Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ МИРОВЫХ СУДЕЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОМПАРАТИВИСТИКИ (ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ)'

ИНСТИТУТ МИРОВЫХ СУДЕЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОМПАРАТИВИСТИКИ (ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правосудие / мировая юстиция / мировые судьи / актуальные проблемы мировой юстиции / магистраты / justice / justice of the peace / justices of the peace / current problems of justice of the peace / magistrates

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранов Илья Николаевич, Бондарев Никита Дмитриевич

В статье рассматриваются особенности реализации мировой юстиции в различных государствах на современном этапе, проводится сравнительный анализ отечественного и зарубежного законодательства в области института мировых судей. Анализ норм отечественного и зарубежного права показывает, что, несмотря на некоторые сходства аппаратов мировых судей различных стран, каждая система мировой юстиции конкретного государства имеет свои особенности, в следствие как исторических, политических, так и национальных особенностей каждого из них. При этом данные особенности имеют как достоинства, так и недостатки, а также по тем или иным причинам могут быть неприменимы в законодательстве других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF MAGISTRATES IN THE SYSTEM OF LEGAL COMPARATIVE STUDIES (PROBLEMS AND PROSPECTS)

The article examines the features of the implementation of justice of the peace in various states at the present stage, and conducts a comparative analysis of domestic and foreign legislation in the field of the institution of justices of the peace. An analysis of the norms of domestic and foreign law shows that, despite some similarities in the apparatus of justices of the peace in different countries, each system of justice of the peace of a particular state has its own characteristics, due to both the historical, political and national characteristics of each of them. Moreover, these features have both advantages and disadvantages, and for one reason or another may not be applicable in the legislation of other countries.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ МИРОВЫХ СУДЕЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОМПАРАТИВИСТИКИ (ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ)»

Литература и источники

1. Баттахов П.П. Социальное предпринимательство в России: классификация и проблемы правового регулирования // Аграрное и земельное право. 2023. №3(219). С. 80-83.

2. Башмакова Е.П., Торопушина Е.Е. Социальное предпринимательство как фактор саморазвития территорий российской Арктики // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 481-496.

3. Занковский С.С. Правовая концепция социального предпринимательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2021. Т. 17. № 4. С. 82-86.

4. Занковский С.С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства // Предпринимательское право. 2020. № 4.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru

6. Нетесова М. С. О перспективах развития социального предпринимательства в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т.14. № 7. С. 136-142.

7. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 18.02.2019. N 7 (часть II). ст. 702.

8. Федеральный закон от 13.07.2020 N 193-ФЗ (ред. от 23.03.2024) «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // Российская газета. 16.07.2020. № 155.

9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Парламентская газета. 09.08.2007. № 99-101.

References and Sources

1. Battahov P.P. Social'noe predprinimatel'stvo v Rossii: klassifikaciya i problemy pravovogo regulirovaniya // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2023. №3(219). S. 80-83.

2. Bashmakova E.P., Toropushina E.E. Social'noe predprinimatel'stvo kak faktor samorazvitiya territory rossijskoj Arktiki // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. 2019. T. 9. № 4. S. 481-496.

3. Zankovskij S.S. Pravovaya koncepciya social'nogo predprinimatel'stva // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. 2021. T. 17. № 4. S. 82-86.

4. Zankovskij S.S. Ponyatie i pravovoe regulirovanie social'nogo predprinimatel'stva // Predprinimatel'skoe pravo. 2020. № 4.

5. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru

6. Netesova M. S. O perspektivah razvitiya social'nogo predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T.14. № 7. S. 136-142.

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 13.02.2019 N 207-r (red. ot 30.09.2022) «Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // SZ RF. 18.02.2019. N 7 (chast' II). st. 702.

8. Federal'nyj zakon ot 13.07.2020 N 193-FZ (red. ot 23.03.2024) «O gosudarstvennoj podderzhke predprinimatel'skoj deyatel'nosti v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 16.07.2020. № 155.

9. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 N 209-FZ (red. ot 29.05.2024) «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» // Parlamentskaya gazeta. 09.08.2007. № 99-101.

МОТУРЕНКО СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права, Институт государства и права Российской академии наук ([email protected]). БАТТАХОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права, Институт государства и права Российской академии наук ([email protected]). MOTURENKO, SERGEY M. - Ph.D in Law, Senior Research Fellow in the Business and Corporate Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).

BATTAKHOV, PETR P. - Ph.D in Law, Senior Research Fellow in the Business and Corporate Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).

УДК 347.97 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-94-98

БАРАНОВ И.Н., БОНДАРЕВ Н.Д. ИНСТИТУТ МИРОВЫХ СУДЕЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОМПАРАТИВИСТИКИ (ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ)

Ключевые слова: правосудие, мировая юстиция, мировые судьи, актуальные проблемы мировой юстиции, магистраты.

В статье рассматриваются особенности реализации мировой юстиции в различных государствах на современном этапе, проводится сравнительный анализ отечественного и зарубежного законодательства в области института мировых судей. Анализ норм отечественного и зарубежного права показывает, что, несмотря на некоторые сходства аппаратов мировых судей различных стран, каждая система мировой юстиции конкретного государства имеет свои особенности, в следствие как исторических, политических, так и национальных особенностей каждого из них. При этом данные особенности имеют как достоинства, так и недостатки, а также по тем или иным причинам могут быть неприменимы в законодательстве других стран.

BARANOV, I.N., BONDAREV, N.D. INSTITUTE OF MAGISTRATES IN THE SYSTEM OF LEGAL COMPARATIVE STUDIES (PROBLEMS AND PROSPECTS)

Key words: justice, justice of the peace, justices of the peace, current problems of justice of the peace, magistrates.

The article examines the features of the implementation of justice of the peace in various states at the present stage, and conducts a comparative analysis of domestic and foreign legislation in the field of the institution of justices of the peace. An analysis of the norms of domestic and foreign law shows that, despite some similarities in the apparatus of justices of the peace in different countries, each system of justice of the peace of a particular state has its own characteristics, due to both the historical, political and national characteristics of each of them. Moreover, these features have both advantages and disadvantages, and for one reason or another may not be applicable in the legislation of other countries.

Российская судебная система развивалась длительное время, проходя через различные исторические этапы на пути к её становлению в нынешнем виде. И, несомненно, важно понимать также различия в различных ступенях судебной системы отечественного законодательства. Так, особое место среди судов Российской Федерации занимают мировые судьи, которые являются первой ступенью судебного аппарата, низшей, но принципиально важной для функционирования всей судебной ветви власти.

За последние годы нагрузка на судебную систему резко возросла, о чём свидетельствует как официальная статистика, так и мнения различных авторитетных судей. Повышенную нагрузку, конечно же, испытывает и аппарат мировых судей, который является первым звеном судебной системы для большинства споров. Поэтому в настоящее время законодатель предпринимает попытки к реформированию законодательства в области мировых судей с целью снижения нагрузки на данный орган, улучшение его эффективности и оптимизация его работы. В рамках данной статьи предлагается изучить подход некоторых государств, имеющих в своей судебной системе сходный с мировыми судьями аппарат, и проанализировать отдельные особенности зарубежного законодательства.

Следует начать с того, что во множестве судебных систем в настоящее время действуют мировые суды, в свою очередь являющиеся ключевыми образованиями судебной системы, выступая в качестве передовой линии отправления правосудия. Суды часто имеют отличительные черты и особенности, которые присуще определённой судебной системе государства, что является следствием особого исторического пути каждого государства, а также национальных особенностей, реализуемых в государстве.

В первую очередь, среди законодательств зарубежных стран необходимо выделить законодательство Франции о мировых судьях, так как в научных исследованиях, которые направлены на изучение области мировой юстиции, а также историческим её аспектам, выделяют 2 модели - английскую, которую принято считать классической, в рамках реализации которой мировой судья, прежде всего, выполняет административно-судебные функции, а вторая модель, собственно, является французской, которая прежде всего основывает структуру органа на принципе разделения властей, то есть выполняет только судебную функцию, в отрыве от всех прочих. Таким образом, французская система, которая была перенята у Великобритании, однако кардинальным образом изменилась и стала самостоятельной. Данная модель во многом определила те принципы, которые в настоящее время считаются основами правовых государств. Так, в том числе данную модель использовали при реализации собственного законодательства множество европейских государств, таких как Италия, Бельгия, Испания, а также Российская Федерация. Стоит понимать, что данная система перенималась государствами не в полном объёме, а также исходя из внутренних, национальных и исторических особенностей конкретного государства, в том числе таким путём пошло также и отечественное законодательство, которое в том числе перенимало некоторые аспекты и из английской модели [11, с. 21].

Французская мировая юстиция была предназначена, прежде всего, для разрешения разного рода гражданско-правовых споров, то есть основывалась на стремлении к примирению сторон, однако впоследствии мировой судья получил также полномочия в области уголовных дел, что в итоге предопределило миротворческую роль данного института, что выражается в приоритете примирительных процедур.

Данная особенность также повлияла на отечественное законодательство - как указывает Малина М.А., несмотря на осторожный подход законодателя к миротворческой функции, весомая часть уголовных дел в рамках мирового производства прекращается в связи с примирением сторон, на что указывают также данные Судебного департамента при ВС РФ, по данным которого за 2019 г. 23% уголовных дел, рассмотренных мировыми судьями были прекращены за примирением сторон [4, с. 17-21].

Таким образом, российскую мировую юстицию сложно отнести к той или иной модели мировой юстиции, так как законодательство в данной области является достаточно самобытным. В отличие от французской мировой юстиции мировые судьи РФ не входят в систему федеральных судов, но при этом судьи должны иметь соответствующее юридическое образование, в чём

проявляются сходства с французской системой, однако в отличие от неё должность мировых судей не является выборной [8, с. 181-183].

При этом в виду того, что мировой суд является наиболее приближенным к населению судом, считаем, что особенности мировой юстиции Франции в области приоритета примирительных процедур также применимы и в отечественном законодательстве, и роль примирителя в процессе, как следствие, привела бы к укреплению законности, а также повышению доверия граждан к судебной ветви власти.

Определёнными особенностями обладает также судебная система Израиля, которая также имеет магистратские или мировые суды, которые являются судами первой инстанции. Данные суды обладают полномочиями в сфере уголовного производства и рассматривают уголовные дела, за которые предусмотрено наказание до 7 лет лишения свободы, а также по некоторым другим, совокупный срок наказания по которым превышает 7 лет, например, преступления, связанные с незаконной деятельностью в области наркотиков. Также, как и в отечественном законодательстве мировой суд Израиля рассматривает гражданские дела, но также со своими особенностями. Так, мировые суды Израиля рассматривают гражданские иски по спорам владения и долей в земельных отношениях, использования и распоряжения имущества, а также другие иски на сумму менее 2,5 миллионов шекелей (что примерно равняется 62 миллионам рублей), что позволяет им рассматривать большинство гражданских дел. Также, мировой суд включает в себя также другие суды, например, суд по семейным делам, который рассматривает споры внутри семьи, прошедший подготовку и уполномоченный обсуждать семейные дела в соответствии с Законом о судах по семейным делам 1995 года [3], суд мелких тяжб, который рассматривает споры до 36 400 шекелей, суд по местным делам, который рассматривает преимущественно вопросы, связанные с административным наказанием, а также суд, рассматривающий дела в области дорожного движения.

При этом, несмотря на наличие суда по семейным делам, не все дела в рамках этого правового поля относимы мировым судьям, так как в виду национальных особенностей в Израиле также действуют религиозные суды, которые рассматривают вопросы личного статуса гражданина, семьи и имущества, а также и в основном - споры, вытекающие из брака и его расторжения, что является особенностью, при которой нагрузки на мировых судей больше отнесены дела, касающиеся прежде всего гражданских исков.

Также одной из особенностей мировых судов Израиля является наличие так называемых «общественных судов», особенность которых заключается в том, что дела, рассматриваемые в раках этого процесса направлены не на наказание, а на исправление человека. Они были созданы в 2014 году как альтернатива ведения уголовного судопроизводства, но для преступлений, рассматриваемых мировыми судами, то есть наименее общественно опасных [6]. Подразумевается, что вместо наказания следует помочь подсудимому справится с проблемами -например, в случае, если к краже человека подтолкнули наличие долговых обязательств. Этот подход интересен прежде всего тем, что пенитенциарная система должна быть направлена на исправление осуждённых, недопустимость рецидивов, что и решается посредством такого рода судов. Поэтому подобного рода подход также интересен в отечественном законодательстве, в виду того, что по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2022 г. основную часть уголовных дел, рассмотренных мировыми судьями в 2021 году составили дела по краже (29,4% от общего числа уголовных дел, рассмотренных мировыми судьями), а общее число осуждённых по приговорам составило 57% от общего числа лиц по оконченным производствам [5].

Таким образом, изучение особенностей в области исправления осужденных принципиально важно, так как исправление преступника - и есть главная цель уголовно-исправительной системы государства, а следствием исправления, безусловно, должна являться интеграция преступника в общество, снижение риска рецидивов [9, с. 158-161].

Следующим интересным для рассмотрения государством является законодательство Королевства Испания, в законодательстве которой установлено, что в тех муниципалитетах, в которых не организован суд первой инстанции и предварительного расследования может быть образован мировой суд, который образуется в муниципальных образованиях, число жителей

которых превышает 5 000 человек и уполномочен рассматривать дела в двух отделениях: рассмотрение гражданских дел и отделение следственных судей [7].

Также, отличительной особенностью Испанской мировой юстиции (в отличие от российской) является то, что в виду того, что мировые судьи являются первым, низшим звеном судебной системы к кандидатам на должность мирового судьи предъявляется минимум требований, например, не требуется высшее юридическое образование, а лишь необходима дееспособность, достижение возраста 18-ти лет, а также отсутствие препятствий к осуществлению таковой деятельности согласно законодательству, а выборы из числа кандидатов на замещение должности проводятся городским советом муниципального образования большинством голосов сроком на 4 года, тогда как в РФ мировые судьи назначаются представительным органом субъекта, в котором происходит избрание, либо, в предусмотренных законом случаях, населением соответствующего судебного участка и первоначально избирается на 3 года, с последующим переизбранием без ограничения полномочий [2].

Ещё одной особенностью закона данного государства, в отличие от российского является то, что на мировых судей, помимо рассмотрения гражданских дел при цене иска до 90 евро, некоторых других гражданских дел, некоторых уголовных дел возложено также ведение регистрации рождений, браков и смертей, обязанности по ведению которых в законодательстве РФ возложены на органы ЗАГС [1].

Это в том числе связано с тем, что нагрузка на аппарат мировых судей Испании относительно невысок, так как их обязанности в уголовном процессе сравнительно ограничены. Так, мировые судьи реализуют полномочия в области собирания доказательств по поручению иных судов и по большей части принимают участие именно в досудебном производстве по уголовным делам, а также правосудие по определённым категориям дел - по таким преступлениям как клевета, угроза, оскорбление, если нет квалифицирующих признаков, которые возбуждаются лишь по заявлениям потерпевших или законных представителей, что в сравнении отражает различные уровни нагрузки на аппарат мировых судей в Российской Федерации и мировых судей в Испании [10, с. 3-7].

Анализ показывает, что несмотря на некоторые сходства аппаратов мировых судей различных стран, каждая система мировой юстиции конкретного государства имеет свои особенности, в следствие как исторических, политических, так и национальных особенностей каждого из них. При этом мы видим, что данные особенности могут иметь как достоинства, так и недостатки, а также по тем или иным причинам могут быть неприменимы в законодательствах других стран, однако богатый опыт, каждой из стран может быть оценен, переосмыслен и в той или иной степени реализован уже в отечественном законодательстве.

Таким образом, взяв лучшее из судебных систем других государств и учитывая национальные особенности отечественного законодательства, с учётом специфики национального правового контекста, можно повысить эффективность отечественного института мировых судей, укрепить доверие граждан к судам и повысить их уважение к закону, повысить уровень их правосознания, позволяют выявить возможности для оптимизации процесса разрешения споров в одном из важнейших для государства институте судебной ветви власти.

Литература и источники

1. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-Ф3 (ред. от 25.12.2023) «Об актах гражданского состояния» // Российская газета. 20.11.1997. № 224.

2. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета. 22.12.1998. № 242.

3. Закон о суде по семейным делам, 1995 г. // Издательство «Нево» URL: https://www.nevo.co.il/law_html/law00/98460.htm (дата обращения: 10.02.2024).

4. Малина М.А. Мировая юстиция и искусственный интеллект // Мировой судья. 2021. № 4. С. 17-21.

5. Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2022 году // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации URL: http://www.cdep.ru/userimages/Obzor_sudebnoy_statistiki_SOYU_2022_na_sayt_SD.pdf (дата обращения: 16.03.2024).

6. Общественные суды // Правительственный интернет-портал Израиля URL: https://www.gov.il/he/departments/general/community_courts (дата обращения: 10.03.2024).

7. Органический закон от 1 июля 1985 г. N 6 «О судебной власти» (в ред. от 12.03.2019) (Ley Organica 6/1985, de 1 de julio, del Poder Judicial) // Boletin Oficial del Estado (BOE) num. 157, de 2 de julio de 1985.

8. Плеханов И.В. Требования, предъявляемые к мировым судьям (на примере истории мировой юстиции во Франции) // Инновационная наука. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-predyavlyaemye-k-mirovym-sudyam-na-primere-istorii-mirovoy-yustitsii-vo-frantsii (дата обращения: 23.03.2024).

9. Поздняков Ю.А., Пасынков В.В. Современное состояние рецидивной преступности в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №10-3.

10. Сумин А.А., Химичева О.В. Мировые суды государств Южной Европы (Королевство Испания и Португальская Республика) // Мировой судья. 2020. №2. С. 3-7.

11. Тетюхин И.Н. История мировой юстиции и проекты введения мирового суда в России // Право: история и современность.

2019. №3.

References and Sources

1. Federal'nyj zakon ot 15.11.1997 N 143-FZ (red. ot 25.12.2023) «Ob aktah grazhdanskogo sostoyaniya» // Rossijskaya gazeta. 20.11.1997. № 224.

2. Federal'nyj zakon ot 17.12.1998 N 188-FZ (red. ot 01.07.2021) «O mirovyh sud'yah v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 22.12.1998. № 242.

3. Zakon o sude po semejnym delam, 1995 g. // Izdatel'stvo «Nevo» URL: https://www.nevo.co.il/law_html/law00/98460.htm (data obrashcheniya: 10.02.2024).

4. Malina M.A. Mirovaya yusticiya i iskusstvennyj intellekt // Mirovoj sud'ya. 2021. № 4. S. 17-21.

5. Obzor sudebnoj statistiki o deyatel'nosti federal'nyh sudov obshchej yurisdikcii i mirovyh sudej v 2022 godu // Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii URL: http://www.cdep.ru/userimages/0bzor_sudebnoy_statistiki_S0YU_2022_na_sayt_SD.pdf (data obrashcheniya: 16.03.2024).

6. Obshchestvennye sudy // Pravitel'stvennyj internet-portal Izrailya URL: https://www.gov.il/he/departments/general/community_courts (data obrashcheniya: 10.03.2024).

7. Organicheskij zakon ot 1 iyulya 1985 g. N 6 «O sudebnoj vlasti» (v red. ot 12.03.2019) (Ley Organica 6/1985, de 1 de julio, del Poder Judicial) // Boletin Oficial del Estado (BOE) num. 157, de 2 de julio de 1985.

8. Plekhanov I.V. Trebovaniya, pred"yavlyaemye k mirovym sud'yam (na primere istorii mirovoj yusticii vo Francii) // Innovacionnaya nauka. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-predyavlyaemye-k-mirovym-sudyam-na-primere-istorii-mirovoy-yustitsii-vo-frantsii (data obrashcheniya: 23.03.2024).

9. Pozdnyakov Yu.A., Pasynkov V.V. Sovremennoe sostoyanie recidivnoj prestupnosti v Rossii // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2022. №10-3.

10. Sumin A.A., Himicheva O.V. Mirovye sudy gosudarstv Yuzhnoj Evropy (Korolevstvo Ispaniya i Portugal'skaya Respublika) // Mirovoj sud'ya.

2020. №2. S. 3-7.

11. Tetyuhin I.N. Istoriya mirovoj yusticii i proekty vvedeniya mirovogo suda v Rossii // Pravo: istoriya i sovremennost'. 2019. №3.

БАРАНОВ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра управления, экономики и права, Московский педагогический государственный университет, Покровский филиал ([email protected]). БОНДАРЕВ НИКИТА ДМИТРИЕВИЧ старший преподаватель, кафедра управления, экономики и права, Московский педагогический государственный университет, Покровский филиал ([email protected]).

BARANOV, ILYA N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Department of Economics and Law Pokrovsky branch of the Moscow Pedagogical State University ([email protected]).

BONDAREV, NIKITA D. - Senior Lecturer at the Department of Management, Economics and Law, Pokrovsky branch of the Moscow Pedagogical State University, Pokrov, Russian Federation ([email protected]).

УДК 347.963 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-98-106

СТЕЛЯ В.А.

СТАТИСТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРОРА ПРИ НАДЗОРЕ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ

Ключевые слова: информационно-аналитическое обеспечение, деятельность прокуратуры, экологическое развитие Арктики, стратегия, безопасность, федеральная система информации, окружающая среда,

В статье понятия Арктика и Арктическая зона Российской Федерации используются в тех же значениях, что и в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утверждённой указом Президента Российской Федерации от 05.03.2020 № 164. В ходе работы над статьей были проанализированы современные определения понятий информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов прокуратуры, повод для проведения проверки. Выделены источники получения прокуратурой статистических данных в экологической сфере. Дана численная (количественная) оценка выявляемых экологических нарушений, охарактеризованы проблемы их выявления. Автором внесены предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования федеральной системы экологической информации. Автор предлагает дополнить «Положение о федеральной государственной информационной системе состояния окружающей среды» перечнем видов размещаемой в федеральной системе информации, связанной с Арктикой.

STELYA, V.A.

STATISTICS AS AN ELEMENT OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT FOR THE PROSECUTOR'S ACTIVITIES IN OVERSEEING THE IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL LEGISLATION

IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA

Key words: information and analytical support, activities of the prosecutor's office, environmental development of the Arctic, federal information system

In the article, the concepts of the Arctic and the Arctic zone of the Russian Federation are used in the same meanings as in the Fundamentals of State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the period until 2035, approved by Decree of the President of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.