Bœ изменения и дополнения в закрепление принципов трудового права будут способствовать уважению к человеку труда, где будет совершенствоваться юридический инструментарий в наборе и формулировании принципов сфере наемного труда.
Работа над формированием принципов трудового права будет продолжаться еще достаточно долго. При развитии экономической и политической составляющей нашей страны будут формулироваться необходимые ориентиры развития российского трудового права. Конечно, и статья 2 ТК РФ тоже претерпит соответствующие изменения.
Литература и источники
1. Бритова Т.К. К вопросу о реализации принципа гендерного равенства в законодательстве о труде Республики Беларусь: национальный и международный аспекты // Социальное и пенсионное право. 2008. № 1.
2. Куренной A.M. Принципы трудового права: теория и проблемы применения па практике // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 4.
3. Аббасова E.B. Принципы представительства в трудовом праве: гарантии их реализации //Российская юстиция. 2017. № 10.
4. Хныкин r.B., Принципы и гарантии трудового права: состояние и принципы реализации // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. № 1.
5. Нелюбина E.B. Становление социальных прав в российском законодательстве: историко-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2008. №22.
6. Умяров Р.Г. Принцип свободы труда в трудовом праве (проблемы теории и практики). Автореф. дис. ... канд. юрид. паук. Нижний Новгород, 2007.
7. Нежданова А.С. Проблемы реализации конституционного принципа равенства в трудовых отношениях // Молодой ученый. 2020. №9 (299).
8. Хныкин r.B., Косаковская Е.И. Принципы заработной платы и проблемы их реализации // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 2. С..
9. Щербакова O.B. Принцип обеспечения права работника па защиту своего достоинства в период трудовой деятельности// Российский юридический журнал. 2019. № 1.
10. Лушников A.M. Цифровизация трудового права и трудовые отношения //Закон. 2022. № 10.
References and Sources
1. Britova T.K. K voprosu o realizacii principa gendernogo ravenstva v zakonodatel'stve o trude Respubliki Belarus': nacional'nyj i mezhdunarodnyj aspekty // Social'noe i pensionnoe pravo. 2008. № 1.
2. Kurennoj A.M. Principy trudovogo prava: teoriya i problemy primeneniya na praktike // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2020. № 4.
3. Abbasova E.V. Principy predstavitel'stva v trudovom prave: garantii ih realizacii //Rossijskaya yusticiya. 2017. № 10.
4. Hnykin G.V., Principy i garantii trudovogo prava: sostoyanie i principy realizacii // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2021. № 1.
5. Nelyubina E.V. Stanovlenie social'nyh prav v rossijskom zakonodatel'stve: istoriko-pravovoj aspekt // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2008. №22.
6. Umyarov R.G. Princip svobody truda v trudovom prave (problemy teorii i praktiki). Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Nizhnij Novgorod, 2007.
7. Nezhdanova A.S. Problemy realizacii konstitucionnogo principa ravenstva v trudovyh otnosheniyah // Molodoj uchenyj. 2020. №9 (299).
8. Hnykin G.V., Kosakovskaya E.I. Principy zarabotnoj platy i problemy ih realizacii // Trudovoe pravo v Rossii i za rubezhom. 2020. № 2. S..
9. Shcherbakova O.V. Princip obespecheniya prava rabotnika na zashchitu svoego dostoinstva v period trudovoj deyatel'nosti// Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2019. № 1.
10. Lushnikov A.M. Cifrovizaciya trudovogo prava i trudovye otnosheniya //Zakon. 2022. № 10.
ВЫШЕСЛАВОВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет (vysheslavova_tf@ mail.ru).
ЛУКИНОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет (lukinova. [email protected]).
VYSHESLAVOVA, TATYANA F. - Ph.D. in Law, Associate Professor, North Caucasus Federal University.
LUKINOVA, SVETLANA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, North Caucasus Federal University ([email protected]).
УДК 347.97 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-86-91
баранов и.н.
ценностные аспекты деятельности мирового судьи в современных
условиях
Ключевые слова: правосудие, мировая юстиция, мировые судьи, актуальные проблемы мировой юстиции.
В статье рассматриваются исторические аспекты становления института мировых судей, правовой статус мирового судьи, особенности его реализации, а также актуальные проблемы в организации работы аппарата мировых судей. Показано, что в настоящий момент институт мировых судей является современным институтом. Несмотря на богатую историю, он является недостаточно урегулированным законом органом, имея актуальные вопросы, такие как материально-техническое оснащение, недостаточность финансирования, а также повышающуюся нагрузку на судей. Решение данных вопросов становится одной из важных задач текущего законотворческого аппарата, и работа в данной области уже ведётся, однако требует применения более активных и разноплановых мер, могущих способствовать решению вопросов, в том числе и внесением изменений в процесс рассмотрения отдельных категорий дел.
BARANOV, I.N.
VALUE ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF A JUSTICE OF THE PEACE IN MODERN CONDITIONS Key words: justice, justices of the peace, current problems of justices of the peace.
The article examines the historical aspects of the formation of the institute of justices of the peace, the legal status of a justice of the peace, the specifics of its implementation, as well as current problems in the organization of the work of the office of justices of the peace. It is shown that at the moment the institution of justices of the peace is a modern institution. Despite its rich history, it is a body insufficiently regulated by law, with pressing issues such as material and technical equipment, insufficient funding, as well as an increasing workload on judges. Resolving these issues is becoming one of the important tasks of the current legislative apparatus, and work in this area is already underway, but requires the use of more active and diverse measures that can help resolve issues, including making changes to the process of considering certain categories of cases.
Рассматривая отечественную судебную систему, мы видим, насколько богатой является история её становления и развития вплоть до современного этапа. Безусловно, вся судебная система в целом, так и отдельные её части, а также законодательство, их регулирующее, претерпело множество изменений, в угоду различным внешним факторам - актуализируя свою деятельность совместно с развитием самого общества в целом.
Одной из интересных для рассмотрения областей российской юриспруденции является институт мировых судей, который имеет как богатое прошлое, так и множество перспектив для своего развития в будущем. Безусловно, корни российского права уходят в римское право, однако института мировых судей долгое время не существовало на различных исторических этапах. Так, непосредственно сам институт мировых судей зародился за рубежом - в Англии. Судя по сохранившимся документам, Ричард Львиное сердце поручил определённым лицам следить за законностью в регионах и для «королевского спокойствия», мира. Поэтому впоследствии такие люди были названы в литературе как «хранители мира» [2]. Следующим шагом в историческом развитии института мировых судей стало принятие Закона о мировых судьях 1361 г., который определял полномочия мировых судей, их обязанности, управомочивающий их на задержание, арест и наказание в соответствии с законами королевства, включая заключение под стражу, соразмерные с совершенными деяниями штрафами, а также освобождение от наказания. Данный закон действует и в настоящее время, но претерпел, безусловно, множество изменений [3].
Однако статус мировых судей в России отличается своей самобытностью. До XVIII века в нашем государстве не существовало как таковых судебных инстанций, а правосудие осуществляли главы административных образований, что, в свою очередь, создавало определённые возможности для злоупотреблений, так и в целом подрывало классические требования к правосудию [10, с. 290295]. Тогда же появились первые работы по судопроизводству [9, с. 197].
Именно поэтому судебная система оказалась перед необходимостью её изменения. Первые меры в сфере реформирования порядка судопроизводства начал проводить Пётр I, который образовал различные судебные органы, особенности которых определялись желанием реформатора отделить их от администрации. Однако историки сходятся во мнении, что достижение этой цели на тот момент было сложной задачей, так как суд воспринимался обществом, прежде всего, как одна из функций управления. Традиция, состоявшая в том, что судебные функции обеспечивались воеводами и губернаторами, отягощала положение судебных органов [4, с. 28-33].
Институт мировых судей возник позднее - в результате внедрения судебной реформы 1864 г., в результате которой действительно судебная система государства претерпела значительные изменения, а Судебный устав провозгласил учреждение института мировых судей. Отличительной особенностью являлось то, что, безусловно, качественным образом характеризует цели и задачи мировых судей, которые ставили перед ними органы государственной власти - создание органа «примирения», который разрешал бы самые разные дела граждан. Из-за чего предлагалось дать возможность избирать мировых судей самостоятельно народом, что решало сразу несколько задач: избранный судья обладал высоким уровнем доверия среди населения, в тоже время решался вопрос об освобождении правительства от необходимости избрания большого количества судей самостоятельно. Данное решение активно обсуждалось и критиковалось, в том числе из-за того, что финансирование мирового суда осуществлялось из местного бюджета [6, С. 35-37], что ставило этот орган в определённую зависимость от местных органов власти, однако, было принято решение о выборности данной должности.
Тем не менее, данный орган судебной власти просуществовал недолго и 24 ноября 1917 года институт был упразднён Декретом о суде №1 [8], который упразднял суды императорской России, что не обошло стороной и мировых судей. Вновь свою деятельность институт мировых судей начал намного позже, уже в постсоветский период. В 1995 году был внесён законопроект
«О судебной системе в Российской Федерации», в пояснительной записке к которому нашла отражение позиция, состоявшая в том, что мировые судьи - это судьи, наиболее приближенные к населению. Данная позиция также была оглашена и на III Всероссийском съезде судей 1994 г. [13], что отражало изначальный замысел реализации института мировых судей и сохраняло тем самым историческую преемственность. Однако лишь в 1998 году был принят специальный закон - ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», который действует по настоящее время. В данном законе получил отражение набор прав и обязанностей мирового судьи, однако, при этом был утерян принцип выборности. Следует согласиться с мнением Ю.В. Щедриной, которая полагает, что, несмотря на то, что выборность должности была отражением близости к населению, отражением важности и самой специфики института мировых судей, однако в настоящее время, в связи с реализацией жесткого отбора претендентов на должность судьи, избрание законодательным (представительным) органом субъекта является оптимальным [17, с. 82-94].
Необходимость реализации института мировых судей имела свои предпосылки. Так, данный институт был утвержден в период глобальных перемен в области отечественной судебной системы, на фоне которых законодатель также усмотрел необходимость снижения нагрузки на судебные органы федерального значения в связи с увеличением количества обращения граждан в суды, а также повышением значимости восстановительного правосудия с активным привлечением участия в исполнении примирительных процедур и сближением системы правосудия и населения, что являлось немаловажным фактором в переходный период.
Однако несмотря на богатую историю и достаточный правовой базис института мировых судей, все же в настоящее время данный институт имеет ряд проблем в организации и деятельности, актуальных для его изучения.
В соответствии с современным законодательством, мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и, таким образом, также они являются частью целостной системы судей во всём государстве [1]. В тоже время следует также учитывать и иное обстоятельство, а именно специфическое положение мировых судей, сложившееся в настоящее время в законодательстве. Данное положение раскрывается в той части, в которой анализируется правовой статус мирового судьи. Так, мировой судья определяется как должностное лицо, которое также обладает соответствующим правовым статусом, но в то же время он является и звеном судебной системы, что, в свою очередь, является особенностью реализации правового положения мирового судьи в настоящее время в национальной правовой системе [18, с. 817-820].
Должность мирового судьи важна ввиду приближения её к самым разным делам граждан, что отражает роль мирового судьи в его историческом, первоначальном аспекте. Но также и существенную роль данный орган играет в снижении нагрузки на остальную часть судебной системы, в то время как нагрузка при этом продолжает увеличиваться. Так, по данным Главного управления по обеспечению деятельности мировых судей Московской области, за 9 месяцев 2023 года мировыми судьями Московской области было рассмотрено 1 018 607 дел и 321 198 материалов, всего 1 339 805 дел и материалов, что на 5% больше аналогичного показателя 9 месяцев 2022 года [15]. Таким образом, мы видим, что нагрузка на аппарат мировых судей растет. Более того, глава Совета судей В. Момотов отмечал в своих работах, что мировые судьи рассматривают не просто часть дел, поступающих в суды Российской Федерации, а большую часть из них, приводя статистику о том, что 80% всех рассматриваемых на текущий момент дел рассматриваются мировыми судьями [14].
Исходя из отмеченного ранее, необходимо сделать вывод о важности и значимости данного органа в отечественной судебной системе, что, в свою очередь, накладывает определённые обязательства на законодателя. Очевидно, что данный институт должен быть урегулирован надлежащим образом. А ввиду высокой нагрузки на данный аппарат однозначно необходимо провести оптимизацию деятельности органа. Принимая во внимание статистику, мы видим, что нагрузка на мировых судей ежегодно будет возрастать. Безусловно, надо понимать, что рассматриваемая нами оптимизация должна носить практический характер, который, прежде всего, должен быть направлен на снижение нагрузки на аппарат мировых судей и внесение соответствующих корректив в их деятельность.
Конечно же, уже на данный момент проводится определённая законотворческая работа в этом направлении. Так, например, в ходе внесения поправок в ФЗ «О мировых судьях» из полномочий мировых судей, которыми, соответственно, они обладали, были убраны несколько видов дел, в том числе те, которые относятся к сфере семейно-правовых отношений. Например, п. 5 ст. 3 СК РФ претерпел изменения, а также была снижена максимальная сумма цены иска, рассматриваемого мировыми судами - со ста тысяч рублей до пятидесяти тысяч. Данный подход, разумеется, смягчил нагрузку, однако на данный момент кардинальных изменений добиться не удалось.
В настоящее время существует несколько мер, предлагаемых к реализации и, соответственно, существует множество мнений исследователей, касаемо данного вопроса. Так, данные вопросы уже поднимались на государственном уровне. Например, в 2022 г. были приняты законы, увеличивающие количество мировых судей в Московской и Калининградской областях, о чём заявила член Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Е. Мизулина [5]. Также, необходимо законодательное закрепление как норм в законе, так и на практике, использование судьями ГАС «Правосудие» во всех регионах, а также реализации объединённых, унифицированных баз данных для ведения дело- и судопроизводства. Данная работа ведётся, однако, например, по данным Министерства внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл, в республике данная система была реализована лишь в 2023 году [12]. В иных случаях используется иное ПО, что снижает продуктивность и влечёт проблемы с совместимостью, усложняет межведомственную коммуникацию между органами.
Как уже было отражено ранее, в настоящее время также рассматривается вопрос об изменении количества участков мировых судей, одним из решений данного вопроса стала разработка ВС РФ законопроекта, который предполагает, что в ФЗ, регулирующем действия мировых судей будут закреплены соответствующие нормы, которые обяжут исполнительный орган субъекта взаимодействовать в случае реализации структуры судебного аппарата, а также при формировании непосредственно количества участков мировых судей [7]. Это, в свою очередь, позволит регулировать количество мировых судей на местах, исходя из потребностей региона. Однако в настоящее время данный законопроект не принят. Таким образом, положение мировых судей в системе судов РФ многогранно, однако при этом существует возможность для улучшения законодательства в данной области.
Также некоторые правоведы при анализе роли мировых судей в судебной системе особенно отмечают, что мировые судьи - это одно из звеньев судебной системы. При этом некоторые из авторов (например, А.В. Кузько) отграничивают самостоятельность мирового судьи, указывая, что данный уровень является лишь этапом для реализации судьи уже в иных, федеральных должностях [11, с. 34-37]. Данная позиция нам кажется неверной, что также подтверждается высказыванием Т.В. Фарои, которая в своей работе отмечает, что такой подход неверен, что подтверждается схожим подходом во Франции XIX в., результатом которого стала дискредитация института мирового суда. В России это может повлечь за собой соответствующие негативные последствия [16, с. 164-170].
Исходя из проведенного анализа, мы видим, что в настоящий момент институт мировых судей является современным институтом. Несмотря на богатую историю, он является недостаточно урегулированным законом органом, имея актуальные вопросы, такие как материально-техническое оснащение, недостаточность финансирования, а также повышающуюся нагрузку на судей. Решение данных вопросов становится одной из важных задач текущего законотворческого аппарата, и работа в данной области уже ведётся, однако требует применения более активных и разноплановых мер, могущих способствовать решению вопросов, в том числе и внесением изменений в процесс рассмотрения отдельных категорий дел (например, рассматривающихся в приказном порядке), увеличив эффективность деятельности в данном плане.
Таким образом, мы видим, что данный орган занимает одно из важнейших мест в судебной системе, принимая на себя основную массу поступающих в суды дел, несмотря на то, что он рассматривает наиболее популярные и часто незначительные дела, как правило, с участием лиц, впервые столкнувшихся с судебной системой или впервые привлеченных к тому или иному виду
юридической ответственности. Именно поэтому данный орган является наиболее приближенным к гражданам и их проблемам. Непосредственно через работу мировых судей люди видят, как вершится правосудие. Благодаря их работе повышается доверие как к праву, так и к государству. В силу этого мировые судьи должны быть надлежащим образом урегулированы, чтобы действовать на благо граждан.
Литература и источники
1. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 22 декабря. № 242.
2. Beard C.A. The Office of Justice of the Peace in England in Its Origin and Development // Columbia University Press, 1904.
3. Britannica, The Editors of Encyclopaedia. "Justice of the peace". Encyclopedia Britannica, 12 Apr. 2018, URL: https://www.brltannlca.com/toplc/justlce-of-the-peace. (Дата обращения: 26.01. 2024).
4. Бородина Е.В. "Нижние" и надворные суды в России 1719-1727 гг.: органы суда или администрации? // ИКНСП. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/artlcle/n/nizhnle-i-nadvornye-sudy-v-rossll-1719-1727-gg-organy-suda-ili-adminlstratsll (дата обращения: 26.01.2024).
5. В Москве и Калининградской области увеличено число мировых судей // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации URL: http://councll.gov.ru/events/news/132165/ (дата обращения: 26.01.2024).
6. Ванькина Е.А. К вопросу о финансировании мирового суда в исторической ретроспективе // Кронос. 2020. №8 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-finansirovanii-mirovogo-suda-v-istoricheskoy-retrospektive (дата обращения: 28.01.2024).
7. ВС предлагает модернизировать цифровое право в работе мировых судей // Верховный Суд Российской Федерации URL: https://vsrf.ru/press_center/mass_medla/31213/ (дата обращения: 26.01.2024).
8. Декрет Совет Народных Комиссаров (О суде) // СПС Гарант URL: https://constltutlon.garant.ru/hlstory/act1600-1918/5312/ (дата обращения: 18.01.2014).
9. Кавелин К.Д. Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства, в период времени от Уложения до Учреждения о губерниях: Рассуждение, пис. для получения степ. магистра гражд. законодательства канд. прав Константином Кавелиным. М.: Тип. А. Семена, при Имп. Мед.-хирург. акад., 1844.
10. Казаккулов Д.Р., Исаева Л.А. Институт мировых судей: история становления и развития // E-Scio. 2021. №10 (61). URL: https://cyberleninka.ru/artlcle/n/lnstltut-mirovyh-sudey-lstorlya-stanovlenlya-i-razvltlya (дата обращения: 26.01.2024).
11. Кузько А.В. Качество содержания решения мирового судьи как критерий эффективности правосудия // Мировой судья. 2022. №11.
12. Мировых судей подключают к электронному правосудию // Министерство внутренней политики, развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл URL: https://marl-el.gov.ru/minlstrles/minjust/news/mirovykh-sudey-podklyuchayut-k-elektronnomu-pravosudiyu/ (дата обращения: 23.01.2024).
13. Постановление III Всероссийского съезда судей от 25 марта 1994 г. «О концепции судебной системы Российской Федерации» // Российская юстиция. 1994. № 7.
14. Снижение нагрузки, споры вне суда и YouTube-канал: что нового предложил Верховный суд // Право.га URL: https://pravo.ru/story/237209/ (дата обращения: 26.01.2024).
15. Справка о работе мировых судей Московской области за 3 месяца 2023 года // Главное управление по обеспечению деятельности мировых судей Московской области URL: https://gudms.mosreg.ru/dokumeny (дата обращения: 29.01.2024).
16. Фарои Т.В. Институт мировых судей в российской федерации: проблемы и противоречия // Право и практика. 2020. №2.
17. Щедрина Ю.В. К вопросу о способах наделения полномочиями мировых судей в нормотворческой деятельности России во второй половине XIX начале XXI века // Новый ракурс. 2022. №3.
18. Щербинина И.А. Правовой статус мирового судьи в Российской Федерации // Форум молодых ученых. 2020. №6 (46).
References and Sources
1. Federal'nyj zakon ot 17.12.1998 N 188-FZ «O mirovyh sud'yah v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 1998. 22 dekabrya. № 242.
2. Beard C.A. The Office of Justice of the Peace in England in Its Origin and Development // Columbia University Press, 1904.
3. Britannica, The Editors of Encyclopaedia. \"Justice of the peace\". Encyclopedia Britannica, 12 Apr. 2018, URL: https://www.britannica.com/topic/justice-of-the-peace. (Data obrashcheniya: 26.01. 2024).
4. Borodina E.V. \"Nizhnie\" i nadvornye sudy v Rossii 1719-1727 gg.: organy suda ili administracii? // IKNSP. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nizhnie-i-nadvornye-sudy-v-rossii-1719-1727-gg-organy-suda-ili-administratsii (data obrashcheniya: 26.01.2024).
5. V Moskve i Kaliningradskoj oblasti uvelicheno chislo mirovyh sudej // Sovet Federacii Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii URL: http://council.gov.ru/events/news/132165/ (data obrashcheniya: 26.01.2024).
6. Van'kina E.A. K voprosu o finansirovanii mirovogo suda v istoricheskoj retrospektive // Kronos. 2020. №8 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-finansirovanii-mirovogo-suda-v-istoricheskoy-retrospektive (data obrashcheniya: 28.01.2024).
7. VS predlagaet modernizirovat' cifrovoe pravo v rabote mirovyh sudej // Verhovnyj Sud Rossijskoj Federacii URL: https://vsrf.ru/press_center/mass_media/31213/ (data obrashcheniya: 26.01.2024).
8. Dekret Sovet Narodnyh Komissarov (O sude) // SPS Garant URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5312/ (data obrashcheniya: 18.01.2014).
9. Kavelin K.D. Osnovnye nachala russkogo sudoustrojstva i grazhdanskogo sudoproizvodstva, v period vremeni ot Ulozheniya do Uchrezhdeniya o guberniyah: Rassuzhdenie, pis. dlya polucheniya step. magistra grazhd. zakonodatel'stva kand. prav Konstantinom Kavelinym. M.: Tip. A. Semena, pri Imp. Med.-hirurg. akad., 1844.
10. Kazakkulov D.R., Isaeva L.A. Institut mirovyh sudej: istoriya stanovleniya i razvitiya // E-Scio. 2021. №10 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-mirovyh-sudey-istoriya-stanovleniya-i-razvitiya (data obrashcheniya: 26.01.2024).
11. Kuz'ko A.V. Kachestvo soderzhaniya resheniya mirovogo sud'i kak kriterij effektivnosti pravosudiya // Mirovoj sud'ya. 2022. №11.
12. Mirovyh sudej podklyuchayut k elektronnomu pravosudiyu // Ministerstvo vnutrennej politiki, razvitiya mestnogo samoupravleniya i yusticii Respubliki Marij El URL: https://mari-el.gov.ru/ministries/minjust/news/mirovykh-sudey-podklyuchayut-k-elektronnomu-pravosudiyu/ (data obrashcheniya: 23.01.2024).
13. Postanovlenie III Vserossijskogo s"ezda sudej ot 25 marta 1994 g. «O koncepcii sudebnoj sistemy Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya yusticiya. 1994. № 7.
14. Snizhenie nagruzki, spory vne suda i YouTube-kanal: chto novogo predlozhil Verhovnyj sud // Pravo.ru URL: https://pravo.ru/story/237209/ (data obrashcheniya: 26.01.2024).
15. Spravka o rabote mirovyh sudej Moskovskoj oblasti za 3 mesyaca 2023 goda // Glavnoe upravlenie po obespecheniyu deyatel'nosti mirovyh sudej Moskovskoj oblasti URL: https://gudms.mosreg.ru/dokumeny (data obrashcheniya: 29.01.2024).
16. Faroi T.V. Institut mirovyh sudej v rossijskoj federacii: problemy i protivorechiya // Pravo i praktika. 2020. №2.
17. Shchedrina Yu.V. K voprosu o sposobah nadeleniya polnomochiyami mirovyh sudej v normotvorcheskoj deyatel'nosti Rossii vo vtoroj polovine XIX nachale XXI veka // Novyj rakurs. 2022. №3.
18. Shcherbinina I.A. Pravovoj status mirovogo sud'i v Rossijskoj Federacii // Forum molodyh uchenyh. 2020. №6 (46).
БАРАНОВ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин, Государственный гуманитарно-технологический университет ([email protected]).
BARANOV, ILYA N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Public Law, State University of Humanities and Technology ([email protected]).
УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 343.811 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-1-91-97
потехин д.с., беленцова ю.с. юридическая ответственность за передачу запрещенных предметов в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, уголовная ответственность, административная ответственность, изменения в законодательстве, передача запрещенных предметов, средства мобильной связи.
В статье рассматриваются последние изменения, внесённые в уголовное и административное законодательство, направленные на повышение ответственности за передачу и попытки передачи запрещённых предметов осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в учреждениях УИС, в том числе передачи средств мобильной связи. Авторами проведен анализ внесенных в законодательство изменений, дана оценка актуальности и комплексности введения в уголовный кодекс новой статьи, оценена формулировка и степень увеличения штрафа за данные правонарушения в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. Сделаны выводы по выявленным проблемам и даны рекомендации для внесения изменения в существующие нормативные правовые документы.
POTEKHIN, D.S., BELENTSOVA, Y.S.
LEGAL RESPONSIBILITY FOR THE TRANSFER OF PROHIBITED ITEMS IN INSTITUTIONS OF THE PENAL
ENFORCEMENT SYSTEM
Key words: the penal enforcement system, criminal liability, administrative liability, changes in legislation, transfer of prohibited items, mobile communications.
The article discusses the latest changes made to criminal and administrative legislation aimed at increasing liability for the transfer and attempts to transfer prohibited items to convicted persons, suspects and accused persons in penal institutions, including the transfer of mobile communications equipment. The authors analyzed the changes made to the legislation, assessed the relevance and complexity of the introduction of a new article into the criminal code, assessed the wording and degree of increase in the fine for these offenses in the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. Conclusions are drawn on the identified problems and recommendations are given for making changes to existing regulatory legal documents.
На современном этапе развития отечественной пенитенциарной системы большое влияние на эффективность и результативность решения служебных задач по обеспечению исполнения установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы оказывает работа по своевременному выявлению и пресечению проникновения на территорию исправительных учреждений запрещенных предметов. Данная работа, в совокупности с эффективным применением мер воздействия дисциплинарного, административного и уголовного характера, непосредственно способствует сокращению количества каналов проникновения запрещённых предметов на режимную территорию исправительных учреждений и следственных изоляторов. Передача запрещенных предметов лицам, находящимся в местах изоляции, является актуальной проблемой, решение которой возложено на ФСИН России в процессе реализации исполнения наказаний.
Ещё в начале XX века в Российской империи проблема передачи запрещенных предметов находилась в сфере постоянного внимания и освещалась в ежемесячном журнале «Тюремный вестник». К примеру, в одном из номеров была опубликована информация о поступивших в Главное Тюремное Управление сведениях: «Некоторые из защитников, пользуясь разрешённым им в установленном порядке правом свиданий наедине с содержащимися под стражей, передают заключённым и принимают от них для передачи письма и другие недозволенные предметы и таким образом служат посредниками для сношений арестантов с внешним миром» [1]. В данной связи Главным Тюремным Управлением были предложены меры по предупреждению связей арестантов