоративно-прикладное искусство, к которому повысился интерес в последние два десятилетия. С одной стороны, это выражается в изменении функции декоративно-прикладного искусства, а с другой - в появлении в народном искусстве произведений кича, в которых видно отсутствие традиции, нарушение функциональности, торжество эрзаца и имитации. Появление массовой продукции духовного и материального ширпотреба, пользующейся большим коммерческим спросом, свидетельствует о соединении крестьянского и городского изофольклора, деревенской и мещанской психологии, производителя и потребителя массовой культуры.

Разнообразное по жанрово-видовому составу народное декоративно-прикладное искусство не только соединяет в себе утилитарную и эстетическую функции, но как часть народного искусства включает в себя различные типы художественного творчества и различные формы его организации. Полифункциональность народного декоративно-прикладного искусства заключается и в его неразрывной связи с мировоззрением и нравственно-эстетическими нормами различных социальных слоев населения. Как и природная среда, народное декоративно-прикладное и народное изобразительное искусство являются естественной предметно-эстетической средой бытования фольклора.

Одной из специфических особенностей народного декоративно-прикладного искусства является его синкретичность, соединение утилитарного и эстетического, материального и духовного, архаического и современного. Соединение бытовых и художественных потребностей, труд, игра и обряд, коллективное и индивидуальное, будни и праздники, различные формы художественного воспроизведения мира нашли отражение в народном искусстве. В народном декоративно-прикладном искусстве можно обнаружить наличие общечеловеческих, национальных и локальных или местных проявлений. В ходе эволюции народной художественной культуры декоративно-прикладное искусство явилось сокровищницей древнейших общечеловеческих духовных и нравственных ценностей и принципов художественного творчества.

В новой социально-культурной ситуации произошло и новое понимание народного декоративно-прикладного искусства не только как неотъемлемой части народной художественной культуры, но и как художественной ценности, способствующей духовному возрождению народа, утрачивающего нравственные, духовные и эстетические ориентиры. Особенности структуры творчества в современном народном искусстве, множественность их проявлений в декоративно-прикладном искусстве требуют изучения и выявления характера и сущности, специфических особенностей, а также анализа различных форм бытования этого вида художественной деятельности. В каждой из форм народной художественной культуры можно выделить определенные виды декоративно-прикладного творчества. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство входят в традиционный фольклор, неофольклор, бытовое художественное творчество и в художественную самодеятельность, приобретая различные формы художественной деятельности в каждом из них.

Двуединый подход к народному искусству, когда его развитие рассматривается как изнутри системы (многообразие видов и школ), так и извне (способность к постоянной интеграции и взаимодействию в культуре), позволяет определить место и роль народного искусства в современной культуре. Родовая сущность народного искусства определяет основные принципы и закономерности народного искусства как системы. Так как творчество в народном искусстве не может развиваться как творчество индивидуализированное, приближающееся к профессиональному искусству, а все индивидуально неповторимое выступает в качестве общего, то есть лица школы определенного вида народного искусства (Палех, Мстера, Федоскино, Хохлома и так далее), то необходимо говорить не об авторской оригинальности восприятия и самовыражения, а о выражении исторического, национального, общечеловеческого одновременно.

Коллективное по своей природе, народное декоративноприкладное искусство испытывает влияние профессиональных мастеров декоративно-прикладного искусства и становится индивидуальным. Индивидуальное начало в народном искусстве наиболее отчетливо проявляется в творчестве мастеров самодеятельного декоративно-прикладного творчества. В развитом народном художественном промысле, с его коллективной основой, индивидуальные черты растворяются, проявляясь в вариантах и повторах, отражающих индивидуальность исполнителей. Но проявляется эта индивидуальность в строго определенных границах и рамках, не нарушающих стилевое единство изделия. Отказ от традиционно-устойчивой системы приводит к разрушению структурного единства в искусстве. Народное декоративно-прикладное творчество не знает таких систем, и его достижения определяются персональной одаренностью мастера, талантом, вкусом, уровнем общего культурного развития. Создатель вещи свободен в выражении своих личных пристрастий, но если слабо определены почва и среда, где сформировались его художественные вкусы, размыт критерий коллективизма, это может привести к тому, что вместо произведения искусства мы получим дилетантскую поделку в виде «дамского рукоделия».

В современных условиях бытования народных художественных ремесел многое зависит от реальных предпосылок развития их в том или ином центре. Нарушение бытовой функции предмета связано и с тем, что мастерство развивается однобоко, не затрагивая содержания искусства, а ограничиваясь лишь распространенной схемой.

В настоящее время бытование и развитие народного декоративно-прикладного искусства необходимо рассматривать исходя

из принципов общности и преемственности традиции. Так как народное искусство связано с национальным укладом, этнографической средой, то оно отвечает эстетическим и духовным запросам народности и представляет сложный синтез материального и духовного, отражает этические нормы и убеждения. Именно здесь формируются традиции и каноны, отражающие образное видение мира, когда изделие, утратив утилитарность, представляет сложный синтез материального и духовного.

Традиция закрепляется и развивается школами народного мастерства, но корнями она уходит к разным пластам мировых и национальных культур. Коллективное начало, проявляющееся в историческом развитии, формирует культуру художественных средств и принципов, свои типизированные образы в различных видах народного декоративно-прикладного искусства. Многообразие школ и направлений в развитии народного искусства в то же время не исключает общих для всех школ черт. В школе на основе коллективного творчества слагаются, развиваются и закрепляются основные принципы мировосприятия, художественного осмысления, приемы и средства художественного творчества.

Творчество отдельных мастеров, сохраняющих традицию и работающих в русле определенной школы, характеризуется потребностью в художественном переосмыслении традиции. Эти мастера обслуживают потребности односельчан и в большинстве своем представляют индивидуальное бытовое прикладное творчество, но в рамках народной традиции, школы, что отсутствует в самодеятельном изобразительном искусстве. Иногда на почве местных культурных традиций и художественных ремесел возникают промыслы, существование которых определяется не внутренними потребностями, а спросом извне. Основными причинами возникновения таких промыслов является поиск дополнительного заработка в свободное от сельскохозяйственных работ время. Материальная заинтересованность сочетается с потребностью в творчестве, стремлением сохранить и передать художественную традицию. Здесь от мастера к мастеру передаются художественные навыки, методы работы, сюжеты и образы изделий. Примером может служить гончарный промысел, ныне существующий в д. Федоровка Бондарского района Тамбовской области, и добровская и романовская игрушка в Липецкой области.

Сложное и противоречивое явление представляют собой художественные промыслы, организованные на базе мастерских и подчиняющиеся промышленной структуре производства. Внедрение образцов, созданных профессиональными художниками в таких мастерских, приводит к тому, что исчезает преемственность традиции, передаваемая путем ученичества. И хотя роль школ народного мастерства велика, они приводят к шаблону, стандарту создаваемых изделий. Культурная преемственность от отца к сыну, от мастера к мастеру соответствует укладу сельской жизни. В школах и мастерских происходит синтезирование элементов фольклорной традиции народного крестьянского творчества и городского, творчества народного мастера и профессионального художника.

Бытовые предметы сельского обихода, выполняемые для выставок некоторыми современными мастерами, лишены полнокровной целостности формы и содержания, присущих подлинным умельцам народного искусства. Предметы для выставок они стараются сделать сложнее, ярче, наряднее, что приводит к отходу от традиции, снижению выразительности формы и фактуры. Особенно это характерно для тканых изделий, сохраняющих бытовую основу и призванных дать своеобразный колорит и уют сельскому, и даже городскому дому. Традиционные для русской деревни тканые половики с узкими, одинаковыми по ритму, но яркими по цвету полосами вносили

в крестьянский дом оттенок спокойной тишины. Половики, сделанные современными мастерицами, напротив, имеют сложные узоры, контрастное цветовое решение и вносят в жилище беспокойство и напряженность вместо спокойного застила.

То же самое происходит и с лоскутной техникой, широко распространившейся в последние годы. Традиционное лоскутное одеяло забыто, а появившиеся подушечки, пуфики и коврики призваны не столько служить делу, сколько украшать жилище. Изготовленный мастером предмет утрачивает свою утилитарность, функциональную определенность и превращается в сувенирное изделие. Чего стоит некоторая керамическая посуда, не пригодная к употреблению из-за использования красителей, в состав которых входят и канцерогенные вещества!

В народном декоративно-прикладном искусстве сегодня необходимо отметить преобладание эстетического над утилитарным, что особенно заметно в изделиях промышленного производства, основанных на базе существовавших ранее ремесел и промыслов. В отличие от народного, промышленное декоративно-прикладное искусство представляет собой серийное производство по образцам, сделанным в лучших традициях народного искусства.

Несмотря на то, что современное село или деревня способны внести определенные ценности художественной культуры в городскую среду, все же этот процесс в области народного искусства носит поверхностный характер, подменяя подлинные изделия народного искусства подражательными поделками под стиль или образец. Утрачивается самая главная черта произведения народного мастера - импровизация в процессе создания вещи. Промысел, развивающийся в форме мелкотоварного производства, испытывает влияние массового спроса на рынке, и в народном творчестве можно увидеть тенденции, которые характерны для профессионального декоративно-прикладного искусства нынешнего времени: преобладание декоративного начала над утилитарным или же полный отказ от бытового назначения изделий. Достаточно вспомнить расписанные под «хохлому» самовары, чайники, винные наборы мастеров из Тамбова и Липецка. Проблема утилитарности изделий современных народных художественных промыслов неоднократно и в разные годы привлекала внимание исследователей, но наиболее актуально она звучит именно сегодня.

Отрицание духовности в народном искусстве привело к необратимым процессам, сказавшимся негативно на развитии народного декоративно-прикладного искусства. Процесс отрыва крестьянина от земли, народного мастера от природной исторической среды привел к индивидуализации народного творчества, его отрыву от традиций и коллективизма.

Сегодня, к сожалению уходят вглубь веков национальнокультурные традиции многочисленных народов нашей страны, которые неразрывны с нашей исторической памятью и связывают поколения и эпохи, являясь при этом источником формирования морально-этических норм.

Для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел - не только бесценное наследие, но и общенациональное преимущество, т.к. культура народов России способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.

В России практически каждый регион отличается своими культурными традициями. В большинстве субъектов Российской Федерации реализуются комплексные программы их сохранения и развития. При этом создаются центры фольклора, дома ремесел, народные художественные коллективы. Благодаря уче-ным-этнографам собираются фольклорные фонды. Огромной популярностью пользуются различные фестивали и конкурсы.

Вместе с тем, сегодняшние усилия государства по сохране- Возврат к истокам, возвращение к духовности - вот самая

нию и развитию народной художественной культуры все еще насущная сегодня государственная задача. Прежде всего, потому, что духовность - это универсальное, присущее всему

далеко не соответствуют степени ее значимости для общества и

человечеству качество. Для России и ее народа она имеет осо-государства. бое значение. Ни одна проблема, ни один кризис не может быть

преодолен в нашей стране без выхода из кризиса духовного.

Библиографический список

1. Бакланова, Т.И. Народная художественная культура / Т.И. Бакланова. - М.: МГУКИ, 2000.

2. Народная культура в современных условиях / под ред. Г.Н. Михайлова. - М.: Министерство культуры РФ, Российский институт культурологии, 2000.

3. Белов, В.И. Лад: очерки по народной эстетике. - Архангельск - Вологда: Северо-западное книжное издательство, 1985.

4. Межуев, В.М. Национальная культура и современная цивилизация / В.М. Межуев // Освобождение духа. - М.: Политиздат, 1991.

5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1979-1980.- Т. 4.

6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1979-1980. - Т. 3.

7. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры / М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983.

Статья поступила в редакцию 19.03.09

УДК 130+398 (519.3)

Наваанзоч Х. Цэдэв, канд. пед. наук, проф. Хобдского государственного университета, проректор по научной работе и сотрудничеству, г. Хобд (Монголия)

КОНСТАНТЫ «БОГ» И «РОДИТЕЛИ» В РУССКОЙ И МОНГОЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК

В статье анализируются константы «Бог» и «Родители» в контексте традиционной русской и монгольской культур. Выявлены общие принципы употребления указанных констант.

Ключевые слова: константа, концепт, традиционная культура, мировоззрение.

У монгольского народа, как и у русского, имеется древнейшая традиция использования пословиц и поговорок для воспитания молодого поколения. Они выражают общие закономерные связи, касаются всех сфер бытия и жизни людской. В этом смысле поговорки и пословицы являются неисчерпаемым источником познания мира. В них же заключены и базовые константы культуры монголов, те ценности, которые являются почитаемыми всеми представителями нации, транслируются из поколения в поколение. В данной статье мы рассмотрим, как раскрываются важнейшие константы монгольской культуры «Бог» и «Родители» в устном народном творчестве монголов, а именно в пословицах и поговорках.

Среди человеческих ценностей любовь к своим родителям и их уважение занимают особое место. Не случайно, многие народные и современные монгольские песни посвящены родителям.. Пословицы и поговорки являются суждениями, в которых выражены многолетний опыт наблюдений, мировоззренческие ценности народа и нравственные идеалы. Многие пословицы повествуют о роли родителей в жизни человека, важности их напутствия и благословения, необходимости уважения и послушания [1; 2]. Например: «Эцэгтэй хуний увур ду-лаан, эхтэй хуний элэг дулаан (Человеку с отцом за пазухой тепло, человеку с матерью душа тепла - здесь и далее перевод автора. - Х.Ц.) [2].

«Передняя часть тепла» - устойчивое выражение, по смыслу схожее с выражением «душа тепла». Оно означает, что если у человека родители живы и здоровы, он полноценен, ни в чем не нуждается. Этот же смысл имеет пословица: «Эхтэй хуний энгэр бутэн, эцэгтэй хуний толгой бутэн» (У человека с мамой передняя часть цела, у человека с отцом голова цела) [2]. Примечательно, что полноценность человека при наличии живых родителей констатируется как раз на физическом уровне:

родители, давшие ему когда-то жизнь, всегда составляют часть его самого или часть его физических ощущений.

В случае, если кому-нибудь необходимо отправиться в дальний путь (служить в армии, воевать за Родину или учиться за границей и т.д.), народная мудрость предписывает ему обязательно попрощаться с родителями. Такое прощание даёт человеку неимоверные силы и надежду на то, что он сможет выполнить любые трудные задания. «Ээжийн элгэнд суугаад гар, эц-гийн элгэнд зогсоод гар» (Выходи, сев перед грудью матери, выходи, встав перед грудью отца) [2]. Константа «Родители» здесь неразрывно связана с еще одной константой монгольской культуры - «путь, дорога». Несмотря на то, что родители хотят держать своих детей и внуков при себе, расставание неизбежно, рано или поздно им придется отправиться в путь: учиться, чтобы получить знания, или на работу, чтобы обрести достаток. Но это расставание - закономерное явление, часть неизменного хода жизни, и повторяется не в одном, а во всех следующих поколениях, родители продолжаются не только в детях, но и во внуках. «Ээж аавын санаа ач урд, ач урийн санаа ууланд» (Душа отца и матери во внуках и внучках, душа внуков внучек в горах) [2]. Аналогичный вариант пословицы имеется в русском языке: «Матернее сердце в детках, а детское в камне» (Эхийн санаа урд, урийн санаа хаданд), что свидетельствует о схожести мироощущения наших народов [3, с. 218].

Подарить жизнь своим детям - это долг родителей перед своим потомством. Однако всю жизнь заботиться о своих родителях и ухаживать за ними - это долг детей: «Эцгийн ач, эхийг ивээлийг насан туршдаа санаж яв» (Всю жизнь помни отцовскую заботу и материнскую любовь) [2]. Эта мысль лаконично и ярко выражена не только в данной монгольской пословице, но и в ряде русских: «Живы родители - почитай, померли - поминай!» (Эцэг эхээ амьд сэруунд нь хундэл, бур-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.