17. Federal'nyj zakon ot 04.08.2023 № 478-FZ «O razvitii tekhnologicheskih kompanij v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2023. № 32 (Chast' 1). St. 6210.
18. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.11.2023 № 1847 «Ob otnesenii tekhnologicheskih kompanij k malym tekhnologicheskim kompaniyam i o prekrashchenii statusa malyh tekhnologicheskih kompanij, formirovanii i vedenii reestra malyh tekhnologicheskih kompanij i ob informacionnom vzaimodejstvii» // SZ RF. 2023. № 46. St. 8248.
19. Reshenie o poryadke predostavleniya subsidii №22-62194-00645-R ot 23.01.2024 g. // [Elektronnyj resurs] [Rezhim dostupa]: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.economy.gov.ru/material/file/20c1449bb0877eb9c919bc736cb3aa69/22-62194-00645-P.pdf (Data obrashcheniya: 27.05.2024).
20. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25.03.2022 № 469 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidii iz federal'nogo byudzheta akcionernomu obshchestvu «Rossijskij Bank podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva» na vozmeshchenie nedopoluchennyh im dohodov po kreditam, predostavlennym v 2022 - 2024 godah vysokotekhnologichnym, innovacionnym sub"ektam malogo i srednego predprinimatel'stva po l'gotnoj stavke» // SZ RF. 2022. № 14. St. 2255.
21. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.04.2019 № 532 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim organizaciyam - sub"ektam malogo i srednego predprinimatel'stva v celyah kompensacii chasti zatrat po vypusku akcij i obligacij i vyplate kuponnogo dohoda po obligaciyam, razmeshchennym na fondovoj birzhe» // SZ RF. 2019. № 19. St. 2289.
ФЛИТЕР ЯНА СЕРГЕЕВНА - аспирант, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ([email protected]).
FLITER, YANA S. - Ph.D. student, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation ([email protected]).
УДК 346.6 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-89-94
МОТУРЕНКО С.М., БАТТАХОВ П.П. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ
АРКТИКИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Ключевые слова: предпринимательское право, социальный бизнес, Северный морской путь, регион, Арктика, стратегия, предпринимательство.
В статье рассматриваются вопросы правового регулирования социального предпринимательства. Авторы исследуют основные функции социального предпринимательства в России. Проанализирована действующая нормативная база, которая регулирует предпринимательскую деятельность на территории России. Выделена особая роль развития социального бизнеса на территории Арктики. Выявлены важные проблемы социального предпринимательства в Арктике. Определены основные задачи социального предпринимательства: во-первых, состоящие в решении общественных проблем, во-вторых, как и в любой предпринимательской деятельности, - получение прибыли. Изучены основные виды малого бизнеса на территории Арктики, отмечены особенные виды социального бизнеса, связанные традиционной хозяйственной деятельностью народов Севера. Сделан вывод о том, что нормативно-правовые акты, регулирующие социальный бизнес, необходимо активнее принимать на местах.
MOTURENKO, S.M., BATTAKHOV, P.P.
THE ROLE OF SOCIAL BUSINESS IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ARCTIC ECONOMY: LEGAL ASPECTS
Key words: business law, social business, Northern Sea Route, region, Arctic, strategy, entrepreneurship.
The article discusses issues of legal regulation of social entrepreneurship. The authors explore the main functions of social entrepreneurship in Russia. The current regulatory framework that regulates business activities in Russia is analyzed. The special role of the development of social business in the Arctic is highlighted. Important problems of social entrepreneurship in the Arctic have been identified. The main tasks of social entrepreneurship are identified: firstly, they consist in solving public problems, and secondly, as in any business activity, making a profit. The main types of small business in the Arctic are studied, special types of social business associated with the traditional economic activities of the peoples of the North are noted. It is concluded that regulations governing social business need to be more actively adopted locally.
В условиях увеличивающегося спроса на полезные ископаемые и биоресурсы северных морей Арктика приобретает для человечества все большее значение. Наряду с этим особый интерес, как перспективный транспортный коридор для транзита грузов между Азией и Европой, приобретает Северный морской путь. Экономическое развитие этого региона возможно только при наличии полноценной стратегии, принятой на государственном уровне и предусматривающей тесное взаимодействие с представителями бизнеса. В первую очередь, для этого необходим современный флот, способный работать в арктических широтах, а также оборудованные морские порты. Наличие транспортной инфраструктуры и логистики является фундаментом для всех дальнейших направлений деятельности в удаленном регионе.
В настоящее время, с точки зрения промышленного развития, Арктика выступает наиболее перспективным регионом не только для восстанавливающей свою экономику России, но и для мира в целом. На фоне стремительного развития новых технологий и появления новых видов хозяйственной деятельности появляются стимулы и возможности для активизации освоения Арктической зоны. С учетом официально объявленного на правительственном уровне приоритета задач освоения Арктики, все большую актуальность приобретают вопросы формирования
обновленной политики, основанной на комплексности действий и обеспечении устойчивого социально-экономического роста страны. Такая политика должна уделять повышенное внимание вовлечению в процессы развития представителей бизнеса, в первую очередь крупных корпораций, представляющих нефтегазовый сектор и другие отрасли добывающей промышленности.
Необходимо отметить, что в последние годы растет интерес Российской Федерации к развитию Арктики в аспекте хозяйственной деятельности. Разработаны и приняты целый ряд важных нормативно-правовых актов и стратегических документов. В частности, в данном контексте, на наш взгляд, заслуживает особого внимания распоряжение Правительства «Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года». Ключевые меры, определенные данным документом в отношении геостратегического региона Арктики (арктических стран), определяют масштабную программу действий и для различных звеньев государственного аппарата, и для производственников, в том числе для малого бизнеса. Внимание обращается на то, чтобы при освоении Арктики сохранять территории традиционного природопользования исконных народов Арктики, поддерживая и стимулируя малый бизнес (традиционные промыслы) коренных народов Севера. Ясно определено, что развитие региона должно учитывать интересы бизнеса и местного населения при планировании социально-экономического развития его ключевых территорий, гарантировать государственную поддержку развитию малого и среднего предпринимательства, сохранять и развивать сеть «опорных» морских портов вдоль Северного морского пути, в том числе, в небольших населенных пунктах
[7].
Таким образом, помимо развития крупного бизнеса, на территории Арктики сегодня следует поддержать малый и средний бизнес. Государство поддерживает разные проекты для развития экономики в стране и только таким образом возможно решение социальных вопросов населения и повышение уровня предпринимательской деятельности на местах.
Помимо Конституции России, Гражданского кодекса России и других федеральных законов, регулирующих предпринимательские отношения, на территории Арктики ключевым законом является федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» от 13.07.2020 N 19Э-ФЗ [8]. Профильные законы реализуются помощи хозяйствующих субъектов на территории Арктики с помощи государства. Государство заинтересовано в создании коммерческих организаций, и социальное предпринимательство со временем станет способом развития предпринимательской деятельности на территории Арктики и в целом стране.
В настоящее время в стране общественные взгляды многообразные, поэтому каждый человек имеет права особенного подхода со стороны общества и государства. Ежедневные проблемы населения приобретают социальный и резонансный характер в общественности. Государственные органы власти обязаны выходить из сложившейся затруднительных общественных ситуаций, для решения данных проблем государства создает в тандеме хозяйствующими субъектами новые социальные коммерческие организации. В связи с этим можно считать, что социальное предпринимательство является новым видом предпринимательской деятельности. В соответствии с законодательством новый вид бизнеса получает прибыль и выполняют функции некоммерческих организаций на основании безвозмездности выполнения определенных задач [1].
Понятие социального предпринимательство трактуется учеными по-разному, для решения социальных функций государство и хозяйствующие субъекты заключают взаимовыгодный союз. Социальный проект финансируется хозяйствующими субъектами и государством. Следует выделить особенности социального предпринимательства. Во-первых, субъекты социального предпринимательство обязаны получить прибыль. Во-вторых, с помощью субъектов социального предпринимательства решается социальные проблемы населения.
Согласно п. 1 ст. 7 Конституции страны, Россия является социальным государством, и проводимая внутренняя политика направлена на улучшение жизни и свободного развития гражданина, для этого государством создаются благоприятные условия достойного проживания на территории России [5].
На основании нормативно-правовых актов предпринимательская деятельность развивается на территории Российской Федерации, в мировой арене и соответственно обязаны определять основные общественные задачи государства. К одним из общественных задач относятся трудоустройство незащищенных слоев населения, выполнение данной проблемы привлекаются социальные предприниматели, для реализации данной задачи должна быть преференция от государства к хозяйствующим субъектам. Именно такой вид предпринимательской деятельности считается социальным предпринимательством, но нельзя ограничивать круг общественных задач только данным видом (согласно Конституции России).
Необходимо подчеркнуть, что понятие «социальное предпринимательство» было закреплена в Федеральном законе от 26 июля 2019 года №245-ФЗ «О внесении изменении в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» [9], в котором изложены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к социальным предпринимателям и определены со стороны государства меры государственной поддержки и гарантии.
Прежде всего, необходимо признать, что социальное предпринимательство - это определенный вид хозяйственной деятельности, который следует отличать от благотворительной деятельности. В законе данный институт трактуется таким образом, что имеющий статус социального предпринимателя юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель получает доход и решает социальные вопросы. По сравнению с благотворительностью хозяйствующие субъекты получают определенный доход от предпринимательской деятельности и государственную поддержку, следует признать субъект социального предпринимательство выплачивают налоги, сборы и страховые взносы.
В России смысл развития социального бизнеса состоит в решении общественных вопросов и получении прибыли от данной деятельности в тандеме отношений государство между субъектами предпринимательской деятельности. Безусловно, социальные предприятия ставят максимальные задачи и решают с помощью инновационных методов общественные проблемы на территории России. Перечень направлений, которым занимаются социальные предприниматели, можно изложить таким образом, например, здравоохранение, экология, трудоустройство социально незащищенных слоев населения и т.д. Социальный бизнес считается инновацией решая сложные социально-экономические проблемы, в итоге устраняет общественные трудности перед населением страны и получает реальный доход. Поэтому субъекты предпринимательства и граждане страны ощущают впервые на своем опыте и сталкиваются на практике. В стране до внесения изменений в законодательстве без никаких регистраций в качестве социального предпринимателя и помощи со стороны государства осуществляли благотворительную деятельность. В данное время во многих регионах страны многие субъекты предпринимательства занимаются меценатством.
Тем не менее политика государства изменилась по отношению партнерских взаимных выгод, укрепляется социальное предпринимательство независимо вмешательств разных преград. В данное время социальный бизнес постепенно становится интересным проектом для государства и хозяйствующих субъектов. Можно предвидеть, что в дальнейшем развитие данного института будет связано с вливанием финансовой помощи со стороны государства и субъектов предпринимательской деятельности.
Профессор С.С. Занковский отмечал, что социальное предпринимательство - один из видов предпринимательской деятельности ради получения систематической прибыли от осуществления хозяйственной деятельности, а также решения общественных задач [3]. Для этого установлены критерии вышеназванной деятельности в законе и, соответственно, возможно пользоваться льготами со стороны федеральной, субъектной и муниципальной власти. В научных трудах характеризуют понятие социального предпринимательство по-разному, например, многие ученые охарактеризуют, что как вид предпринимательской деятельности в социальной области и с элементами благотворительности, осуществляемый субъектами предпринимательства для получения прибыли от хозяйственной деятельности и реализации социальных задач в пользу некоторых граждан России.
Социальный бизнес на территории Арктики развивается в трудных условиях, например, природно-климатических, экономических и социальных, несмотря на разные преграды
способствует прорываться благодаря реализации новых творческих идей, рискуя своим имуществом для решения социальных задач и зарабатывания денежных средств. Необходимо отметить, что задачи социального предпринимательство в Арктических регионах выполняются медленными темпами по сравнению с центральной частью страны, при этом обеспечиваются работой незащищенные слои населения, например, беженцы, пожилые граждане, инвалиды, лица без определенного места жительства и т.д.
Необходимо отметить, социальное предпринимательство для Арктической зоны новое, перспективное направление, способное обеспечить соблюдение интересов и представителей бизнеса, и гражданского общества. За счет совместной работы предпринимателей и государственных органов обеспечивается решение важным социально-экономических проблем и получение прибыли хозяйствующими субъектами. В условиях глобального экономического кризиса и дефицита государственного финансирования такое партнерство способно эффективно преодолевать существующие барьеры на пути регионального развития. Внедрение принципов социального предпринимательства должно способствовать повышению активности населения, реализации новых идей, укреплению института предпринимательства в стране.
В настоящее время в Арктике особые условия хозяйствования, поэтому и социальный бизнес будет иметь отличия от аналогичной деятельности в других регионах России. Например, для северных регионов характерно существование значительных различий в перечне необходимых товаров/услуг на фоне других частей России. Если в средней полосе страны предпринимательство является в основном коммерческим, то в Арктике имеет выраженную социальную направленность.
При инфраструктурных ограничениях, существующих в Арктике, и накладывающих свои ограничения на ведение социального предпринимательства, оно играет огромное значение с точки зрения развития творческого потенциала, креативности идей и освоения новых технологий. Все это позволяет развивать человеческий капитал и повышать жизненный уровень населения.
Необходимо признать, ведение предпринимательства в Арктической зоне, в том числе социального, обладает невысокой маржинальностью и не обеспечивает значительных прибылей бизнесу, основная роль такой деятельности связана именно с социальной значимостью осуществляемой деятельности. По этой причине при разработке любых нормативных документов, затрагивающих вопросы предпринимательства в Арктике, необходимо исходить в первую очередь из социальной ориентации деятельности, как основы творческого и инновационного развития человеческих ресурсов, формирования условий качественного саморазвития [2].
В Арктике малый бизнес строится на традиционных видах хозяйствования, но вполне реально использование в этом случае и новых моделей построения бизнеса, несмотря на наличие объективных барьеров. Предприниматели просто не имеют возможности реализации своей продукции по ценам, обеспечивающим им получение прибыли, в связи с чем требуется государственная поддержка. Она может быть реализована в виде компенсации 50% стоимости товара/услуги для конечного потребителя или возмещения затрат на транспортные расходы, составляющие для Арктики значительную часть итоговой себестоимости. Кроме того, не следует забывать о расходах на содержание помещений. В условиях продолжительных полярных зим траты на отопление и освещение в течение года формируют значительные суммы. При этом можно признать, что помощь со стороны государства играет важную роль. В результате себестоимость товаров в Арктике оказывается настолько высокой (при включении в нее еще и нормы прибыли предпринимателя), а итоговая цена для потребителя оказывается неподъемной.
Одной из проблем региона является непрерывное увеличение безработицы, в результате чего значительная часть населения переезжает из Арктики в другие, более благоприятные для жизни регионы страны. Справиться с оттоком населения можно только за счет совместных действий государства и бизнеса, создания соответствующих правовых основ и оказания экономической поддержки. В таких условиях социальное предпринимательство выступает одним из перспективных направлений решения существующих социально-экономических проблем.
В условиях, при которых в Арктике большая часть проектов носит социальную направленность, развитие социального бизнеса является объективным решением, отвечающим требованиям общества. На фоне социального предпринимательства в других регионах в Арктике
наблюдается существенный сдвиг долей социального и коммерческого блока. Реализация новых проектов здесь в большей степени имеет целью увеличение занятости населения за счет новых мест приложения труда, что соответствует и интересам государства.
В 2019 году впервые в нормативных документах появился термин «социальное предпринимательство». Это позволило создать предпосылки для развития подобного направления деятельности в России. В процесс всестороннего рассмотрения данного феномена необходимо выявить ряд особенностей, оказывающих непосредственное воздействие на становление социального предпринимательства в нашей стране. Среди них: формирование более полной и совершенной нормативной базы, регулирующей деятельность социальных предпринимателей и государственную поддержку, использование научно обоснованных и подтвержденных экспериментальным путем методик развития направления, создание соответствующей инфраструктуры, отвечающей требованиям времени, внедрение системы государственного учета лиц, официально признанных социальными предпринимателями.
Социальное предпринимательство можно рассматривать в качестве альтернативы для существования некоммерческих организаций, ориентированных на ведение благотворительности [3]. Практика показывает, что последние не способны эффективно противодействовать проблемам, с которыми сталкивается современное общество. Недостаточно эффективны и социальные институты, находящиеся на полном государственном обеспечении, они просто не способны соответствовать требованиям времени и постоянно отстают от меняющихся потребностей общества и отдельных индивидов. Результат - сохранение проблем и отсутствие перспектив их решения. Внедрение принципов социального предпринимательства позволяет использовать новый, перспективный механизм.
Необходимо отметить, что развитие социального предпринимательства в Арктике находится на стадии зарождения. Многие проекты, которые уже успели себя положительно зарекомендовать в других регионах России, только планируются к внедрению или проходят адаптацию под особенности местных условий. При этом развитие данного направления деятельности не снимает с государства ответственности по решению таких насущных проблем как образование, медицинское обеспечение, качественное жилье. Данный функционал входит в сферу ответственности государственных органов власти. В условиях Арктики социальное предпринимательство должно ориентироваться на распространение товаров/услуг, способствующих развитию местного человеческого капитала, улучшения уровня жизни населения по направлениям, где только деятельность государства не способна привести к положительному результату. К числу таких направлений деятельности стоит отнести педагогические услуг, работу психологов, социальную адаптацию, широкий спектр медицинских услуг. Посредством социального предпринимательства в Арктической зоне требуется расширять спектр предоставляемых услуг, имеющих высокую социальную значимость, улучшать их качественные характеристики, повышать доступность для конечного потребителя, наращивать экономическую активность населения, сталкивающегося с проблемами безработицы и оттока населения [6].
На фоне роста внимания государства к развитию Арктики необходимо не только количественное наращивание усилий, но и повышение эффективности производства. Достижение данной цели возможно только через внедрение инноваций, развитие креативного, творческого подхода к решению поставленных задач, использование внутреннего потенциала региона к саморазвитию. Такой подход позволит обеспечить качественный рост социально-экономических показателей. В случае успешной реализации данных начинаний социальное предпринимательство вместе с деятельностью крупного бизнеса способно стать основными драйверами комплексного развития Арктики, а не только расширения объемов производства сырьевых ресурсов.
Таким образом, современный подход к вопросам развития Арктики на государственном уровне требует доработки, прежде всего необходимо выстраивание более эффективной законодательной базы, которая будет учитывать климатические, территориальные, инфраструктурные особенности региона. Активизация деятельности в области социального предпринимательства- актуальная для России тема, тем более для Арктической зоны с ее нерешенными социально-экономическими проблемами. По этой причине требуется оперативная доработка законодательства РФ, которое станет фундаментом для всех последующих изменений.
Литература и источники
1. Баттахов П.П. Социальное предпринимательство в России: классификация и проблемы правового регулирования // Аграрное и земельное право. 2023. №3(219). С. 80-83.
2. Башмакова Е.П., Торопушина Е.Е. Социальное предпринимательство как фактор саморазвития территорий российской Арктики // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 481-496.
3. Занковский С.С. Правовая концепция социального предпринимательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2021. Т. 17. № 4. С. 82-86.
4. Занковский С.С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства // Предпринимательское право. 2020. № 4.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru
6. Нетесова М. С. О перспективах развития социального предпринимательства в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т.14. № 7. С. 136-142.
7. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 18.02.2019. N 7 (часть II). ст. 702.
8. Федеральный закон от 13.07.2020 N 193-ФЗ (ред. от 23.03.2024) «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» // Российская газета. 16.07.2020. № 155.
9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.05.2024) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Парламентская газета. 09.08.2007. № 99-101.
References and Sources
1. Battahov P.P. Social'noe predprinimatel'stvo v Rossii: klassifikaciya i problemy pravovogo regulirovaniya // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2023. №3(219). S. 80-83.
2. Bashmakova E.P., Toropushina E.E. Social'noe predprinimatel'stvo kak faktor samorazvitiya territory rossijskoj Arktiki // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. 2019. T. 9. № 4. S. 481-496.
3. Zankovskij S.S. Pravovaya koncepciya social'nogo predprinimatel'stva // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. 2021. T. 17. № 4. S. 82-86.
4. Zankovskij S.S. Ponyatie i pravovoe regulirovanie social'nogo predprinimatel'stva // Predprinimatel'skoe pravo. 2020. № 4.
5. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru
6. Netesova M. S. O perspektivah razvitiya social'nogo predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2021. T.14. № 7. S. 136-142.
7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 13.02.2019 N 207-r (red. ot 30.09.2022) «Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // SZ RF. 18.02.2019. N 7 (chast' II). st. 702.
8. Federal'nyj zakon ot 13.07.2020 N 193-FZ (red. ot 23.03.2024) «O gosudarstvennoj podderzhke predprinimatel'skoj deyatel'nosti v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 16.07.2020. № 155.
9. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 N 209-FZ (red. ot 29.05.2024) «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» // Parlamentskaya gazeta. 09.08.2007. № 99-101.
МОТУРЕНКО СЕРГЕЙ МИХАИЛОВИЧ - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права, Институт государства и права Российской академии наук ([email protected]). БАТТАХОВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права, Институт государства и права Российской академии наук ([email protected]). MOTURENKO, SERGEY M. - Ph.D in Law, Senior Research Fellow in the Business and Corporate Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).
BATTAKHOV, PETR P. - Ph.D in Law, Senior Research Fellow in the Business and Corporate Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).
УДК 347.97 DOI: 10.24412/2411-2275-2024-2-94-98
БАРАНОВ И.Н., БОНДАРЕВ Н.Д. ИНСТИТУТ МИРОВЫХ СУДЕЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОМПАРАТИВИСТИКИ (ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ)
Ключевые слова: правосудие, мировая юстиция, мировые судьи, актуальные проблемы мировой юстиции, магистраты.
В статье рассматриваются особенности реализации мировой юстиции в различных государствах на современном этапе, проводится сравнительный анализ отечественного и зарубежного законодательства в области института мировых судей. Анализ норм отечественного и зарубежного права показывает, что, несмотря на некоторые сходства аппаратов мировых судей различных стран, каждая система мировой юстиции конкретного государства имеет свои особенности, в следствие как исторических, политических, так и национальных особенностей каждого из них. При этом данные особенности имеют как достоинства, так и недостатки, а также по тем или иным причинам могут быть неприменимы в законодательстве других стран.
BARANOV, I.N., BONDAREV, N.D. INSTITUTE OF MAGISTRATES IN THE SYSTEM OF LEGAL COMPARATIVE STUDIES (PROBLEMS AND PROSPECTS)
Key words: justice, justice of the peace, justices of the peace, current problems of justice of the peace, magistrates.
The article examines the features of the implementation of justice of the peace in various states at the present stage, and conducts a comparative analysis of domestic and foreign legislation in the field of the institution of justices of the peace. An analysis of the norms of domestic and foreign law shows that, despite some similarities in the apparatus of justices of the peace in different countries, each system of justice of the peace of a particular state has its own characteristics, due to both the historical, political and national characteristics of each of them. Moreover, these features have both advantages and disadvantages, and for one reason or another may not be applicable in the legislation of other countries.